СПАД С.XIII
С.XIII | |
---|---|
![]() SPAD S.XIII с опознавательными знаками капитана Эдди Рикенбакера , 94-й авиационной эскадрильи США в Национальном музее ВВС США в Огайо. | |
Общая информация | |
Тип | Истребитель-биплан |
Национальное происхождение | Франция |
Производитель | СПАД |
Дизайнер | Луи Бешеро |
Основные пользователи | Военное воздухоплавание |
Количество построенных | 8,472 [ 1 ] |
История | |
Первый полет | 4 апреля 1917 г. [ 2 ] |
SPAD S.XIII — французский времен истребитель-биплан Первой мировой войны , разработанный компанией Société Pour L'Aviation et ses Dérivés (SPAD) на основе более раннего и весьма успешного SPAD S.VII .
В начале 1917 года французский конструктор Луи Бешеро , вдохновленный приближающимся устареванием S.VII, решил разработать два новых истребителя, S.XII и S.XIII, оба с использованием новой мощной трансмиссионной версии успешного Hispano. Suiza 8А -Двигатель . Пушечное вооружение S.XII было непопулярным, но S.XIII оказался одним из самых боеспособных истребителей войны, а также одним из самых производимых: было построено 8 472 истребителя, а заказы еще примерно на 10 000 отменены. Перемирие . [ 1 ]
К концу Первой мировой войны самолетами S.XIII были оснащены практически все истребительные эскадрильи Aéronautique Militaire . Кроме того, Воздушная служба армии США также закупила этот тип в больших количествах во время конфликта, а некоторые заменили или дополнили S.VII в Королевском летном корпусе (RFC) в ожидании прибытия Sopwith Dolphins . Он пользовался популярностью среди пилотов, и многочисленные асы на S.XIII летали из разных стран. После перемирия 11 ноября 1918 года , ознаменовавшего конец Первой мировой войны, излишки S.XIII были проданы как гражданским, так и военным операторам по всему миру.
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Истоки SPAD S.XIII лежат в характеристиках его предшественника, SPAD S.VII , одноместного истребителя с двигателем Hispano-Suiza 8 с водяным охлаждением. с прямым приводом мощностью 110 кВт (150 л.с.) V-8 двигателем и вооружен одним синхронным пулеметом «Виккерс» . Этот тип имел хорошие для того времени характеристики и поступил на вооружение Французской военной авиации в августе 1916 года. [ 3 ] Однако к началу 1917 года S.VII был превзойден новейшими немецкими истребителями, такими как Albatros D.III . [ 4 ]
Более боеспособные немецкие истребители вскоре привели к смещению превосходства в воздухе в сторону Центральных держав , что привело к призывам к созданию более совершенных самолетов. [ 5 ] Французский летный ас Жорж Гинемер лично лоббировал улучшенный S.VII, сказав конструктору SPAD Луи Бешеро , что «SPAD мощностью 150 л.с. не может сравниться с Halberstadt ... Требуется больше скорости». [ 6 ] Быстрым решением проблемы стало увеличение степени сжатия двигателя Hispano-Suiza, что увеличило его мощность до 130 кВт (170 л.с.), что значительно улучшило характеристики, позволив SPAD S.VII до поры до времени оставаться конкурентоспособным. [ 7 ]
Hispano-Suiza уже занималась разработкой более мощной версии двигателя 8А с редуктором. [ 4 ] и этот двигатель был выбран Бешеро для двух разработанных версий S.VII. Истребители Британского королевского авиационного завода SE5a и Sopwith Dolphin также будут оснащаться тем же двигателем. [ 5 ]
Ознакомительный полет
[ редактировать ]Первым проектом Бешеро, который летал с новой серией двигателей HS.8B с редуктором, был S.XII в версии HS.8BeC (или «HS-38»), которая была вооружена необычным 37-мм (1,457-дюймовым) двигателем. ) пушка, стрелявшая через карданный вал. Однако этот самолет использовался лишь ограниченно, после чего вскоре в производство был запущен S.XIII с более традиционным вооружением, который несколько французских пилотов и официальных лиц сочли предпочтительной конфигурацией. [ 8 ] Автор авиации К. Ф. Эндрюс утверждал, что большая часть заслуги в создании S.XIII принадлежит Марку Биркигту, разработчику двигателя, который решил привнести в него различные инновационные особенности, такие как моноблочные алюминиевые цилиндры, которые были оснащены ввинченные стальные вкладыши, что улучшило его характеристики. [ 9 ]
SPAD S.XIII впервые поднялся в воздух 4 апреля 1917 года. [ 10 ] [ 11 ] Первой отличительной особенностью S.XIII, как и SPAD S.XII, было то, что его двигатель HS.8Be V8 с аналогичной передачей имел левый винт, который вращался в направлении, противоположном вращению более раннего HS с прямым приводом. S.VII с питанием 8А. Вначале, как и у британского Sopwith Dolphin, также оснащенного редукторными двигателями V8 серии HS.8B, возникли проблемы с передачей, однако Бешеро упорствовал в работе с двигателем, который вскоре стал довольно надежным. [ 11 ] Производство было налажено практически сразу после первого полета. Через несколько месяцев после своего первого полета S.XIII не только поступил на вооружение Aéronautique Militaire , но и зарекомендовал себя как успешный истребитель. [ 11 ]
Дизайн
[ редактировать ]SPAD S.XIII — одномоторный истребитель-биплан. По конструкции он имел ту же конфигурацию и компоновку, что и более ранний S.VII. [ номер 1 ] имеет преимущественно деревянную конструкцию с тканевым покрытием. [ 12 ] Однако в целом он был больше и тяжелее своего предшественника. Другие изменения были внесены в элероны , закругленные законцовки хвостового оперения, более громоздкий капот, в котором размещался шестеренчатый двигатель Hispano-Suiza 8B, а также увеличенные киль и руль направления с изогнутой задней кромкой. [ 11 ] S.XIII был вооружен парой передних пулеметов Vickers с боекомплектом по 400 патронов на ствол, которые заменили одиночную пушку на более ранних самолетах. [ 10 ]
S.XIII имел относительно традиционную конструкцию: каркасный биплан с коробчатым фюзеляжем и носовым двигателем, за исключением промежуточных стоек крыла, расположенных посередине размаха крыла, что придавало истребителю вид двухсекционный самолет вместо односекционного. [ 13 ] Это изменение предотвратило биение и натирание тросов посадочных распорок во время полета. В остальном он имел ортодоксальную конструкцию, состоящую из деревянных элементов, прикрепленных к металлическим шарнирам. [ 13 ] Фюзеляж состоял из четырех лонжеронов квадратного сечения с деревянными стойками и поперечинами, скрепленными толстой рояльной проволокой . Для полета и приземления использовался трос. [ 14 ]


Чтобы обеспечить двухчасовую автономность, S.XIII был оснащен несколькими топливными баками под днищем, расположенными в носовой части фюзеляжа, которые с помощью насоса с приводом от двигателя подавались в основной топливный бак в верхней центральной части крыла. [ 15 ] Аналогичные насосы использовались для обеспечения циркуляции масла двигателя и воды под давлением между радиатором и напорным бачком, расположенным внутри верхнего крыла. Радиатор с круглой носовой частью включал вертикальные в венецианском стиле жалюзи для регулирования температуры двигателя. [ 12 ]
Верхнее крыло было сделано цельным, с короткими полыми лонжеронами коробчатого сечения, которые соединялись льняной тканью , обернутыми шарфовыми соединениями . Эндрюс утверждает, что длинные отрезки ели было трудно достать. [ 14 ] Фанерные полотна и еловые накладки, скрепленные изнутри рояльной проволокой, образовывали профиль крыла. Верхнее крыло было оснащено элеронами, которые приводились в действие пилотом с помощью ряда трубчатых толкателей, которые проходили вертикально непосредственно под элеронами, с внешними коленчатыми рычагами под углом 90 °, установленными наверху нижних крыльев. [ 15 ] Нижнее крыло имело передние кромки из проволочных тросов из ели и задние кромки , а поверхности были покрыты тканью и обработаны авиационной массой для создания зубчатого эффекта. [ 14 ]
Хотя передние пулеметы «Виккерс» были стандартными, они не всегда были доступны. В результате нехватки в последние месяцы войны несколько американских эскадрилий S.XIII заменили пулеметы Vickers .303 на более легкие авиационные пулеметы Marlin Rockwell M1917 и M1918 калибра .30/06 весом 11,34 кг (25,0 фунта) . [ 16 ] [ 17 ] экономия около 7 кг (15 фунтов) [ 18 ] больше 30 кг (66 фунтов) у Виккерса только для орудий. К концу войны около половины американских S.XIII было переоборудовано.
Силовая установка S.XIII представляла собой мотор-редуктор Hispano-Suiza, сначала 8Ba мощностью 150 кВт (200 л.с.), [ 10 ] но в более поздних самолетах часто использовались двигатели 8Bc или 8Be с высокой степенью сжатия и мощностью 160 кВт (210 л.с.). [ 19 ] Эти усовершенствования привели к заметному улучшению летных и боевых характеристик. [ 11 ] Он был быстрее своих основных современников, британского Sopwith Camel и немецкого Fokker D.VII, а более высокая удельная мощность обеспечивала ему хорошую скороподъемность. SPAD был известен своей скоростью и прочностью при пикировании, хотя маневренность этого типа была относительно плохой, и самолетом было трудно управлять на низких скоростях, и его приходилось приземлять с включенным двигателем, в отличие от современных истребителей, таких как Nieuport 27 , которые могли приземлиться с выключенным питанием. [ 11 ]
Двигатели с редуктором оказались ненадежными, страдали от вибрации и плохой смазки. Это серьезно повлияло на удобство эксплуатации: в ноябре 1917 года было заявлено, что Spad S.XIII «неспособен обеспечить надежную работу». Даже в апреле 1918 года в официальном отчете говорилось, что две трети SPAD мощностью 150 кВт (200 л.с.) одновременно выходили из строя из-за проблем с двигателем. [ 20 ] По крайней мере, один американский наблюдатель в то время считал, что французы поставляли американским эскадрильям SPAD XIII двигатели более низкого качества от наименее любимых производителей, оставляя при этом лучшее для себя. [ нужна ссылка ] Однако проблемы с надежностью были приемлемой платой за повышение производительности. [ 21 ] улучшенное качество сборки и изменения в двигателе улучшили удобство обслуживания. [ 22 ]
В начале 1918 года Военная авиация потребовала более мощный истребитель в Chasseur спецификации C1 (одноместный ). В ответ SPAD установил двигатель Hispano-Suiza 8Fb мощностью 220 кВт (300 л.с.) на планер SPAD XIII. Конструкция была усилена и улучшена аэродинамически, сохранив размеры SPAD XIII. Двадцать истребителей SPAD XVII были построены и переданы частям GC 12 ( Les Cigones ).
Операционная история
[ редактировать ]Поставки в Воздушную армию начались в мае 1917 года, всего через месяц после первого полета этого типа. [ 23 ] Новый самолет быстро стал важным элементом французских планов создания истребительных сил, поскольку, как ожидалось, он заменит SPAD S.VII, а также оставшиеся истребители Nieuport на передовой.
Однако медленные темпы поставок нарушили эти прогнозы, и к концу марта 1918 года было доставлено только 764 из запланированных 2230 единиц. [ 24 ]
S.XIII оснащала почти каждую французскую истребительную эскадрилью, 74 эскадрильи . В конце концов, во время Первой мировой войны [ 25 ] В конце войны планировалось заменить S.XIII несколькими типами истребителей с двигателем Hispano-Suiza 8F мощностью 220 кВт (300 л.с.), такими как Nieuport-Delage NiD 29 , SPAD S.XX и Сопвит Дельфин II. [ 26 ] Эти планы потеряли силу после подписания перемирия от 11 ноября 1918 года , положившего конец Первой мировой войне, и SPAD S.XIII оставался на вооружении Франции в качестве истребителя до 1923 года. [ 16 ] поставки Nieuport-Delage NiD 29 отложены до 1920 года.
На S.XIII пилотировали многие известные французские летчики-истребители, такие как Рене Фонк (самый результативный ас союзников, 75 побед), Жорж Гинемер (54 победы) и Шарль Нунгессер (45 побед), а также ведущий итальянский ас. Франческо Баракка (34 победы). [ 27 ] В число асов Воздушной службы армии США, летавших на S.XIII, входят Эдди Рикенбакер (ведущий ас США Первой мировой войны с 26 победами) и Фрэнк Люк (18 побед). Эндрюс считает естественную устойчивость S.XIII, которая сделала его устойчивой орудийной платформой, ключом к его успеху. [ 28 ]
USAAS
[ редактировать ]Другие силы союзников также быстро приняли на вооружение новый истребитель, и к моменту перемирия SPAD XIII укомплектовал 15 из 16 действующих эскадрилий преследования USAAS. До вступления Соединенных Штатов в состав НАТО американские добровольцы, летавшие вместе с союзниками, летали на этом типе. [ 29 ] К 1920 году почти половина из 893, закупленных Соединенными Штатами, все еще находилась в эксплуатации. В Соединенных Штатах некоторые S.XIII были модернизированы двигателями Райт-Испано мощностью 130 кВт (170 л.с.) и использовались для подготовки пилотов к новому Томасу. -Истребитель Morse MB-3 (использовавший крылья типа SPAD) в 1922 году. Двигатели Райт-Испано не могли сравниться по характеристикам с оригиналом. силовая установка. [ 29 ]
RFC
[ редактировать ]В декабре 1917 года 23-я эскадрилья Королевского летного корпуса (RFC) была оснащена SPAD S.XIII и сохраняла их до апреля 1918 года, когда она была перевооружена на Dolphin, а 19-я эскадрилья (оснащенная более ранними S.VII) также какое-то время эксплуатировал по крайней мере один S.XIII. [ 30 ] Этот тип использовался в качестве временного истребителя в ожидании поставки самолетов британской постройки. [ 29 ]
В своих мемуарах «Восхождение Стрельца» Сесил Льюис описал воздушное соревнование между ним и SPAD, которым управлял Гинемер, и Льюисом на SE5: «Их скорости были почти одинаковыми, но Spad с высокой степенью сжатия набирал высоту быстрее. После окончания гонки Гинемейер и я провел демонстрационный бой над аэродромом. Гинемейер снова нанес мне поражение. В его руках Спад был чудом гибкости. в первую минуту меня должны были сбить десяток раз». [ 31 ]
Военно-воздушный корпус
[ редактировать ]S.XIII также был приобретен Италией для Corpo Aeronautico Militare . [ 29 ] Итальянские пилоты отдали предпочтение другому истребителю французской постройки — Hanriot HD.1 , который был более маневренным, но менее мощным. Бельгия также эксплуатировала S.XIII, и один бельгийский ас, Эдмонд Тиффри, приобрел известность, пилотируя этот тип. [ 29 ] После окончания войны S.XIII также экспортировался, в том числе в Японию, Польшу и Чехословакию . [ нужна ссылка ]
Галерея
[ редактировать ]-
SPAD XIII Джордж Гинемер
-
SPAD XIII Рене Фонк
-
SPAD XIII Эдвард Рикенбакер
-
SPAD XIII Дэвид «Даффи» Льюис
Операторы
[ редактировать ]- Военная авиация бразильской армии (Brazilian Army Aviation) – 1920–1930 гг.
- Чешские ВВС - Послевоенное время.
- Эскадрилья 3
- 12-я эскадрилья
- 15-я эскадрилья
- 16-я эскадрилья
- 23-я эскадрилья
- 26-я эскадрилья
- 31-я эскадрилья
- 37-я эскадрилья
- 38-я эскадрилья
- 48-я эскадрилья
- 49-я эскадрилья
- 57-я эскадрилья
- 62-я эскадрилья
- 65-я эскадрилья
- 67-я эскадрилья
- 68-я эскадрилья
- 69-я эскадрилья
- 73-я эскадрилья
- 75-я эскадрилья
- 76-я эскадрилья
- 77-я эскадрилья
- 78-я эскадрилья
- 79-я эскадрилья
- 80-я эскадрилья
- 81-я эскадрилья
- 82-я эскадрилья
- 83-я эскадрилья
- 84-я эскадрилья
- 85-я эскадрилья
- 86-я эскадрилья
- 87-я эскадрилья
- 88-я эскадрилья
- 89-я эскадрилья
- Эскадрилья 90
- 91-я эскадрилья
- 92-я эскадрилья
- 93-я эскадрилья
- 94-я эскадрилья
- 95-я эскадрилья
- 96-я эскадрилья
- 97-я эскадрилья
- 98-я эскадрилья
- 99-я эскадрилья
- Эскадрилья 100
- 102-я эскадрилья
- 103-я эскадрилья
- 112-я эскадрилья
- Эскадрилья 124, более известная как Lafayette Escadrille.
- Эскадрилья SPA.124 ( Жанна Д'Арк )
- 150-я эскадрилья
- 151-я эскадрилья
- 152-я эскадрилья
- 153-я эскадрилья
- 154-я эскадрилья
- 155-я эскадрилья
- 156-я эскадрилья
- 157-я эскадрилья
- 158-я эскадрилья
- 159-я эскадрилья
- 160-я эскадрилья
- 161-я эскадрилья
- 162-я эскадрилья
- 163-я эскадрилья
- 164-я эскадрилья
- 165-я эскадрилья
- 166-я эскадрилья
- 167-я эскадрилья
- 168-я эскадрилья
- 169-я эскадрилья
- 170-я эскадрилья
- 171-я эскадрилья
- 173-я эскадрилья
- 175-я эскадрилья
- 313-я эскадрилья
- 314-я эскадрилья
- 315-я эскадрилья
- 412-я эскадрилья
- 442-я эскадрилья
- 461-я эскадрилья
- 462-я эскадрилья
- 463-я эскадрилья
- 464-я эскадрилья
- 466-я эскадрилья
- 467-я эскадрилья
- 469-я эскадрилья
- 470-я эскадрилья
- 471-я эскадрилья
- 472-я эскадрилья
- 506-я эскадрилья
- 507-я эскадрилья
- 523-я эскадрилья
- 531-я эскадрилья
- 561-я эскадрилья
- Лафайет Эскадрилья
- Военно-морская аэронавтика
- Польские ВВС (послевоенный)
- Румынский авиационный корпус (послевоенный) [ 32 ]
- Советские ВВС - перешли от Императорских ВВС России.
- Королевский летный корпус [ 33 ]
- 19-я эскадрилья RFC - один самолет.
- 23-я эскадрилья RFC - декабрь 1917 г. - май 1918 г.
- Воздушная служба армии США
- 13-я авиационная эскадрилья
- 22-я авиационная эскадрилья
- 27-я авиационная эскадрилья
- 28-я авиационная эскадрилья
- 49-я авиационная эскадрилья
- 93-я авиационная эскадрилья
- 94-я авиационная эскадрилья
- 95-я авиационная эскадрилья
- 103-я авиационная эскадрилья
- 139-я авиационная эскадрилья
- 141-я авиационная эскадрилья
- 147-я авиационная эскадрилья
- 213-я авиационная эскадрилья
Выживший самолет
[ редактировать ]Бельгия
[ редактировать ]- SP49 — на статической экспозиции Королевского музея вооруженных сил и военной истории в Брюсселе . [ 34 ]
Франция
[ редактировать ]- S4377 - годен к полетам Мемориальной летной ассоциации в Ла-Ферте-Але, Иль-де-Франс . [ 35 ] [ 36 ]
- S5295/S15295 - на статической экспозиции в Музее Великой войны в Мо, предоставлено во временное пользование Музеем воздуха и космоса в Париже, Иль-де-Франс . [ 37 ] [ 38 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- S7689 Smith IV - на статической экспозиции в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне, округ Колумбия. [ 39 ] [ 40 ]
- S16594 — на статической экспозиции в Национальном музее ВВС США в Дейтоне, штат Огайо . Он нарисован так, чтобы изображать Эдди Рикенбакера . самолет [ 41 ]
- S15155 - на статической выставке в международном аэропорту Финикс Скай-Харбор, на станции надземного транспорта на 44-й улице в Финиксе, штат Аризона . Включает детали трех разных самолетов. [ 42 ] и нарисован так, чтобы изображать SPAD XIII, которым пилотировал Фрэнк Люк . [ нужна ссылка ]
Технические характеристики (СПАД S.XIII)
[ редактировать ]
Данные французских самолетов времен Первой мировой войны. [ 43 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 6,25 м (20 футов 6 дюймов)
- Размах крыльев: 8,25 м (27 футов 1 дюйм), поздние образцы имели размах 8,08 м (26,5 футов).
- Высота: 2,60 м (8 футов 6 дюймов)
- Площадь крыла: 21,11 м 2 (227,2 кв. фута) поздние образцы имели площадь крыла 20,2 м. 2 (217 кв. футов)
- Вес пустого: 601,5 кг (1326 фунтов)
- Полная масса: 856,5 кг (1888 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Hispano-Suiza 8 Ba, Bb или Bd 8-цилиндровый V-образный двигатель с водяным охлаждением, мощностью 150 кВт (200 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастные
Производительность
- Максимальная скорость: 211 км/ч (131 миль в час, 114 узлов) на высоте 1000 м (3300 футов).
- 208,5 км/ч (129,6 миль в час; 112,6 узлов) на высоте 2000 м (6600 футов)
- 205,5 км/ч (127,7 миль в час; 111,0 узлов) на высоте 3000 м (9800 футов)
- 201 км / ч (125 миль в час; 109 узлов) на высоте 4000 м (13000 футов)
- 190 км / ч (120 миль в час; 100 узлов) на высоте 5000 м (16000 футов)
- Выносливость: 2 часа
- Практический потолок: 6800 м (22300 футов)
- Время набора высоты:
- 2 минуты 20 секунд до 1000 м (3300 футов)
- 5 минут 17 секунд до 2000 м (6600 футов)
- 8 минут 45 секунд до 3000 м (9800 футов)
- 13 минут 5 секунд до 4000 м (13000 футов)
- 20 минут 10 секунд до 5000 м (16000 футов)
- Нагрузка на крыло: 40 кг/м 2 (8,2 фунта/кв. фута)
Вооружение
- Орудия: калибра 0,303 дюйма (7,70 мм) 2 пулемета Vickers или на примерах USAS, 2 Marlin M1917 или M1918. пулемета
- Бомбы: по 25 фунтов (11 кг). 4 бомбы Купера
См. также
[ редактировать ]- Early Bird Spad 13 , самодельная копия SPAD S.XIII.
Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Ансальдо Балилья
- Фоккер Д.VII
- Моран-Сольнье АФ
- Моран-Сольнье AI
- Ньюпор 28
- Королевский авиационный завод SE5a
- Салмсон 3 К.1
- Сопвит Кэмел
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шарп 2000, с. 272.
- ^ Винчестер 2006, с. 23.
- ^ Брюс Эйр Энтузиаст Пятнадцать, стр. 58–60.
- ^ Jump up to: а б Эндрюс 1965, с. 4.
- ^ Jump up to: а б Эндрюс 1965, стр. 4–5.
- ^ Брюс Эйр Интернешнл , май 1976 г., стр. 240.
- ^ Брюс Эйр Энтузиаст Пятнадцать, стр. 61–62.
- ^ Брюс Эйр Интернэшнл , май 1976 г., стр. 240–242.
- ^ Эндрюс 1965, с. 5.
- ^ Jump up to: а б с Брюс Эйр Интернэшнл , июнь 1976 г., с. 289.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Эндрюс 1965, с. 6.
- ^ Jump up to: а б Эндрюс 1965, стр. 7–8.
- ^ Jump up to: а б Эндрюс 1965, стр. 6–7.
- ^ Jump up to: а б с Эндрюс 1965, с. 7.
- ^ Jump up to: а б Эндрюс 1965, с. 8.
- ^ Jump up to: а б Брюс Эйр Интернэшнл , июнь 1976 г., с. 312.
- ^ Маурер 1978, стр. 146–147.
- ^ Архивированная страница характеристик пулемета Marlin M1917/18.
- ^ Брюс Эйр Интернэшнл , июнь 1976 г., стр. 292.
- ^ Брюс Эйр Интернэшнл , июнь 1976 г., стр. 291.
- ^ Брюс Эйр Интернэшнл , июнь 1976 г., стр. 293.
- ^ Брюс и др. 1969, с. 9.
- ^ Брюс Эйр Интернэшнл , июнь 1976 г., стр. 280.
- ^ Брюс Эйр Интернэшнл , июнь 1976 г., стр. 290–291.
- ^ Брюс Эйр Интернэшнл , июнь 1976 г., стр. 293–294.
- ^ Брюс Эйр Интернэшнл , июнь 1976 г., стр. 310.
- ^ Эндрюс 1965, стр. 8-10.
- ^ Эндрюс 1965, с. 9.
- ^ Jump up to: а б с д и Эндрюс 1965, с. 10.
- ^ Брюс 1982, стр. 561–563.
- ^ Восхождение Стрельца, Сесил Льюис
- ^ «Modelism International - Spad Vii-Xiii в Румынии PDF» (на румынском языке).
- ^ Брюс 1982, стр. 561–564.
- ^ «Досье по планеру – Societe Pour lAviation et ses Derives (SPAD)XIII, c/n SP-49» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 11 мая 2017 г.
- ^ «Спад XIII С1» . Мемориальный полет . Проверено 11 мая 2017 г.
- ^ «Immatriculation des aéronefs [F-AZFP]» (на французском языке) . Проверено 12 мая 2017 г. .
- ^ «Досье по планеру – Societe Pour lAviation et ses Derives (SPAD)XIII, серийный номер S5295 RAF, серийный номер S5295» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 11 мая 2017 г.
- ^ «SPAD XIII C1 № 15295, код S-5295 — Музей Великой войны — Мо (77) —» (на французском языке) . Проверено 30 июня 2024 г.
- ^ «Спад XIII «Смит IV» » . Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 11 мая 2017 г.
- ^ «Досье по планеру – Societe Pour lAviation et ses Derives (SPAD)XIII, серийный номер 7689» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 12 мая 2017 г. .
- ^ «СПАД XIII C.1» . Национальный музей ВВС США . 7 апреля 2015 года . Проверено 11 мая 2017 г.
- ^ «SPAD XIII в Sky Harbour International» . Скайтамер . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ Давилла, 1997, стр.509.
Библиография
[ редактировать ]- Эндрюс, CF. Профиль № 17: SPAD XIII C.1 . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Профильные публикации, 1965.
- Брюс, Дж. М. Самолеты Королевского летного корпуса (военного крыла) . Лондон: Патнэм, 1982. ISBN 0-370-30084-X .
- Брюс, Дж. М. «Первые боевые СПАДы». Air Enthusiast , выпуск 15, апрель – июль 1981 г., стр. 58–77. Бромли, Кент: Pilot Press. ISSN 0143-5450.
- Брюс, Дж. М. «История Spad: Часть первая». Эйр Интернэшнл , Vol. 10, № 5, май 1976 г., стр. 237–242. Бромли, Великобритания: Fine Scroll.
- Брюс, Дж. М. «История Spad: Часть вторая». Эйр Интернэшнл , Vol. 10, № 6, июнь 1976 г., стр. 289–296, 310–312. Бромли, Великобритания: Fine Scroll.
- Брюс Дж. М., Майкл П. Рольф и Ричард Уорд. Серия AircamAviation № 9: Spad Scouts SVII – SXIII . Кентербери, Великобритания: Оспри, 1968. ISBN 0-85045-009-8 .
- Брунер, Жорж (1977). «Бойцы по-французски, часть первая». Энтузиаст авиации (3): 85–95. ISSN 0143-5450 .
- Давилла, доктор Джеймс Дж.; Солтан, Артур (1997). Французские самолеты Первой мировой войны . Маунтин-Вью, Калифорния: Издательство Flying Machines Press. ISBN 978-1891268090 .
- Кудличка, Богумир (сентябрь 2001 г.). «Французская авиация в Чехословакии: истребительные части на Спаде» [Французская авиация в Чехословакии: все тонут!]. Самолеты: Вся воздухоплавание и ее история: Всем выйти! (на французском языке) (102): 54–58. ISSN 1243-8650 .
- Маурер, Маурер, изд. Воздушная служба США в Первой мировой войне: Том I: Заключительный отчет и тактическая история . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС США, ВВС США, 1978.
- Шарп, Майкл. Бипланы, трипланы и гидросамолеты. Лондон: Книги Фридмана/Fairfax, 2000. ISBN 1-58663-300-7 .
- Винчестер, Джим. Истребитель: лучший в мире боевой самолет – с 1913 года по настоящее время . Нью-Йорк: Barnes & Noble Publishing, Inc. и Parragon Publishing, 2006. ISBN 0-7607-7957-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]