Политика Ирака
![]() |
---|
|
Конституция |
![]() |
Ирак является федеральной парламентской представительной демократической республикой . Это многопартийная система , при которой исполнительная власть осуществляется премьер-министром Совета министров как главой правительства , президентом Ирака как главой государства , а законодательная власть принадлежит Совету представителей .
Нынешним президентом Ирака является Абдул Латиф Рашид , который владеет большей частью исполнительной власти и назначил Совет министров, который действует как кабинет и/или правительство.
Северная автономная провинция Курдистан возникла в 1992 году как автономное образование внутри Ирака со своим местным правительством и парламентом. [ 1 ]
The Economist Intelligence Unit оценил Ирак как « авторитарный режим » в 2022 году. [ 2 ] [ нужно обновить ]
Правительство
[ редактировать ]Федеральное правительство
[ редактировать ]
Федеральное с правительство Ирака исламское определяется в соответствии конституцией как действующей . [ 3 ] демократическая , федеративная парламентская республика . [ 4 ] Федеральное правительство состоит из исполнительной , законодательной и судебной ветвей власти, а также многочисленных независимых комиссий.
Законодательная власть состоит из Совета представителей и Совета Федерации . [ 5 ] Исполнительная власть состоит из президента , премьер-министра и Совета министров . [ 6 ] Федеральная судебная система состоит из Высшего судебного совета , Верховного суда , Кассационного суда , Государственной прокуратуры , Комиссии по судебному надзору и других федеральных судов, деятельность которых регулируется законом. [ 7 ] Одним из таких судов является Центральный уголовный суд .
Независимая высшая комиссия по правам человека , Независимая высшая избирательная комиссия и Комиссия по добросовестности являются независимыми комиссиями, подлежащими контролю со стороны Совета представителей. [ 8 ] Центральный банк Ирака , Высший аудиторский совет , Комиссия по коммуникациям и средствам массовой информации и Комиссия по благосостоянию являются финансово и административно независимыми учреждениями. [ 9 ] Фонд мучеников при Совете министров. [ 10 ] Совет федеральной государственной службы регулирует дела федеральной государственной службы, включая назначения и продвижение по службе. [ 11 ]
Местное самоуправление
[ редактировать ]Основными подразделениями страны являются регионы и провинции. И регионам, и провинциям предоставляется широкая автономия, а регионам предоставляются дополнительные полномочия, такие как контроль над силами внутренней безопасности региона, такими как полиция, силы безопасности и охрана. [ 12 ] Последние местные выборы в провинциях состоялись на выборах в провинции Ирака в 2009 году 31 января 2009 года.
Регионы
[ редактировать ]Конституция требует, чтобы Совет представителей принял закон, определяющий процедуры формирования нового региона, через 6 месяцев с начала его первой сессии. [ 13 ] Закон был принят 11 октября 2006 года единогласным голосованием, при этом присутствовали только 138 из 275 представителей, а остальные представители бойкотировали голосование. [ 14 ] [ 15 ] Законодатели от Фронта согласия Ирака , Садристского движения и Партии исламской добродетели выступили против законопроекта. [ 16 ]
Согласно закону, регион может быть создан на основе одной или нескольких существующих провинций или двух или более существующих регионов, а также провинция может присоединиться к существующему региону для создания нового региона. Новый регион может быть предложен одной третью или более членов совета в каждой затронутой провинции плюс 500 избирателей или одной десятой или более избирателей в каждой затронутой провинции. Затем в течение трех месяцев должен быть проведен референдум, для принятия которого требуется простое большинство голосов. В случае наличия конкурирующих предложений несколько предложений выносятся на голосование, а предложение, набравшее наибольшее количество сторонников, выносится на референдум. В случае положительного результата референдума сроком на один год избирается Переходное законодательное собрание, перед которым стоит задача написать конституцию региона, которая затем выносится на референдум, для принятия которого требуется простое большинство. Президент, премьер-министр и министры региона избираются простым большинством, в отличие от Совета представителей Ирака , который требует поддержки двух третей. [ 15 ]
Провинции
[ редактировать ]
Ирак разделен на 18 провинций , которые далее делятся на округа :
- BaghdādБагдад
- Салах ад-Дин (Салах ад-Дин)
- DiyālāДияла
- WāsitВасит
- MaysānМайсан
- Басра (Басра)
- Дхи Кар (Дхи Кар)
- Аль-Мусанна (Аль-Мутанна)
- Аль-Кадисия (Аль-Кадисия)
- BābylonВавилон
- Кербала (Карбала)
- NajafНаджаф
- Аль- Анбар
- Ниневия (Ниневия)
- DohūkДохук
- Арбиль (Эрбиль)
- KirkukКиркук
- Сулеймания (Сулеймания)
Политические партии
[ редактировать ]Парламентские альянсы и партии
[ редактировать ]- Национальный иракский альянс (в основном шиитские исламисты )
- Высший исламский совет Ирака ( аль-Маджлис аль-алалит-таура л-исламийя фил-Ирак ) - возглавляется Аммаром аль-Хакимом.
- Садристское движение – возглавляется Муктадой аль-Садром.
- Исламская партия Дава - Иракская организация ( Хизб ад-Да'ва аль-Исламик Тендим аль-Ирак ) - во главе с Касимом Мухаммадом Таки аль-Сахлани
- Исламская партия Дава ( Хизб ад-Да'ва аль-Исламия ) - во главе с Нури аль-Малики.
- Коалиция племен Ирака - во главе с Хамидом аль-Хайсом
- Исламская группировка Файли в Ираке - во главе с Мукдадом Аль-Багдади
- Демократический Патриотический Альянс Курдистана
- Демократическая партия - Курдистана возглавляет Массуд Барзани.
- Патриотический союз Курдистана ( Якети Ништимани Курдистан ) — во главе с Джалалом Талабани.
- Курдистана Исламский Союз
- Движение за перемены ( Бизутнауэй Горран ) - возглавляет Науширван Мустафа.
- трудящихся Партия Курдистана
- Курдистана Коммунистическая партия
- Фейли Курдский демократический союз
- Ассирийская патриотическая партия
- Гражданский демократический альянс ( светский , несектантский )
- Народная партия во главе с Фаиком аль-Шейхом Али.
- Иракская партия Умма, возглавляемая Миталом Аль-Алуси .
- Иракская либеральная партия
- Партия национально-демократического действия
- Иракский список ( аль-Кайимал Иракия ) (в основном светские шииты)
- Иракское национальное согласие - во главе с Иядом Аллави
- Иракцы - во главе с Гази аль-Явером (предположительно суннитом)
- Иракский туркменский фронт ( Irak Türkmen Cephesi) ) (то же, что и Альянс Туркменского фронта Ирака ?) (этническая группа иракских туркмен )
- Национальные независимые кадры и элиты (шииты)
- Народный Союз ( Народный Союз )
- Коммунистическая партия Ирака - во главе с Хамидом Маджидом Мусой
- Исламское курдское общество - во главе с Али Абд-аль Азизом
- Исламское рабочее движение в Ираке
- Национально-демократическая партия ( Хизб аль-Димукратия аль-Ватания ) - возглавляет Самир аль-Сумайдаи.
- Национальный список рафидаинов
- Ассирийское демократическое движение ( Зоваа Димукратая Атурая ) – возглавляет Йонадам Канна
- Блок примирения и освобождения
- Сторонники Послания ( Ар-Рисалиюн )
- Список Митала аль-Алуси
- Езидское движение за реформы и прогресс
Другие стороны
[ редактировать ]- Коммунистическая партия Ирака
- Рабочая коммунистическая партия Ирака
- Левая Рабочая-Коммунистическая партия Ирака
- Альянс независимых демократов - во главе с Аднаном Пачачи.
- Национально-демократическая партия - Насир аль-Чадерчи
- Партия зеленых Ирака
- Иракский Демократический Союз. Архивировано 23 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- Национальное согласие Ирака. Архивировано 15 сентября 2012 г. в Wayback Machine.
- Движение за конституционную монархию - возглавляет Шариф Али бин аль-Хусейн.
- Ассирийская патриотическая партия - в Демократического патриотического альянса Курдистана. списке
- Партия освобождения Ассирии
- Консервативная партия Курдистана
- Туркменская народная партия
- Иракская Исламская партия - во главе с Аядом аль-Самарраем
- Партия Аль-Нешур
Незаконные вечеринки
[ редактировать ]- Хизб ут-Тахрир
- Арабская социалистическая партия Баас ( региональное командование · национальное командование )
Выборы
[ редактировать ]Парламентские выборы в Ираке, январь 2005 г.
[ редактировать ]
Выборы в Национальное собрание Ирака состоялись 30 января 2005 года в Ираке . Национальное собрание, состоящее из 275 членов, было парламентом , созданным в соответствии с переходным законом во время оккупации Ирака . Вновь избранная переходная ассамблея получила мандат на написание новой и постоянной конституции Ирака и осуществляла законодательные функции до тех пор, пока новая конституция не вступила в силу, что привело к формированию переходного правительства Ирака .
Объединенный иракский альянс , молчаливо поддерживаемый шиитским великим аятоллой Али аль-Систани , лидировал, набрав около 48% голосов. Демократический патриотический альянс Курдистана оказался на втором месте с примерно 26% голосов. Партия премьер-министра Аяда Аллави « Иракский список » заняла третье место с 14%. В общей сложности двенадцать партий получили достаточно голосов, чтобы получить место в ассамблее.
составила всего 2% Низкая явка арабов-суннитов поставила под угрозу легитимность выборов, которая в провинции Анбар . По всему Ираку произошло более 100 вооруженных нападений на избирательные участки, в результате которых погибли по меньшей мере 44 человека (в том числе девять террористов-смертников), в том числе не менее 20 в Багдаде .
Парламентские выборы в Ираке, декабрь 2005 г.
[ редактировать ]
После ратификации Конституции Ирака 15 октября 2005 года 15 декабря были проведены всеобщие выборы для избрания постоянного Совета представителей Ирака в составе 275 членов .
Выборы проходили по списочной системе, согласно которой избиратели выбирали партии и коалиции из списка. 230 мест были распределены между 18 провинциями Ирака в зависимости от числа зарегистрированных избирателей в каждой из них по состоянию на выборы в январе 2005 года , включая 59 мест для провинции Багдад . [ 17 ] Места в каждой провинции распределялись по спискам посредством системы пропорционального представительства . Дополнительные 45 «компенсационных» мест были выделены тем партиям, чей процент от общего числа общенациональных голосов (включая голоса за пределами страны) превышает процент от общего числа 275 мест, которые им были выделены. Женщины должны были занимать 25% из 275 мест. [ 18 ] Изменение системы голосования придало больший вес избирателям-арабам -суннитам , которые составляют большинство избирателей в нескольких провинциях. Ожидалось, что в эти провинции вернутся в основном представители арабов-суннитов, после того как большинство суннитов бойкотировали последние выборы.
Явка была высокой (79,6%). Белый дом воодушевил относительно низкий уровень насилия во время выборов. [ 19 ] при этом одна повстанческая группа выполнила обещанный в день выборов мораторий на нападения, дойдя даже до того, что защитила избирателей от нападений. [ 20 ] Президент Буш часто указывал на выборы как на признак прогресса в восстановлении Ирака. Однако насилие после выборов угрожало погрузить страну в гражданскую войну, прежде чем ситуация начала успокаиваться в 2007 году. Сами результаты выборов привели к созданию шаткого коалиционного правительства во главе с Нури аль-Малики .
Парламентские выборы в Ираке, 2010 г.
[ редактировать ]состоялись парламентские выборы. 7 марта 2010 года в Ираке Выборы определили 325 членов Совета представителей Ирака , которые изберут премьер-министра и президента Ирака . Выборы привели к частичной победе Иракского национального движения , возглавляемого бывшим временным премьер-министром Айядом Аллави , которое получило в общей сложности 91 место, что сделало его крупнейшим альянсом в совете. Коалиция «Правовое государство» , возглавляемая действующим премьер-министром Нури аль-Малики , была второй по величине группировкой с 89 местами.
Выборы были полны противоречий. [ 21 ] Перед выборами Верховный суд Ирака постановил, что существующий закон/правило о выборах является неконституционным. [ 22 ] а новый закон о выборах внес изменения в избирательную систему. [ 23 ] 15 января 2010 года Независимая высшая избирательная комиссия (IHEC) запретила 499 кандидатам участвовать в выборах из-за предполагаемых связей с партией Баас. [ 24 ] Перед началом предвыборной кампании 12 февраля 2010 года IHEC подтвердил, что большинство апелляций запрещенных кандидатов были отклонены и 456 изначально запрещенных кандидатов не будут допущены к участию в выборах. [ 25 ] Было много обвинений в мошенничестве. [ 26 ] [ 27 ] а пересчет голосов в Багдаде был назначен 19 апреля 2010 года. [ 28 ] 14 мая IHEC объявил, что после пересчета 11 298 урн не было обнаружено никаких признаков мошенничества или нарушений. [ нужна ссылка ]
Новый парламент открылся 14 июня 2010 года. [ 29 ] После нескольких месяцев напряженных переговоров 11 ноября было достигнуто соглашение о формировании нового правительства. [ 30 ] Талабани останется президентом, Аль-Малики останется премьер-министром, а Аллави возглавит новый совет безопасности.
Парламентские выборы в Ираке, 2014 г.
[ редактировать ]Парламентские выборы прошли в Ираке 30 апреля 2014 года. Выборы определили 328 членов Совета представителей, которые, в свою очередь, изберут президента и премьер-министра Ирака.
Парламентские выборы в Ираке, 2018 г.
[ редактировать ]Парламентские выборы в Ираке, 2021 г.
[ редактировать ]30 ноября 2021 года политический блок во главе с шиитским лидером Муктадой ас-Садром был признан победителем октябрьских парламентских выборов . Его Садристское движение получило в общей сложности 73 из 329 мест в парламенте. Такадум, или Партия прогресса, возглавляемая спикером парламента Мухаммедом аль-Халбуси , суннитом, получила 37 мест. бывшего премьер-министра Нури аль-Малики » Партия «Правовое государство получила 33 места в парламенте. Альянс Аль-Фатх , основными компонентами которого являются группы ополченцев, связанные с поддерживаемыми Ираном Силами народной мобилизации , понес сокрушительные потери и завоевал 17 мест. ( Демократическая партия Курдистана ДПК) получила 31 место, а Патриотический союз Курдистана (ПСК) — 18. [ 31 ]
После выборов 2022-
[ редактировать ]В июне 2022 года 73 члена парламента от движения Садристов подали в отставку. [ 32 ] 27 октября 2022 года Мохаммед Шиа аль-Судани , близкий соратник бывшего премьер-министра Нури аль-Малики, вступил в должность, сменив Мустафу аль-Кадхими на посту нового премьер-министра Ирака . [ 33 ]
Проблемы
[ редактировать ]Коррупция
[ редактировать ]По данным Transparency International , правительство Ирака является самым коррумпированным правительством на Ближнем Востоке и описывается как « гибридный режим » (между « несовершенной демократией » и « авторитарным режимом »). [ 34 ] В докладе за 2011 год « Цены войны » Брауна Университета Института международных исследований Уотсона сделан вывод, что военное присутствие США в Ираке не смогло предотвратить эту коррупцию, отмечая, что уже в 2006 году «были явные признаки того, что пост-Саддамовская Ирак не собирался быть стержнем нового демократического Ближнего Востока». [ 35 ]
Элитный картель правит Ираком под руководством Мухасасы
[ редактировать ]Во время режима ( Саддама Хусейна 1979–2003) несколько иракских оппозиционных группировок создали систему квот, согласно которой исламисты-сунниты , исламисты-шииты , курды и другие религиозные или этнические группы будут пропорционально представлены в будущем новом правительстве. В июле 2003 года США выбрали членов Управляющего совета Ирака , предшественника первого суверенного иракского (временного) правительства после Хусейна , в соответствии с этой системой этно-конфессиональных квот. [ 36 ]
Также в 2003 году «элита» заключила «пакт» ( мухасаса таифа ), согласно которому после национальных выборов победившие партии делят министерские позиции в прямой зависимости от их успеха на выборах. [ 37 ] После 2003 года было заключено второе соглашение ( мухасаса ), согласно которому министерства, их бюджеты и другие политические должности должны быть пропорционально переданы под «контроль» «религиозных [или сектантских или этнических] групп», «в зависимости главным образом от размера группы». ", предполагая, что такие "группы" будут полностью представлены одной или несколькими партиями или списками, принимающими участие в выборах, [ 38 ] или что национальные правительства должны «представлять различные этнические, религиозные и сектантские идентичности, составляющие иракское общество», предполагая, что такие «идентичности» выражаются или представляются существующими политическими партиями. [ 39 ] Такие соглашения между членами элиты о сговоре во избежание конкуренции, увеличения собственных прибылей и доминирования на рынке (избирателей в условиях демократии) получили название «элитный картель ». [ 39 ] Сами политические партии, как только они выигрывают какое-либо министерство посредством системы мухасаса , получают финансовую выгоду от государственных контрактов, которые они заключают с компаниями, управляемыми членами их партии (см. ниже, раздел «Клиентелизм, патронаж »), что еще больше затрудняет им выход из системы. мухасаса аранжировки . [ 37 ] Или, как выразился исследователь в 2020 году: «Такие элитные пакты общеизвестно сопротивляются реформам, особенно если любое предлагаемое изменение воспринимается как подрыв интересов элиты (…)». [ 40 ]
Хотя система функционирует неформально, группа норвежских исследователей в конце 2020 года утверждала — цитируя других исследователей, но не основной источник, — что 54% постов в министерстве «обычно» достаются шиитам, 24% — суннитам, 18% курдам и 4% меньшинствам, включая христиан. [ 41 ] Они предположили, что система мухасаса ведет к «закрытой системе правления элиты… переработке политических элит независимо от их деятельности», а не призывам или подстреканию иракских политиков действовать прозрачно или подотчетно или реагировать на требования граждан и приносить выгоды иракцам. население в целом, но вместо этого делает их легко восприимчивыми к коррупции, кумовству, клиентелизму и покровительству, одновременно сосредотачиваясь на своих собственных (групповых) интересах, а также на выживании и консолидации (элиты). [ 41 ]
Этот элитный картель мухасаса (и связанные с ним проблемы) привел к массовым протестам в Ираке в 2011 , 2012–2013 , 2015, 2016, 2018 и 2019–2021 годах . Аналитики считают, что эта система мухасаса просуществует как минимум до конца 2020 года. [ 42 ] Правительство Абдул Махди в 2018 году порвало с элементами мухасасы . Хотя его против мухасаса Садристское движение сохранило большинство на выборах 2021 года, неспособность сформировать правительство в конечном итоге привела к выходу партии из парламента, что позволило конкурирующим партиям сформировать другое правительство на основе мухасаса . [ 43 ]
Некомпетентное правительство
[ редактировать ]Эти два мухасаса соглашения в 2003 году и после него (см. выше ) привели к тому, что, начиная с первого иракского правительства после 2003 года после выборов в 2006 году, если партия «контролировала» министерство, она также назначала высшие должности в своих государственных службах. своим последователям партии и членам фракций; [ 37 ] также должности на высших государственных должностях распределялись по принципу «этнической, религиозной и/или партийной принадлежности», а не по заслугам, [ 44 ] профессиональная компетентность или опыт. [ 39 ] Эта некомпетентность привела к бесхозяйственности в сменявших друг друга иракских правительствах Аль-Малики (2006–2014 гг.) , Аль-Абади (2014–2018 гг.) , [ 45 ] [ 40 ] а также Абдул-Махди (2018–2020 гг.) , [ 42 ] [ 37 ] что приводит к трате сотен миллиардов долларов на провальные проекты и пренебрежению электрическими сетями, транспортным сектором, экономическим законодательством и другой инфраструктурой, [ 45 ] а также требования граждан, на которые не отвечают. [ 40 ] Такая некомпетентность – наряду с другими формами политических потрясений, такими как коррупция (см. следующий подраздел ) и нестабильность – по мнению многих аналитиков, также способствовала подъему ИГИЛ в 2014 году . [ 46 ] (Во время формирования правительства Абдул Махди в 2018 году этот новый премьер-министр пытался прорваться через традиционные процедуры мухасасы , но нет четкой информации о том, насколько ему это удалось, и работали ли иракские правительства с 2018 года более компетентно или менее коррумпированно.)
Клиентелизм, патронаж
[ редактировать ]Укомплектование государственных служб - в соответствии с этими мухасаса соглашениями (см . Выше ) - в соответствии с партийной лояльностью привело к тому, что государственные контракты могли быть предоставлены ими только «партийным компаниям и бизнесменам». [ 39 ] которым будут щедро платить за услуги по контракту; даже если они почти или вообще не оказывали эти услуги. Подобный способ расходования государственных финансов был назван мошенничеством при заключении государственных контрактов и структурной политической коррупцией: правительство обслуживало не широкую общественность, а привилегированные компании. [ 37 ] Эта культура клиентелизма [ 45 ] и «системный политический патронаж » [ 47 ] [ 36 ] породил новый класс предпринимателей, разбогатевших благодаря тесным отношениям с правительственными чиновниками и их роскошным государственным контрактам. [ 45 ] Тем временем сами политики жили в богатстве, самообогащении и массовой личной защите. [ 48 ] [ 36 ]
Застойная экономика
[ редактировать ]Инфраструктура, которую не обслуживали и не модернизировали из-за некомпетентности и плохого управления правительства (см. выше ), серьезно препятствовала развитию частной экономической деятельности , а это означало, что частный сектор не мог принять полмиллиона молодых людей, поступающих на рынок труда каждый год. [ 45 ] Это «картельное» правительство в стиле мухасасы из-за отсутствия подотчетности (политики подвергались вторичной переработке... независимо от их результатов) давало этим политикам слишком мало стимулов для построения диверсифицированной и конкурентоспособной экономики или «приношения выгод населению». ". [ 40 ]
См. также
[ редактировать ]- Ассирийская политика в Ираке
- История Ирака (2003–2011 гг.)
- Реконструкция Ирака
- Права человека в Ираке после вторжения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Политическая история курдов» . VOA . 22 октября 2019 г. Архивировано из оригинала 16 марта 2022 г. Проверено 16 марта 2022 г.
- ^ Индекс демократии 2023: эпоха конфликтов (PDF) . Economist Intelligence Unit (Отчет). 2024. Архивировано (PDF) из оригинала 9 июня 2024 г. Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ Конституция Ирака , раздел 1, статья 2.
- ^ Конституция Ирака , раздел 1, статья 1.
- ^ Конституция Ирака , раздел 3, глава 1, статья 48.
- ^ Конституция Ирака , раздел 3, глава 2, статья 63.
- ^ Конституция Ирака , раздел 3, глава 3, статья 89.
- ^ Конституция Ирака , раздел 3, глава 4, статья 102.
- ^ Конституция Ирака , раздел 3, глава 4, статья 103.
- ^ Конституция Ирака , раздел 3, глава 4, статья 104.
- ^ Конституция Ирака , раздел 3, глава 4, статья 107.
- ^ Конституция Ирака , статья 121.
- ^ Конституция Ирака , статья 114.
- ^ Мьюир, Джим (11 октября 2006 г.), Ирак принимает закон о региональной автономии , Багдад: BBC News, заархивировано из оригинала 03 октября 2018 г. , получено 9 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Проект Закона о оперативных процедурах создания регионов , заархивировано из оригинала 1 марта 2009 г. , получено 9 ноября 2008 г.
- ^ Парламент Ирака одобряет федеральный закон , 11 октября 2006 г. , получено 18 апреля 2008 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ результаты местных выборов. Архивировано 26 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Путеводитель по выборам в Ираке» . Новости Би-би-си . 13 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала 18 ноября 2006 г. Проверено 22 мая 2010 г.
- ^ Стил, Джонатан (16 декабря 2005 г.). «Иракцы стекаются на избирательные участки, поскольку повстанцы призывают суннитов голосовать» . Хранитель . Лондон . Проверено 22 мая 2010 г.
- ^ Никмейер, Эллен; Файнер, Джонатан (16 декабря 2005 г.). «Голосование в Ираке привело к большой явке суннитов» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 4 октября 2018 г. Проверено 22 мая 2010 г.
- ^ «Пересчет Ирака погряз в новом споре» , The New York Times , 3 мая 2010 г., заархивировано из оригинала 3 января 2022 г.
- ^ Виссер, Рейдар (24 ноября 2009 г.). «Закон о выборах 2005 года признан неконституционным; ключ к распределению мест под вопросом» . Анализ Ирака и Персидского залива . Архивировано из оригинала 14 октября 2016 года . Проверено 15 ноября 2010 г.
- ^ Чон, Джина. «Ирак принимает ключевой закон о выборах и готовится к январскому голосованию» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 26 мая 2013 г. Проверено 8 августа 2017 г.
- ^ Иракская избирательная комиссия запретила 500 кандидатов , BBC News, 15 января 2010 г., архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. , получено 26 мая 2010 г.
- ^ Представители избирательной комиссии Ирака подтверждают запрет кандидата-суннита , Reuters, 13 февраля 2010 г., архивировано с оригинала 15 февраля 2010 г. , получено 26 мая 2010 г.
- ^ Чулов, Мартин (16 марта 2010 г.), «Выборы в Ираке отмечены заявлениями о фальсификации со стороны противоборствующих партий» , The Guardian , заархивировано из оригинала 23 марта 2010 г. , получено 12 декабря 2016 г.
- ^ Результаты опроса в Ираке снова отложены из-за растущих заявлений о мошенничестве , Earth Times, 15 марта 2010 г., заархивировано из оригинала 30 сентября 2018 г. , получено 15 ноября 2010 г.
- ^ Пересчет голосов в Багдаде открывает широкие возможности для выборов в Ираке , Agence France Presse , 19 апреля 2010 г., заархивировано из оригинала 1 февраля 2013 г. , получено 12 ноября 2016 г.
- ^ «Объединение Ирака формирует большой шиитский блок» . Новости Би-би-си . 11 июня 2010 года. Архивировано из оригинала 1 июля 2010 года . Проверено 17 сентября 2010 г.
- ^ https://www.nytimes.com/aponline/2010/11/10/world/middleeast/AP-ML-Iraq-Politics.html [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Юань, Шон (30 ноября 2021 г.). «Блок Муктады ас-Садра подтвердил крупную победу на выборах в Ираке» . www.aljazeera.com . Архивировано из оригинала 28 января 2022 года . Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ Юань, Шон. «Садристы покинули парламент Ирака, но аль-Садр не уйдет» . www.aljazeera.com . Архивировано из оригинала 08.11.2022 . Проверено 31 октября 2022 г.
- ^ «Ирак получил новое правительство после года тупика – DW – 28.10.2022» . dw.com . Архивировано из оригинала 10 февраля 2023 г. Проверено 31 октября 2022 г.
- ^ «Принесли ли войны демократию в Афганистан и Ирак?» . Издержки войны . Брауновский университет. Архивировано из оригинала 3 июля 2011 года . Проверено 18 июля 2011 г.
- ^ Балаги, Шива. «Война с терроризмом и анализ политики Ближнего Востока» (PDF) . Издержки войны . Брауновский университет. Архивировано из оригинала (PDF) 11 октября 2011 года . Проверено 18 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Ибрагим, Арва (4 декабря 2019 г.). «Мухасаса, политическая система, которую осуждают иракские протестующие» . www.aljazeera.com . Архивировано из оригинала 18 октября 2022 г. Проверено 19 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Коррупция продолжает дестабилизировать Ирак» . Чатем Хаус . 1 октября 2019 г. Архивировано из оригинала 28 марта 2020 г. Проверено 4 ноября 2019 г.
- ^ Шеберляйн, Дженнифер (10 декабря 2020 г.). «Ирак: Обзор коррупции и борьбы с коррупцией (разделы «Движущие силы коррупции», «Соглашение о разделе власти Мухасасы» и «Укоренившееся, но уменьшающееся сектантство»)» . U4 Антикоррупционный ресурсный центр . Трансперенси Интернешнл . Архивировано из оригинала 19 октября 2022 г. Проверено 19 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Харит аль-Хасан (30 августа 2015 г.). «Социальный протест в Ираке и реальность внутреннего шиитского спора (раздел: «Корни системы квот»)» . Аль Джазира. Архивировано из оригинала 26 июля 2020 г. Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Шеберляйн, Дженнифер (10 декабря 2020 г.). «Ирак: Обзор коррупции и борьбы с коррупцией (раздел «Соглашение о разделе власти Мухасасы»)» . U4 Антикоррупционный ресурсный центр . Трансперенси Интернешнл . Архивировано из оригинала 19 октября 2022 г. Проверено 19 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Шеберляйн, Дженнифер (10 декабря 2020 г.). «Ирак: Обзор коррупции и борьбы с коррупцией» . U4 Антикоррупционный ресурсный центр . Трансперенси Интернешнл . Архивировано из оригинала 19 октября 2022 г. Проверено 19 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Шеберляйн, Дженнифер (10 декабря 2020 г.). «Ирак: Обзор коррупции и борьбы с коррупцией» . U4 Антикоррупционный ресурсный центр . Трансперенси Интернешнл . Архивировано из оригинала 19 октября 2022 г. Проверено 19 октября 2022 г.
- ^ Оттауэй, Марина (13 января 2023 г.). «Ирак и проблема демократии» . Центр Вильсона . Архивировано из оригинала 13 июля 2023 года . Проверено 13 июля 2023 г.
- ^ Шеберляйн, Дженнифер (10 декабря 2020 г.). «Ирак: Обзор коррупции и борьбы с коррупцией (раздел «Клиентелизм и покровительство»)» . U4 Антикоррупционный ресурсный центр . Трансперенси Интернешнл . Архивировано из оригинала 19 октября 2022 г. Проверено 19 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Харит аль-Хасан (30 августа 2015 г.). «Социальный протест в Ираке и реальность внутреннего шиитского спора (раздел: «Экономический кризис»)» . Аль Джазира. Архивировано из оригинала 26 июля 2020 г. Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ «Политический кризис, сотрясающий Багдад, и почему это важно для войны с ИГИЛ» . vox.com. 19 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала 22 апреля 2016 г. Проверено 30 апреля 2016 г.
- ^ «Ирак: сторонники Садра в массовом протесте за политическую реформу». Архивировано 19 апреля 2023 г. в Wayback Machine . BBC , 26 апреля 2016 г. Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ Харит аль-Хасан (30 августа 2015 г.). «Социальный протест в Ираке и реальность внутреннего шиитского спора (разделы: «Корни системы квот» и «Экономический кризис»)» . Аль Джазира. Архивировано из оригинала 26 июля 2020 г. Проверено 18 апреля 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кто такие новые лидеры Ирака? Чего они хотят? Специальный отчет Института мира США, март 2006 г.
- Отчет BBC: Кто есть кто в постсаддамовском Ираке. Архивировано 24 марта 2005 г. в Wayback Machine.
- Видеосеминар по политике иракской коалиции. Архивировано 19 ноября 2017 г. в Wayback Machine : 20 апреля 2005 г., спонсируется Программой по контролю над вооружениями, разоружению и международной безопасности Университета Иллинойса.
- М. Исмаил Марцинковски, Религия и политика в Ираке. Шиитские священнослужители между квиетизмом и сопротивлением , с предисловием профессора Хамида Алгара из Калифорнийского университета в Беркли. Сингапур: Pustaka Nasional, 2004 ( ISBN 9971-77-513-1 )
- Государство и общество в Ираке через десять лет после смены режима: рост нового авторитаризма. Архивировано 22 января 2015 г. в Wayback Machine International Relations (2013).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Правительство Ирака в Керли
- Проект глобальной справедливости: Ирак. Архивировано 22 мая 2009 г. в Wayback Machine.