Jump to content

Смерть Клеопатры

Римская картина из Дома Джузеппе II, Помпеи , начало I века нашей эры, скорее всего, изображающая Клеопатру VII в королевской диадеме , потребляющую яд в акте самоубийства, в то время как ее сын Цезарион , также носящий королевскую диадему, стоит позади нее. [1] [2]

Клеопатра VII , последняя правительница птолемеевского Египта , умерла то ли 10, то ли 12 августа 30 г. до н.э. в Александрии , когда ей было 39 лет. По распространенному мнению, Клеопатра покончила с собой, позволив аспи ( египетской кобре ) укусить себя, однако, по мнению писателей римской эпохи Страбона , Плутарха и Кассия Диона , Клеопатра отравилась, используя либо токсичную мазь, либо введя яд с помощью острый предмет, например шпилька. Современные ученые спорят о достоверности древних сообщений о том, что укусы змей стали причиной смерти, и о том, была ли она убита. Некоторые ученые предполагают, что ее римский политический соперник Октавиан заставил ее покончить с собой любым способом по ее выбору. Местоположение могилы Клеопатры неизвестно. Зафиксировано, что Октавиан позволил похоронить ее и ее мужа, римского политика и полководца Марка Антония , который пронзил себя мечом, должным образом похоронить вместе .

Смерть Клеопатры фактически положила конец последней войне Римской республики между оставшимися триумвирами Октавианом и Антонием, в которой Клеопатра присоединилась к Антонию, отцу троих ее детей. Антоний и Клеопатра бежали в Египет после своего поражения в битве при Акциуме в Римской Греции в 31 г. до н. э. , после чего Октавиан вторгся в Египет и разгромил их войска. Совершение самоубийства позволило ей избежать унижения, когда ее выставляли напоказ в качестве пленницы во время римского триумфа, посвященного военным победам Октавиана , который стал первым императором Рима в 27 г. до н.э. и был известен как Август . сына Клеопатры Цезариона (также известного как Птолемей XV ), соперника-наследника Юлия Цезаря Октавиан приказал убить в Египте , но пощадил ее детей от Антония и привез их в Рим . Смерть Клеопатры ознаменовала конец эллинистического периода и правления Птолемеев Египтом , , а также начало Римского Египта который стал провинцией Римской империи . [примечание 1]

Смерть Клеопатры изображалась в различных произведениях искусства на протяжении всей истории. К ним относятся изобразительное, литературное и исполнительское искусство, от скульптур и картин до поэзии и пьес, а также современные фильмы. Клеопатра занимала видное место в прозе и поэзии древней латинской литературы . Хотя сохранившиеся древнеримские изображения ее смерти в изобразительном искусстве редки, средневековые , ренессансные , барочные и современные произведения многочисленны. Древние греко-римские скульптуры, такие как « Эсквилинская Венера» и «Спящая Ариадна», послужили источником вдохновения для более поздних произведений искусства, изображающих ее смерть, повсеместно связанную с укусом змеи змеи. Смерть Клеопатры вызвала темы эротики и сексуальности в произведениях, включая картины, пьесы и фильмы, особенно викторианской эпохи . Современные работы, изображающие смерть Клеопатры, включают неоклассическую скульптуру , востоковедную живопись и кино.

Прелюдия

[ редактировать ]
Клеопатра и Марк Антоний на аверсе и реверсе серебряной тетрадрахмы , отчеканенной на Антиохийском монетном дворе в 36 г. до н.э. соответственно.
Древнеримская фреска в третьем помпейском стиле, возможно, изображающая Клеопатру, из Садового дома в Помпеях , Италия, середина I века нашей эры. [3]

После Первого Триумвирата и убийства Юлия Цезаря в 44 г. до н. э. римские государственные деятели Октавиан , Марк Антоний и Эмилий Лепид были избраны триумвирами , чтобы привлечь убийц Цезаря к ответственности , образовав Второй Триумвират . [4] [5] Поскольку Лепид был маргинален в Африке и в конечном итоге помещен под домашний арест Октавианом, [6] [7] [8] два оставшихся триумвира разделили контроль над римским миром между греческим Востоком и латинским Западом : первый достался Антонию, а второй — Октавиану. [9] [10] Клеопатра VII из Птолемеевского Египта , фараон македонского греческого происхождения, правивший из Александрии . [11] [12] [13] имел внебрачную связь с Юлием Цезарем , в результате которой у него родился сын и будущий Птолемеев соправитель Цезарион . [14] [15] [16] После смерти Цезаря у нее сложились отношения с Антонием. [9] [17] [18]

При поддержке Клеопатры Антоний официально развелся с сестрой Октавиана Октавией Минор в 32 г. до н.э. [19] [20] [21] Вполне вероятно, что он уже женился на Клеопатре во время пожертвований Александрии в 34 г. до н.э. [22] [21] [примечание 2] Развод Антония с Октавией, публичное раскрытие Октавианом воли Антония, излагающее амбиции Клеопатры в отношении римской территории в «Пожертвованиях Александрии», и ее продолжающаяся незаконная военная поддержка римского гражданина, в настоящее время не имеющего выборной должности, убедили римский сенат , теперь находящийся под контролем Октавиана, [23] [24] [25] объявить войну Клеопатре . [26] [27] [28]

После поражения в морской битве при Акциуме в Амбракийском заливе в Греции в 31 г. до н.э. Клеопатра и Антоний отступили в Египет, чтобы восстановить силы и подготовиться к нападению Октавиана, силы которого увеличились после капитуляции многих офицеров и солдат Антония в Греция. [29] [30] [31] [примечание 3] После длительного периода неудачных переговоров войска Октавиана вторглись в Египет в начале 30 г. до н.э. [32] [33] В то время как Октавиан захватил Пелузию недалеко от восточных границ Птолемеевского Египта, его офицер Корнелий Галл выступил из Кирены и захватил Параитонион на западе. [34] [35] Хотя Антоний одержал небольшую победу над измученными войсками Октавиана, когда они приблизились к ипподрому Александрии 1 августа 30 г. до н.э., его военно-морской флот и кавалерия вскоре после этого дезертировали. [34] [31] [36]

Самоубийство Антония и Клеопатры

[ редактировать ]
Слева: Берлинская Клеопатра , римский бюст Клеопатры VII в королевской диадеме , середина I века до нашей эры, Старый музей , Antikensammlung Berlin. [37] [38]
Справа: гравюра с изображением Клеопатры VII работы французской художницы Элизабет Софи Шерон (1648–1711), основанная на медальоне Клеопатры, датированном эллинистическим периодом античности.

С войсками Октавиана в Александрии Клеопатра удалилась к своей могиле. [примечание 4] со своими ближайшими помощниками и отправила Антонию сообщение о том, что она покончила жизнь самоубийством. Антоний приказал своему рабу Эроту убить его, но вместо этого Эрос покончил с собой своим мечом. [39] [40] В отчаянии Антоний пронзил себя мечом в живот, нанеся смертельную рану. [34] [31] [41] По словам Плутарха , Антоний был еще жив, когда его несли в гробницу Клеопатры, и в своих предсмертных словах он сказал ей, что умрет с честью и что она может доверять некоему Гаю Прокулею на стороне Октавиана, который будет хорошо с ней обращаться. [34] [42] [43] Тот же Прокулей использовал лестницу, чтобы пробить окно гробницы Клеопатры и задержать ее внутри, прежде чем у нее появится шанс сжечь себя заживо вместе со своим огромным сокровищем. [34] [44] Клеопатре разрешили забальзамировать тело Антония, прежде чем ее насильно препроводили во дворец, где она в конце концов встретилась с Октавианом, который также задержал троих ее детей: Александра Гелиоса , Клеопатру Селену II и Птолемея Филадельфа . [41] [45] [46]

По словам Ливия , во время встречи с Октавианом Клеопатра откровенно сказала ему: «Меня не поведут в триумфе » ( древнегреческий : οὐ θριαμβεύσομαι , романизированный : ou thriambéusomai ), но Октавиан лишь дал загадочный ответ, что ее жизнь будет быть пощаженным. [47] [48] Он не сообщил ей никаких конкретных подробностей о своих планах относительно Египта или ее королевской семьи. [49] После того, как шпион сообщил Клеопатре, что Октавиан намеревался вернуть ее в Рим , чтобы выставить напоказ в качестве пленницы во время его триумфа, она избежала этого унижения, покончив с собой. [31] [50] [51] [примечание 5] Плутарх подробно описывает, как Клеопатра подошла к своему самоубийству в почти ритуальном процессе, который включал в себя купание, а затем вкусную еду, включая инжир, принесенный ей в корзине. [52] [53] [54]

Клеопатра и Октавиан , картина Луи Гофье , 1787 год.

Плутарх пишет, что Октавиан приказал своему вольноотпущеннику Епафродиту охранять ее и предотвратить попытку самоубийства, но Клеопатра и ее служанки тем не менее смогли обмануть его и покончить с собой. [55] Когда Октавиан получил записку от Клеопатры с просьбой похоронить ее рядом с Антонием, он приказал своим посланникам броситься к ней. Слуга выломал ей дверь, но было слишком поздно. [52] Плутарх утверждает, что ее нашли со своей служанкой Ирасой, умирающей у ее ног, и Хармионой, Клеопатры поправлявшей диадему , прежде чем она сама упала. [52] [56] [57] [примечание 6] Из первоисточников неясно, произошло ли их самоубийство во дворце или в гробнице Клеопатры. [50] Кассий Дион утверждает, что Октавиан призвал обученных заклинателей змей из племени Псилли в Древней Ливии , чтобы попытаться извлечь яд перорально и возродить Клеопатру, но их усилия потерпели неудачу. [58] [59] Хотя Октавиан был возмущен этими событиями и, по словам Кассия Диона, «был лишен всего великолепия своей победы», [59] он приказал похоронить Клеопатру рядом с Антонием в их гробнице, как и просили, а также надлежащим образом похоронил Ираса и Хармиону. [52] [60] [54]

Дата смерти

[ редактировать ]
Гемиобольная монета Клеопатры VII, отчеканенная в 31 г. до н.э. (год, когда она и Марк Антоний проиграли битву при Акциуме), изображает ее в королевской диадеме.

Нет сохранившихся записей, указывающих точную дату смерти Клеопатры. [61] Теодор Кресси Скит пришел к выводу, что она умерла 12 августа 30 г. до н. э., на основе современных записей о зафиксированных событиях и перекрестного анализа исторических источников. [61] Его предположение поддерживает Стэнли М. Бурштейн , [41] Джеймс Граут, [58] и Эйдан Додсон и Дайан Хилтон, хотя последний более осторожен, поскольку квалификация произошла примерно 12 августа. [62] Альтернативная дата 10 августа 30 г. до н. э. поддерживается такими учёными, как Дуэйн В. Роллер , [50] Джоан Флетчер , [63] и Джейни Андерсон . [53]

Причина смерти

[ редактировать ]
Гравюра на стали, изображающая Цезаря Августа ныне утраченную картину Клеопатры VII в энкаустике , которая была обнаружена на вилле императора ( Адриана недалеко от Тиволи , Италия) в 1818 году; [64] здесь она изображена в золотой сияющей короне правителей Птолемеев , [65] и узел Исиды (соответствует описанию Плутарха о том, что она носит одежды Исиды ). [66]

Личный врач Клеопатры Олимп, которого цитирует Плутарх , не упомянул ни причины смерти, ни укуса змеи , ни египетской кобры . [67] [примечание 7] Страбон , который предоставил самый ранний известный исторический отчет, считал, что Клеопатра умерла самоубийством либо от укуса змеи, либо от ядовитой мази. [53] [68] [69] [примечание 8] Плутарх упоминает историю о змее, принесенной ей в корзине с инжиром, хотя он предлагает и другие альтернативы причины ее смерти, такие как использование полого орудия ( греч . κνηστίς , латинизированное : knestis ), возможно, шпильки для волос, [54] которым она поцарапала кожу и ввела токсин. [67] По словам Кассия Дио, на руке Клеопатры были обнаружены небольшие колотые раны, но он повторил утверждение Плутарха о том, что никто не знал истинную причину ее смерти. [70] [67] [58] Дион упомянул заявление о змее и даже предложил использовать иглу ( греч . βελόνη , латинизированное : belone ), возможно, из шпильки, что, казалось бы, подтверждает рассказ Плутарха. [70] [67] [58] Другие современные историки, такие как Флор и Веллей Патеркул, поддержали версию укуса змеи. [71] [72] Римский врач Гален упомянул историю с аспидом. [72] но он выдвигает версию, согласно которой Клеопатра укусила себя за руку и ввела в нее яд, принесенный в контейнере. [73] Светоний передал историю о змее, но выразил сомнение в ее достоверности. [72]

Причина смерти Клеопатры редко упоминалась и обсуждалась в научных кругах раннего Нового времени. [74] Писатель-энциклопедист Томас Браун в своей книге «Pseudodoxia Epidemica» 1646 года объяснил, что неясно, как умерла Клеопатра, и что художественные изображения кусающих ее маленьких змей не могут точно показать большие размеры «наземной аспиды». [75] В 1717 году анатом Джованни Баттиста Морганьи вел краткую развлекательную литературную переписку с папским врачом Джованни Марией Ланчизи о причине смерти королевы, о которой упоминается в « De Sedibus» Морганьи 1761 года и опубликованной в виде серии посланий в его Opera omnia 1764 года . [76] Морганьи утверждал, что Клеопатра, вероятно, была убита укусом змеи, и оспаривал предположение Ланчизи о том, что употребление яда было более правдоподобным, отмечая, что ни один древний греко-римский автор не упоминал, что она его пила. Ланчизи опроверг это утверждение, заявив, что рассказы римских поэтов ненадежны, поскольку они часто преувеличивают события. [77] В своих литературных мемуарах, опубликованных в 1777 году, врач Жан Гулен поддержал аргумент Морганьи о том, что укус змеи является наиболее вероятной причиной смерти. [78]

Клеопатра , Бенедетто Дженнари , 1674–1675 гг.

Современные ученые также поставили под сомнение версию об укусе ядовитой змеи как причине смерти. Роллер отмечает выдающееся положение змей в египетской мифологии, а также утверждает, что ни в одном из сохранившихся исторических источников не обсуждается сложность контрабанды большой египетской кобры в покои Клеопатры, а затем заставить ее вести себя так, как задумано. [67] Роллер также утверждает, что яд смертелен только в том случае, если его ввести в жизненно важную область тела. [67] Египтолог Вильгельм Шпигельберг (1870–1930) утверждал, что выбор Клеопатры самоубийства посредством укуса змеи соответствовал ее царскому статусу: змея представляла собой урея , священного змея древнеегипетского бога солнца Ра . [79] Роберт А. Гурвал, доцент кафедры классической литературы Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, указывает, что афинский стратег Деметрий Фалеронский ( ок. 350 ок. 280 до н. э. ), заключенный Птолемеем II Филадельфом в Египте, покончил жизнь самоубийством в результате укуса змеи в результате «любопытного подобным образом, который также продемонстрировал, что это не было исключительной собственностью египетской королевской семьи. [80] [примечание 9] Гурваль отмечает, что укус египетской кобры содержит около 175–300 мг нейротоксина , смертельного для человека только при 15–20 мг, хотя смерть не наступит немедленно, поскольку жертвы обычно остаются в живых в течение нескольких часов. [81] Франсуа Питер Ретиф, преподаватель на пенсии и декан медицины Университета Свободного государства , и Луиза Сильерс, почетный научный сотрудник кафедры греческих, латинских и классических исследований, утверждают, что большая змея не поместилась бы в корзину с инжиром. и более вероятно, что отравление так быстро убило бы трех взрослых женщин, Клеопатру и ее служанок Хармиону и Ирасу. [82] Отмечая пример шпильки Клеопатры, Сильерс и Ретиф также подчеркивают, как другие древние персонажи отравляли себя аналогичными способами, в том числе Демосфен , Ганнибал и Митридат VI Понтийский . [83]

По словам Грегори Цукаласа, преподавателя истории медицины Фракийского университета имени Демокрита, и Маркоса Сганцоса, доцента анатомии Фессалийского университета, данные свидетельствуют о том, что Октавиан приказал отравить Клеопатру. [84] В «Убийстве Клеопатры » криминальный эксперт Пэт Браун утверждает, что Клеопатра была убита, а подробности этого события были скрыты римскими властями. [85] Утверждения о том, что она была убита, противоречат большинству первоисточников, которые сообщают, что причиной ее смерти было самоубийство. [86] Историк Патрисия Саузерн предполагает, что Октавиан мог позволить Клеопатре выбрать способ своей смерти вместо того, чтобы казнить ее. [39] Граут пишет, что Октавиан, возможно, хотел избежать той симпатии, которая была проявлена ​​к младшей сестре Клеопатры Арсиное IV , когда ее выставили напоказ в цепях, но пощадили во время триумфа Юлия Цезаря . [58] Октавиан, возможно, позволил Клеопатре умереть от ее собственной руки, рассмотрев политические проблемы, которые могли возникнуть в результате убийства царицы, чья статуя была воздвигнута в храме Венеры-Прародительницы его приемным отцом. [58] Альтернативная теория появилась в 1888 году, когда Амбруаз Вио Гран Марэ предположил, что Клеопатра умерла от отравления угарным газом . [87]

Последствия

[ редактировать ]
середины I века до нашей эры Эта римская настенная живопись в Помпеях , Италия, изображающая Венеру, держащую амура, скорее всего, является изображением Клеопатры VII из Птолемеевского Египта в образе Венеры-Прародительницы с ее сыном Цезарионом в роли Купидона, внешне похожей на ныне утраченную статую. Клеопатры, воздвигнутая Юлием Цезарем в храме Венеры Прародительницы (на Форуме Цезаря ). Владелец дома Марка Фабия Руфа в Помпеях отгородил комнату этой картиной, вероятно, это была немедленная реакция на казнь Цезариона по приказу Октавиана в 30 г. до н.э., когда художественные изображения Цезариона считались деликатным вопросом для правящий режим. [88] [89]

В свои последние дни Клеопатра отправила Цезариона в Верхний Египет и, возможно, планировала, что он в конечном итоге бежит в изгнание в Нубию , Эфиопию или Индию. [72] [90] [35] Цезарион правил как Птолемей XV всего восемнадцать дней, когда был схвачен и казнен по приказу Октавиана 29 августа 30 г. до н.э. [91] [92] Это было сделано по совету александрийского греческого философа Ария Дидима , который предупреждал, что два конкурирующих наследника Юлия Цезаря не могут вместе делить мир. [91] [92]

Смерть Клеопатры и Цезариона ознаменовала конец как правления династии Птолемеев в Египте, так и эллинистического периода . [93] [94] [95] который длился со времен правления Александра Македонского (годы правления 336–323 до н. э.). [примечание 1] Египет стал провинцией недавно созданной Римской империи , а Октавиан был переименован в 27 г. до н.э. в Августа , первого римского императора . [93] [94] [95] [примечание 10] правление с фасадом Римской республики . [96] Роллер утверждает, что предполагаемое правление Цезариона было «по сути вымыслом», изобретенным летописцами Египта, такими как Климент Александрийский в его «Строматах» , чтобы объяснить разрыв между смертью Клеопатры и превращением Египта в римскую провинцию, которой непосредственно управлял Октавиан как фараон Египет. [97] [примечание 11] Троих детей Антония и Клеопатры пощадили и отправили в Рим; их дочь Клеопатра Селена II в конце концов вышла замуж за Джубу Мавританского II . [46] [98] [99]

Гробница Антония и Клеопатры

[ редактировать ]
Слева: римский мраморный бюст консула . и триумвира Марка Антония, конец I века нашей эры, Музеи Ватикана
Справа: скорее всего, посмертно написанный портрет Клеопатры VII из Птолемеевского Египта с рыжими волосами и отчетливыми чертами лица, в королевской диадеме и шпильках, усыпанных жемчугом, из римского Геркуланума , Италия, I век нашей эры. [3] [100] [примечание 12]

Местоположение мавзолея Клеопатры и Марка Антония неизвестно. [46] Служба египетских древностей полагает, что он находится в храме Тапосирис Магна или рядом с ним , к юго-западу от Александрии . [101] [102] В ходе раскопок храма Осириса в Тапосирис-Магна археологи Кэтлин Мартинес и Захи Хавасс обнаружили шесть погребальных камер и их артефакты, в том числе сорок монет, отчеканенных Клеопатрой и Антонием, а также алебастровый бюст с изображением Клеопатры. [103] Обнаруженная на месте алебастровая маска с ямочкой на подбородке напоминает древние портреты Марка Антония. [104] На картине начала I века нашей эры из Дома Джузеппе II в Помпеях задняя стена, изображенная с набором двойных дверей, расположенных очень высоко над сценой, где женщина в королевской диадеме совершает самоубийство среди своих сопровождающих, предполагает описанную планировку Могила Клеопатры в Александрии. [1]

Изображения в искусстве и литературе

[ редактировать ]

Эллинистическая и римская эпохи

[ редактировать ]
Клеопатра совершает самоубийство, фреска из дома Джузеппе II, Помпеи , I век нашей эры.

В своем триумфальном шествии в Риме в 29 г. до н. э. Октавиан выставил напоказ детей Клеопатры Александра Гелиоса и Клеопатру Селену II, но он также представил толпе чучело, изображающее Клеопатру с прилепившейся к ней аспидой. [105] [53] [106] Вероятно, это была та же самая картина, обнаруженная на вилле императора Адриана в 1818 году, ныне утерянная, но описанная в археологическом отчете и изображенная на гравюре на стали Джона Сартена . [64] [65] Поэт Проперций , очевидец триумфа Октавиана на Виа Сакра , отмечал, что на выставленном напоказ изображении Клеопатры присутствовало множество змей, кусающих каждую из ее рук. [81] [107] Цитируя Плутарха, Джузеппе Пуччи указывает, что изображение могло быть даже статуей. [108] В своих «Исиакских записках I» (1989) французский археолог Жан-Клод Гренье заметил, что древнеримская статуя женщины с узлом Исиды в музеях Ватикана изображает змею, ползущую по ее правой груди, что, возможно, является изображением самоубийства Клеопатры. одетая как египетская богиня Исида . [109] Связь Клеопатры с Исидой продолжалась в Египте после ее смерти, по крайней мере, до 373 года нашей эры, когда египетский писец Петесенуфе составил книгу Исиды и объяснил, как он украшал изображения Клеопатры золотом. [110]

середины I века до н.э. Римская настенная живопись из Помпеи, скорее всего, изображающая Клеопатру с ее маленьким сыном Цезарионом, была ограждена ее владельцем около 30 г. до н. э., возможно, в ответ на запрет Октавиана изображений, изображающих Цезариона, наследника-соперника Юлия Цезаря. [88] [89] Хотя статуи Марка Антония были снесены, статуи Клеопатры, как правило, избежали этой программы разрушения, включая ту, что была воздвигнута Цезарем в Храме Венеры-Прародительницы на Форуме Цезаря . [111] [112] Картина начала I века нашей эры из Помпеи, скорее всего, изображает самоубийство Клеопатры в сопровождении служителей и даже ее сына Цезариона в царской диадеме, как и его мать, хотя на сцене отсутствует аспид, что, возможно, отражает различные причины смерти, представленные в Римская историография . [113] [2] [примечание 13] Некоторые посмертные изображения Клеопатры, предназначенные для всеобщего потребления, возможно, были менее лестными. Римская терракотовая лампа в Британском музее, изготовленная ок. 40–80 гг. н. э. содержит рельеф, изображающий обнаженную женщину с характерной прической королевы. В нем она держит пальмовую ветвь, ездит на египетском крокодиле и сидит на большом фаллосе в нилотской сцене. [114]

в Британском Стеклянный сосуд с римской камеей музее, известный как Портлендская ваза, содержит возможное изображение Клеопатры и ее неминуемой смерти. [115] Датированный правлением Августа, он изображает различные другие фигуры, часто идентифицируемые как Август, его сестра Октавия Младшая , Марк Антоний и его предполагаемый предок Антон. Сидящая женщина, идентифицированная как Клеопатра, хватает и тянет Антония к себе, в то время как змея поднимается из ее ног, а над ними парит греческий бог любви Эрос ( Купидон ). [116]

История о змее была широко распространена среди эпохи Августа латинских поэтов , таких как Гораций и Вергилий , в которых даже предполагалось, что две змеи кусают Клеопатру. [53] [117] [118] Несмотря на сохранение негативных взглядов на Клеопатру, очевидных в другой римской литературе, поддерживающей Августа , [119] Гораций описал самоубийство Клеопатры как смелый акт неповиновения и освобождения. [120] Вергилий утвердил взгляд на Клеопатру как на фигуру эпической мелодрамы и романтики. [121]

Периоды Средневековья, Возрождения и Барокко

[ редактировать ]
Слева: миниатюрная иллюстрация мастера Бусико 1409 года нашей эры в иллюминированной рукописи Джованни Боккаччо « Des cas de noles hommes et femmes» , изображающая Марка Антония и Клеопатру в их гробнице, с скользящей возле ее груди змеей и окровавленным мечом, пронзающим его. [122]
Справа: «Пир Клеопатры и Антония» , гравюра на дереве из версии 1479 года Джованни Боккаччо, « De Mulieribus Claris» изданной в Ульме , Германия. [123]

История самоубийства Клеопатры от укуса змеи часто изображалась в Средневековья и искусстве Возрождения . Художник, известный как Мастер Бусико , в миниатюре 1409 года нашей эры для иллюминированной рукописи « Des cas de Noles hommes et femmes» поэта XIV века нашей эры Джованни Боккаччо , изобразил Клеопатру и Антония лежащих вместе в гробнице в готическом стиле , с змея возле груди Клеопатры и окровавленный меч, пронзивший грудь Антония. [122] Иллюстрированные версии письменных произведений Боккаччо, включая изображения Клеопатры и Антония, совершающих самоубийство, впервые появились во Франции во время Кватроченто (т.е. 15 век нашей эры), автором которых является Лоран де Премьерфе . [124] Гравюры на дереве Боккаччо, к «De Mulieribus Claris» опубликованные в Ульме в 1479 году и Аугсбурге в 1541 году, изображают обнаружение Клеопатрой тела Антония после его самоубийства путем ножевого ранения. [125]

Как и большая часть средневековой литературы о Клеопатре, сочинения Боккаччо в основном негативны и женоненавистничны. Поэт XIV века Джеффри Чосер опровергает эти изображения, предлагая положительный взгляд на Клеопатру. [126] Чосер начал Свою агиографию о добродетельных языческих женщинах с жизни Клеопатры, сатирически изображенной как царица, вступившая в куртуазную любовь со своим рыцарем Марком Антонием. [127] [128] Его изображение ее самоубийства включало яму со змеями, а не римскую сказку об аспах. [129] [130]

Клеопатра , Микеланджело , ок. 1535 г.

Отдельно стоящие обнаженные изображения Клеопатры, отравленной змеей, стали обычным явлением в эпоху итальянского Возрождения . [131] XVI века Венецианский художник Джованни Мария Падовано (т.е. Моска) создал два мраморных рельефа, изображающих самоубийство Антония и Клеопатры, а также несколько отдельно стоящих обнаженных статуй Клеопатры, укушенной змеей, которые частично были вдохновлены древнеримскими скульптурами, такими как как Эсквилинская Венера . [132] [примечание 14] Бартоломео Бандинелли создал рисунок Клеопатры как отдельно стоящей обнаженной, совершающей самоубийство, который послужил основой для аналогичной гравюры Агостино Венециано . [131] Другая гравюра Венециано и рисунок Рафаэля , изображающие самоубийство Клеопатры во сне, были вдохновлены древней греко-римской « Спящей Ариадной» , которая в то время считалась изображающей Клеопатру. [133] [134] Произведения французского Возрождения также изображают дремлющую Клеопатру, прижимающую к груди змею. [135] Около 1535 года Микеланджело нарисовал черным мелом самоубийство Клеопатры из-за укуса змеи. [136] 17-го века эпохи барокко Художник Гвидо Рени изобразил смерть Клеопатры от укуса змеи, хотя и с помощью змеи, крошечной по сравнению с настоящей египетской коброй. [137]

« Спящая Ариадна» , приобретенная Папой Юлием II в 1512 году, послужила вдохновением для создания трех стихотворений литературы эпохи Возрождения , которые в конечном итоге были вырезаны в пилястровом каркасе статуи. [138] Первое из них было опубликовано Бальдассаре Кастильоне , оно получило широкое распространение к 1530 году и вдохновило два других стихотворения Бернардино Бальди и Агостино Фаворити . [107] Поэма Кастильоне изображает Клеопатру трагической, но благородной правительницей в обреченной любви с Антонием, царицей, смерть которой освободила ее от позорного римского заключения. [139] Спящая Ариадна также часто изображалась на картинах, в том числе Тициана , Артемизии Джентилески и Эдварда Бёрн-Джонса . [134] Эти работы имели тенденцию эротизировать момент смерти Клеопатры, в то время как художники викторианской эпохи находили бессознательную, лежащую женскую форму как приемлемый выход для своего эротизма. [134]

Смерть Клеопатры , Микеле Тозини , ок. 1560 (слева); Клеопатра , Гвидо Рени , 1638–1639 гг. [137] (центр); Смерть Клеопатры , Алессандро Турки , ок. 1640 г. (справа).

Смерть Клеопатры фигурирует в нескольких произведениях исполнительского искусства. В пьесе дьявола» Хартия Барнаба Барнса « 1607 года дрессировщик змей приносит Клеопатре двух змей и позволяет им в пикантной манере укусить обе ее груди. [136] В пьесе Уильяма Шекспира 1609 года «Антоний и Клеопатра» змея олицетворяет как смерть, так и возлюбленного, которого желает Клеопатра, уступая его щипку. [136] Шекспир опирался на перевод Плутарха, сделанный Томасом Нортом в 1579 году, при создании своей пьесы, которую можно рассматривать как комедию и трагедию. [140] В пьесе использовались несколько змеев, а также персонаж Хармионы, которая покончила с собой от укуса змеи вслед за Клеопатрой. [141]

современная эпоха

[ редактировать ]

В современной литературе стихотворение Теда Хьюза «Клеопатра аспи» (1960) представляет собой монолог Клеопатры, разговаривающей с аспидом, который собирается ее убить. [142] В викторианскую эпоху такие пьесы, как «Клеопатра» (1890) Викторьена Сарду , стали популярными, хотя зрители в целом были шокированы эмоциональной интенсивностью изображения Клеопатры, изображенной театральной актрисой Сарой Бернар , на самоубийство Антония. [143] В опере » Сэмюэля Барбера , « Антоний и Клеопатра впервые исполненной в 1966 году по пьесе Шекспира, Клеопатра рассказывает сон о том, что Антоний, уже умерший раньше нее, станет императором Рима. [144] Когда Доллабелла сообщает ей, что Цезарь намерен провести ее во время своего триумфа в Риме, она кончает жизнь самоубийством вместе с Хармионой от укуса змеи, прежде чем ее уносят на похороны вместе с Антонием. [145]

«Смерть Клеопатры» , Эдмония Льюис , 1876 г. [146]

К концу 20 века персонаж Клеопатры появился в сорока трех фильмах. [147] Жорж Мельес « Ограбление гробницы Клеопатры» ( французский : Cléopâtre ), французский немой фильм ужасов 1899 года, был первым, в котором был изображен персонаж Клеопатры. [148] После итало-турецкой войны (1911–1912) в итальянском фильме «Маркантонио и Клеопатра» 1913 года Энрико Гуаццони Клеопатра была изображена как воплощение жестокого Востока , царицы, бросившей вызов Риму, в то время как действия ее возлюбленного Антония после его самоубийства , прощены Октавианом. [149] Создавая сценический образ для своей героини в американском фильме 1917 года «Клеопатра» , актриса Теда Бара была замечена на публике, ласкающей змей, в то время как Fox Film Corporation позировала ей перед предполагаемыми мумифицированными останками Клеопатры в музее, где она объявила, что является реинкарнацией. Клеопатры, получившей иероглифические подношения от перевоплощенного слуги. [150] Fox Studios также представила Бару в образе лидера оккультизма и связала ее с извращенной смертью и сексуальностью . [150] Голливудский фильм 1963 года Клеопатра» « Джозефа Л. Манкевича содержит драматическую сцену, где египетская царица, которую изображает Элизабет Тейлор , вступает в драку со своим возлюбленным Марком Антонием, которого изображает Ричард Бертон , внутри гробницы, где они будут похоронены. . [151]

В других современных изобразительных искусствах Клеопатра изображалась в картинах и скульптурах. В своей скульптуре 1876 года «Смерть Клеопатры » афроамериканская художница Эдмония Льюис , несмотря на то, что отстаивала небелую женскую форму в произведениях искусства, решила изобразить Клеопатру с европеоидными чертами , возможно, в соответствии с записанным происхождением Клеопатры как македонской греки . [146] [примечание 15] Льюиса Неоклассическая скульптура представляет собой посмертное изображение Клеопатры, одетой в египетские регалии и восседающей на своем троне, украшенном двумя головами сфинксов , символизирующими близнецов, которых она родила с Марком Антонием: Александра Гелиоса и Клеопатру Селену II. [152] Гипсовая скульптура 1880 года , изображающая совершающую самоубийство Клеопатру , ныне найденная в Лилле , Франция, когда-то считалась работой Альберта Дарка , но при реставрации и очистке скульптуры была обнаружена подпись Шарля Готье , которому теперь приписывают работу. [153] На картине Жана-Андре Риксенса «Смерть Клеопатры» 1874 года Клеопатра изображена мертвая с очень светлой кожей в сопровождении служанок с довольно темной кожей - комбинация, часто встречающаяся в современных произведениях искусства, изображающих сцену смерти Клеопатры. [154] Картины востоковедов Риксенса и других повлияли на гибрид древнеегипетского и ближневосточного декора, найденный в фильме . Гордона Эдвардса Дж «Клеопатра » с Барой в главной роли, изображенной стоящей на персидском ковре , но с египетскими настенными росписями на заднем плане. [155]

Статуи, бюсты и другие скульптуры

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Грант 1972 , стр. 5–6 отмечает, что эллинистический период , начавшийся с правления Александра Великого (336–323 до н.э.), подошел к концу со смертью Клеопатры в 30 г. до н.э. Майкл Грант подчеркивает, что современные римляне считали эллинистических греков пришедшими в упадок и умалившими свое величие со времен классической Греции , и эта позиция сохранилась даже в работах современной историографии . Что касается эллинистического Египта , Грант утверждает, что «Клеопатра VII, оглядываясь назад на все, что ее предки сделали за это время, вряд ли совершила ту же ошибку. Но у нее и ее современников первого века до нашей эры была еще одна, своеобразная, Можно ли вообще сказать, что « эллинистическая эпоха » (которую мы сами часто считаем подошедшей к концу примерно в ее время), могла ли вообще существовать какая-либо греческая эпоха теперь, когда римляне были доминирующей силой? - этот вопрос никогда не покидал ума Клеопатры. Но совершенно очевидно, что она считала греческую эпоху ни в коем случае не законченной и намеревалась сделать все, что в ее силах, чтобы обеспечить ее продолжение».
  2. ^ Роллер (2010 , стр. 100) говорит, что неясно, были ли Антоний и Клеопатра когда-либо по-настоящему женаты. Бурштейн (2004 , стр. xxii, 29) говорит, что этот брак публично скрепил союз Антония с Клеопатрой и, вопреки Октавиану, он развелся с Октавией в 32 г. до н.э. На монетах Антония и Клеопатры они изображены в типичной манере эллинистической королевской четы, как объяснил Роллер (2010 , стр. 100).
  3. ^ Для дальнейшей проверки см. Southern 2009 , стр. 149–150 и Grout 2017 .
  4. Гробница была построена при ее жизни в соответствии с древнеегипетской практикой .
  5. ^ Для дальнейшей проверки см. Jones 2006 , p. 180 и Затирка 2017 .
  6. ^ Переводы первоисточников рассказа Плутарха о смерти Хармионы и Ираса см. в Plutarch 1920 , p. 85, Grout 2017 и Jones 2006 , стр. 193–194.
  7. ^ Историк Дуэйн В. Роллер в Roller 2010 , стр. 148–149, дает подробное объяснение различных утверждений о причине смерти Клеопатры в римской историографии и первоисточниках. Он недвусмысленно заявляет, что Олимп не описал никакой причины смерти, а только что Плутарх обсуждал причину смерти только после того, как закончил передавать сообщение Олимпа, представляя историю об укусе змеи таким образом, что он ожидал, что его читатели уже заранее знал об этом.
  8. ^ Для дальнейшей проверки см. Roller 2010 , стр. 148.
  9. ^ Для дальнейшего подтверждения того, что Деметриос Фалеронский , советник Птолемея I Сотера , умер от укуса змеи, см. Roller 2010 , стр. 149.
  10. ^ Для дальнейшей проверки см. Jones 2006 , стр. 197–198.
  11. ^ Для получения дополнительной информации см. Skeat 1953 , стр. 99–100.
    Плутарх, перевод Джонса 2006 , с. 187, туманно писал, что «Октавиан приказал убить Цезариона позже, после смерти Клеопатры».
    В отличие от обычных римских провинций , Октавиан установил Египет как территорию под своим личным контролем, запретив римскому сенату вмешиваться в любые его дела и назначив своих собственных всадников- правителей Египта , первым из которых был Корнелий Галл . Дополнительную информацию см. в Southern 2014 , с. 185 и Роллер 2010 , с. 151.
  12. ^ Флетчер 2008 , с. 87 далее описывает картину из Геркуланума : «За волосами Клеопатры ухаживал ее высококвалифицированный парикмахер Эйрас. Вариантом повседневной одежды была серьезная « дынная прическа », в которой ее натуральные волосы были забраны назад прядями, напоминающими линии на дыне, а затем собраны в пучок на затылке. стиль Арсинои II и Береники II , этот стиль выходил из моды почти на два столетия, пока не был возрожден Клеопатрой, однако, будучи одновременно традиционалистом и новатором, она носила свою версию без красивой вуали своей предшественницы, и хотя они оба были блондинками , как Александр; Клеопатра вполне могла быть рыжей , судя по портрету женщины с огненными волосами в королевской диадеме, окруженной египетскими мотивами , которая была идентифицирована как Клеопатра».
  13. ^ Дополнительную информацию о картине в Доме Джузеппе II (т. е. Иосифа II) в Помпеях и возможной идентификации Клеопатры как одной из фигур см. Pucci 2011 , стр. 206–207, сноска 27.
  14. ^ Как указано Пина Поло 2013 , стр. 186, 194, сноска 10, Роллер 2010 , стр. 175, Андерсон 2003 , с. 59, ученые спорят о том, является ли Эсквилинская Венера , обнаруженная в 1874 году на Эсквилинском холме в Риме и находящаяся в Палаццо Консерватори Капитолийских музеев , изображением Клеопатры, основанным на прическе и чертах лица женщины в скульптура, ее царская диадема, надетая на голову, и Урея, египетская кобра обернутая вокруг вазы или колонны у основания. Как объяснил Роллер 2010 , с. 175, Эсквилинская Венера обычно считается римской копией середины I века нашей эры греческого оригинала I века до нашей эры из школы Пасителя .
  15. ^ Пуччи 2011 , с. 201 утверждает, что «придать Клеопатре белый цвет лица совершенно правильно, учитывая ее македонское происхождение. Однако в литературе расовые черты Клеопатры более неоднозначны».
    О европейском происхождении Клеопатры через ее предка Птолемея I Сотера , полководца Александра Великого из царства Македония на севере Греции , см. Fletcher 2008 , стр. 1, 23 и Southern 2009 , стр. 43.
  1. ^ Перейти обратно: а б Роллер (2010) , стр. 178–179.
  2. ^ Перейти обратно: а б Элия ​​(1956) , стр. 3–7.
  3. ^ Перейти обратно: а б Уокер и Хиггс (2001) , стр. 314–315.
  4. ^ Роллер (2010) , с. 75.
  5. ^ Бурштейн (2004) , стр. XXI, 21–22.
  6. ^ Брингманн (2007) , с. 301.
  7. ^ Роллер (2010) , с. 98.
  8. ^ Бурштейн (2004) , с. 27.
  9. ^ Перейти обратно: а б Грант и Бадиан (2018) .
  10. ^ Роллер (2010) , с. 76.
  11. ^ Роллер (2010) , стр. 15–16.
  12. ^ Джонс (2006) , с. XIII, 3, 279.
  13. ^ Южный (2009) , с. 43.
  14. ^ Брингманн (2007) , с. 260.
  15. ^ Флетчер (2008) , стр. 162–163.
  16. ^ Джонс (2006) , с. xiv.
  17. ^ Роллер (2010) , стр. 76–84.
  18. ^ Бурштейн (2004) , стр. xxii, 25.
  19. ^ Роллер (2010) , с. 135.
  20. ^ Брингманн (2007) , с. 303.
  21. ^ Перейти обратно: а б Бурштейн (2004) , стр. xxii, 29.
  22. ^ Роллер (2010) , с. 100.
  23. ^ Роллер (2010) , с. 134.
  24. ^ Брингманн (2007) , стр. 302–303.
  25. ^ Бурштейн (2004) , стр. 29–30.
  26. ^ Роллер (2010) , стр. 136–137.
  27. ^ Бурштейн (2004) , стр. xxii, 30.
  28. ^ Джонс (2006) , с. 147.
  29. ^ Роллер (2010) , с. 140.
  30. ^ Бурштейн (2004) , стр. xxii–xxiii, 30–31.
  31. ^ Перейти обратно: а б с д Брингманн (2007) , с. 304.
  32. ^ Бурштейн (2004) , стр. xxiii, 31.
  33. ^ Роллер (2010) , стр. 144–145.
  34. ^ Перейти обратно: а б с д и Роллер (2010) , с. 145.
  35. ^ Перейти обратно: а б Южный (2009) , с. 153.
  36. ^ Южный (2009) , стр. 153–154.
  37. ^ Пина Поло (2013) , стр. 184–186.
  38. ^ Роллер (2010) , стр. 54, 174–175.
  39. ^ Перейти обратно: а б Южный (2009) , с. 154.
  40. ^ Джонс (2006) , с. 184.
  41. ^ Перейти обратно: а б с Бурштейн (2004) , с. 31.
  42. ^ Южный (2009) , стр. 154–155.
  43. ^ Джонс (2006) , стр. 184–185.
  44. ^ Джонс (2006) , стр. 185–186.
  45. ^ Роллер (2010) , с. 146.
  46. ^ Перейти обратно: а б с Южный (2009) , с. 155.
  47. ^ Роллер (2010) , стр. 146–147, 213, сноска 83.
  48. ^ Гурвал (2011) , с. 61.
  49. ^ Роллер (2010) , стр. 146–147.
  50. ^ Перейти обратно: а б с Роллер (2010) , стр. 147–148.
  51. ^ Бурштейн (2004) , стр. xxiii, 31–32.
  52. ^ Перейти обратно: а б с д Роллер (2010) , с. 147.
  53. ^ Перейти обратно: а б с д и Андерсон (2003) , с. 56.
  54. ^ Перейти обратно: а б с Джонс (2006) , с. 194.
  55. ^ Плутарх (1920) , с. 79.
  56. ^ Андерсон (2003) , стр. 56, 62.
  57. ^ Гурвал (2011) , с. 72.
  58. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Затирка (2017) .
  59. ^ Перейти обратно: а б Джонс (2006) , с. 195.
  60. ^ Бурштейн (2004) , с. 65.
  61. ^ Перейти обратно: а б Скит (1953) , стр. 98–100.
  62. ^ Додсон и Хилтон (2004) , с. 277.
  63. ^ Флетчер (2008) , с. 3.
  64. ^ Перейти обратно: а б Пратт и Физель (1949) , стр. 14–15.
  65. ^ Перейти обратно: а б Сартэн (1885) , стр. 41, 44.
  66. ^ Плутарх (1920) , с. 54.
  67. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Роллер (2010) , с. 148.
  68. ^ Джонс (2006) , с. 197.
  69. ^ Гурвал (2011) , с. 55.
  70. ^ Перейти обратно: а б Джонс (2006) , стр. 194–195.
  71. ^ Джонс (2006) , стр. 189–190.
  72. ^ Перейти обратно: а б с д Роллер (2010) , с. 149.
  73. ^ Джонс (2006) , стр. 195–197.
  74. ^ Джарчо (1969) , стр. 305–306.
  75. ^ Джарчо (1969) , с. 306.
  76. ^ Джарчо (1969) , стр. 299–300, 303–307.
  77. ^ Джарчо (1969) , стр. 303–304, 307.
  78. ^ Джарчо (1969) , с. 306, сноска 11.
  79. ^ Гурвал (2011) , с. 56.
  80. ^ Гурвал (2011) , с. 58.
  81. ^ Перейти обратно: а б Гурвал (2011) , с. 60.
  82. ^ Силлиерс и Ретиф (2006) , стр. 85–87.
  83. ^ Силлиерс и Ретиф (2006) , с. 87.
  84. ^ Цукалас и Сганцос (2014) , стр. 19–20.
  85. ^ Новее (2013) .
  86. ^ Джонс (2006) , стр. 180–201.
  87. ^ Хоппер и др. (2021) .
  88. ^ Перейти обратно: а б с Роллер (2010) , с. 175.
  89. ^ Перейти обратно: а б Уокер (2008) , стр. 35, 42–44.
  90. ^ Бурштейн (2004) , с. 32.
  91. ^ Перейти обратно: а б Роллер (2010) , стр. 149–150.
  92. ^ Перейти обратно: а б Бурштейн (2004) , стр. xxiii, 32.
  93. ^ Перейти обратно: а б Бурштейн (2004) , стр. xxiii, 1.
  94. ^ Перейти обратно: а б Брингманн (2007) , стр. 304–307.
  95. ^ Перейти обратно: а б Роллер (2010) , стр. 150–151.
  96. ^ Эдер (2005) , стр. 24–25.
  97. ^ Роллер (2010) , стр. 149, 151, 214, сноска 103.
  98. ^ Бурштейн (2004) , стр. 32, 76–77.
  99. ^ Роллер (2010) , стр. 153–155.
  100. ^ Флетчер (2008) , стр. 87, 246–247, см. изображения и подписи.
  101. ^ Новости Би-би-си .
  102. ^ Новости SBS .
  103. ^ Ремикс .
  104. ^ Рейтер .
  105. ^ Роллер (2010) , стр. 149, 153.
  106. ^ Бурштейн (2004) , с. 66.
  107. ^ Перейти обратно: а б Карран (2011) , с. 116.
  108. ^ Пуччи (2011) , с. 202.
  109. ^ Пуччи (2011) , стр. 202–203, 207, сноска 28.
  110. ^ Роллер (2010) , с. 151.
  111. ^ Роллер (2010) , стр. 72, 151, 175.
  112. ^ Варнер (2004) , с. 20.
  113. ^ Роллер (2010) , стр. 148–149, 178–179.
  114. ^ Бэйли (2001) , с. 337.
  115. ^ Уокер (2004) , стр. 41–59.
  116. ^ Роллер (2010) , с. 178.
  117. ^ Роллер (2010) , стр. 148–149.
  118. ^ Гурвал (2011) , стр. 61–69, 74.
  119. ^ Роллер (2010) , стр. 8–9.
  120. ^ Гурвал (2011) , стр. 65–66.
  121. ^ Гурвал (2011) , стр. 66–70.
  122. ^ Перейти обратно: а б Андерсон (2003) , стр. 53–54.
  123. ^ Андерсон (2003) , с. 50.
  124. ^ Андерсон (2003) , с. 51.
  125. ^ Андерсон (2003) , стр. 50–52.
  126. ^ Андерсон (2003) , стр. 51–54.
  127. ^ Гурвал (2011) , стр. 73–74.
  128. ^ Джонс (2006) , стр. 214–215.
  129. ^ Гурвал (2011) , с. 74.
  130. ^ Джонс (2006) , стр. 221–222.
  131. ^ Перейти обратно: а б Андерсон (2003) , с. 60.
  132. ^ Андерсон (2003) , стр. 56–59.
  133. ^ Андерсон (2003) , стр. 60–61.
  134. ^ Перейти обратно: а б с Пуччи (2011) , с. 203.
  135. ^ Андерсон (2003) , с. 61.
  136. ^ Перейти обратно: а б с Андерсон (2003) , с. 62.
  137. ^ Перейти обратно: а б Гурвал (2011) , с. 59.
  138. ^ Карран (2011) , стр. 114–116.
  139. ^ Карран (2011) , стр. 116–117.
  140. ^ Джонс (2006) , с. 223.
  141. ^ Джонс (2006) , стр. 233–234.
  142. ^ Джонс (2006) , стр. 303–304.
  143. ^ ДеМария Смит (2011) , с. 165.
  144. ^ Мартин (2014) , стр. 16–17.
  145. ^ Мартин (2014) , с. 17.
  146. ^ Перейти обратно: а б Пуччи (2011) , стр. 201–202.
  147. ^ Пуччи (2011) , с. 195.
  148. ^ Джонс (2006) , с. 325.
  149. ^ Пуччи (2011) , стр. 203–204.
  150. ^ Перейти обратно: а б Вайк и Монтсеррат (2011) , с. 178.
  151. ^ Wyke & Montserrat (2011) , с. 190.
  152. ^ Смитсоновский музей американского искусства .
  153. ^ Арт Трибьюн .
  154. ^ Маннинен (2015) , стр. 221, сноска 11.
  155. ^ Салли (2010) , с. 53.
  156. ^ Художественный музей Уолтерса .

Библиография

[ редактировать ]

Интернет-источники

Печатные источники

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8fbf494a099ea57861bf385650c71336__1718835240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/36/8fbf494a099ea57861bf385650c71336.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Death of Cleopatra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)