Ордосская культура
Географический диапазон | Ордынское плато |
---|---|
Период | от позднего неолита до раннего бронзового века |
Даты | в. 800–150 гг. до н. э. [ 1 ] |
Предшественник | Культура Жукайгоу Культура Симао Культура Сива Культура Сича |
С последующим | династия Хань |
Культура Ордос ( упрощенный китайский : 鄂尔多斯文化 ; традиционный китайский : 鄂爾多斯文化 ) была материальной культурой, занимавшей регион с центром в петле Ордоса (соответствует региону Суйюань , включая Баотоу на севере, все они расположены в современной Внутренней Монголии , Китай). ) [ 3 ] во время бронзового и раннего железного века с ок. 800–150 гг. до н. э. [ 4 ] Ордосская культура известна значительными находками скифского искусства и может представлять собой самое восточное распространение индоевропейских евразийских кочевников , таких как саки , [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] или могут быть связаны с палеосибирцами или енисейцами . [ 8 ] При династиях Цинь и Хань эта территория перешла под контроль современных китайских государств.
Фон
[ редактировать ]Плато Ордос было покрыто травой, кустарниками и деревьями и было достаточно орошено многочисленными реками и ручьями, чтобы образовать богатые пастбища. [ 9 ] В то время здесь располагались лучшие пастбища в Азиатской степи . [ 10 ]
Конные кочевники с северо-запада занимали территорию, ранее заселенную культурой Чжукайгоу и культурой Симао, с 6 по 2 века до нашей эры, прежде чем были изгнаны сюнну . [ 11 ] Некоторые авторы датируют приход с севера и запада этих кочевников, практиковавших конную войну, IV веком до нашей эры, что примерно соответствует периоду завоеваний Александра Македонского в Средней Азии . [ 12 ] Они пришли несколькими волнами из Средней Азии и Южной Сибири через коридор Ганьсу, прежде чем поселились в районе Ордоса. [ 13 ] Возможно, они взаимодействовали с юэчжи. [ 14 ] в процессе. [ 13 ]
Это также примерно соответствует периоду, когда конная война была введена в китайском государстве Чжао , в период Воюющих царств , группами, называемыми китайцами Ху (胡, «Кочевники») или Дунху (東胡 «Восточные кочевники») и Линьху (林胡 «Лесные кочевники»), [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] которые стимулировали интерес короля Чжао своей « стрельбой из лука с лошади » (騎射 qishé ). [ 13 ] Иногда китайские источники четко разграничивали Ху и хунну , объединивших свою восточную империю к концу III века до нашей эры. [ 13 ] однако в других случаях китайские источники часто просто классифицировали сюнну как Ху народ , что было общим термином для кочевых народов . [ 18 ] [ 19 ]
Ранние характеристики
[ редактировать ]Ордосы в основном известны по своим останкам скелетов и артефактам. Культура Ордоса примерно с 500 г. до н. э. по 100 г. н. э. известна своими «ордосскими бронзовыми изделиями», клинковым оружием, навершиями для шестов палаток, конским снаряжением, а также небольшими бляшками и фурнитурой для одежды и конской упряжи, с использованием украшений в зверином стиле, сочетающихся как с скифское искусство регионов гораздо дальше на запад, а также китайское искусство . Его отношения с хунну противоречивы; для некоторых ученых они одинаковы, а для других различны. [ 20 ] Множество захороненных металлических артефактов появилось на поверхности земли в результате прогрессирующего опустынивания региона. [ 21 ]
Считается, что ордосы — самый восточный из иранских народов Евразийской степи , расположенный к востоку от более известного юэчжи , также индоевропейского народа . [ 6 ] [ 7 ] Поскольку люди, представленные в археологических находках, склонны проявлять европеоидные черты, что ранее отмечал Отто Дж. Менхен-Хельфен , [ 22 ] Ярослав Лебединский предполагает, что культура Ордоса имела «скифское родство». [ 23 ] [ 24 ] Другие ученые связывают его с юэчжи. [ 9 ] или палеосибиряки (в частности, енисейцы ). [ 25 ] Оружие, найденное в гробницах по всей степи Ордоса, очень близко к оружию скифов и саков . [ 9 ] [ 26 ] Культура Ордоса имеет большое сходство с культурой Шацзин в Ганьсу на западе, сакской культурой Синьцзяна и культурой Верхнего Сяцзядя в Ляонине на северо-востоке. [ 27 ]
Последние археологические и генетические данные позволяют предположить, что западные и восточные скифы I тысячелетия до н.э. возникли независимо, но оба сочетают в себе ямную родословную, распространившуюся на восток из области европейских степей, с восточноазиатским компонентом, который наиболее тесно связан соответствует современным северосибирским нганасанам нижнего Енисея , в разной степени, но в целом выше у восточных скифов. [ 28 ]
С другой стороны, археологические данные теперь склонны предполагать, что истоки скифской культуры , характеризующиеся курганными курганами и звериным стилем I тысячелетия до нашей эры, следует искать среди восточных скифов, а не среди их западных аналогов: восточных скифских курганов. (такие как алтайский курган Аржан 1 в Туве ) старше западно-скифских курганов, а элементы звериного стиля впервые засвидетельствованы в районах реки Енисей и современного Китая в 10 веке до нашей эры. [ 29 ] Быстрое распространение скифской культуры от восточных скифов к западным скифам также подтверждается значительным потоком генов с востока на запад через степи в I тысячелетии до нашей эры. [ 28 ] [ 29 ]
Культура Маоцингоу на восточной окраине области Ордоса также считается «скифской культурой», которая окончательно исчезла в III-II веках до нашей эры с приходом хунну . [ 30 ] Их культура чрезвычайно расширилась и на северо-востоке Китая заменила более ранние культуры, такие как Верхний Сяцзядянь . [ 31 ]
Ранние бронзовые артефакты (6-5 вв. до н.э.)
[ редактировать ]Несколько артефактов Ордоса VI-V веков до нашей эры отражают кочевую культуру, основанную на колеснице, а не на коне. К ним относятся украшения для колесниц, раскопанные в гробницах кочевников. [ 37 ]
В качестве материала использовалась бронза, в отличие от серебра и золота, появившихся в IV веке до нашей эры вместе с конной культурой. [ 37 ] Примерно в это же время из могил исчезли украшения колесниц. [ 37 ] Артефакты, вероятно, были созданы в литейных мастерских додинастического государства Цинь для кочевых пастухов Ордоса. [ 37 ]
Внедрение новой металлургии и стиля (4-3 века до н. э.)
[ редактировать ]Примерно в IV веке до нашей эры погребальный инвентарь начал заметно меняться. [ 12 ] Колесница, которая была центральным погребальным артефактом у кочевых народов, была заменена лошадью. Иконография погребальных предметов стала явно заимствована из алтайских или североазиатских мотивов. [ 12 ] Новая иконография этого периода в сочетании с тем фактом, что она впервые появляется в южной Нинся и юго-восточной Ганьсу к западу от Ордоса, позволяет предположить, что эти конные кочевники пришли из Северной Азии и южной Сибири через Ганьсу, вероятно, несколькими волнами. [ 37 ]
Золото и серебро заменили луженую бронзу. [ 12 ] Золотой олень с головой орла, найденный на южной окраине пустыни Ордос, является примером нового «навязчивого стиля», привнесенного кочевниками Ордоса. [ 12 ] Мотив «существа с головой хищника» ранее задокументирован в пазырыкской культуре и является частью евразийской символической системы, известной примерно с VII века до нашей эры и выявленной в сакских захоронениях. [ 13 ] эры . В Ордосе также была раскопана золотая корона кочевников, датированная III веком до нашей [ 13 ] Новые методы, такие как грануляция, также были привезены с запада по всей Евразии и затем были приняты Китаем. [ 13 ]
Эти артефакты, например, изображающие мифологических существ с головами хищников, часто приписывают хунну , но это невозможно, поскольку хунну еще не жили в этом регионе в 4 веке до нашей эры и не могли импортировать эти изображения в северо-западный Китай. Более того, эти стили фактически исчезли вскоре после прибытия хунну. [ 38 ] Вместо этого их следует отнести к кочевникам дохунну, оккупировавшим Ордос в то время, включая, возможно, юэчжи . [ 38 ]
-
Золотой олень с головой орла, характерный для нового стиля, введенного кочевниками Ордоса. Раскопаны на южной границе пустыни Ордос. [ 12 ]
-
Золотая корона кочевников, раскопанная в Ордосе, III век до нашей эры. [ 13 ]
-
Золотая поясная пряжка в скифском стиле из Сигупана M2 (4–3 вв. до н. э.)
Контакты с соседними народами
[ редактировать ]Хотя этнолингвистическое происхождение и характер культуры Ордоса неизвестны, население, по-видимому, находилось под значительным влиянием индоевропейских культур . [ 6 ] Однако искусство культуры Ордоса, по-видимому, имеет сходство с искусством народа Дунху ( китайский : 東胡 ), монголоязычного кочевого племени, расположенного на востоке, что позволяет предположить, что между ними были тесные связи. [ 39 ]
Население Ордоса также контактировало (и, как сообщается, часто воевало) с доханьскими и ханьскими народами. Культура Ордоса географически охватывала регионы, позже оккупированные ханьцами, включая районы к северу от позднейшей Великой Китайской стены и между самым северным рукавом Желтой реки .
К западу от культуры Ордоса жил еще один индоевропейский народ, юэчжи , хотя об отношениях между ними ничего не известно. (Позже юэчжи были побеждены хунну и усунями , которые, как сообщается, вытеснили их на запад, из Китая; широко распространено мнение, что подгруппа юэчжи мигрировала в Южную Центральную Азию , где она составляла правящую элиту Кушанской империи .)
Прибытие хунну (ок. 160 г. до н.э.)
[ редактировать ]было Раннее появление хунну зафиксировано к северу от Ворот Дикого гуся и командований Дай перед 265 г. до н.э., незадолго до войны Чжао-хунну ; [ 43 ] [ 44 ] однако китаевед Эдвин Пуллибланк (1994) утверждает, что упоминания о сюнну до 241 г. до н.э. являются анахронической заменой народа Ху . [ 45 ] [ 46 ] Они также упоминаются в китайских источниках, официальных, таких как «Записки великого историка» , [ 47 ] и неофициальные, такие как И Чжоу Шу. [ 48 ] и Классика гор и морей [ 49 ] как оккупировавший плато Ордос в период Воюющих царств, прежде чем оно было оккупировано государствами Цинь и Чжао . [ 50 ] Обычно считается, что это их родина; однако когда именно они пришли заселить этот регион, неясно, и археологические находки позволяют предположить, что это могло быть намного раньше, чем традиционно считалось. [ 51 ] Сюнну вернули себе родину вплоть до границ Китая, более чем через десять лет после изгнания, во время хаоса после Цинь, когда Мэн Тянь умер, а осужденные, охранявшие границы, вернулись домой. [ 52 ]
Когда хунну расширились на юг, на территорию юэчжи около 160 г. до н.э. при Модуне, юэчжи, в свою очередь, победили саков и оттеснили их на Иссык-Куль . Считается, что хунну также оккупировали район Ордоса в тот же период, когда они вступили в прямой контакт с китайцами. Оттуда хунну совершили многочисленные опустошительные набеги на территорию Китая (167, 158, 142, 129 гг. до н. э.). [ 53 ]
Война Хань -хунну началась при императоре Хань Гаозу , и ханьцы колонизировали территорию Ордоса как командование Шуофан в 127 году до нашей эры. До этой кампании уже существовали более ранние командования Цинь и Чжао, прежде чем они были захвачены сюнну в 209 г. до н.э. [ 54 ]
Артефакты периода хунну
[ редактировать ]Поясные бляшки в виде коленопреклоненной лошади из позолоченного серебра изготавливались в Северном Китае для покровителей хунну в III-I веках до нашей эры. [ 55 ] [ 56 ] Пряжки для ремней со сценами боевых действий животных изготавливались во II-I веках до нашей эры, в основном в мастерских Северного Китая для хунну. Эти тарелки были вдохновлены искусством степей, но рисунок был сплющен и сжат в рамке. [ 57 ] [ 56 ]
-
Пряжка пояса с изображением парных кошек, атакующих козерогов, заимствована из более раннего скифского искусства . Ордос, III век до н.э. Обычно описывается как хунну, несмотря на раннюю дату. [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ]
-
Поясная бляшка с изображением борцов, регион Ордос и западная часть Северного Китая, II век до н.э., бронза - Этнологический музей, Берлин [ 61 ]
-
Лошадь атакована тигром, Ордос, IV-I века до н.э. [ 62 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ханичерч, Уильям (2015). Внутренняя Азия и пространственная политика Империи: археология, мобильность и культурные контакты (PDF) . п. 112. дои : 10.1007/978-1-4939-1815-7 . ISBN 978-1-4939-1814-0 .
- ^ Менхен-Хельфен, Отто; Хелфен, Отто (1 января 1973 г.). Мир гуннов: Исследования по их истории и культуре . Издательство Калифорнийского университета. п. 371. ИСБН 978-0-520-01596-8 .
- ^ Энциклопедия Шелкового пути . Сеульский выбор. 18 июля 2016 г. с. 1959. ISBN 978-1-62412-076-3 .
- ^ Ханичерч, Уильям (2015). Внутренняя Азия и пространственная политика Империи: археология, мобильность и культурные контакты (PDF) . п. 112. дои : 10.1007/978-1-4939-1815-7 . ISBN 978-1-4939-1814-0 .
- ^ Лебединский 2007 , с. 131
- ^ Перейти обратно: а б с Macmillan Education 2016 , с. 369 «С этого времени и до династии Хань степь Ордоса была домом полукочевых индоевропейских народов, культуру которых можно рассматривать как восточную провинцию обширного евразийского континуума скифо-сибирских культур».
- ^ Перейти обратно: а б Харматта 1992 , с. 348: «Начиная с первого тысячелетия до нашей эры, мы располагаем обильными историческими, археологическими и лингвистическими источниками о местонахождении территории, населенной иранскими народами. В этот период территория северных иранцев, будучи конными кочевниками, простиралась на всю зону степей, лесостепей и даже полупустынь от Великой Венгерской равнины до Ордоса в северном Китае».
- ^ «Генетические и лингвистические доказательства хунну-йенсейской гипотезы» . Исследовательские ворота . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хэнкс и Линдафф, 2009 г. , стр. 284–286.
- ^ Беквит 2009 , с. 71
- ^ Бункер 2002 , стр. 26–29.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бункер 2002 , с. 26
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Бункер 2002 , стр. 27–28.
- ^ Тьерри 2005 .
- ↑ Шиджи «Наследственный дом Чжао» цитата: «Сегодня Чжуншань в сердце моего сердца. Есть Янь на севере, Ху на востоке, а Линьху , Луфань, Цинь и Хань на западе. Без помощи сильных солдаты, страна будет разрушена.氰何? » перевод: «Теперь Чжуншань в нашем сердце и животе [примечание: Чжао окружил Чжуншань, за исключением северо-восточной стороны Чжуншаня], Янь на севере, Ху на востоке, Лес Ху на западе, Луфань , Цинь , Хань у наших границ. Но у нас нет сильной армии, которая могла бы нам помочь, мы наверняка потеряем страну. Что делать?»
- ↑ Стратагемы Воюющих Государств , «Король Улин проводит свой день в праздности», цитата: «От Чаншаня до Дая и Шандана проходят границы Янь и Дунху на востоке, а на востоке – границы Луфаня, Цинь и Хань. на западе, но нет кавалерии» Перевод Дженнифер Доджсон : «От горы Чанг до Дая и Шандана наши земли граничат с Яном и Дунху на востоке, а на западе у нас есть Луфан и общие границы с Цинь и Хань. у нас нет конных лучников, готовых к действию».
- ^ Pulleyblank 1994 , с. 518.
- ^ Ди Космо, Никола. 2002. Древний Китай и его враги: рост власти кочевников в истории Восточной Азии . Издательство Кембриджского университета. п. 129.
- ^ Pulleyblank 1994 , с. 519-520.
- ^ Сравните этот и этот аккаунт, оба из 1970-х годов. 200-летний Банкер считает их одним и тем же, а точнее, людей Ордоса как подгруппу хунну.
- ^ Бункер 2002 , с. 200
- ^ Менхен-Хельфен 1973 , стр. 369–375.
- ^ Лебединский 2007 , с. 125 «Европоидные лица на некоторых изображениях Ордоса, что следует отнести к скифскому родству»
- ^ Лебединский 2007 , с. 125 «Монголоидные типы Забайкалья, Центральной и Восточной Монголии резко контрастируют с европеоидным типом, проявляемым в то же время скифскими кочевниками, населявшими Западную Монголию, и их предшественниками бронзового века».
- ^ «Генетические и лингвистические доказательства хунну-йенсейской гипотезы» . Исследовательские ворота . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ Лебединский 2007 , с. 127
- ^ Космо, Никола Ди (1999). Северный фронтир в доимперском Китае (Кембриджская история Древнего Китая) . Издательство Кембриджского университета. стр. 951–952.
Сакская культура в Синьцзяне, шацзинская культура в Ганьсу, ордосский комплекс во Внутренней Монголии и верхнесяцзядийская культура Ляонина — все они указывают на переход от смешанных агропастбищных к преимущественно или исключительно скотоводческим кочевым культурам. Начиная с седьмого века, предметы, связанные с улучшением управления лошадьми и верховой ездой, такие как удила, псалии, конские маски и украшения-колокольчики, становились все более распространенными и изощренными.
- ^ Перейти обратно: а б Унтерлендер, Мартина; Пальстра, Фризо; Лазаридис, Иосиф; Пилипенко Александр; Хофманова, Зузана; Гросс, Мелани; Продай, Кристиан; Блёхер, Йенс; Кирсанов, Карола; Роланд, Надин; Ригер, Бенджамин (3 марта 2017 г.). «Происхождение, демография и потомки кочевников железного века Евразийской степи» . Природные коммуникации . 8 : 14615. Бибкод : 2017NatCo...814615U . дои : 10.1038/ncomms14615 . ISSN 2041-1723 . ПМЦ 5337992 . ПМИД 28256537 .
«Геномный вывод показывает, что скифов на востоке и западе степной зоны лучше всего можно описать как смесь предков, связанных с Ямной, и восточноазиатского компонента. Демографическое моделирование предполагает независимое происхождение восточных и западных групп с продолжающимся потоком генов между Они правдоподобно объясняют поразительное единообразие их материальной культуры. Мы также находим доказательства того, что значительный поток генов с востока на запад Евразии должен был произойти в начале железного века». и «Смесь ЭХГ [европейских охотников-собирателей] и кавказских элементов в носителях ямной культуры сформировалась в европейской степи и экспортировалась в Среднюю Азию и Сибирь». Поэтому мы рассмотрели альтернативную модель, в которой рассматриваем их как смесь ямной и ханьской (дополнительная таблица 25). Эта модель подходит всем скифским группам железного века, что согласуется с тем, что эти группы имеют происхождение, связанное с выходцами из Восточной Азии, не встречающееся в других популяциях. В качестве альтернативы, скифские группы железного века также можно смоделировать как смесь ямной и северосибирских нганасан (дополнительное примечание 2, дополнительная таблица 26).
- ^ Перейти обратно: а б Унтерлендер, Мартина; Пальстра, Фризо; Лазаридис, Иосиф; Пилипенко Александр; Хофманова, Зузана; Гросс, Мелани; Продай, Кристиан; Блёхер, Йенс; Кирсанов, Карола; Роланд, Надин; Ригер, Бенджамин (3 марта 2017 г.). «Происхождение, демография и потомки кочевников железного века Евразийской степи» . Природные коммуникации . 8 : 14615. Бибкод : 2017NatCo...814615U . дои : 10.1038/ncomms14615 . ISSN 2041-1723 . ПМЦ 5337992 . ПМИД 28256537 .
Происхождение широко распространенной скифской культуры долгое время обсуждалось в евразийской археологии. Родиной и центром скифов первоначально считалась северная причерноморская степь, пока Тереножкин не сформулировал гипотезу о среднеазиатском происхождении. С другой стороны, свидетельства восточно-евразийского происхождения включают курган Аржан 1 в Туве, который считается самым ранним скифским курганом. Датирование дополнительных захоронений, расположенных на востоке и западе Евразии, подтвердило, что восточные курганы старше, чем их западные аналоги. Кроме того, элементы характерного «звериного стиля», датированные десятым веком до нашей эры, были обнаружены в районе реки Енисей и в современном Китае, что подтверждает раннее присутствие скифской культуры на Востоке.
- ^ Панькова Светлана; Симпсон, Сент-Джон (21 января 2021 г.). Хозяева степи: влияние скифов и более поздних кочевнических обществ Евразии: материалы конференции, состоявшейся в Британском музее, 27-29 октября 2017 г. ООО «Археопресс Паблишинг» с. 523. ИСБН 978-1-78969-648-6 .
На восточной окраине скифского мира в северном Китае, в районе озера Дайхай к северо-западу от Ордоса, существует скифская культура, известная как Маоцингоу .
- ^ Ди Космо, Никола (2008). Кембриджская история древнего Китая от истоков цивилизации до 221 г. до н.э. Глава 13. СЕВЕРНЫЙ ФРАНТИР В ДОИМПЕРАЦИОННОМ КИТАЙЕ . Издательство Кембриджского университета. стр. 885–966.
БРОНЗОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Бронзовые изделия из скифских стоянок Северного Китая представляют собой достаточно типичные предметы кочевого происхождения, имеющие широкое распространение по всему степному поясу Евразии. Среди них наиболее характерны обоюдоострый кинжал с прямым лезвием, конская упряжь, большие ритуальные котлы, орнаментальные бляшки и пряжки поясов. Кинжалы из памятников Ордоса, таких как Таохунбала и Маоцингоу, отличаются от кинжалов периодов Шан и раннего Чжоу. Новым и быстро распространенным элементом декора является навершие кинжала с обращенными к нему головами птиц, или стиль усиков. Этот мотив очень распространен на севере и западе и широко встречается в Южной Сибири. (...) Сегодня существует консенсус в том, что кочевые культуры Северной зоны в конце Воюющих царств были напрямую связаны с более ранними жителями, такими как культуры нижних слоев Таохунбала и Маоцингоу. Однако нет сомнений в том, что культура, представленная этими более ранними памятниками, значительно расширилась и в некоторых областях, таких как северо-восток, заменила более ранние культуры, такие как Верхний Сяцзядянь.
- ^ Мацумото, Кейта (1 января 2021 г.). «ОБЗОР ИНСТРУМЕНТОВ И ОРУЖИЯ БРОНЗОВОГО И РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА ИЗ СЕВЕРНОЙ МОНГОЛИИ» . Древние культуры Монголии, Южной Сибири и Северного Китая : 332.
- ^ Перейти обратно: а б «Метрополитен-музей» . www.metmuseum.org .
- ^ Бункер 2002 , стр. 64–65.
- ^ Бункер 2002 , с. 69 пункт 35.
- ^ «Последний Британский музей» . Британский музей .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бункер 2002 , стр. 23–24.
- ^ Перейти обратно: а б Бункер 2002 , с. 30
- ^ Лебединский 2007 , с. 124.
- ^ Коутсворт, Джон; Коул, Хуан; Ханаган, Майкл П.; Пердью, Питер С.; Тилли, Чарльз; Тилли, Луиза (16 марта 2015 г.). Глобальные связи: Том 1, До 1500 года: Политика, обмен и социальная жизнь в мировой истории . Издательство Кембриджского университета. п. 138. ИСБН 978-1-316-29777-3 .
- ^ Атлас всемирной истории . Издательство Оксфордского университета. 2002. с. 51. ИСБН 978-0-19-521921-0 .
- ^ Фов, Жерун (2021). Европейский справочник по изучению Центральной Азии . Совет директоров – Книги по запросу. п. 403. ИСБН 978-3-8382-1518-1 .
- ^ Шиджи Том 81 «Истории о Лянь По и Линь Сянжу - Приложение: Ли Му» текст: «Ли Му — хороший генерал на северной границе Чжао. Он часто живет в Дайянмэнь, чтобы подготовиться к переводу:» Что касается Ли Му , то он был хорошим полководцем на северных границах Чжао . Он часто размещался у Дая и Ворот Дикого Гуся, готовясь [против] хунну».
- ^ Теобальд, Ульрих (2019) «Ли Му 李牧» на ChinaKnowledge.de - Энциклопедия китайской истории, литературы и искусства
- ^ Pulleyblank 1994 , с. 520.
- ^ Шюсслер (2014), с. 264
- ^ Шиджи Том 110 «Отчет о сюнну» . цитата: «Позже Цинь уничтожил шесть королевств, и Первый Император послал Мэн Тяня атаковать Ху на север со 100-тысячным войском, и все они вернули Хэнань. ... Сюнну Чаньюй сказал Туман, Туман: «Позже Цинь завоевал шесть других государств, и Первый Император послал генерала Мэн Тяня, чтобы тот возглавил стотысячное войско на север, чтобы напасть на варваров ( Ху ); он захватил все земли к югу от Желтой реки … [ ...] Сюнну шаньюем был Туман; Туман не смог победить Цинь, поэтому он бежал на север».
- ^ Утерянная книга Шу , « Объяснение королевских собраний ». Цитаты: «... Чжэнбэй Конгтун, Даксия, Шаче, Гута, Данлуэ, Баоху, Дай Чжай, Сюнну , Лоуфан, Юеши, И Инь Тану из Шаня: « И Инь к Тану Шана :) При исправлении севера Конгтун , Даксия , Шаче, Гута, Данлюэ, Баоху, Дай- ди , Сюнну , Луфань , Юэчжи , Сяньли, Цилун, Дунху , (я) прошу (Ваше Величество) прикажи (им) принести верблюдов , белый нефрит , диких лошадей, [таких как] таоту [и] дзюэти, [и] хорошие луки в качестве дани».
- ^ Шань Хай Цзин , «Классика регионов в морях: Юг», текст: «Те, что к западу от юго-восточной части моря. [...] Сюнну , страна Каити и страна Лижэнь - все находятся в перевод: «В пределах морей: юго-восточный угол к западу [...] Сюнну [ы], страны Каити, страны перечисленных народов существуют бок о бок на Северо-Западе».
- ^ Pulleyblank 1994 , с. 516, 519-523.
- ^ В 2005 году , стр. 220–225.
- ^ Шиджи Том 110 «Отчет о сюнну» цитата: «Более десяти лет спустя Мэн Тянь умер. Князья граничили с Цинь, и Китай был встревожен. Те, кто переехал в Цинь и умел охранять границу, все вернулись. В результате хунну обрели облегчение и возобновили свое путешествие в Хэнань и Китай, «ограничиваясь старым фортом».
- ^ Лебединский 2007 , с. 131.
- ^ В 2005 году , с. 224.
- ^ Перейти обратно: а б Бункер 2002 , с. 29.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Метрополитен-музей» . www.metmuseum.org .
- ^ Перейти обратно: а б Бункер 2002 , стр. 29, 101 п. 68.
- ^ Бункер 2002 , с. 106, пункт 74.
- ^ «Метрополитен-музей» . www.metmuseum.org .
- ^ Ким, Мун-Джа (профессор кафедры одежды и текстиля Сувонского университета, Корея) (2006 г.). «Этюд скифской пряжки» (PDF) . Журнал модного бизнеса . 10 (6): 49.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Итак, Дженни Ф.; Банкер, Эмма К. (1995). Торговцы и рейдеры на северной границе Китая . Сиэтл: Галерея Артура М. Саклера, Смитсоновский институт, совместно с University of Washington Press. стр. 22 и 90. ISBN. 978-0-295-97473-6 .
- ^ Бункер 2002 , с. 104 пункт 72.
Источники
[ редактировать ]- Андреева, Петя (2020). «Звериный стиль в Пенсильванском музее: переосмысление портативного степного искусства и его визуальных образов». Ориентации . 51 (4).
- Беквит, Кристофер И. (16 марта 2009 г.). Империи Шелкового пути: История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-1400829941 . Проверено 18 февраля 2015 г.
- Банкер, Эмма К. (2002). Кочевое искусство восточных евразийских степей: коллекции Юджина В. Тоу и других Нью-Йорка (полностью доступно онлайн) . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 9780300096880 .
- Хэнкс, Брайан К.; Линдафф, Кэтрин М. (30 августа 2009 г.). Социальная сложность в доисторической Евразии: памятники, металлы и мобильность . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0521517126 . Проверено 13 марта 2015 г.
- Харматта, Янош (1992). «Появление индоиранцев: индоиранские языки». Ин- Дани, АХ ; Массон, В.М. (ред.). История цивилизаций Центральной Азии: На заре цивилизации: от древнейших времен до 700 г. до н. э. (PDF) . ЮНЕСКО . стр. 346–370. ISBN 978-92-3-102719-2 . Проверено 29 мая 2015 г.
- Лебединский, Ярослав (2007). Кочевники . Издания Errance . ISBN 9782877723466 .
- Макмиллан Образование (2016). Археологический словарь Макмиллана . Международное высшее образование Макмиллана. ISBN 978-1349075898 .
- Менхен-Хельфен, Отто (1973). Мир гуннов: Исследования по их истории и культуре . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0520015967 . Проверено 18 февраля 2015 г.
- Ма, Лицинг (2005). Оригинальные хунну, археологическое исследование истории и культуры хунну . Хух-Хото: Издательство Университета Внутренней Монголии. ISBN 7-81074-796-7 .
- Тьерри, Франсуа (2005). «Юэчжи и Коучаны, Подводные камни и опасности китайских источников» . В Бопеарачи, Осмунд; Буссак, Мари-Франсуаза (ред.). Афганистан, древний перекресток между востоком и западом . Тюрнхаут: Бреполи. стр. 421–539. ISBN 978-2-503-51681-3 .
- Пуллибланк, Эдвин Г. «Цзи Ху: коренные жители Шэньбэя и Западной Шаньси» . Opuscula Altaica: Очерки, представленные в честь Генри Шварца : 499–531.
- Шюсслер, Аксель (2014). «Фонологические заметки о транскрипции иностранных имен и слов периода Хань» (PDF) . Исследования по китайской и сино-тибетской лингвистике: диалект, фонология, транскрипция и текст . Серия монографий по языку и лингвистике (53). Тайбэй, Тайвань: Институт лингвистики Академии наук Синика.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рельефные таблички Восточной Евразии и Китая - Ордосские бронзы - видео сэра Джона Бордмана , 3 минуты 47 секунд