Этническая принадлежность Клеопатры

Этническая принадлежность Клеопатры VII , последней активной эллинистической правительницы Македонией возглавляемого Птолемеевского царства Египта, вызвала споры в некоторых кругах. [ 2 ] [ 3 ] Среди ученых существует общее мнение, что она имела преимущественно македонско-греческое происхождение и в незначительной степени иранское происхождение ( согдийское и персидское ). Другие, в том числе некоторые ученые и миряне, предполагают, могли ли у нее быть дополнительные предки. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Например, статья «Была ли Клеопатра черной?» была опубликована в Ebony в 2002 году. журнале [ 6 ] Мэри Лефковиц , почетный профессор классических исследований в колледже Уэллсли , прослеживает основные истоки утверждения о Черной Клеопатре в книге Дж. А. Роджерса , вышедшей «Великие цветные люди мира» в 1946 году , хотя и отмечает, что идея Клеопатры как черной восходит, по крайней мере, к 19 век. [ 7 ] [ 8 ] Лефковиц опровергает гипотезу Роджерса на различных научных основаниях. Заявление о черной Клеопатре было вновь возрождено в эссе -афроцентриста автора Джона Хенрика Кларка , заведующего кафедрой истории Африки в Хантер-колледже , под названием «Африканские королевы-воины». [ 9 ] Лефковиц отмечает, что в эссе содержится утверждение, что Клеопатра описала себя чернокожей в Нового Завета – Книге Деяний хотя на самом деле Клеопатра умерла более чем за шестьдесят лет до смерти Иисуса Христа . [ 9 ] Некоторые ученые начала двадцатого века предполагали, что Клеопатра была наполовину еврейкой , но эта гипотеза не сохранилась в историографии более позднего двадцатого века . [ 5 ]
Ученые обычно идентифицируют Клеопатру как имеющую по существу греческое происхождение с некоторым персидским и согдийским иранским происхождением, основываясь на том факте, что ее македонская греческая семья ( династия Птолемеев ) вступила в брак с династией Селевкидов . [ 10 ] [ 4 ] [ 11 ] [ примечание 1 ] Официальная чеканка Клеопатры (которая она бы одобрила) и три ее портретных бюста, которые ученые считают подлинными (которые соответствуют ее монетам), изображают Клеопатру как греческую женщину по стилю, хотя сейчас ученые в основном считают бюст Черчелла бюстом Клеопатры Дочь Клеопатры, Клеопатра Селена II . [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Франсиско Пина Поло пишет, что чеканка Клеопатры с уверенностью представляет ее изображение, и утверждает, что скульптурный портрет головы « Берлинской Клеопатры » подтвержден как имеющий аналогичный профиль. [ 13 ] Римские фрески в Помпеях и Геркулануме, похожие на мраморные скульптуры Ватикана и Берлина, были идентифицированы как возможные портреты царицы на основании сопоставимых черт лица и королевской иконографии.
В 2009 году в документальном фильме BBC предположили, что Клеопатра могла быть частью Северной Африки. Это было основано в основном на исследовании обезглавленного скелета девочки в гробнице 20 г. до н. э. в Эфесе (современная Турция ), а также старых заметок и фотографий ныне отсутствующего черепа. Предполагалось, что останки принадлежат Арсиное IV , сестре или сводной сестре Клеопатры. [ 17 ] [ 18 ] а гипотеза, основанная на дискредитированных процессах, предполагала, что останки принадлежали девушке, «раса» которой могла быть «североафриканской». Это утверждение отвергается учеными на том основании, что останки невозможно идентифицировать как Арсиное, расу останков вообще невозможно определить, тот факт, что останки принадлежали ребенку, который был намного моложе Арсинои, когда она умерла, а также тот факт, что что у Арсинои и Клеопатры был один и тот же отец, Птолемей XII Авлет , но, возможно, у них были разные матери. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
Фон
[ редактировать ]Часть серии о |
Клеопатра VII |
---|
|
Раса и цвет кожи Клеопатры VII , последней активной эллинистической правительницы македонской греческой династии Птолемеев в Египте, вызвали некоторые споры. [ 2 ] хотя, как правило, нет в научных источниках. [ 3 ] Например, статья «Была ли Клеопатра черной?» была опубликована в Ebony в 2002 году, журнале [ 6 ] и статья об афроцентризме в газете St. Louis Post-Dispatch также упоминает этот вопрос. [ 22 ]
Классицист Грейс Макерди в своей плодотворной книге 1932 года « Эллинистические царицы: исследование женской власти в Македонии, Селевкидской Сирии и Птолемеевском Египте» отмечает , что ученые до ее книги предполагали, что Клеопатра была частично еврейкой, гипотеза, которую Макерди отвергает как имеющую «незначительные доказательства». ." [ 5 ] Доказательства, приведенные в пользу этой гипотезы, включают антисемитские прочтения в иконографии Клеопатры (в основном нос Клеопатры), современные предположения о ее легитимности, способность Клеопатры говорить на языке евреев и многовековое покровительство евреев Александрийцам со стороны Птолемеев, в том числе Клеопатра. [ 5 ] Предположение о том, что Клеопатра была наполовину еврейкой, не сохранилось в историографии царицы конца двадцатого века.
Мэри Лефковиц , почетный профессор классических исследований в колледже Уэлсли , прослеживает основные истоки утверждения о черной Клеопатре в книге Дж. А. Роджерса , вышедшей «Великие цветные люди мира» в 1946 году , хотя и отмечает, что идея Клеопатры как черной восходит, по крайней мере, к 19 век. [ 7 ] [ 8 ] Лефковиц опровергает гипотезу Роджерса. Она отмечает неспособность Роджерса правильно пронумеровать семью Клеопатры (например, называя брата Клеопатры Птолемея XIII Теоса Филопатора своим отцом, которым был Птолемей XII Авлет, и называя Птолемея XI Александра II отцом Птолемея XII, когда он был Птолемеем IX Сотером ), используя в качестве его основные источники — неверная интерпретация Уильяма Шекспира «Антония » и Клеопатры (написано более чем через 1500 лет после смерти Клеопатры) и ложно цитирует Британскую энциклопедию (хотя на самом деле она ни тогда, ни когда-либо не утверждала, что Клеопатра была чернокожей), и что его предположение, что бабушка Клеопатры по отцовской линии была черной рабыней, «основано на более недавнем прошлом». ". [ 23 ]
Далее она подчеркивает, что рабство в древние времена сильно отличалось от современного рабства чернокожих движимого имущества , поскольку рабов брали не по цвету кожи, а на самом деле в основном были военнопленными, в основном включая греков, и отмечает, что утверждение Роджера о черной бабушке основано на практике Рабовладельцы XIX века. [ 24 ] Заявление о черной Клеопатре, продолжает Лефковиц, было вновь возрождено в эссе, написанном афроцентристом Джоном Хенриком Кларком , заведующим кафедрой истории Африки в Хантер-колледже, под названием «Африканские королевы-воины» для «Черных женщин в древности». [ 9 ]
Она отмечает, что эссе было в значительной степени основано на трудах Роджерса с добавленной Кларком «собственной вспомогательной информацией», которая включает его утверждение, что Клеопатра описала себя как черную в Нового Завета Книге Деяний – хотя на самом деле Клеопатра умерла более шестидесяти лет назад. лет до смерти Иисуса. [ 9 ] Она также отмечает, что если бы бабушка Клеопатры по отцовской линии была египтянкой и если бы она именно так выучила египетский язык, то отец Клеопатры Птолемей XII, скорее всего, был бы первым Птолемеем, выучившим египетский язык, а не Клеопатрой (отмечая, что такие люди, как Роджерс и Кларк, никогда не упоминают о нем). ), [ 25 ] которая является единственным членом династии Птолемеев, который, как известно, выучил египетский язык в дополнение к своему родному греческому койне и восьми другим языкам. [ 26 ]
В своей статье 1993 года «Черная феминистская мысль и классика: повторное членство, повторное утверждение, повторное расширение прав и возможностей» классик Шелли П. Хейли обсуждает Клеопатру с точки зрения черных феминисток , в которой она рассматривает королеву как символическую фигуру для афроамериканцев. женщины. [ 27 ] Она пишет, что «Клеопатра реагировала на явления угнетения и эксплуатации так, как это сделала бы чернокожая женщина ». [ 27 ] Таким образом, афроамериканская публика называет Клеопатру «сестрой». [ 27 ] Мэри Лефковиц ответила Хейли, отметив, что историческая Клеопатра VII была не жертвой, а скорее эллинистической деспотической правительницей, которая проиграла «тесную борьбу за власть». [ 28 ] Когда Хейли была вызвана критикой Лефковиц ее статьи 1993 года, она далее выступила в пользу того, чтобы Клеопатра символизировала для афроамериканских женщин «обращение, которое мы получили со стороны европоцентристского патриархата». [ 29 ]
Что касается вопроса о расе исторической Клеопатры, Хейли ответила, что «это очень сложный вопрос, если его можно задать о Клеопатре или любой древней – или современной – исторической фигуре». [ 29 ] Помимо того, что Клеопатра была символической фигурой в американском чернокожем феминизме, она на протяжении веков стала иконой для египетской аудитории, а также в современную эпоху для арабских и египетских националистических движений. [ 30 ] Клеопатра, как национальная икона египтян, рассматривалась такими фигурами, как Ахмед Шавки, как представительница конфликта между Египтом и империалистическими европейскими державами. [ 31 ] (Однако, как отметил историк Адриан Голдсуорси , если и была какая-то «великая борьба» цивилизаций при жизни исторической Клеопатры VII, то это была «не между Востоком и Западом , а между Грецией и Римом ».) [ 32 ]
В ответ на книгу «Не из Африки Лефковица » Молефи Кете Асанте , профессор афроамериканских исследований в Университете Темпл, написал статью «Раса в древности: действительно из Африки», в которой подчеркнул, что «может без сомнения сказать что афроцентристы не тратят время на утверждение, что Сократ или Клеопатра были черными». [ 33 ]
Совсем недавно Кэтрин А. Бард , профессор археологии и классических исследований Бостонского университета, в 2020 году заявила, что: «Клеопатра была белой македонского происхождения, как и все правители Птолемеев, жившие в Египте». [ 34 ] в то время как для Ребекки Футо Кеннеди , доцента кафедры классических, женских и гендерных исследований , а также экологических исследований в Университете Денисона , поскольку не существует генетической основы расы, любые претензии на возможность определить «истинное расовое происхождение» Клеопатры по ее генеалогическому древу увековечиваются. не что иное, как современная политическая позиция. [ 35 ] По мнению дамы Мэри Берд , профессора классической литературы в Кембриджском университете и исследователя древнеримской цивилизации , «правда в том, что мы понятия не имеем о происхождении Клеопатры. Она определенно принадлежала к королевской македонской семье, но была ли ее мать (или любая другая из ее предков женского пола) была египтянкой, мы просто не знаем». [ 36 ]
Что касается дебатов вокруг участия в 2020 году израильской актрисы Галь Гадот в кинопроекте «Клеопатра», египетско-австралийский писатель и журналист Дэниел Нур заявил, что египтяне должны иметь право голоса, кто будет выбран на роль Клеопатры, поскольку она была «царицей египетской истории». ." В контексте египетского феминизма Нур утверждает, что для египетских женщин «выбор выбрать египтянку на роль Клеопатры может быть невероятно вдохновляющим». [ 37 ] Он продолжает, что, поскольку Клеопатра — египетская царица греческого происхождения, она является представителем генетического разнообразия современного Египта. [ 37 ] Он далее отмечает важность определения египетской феминисткой Наваль Эль Саадави роли Клеопатры в истории Египта как части «исторических демонстраций матриархальных властных структур, принадлежащих североафриканским женщинам». [ 37 ]
Исключение греческого происхождения Клеопатры из основных голливудских постановок также недавно обсуждалось греческими учеными: греческий историк Константинос П. Николуцос в своей антологии «Древние греческие женщины в кино» (2013) включает главу, написанную классиком Ллойдом Ллевеллином-Джонсом. под названием «Почти все греческое дело»: Клеопатра VII и голливудское воображение» (отсылка к знаменитому фильму 1963 года). Клеопатра ), в которой критикуется отсутствие репрезентации греческой культуры в изображениях Клеопатры. [ 38 ]
2023 года Netflix Документальный сериал «Королева Клеопатра» , в котором на роль королевы был выбран чернокожий актер смешанного английского и ямайского происхождения. [ 39 ] вызвало полемику обвинениями в исторической неточности, в том числе со стороны бывшего государственного министра по делам древностей Захи Хавасса . [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] Это спровоцировало судебный иск в Египте, в котором утверждалось, что документальный фильм искажает реальность с целью пропаганды афроцентризма и что программы Netflix не соответствуют египетским или исламским ценностям. [ 43 ] [ 44 ] Ребекка Футо Кеннеди утверждает, что обсуждение того, был ли кто-то «черным» или «белым», является анахронизмом, и что задавание этого вопроса говорит «больше о современных политических инвестициях, чем о попытках понять древность на ее собственных условиях». [ 40 ]
Известные изображения
[ редактировать ]
Клеопатры Официальные птолемеевские монеты (которые она бы одобрила) и три ее римских портретных бюста, которые ученые считают подлинными (которые соответствуют ее монетам), изображают Клеопатру как греческую женщину по стилю, включая греческий хитон , эллинистическую диадему и греческий шиньон . [ 12 ] [ 13 ] [ 46 ] [ 16 ] Франсиско Пина Поло пишет, что чеканка Клеопатры с уверенностью передает ее изображение, и утверждает, что скульптурный портрет головы « берлинской Клеопатры » из Старого музея подтвержден как имеющий аналогичный профиль с ее волосами, собранными в пучок, диадемой и крючковатый нос. [ 13 ]
Эрнле Брэдфорд пишет, что «разумно сделать вывод», что у Клеопатры были темные волосы и «бледно- оливковая кожа », судя по тому, как она изображает себя «восточно-средиземноморским типом» на своих официальных монетах, и что она бросила вызов Риму не как египтянка». но как цивилизованный грек». [ 15 ] Барбара Уоттерсон отмечает, что на монетах Клеопатры изображена она в греческом, а не египетском стиле, и утверждает, что, хотя она была македонской гречанкой, мы можем только предполагать цвет черт лица Клеопатры, но, вероятно, у нее были темно-каштановые волосы, глаза и кожа оливкового оттенка. . [ 16 ]
Подобно берлинской Клеопатре, другие римские скульптурные портреты Клеопатры включают мраморные головы с диадемами, которые сейчас находятся в музеях Ватикана и Археологическом музее Черчелла , хотя последний вместо этого может быть изображением ее дочери Клеопатры Селены II . [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] в диадеме Статуя Эсквилинской Венеры в Капитолийских музеях также считается дополнительным изображением королевы. [ 53 ] [ 47 ] [ 54 ] особенно из-за ее связи с греческой богиней Афродитой , как видно на некоторых ее монетах. [ 55 ] Портлендская ваза , римская стеклянная ваза с камеей, датированная периодом правления Августа и ныне находящаяся в Британском музее , включает в себя возможное изображение Клеопатры со змеей, поднимающейся у нее на коленях, когда она сидит и сжимает руку своего римского супруга Марка Антония . [ 56 ]
Помимо скульптур и монет, несколько сохранившихся римских фресок из Помпеи и Геркуланума, вероятно, также изображают Клеопатру. Современное изображение из Дома Марка Фабия Руфа в Помпеях изображает царицу в виде богини Венеры-Прародительницы, держащей на руках амура , якобы редкое изображение ее сына Цезариона , отцом которого был римский диктатор Юлий Цезарь . [ 48 ] Сьюзан Уокер , круглое лицо, длинный нос с горбинкой и большие круглые глаза женщины отмечает, что кожа цвета слоновой кости были чертами, характерными для римских и птолемеевских изображений богинь. [ 57 ] В своем аргументе о том, что красота Клеопатры была столь же опасна для политики, как и красота Елены Троянской , римский поэт Лукан писал в своей «Фарсалии» , что Клеопатра подчеркивала вид своей «белой груди» сквозь тонко прикрытое восточное платье. [ 58 ] комментарии, скорее всего, были направлены на ее сексуализацию, а не на точное описание ее личности. [ 59 ]
Дуэйн В. Роллер пишет о помпейской фреске: «Кажется, нет никаких сомнений в том, что это изображение Клеопатры и Цезариона перед дверями Храма Венеры на Форуме Юлия и, как таковое, становится единственной сохранившейся современной картиной королева." [ 47 ] Уокер, Роллер и Джоан Флетчер отмечают сходство этой помпейской картины с лицом, сохранившимся в « Ватиканской Клеопатре », повреждение на левой щеке скульптуры, возможно, от оторванной руки Купидона. [ 47 ] [ 57 ] [ 60 ]
Посмертные портреты включают фреску Дома Джузеппе II в Помпеях, изображающую ее возможное самоубийство путем отравления, [ 49 ] нарисованный портрет в Садовом доме Помпеи, показывающий вид сбоку на ее бюст с диадемой, и очень похожая фреска из соседнего Геркуланума, последняя соответствует облику ее скульптур и официальной чеканки. [ 61 ] [ 62 ]
Помимо эллинистического искусства , родные египетские произведения искусства Клеопатры включают Бюст Клеопатры в Королевском музее Онтарио , [ 67 ] а также вырезанные из камня рельефы Храма Хатхор в храмовом комплексе Дендеры в Египте, изображающие Клеопатру и Цезариона как правящих фараонов, приносящих подношения египетским божествам . [ 68 ] [ 69 ] Другие работы включают большую статую Птолемеев из черного базальта , которая сейчас находится в Эрмитаже , в Санкт-Петербурге изображающую неуверенную царицу Птолемеев, которая, как полагают, была либо Арсиноей II , либо знаменитой Клеопатрой VII. [ 64 ]
В своей книге «Клеопатра и Цезарь » (2006) Бернар Андреэ утверждает, что эта египетская базальтовая статуя похожа на другие идеализированные египетские портреты царицы, не содержит реалистичных черт лица и, следовательно, мало что добавляет к знаниям о внешности Клеопатры. [ 70 ] Диана Престон приходит к аналогичному выводу в отношении изображений Клеопатры в Египте: «Помимо некоторых храмовых резных фигурок, которые в любом случае выполнены в сильно стилизованном стиле фараонов и мало что дают подсказки о реальном облике Клеопатры, единственными достоверными изображениями Клеопатры являются изображения Клеопатры на монетах. Мраморная голова в Ватикане — одна из трёх скульптур, которые обычно, хотя и не повсеместно, считаются учёными изображениями Клеопатры». [ 71 ] Барабара Уоттерсон пишет, что изображения Клеопатры, такие как в Хаторе, являются традиционными египетскими изображениями, а не настоящими портретами царицы. [ 16 ] Она отмечает, что на рельефе Дендеры Клеопатра изображена в «типичном птолемеевском стиле». [ 16 ]
Роджер С. Бэгналл отметил, что те, кто пытается обосновать египетское влияние на династию Птолемеев, сами «изображают, по сути, использование египетского материала в царских целях», например, местные египетские произведения Птолемеев, и, таким образом, являются не свидетельствует о «египетизации» царской семьи. [ 72 ] Как отметила Элейн Фэнтем : «Хотя Клеопатра была наследницей некоторых древнеегипетских традиций, она не была аномалией в длинном ряду греческих цариц». [ 73 ]
Родословная
[ редактировать ]Ученые обычно идентифицируют Клеопатру как человека македонско-греческого происхождения с некоторым отдаленным персидским и согдийским иранским происхождением. Это основано на том факте, что ее македонская греческая семья – династия Птолемеев – вступила в брак с македонской греческой династией Селевкидов , которая правила большей частью Западной Азии . Примечательно, что сюда входила первая Птолемеевская Клеопатра, царица Клеопатра I Сира , принцесса Селевкидов и дочь Антиоха III Великого , вышедшая замуж за Птолемея V Эпифана . [ 74 ] [ 75 ] [ 76 ] Клеопатра I Сира была потомком селевкидской царицы Апамы , согдийской иранской жены Селевка I Никатора , македонского греческого сподвижника Александра Македонского . [ 75 ] [ 76 ] Лаодика III , мать Клеопатры I Сиры, родилась у царя Митридата II Понтийского и его жены Лаодики , имевших смешанное греческое и персидское наследие. [ 77 ]
Хотя личность матери Клеопатры VII Филопатора неизвестна, обычно считается, что это Клеопатра V Египетская , сестра или двоюродная жена Птолемея XII Авлета , который был дочерью Птолемея IX Сотера или Птолемея X Александра I. [ 4 ] [ 78 ] [ 79 ] [ примечание 2 ] Кроме того, хотя личность ее бабушки по отцовской линии не установлена, обычно считается, что она Клеопатра IV , через отца Птолемея XII, Птолемея IX Сотера. [ 80 ] [ 81 ] [ 82 ] или греческая александрийская женщина. [ 83 ] [ 84 ] [ 85 ] [ 86 ] [ 87 ] Заявления о незаконности никогда не использовались против Клеопатры в крайне враждебной пропагандистской кампании Августа . Майкл Грант отмечал, что, если бы Клеопатра была незаконнорожденной, ее «многочисленные римские враги раскрыли бы это миру». [ 4 ]
Грант утверждает, что в Клеопатре, вероятно, не было ни капли египетской крови и что она «назовала бы себя гречанкой». [ 75 ] Более того, он указывает, что «все ее образование и культура» были греческими. [ 75 ] Наставником Клеопатры в детстве был софист Филострат, у которого она научилась греческому искусству ораторского искусства и философии . [ 88 ] Грант также заявляет, что королева была «охвачена постоянным стремлением возродить былую славу своего греческого королевства и дома ». [ 89 ]
Грант предполагает, что бабушка Клеопатры по отцовской линии могла быть смешанной сирийкой и гречанкой, что соответствует прецеденту сирийской королевской семьи Селевкидов по линии Птолемеев, и продолжает, что «определенно она не была египтянкой», отмечая, что не существует известной египетской жены Птолемея. царь, и есть только одна известная египетская любовница Птолемея (III век до н.э.). [ 90 ]
Лефковиц пишет, что эта египтянка по имени Дидьяма была любовницей Птолемея II Филадельфа . Она отмечает, что среди многочисленных любовниц Птолемея II Дидьяма была особенно выделена потому, что она была египтянкой, а не принадлежала к обычному греческому происхождению среди любовниц Птолемея (в число любовниц Птолемея II входили куртизанки Билистиче , Агафоклея, Стратоника Ливийская и Мирто – чей цвет кожи и этническая принадлежность, как и Дидьяме, не были конкретно указаны, «предположительно потому, что они были греками»). Далее она отмечает, что если у нее и были дети от Птолемея, они так и не стали царями. Она утверждает, что «ошибочно предполагать, что уникальная негреческая любовница Дидьяме является свидетельством распространенной практики». [ 85 ]
Дуэйн В. Роллер предполагает, что Клеопатра VII могла быть дочерью гипотетической наполовину македонско-греческой, наполовину египтянки, принадлежащей к жреческой семье Птаха (другим основным кандидатом, который он отмечает, была Клеопатра V/VI), находившаяся в Мемфисе. в северном Египте, но утверждает, что, каким бы ни было происхождение Клеопатры, она больше всего ценила свое греческое птолемеевское наследие. [ 91 ] Он далее отмечает, что «нет абсолютно никаких доказательств» того, что Клеопатра была чернокожей африканкой по расовому признаку, как утверждают, как он утверждает, в целом «не заслуживающие доверия научные источники». [ 3 ] Далее он говорит, что, если не считать гипотезы о том, что Клеопатра на три четверти была македонской грекой и на четверть египтянкой, «нет места ни для чего другого, особенно для какой-либо черной африканской крови». [ 3 ] Предположение о том, что Клеопатра была дочерью или внучкой гипотетической женщины из жреческой семьи Птаха, было впервые выдвинуто Вернером Гусом на основании предполагаемого более раннего брака между Псенптаисом II, первосвященником Птаха , и некой «Береникой», как однажды утверждали. возможно, дочь Птолемея VIII. [ 92 ] [ 93 ] Однако предположения об этом браке были опровергнуты египтологом Венди Чешир. [ 94 ] [ 95 ]
Диана Престон также пишет, что бабушка Клеопатры по отцовской линии, возможно, была частично сирийкой, продолжая, продолжая, что даже если у Клеопатры была египетская бабушка, «из этого не следует, что она была черной африканкой» и что Клеопатра «почти наверняка имела оливковую кожу и темные глаза». [ 96 ] Адриан Голдсуорси отмечает, что Клеопатра, имеющая македонскую кровь с небольшим количеством сирийской крови, вероятно, не была темнокожей (он также отмечает, что римская пропаганда никогда не упоминает об этом, хотя признает, что это может быть просто потому, что римляне считали цвет кожи неважным), утверждая, что «более светлая кожа немного лучше». вероятно, учитывая ее происхождение», и что она «была не более египтянкой в культурном или этническом отношении, чем большинство жителей современной Аризоны являются апачами ». [ 10 ] Мэри Лефковиц отмечает, что если бы бабушка или мать Клеопатры была египтянкой, это наверняка было бы указано в записях, и заключает, что, независимо от своего происхождения, Клеопатра «считала себя гречанкой». [ 97 ]
Жан Бинген указывает, что второй титул Клеопатры «Филопатрис» («тот, кто любит свою патрису») явно относится к ее македонскому происхождению, ссылаясь на кровь как Птолемеев, так и греческих Селевкидов . [ 98 ] Голдсуорси далее отмечает, что родным языком Клеопатры был греческий, что именно «греческая литература и культура она получила образование», что ее поклонение Исиде было «сильно эллинизированным », и что, хотя она была представлена в некоторых скульптурах в идеализированном египетском стиле, , вряд ли она одевалась так за пределами совершения определенных обрядов. Вместо этого, продолжает он, Клеопатра «носила повязку и мантию греческого монарха». [ 99 ] Стейси Шифф соглашается, что Клеопатра не была темнокожей, что «Птолемеи на самом деле были македонскими греками, что делает Клеопатру примерно такой же египтянкой, как Элизабет Тейлор », что ее родственники-Птолемеи описывались как «медокожие», что она была наполовину персидской, и что «египетская любовница — редкость среди Птолемеев». [ 100 ]
Шифф продолжает, что Клеопатра «верно поддерживает семейную традицию». [ 101 ] По сути, Клеопатра была предана своему птолемеевскому греческому наследию. [ 102 ] Как отметил Дональд Р. Дадли, Клеопатра и ее семья были «преемниками местных фараонов, эксплуатирующих с помощью высокоорганизованной бюрократии огромные природные ресурсы долины Нила». [ 103 ] Например, древнегреческий ученый Афиней сообщает, что Клеопатра раздавала порабощенных людей, в том числе « эфиопских мальчиков», своим гостям на обеде. [ 104 ]
Джойс Тилдесли соглашается, отмечая, что, хотя были светловолосые македонские правители, такие как Птолемей II , известное происхождение Клеопатры македонского и персидского происхождения позволяет предположить, что у нее были «темные волосы и оливковый или светло-коричневый цвет лица». [ 105 ] Далее она отмечает, что из-за некоторой неопределенности в современной историографии относительно генеалогического древа Птолемеев Клеопатра была «где-то между 25 и 100 процентами македонского происхождения», утверждая при этом, что ко времени рождения Клеопатры Птолемеи были в культурном отношении эллинистическими македонцами, которые приобрел «хотя бы некоторые египетские привычки». [ 105 ] В статье Британской энциклопедии о царице Клеопатре Тилдесли пишет, что «Клеопатра имела македонское происхождение и в ней было мало египетской крови, если она вообще была», отмечая при этом, что Плутарх подразумевал, что она была первым правителем Птолемеев, выучившим египетский язык, и это в политических целях. Клеопатра называла себя новой Исидой (как и греческая богиня Афродита). [ 106 ] ), как и ее предок Клеопатра III , «которая также утверждала, что является живым воплощением богини Исиды». [ 107 ]
Роджер С. Бэгналл утверждает, что отношение греков к Египту и египтянам, по-видимому, было эксплуататорским, «как в нейтральном, так и в отрицательном смысле этого слова». [ 72 ] Более того, он указывает, что греческий правящий класс смог адаптироваться к новым обстоятельствам «без фундаментальных культурных изменений», что в сочетании с их положением власти в Египте «позволило им брать из Египта все, что они хотели, не переставая станьте греками». [ 72 ] Франсина Проуз отмечает, что, хотя Клеопатра родилась и «по-видимому, считала себя» македонской греческой царицей, для римлян имело значение только то, что «она не была римлянкой и, что более важно, ее существование, ее влияние и ее власть представляло собой препятствие для римской экспансии». [ 108 ]
Арсиноя IV
[ редактировать ]В 2009 году в документальном фильме BBC было высказано предположение, что Арсиноя IV из Египта , сводная сестра Клеопатры VII, возможно, была частично североафриканкой, а затем высказано предположение, что мать Клеопатры, а значит, и сама Клеопатра, также могла быть частично североафриканкой. Это было основано в основном на утверждениях Хильке Тюра из Австрийской академии наук , который в 1990-х годах исследовал обезглавленный скелет девочки в гробнице 20 г. до н. э. в Эфесе (современная Турция ), вместе со старыми записями и фотографиями ныне отсутствующий череп. Она предположила, что это тело Арсинои. [ 17 ] [ 18 ]
У Арсинои и Клеопатры был один и тот же отец ( Птолемей XII Авлет ), но, возможно, у них были разные матери. [ 19 ] при этом Тюр утверждал, что предполагаемое африканское происхождение произошло от матери скелета. Однако Кларенс С. и др. продемонстрировал, что размеры черепа не являются надежным индикатором расы. [ 109 ] и измерения были записаны в 1920 году, еще до того, как появилась современная судебно-медицинская экспертиза. [ 110 ] [ 9 ] На сегодняшний день окончательно не доказано, что это скелет Арсинои IV. Когда был проведен ДНК-тест, направленный на установление личности ребенка, получить точные данные было невозможно, поскольку с костями обращались слишком много раз. [ 20 ] а череп был потерян в Германии во время Второй мировой войны . Более того, краниометрия , использованная Тюром для определения расы, основана на научном расизме , который сейчас обычно считается дискредитированным. лженаука с «долгой историей использования в расово мотивированных, а зачастую и откровенно и явно расистских целях». [ 111 ]
Мэри Берд написала несогласное эссе, в котором раскритиковала выводы, указав, что, во-первых, на гробнице нет сохранившегося имени и что утверждение, что гробница якобы напоминает форму Фаросского маяка , «не сходится»; во-вторых, череп не сохранился неповрежденным, а скелет принадлежит ребенку, слишком молодому, чтобы быть скелетом Арсинои (говорят, что кости принадлежат 15–18-летнему ребенку, причем Арсиное было около двадцати пяти лет). смерть); и в-третьих, поскольку известно, что Клеопатра и Арсиноя не имели одну и ту же мать, «этнический аргумент в значительной степени упускается из виду». [ 21 ]
На сегодняшний день не обнаружено ни одной подтвержденной гробницы какого-либо правителя Птолемеев. Следовательно, генетическое тестирование останков Птолемеев невозможно. [ 112 ]
См. также
[ редактировать ]- Афроцентризм
- Споры о расах в Древнем Египте
- Биологическая антропология
- Демография Египта
- Ранняя жизнь Клеопатры
- Египтомания
- Династия Птолемеев
- Птолемеевское царство
Примечания
[ редактировать ]- ^ Для дальнейшего подтверждения того, что Клеопатра VII имела преимущественно македонское греческое происхождение, см. Самсон (1990 , стр. 104), Шифф (2011 , стр. 2, 35–36, 42), Престон (2009 , стр. 22, 77), Кляйнер (2005 , стр. 22), Проза (2022 , стр. 8), Уоттерсон (2020 г. , стр. 15), Флетчер (2008 г. , стр. 1), Брэдфорд (2003 г. , стр. 14, 17), Лефковиц (1992 г. , стр. 34–52), Бьянки (2005 г.) и Саузерн (2009 г. , стр. 43).
- ^ Для получения дополнительной информации и подтверждения см. Шифф (2011 , стр. 28), Кляйнер (2005 , стр. 22), Беннетт (1997 , стр. 60–63), Бьянки (2005) , Тилдесли (2008 , стр. 40, 235). –236) и Медоуз (2001 , стр. 23). Альтернативные предположения см. в Roller (2010 , стр. 15, 18, 166). Сравнение рассуждений о материнстве Клеопатры см. в «Прозе» (2022 , с. 38).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роллер (2010) , стр. 174–175.
- ^ Jump up to: а б Хью Б. Прайс, «Была ли Клеопатра Блэк?» . Балтимор Сан . 26 сентября 1991 года. Архивировано из оригинала 11 декабря 2011 года . Проверено 28 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Ролик (2010) .
- ^ Jump up to: а б с д Грант (1972) , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с д Макерди (1932) , с. 185.
- ^ Jump up to: а б Уитакер, Чарльз (февраль 2002 г.). «Была ли Клеопатра Блэк?» . Эбони . Архивировано из оригинала 11 августа 2004 года . Проверено 28 сентября 2021 г. Автор приводит несколько примеров утверждения, одним из которых является глава под названием «Черные королевы-воины», опубликованная в 1984 году в журнале « Черные женщины в древности», входящем в серию «Журнал африканской цивилизации» . Он во многом опирается на работы Дж. А. Роджерса.
- ^ Jump up to: а б Лефковиц (1992) , стр. 36–40.
- ^ Jump up to: а б Великие цветные люди мира, том I, Дж. А. Роджерс; Саймон и Шустер, 2011 г.; ISBN 9781451650549
- ^ Jump up to: а б с д и Лефковиц (1992) , стр. 40–41.
- ^ Jump up to: а б Голдсуорси (2010) , стр. 8, 127–128.
- ^ Джонс (2006) , стр. xiii.
- ^ Jump up to: а б с Шифф (2011) , стр. 2, 41–42.
- ^ Jump up to: а б с д Пина Поло (2013) , стр. 185–186.
- ^ Кляйнер (2005) , стр. 151–153, 155.
- ^ Jump up to: а б Брэдфорд (2003) , стр. 14, 17.
- ^ Jump up to: а б с д и Уоттерсон (2020) , стр. 15.
- ^ Jump up to: а б Фогго, Дэниел (15 марта 2009 г.). «Найдена сестра Клеопатры убитой» . Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 29 июня 2011 г. Проверено 15 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Также в новостях | Мать Клеопатры «была африканкой» » . Новости Би-би-си . 16 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 25 января 2021 г. Проверено 2 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Жизни Клеопатры и Октавии , Сара Филдинг, Кристофер Д. Джонсон, с. 154, Издательство Бакнеллского университета, ISBN 978-0-8387-5257-9
- ^ Jump up to: а б «Найдены ли кости убитой сестры Клеопатры?» . Живая наука . Архивировано из оригинала 16 января 2021 г. Проверено 7 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Скелет сестры Клеопатры? Держись» . Литературное приложение к «Таймс» . 15 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 17 марта 2009 г. Проверено 12 июня 2018 г.
- ^ Мона Чарен, «Афроцентристский взгляд искажает историю и достижения чернокожих» . Пост-отправка Сент-Луиса . 14 февраля 1994 года. Архивировано из оригинала 30 сентября 2012 года . Проверено 29 мая 2012 г.
- ^ Лефковиц (1992) , стр. 36–39.
- ^ Лефковиц (1992) , с. 37.
- ^ Лефковиц (1992) , стр. 35–36.
- ^ Шифф (2011) , стр. 35–36.
- ^ Jump up to: а б с Хейли (1993) , с. 29.
- ^ Лефковиц (1992) , стр. 50.
- ^ Jump up to: а б Хейли (2009) , с. 29.
- ^ Джонс (2006) , стр. 271–278.
- ^ Джонс (2006) , стр. 274.
- ^ Голдсуорси (2010) , с. 10.
- ^ «Раса в древности: действительно из Африки | Доктор Молефи Кете Асанте» . Асанте.нет . Архивировано из оригинала 03 марта 2021 г. Проверено 2 июня 2016 г.
- ^ Джексон, Джон (12 октября 2020 г.). «Была ли Клеопатра белой? После скандального кастинга Галь Гадот свое мнение высказали четыре эксперта» . Newsweek . Архивировано из оригинала 10 января 2022 г. Проверено 10 января 2022 г.
- ^ «Современная расовая политика Клеопатры {Что происходит» . Университет Денисона . 08.11.2021. Архивировано из оригинала 10 января 2022 г. Проверено 10 января 2022 г.
- ^ «Чего мы не знаем о Клеопатре – TLS» . ТЛС . 2020-10-15. Архивировано из оригинала 10 января 2022 г. Проверено 10 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Как гордые египтяне, мы хотим иметь право голоса в изображении Клеопатры» . сбс . 2021-04-23. Архивировано из оригинала 01 апреля 2022 г. Проверено 1 апреля 2022 г.
- ^ Оксфордская стипендия онлайн 2014 .
- ^ «Египетская телекомпания намерена противопоставить Черной Клеопатре Netflix светлокожую актрису» . Грио . 10 мая 2023 г. Проверено 10 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Была ли Клеопатра Блэк? Новый сериал Netflix возрождает старый спор» . Журнал «Тайм» . 20 апреля 2023 г. Проверено 20 апреля 2023 г.
- ^ Гоффе, Надира (11 мая 2023 г.), Была ли Клеопатра черной? В царице Клеопатре Netflix играет чернокожая актриса. , Slate , получено 12 мая 2023 г.
- ^ Дрейкотт, Джейн (5 мая 2023 г.), Королева Клеопатра: эксперты сохраняют этот документальный сериал Netflix с плохим сценарием «Разговор» , полученный 10 мая 2023 г.
- ^ Джексон, Джон (20 апреля 2023 г.). «Netflix предъявили иск за изображение Клеопатры чернокожей» . Newsweek . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ «Египетский адвокат подает в суд на Netflix из-за царицы Клеопатры» . Египет Независимый . 18 апреля 2023 г. Проверено 20 апреля 2023 г.
- ^ «монета | Британский музей» . Британский музей . Проверено 7 сентября 2023 г.
- ^ Кляйнер (2005) , стр. 151–153, 155–156.
- ^ Jump up to: а б с д Роллер (2010) , с. 175.
- ^ Jump up to: а б Уокер (2008) , стр. 35, 42–44.
- ^ Jump up to: а б Роллер (2010) , стр. 178–179.
- ^ Роллер (2003) , с. 139.
- ^ Феррухи (2001a) , с. 219.
- ^ Кляйнер (2005) , стр. 155–156.
- ^ Jump up to: а б Пина Поло (2013) , стр. 186, 194, сноска 10.
- ^ Уокер и Хиггс (2001) , стр. 208–209.
- ^ Флетчер (2008) , с. 205.
- ^ Роллер (2010) , с. 178.
- ^ Jump up to: а б Уокер (2008) , с. 40.
- ^ Затирка (2017) .
- ^ Лорен (2020) , с. 89.
- ^ Флетчер (2008) , стр. 198–199.
- ^ Jump up to: а б с Уокер и Хиггс (2001) , стр. 314–315.
- ^ Флетчер (2008) , изображения и подписи между стр. 246–247.
- ^ Флетчер (2008) , с. 87, иллюстрации и подписи между стр. 246–247.
- ^ Jump up to: а б Роллер (2010) , с. 176.
- ^ Пина Поло (2013) , стр. 184–186.
- ^ Роллер (2010) , стр. 54, 174–175.
- ^ Эштон (2002) , с. 39.
- ^ Кляйнер (2005) , с. 87.
- ^ Роллер (2010) , стр. 113–114, 176–177.
- ^ Пина Поло (2013) , с. 194, сноска 11.
- ^ Престон (2009) , с. 305.
- ^ Jump up to: а б с Бэгналл 1988 , с. 24.
- ^ Фантэм 1994 .
- ^ Самсон (1990) , с. 104.
- ^ Jump up to: а б с д Грант (1972) , с. 5.
- ^ Jump up to: а б Флетчер (2008) , стр. 56, 73.
- ^ «ПОНТУС – Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org . Архивировано из оригинала 2 ноября 2020 года . Проверено 30 ноября 2021 г.
- ^ Престон (2009) , с. 22.
- ^ Джонс (2006) , стр. 13, 28.
- ^ Беннетт, Кристофер Дж. (1997). «Клеопатра V Трифена и генеалогия поздних Птолемеев». Древнее общество . Издательство Питерс. 28. С. 52, 65. ISSN 0066-1619 .
- ^ Голдсуорси (2010) , стр. 69–70.
- ^ Махаффи (2001) , с. 225.
- ^ Додсон, Эйдан и Хилтон, Дайан. Полные королевские семьи Древнего Египта . Темза и Гудзон. 2004. ISBN 0-500-05128-3
- ^ Эрнл Брэдфорд, Классическая биография: Клеопатра (Торонто: Группы пингвинов, 2000), стр. 28.
- ^ Jump up to: а б Лефковиц (1997) , стр. 44–45, 50.
- ^ Шифф (2011) , с. 24.
- ^ Уоттерсон (2020) , стр. 39–40.
- ^ Роллер (2010) , стр. 45–46.
- ^ Грант (1972) , стр. xv.
- ^ Грант (1972) , стр. 4, 5.
- ^ Роллер (2010) , стр. 15, 18, 166.
- ^ Хусс 2001 , с. 203.
- ^ Роллер (2010) , стр. 166.
- ^ Чешир 2011 , стр. 20–30.
- ^ Липперт 2013 , стр. 33–48.
- ^ Престон (2009) , с. 77.
- ^ Лефковиц (1997) , стр. 44–45.
- ^ Бинген (2007) , стр. 77–78, 57–62.
- ^ Голдсуорси (2010) , с. 8.
- ^ Шифф (2011) , стр. 2, 42.
- ^ Шифф (2011) , с. 2.
- ^ Роллер (2010) , с. 15.
- ^ Дадли (1960) , с. 57.
- ^ Афиней
- ^ Jump up to: а б Тилдесли (2008) , стр. 31–32.
- ^ Грант (1972) , стр. 85, 88, 155–18, 162, 179.
- ^ Тилдесли (2017) .
- ^ Проза (2022) , с. 8.
- ^ Кларенс К. Гравли, Х. Рассел Бернард и Уильям Р. Леонард. «Наследственность, окружающая среда и форма черепа: повторный анализ данных Боаса об иммигрантах» Американский антрополог 105 [1]: 123–136, 2003.
- ^ классик-мошенник Дэвид Медоуз ~ (15 марта 2009 г.). «Клеопатра, Арсиноя и последствия» . жуликоватый классицизм . Архивировано из оригинала 22 марта 2009 г. Проверено 14 апреля 2017 г.
- ^ Дрейкотт (2022) , стр. 245.
- ^ Почему открытие гробницы Клеопатры перепишет историю , The Conversation, 15 ноября 2022 г. , получено 29 апреля 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- «Почти полностью греческая вещь»: Клеопатра VII и голливудское воображение , Oxford Scholarship Online , 2014 г., заархивировано из оригинала 9 мая 2022 г. , получено 9 мая 2022 г.
- Афиней, Афиней
- Эштон, Салли-Энн (весна 2002 г.), «Идентификация «Клеопатры» из ПЗУ » , Ротонда : 36–39, заархивировано из оригинала 22 марта 2023 г. , получено 16 октября 2020 г.
- Борода, Мария (16 марта 2009 г.), Скелет сестры Клеопатры? Продолжайте , Литературное приложение к The Times , заархивировано из оригинала 17 марта 2009 г. , получено 28 августа 2020 г.
- Бэгналл, Роджер С. (1988), «Греки и египтяне: этническая принадлежность, статус и культура», в Бьянки, Роберт С.; Фаццини, Ричард А. (ред.), Египет Клеопатры: эпоха Птолемеев , Бруклинский музей, ISBN 9780872731134
- Беннетт, Кристофер Дж. (1997). «Клеопатра V Трифена и генеалогия поздних Птолемеев». Древнее общество . 28 : 39–66. дои : 10.2143/AS.28.0.630068 . ISSN 0066-1619 . JSTOR 44079777 . (требуется регистрация)
- Бьянки, Стивен (2005). «Клеопатра VII». Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Издательство Оксфордского университета.
- Бинген, Жан (2007). Эллинистический Египет . Издательство Эдинбургского университета. (твердый переплет, ISBN 0-7486-1578-4 ; мягкая обложка, ISBN 0-7486-1579-2 ).
- Брэдфорд, Эрнл (2003), Клеопатра , Penguin Group, ISBN 9780141390147
- Чешир, Венди (2011), «Призрачная сестра Птолемея Александра», Enchoria , 32 : 120–130
- Дрейкотт, Джейн (2022). Дочь Клеопатры: египетская принцесса, римская пленница, африканская королева . Голова Зевса. ISBN 978-1-324-09259-9 .
- Дадли, Дональд (1960), Цивилизация Рима , Нью-Йорк: Новая американская библиотека, стр. 57, ISBN 978-1258450540
- Фантэм, Элейн (1994). Женщины в классическом мире: образ и текст . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0195067274 .
- Феррухи, Мафуд (2001a), «197 Мраморный портрет, возможно, дочери Клеопатры VII, Клеопатры Селены, королевы Мавритании» , в Уокере, Сьюзен; Хиггс, Питер (ред.), Клеопатра Египетская: от истории к мифу , Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета (British Museum Press), стр. 219 , ISBN 9780691088358 .
- Феррухи, Мафуд (2001b), «262 Скрытая голова мраморной портретной статуи» , в Уокере, Сьюзен; Хиггс, Питер (ред.), Клеопатра Египетская: от истории к мифу , Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета (British Museum Press), стр. 242 , ISBN 9780691088358 .
- Флетчер, Джоанн (2008), Клеопатра Великая: женщина, стоящая за легендой , Нью-Йорк: Харпер, ISBN 9780060585587 .
- Голдсуорси, Адриан Кейт (2010), Антоний и Клеопатра , Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, ISBN 978-0300165340
- Грант, Майкл (1972), Клеопатра , Эдисон, Нью-Джерси: Barnes and Noble Books, стр. 4, 5 , ISBN 978-0880297257
- Граут, Джеймс (1 апреля 2017 г.), «Была ли Клеопатра красивой?» , Романская энциклопедия , Чикагский университет, заархивировано из оригинала 30 июня 2012 года , получено 6 марта 2018 года .
- Хейли, Шелли П. (1993). «Черная феминистская мысль и классика: вспоминание, повторное утверждение, повторное расширение прав и возможностей». В Рабиновице, Нэнси Соркин; Ричлин, Эми (ред.). Феминистская теория и классика . Рутледж. ISBN 978-1-317-85714-3 . Архивировано из оригинала 21 апреля 2023 г. Проверено 14 апреля 2022 г.
- Хейли, Шелли П. (2009). «Не бойтесь темноты: критическая расовая теория и классические исследования». В Насралле, Лаура; Фиоренца, Элизабет Шюсслер (ред.). Предрассудки и христианское начало: исследование расы, пола и этнической принадлежности в раннехристианских исследованиях . Крепость Пресс. ISBN 978-1-4514-1285-7 . Архивировано из оригинала 21 апреля 2023 г. Проверено 14 апреля 2022 г.
- Хусс, Вернер (2001). «Ägypten in hellenistischer Zeit 332–30 v. Chr. (Египет в эллинистические времена, 332–30 до н.э.)». Журнал египетской археологии . Мюнхен. ISSN 0307-5133 . (на немецком языке)
- Джонс, Пруденс Дж. (2006), Клеопатра: справочник , Норман, Оклахома: University of Oklahoma Press, ISBN 9780806137414 , заархивировано из оригинала 22 марта 2023 г. , получено 28 августа 2020 г.
- Кляйнер, Диана Э.Э. (2005), Клеопатра и Рим , Кембридж, Массачусетс: Belknap Press of Harvard University Press, ISBN 9780674019058 , заархивировано из оригинала 22 марта 2023 г. , получено 28 августа 2020 г.
- Лорен, Майкл (2020). «Смертоносная Эринис из Лациума: сила Клеопатры в гражданской войне Лукана». Журнал коричневой классики . 32 : 87–92.
- Лефковиц, Мэри (1992). «Древняя история, современные мифы». Новая Республика . . Перепечатано с исправлениями как часть сборника эссе Black Athena Revisited , 1996 г.
- Лефковиц, Мэри (1997). «Не из Африки: как «афроцентризм» стал поводом преподавать миф как». Новая Республика .
- Липперт, Сандра (2013), «Что нового в демотических исследованиях? Обзор публикаций 2010–2013 годов» (PDF) , Журнал юридической папирологии : 33–48 .
- Макерди, Грейс Харриет (1932). Эллинистические царицы: исследование женской власти в Македонии, Селевкидской Сирии и Птолемеевском Египте . Исследования Университета Джонса Хопкинса в области археологии. Том. 14. Балтимор: Пресса Джонса Хопкинса. (Перепечатано в 1985 году издательством Ares Publishers).
- Махаффи, JP (2001), История Египта при династии Птолемеев , Эдисон, Нью-Джерси: Barnes and Noble Books, стр. 225 , ISBN 978-0880297257
- Медоуз, Эндрю (2001), «Грехи отцов; наследие Клеопатры, последней царицы Египта», в Уокере, Сьюзен; Хиггс, Питер (ред.), Клеопатра Египетская: от истории к мифу , Принстон, Нью-Джерси: Издательство Британского музея), стр. 14–31, ISBN. 978-0714119434
- Нур, Дэниел (2021). Как гордые египтяне, мы хотим высказаться по поводу образа Клеопатры , SBS, заархивировано из оригинала 1 апреля 2022 г. , получено 1 апреля 2022 г.
- Пина Поло, Франциско (2013), «Великий соблазнитель: Клеопатра, королева и секс-символ» , в Книппшильде, Силке; Гарсиа Морсильо, Марта (ред.), Соблазнение и власть: античность в изобразительном и исполнительском искусстве , Лондон: Bloomsbury Academic, стр. 183–197, ISBN 9781441190659 , заархивировано из оригинала 22 марта 2023 г. , получено 28 августа 2020 г.
- Престон, Диана (2009), Клеопатра и Антоний , Нью-Йорк: Walker & Company, ISBN 978-0802710598
- Проза, Франсин (2022). Клеопатра: ее история, ее миф . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300259384 .
- «Филиалы династии Птолемеев». www.tyndalehouse.com. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г. Проверено 9 июня 2017 г.
- Роллер, Дуэйн В. (2003), Мир Джубы II и Клеопатры Селены: королевская стипендия на африканской границе Рима , Нью-Йорк: Routledge, ISBN 9780415305969 .
- Роллер, Дуэйн В. (2010), Клеопатра: биография , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 9780195365535
- Роллер, Дуэйн В. (6 декабря 2010 г.), Истинное расовое происхождение Клеопатры (и имеет ли это значение?) , Oxford University Press , заархивировано из оригинала 12 марта 2019 г. , получено 28 января 2019 г.
- Самсон, Джулия (1990). Нефертити и Клеопатра . Стейси Интернэшнл. ISBN 978-0948695186 .
- Шифф, Стейси (2011), Клеопатра: Жизнь , Великобритания: Random House, ISBN 978-0316001946
- Саузерн, Патриция (2009) [2007], Антоний и Клеопатра: обреченный роман, объединивший Древний Рим и Египет , Страуд, Глостершир: Amberley Publishing, ISBN 978-1-84868-324-2 , заархивировано из оригинала 19 мая 2020 года , получено 22 апреля 2018 года .
- Тилдсли, Джойс (6 декабря 2017 г.), «Клеопатра, царица Египта» , Британская энциклопедия , заархивировано из оригинала 30 июня 2019 г. , получено 18 мая 2018 г.
- Тилдесли, Джойс (2008). Клеопатра, последняя царица Египта . ООО «Профиль Букс»
- Уокер, Сьюзан (2008), «Клеопатра в Помпеях?», Документы Британской школы в Риме , 76 : 35–46, 345–348, doi : 10.1017/S0068246200000404 , JSTOR 40311128 .
- Уокер, Сьюзен; Хиггс, Питер (2001), «325 Картина с портретом женщины в профиль» , Уокер, Сьюзен; Хиггс, Питер (ред.), Клеопатра Египетская: от истории к мифу , Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета (British Museum Press), стр. 314–315 , ISBN 9780691088358 .
- Уоттерсон, Барбара (2020). Клеопатра: правда и вымысел . Издательство Эмберли. ISBN 978-1-445-66965-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бурштейн, Стэнли (2004), Царствование Клеопатры , Вестпорт, Коннектикут: Greenwoodaut Press, ISBN 978-0-313-32527-4 .
- Карла-Ухинк, Филиппо; Вайбер, Аня, ред. (2020), Ориентализм и восприятие влиятельных женщин древнего мира , Bloomsbury Academic, ISBN 9781350050105 .
- Роберта Касагранде-Ким, изд. (2014). Когда греки правили Египтом: от Александра Македонского до Клеопатры . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0691165547 .
- Шово, Мишель (2004). Клеопатра: За пределами мифа . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-1350340732 .
- Кроуфорд, Эми (31 марта 2007 г.), Кем была Клеопатра? Мифология, пропаганда, Лиз Тейлор и настоящая королева Нила , Смитсоновский институт , получено 29 апреля 2023 года .
- Догерти, Грегори Н. (2022). Рецепция Клеопатры в эпоху средств массовой информации . Академик Блумсбери. ISBN 978-0060920937 .
- Хаммер, Мэри. Знаки Клеопатры: история, политика, представления . Лондон: Рутледж, 1993.
- Хьюз-Халлетт, Люси (1991). Клеопатра: истории, мечты и искажения . ХарперКоллинз. ISBN 978-0060920937 .
- Лефковиц, Мэри (1996). Гай М. Роджерс (ред.). Возвращение к Черной Афине . Издательство Университета Северной Каролины .
- Граут, Джеймс (1 апреля 2017b), «Была ли Клеопатра красивой?» , Романская энциклопедия , Чикагский университет, заархивировано из оригинала 30 июня 2012 года , получено 6 марта 2018 года .
- Хейли, Шелли П. (2021), «Раса и пол», в Маккоски, Дениз Эйлин (редактор), «Культурная история расы в древности» , Bloomsbury Academic .
- Холланд, Барбара (февраль 1997 г.), Клеопатра: вообще, какой она была женщиной? , Смитсоновский институт , данные получены 29 апреля 2023 г.
- Джонс, Пруденс Дж. (2006). Клеопатра: Последний фараон . Американский университет в Каире Press. ISBN 978-1350067578 .
- Маккоски, Дениз Эйлин (2012). Раса: античность и ее наследие . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195381887 .
- Макдональд, Джойс Грин (2002). Женщины и раса в текстах раннего Нового времени . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521153379 .
- Помрой, Сара Б. (1984). Женщины в эллинистическом Египте: от Александра до Клеопатры . Нью-Йорк: Schocken Books. ISBN 978-0-8052-3911-9 .
- Ройстер, Франческа Т. (2003), Становление Клеопатры: меняющийся образ иконы , Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, ISBN 978-1-4039-6109-9 .
- Янгкин, Молли (2016), Британские женщины-писательницы и восприятие Древнего Египта, 1840–1910: Империалистические представления египетских женщин , Пэлгрейв Макмиллан, ISBN 9781137570765 .