Шао Юн

Шао Юн ( китайский : 邵雍 ; пиньинь : Шао Юн ; Уэйд-Джайлс : Шао Юнг ; 1011–1077), любезное имя Яофу (堯夫), по имени Шао Канцзе (邵康節), был Китайский космолог, историк, философ и поэт, оказавший большое влияние на развитие неоконфуцианства в Китае во времена династии Сун .
Шао считается одним из самых образованных людей своего времени. В отличие от большинства людей такого положения в его обществе, Шао всю свою жизнь избегал правительственных должностей, но его влияние было не менее значительным. Он написал влиятельный трактат по космогонии « Хуанцзи Цзинши» (皇極經世, «Книга высших принципов мироустройства »).
Происхождение
[ редактировать ]Предки Шао были выходцами из Фаньяна . Он родился в 1011 году в районе, известном как округ Хэнчжан (衡漳, ныне Аньян, Хэнань ) в семье Шао Гу (邵古, 986–1064) и госпожи Ли (李氏, ум. 1032 или 1033). [ 1 ] Мать Шао, Ли, была чрезвычайно набожной поклонницей буддизма . Эта связь с буддизмом оказала большое влияние на мышление Шао на протяжении всей его жизни.
Первым учителем Шао Юна был Шао Гу, его отец. В то время это была обычная практика в семейной среде Китая. Шао Гу был ученым- филологом , и его влияние можно увидеть в литературных произведениях Шао. Под руководством своего отца он изучал Шесть классических произведений Конфуция в молодом возрасте интенсивно . Шао также стремился получить стипендию в частных школах, многие из которых управлялись монахами и находились под сильным влиянием буддизма.
Около 1020 года семья Шао переселилась в уезд Гунчэн (ныне Синьсян, Хэнань ). Вскоре после смерти своей матери в 1032 или 1033 году Шао встретил своего самого важного учителя Ли Чжицая ( 李之才 ). Ли был бывшим учеником специалиста по древней прозе Му Сю (穆修, 979–1032). Под руководством Му Сю Ли тщательно изучил И Цзин .
Карьера и дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Шао был членом группы мыслителей, собравшихся в Лояне в последние три десятилетия XI века. Эта группа преследовала две основные цели. Одним из них было провести параллели между их собственными течениями мысли и конфуцианством ( 儒教 ) , как его понимал Мэн-цзы .
Во-вторых, эти люди намеревались подорвать любые связи, реальные или иные, между конфуцианством 4-го века и тем, что они считали низшими философскими школами мышления, а именно буддизмом и даосизмом . Другие слабо связанные члены этой так называемой сети мыслителей включают: Чэн И , Чжан Цзай , Чэн Хао (程顥, 1032–1085) и Чжоу Дуньи . Центральным для каждого из этих людей был древний текст «И Цзин» , который каждый из них тщательно изучал. Однако то, как Шао изучал этот древний текст, отличалось от других членов.
существовало два основных подхода Во времена династии Сун в изучении И Цзин . Вместе с большинством ученых другие члены группы придерживались подхода или сюэ (義理學, «принципиальное исследование»), который был основан на буквалистических и моралистических концепциях. Другой подход, использованный только Шао, был подход сяншу сюэ (象數學, «изучение количества изображений»), который в большей степени основывался на иконографических и космологических концепциях. подход к гаданию И Цзин, известный как Мэй Хуа И. Ему приписывают

Сыма Гуан (близкий друг Шао Юнга) редактировал « Тайсюаньцзин» Ян Сюна (написанный в 10 году нашей эры). Под влиянием системы счисления по основанию 3 , обнаруженной в Тайсюаньцзин , Шао Юн затем установил гексаграммы И Цзин в двоичную последовательность ( порядок Фу Си ). Это, в свою очередь, повлияло на Лейбница и его взгляды на двоичную арифметику и, в свою очередь, на язык современных компьютеров.
Потомки
[ редактировать ]Потомок Шао Юна носил титул Уцзин Боши (五经师; 五经师 ; Wǔjīng Bóshi). [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
В 1452 году Уцзин Боши был дарован потомкам Мэнцзы - Мэн Сивэнь孟希文 56-го поколения и Янь Хуэй -Янь Сихуэй顔希惠 59-го поколения, то же самое было даровано потомкам Чжоу Дуньи - Чжоу Мянь週冕 12-го поколения, двум Чэн. братья ( Чэн Хао и Чэн И -Чэнь Кэрен 程克仁 17-е поколение), Чжу Си -Чжу Тин 朱梴 (Чжу Чань?) 9-е поколение, в 1456–1457 гг., в 1539 г. такой же был удостоен отпрыска Цзэн Цаня - Цзэн Чжицуя 曾質粹60-е поколение, в 1622 г. потомок Чжан Цзай получил титул и в 1630 году стал потомком Шао Юна. [ 5 ] [ 6 ]
Поэзия
[ редактировать ]
Шао также известен своей поэзией и интересом к игре Го (вэйци). Он написал « Великую оду наблюдению за Вэйци» ( 觀棋大吟 ), одно из старейших сохранившихся классических китайских стихотворений, а также « Длинную оду наблюдению за Вэйци» ( 觀棋長吟 ), перевод которой приведен ниже.
- Длинная ода просмотру Weiqi
![]() |
В тихом весеннем дворе, сквозь листву просачивается вечерний свет , |
![]() |
Шао Юн [а]
|
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]^ а: Более короткая «Длинная ода» доступна в этом китайском источнике.
- ^ Вятт ; 12,13,16
- ^ Х. С. Бруннерт; В.В. Хагельстрем (15 апреля 2013 г.). Современная политическая организация Китая . Рутледж. стр. 494–. ISBN 978-1-135-79795-9 .
- ^ "С.494-5. Современная политическая организация Китая" . www.forgottenbooks.com . Архивировано из оригинала 25 апреля 2016 г.
- ^ «Современная политическая организация Китая» .
- ^ https://www.researchgate.net/publication/248653434_The_Ritual_Formation_of_Confucian_Orthodoxy_and_the_Descendants_of_the_Sage с. 571.
- ^ Уилсон, Томас А.. 1996. «Ритуальное формирование конфуцианского православия и потомки мудреца». Журнал азиатских исследований 55 (3). [Издательство Кембриджского университета, Ассоциация азиатских исследований]: 559–84. дои: 10.2307/2646446. https://www.jstor.org/stable/2646446 с. 571.
Ссылки
[ редактировать ]- Арро, Ален «Шао Юн (1012–1077), поэт и космолог». Мемуары Института передовых китайских исследований XXXIX, Париж, Де Боккар, 2002, 498 с.
- Бердвистелл, Энн Д. Переход к неоконфуцианству: Шао Юнг о знаниях и символах реальности . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 1989. ISBN 0-8047-1550-5 .
- Лю, Вэйхуа, «Шао Юн» . Энциклопедия Китая (философское издание), 1-е изд.
- Вятт, Дон Дж. Отшельник из Лояна: Шао Юнг и моральная эволюция ранней мысли Сун . Гонолулу, Гавайи: Издательство Гавайского университета, 1996. ISBN 0-8248-1755-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арро, Ален (2013). «Числа, модели и звуки: числовые размышления Шао Юна (1012–1077)». Монумента Серика . 61 : 183–201. дои : 10.1179/пн.2013.61.1.008 . JSTOR 26159345 . S2CID 191071431 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1011 рождений
- 1077 смертей
- Китайские философы XI века
- Китайские историки XI века
- Китайские поэты XI века
- Китайские конфуцианцы
- Неоконфуцианские ученые
- Философы из провинции Хэнань
- Поэты из провинции Хэнань
- Философы династии Сун
- Поэты династии Сун
- Даосы династии Сун
- Даосы 11 века
- Писатели из Аньяна
- Го (игровые) авторы
- Классики династии Сун