Jump to content

СПАД С.XIII

(Перенаправлено со Spad S.XIII )
С.XIII
Общая информация
Тип Истребитель-биплан
Национальное происхождение Франция
Производитель СПАД
Дизайнер
Луи Бешеро
Основные пользователи Военное воздухоплавание
Количество построенных 8,472 [ 1 ]
История
Первый полет 4 апреля 1917 г. [ 2 ]

SPAD S.XIII — французский времен истребитель-биплан Первой мировой войны , разработанный компанией Société Pour L'Aviation et ses Dérivés (SPAD) на основе более раннего и весьма успешного SPAD S.VII .

В начале 1917 года французский конструктор Луи Бешеро , вдохновленный приближающимся устареванием S.VII, решил разработать два новых истребителя, S.XII и S.XIII, оба с использованием новой мощной трансмиссионной версии успешного Hispano. Suiza 8А -Двигатель . Пушечное вооружение S.XII было непопулярным, но S.XIII оказался одним из самых боеспособных истребителей войны, а также одним из самых производимых: было построено 8 472 истребителя, а заказы еще примерно на 10 000 отменены. Перемирие . [ 1 ]

К концу Первой мировой войны самолетами S.XIII были оснащены практически все истребительные эскадрильи Aéronautique Militaire . Кроме того, Воздушная служба армии США также закупила этот тип в больших количествах во время конфликта, а некоторые заменили или дополнили S.VII в Королевском летном корпусе (RFC) в ожидании прибытия Sopwith Dolphins . Он пользовался популярностью среди пилотов, и многочисленные асы на S.XIII летали из разных стран. После перемирия 11 ноября 1918 года , ознаменовавшего конец Первой мировой войны, излишки S.XIII были проданы как гражданским, так и военным операторам по всему миру.

Разработка

[ редактировать ]

Истоки SPAD S.XIII лежат в характеристиках его предшественника, SPAD S.VII , одноместного истребителя с двигателем Hispano-Suiza 8 с водяным охлаждением. с прямым приводом мощностью 110 кВт (150 л.с.) V-8 двигателем и вооружен одним синхронным пулеметом «Виккерс» . Этот тип имел хорошие для того времени характеристики и поступил на вооружение Французской военной авиации в августе 1916 года. [ 3 ] Однако к началу 1917 года S.VII был превзойден новейшими немецкими истребителями, такими как Albatros D.III . [ 4 ]

Более боеспособные немецкие истребители вскоре привели к смещению превосходства в воздухе в сторону Центральных держав , что привело к призывам к созданию более совершенных самолетов. [ 5 ] Французский летный ас Жорж Гинемер лично лоббировал улучшенный S.VII, сказав конструктору SPAD Луи Бешеро , что «SPAD мощностью 150 л.с. не может сравниться с Halberstadt ... Требуется больше скорости». [ 6 ] Быстрым решением проблемы стало увеличение степени сжатия двигателя Hispano-Suiza, что увеличило его мощность до 130 кВт (170 л.с.), что значительно улучшило характеристики, позволив SPAD S.VII до поры до времени оставаться конкурентоспособным. [ 7 ]

Hispano-Suiza уже занималась разработкой более мощной версии двигателя 8А с редуктором. [ 4 ] и этот двигатель был выбран Бешеро для двух разработанных версий S.VII. Истребители Британского королевского авиационного завода SE5a и Sopwith Dolphin также будут оснащаться тем же двигателем. [ 5 ]

Ознакомительный полет

[ редактировать ]

Первым проектом Бешеро, который летал с новой серией двигателей HS.8B с редуктором, был S.XII в версии HS.8BeC (или «HS-38»), которая была вооружена необычным 37-мм (1,457-дюймовым) двигателем. ) пушка, стрелявшая через карданный вал. Однако этот самолет использовался лишь ограниченно, после чего вскоре в производство был запущен S.XIII с более традиционным вооружением, который несколько французских пилотов и официальных лиц сочли предпочтительной конфигурацией. [ 8 ] Автор авиации К. Ф. Эндрюс утверждал, что большая часть заслуги в создании S.XIII принадлежит Марку Биркигту, разработчику двигателя, который решил привнести в него различные инновационные особенности, такие как моноблочные алюминиевые цилиндры, которые были оснащены ввинченные стальные вкладыши, что улучшило его характеристики. [ 9 ]

SPAD S.XIII впервые поднялся в воздух 4 апреля 1917 года. [ 10 ] [ 11 ] Первой отличительной особенностью S.XIII, как и SPAD S.XII, было то, что его двигатель HS.8Be V8 с аналогичной передачей имел левый винт, который вращался в направлении, противоположном вращению более раннего HS с прямым приводом. S.VII с питанием 8А. Вначале, как и у британского Sopwith Dolphin, также оснащенного редукторными двигателями V8 серии HS.8B, возникли проблемы с передачей, однако Бешеро упорствовал в работе с двигателем, который вскоре стал довольно надежным. [ 11 ] Производство было налажено практически сразу после первого полета. Через несколько месяцев после своего первого полета S.XIII не только поступил на вооружение Aéronautique Militaire , но и зарекомендовал себя как успешный истребитель. [ 11 ]

SPAD S.XIII — одномоторный истребитель-биплан. По конструкции он имел ту же конфигурацию и компоновку, что и более ранний S.VII. [ номер 1 ] имеет преимущественно деревянную конструкцию с тканевым покрытием. [ 12 ] Однако в целом он был больше и тяжелее своего предшественника. Другие изменения были внесены в элероны , закругленные законцовки хвостового оперения, более громоздкий капот, в котором размещался шестеренчатый двигатель Hispano-Suiza 8B, а также увеличенные киль и руль направления с изогнутой задней кромкой. [ 11 ] S.XIII был вооружен парой передних пулеметов Vickers с боекомплектом по 400 патронов на ствол, которые заменили одиночную пушку на более ранних самолетах. [ 10 ]

S.XIII имел относительно традиционную конструкцию: каркасный биплан с коробчатым фюзеляжем и носовым двигателем, за исключением промежуточных стоек крыла, расположенных посередине размаха крыла, что придавало истребителю вид двухсекционный самолет вместо односекционного. [ 13 ] Это изменение предотвратило биение и натирание тросов посадочных распорок во время полета. В остальном он имел ортодоксальную конструкцию, состоящую из деревянных элементов, прикрепленных к металлическим шарнирам. [ 13 ] Фюзеляж состоял из четырех лонжеронов квадратного сечения с деревянными стойками и поперечинами, скрепленными толстой рояльной проволокой . Для полета и приземления использовался трос. [ 14 ]

SPAD S.XIII американской 103-й авиационной эскадрильи - обратите внимание на открытый рычаг элерон, выступающий из нижнего крыла, также используемый для «истребителя кафедры» A.2 и S.VII.
SPAD S.XIII в производственном центре воздушных перевозок № 2, аэродром Роморантен, Франция, 1918 год.

Чтобы обеспечить двухчасовую автономность, S.XIII был оснащен несколькими топливными баками под днищем, расположенными в носовой части фюзеляжа, которые с помощью насоса с приводом от двигателя подавались в основной топливный бак в верхней центральной части крыла. [ 15 ] Аналогичные насосы использовались для обеспечения циркуляции масла двигателя и воды под давлением между радиатором и напорным бачком, расположенным внутри верхнего крыла. Радиатор с круглой носовой частью включал вертикальные в венецианском стиле жалюзи для регулирования температуры двигателя. [ 12 ]

Верхнее крыло было сделано цельным, с короткими полыми лонжеронами коробчатого сечения, которые соединялись льняной тканью , обернутыми шарфовыми соединениями . Эндрюс утверждает, что длинные отрезки ели было трудно достать. [ 14 ] Фанерные полотна и еловые накладки, скрепленные изнутри рояльной проволокой, образовывали профиль крыла. Верхнее крыло было оснащено элеронами, которые приводились в действие пилотом с помощью ряда трубчатых толкателей, которые проходили вертикально непосредственно под элеронами, с внешними коленчатыми рычагами под углом 90 °, установленными наверху нижних крыльев. [ 15 ] Нижнее крыло имело передние кромки из проволочных тросов из ели и задние кромки , а поверхности были покрыты тканью и обработаны авиационной массой для создания зубчатого эффекта. [ 14 ]

Хотя передние пулеметы «Виккерс» были стандартными, они не всегда были доступны. В результате нехватки в последние месяцы войны несколько американских эскадрилий S.XIII заменили пулеметы Vickers .303 на более легкие авиационные пулеметы Marlin Rockwell M1917 и M1918 калибра .30/06 весом 11,34 кг (25,0 фунта) . [ 16 ] [ 17 ] экономия около 7 кг (15 фунтов) [ 18 ] больше 30 кг (66 фунтов) у Виккерса только для орудий. К концу войны около половины американских S.XIII было переоборудовано.

Силовая установка S.XIII представляла собой мотор-редуктор Hispano-Suiza, сначала 8Ba мощностью 150 кВт (200 л.с.), [ 10 ] но в более поздних самолетах часто использовались двигатели 8Bc или 8Be с высокой степенью сжатия и мощностью 160 кВт (210 л.с.). [ 19 ] Эти усовершенствования привели к заметному улучшению летных и боевых характеристик. [ 11 ] Он был быстрее своих основных современников, британского Sopwith Camel и немецкого Fokker D.VII, а более высокая удельная мощность обеспечивала ему хорошую скороподъемность. SPAD был известен своей скоростью и прочностью при пикировании, хотя маневренность этого типа была относительно плохой, и самолетом было трудно управлять на низких скоростях, и его приходилось приземлять с включенным двигателем, в отличие от современных истребителей, таких как Nieuport 27 , которые могли приземлиться с выключенным питанием. [ 11 ]

Двигатели с редуктором оказались ненадежными, страдали от вибрации и плохой смазки. Это серьезно повлияло на удобство эксплуатации: в ноябре 1917 года было заявлено, что Spad S.XIII «неспособен обеспечить надежную работу». Даже в апреле 1918 года в официальном отчете говорилось, что две трети SPAD мощностью 150 кВт (200 л.с.) одновременно выходили из строя из-за проблем с двигателем. [ 20 ] По крайней мере, один американский наблюдатель в то время считал, что французы поставляли американским эскадрильям SPAD XIII двигатели более низкого качества от наименее любимых производителей, оставляя при этом лучшее для себя. [ нужна ссылка ] Однако проблемы с надежностью были приемлемой платой за повышение производительности. [ 21 ] улучшенное качество сборки и изменения в двигателе улучшили удобство обслуживания. [ 22 ]

В начале 1918 года Военная авиация потребовала более мощный истребитель в Chasseur спецификации C1 (одноместный ). В ответ SPAD установил двигатель Hispano-Suiza 8Fb мощностью 220 кВт (300 л.с.) на планер SPAD XIII. Конструкция была усилена и улучшена аэродинамически, сохранив размеры SPAD XIII. Двадцать истребителей SPAD XVII были построены и переданы частям GC 12 ( Les Cigones ).

Операционная история

[ редактировать ]
SPAD XIII, нарисованный для обозначения самолета, которым пилотировал Аризоны уроженец Фрэнк Люк-младший , первый летчик, награжденный Почетной медалью , высшей военной наградой в Соединенных Штатах, во время Первой мировой войны .

Поставки в Воздушную армию начались в мае 1917 года, всего через месяц после первого полета этого типа. [ 23 ] Новый самолет быстро стал важным элементом французских планов создания истребительных сил, поскольку, как ожидалось, он заменит SPAD S.VII, а также оставшиеся истребители Nieuport на передовой.

Однако медленные темпы поставок нарушили эти прогнозы, и к концу марта 1918 года было доставлено только 764 из запланированных 2230 единиц. [ 24 ]

S.XIII оснащала почти каждую французскую истребительную эскадрилью, 74 эскадрильи . В конце концов, во время Первой мировой войны [ 25 ] В конце войны планировалось заменить S.XIII несколькими типами истребителей с двигателем Hispano-Suiza 8F мощностью 220 кВт (300 л.с.), такими как Nieuport-Delage NiD 29 , SPAD S.XX и Сопвит Дельфин II. [ 26 ] Эти планы потеряли силу после подписания перемирия от 11 ноября 1918 года , положившего конец Первой мировой войне, и SPAD S.XIII оставался на вооружении Франции в качестве истребителя до 1923 года. [ 16 ] поставки Nieuport-Delage NiD 29 отложены до 1920 года.

На S.XIII пилотировали многие известные французские летчики-истребители, такие как Рене Фонк (самый результативный ас союзников, 75 побед), Жорж Гинемер (54 победы) и Шарль Нунгессер (45 побед), а также ведущий итальянский ас. Франческо Баракка (34 победы). [ 27 ] В число асов Воздушной службы армии США, летавших на S.XIII, входят Эдди Рикенбакер (ведущий ас США Первой мировой войны с 26 победами) и Фрэнк Люк (18 побед). Эндрюс считает естественную устойчивость S.XIII, которая сделала его устойчивой орудийной платформой, ключом к его успеху. [ 28 ]

Другие силы союзников также быстро приняли на вооружение новый истребитель, и к моменту перемирия SPAD XIII укомплектовал 15 из 16 действующих эскадрилий преследования USAAS. До вступления Соединенных Штатов в состав НАТО американские добровольцы, летавшие вместе с союзниками, летали на этом типе. [ 29 ] К 1920 году почти половина из 893, закупленных Соединенными Штатами, все еще находилась в эксплуатации. В Соединенных Штатах некоторые S.XIII были модернизированы двигателями Райт-Испано мощностью 130 кВт (170 л.с.) и использовались для подготовки пилотов к новому Томасу. -Истребитель Morse MB-3 (использовавший крылья типа SPAD) в 1922 году. Двигатели Райт-Испано не могли сравниться по характеристикам с оригиналом. силовая установка. [ 29 ]

В декабре 1917 года 23-я эскадрилья Королевского летного корпуса (RFC) была оснащена SPAD S.XIII и сохраняла их до апреля 1918 года, когда она была перевооружена на Dolphin, а 19-я эскадрилья (оснащенная более ранними S.VII) также какое-то время эксплуатировал по крайней мере один S.XIII. [ 30 ] Этот тип использовался в качестве временного истребителя в ожидании поставки самолетов британской постройки. [ 29 ]

В своих мемуарах «Восхождение Стрельца» Сесил Льюис описал воздушное соревнование между ним и SPAD, которым управлял Гинемер, и Льюисом на SE5: «Их скорости были почти одинаковыми, но Spad с высокой степенью сжатия набирал высоту быстрее. После окончания гонки Гинемейер и я провел демонстрационный бой над аэродромом. Гинемейер снова нанес мне поражение. В его руках Спад был чудом гибкости. в первую минуту меня должны были сбить десяток раз». [ 31 ]

Военно-воздушный корпус

[ редактировать ]

S.XIII также был приобретен Италией для Corpo Aeronautico Militare . [ 29 ] Итальянские пилоты отдали предпочтение другому истребителю французской постройки — Hanriot HD.1 , который был более маневренным, но менее мощным. Бельгия также эксплуатировала S.XIII, и один бельгийский ас, Эдмонд Тиффри, приобрел известность, пилотируя этот тип. [ 29 ] После окончания войны S.XIII также экспортировался, в том числе в Японию, Польшу и Чехословакию . [ нужна ссылка ]

Операторы

[ редактировать ]
 Бельгия
 Бразилия
  • Военная авиация бразильской армии (Brazilian Army Aviation) – 1920–1930 гг.
 Чехословакия
 Франция

Военное воздухоплавание

 Греция
 Королевство Италия
 Японская империя
Польша Вторая Польская Республика
 Румыния
 Российская Империя
 Королевство Сербия
 Советский Союз
Таиланд Делать
Испания Королевство Испания
 Турция
Великобритания Великобритания
 Соединенные Штаты
 Уругвай

Выживший самолет

[ редактировать ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

Технические характеристики (СПАД S.XIII)

[ редактировать ]

Данные французских самолетов времен Первой мировой войны. [ 43 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 6,25 м (20 футов 6 дюймов)
  • Размах крыльев: 8,25 м (27 футов 1 дюйм), поздние образцы имели размах 8,08 м (26,5 футов).
  • Высота: 2,60 м (8 футов 6 дюймов)
  • Площадь крыла: 21,11 м 2 (227,2 кв. фута) поздние образцы имели площадь крыла 20,2 м. 2 (217 кв. футов)
  • Вес пустого: 601,5 кг (1326 фунтов)
  • Полная масса: 856,5 кг (1888 фунтов)
  • Силовая установка: 1 × Hispano-Suiza 8 Ba, Bb или Bd 8-цилиндровый V-образный двигатель с водяным охлаждением, мощностью 150 кВт (200 л.с.)
  • Гребные винты: 2-лопастные

Производительность

  • Максимальная скорость: 211 км/ч (131 миль в час, 114 узлов) на высоте 1000 м (3300 футов).
    • 208,5 км/ч (129,6 миль в час; 112,6 узлов) на высоте 2000 м (6600 футов)
    • 205,5 км/ч (127,7 миль в час; 111,0 узлов) на высоте 3000 м (9800 футов)
    • 201 км / ч (125 миль в час; 109 узлов) на высоте 4000 м (13000 футов)
    • 190 км / ч (120 миль в час; 100 узлов) на высоте 5000 м (16000 футов)
  • Выносливость: 2 часа
  • Практический потолок: 6800 м (22300 футов)
  • Время набора высоты:
    • 2 минуты 20 секунд до 1000 м (3300 футов)
    • 5 минут 17 секунд до 2000 м (6600 футов)
    • 8 минут 45 секунд до 3000 м (9800 футов)
    • 13 минут 5 секунд до 4000 м (13000 футов)
    • 20 минут 10 секунд до 5000 м (16000 футов)
  • Нагрузка на крыло: 40 кг/м 2 (8,2 фунта/кв. фута)

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Примечания

[ редактировать ]
  1. Хотя на самом деле у Spads были однопролетные крылья , они были оснащены распорками для поддержки расчалок посередине крыла, что создавало вид крыла с двумя пролетами. [ 11 ]
  1. ^ Jump up to: а б Шарп 2000, с. 272.
  2. ^ Винчестер 2006, с. 23.
  3. ^ Брюс Эйр Энтузиаст Пятнадцать, стр. 58–60.
  4. ^ Jump up to: а б Эндрюс 1965, с. 4.
  5. ^ Jump up to: а б Эндрюс 1965, стр. 4–5.
  6. ^ Брюс Эйр Интернешнл , май 1976 г., стр. 240.
  7. ^ Брюс Эйр Энтузиаст Пятнадцать, стр. 61–62.
  8. ^ Брюс Эйр Интернэшнл , май 1976 г., стр. 240–242.
  9. ^ Эндрюс 1965, с. 5.
  10. ^ Jump up to: а б с Брюс Эйр Интернэшнл , июнь 1976 г., с. 289.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г Эндрюс 1965, с. 6.
  12. ^ Jump up to: а б Эндрюс 1965, стр. 7–8.
  13. ^ Jump up to: а б Эндрюс 1965, стр. 6–7.
  14. ^ Jump up to: а б с Эндрюс 1965, с. 7.
  15. ^ Jump up to: а б Эндрюс 1965, с. 8.
  16. ^ Jump up to: а б Брюс Эйр Интернэшнл , июнь 1976 г., с. 312.
  17. ^ Маурер 1978, стр. 146–147.
  18. ^ Архивированная страница характеристик пулемета Marlin M1917/18.
  19. ^ Брюс Эйр Интернэшнл , июнь 1976 г., стр. 292.
  20. ^ Брюс Эйр Интернэшнл , июнь 1976 г., стр. 291.
  21. ^ Брюс Эйр Интернэшнл , июнь 1976 г., стр. 293.
  22. ^ Брюс и др. 1969, с. 9.
  23. ^ Брюс Эйр Интернэшнл , июнь 1976 г., стр. 280.
  24. ^ Брюс Эйр Интернэшнл , июнь 1976 г., стр. 290–291.
  25. ^ Брюс Эйр Интернэшнл , июнь 1976 г., стр. 293–294.
  26. ^ Брюс Эйр Интернэшнл , июнь 1976 г., стр. 310.
  27. ^ Эндрюс 1965, стр. 8-10.
  28. ^ Эндрюс 1965, с. 9.
  29. ^ Jump up to: а б с д и Эндрюс 1965, с. 10.
  30. ^ Брюс 1982, стр. 561–563.
  31. ^ Восхождение Стрельца, Сесил Льюис
  32. ^ «Modelism International - Spad Vii-Xiii в Румынии PDF» (на румынском языке).
  33. ^ Брюс 1982, стр. 561–564.
  34. ^ «Досье по планеру – Societe Pour lAviation et ses Derives (SPAD)XIII, c/n SP-49» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 11 мая 2017 г.
  35. ^ «Спад XIII С1» . Мемориальный полет . Проверено 11 мая 2017 г.
  36. ^ «Immatriculation des aéronefs [F-AZFP]» (на французском языке) . Проверено 12 мая 2017 г. .
  37. ^ «Досье по планеру – Societe Pour lAviation et ses Derives (SPAD)XIII, серийный номер S5295 RAF, серийный номер S5295» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 11 мая 2017 г.
  38. ^ «SPAD XIII C1 № 15295, код S-5295 — Музей Великой войны — Мо (77) —» (на французском языке) . Проверено 30 июня 2024 г.
  39. ^ «Спад XIII «Смит IV» » . Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 11 мая 2017 г.
  40. ^ «Досье по планеру – Societe Pour lAviation et ses Derives (SPAD)XIII, серийный номер 7689» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 12 мая 2017 г. .
  41. ^ «СПАД XIII C.1» . Национальный музей ВВС США . 7 апреля 2015 года . Проверено 11 мая 2017 г.
  42. ^ «SPAD XIII в Sky Harbour International» . Скайтамер . Проверено 5 марта 2019 г.
  43. ^ Давилла, 1997, стр.509.

Библиография

[ редактировать ]
  • Эндрюс, CF. Профиль № 17: SPAD XIII C.1 . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Профильные публикации, 1965.
  • Брюс, Дж. М. Самолеты Королевского летного корпуса (военного крыла) . Лондон: Патнэм, 1982. ISBN   0-370-30084-X .
  • Брюс, Дж. М. «Первые боевые СПАДы». Air Enthusiast , выпуск 15, апрель – июль 1981 г., стр. 58–77. Бромли, Кент: Pilot Press. ISSN 0143-5450.
  • Брюс, Дж. М. «История Spad: Часть первая». Эйр Интернэшнл , Vol. 10, № 5, май 1976 г., стр. 237–242. Бромли, Великобритания: Fine Scroll.
  • Брюс, Дж. М. «История Spad: Часть вторая». Эйр Интернэшнл , Vol. 10, № 6, июнь 1976 г., стр. 289–296, 310–312. Бромли, Великобритания: Fine Scroll.
  • Брюс Дж. М., Майкл П. Рольф и Ричард Уорд. Серия AircamAviation № 9: Spad Scouts SVII – SXIII . Кентербери, Великобритания: Оспри, 1968. ISBN   0-85045-009-8 .
  • Брунер, Жорж (1977). «Бойцы по-французски, часть первая». Энтузиаст авиации (3): 85–95. ISSN   0143-5450 .
  • Давилла, доктор Джеймс Дж.; Солтан, Артур (1997). Французские самолеты Первой мировой войны . Маунтин-Вью, Калифорния: Издательство Flying Machines Press. ISBN  978-1891268090 .
  • Кудличка, Богумир (сентябрь 2001 г.). «Французская авиация в Чехословакии: истребительные части на Спаде» [Французская авиация в Чехословакии: все тонут!]. Самолеты: Вся воздухоплавание и ее история: Всем выйти! (на французском языке) (102): 54–58. ISSN   1243-8650 .
  • Маурер, Маурер, изд. Воздушная служба США в Первой мировой войне: Том I: Заключительный отчет и тактическая история . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС США, ВВС США, 1978.
  • Шарп, Майкл. Бипланы, трипланы и гидросамолеты. Лондон: Книги Фридмана/Fairfax, 2000. ISBN   1-58663-300-7 .
  • Винчестер, Джим. Истребитель: лучший в мире боевой самолет – с 1913 года по настоящее время . Нью-Йорк: Barnes & Noble Publishing, Inc. и Parragon Publishing, 2006. ISBN   0-7607-7957-0 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c445327c0316e07a9f5446ec7dfe0d88__1726090500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/88/c445327c0316e07a9f5446ec7dfe0d88.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SPAD S.XIII - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)