Jump to content

Стадии психосоциального развития по Эриксону

(Перенаправлено из Психосоциального развития )

Стадии психосоциального развития Эриксона , сформулированные во второй половине 20-го века Эриком Эриксоном в сотрудничестве с Джоан Эриксон , [1] — это всеобъемлющая психоаналитическая теория, определяющая серию из восьми стадий , которые должен пройти здоровый развивающийся человек от младенчества до позднего взросления .

Согласно теории Эриксона, результаты каждого этапа, будь то положительные или отрицательные, влияют на результаты последующих этапов. [2] Эриксон опубликовал книгу « Детство и общество» в 1950 году, благодаря которой его исследования восьми стадий психосоциального развития стали широко известны. [3] Первоначально на Эриксона повлияли психосексуальные стадии развития Зигмунда Фрейда. Он начал с работы конкретно с теориями Фрейда, но когда он начал глубже погружаться в биопсихосоциальное развитие и то, как другие факторы окружающей среды влияют на развитие человека, он вскоре продвинулся дальше теорий Фрейда и развил свои собственные идеи. [3] Эриксон разработал различные существенные способы создания теории продолжительности жизни, которую он теоретизировал о природе развития личности, происходящей от рождения до старости или смерти. [4] Он утверждал, что социальный опыт был ценен на протяжении всей нашей жизни на каждом этапе, что можно распознать по конфликту, особенно когда мы сталкиваемся между психологическими потребностями и окружением социальной среды. [5]

Теория стадий Эриксона характеризует продвижение человека через восемь жизненных стадий в зависимости от своих биологических и социокультурных сил. [6] Каждая из двух конфликтующих сил переживает психосоциальный кризис, характеризующий восемь стадий. Если индивидууму действительно удается примирить эти силы (отдавая предпочтение первому упомянутому признаку кризиса), он выходит со сцены с соответствующим достоинством. Например, если младенец вступает в стадию малыша (автономия вместо стыда и сомнений) с большим доверием, чем недоверием, он несет добродетель надежды в оставшиеся этапы жизни. [7] Можно ожидать, что трудности на этапе, которые не были успешно преодолены, вернутся в качестве проблем в будущем. Однако для перехода на следующий этап не требуется освоение этапа. В одном исследовании испытуемые продемонстрировали значительное развитие в результате организованной деятельности. [8]

Приблизительный возраст [9] Достоинства [9] Психосоциальный кризис [9] Значительные отношения [9] Экзистенциальный вопрос [10] События [10]
Младенчество

Менее 1 года [9] [11]

Надеяться Доверие против недоверия Мать Могу ли я доверять миру? Кормление, отказ
Детство

1–2 года [9] [11]

Воля Автономия против стыда/сомнения Родители Хорошо ли быть мной? Приучение к туалету, одевание самостоятельно
Раннее детство

3–6 лет [9] [12]

Цель Инициатива против вины Семья Могу ли я делать, двигаться и действовать? Исследование, использование инструментов или создание произведений искусства
Среднее детство

7–10 лет [9] [13]

Компетентность Промышленность против неполноценности Соседи, Школа Смогу ли я добиться успеха в мире людей и вещей? Школа, спорт
Подростковый возраст

11–19 лет [14]

Верность Идентичность против ролевой путаницы Сверстники, образец для подражания Кто я? Кем я могу быть? Социальные отношения
Ранняя взрослая жизнь

20–44 года [15]

Любовь Близость против изоляции Друзья, Партнеры Могу ли я объединиться с другим человеком? Романтические отношения
Средний возраст

45–64 года [16]

Уход Генеративность против застоя Домашнее хозяйство, Товарищи по работе Могу ли я сделать свою жизнь значимой? Работа, родительство
Поздняя взрослая жизнь

65 и выше [17]

Мудрость Целостность эго против отчаяния Человечество, Мой вид Это нормально, что я был собой? Размышления о жизни

Психологическая периодизация этапов развития человека

[ редактировать ]

Надежда: доверие vs недоверие (орально-сенсорный, младенческий возраст, до 1 года)

[ редактировать ]

  • Экзистенциальный вопрос: Могу ли я доверять миру? [10]

Первый этап теории Эрика Эриксона сосредоточен вокруг основных потребностей младенца, которые удовлетворяются родителями или опекунами, и того, как это взаимодействие приводит к доверию или недоверию. Доверие, по определению Эриксона, — это «необходимое доверие к другим, а также фундаментальное чувство собственной надежности». [18] Младенец зависит от родителей, особенно от матери, в плане пропитания и комфорта. Младенцы часто используют такие методы, как указание, чтобы указать родителям или опекунам на свои интересы или желания. [19] Относительное понимание ребенком мира и общества происходит от родителей и их взаимодействия с ребенком. Дети сначала учатся доверять своим родителям или опекуну. Если родители подвергают своего ребенка теплу, безопасности и надежной привязанности, взгляд ребенка на мир будет основан на доверии. Когда ребенок учится доверять окружающему миру, он также приобретает добродетель надежды. [11] Если родители не смогут обеспечить безопасную среду и удовлетворить основные потребности ребенка; возникнет чувство недоверия. [20] Развитие недоверия может позже привести к чувству разочарования, подозрительности, отстраненности и неуверенности. [18]

По мнению Эрика Эриксона, основная задача развития в младенчестве состоит в том, чтобы узнать, удовлетворяют ли другие люди, особенно лица, осуществляющие основной уход, регулярно основные потребности. Если лица, осуществляющие уход, являются постоянными источниками еды, комфорта и привязанности, ребенок учится доверять – что другие надежны и надежны. Если они пренебрежительны или, возможно, даже жестоки, ребенок вместо этого учится недоверию: мир — это ненадежное, непредсказуемое и, возможно, опасное место. Некоторый опыт борьбы с недоверием позволяет младенцу понять, что представляет собой опасные ситуации в дальнейшей жизни. Однако младенцы и дети ясельного возраста не должны подвергаться длительным ситуациям недоверия. Это приводит к тому, что дети в более позднем возрасте плохо адаптируются и смотрят на жизнь с осторожностью и осмотрительностью, что может иметь пагубные последствия в более позднем возрасте. На этом этапе наиболее важными потребностями ребенка являются ощущение безопасности, комфорта и хорошей заботы. [20]

На этом этапе ребенок учится стилю привязанности к своему опекуну. [21] Стиль привязанности, который развивается у ребенка, может повлиять на его отношения на всю оставшуюся жизнь. Например, если ребенок голоден, будут ли его кормить? Если их подгузник испачкается, кто-нибудь поменяет его? Если им грустно, будут ли они утешены? Разум младенца подскажет, является ли мир заслуживающим доверия местом с заслуживающими доверия людьми. Младенцы нуждаются в защите и поддержке со стороны знакомого взрослого; в противном случае они, скорее всего, не выживут. [22] Эту концепцию больше изучали Боулби и Эйнсворт в их теории привязанности, которая согласуется с исследованиями Эриксона.

Воля: автономия против стыда/сомнения (мускульно-анальный, детский возраст, 1–2 года)

[ редактировать ]
  • Экзистенциальный вопрос: можно ли быть собой? [10]

По мере того, как ребенок обретает контроль над выделительными функциями и двигательными способностями , он начинает исследовать свое окружение. Родители по-прежнему обеспечивают надежную основу безопасности, благодаря которой ребенок может смело отстаивать свою волю. Терпение и поддержка родителей помогают воспитать у ребенка самостоятельность. В раннем детстве у ребенка начнут появляться учебные задачи и навыки, которые прививают личную ответственность, что позволяет детям делать выбор, который может помочь им развить чувство автономии и уверенности. [22] Детям в этом возрасте нравится исследовать окружающий мир, и они постоянно изучают окружающую среду. В этом возрасте следует соблюдать осторожность, поскольку дети могут исследовать вещи, опасные для их здоровья и безопасности.

В этом возрасте у детей появляются первые интересы. Например, ребенку, который любит музыку, может понравиться играть с радио. Детей, которые любят природу, могут заинтересовать животные и растения. Чрезвычайно ограничительные родители с большей вероятностью привьют ребенку чувство сомнения и нежелание пробовать новые и сложные возможности. По мере того, как у ребенка улучшается мышечная координация и подвижность, малыши становятся способными удовлетворять некоторые свои собственные потребности. Они начинают сами есть, умываться и одеваться, пользоваться туалетом.

Если лица, осуществляющие уход, будут поощрять самостоятельное поведение, у малышей разовьется чувство автономии – чувство способности самостоятельно решать многие проблемы. Напротив, существует вероятность того, что лицо, осуществляющее уход, может потребовать слишком многого и слишком рано. Это, скорее всего, приведет к тому, что у ребенка разовьется стыд и сомнение в своей способности справиться с проблемами. Этот стыд и сомнения также могут возникнуть в результате того, что воспитатель высмеивает первые попытки ребенка добиться успеха. [21] Определенно существует тонкий баланс с автономией. Если ребенок получает слишком большую автономию, он может вырасти, не заботясь о правилах и положениях. Стоит отметить, что это также может увеличить вероятность получения травмы. И наоборот, если родители слишком сильно его контролируют, ребенок может вырасти более бунтующим и импульсивным. Возможности ребенка ограничены. [4]

Цель: инициатива против чувства вины (локомоторно-генитальный, ранний детский возраст, 3–6 лет)

[ редактировать ]
  • Экзистенциальный вопрос: можно ли мне делать, двигаться и действовать? [10]

Инициатива добавляет к автономии качество планирования, выполнения и решения задач ради того, чтобы просто быть активными и в движении. Ребенок учится осваивать окружающий мир, усваивает базовые навыки и принципы физики. Вещи падают вниз, а не вверх, круглые вещи катятся. Они учатся застегивать молнию и завязывать шнурки, считать и с легкостью говорить. На этом этапе ребенок хочет начать и завершить собственные действия с определенной целью. Вина — это сбивающая с толку новая эмоция. Они могут чувствовать вину за вещи, которые по логике не должны вызывать чувство вины. Они могут чувствовать вину, когда эта инициатива не приносит желаемых результатов.

Развитие смелости и независимости – вот что отличает дошкольников в возрасте от трех до шести лет от других возрастных групп. Маленькие дети этой категории сталкиваются с психологическим кризисом инициативы и вины. Это включает в себя обучение тому, как преодолевать сложности планирования и развитие чувства суждения. [20] На этом этапе ребенок учится проявлять инициативу, готовится к лидерской роли и достижению целей. Действия, которые ищет ребенок на этом этапе, могут включать рискованное поведение, например, переход улицы в одиночку или езду на велосипеде без шлема; оба эти примера связаны с самоограничениями. У ребенка также может развиться негативное поведение, когда он учится проявлять инициативу. Такое негативное поведение, такое как бросание предметов, удары или крик, может быть результатом того, что ребенок чувствует себя разочарованным из-за того, что не смог достичь запланированной цели.

Дошкольники все чаще могут выполнять задачи самостоятельно и могут исследовать новые области. С этой растущей независимостью появляется много вариантов выбора деятельности. Иногда дети берутся за проекты, которые они могут легко выполнить, но иногда они берутся за проекты, которые выходят за рамки их возможностей или которые мешают планам и деятельности других людей. Если родители и воспитатели дошкольных учреждений поощряют и поддерживают усилия детей, а также помогают им делать реалистичный и правильный выбор, у детей развивается инициатива – независимость в планировании и осуществлении деятельности. Но если вместо этого взрослые препятствуют занятиям самостоятельной деятельностью или считают их глупыми и утомительными, у детей развивается чувство вины за свои потребности и желания. [23]

Компетентность: трудолюбие против неполноценности (латентный период, позднее детство, 7–10 лет)

[ редактировать ]
  • Экзистенциальный вопрос: смогу ли я добиться успеха в мире людей и вещей? [10]

Цель этого этапа – довести до завершения продуктивную ситуацию, которая постепенно вытеснит капризы и желания игры . Разработаны основы технологии. Неспособность овладеть доверием, самостоятельностью и трудолюбивыми навыками может заставить ребенка сомневаться в своем будущем, что приведет к стыду, вине и переживанию поражения и неполноценности. [24]

Ребенку приходится иметь дело с требованиями освоить новые навыки, иначе он рискует испытать чувство неполноценности, неудачи и некомпетентности. Поступая таким образом, дети могут начать вносить свой вклад в жизнь общества и менять мир к лучшему. Они начинают лучше осознавать себя и то, насколько они компетентны или нет.

«Дети в этом возрасте начинают лучше осознавать себя как личности». Они усердно работают над тем, чтобы «быть ответственными, быть хорошими и делать все правильно». Теперь они более разумны, чтобы делиться и сотрудничать. Аллен и Мароц (2003) [25] также перечислите некоторые особенности перцептивно-когнитивного развития, характерные для этой возрастной группы. Дети воспринимают понятия пространства и времени более логично и практично. Они лучше понимают причину и следствие, а также календарное время. На этом этапе дети стремятся учиться и овладевать более сложными навыками: чтением, письмом, определением времени. У них также формируются моральные ценности , признаются культурные и индивидуальные различия и они могут удовлетворять большую часть своих личных потребностей и ухода за собой с минимальной помощью. [25] На этом этапе дети могут выражать свою независимость, возражая, будучи непослушными и бунтующими.

Эриксон считал годы начальной школы решающими для развития уверенности в себе . В идеале, начальная школа предоставляет множество возможностей добиться признания учителей, родителей и сверстников посредством творчества — рисования картинок, решения задач на сложение, написания предложений и т. д. Если детей поощряют создавать и делать что-то, а затем хвалят за их достижения, они начинают демонстрировать трудолюбие, проявляя прилежность, настойчиво выполняя задания до тех пор, пока они не будут выполнены, и ставя работу выше удовольствия. Если вместо этого детей высмеивают или наказывают за их усилия или если они обнаруживают, что неспособны оправдать ожидания своих учителей и родителей, у них развивается чувство неполноценности в отношении своих способностей. [7]

Дети также начинают налаживать отношения с окружающими. На этом этапе особенно важно быть общительным. Это помогает детям школьного возраста стать более или менее уверенными в себе и своих способностях. Также в этом возрасте дети также начинают мигрировать в свои социальные группы. В зависимости от «группы» ребенка ребенок будет иметь большую или меньшую уверенность в себе.

В этом возрасте дети начинают признавать свои особые таланты и продолжают открывать для себя интересы по мере улучшения их образования. [11] Они могут начать выбирать больше занятий для реализации этого интереса, например, заняться спортом, если знают, что у них есть спортивные способности, или присоединиться к группе, если они хорошо разбираются в музыке. Если им не позволить раскрыть свои таланты в свободное время, у них разовьется чувство отсутствия мотивации, низкая самооценка и вялость. [26] Они могут стать «домоседельниками», если им не позволят развивать интересы.

Верность: идентичность против смешения ролей (подростковый возраст, 11–19 лет)

[ редактировать ]
  • Экзистенциальный вопрос: Кто я и кем я могу быть? [10]

Подросток вновь начинает беспокоиться о том, как он выглядит в глазах других. Идентичность Суперэго — это накопленная уверенность в том, что внешнее сходство и непрерывность, подготовленные в будущем, соответствуют одинаковости и непрерывности значения человека для самого себя, о чем свидетельствуют перспективы карьеры. Возможность выбрать школу или профессию приятна. На более поздних стадиях подросткового возраста у ребенка развивается чувство сексуальной идентичности . Подросткам становится любопытно, какие роли они будут играть во взрослом мире, когда они переходят из детства во взрослую жизнь. Первоначально они склонны испытывать некоторую путаницу ролей – смешанные идеи и чувства по поводу того, как они впишутся в общество – и могут экспериментировать с различными моделями поведения и деятельности. [27] (например, возиться с автомобилями, присматривать за детьми соседей, вступать в определенные политические или религиозные группы). В конце концов, предположил Эриксон, большинство подростков обретают чувство идентичности относительно того, кто они и куда движется их жизнь.

Подросток должен достичь идентичности в профессии, гендерных ролях, политике и, в некоторых культурах, религии. Однако это не всегда легко. Подросток должен стремиться найти свое место в этом мире и выяснить, какой вклад он может внести в этот мир.

Эриксону приписывают введение термина « кризис идентичности ». [28] Он описывает кризис идентичности как важнейшую часть развития, в ходе которой у подростка или молодого человека развивается чувство собственного достоинства. Кризис идентичности предполагает интеграцию физического «я», личности, потенциальных ролей и занятий. На это влияют культурные и исторические тенденции. Этот этап необходим для успешного развития последующих этапов. [29] Каждая стадия, предшествовавшая и последующая, имеет свой «кризис», но тем более сейчас, поскольку это знаменует собой переход от детства к взрослости. Этот отрывок необходим, потому что «В младенчестве и детстве человек формирует множество идентификаций. Но потребность в идентичности в юности ими не удовлетворяется». [30] Поворотным моментом в человеческом развитии, по-видимому, является примирение между «человеком, которым человек стал» и «человеком, которым общество ожидает от него стать». Это зарождающееся чувство себя будет создано путем «подделки» прошлого опыта с предвкушением будущего. По отношению к восьми жизненным этапам в целом пятый этап соответствует перепутью:

Уникальность стадии Идентичности заключается в том, что это особый вид синтеза более ранних стадий и особый вид предвосхищения более поздних. Молодость имеет определенное уникальное качество в жизни человека; это мост между детством и взрослостью. Молодость — это время радикальных перемен: половое созревание сопровождается большими изменениями тела, способностью разума исследовать свои собственные намерения и намерения других, внезапно обострившимся осознанием роли, которую общество предложило для дальнейшей жизни. [28]

Подростки «сталкиваются с необходимостью восстановить для себя границы и делать это перед лицом зачастую потенциально враждебного мира». [31] Это часто является сложной задачей, поскольку обязательства запрашиваются до того, как будут сформированы конкретные роли идентичности. В этот момент человек находится в состоянии «смущения идентичности», но общество обычно позволяет молодежи «найти себя», и это состояние называется «мораторием»:

Проблема подросткового возраста — это путаница ролей — нежелание брать на себя обязательства, которое может преследовать человека до зрелых лет. При наличии правильных условий (а Эриксон считает, что это, по сути, наличие достаточного пространства и времени, психосоциального моратория, когда человек может свободно экспериментировать и исследовать), может возникнуть устойчивое чувство идентичности, эмоциональное и глубокое осознание того, кто он есть. [31]

Как и на других стадиях, действуют биопсихосоциальные силы. Как бы человек ни был воспитан, его личные идеологии теперь выбираются самим собой. Нередко это приводит к конфликтам со взрослыми по поводу религиозных и политических ориентаций. Еще одна область, в которой подростки принимают решение для себя, — это выбор карьеры, и часто родители хотят иметь решающее слово в этой роли. Если общество слишком настойчиво, подросток уступит внешним желаниям, фактически вынуждая его или ее «отказаться» от экспериментирования и, следовательно, от истинного самопознания. Как только кто-то определится с мировоззрением и призванием, сможет ли он интегрировать этот аспект самоопределения в многообразное общество? По мнению Эриксона, когда подросток уравновешивает обе точки зрения на вопрос «Что у меня есть?» и «Что мне с этим делать?» они установили свою личность: [28]

От этой стадии зависит качество эго — верность — способность поддерживать добровольно обещанную лояльность, несмотря на неизбежные противоречия и путаницу систем ценностей . (Курсив в оригинале) [31]

Оставить прошлое детство и встретиться с неизвестностью взрослой жизни – это составная часть подросткового возраста. Другой характеристикой этого этапа является мораторий, который имеет тенденцию заканчиваться с наступлением взрослой жизни. [32] Учитывая, что следующий этап (близость) часто характеризуется браком, у многих возникает искушение завершить пятый этап в 20 лет. Однако эти возрастные диапазоны на самом деле довольно изменчивы, особенно для достижения идентичности, поскольку может потребоваться много лет, чтобы заземлиться, идентифицировать объект своей верности, почувствовать, что человек «достиг совершеннолетия». В биографиях «Молодой человек Лютер» и «Правда Ганди» Эриксон определил, что их кризисы закончились в возрасте 25 и 30 лет соответственно:

Эриксон отмечает, что время кризиса идентичности у гениальных людей часто затягивается. Далее он отмечает, что в нашем индустриальном обществе формирование идентичности, как правило, занимает много времени, потому что нам требуется много времени, чтобы приобрести навыки, необходимые для решения задач взрослой жизни в нашем технологическом мире. Итак… не существует точного промежутка времени, в котором можно оказаться. Это не происходит автоматически ни в восемнадцать, ни в двадцать один год. Очень приблизительное эмпирическое правило для нашего общества положило бы конец где-то в возрасте двадцати лет. [28]

Любовь: близость против изоляции (ранний взрослый возраст, 20–45 лет)

[ редактировать ]
  • Экзистенциальный вопрос: Могу ли я любить? [10]

Конфликт близости и изоляции возникает после подросткового возраста. В начале этого этапа путаница идентичности и роли подходит к концу, хотя она все еще сохраняется в основании стадии. [33] Этап не всегда предполагает романтические отношения, но включает в себя формирование прочных связей с другими людьми . [22] Молодые люди по-прежнему стремятся совместить свою идентичность с идентичностью своих друзей, потому что они хотят вписаться в них. Эриксон считает, что люди иногда изолируются из-за близости. Люди боятся отказов, например, отказа или разрыва отношений с партнерами. Людям знакома боль, и для некоторых людей отказ настолько болезненный, что их эго не может его вынести. Эриксон также утверждает, что дистанцирование происходит вместе с близостью. Отстранение — это желание изолировать или уничтожить вещи, которые могут быть опасны для собственных идеалов или жизни. Это может произойти, если в интимные отношения человека вторглись посторонние. [33]

Как только люди утвердились в своей идентичности, они готовы взять на себя долгосрочные обязательства перед другими. Они становятся способными к формированию близких, взаимных отношений (например, посредством тесной дружбы или брака) и охотно идут на жертвы и компромиссы, которых требуют такие отношения. Те, кто находится на более продвинутых стадиях развития идентичности, часто достигают большего успеха в формировании близости. [34] Если люди не могут сформировать эти близкие отношения – возможно, из-за своих собственных потребностей – тогда может возникнуть чувство изоляции, вызывающее тем самым чувство тьмы и тревоги.

Документация Эриксона его теории [35] тратит время на размышления об интимности между двумя людьми. Главный конфликт заключается в том, готов ли человек отдать себя кому-то другому. Как было предложено в предыдущих абзацах, кажется, что на этом этапе для кого-то может быть очень полезно отпустить некоторые из своих страхов, чтобы обрести прочные отношения с другим человеком. Эриксон обсуждает [35] отличия его теории от теории психосексуального развития Фрейда. Фрейд имел тенденцию больше сосредотачиваться на сексуальном удовлетворении, не затрагивая глубоких личных отношений. Предложение Эриксона предполагает, что близость – это нечто большее, чем просто сексуальное удовлетворение. Есть ценность в глубоких связях, которые могут быть разделены между двумя людьми в социальном плане. Стоит отметить, что Эриксон в своих работах все еще обсуждает и видит ценность сексуальных отношений в рамках социально интимных отношений. [35]

Уход: генеративность против застоя (средний возраст, 45–64 года)

[ редактировать ]
  • Экзистенциальный вопрос: могу ли я сделать свою жизнь значимой? [10]

Генеративность – это забота о руководстве следующим поколением. Социально ценный труд и дисциплины являются выражением генеративности.

Взрослая стадия генеративности имеет широкое применение в семье, отношениях, работе и обществе. «Тогда генеративность — это, прежде всего, забота о создании и руководстве следующим поколением… эта концепция призвана включать… продуктивность и творчество». [36]

В среднем возрасте основной задачей развития является внесение вклада в жизнь общества и помощь будущим поколениям. Когда человек вносит свой вклад в этот период, например, создавая семью или работая на благо общества, возникает чувство продуктивности – чувство продуктивности и достижений. Напротив, у человека, который эгоцентричен и не может или не желает помогать обществу двигаться вперед, развивается чувство застоя — неудовлетворенность относительной недостаточной производительностью. Люди на этом этапе задумываются о том, что они оставляют после себя своему потомству и сообществу по мере приближения к концу своей жизни. Добродетель, связанная с этим этапом, — это забота. Напротив, неадаптивная добродетель — это отвержение. [6]

Как указано в приведенной выше цитате, производительность и креативность связаны с генеративностью. Несмотря на такое отношение, Эриксон надеется, что эти два слова не отвлекают от основного послания. [35] Суть идеи заключается в том, что генеративность направлена ​​на помощь другим людям. Наше общество иногда может чрезмерно зацикливаться на идее, что детям нужны родители. Эриксон разделяет и подкрепляет другую точку зрения. Взрослым нужны дети. Усилия, приложенные к детям, могут помочь взрослому стать более зрелым. Вдобавок ко всему, поскольку взрослый является созидательным по отношению к молодежи, он может повлиять на детей, чтобы они ответили тем же, когда вырастут. [35]

Центральные задачи среднего возраста [37]
  • Выражайте любовь не только через сексуальные контакты.
  • Поддерживайте здоровый образ жизни.
  • Развивайте чувство единства с партнером.
  • Помогите растущим и взрослым детям стать ответственными взрослыми.
  • Откажитесь от центральной роли в жизни взрослых детей.
  • Принимайте друзей и друзей детей.
  • Создайте комфортный дом.
  • Гордитесь достижениями себя и партнера/супруга.
  • Поменяйтесь ролями со стареющими родителями.
  • Достичь зрелой, гражданской и социальной ответственности.
  • Приспособьтесь к физическим изменениям среднего возраста.
  • Используйте свободное время творчески.

Мудрость: целостность эго против отчаяния (поздний взрослый возраст, 65 лет и старше)

[ редактировать ]

По мере того, как люди стареют и становятся пожилыми людьми, они имеют тенденцию снижать свою производительность и начинают исследовать жизнь пенсионеров. Такие факторы, как досуг и участие семьи, играют важную роль в жизни пенсионеров и их адаптации к жизни без необходимости каждый день выполнять определенные обязанности, связанные с их карьерой. [39] Однако даже на этом этапе взрослой жизни они все еще развиваются. Связь между старением и выходом на пенсию может привести к повторному появлению биполярной напряженности более ранних стадий в модели Эриксона, а это означает, что аспекты предыдущих жизненных стадий могут реактивироваться из-за начала старения и выхода на пенсию. [40] Развитие на этом этапе также включает периоды переоценки удовлетворенности жизнью, поддержания активного участия и развития чувства сохранения здоровья. [41] На этом этапе могут возникнуть конфликты развития, но психологический рост на более ранних стадиях может существенно помочь в разрешении этих конфликтов. [42]

Именно в это время они размышляют о своих достижениях и оценивают человека, которым они стали. Они способны развить честность , если видят себя ведущими успешной жизнью. Те, кто развил честность, осознают, что их жизнь имеет смысл. Они склонны чувствовать себя в целом удовлетворенными и принимать себя и других. Когда они приближаются к концу своей жизни, они с большей вероятностью будут спокойно относиться к смерти. [43] Если они считают свою жизнь непродуктивной или чувствуют, что не достигли своих жизненных целей, они становятся неудовлетворенными жизнью и развивают отчаяние . Это часто может привести к чувству депрессии и безнадежности. [44] Они также могут чувствовать, что жизнь несправедлива, и бояться смерти.

За это время может произойти возобновление интереса ко многим вещам. Считается, что это происходит потому, что люди в этот период жизни стремятся быть автономными . Поскольку их тело и разум начинают ухудшаться, они хотят обрести чувство равновесия. Они будут цепляться за свою автономию, чтобы им не приходилось во всем полагаться на других. [44] Эриксон объясняет, что взрослым на этом этапе также важно поддерживать отношения с людьми разного возраста, чтобы развивать честность. [45]

Последней задачей развития является ретроспекция: люди оглядываются на свою жизнь и достижения. Такие практики, как нарративная терапия, могут помочь людям по-новому интерпретировать свое мнение о своем прошлом и позволить им сосредоточиться на более ярких аспектах своей жизни. [43] У них развивается чувство удовлетворенности и целостности, если они верят, что прожили счастливую и продуктивную жизнь. Если они оглянутся назад на жизнь, полную разочарований и недостигнутых целей, вместо этого у них может развиться чувство отчаяния.

Эта стадия может возникнуть вне последовательности, когда человек чувствует, что его жизнь близка к концу (например, при получении неизлечимого диагноза заболевания). [46]

Оглядываясь назад на жизнь, человек должен надеяться найти и смысл, и порядок. На этом этапе есть способы изменить или поддержать свою точку зрения. Изменение или поддержка своего взгляда может приблизить его к целостности эго. [35] При этом лучше, чтобы человек уже прожил осмысленную и упорядоченную жизнь до начала этого этапа.

Эриксон связывает эту стадию развития с первой стадией: доверие против недоверия. По словам Эриксона, словарь Вебстера однажды заявил, что доверие – это «гарантированная уверенность в честности другого человека». Честность одного человека может повлиять на доверие другого человека. Если человек в конце своей жизни боится смерти, то это может повлиять на детей, которые, возможно, начнут бояться жизни. Если взрослый способен преодолеть любой страх смерти, то это может укрепить детей, чтобы они не боялись предстоящей жизни. [35]

Девятый этап

[ редактировать ]
  • Психосоциальные кризисы: все первые восемь стадий в обратном порядке.

Джоан Эриксон , вышедшая замуж за Эрика Эриксона и сотрудничавшая с ним, добавила девятую стадию в The Life Cycle Completed: Extended Version . [26] Живя на девятой стадии, писала она, «старость в восемьдесят и девяносто лет приносит с собой новые требования, переоценку и повседневные трудности». Решение этих новых задач требует «назначения нового девятого этапа». Эриксон было девяносто три года, когда она написала о девятой стадии. [47]

Джоан Эриксон показала, что все восемь этапов «актуальны и повторяются на девятом этапе». [48] На девятой стадии снова возникают психосоциальные кризисы восьми стадий, но с обратным порядком отношений. Например, на первой стадии (младенчество) психосоциальный кризис был «Доверие против Недоверия», где Доверие было «синтоническим коэффициентом», а Недоверие - «дистоническим». [49] Джоан Эриксон относит предыдущие психосоциальные кризисы к девятой стадии следующим образом:

«Базовое недоверие против доверия: надежда»
На девятой стадии «старейшины вынуждены не доверять своим возможностям», поскольку «тело неизбежно ослабевает». Тем не менее, Джоан Эриксон утверждает, что «пока есть свет, есть надежда» на «яркий свет и откровение». [50]

«Стыд и сомнение против автономии: воля»
Старейшины девятой стадии сталкиваются со «стыдом утраченного контроля» и сомневаются в «своей автономии над собственным телом». Вот и получается, что «стыд и сомнения бросают вызов заветной автономии». [51]

«Неполноценность против промышленности: компетентность»
Промышленность как «движущая сила», которая когда-то была у старейшин, исчезла на девятой стадии. Быть некомпетентным «из-за старения унижает» и делает старших «как несчастных маленьких детей преклонного возраста». [52]

«Спутанность идентичности против идентичности: верность»
На девятой стадии старейшины испытывают замешательство по поводу своей «экзистенциальной идентичности» и «настоящую неуверенность в отношении статуса и роли». [53]

«Изоляция против близости: любовь»
На девятой стадии «годы близости и любви» часто сменяются «изоляцией и лишениями». Отношения «омрачаются новыми неспособностями и зависимостями». [54]

«Застой против генеративности: забота»
Генеративность на седьмой стадии «работы и семейных отношений», если она проходит удовлетворительно, является «прекрасным временем для жизни». В возрасте восьмидесяти и девяноста лет у человека меньше энергии для творчества и заботы. Таким образом, «вполне может возникнуть ощущение застоя». [55]

«Отчаяние и отвращение против честности: мудрость»
Честность предъявляет «серьезные требования к чувствам старших». Мудрость требует способностей, которых у старейшин девятой стадии «обычно нет». Восьмой этап включает ретроспективу, которая может вызвать «степень отвращения и отчаяния». На девятой стадии самоанализ заменяется вниманием к «потере способностей и распаду». [56]

Живя на девятой стадии, Джоан Эриксон выразила уверенность, что психосоциальный кризис девятой стадии можно встретить, как и на первой стадии, с «базовым доверием», которым «мы благословлены». [56]

Развитие постфрейдистской теории

[ редактировать ]

Эриксон был учеником Анны Фрейд . [57] дочь Зигмунда Фрейда , чья психоаналитическая теория и психосексуальные стадии способствовали созданию основной схемы восьми стадий, по крайней мере тех, которые касались детства. А именно, первые четыре этапа жизни Эриксона соответствуют оральной, анальной, фаллической и латентной фазам Фрейда соответственно. Кроме того, считается, что пятая стадия подросткового возраста параллельна генитальной стадии психосексуального развития:

Хотя первые три фазы связаны с фазами теории Фрейда, можно видеть, что они рассматриваются в совершенно разных направлениях. Акцент делается не столько на сексуальных способах и их последствиях, сколько на качествах эго, возникающих на каждой из стадий. Существует также попытка связать последовательность индивидуального развития с более широким контекстом общества. [31]

Эриксон видел динамику в работе на протяжении всей жизни, которая не прекращалась и в подростковом возрасте. Он также рассматривал жизненные этапы как цикл: конец одного поколения был началом следующего. В социальном контексте этапы жизни были линейными для человека, но циклическими для общественного развития: [33]

По мнению Фрейда, развитие в значительной степени завершается к подростковому возрасту. Напротив, один из учеников Фрейда, Эрик Эриксон (1902–1994), считал, что развитие продолжается на протяжении всей жизни. Эриксон взял основу, заложенную Фрейдом, и распространил ее на всю взрослую жизнь и в поздние годы жизни. [58]

Одна из основных критических замечаний в адрес теории психосоциального развития Эриксона заключается в том, что она в первую очередь описывает развитие европейских или американских мужчин. [59] Можно подвергнуть сомнению теорию Эриксона относительно того, следует ли рассматривать его стадии как последовательные и происходящие только в пределах предложенных им возрастных диапазонов. Ведутся споры о том, ищут ли люди идентичность только в подростковом возрасте или же должен пройти один этап, прежде чем смогут быть завершены другие этапы. [60] Однако Эриксон утверждает, что каждый из этих процессов в той или иной форме происходит на протяжении всей жизни, и подчеркивает эти «фазы» только потому, что именно в эти периоды конфликты становятся наиболее заметными. [61]

Большинство эмпирических исследований Эриксона связаны с его взглядами на подростковый возраст и попытками установить личность. Его теоретический подход был изучен и поддержан, особенно в отношении подросткового возраста, Джеймсом Э. Марсией . [62] В работе Марсии выделены различные формы идентичности, и есть некоторые эмпирические свидетельства того, что те люди, которые формируют наиболее последовательную самооценку в подростковом возрасте, являются теми, кто наиболее способен устанавливать интимные привязанности в раннем взрослом возрасте. Это подтверждает ту часть эриксоновской теории, которая предполагает, что лучше всего подготовлены к разрешению кризиса ранней взрослости те, кто наиболее успешно разрешил кризис подросткового возраста.

Эриксон объяснил развитие стадий наличием особых напряжений, которые могут присутствовать в любой момент жизни человека. Это вызывает еще одну критику теории психосоциального развития Эриксона: Эриксон не вдается в подробности того, что вызывает эти стадии развития или как они разрешаются. Мало информации говорится об опыте, в результате которого развивается человек на каждом этапе. Точно так же, как существуют туманные подробности о причинах возникновения каждой теории, не очерчивающие необходимые шаги по разрешению конфликта для перехода на следующую стадию. [4]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Томас, Роберт Макг. Младший (8 августа 1997 г.). «Джоан Эриксон умерла в 95 лет; сформировавшееся мнение о жизненных циклах» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 21 февраля 2023 г.
  2. ^ Эскалона, Сибилла (2 марта 1951 г.). «Детство и общество. Эрик Х. Эриксон. Нью-Йорк: Нортон, 1950. 397 стр. 4 доллара США». Наука (обзор). 113 (2931): 253. doi : 10.1126/science.113.2931.253.a . ISSN   0036-8075 .
  3. ^ Jump up to: а б Найт, Зельда Джиллиан (01 сентября 2017 г.). «Предлагаемая модель психодинамической психотерапии, связанная с восемью стадиями психосоциального развития Эрика Эриксона». Клиническая психология и психотерапия . 24 (5): 1047–1058. дои : 10.1002/cpp.2066 . ПМИД   28124459 .
  4. ^ Jump up to: а б с Сайед, Мойн; Маклин, Кейт К. (24 апреля 2017 г.). «Теория психосоциального развития Эриксона» . PsyArXiv . Центр открытой науки . дои : 10.31234/osf.io/zf35d .
  5. ^ Саттон, Джереми (23 апреля 2017 г.). «Объяснение стадий психосоциального развития Эрика Эриксона» . Препринты PsyArXiv .
  6. ^ Jump up to: а б Оренштейн, Габриэль А.; Льюис, Линдси (2021), «Стадии психосоциального развития Эриксона» , StatPearls , Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing, PMID   32310556 , получено 6 июля 2021 г.
  7. ^ Jump up to: а б Крэйн, Уильям (2011). Теории развития: концепции и приложения (6-е изд.). Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Pearson Education, Inc. ISBN  978-0-205-81046-8 .
  8. ^ Дюрден, Мэт Д.; Видмер, Марк А.; Танигучи, Стейси Т.; Маккой, Дж. Келли (2009). «Приключения в развитии идентичности: влияние приключенческого отдыха на развитие идентичности подростков» (PDF) . Идентичность: Международный журнал теории и исследований . 9 (4): 341–359. дои : 10.1080/15283480903422806 . eISSN   1532-706X . ISSN   1528-3488 . S2CID   54896679 . Архивировано из оригинала 9 августа 2017 г. п. 341: Результаты показали, что участники программы значительно развили идентичность по сравнению с группой сравнения. {{cite journal}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бори, Корнелис Джордж (2006). «Эрик Эриксон» . webspace.ship.edu . Шиппенсбургский университет Пенсильвании . Проверено 8 декабря 2020 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Макноу, Александр Стоун, изд. (2014). Обзор поведенческих наук MCAT . Нью-Йорк: Kaplan Publishing. п. 220. ИСБН  978-1-61865-485-4 .
  11. ^ Jump up to: а б с д Данкель, Кертис С.; Харбке, Колин (1 марта 2017 г.). «Обзор показателей стадий психосоциального развития по Эриксону: свидетельства общего фактора». Журнал развития взрослых . 24 (1): 58–76. дои : 10.1007/s10804-016-9247-4 . ISSN   1068-0667 . S2CID   152099460 .
  12. ^ Человеческое развитие: психологический, биологический и социологический подход к продолжительности жизни : «Инициатива III 3-6 (Возраст игры) против семейной цели, основанной на чувстве вины».
  13. ^ Человеческое развитие: психологический, биологический и социологический подход к продолжительности жизни : «IV 7-10 (школьный возраст) Промышленность против неполноценного соседства, школьная компетентность».
  14. ^ Человеческое развитие: психологический, биологический и социологический подход к продолжительности жизни : «V 11–19 (подростковый возраст) Идентичность против путаницы в идентичности Верность моделей лидерства в группах сверстников».
  15. ^ Программы взаимодействия поколений: императивы, стратегии, воздействия, тенденции : «Во-первых, он рассматривает молодую взрослую жизнь (возраст 20–44 лет), которую он описывает как борьбу «близости против изоляции».
  16. ^ Программы межпоколенческих отношений: императивы, стратегии, воздействия, тенденции : «В среднем взрослом возрасте (45–64 года) возникает конфликт «генеративность против застоя».
  17. ^ Программы межпоколенческих отношений: императивы, стратегии, воздействия, тенденции : «Наконец, Эриксон переносит нас на восьмую стадию взрослой жизни, известную как «поздняя взрослая жизнь» (старше 65 лет), где развитие фокусируется на интеграции жизненного опыта, на принятии этого опыта как неизбежного. аспекты себя и принятие порядка в жизни и смерти».
  18. ^ Jump up to: а б Шарки, Венди (май 1997 г.). «Эрик Эриксон» . Маскингамский университет. Архивировано из оригинала 27 ноября 2012 г. Проверено 16 апреля 2012 г.
  19. ^ Бегус, Катарина; Глига, Теодора; Саутгейт, Виктория (07 октября 2014 г.). «Младенцы учатся тому, чему хотят научиться: реакция на указание младенца ведет к более качественному обучению» . ПЛОС Один . 9 (10): е108817. Бибкод : 2014PLoSO...9j8817B . дои : 10.1371/journal.pone.0108817 . ISSN   1932-6203 . ПМК   4188542 . ПМИД   25290444 .
  20. ^ Jump up to: а б с Би, Хелен; Бойд, Дениз (март 2009 г.). Развивающийся ребенок (12-е изд.). Бостон, Массачусетс: Пирсон. ISBN  978-0-205-68593-6 .
  21. ^ Jump up to: а б Маклеод, Сол (25 января 2024 г.) [03 ноября 2022 г.]. «Этапы психосоциального развития Эрика Эриксона» . www.simplypsychology.org . Проверено 17 марта 2021 г.
  22. ^ Jump up to: а б с Лоуренс, Эмили (27 февраля 2023 г.). «Этапы психосоциального развития Эрика Эриксона» . Здоровье Форбс .
  23. ^ Материалы колледжа Аксиа (2010)
  24. ^ Персонал «Родительство сегодня». «Этапы социально-эмоционального развития Эрика Эриксона» . childdevelopmentinfo.com . Институт развития ребенка . Проверено 15 апреля 2024 г.
  25. ^ Jump up to: а б Аллен, Эйлин; Мароц, Линн (2003). Профили развития от рождения до двенадцати лет (4-е изд.). Олбани, Нью-Йорк: Обучение Томсона Делмара. ISBN  978-0-7668-3765-2 .
  26. ^ Jump up to: а б Эриксон и Эриксон 1998 .
  27. ^ «Социализация подростков» . www.coursesidekick.com . Проверено 15 апреля 2024 г.
  28. ^ Jump up to: а б с д Гросс, Фрэнсис Л. (1987). Знакомство с Эриком Эриксоном: приглашение к его мышлению . Лэнхэм, доктор медицины: Университетское издательство Америки. п. 47 . ISBN  0-8191-5788-0 .
  29. ^ Эриксон, Эрик Х. (осень 1970 г.). «Автобиографические заметки о кризисе идентичности». Дедал . 99 (4): 730–759. ISSN   0011-5266 . JSTOR   20023973 . ПМИД   11609638 .
  30. ^ Райт-младший, Дж. Юджин (1982). Эриксон: идентичность и религия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Сибери Пресс. п. 73 . ISBN  978-0-8164-2362-0 .
  31. ^ Jump up to: а б с д Стивенс, Ричард (1983). Эрик Эриксон: Введение . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина. стр. 48–50 . ISBN  978-0-312-25812-2 .
  32. ^ Эриксон, Эрик Х. (1970). «Размышления о инакомыслии современной молодежи». Дедал . 99 (1): 154–176. ISSN   0011-5266 . JSTOR   20023939 .
  33. ^ Jump up to: а б с Эриксон, Эрик Х. (1993). Детство и общество . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton & Company. п. 242 . ISBN  978-0-393-31068-9 .
  34. ^ Кацергис, Мэри Энн; Адамс, Джеральд Р. (апрель 1980 г.). «Разрешение сцены Эриксона: взаимосвязь между идентичностью и близостью». Журнал молодежи и подросткового возраста . 9 (2): 117–126. дои : 10.1007/bf02087930 . ISSN   0047-2891 . ПМИД   24318015 . S2CID   28310188 .
  35. ^ Jump up to: а б с д и ж г Эриксон, Эрик Х. (1985). Детство и общество (изд., посвященное 35-летию). Нью-Йорк: WW Нортон. стр. 263–269. ISBN  0-393-30288-1 .
  36. ^ Слейтер, Чарльз Л. (2003), «Генеративность против застоя: разработка взрослой стадии человеческого развития по Эриксону», Journal of Adult Development , 10 (1): 53–65, doi : 10.1023/a:1020790820868 , S2CID   140501567
  37. ^ «Ранний и средний возраст» . www.collegesidekick.com . Проверено 15 апреля 2024 г.
  38. ^ «Психосоциальное развитие в позднем взрослом возрасте | Развитие продолжительности жизни» . www.coursehero.com . Проверено 7 декабря 2020 г.
  39. ^ Дарнли, Фред младший (апрель 1975 г.). «Приспособление к выходу на пенсию: честность или отчаяние». Семейный координатор . 24 (2): 217–226. дои : 10.2307/582287 . ISSN   0014-7214 . JSTOR   582287 . S2CID   142455683 .
  40. ^ Осборн, Джон В. (декабрь 2009 г.). «Комментарий к выходу на пенсию, идентичности и модели стадии развития Эриксона». Канадский журнал по проблемам старения / La Revue canadienne du vieillissement . 28 (4): 295–301. дои : 10.1017/s0714980809990237 . ISSN   0714-9808 . ПМИД   19925695 . S2CID   28678622 .
  41. ^ Висманн, Ульрих; Ханних, Ханс-Иоахим (2011). «Салютогенный анализ задач развития и целостности эго против отчаяния». Международный журнал старения и человеческого развития . 73 (4): 351–369. дои : 10.2190/ag.73.4.e . ISSN   0091-4150 . ПМИД   22474916 . S2CID   34076306 .
  42. ^ Ханна, Мо Тереза; Домино, Джордж; Фигередо, Эй Джей; Хендриксон, Рик (1996). «Прогнозирование целостности эго у пожилых людей». Образовательные и психологические измерения . 56 (6): 930–950. дои : 10.1177/0013164496056006002 . ISSN   0013-1644 . S2CID   143620162 .
  43. ^ Jump up to: а б Гудкейс, Эрик Т.; С любовью, Хизер А. (декабрь 2017 г.). «От отчаяния к честности: использование нарративной терапии для пожилых людей на последней стадии развития идентичности по Эриксону». Журнал клинической социальной работы . 45 (4): 354–363. дои : 10.1007/s10615-016-0601-6 . ISSN   0091-1674 . S2CID   151779539 .
  44. ^ Jump up to: а б Перри, Тэм Э.; Руджано, Николь; Штомпель, Наталья; Хассеворт, Люк (30 марта 2014 г.). «Применение мудрости Эриксона к практикам самоуправления пожилых людей: результаты двух полевых исследований» . Исследования старения . 37 (3): 253–274. дои : 10.1177/0164027514527974 . ПМЦ   4318792 . ПМИД   25651571 .
  45. ^ Фергюсон, Сью (декабрь 1995 г.). «Жизненно важное участие в старости Эрик Х. Эриксон, Джоан М. Эриксон и Хелен К. Кивник, Нью-Йорк: Нортон (1986), 352 стр., Мягкая обложка, 20,95 долларов». Изменение поведения (обзор). 12 (4): 247–248. дои : 10.1017/s0813483900004216 . ISSN   0813-4839 . S2CID   147549841 .
  46. ^ Эндрюс, Пол (1 сентября 1981 г.). «Задачи развития неизлечимо больных пациентов». Журнал религии и здоровья . 20 (3): 243–252. дои : 10.1007/BF01561185 . ISSN   1573-6571 . ПМИД   24311256 . S2CID   2270919 .
  47. ^ Эриксон и Эриксон 1998 , стр. 4, 105.
  48. ^ Джеймс Муни, «Эрик Эриксон» в книге Джо Л. Кинчело, Раймонда А. Хорна, редакторы, «Справочник по образованию и психологии Praeger», том 1 (Praeger, 2007), 78.
  49. ^ Эриксон и Эриксон 1998 , с. 106.
  50. ^ Эриксон и Эриксон 1998 , стр. 106–107.
  51. ^ Эриксон и Эриксон 1998 , стр. 107–108.
  52. ^ Эриксон и Эриксон 1998 , с. 109.
  53. ^ Эриксон и Эриксон 1998 , стр. 109–110.
  54. ^ Эриксон и Эриксон 1998 , стр. 110–111.
  55. ^ Эриксон и Эриксон 1998 , стр. 111–112.
  56. ^ Jump up to: а б Эриксон и Эриксон 1998 , стр. 112–113.
  57. ^ Райтсман, Лоуренс С. (1994). Развитие личности взрослого человека . Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications, Inc. 61 . ISBN  0-8039-4400-4 .
  58. ^ Кейл, Роберт В.; Кавано, Джон К. (2004). Человеческое развитие: взгляд на продолжительность жизни (3-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Томсон/Уодсворт . п. 16. ISBN  978-0-534-59751-1 .
  59. ^ Гиллиган, Кэрол (1982). Иными голосами: Психологическая теория и психологическое развитие женщины . Издательство Гарвардского университета.
  60. ^ Арнетт, Джеффри Дженсен (25 сентября 2014 г.). Начинающаяся взрослая жизнь: извилистая дорога от позднего подросткового возраста до двадцатых годов . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199929382.001.0001 . ISBN  978-0-19-992938-2 . ( требуется регистрация )
  61. ^ Эриксон, Эрик Х. (1956). «Проблема эго-идентичности» (PDF) . Журнал Американской психоаналитической ассоциации . 4 (1): 56–121. дои : 10.1177/000306515600400104 . ПМИД   13286157 . S2CID   10580628 . Проверено 28 января 2012 г.
  62. ^ Марсия, Джеймс Э. (1966). «Развитие и подтверждение статуса эго-идентичности» (PDF) . Журнал личности и социальной психологии . 3 (5): 551–558. дои : 10.1037/h0023281 . ПМИД   5939604 . S2CID   29342469 . Проверено 28 января 2012 г.

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Эриксон, Э. (1950). Детство и общество (1-е изд.). Нью-Йорк: Нортон.
  • Эриксон, Эрик Х. (1959). Идентичность и жизненный цикл . Нью-Йорк: Издательство международных университетов.
  • Эриксон, Эрик Х. (1968). Идентичность, молодость и кризис . Нью-Йорк: Нортон.
  • Эриксон, Эрик Х.; Эриксон, Джоан М. (1998) [1997]. Жизненный цикл завершен (Расширенная ред.). Нью-Йорк:   WW Norton & Company. ISBN  978-0-393-34743-2 .
  • Шихи, Гейл (1976). Отрывки: Предсказуемые кризисы взрослой жизни . Нью-Йорк: EP Даттон.
  • Стивенс, Ричард (1983). Эрик Эриксон: Введение . Нью-Йорк: Церковь Святого Мартина.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ef1f22acef19ac142908cf9b36a332fd__1720783620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/fd/ef1f22acef19ac142908cf9b36a332fd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Erikson's stages of psychosocial development - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)