Исламизация Ирана
Часть серии о |
Исламизация |
---|
![]() |
Исламизация Ирана — распространение ислама в бывшем Сасанидском Иране в результате мусульманского завоевания империи в 633–654 годах. Это был долгий процесс, в ходе которого ислам , первоначально отвергнутый, в конечном итоге распространился среди населения Иранского нагорья . Иранские народы сохранили определенные доисламские традиции, в том числе свой язык и культуру , и адаптировали их к исламским кодексам. Эти два обычая и традиции слились в «иранскую исламскую» идентичность. [ 1 ]
Исламизация Ирана должна была привести к глубоким преобразованиям в культурной, научной и политической структуре иранского общества: расцвет персидской литературы , философии , медицины и искусства стал основными элементами вновь формирующейся мусульманской цивилизации. Интегрируя наследие тысячелетней цивилизации и находясь на «перекрестке главных культурных магистралей», [ 2 ] способствовал тому, что Персия оказалась в авангарде того, что завершилось как « Золотой век ислама ».
Иранская культура после ислама
[ редактировать ]Политика Персии после исламского завоевания
[ редактировать ]После исламского завоевания империи Сасанидов , во время 90-летнего правления династии Омейядов , вплоть до времен Абд аль-Малика ибн Марвана , на диване доминировали мавали, и счета велись с использованием письменности Пехлеви . Спорный губернатор Омейядов Аль-Хаджадж ибн Юсуф заставил всех мавали, уехавших в города, чтобы избежать уплаты налога харадж , вернуться в свои земли. Он был расстроен использованием персидского языка в качестве придворного языка в восточной исламской империи и приказал заменить его на арабский. [ 3 ]
Есть ряд историков, которые рассматривают правление Омейядов как создание « зиммы » для увеличения налогов с зимми для финансовой выгоды арабской мусульманской общины и предотвращения обращения в веру. [ 4 ] Ислам во времена Омейядского халифата изначально ассоциировался с этнической идентичностью араба и требовал формального объединения с арабским племенем и принятия клиентского статуса мавали . [ 4 ] Губернаторы подали жалобы халифу, когда он принял законы, которые облегчили обращение, лишив провинции доходов. Среди известных зороастрийцев, принявших ислам, были Абдаллах ибн аль-Мукаффа , Фадл ибн Сахл и Наубахт Ахвази .
Политика исламизации
[ редактировать ]В последующий период Аббасидов получили избирательные права мавали , и в политической концепции произошел сдвиг от концепции преимущественно арабской империи к концепции мусульманской империи. [ 5 ] и в. В 930 г. было принято требование, согласно которому все бюрократы империи были мусульманами. [ 4 ] Оба периода также были отмечены значительными миграциями арабских племен с Аравийского полуострова на новые территории. [ 5 ]
До завоевания персы были в основном зороастрийцами . Историк Аль-Масуди , араб, родившийся в Багдаде, написавший обширный трактат по истории и географии примерно в 956 году, пишет, что после завоевания:
Зороастризм в то время продолжал существовать во многих частях Ирана. Не только в странах, которые сравнительно поздно перешли под власть мусульман (например, Табаристан), но и в тех регионах, которые рано стали провинциями мусульманской империи. Почти во всех иранских провинциях, по словам Аль-Масуди, можно было найти храмы огня – Маджусы, по его словам, почитают множество храмов огня в Ираке , Фарсе , Кирмане , Систане , Хорасане , Табаристане , Аль-Джибале, Азербайджане и Арране .
Это общее утверждение аль-Масуди полностью поддерживается средневековыми географами, которые упоминают храмы огня в большинстве иранских городов. [ 6 ]
Кроме того, ислам был с готовностью принят зороастрийцами , работавшими на промышленных и ремесленных должностях, поскольку, согласно зороастрийским догмам, такие занятия, связанные с осквернением огня, делали их нечистыми. [ 7 ] Более того, мусульманские миссионеры не столкнулись с трудностями в объяснении зороастрийцам исламских догматов, поскольку между конфессиями было много общего. По словам Томаса Уокера Арнольда , для перса он встретил Ахура Мазду и Аримана под именами Аллаха и Иблиса . [ 7 ] Иногда мусульманские лидеры в своих усилиях по привлечению новообращенных поощряли посещение мусульманских молитв обещаниями денег и разрешали Коран читать на персидском языке вместо арабского, чтобы он был понятен всем. [ 8 ] Позже Саманиды , чьи корни происходили из зороастрийской теократической знати, распространили суннитский ислам и исламо-персидскую культуру глубоко в сердце Центральной Азии. Первый полный перевод Корана на персидский язык произошел во время правления Саманидов в 9 веке.
«Кривая конверсии» Ричарда Буллиета и относительно небольшой уровень обращения неарабских подданных в арабоцентричный период Омейядов , составлявший 10%, в отличие от оценок для более политически мультикультурного периода Аббасидов , когда мусульманское население сократилось с ок. От 40% в середине 9 века до почти 80% к концу 11 века. [ 5 ]
Появление иранских мусульманских династий оказывает большое влияние на изменение религии, как Сейед Хосейн Наср . говорит [ 9 ] Эти династии переняли некоторые культурные ценности персидского языка и адаптировали их к исламу.
Шуубия и политика персидизации
[ редактировать ]Хотя персы приняли религию своих завоевателей, на протяжении веков они работали над защитой и возрождением своего самобытного языка и культуры – процесс, известный как персидизация . В этой попытке участвовали арабы и турки. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
В IX и X веках неарабские подданные Уммы создали движение под названием Шуубия в ответ на привилегированный статус арабов. Большинство тех, кто стоял за движением, были персами, но упоминания о египтянах и берберах . имеются [ 14 ] Ссылаясь на исламские представления о равенстве рас и наций, движение в первую очередь заботилось о сохранении персидской культуры и защите персидской идентичности, хотя и в мусульманском контексте. Это был ответ на растущую арабизацию ислама в предыдущие века. Наиболее заметным результатом этого движения стало сохранение персидского языка , языка персов, до наших дней.
Аббасиды . также провели сильную проиранскую кампанию против Омейядов, чтобы заручиться поддержкой персидского населения После их установления в качестве халифов такие праздники, как Навруз , например, были разрешены после десятилетий подавления со стороны правителей Омейядов. [ нужна ссылка ] . Аббасиды, в частности аль-Мамун , также активно пропагандировали персидский язык. Династия Саманидов , победившая Саффаридов и называвшая себя потомками сасанидского иранского воина Бахрама Чобина.
Однако после правления Омейядов и Аббасидов в Иране и его обществе, в частности, появились правящие династии, которые узаконили персидские языки и обычаи, одновременно поощряя ислам. Более того, между персидскими и арабскими лидерами существовало тесное взаимодействие, особенно во времена Саманидов , которые продвигали возрожденный персидский язык больше, чем Буиды и Саффариды , продолжая при этом покровительствовать арабскому языку . в значительной степени [ 15 ]
Династия Саманидов была первой полностью местной династией, правившей Ираном после мусульманского завоевания и возглавившей возрождение персидской культуры. Первый крупный персидский поэт после прихода ислама Рудаки родился в эту эпоху и получил высокую оценку со стороны саманидских царей. Саманиды также возродили многие древние персидские праздники. Их преемники, Газневиды , имевшие неиранское происхождение, также сыграли важную роль в возрождении персидского языка.
Шиитские правители Буидов придерживались аналогичной позиции в этом отношении. Они пытались возродить многие сасанидские обычаи и традиции. Они даже приняли древний персидский титул Шаханшах (Царь царей) для своих правителей.
После возвышения Сефевидов династии шиитский ислам двунадесятников стал официальной государственной религией , и его принятие было навязано большинству иранского населения.
Влияние Ирана на исламскую культуру и цивилизацию
[ редактировать ]По словам Бернарда Льюиса :
«Иран действительно был исламизирован, но не арабизирован. Персы остались персами. И после периода молчания Иран вновь стал отдельным, отличным и самобытным элементом внутри ислама, в конечном итоге добавив новый элемент даже к самому исламу. и что наиболее примечательно даже в религиозном плане, вклад Ирана в эту новую исламскую цивилизацию имеет огромное значение. Работы иранцев можно увидеть во всех областях культурной деятельности, включая арабскую поэзию, в которой поэты иранского происхождения сочиняют свои стихи на арабском языке. сделал В каком-то смысле иранский ислам является вторым пришествием самого ислама, новым исламом, который иногда называют Ислам-и Аджам . Именно этот персидский ислам, а не первоначальный арабский ислам, был принесен в новые области и страны. новые народы: туркам, сначала в Средней Азии, а затем на Ближнем Востоке в стране, которая стала называться Турцией, и, конечно, в Индии. Турки-османы принесли форму иранской цивилизации к стенам Вены». [ 1 ]
Персы имели большое влияние на своих завоевателей. Халифы переняли многие сасанидские административные практики, такие как чеканка монет, должность визиря или министра, а также диван — бюрократический аппарат для сбора налогов и выдачи государственных стипендий. Действительно, администраторами в основном стали сами персы. Хорошо известно, что халифы Аббасидов строили свою администрацию по образцу Сасанидов . [ 16 ] Халифы переняли придворную одежду и церемонии Сасанидов. С точки зрения архитектуры исламская архитектура во многом заимствована из персидской архитектуры. Архитектура Сасанидов оказала особое влияние на исламскую архитектуру .
Иранцы с самого начала проявляли интерес и искренние усилия в составлении изучения арабской этимологии , грамматики , синтаксиса , морфологии , фигур речи , правил красноречия и риторики . Арабский язык не рассматривался как чужеродный язык, а был языком ислама, и поэтому арабский язык был широко принят в качестве академического и религиозного языка и принят во многих частях Ирана. Именно ради Корана и ислама книги по философии , мистике , истории , медицине , математике и праву были написаны или переведены на этот язык .
Персы также внесли большой вклад в изучение арабского языка и литературу . влияние Академии Гундишапура Особого внимания заслуживает .
Новоперсидский язык, написанный арабским алфавитом с некоторыми изменениями, сформировался в конце девятого века в восточном Иране и процветал в Бухаре , столице персидской династии Саманидов .
Персидский язык, благодаря его сильной поддержке со стороны более поздних правителей Аббасидов, потворствующих этому языку, стал одним из универсальных исламских языков, наряду с арабским.
Наиболее важные ученые почти всех исламских сект и школ мысли были персами или жили в Иране, включая наиболее известных и надежных хадисов собирателей шиитов и суннитов, таких как шейх Садук , шейх Кулайни , имам Бухари , имам Муслим и Хаким ан-Нишабури , величайшие богословы шиитов и суннитов, такие как шейх Туси , имам Газали , имам Фахр ар-Рази и Аль-Замахшари , величайшие врачи , астрономы , логики , математики , метафизики , философы и ученые, такие как Аль-Фараби , Авиценна и Насир ад-Дин ат-Туси , величайший шейх суфизма, такой как Руми , и Абдул-Кадир Гилани .
В 1377 году социолог арабский Ибн Халдун повествует в своей «Мукаддиме» : [ 17 ]
«Примечательно, что, за немногими исключениями, большинство мусульманских учёных… в области интеллектуальных наук не были арабами, поэтому основателями грамматики были Сибавайх , а после него аль-Фарси и Аз-Заджадж. Все они были персидского происхождения, они изобрели правила (арабской) грамматики. Великие юристы были персами. Только персы занимались сохранением знаний и написанием систематических научных работ. Таким образом, это утверждение верно. слова пророка ( Мухаммеда ) становится очевидным: «Если бы обучение было приостановлено в самых высоких частях неба, персы достигли бы его». их... как это было со всеми поделками. ... Такая ситуация продолжалась в городах до тех пор, пока персы и персидские страны, Ирак, Хорасан и Трансоксиана (современная Средняя Азия), сохраняли свою оседлую культуру».
одного аббасидского халифа Приводятся даже слова :
«Персы правили тысячу лет и не нуждались в нас, арабах, ни на день. Мы правим ими одно или два столетия и не можем обойтись без них ни на час». [ 18 ]
Социальные отношения
[ редактировать ]Патрик Клоусон утверждает, что «иранцев раздражало правление Омейядов. Омейяды выросли из традиционной арабской аристократии. Они имели тенденцию вступать в брак с другими арабами, создавая этническое расслоение, дискриминирующее иранцев. Даже когда арабы переняли традиционную иранскую бюрократию, арабский трайбализм ставил иранцев в невыгодное положение». [ 19 ]
Арабские завоеватели, по мнению многих историков, образовали «правящую аристократию с особыми правами и привилегиями, которыми они категорически не предлагали делиться с мавали ». [ 20 ] Некоторые правители, такие как Хаджадж ибн Юсуф, даже доходили до того, что считали мавали «варварами», проводя жесткую политику, такую как клеймение, чтобы держать подданных под контролем. [ 21 ]
Случай Хаджаджа особенно примечателен, поскольку до нас дошло множество сообщений о его расовой политике и железной тактике управления провинциями. И все же многие скептики указывают на тот факт, что некоторые из этих отчетов были написаны авторами эпохи Аббасидов, которые, возможно, имели искаженное представление о своих предшественниках.
Однако Хаджадж был не единственным случаем жестокости по отношению к мавали. [ 22 ] Например , неиранский назначенец халифа в Исфахане отрезал головы любому из мавали, который не заплатил налоги. [ 23 ] и Ибн Асир в своем «Аль-Камиле» сообщает, что Саид ибн аль-Ас убил всех, кроме одного человека, в портовом городе Тамиса во время своего вторжения в Горган в 651 году.
Такие бурные условия в конечном итоге стали причиной возникновения движения Шуубия и роста персидских националистических тенденций в 9 веке с появлением Саманидов .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Иран в истории. Архивировано 29 апреля 2007 г. в Wayback Machine Бернардом Льюисом.
- ^ Кахеб К., Кембриджская история Ирана, племен, городов и социальной организации , том. 4, с305–328
- ^ Кембриджская история Ирана , Ричард Нельсон Фрай , Абдолхосейн Заринкуб и др. Раздел об арабском завоевании Ирана и. Том 4, 1975 год. Лондон. стр.46
- ^ Jump up to: а б с Фред Астрен стр.33–35
- ^ Jump up to: а б с Тобин 113–115
- ^ Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла 1913–1936 гг . Автор: М.Т. Хоутсма Страница 100
- ^ Jump up to: а б Проповедь ислама: история распространения мусульманской веры. Сэр Томас Уокер Арнольд , стр. 170–180.
- ^ Проповедь ислама: история распространения мусульманской веры. Сэр Томас Уокер Арнольд , стр. 125–258.
- ^ Наср, Хосейн; Ислам и тяжелое положение современного человека
- ^ Ричард Фрай, Наследие Персии, стр. 243.
- ^ Райханат аль-Адаб, (3-е изд.), Том. 1, с. 181.
- ^ Британская энциклопедия , «Сельджук» , онлайн-издание, ( ССЫЛКА )
- ^ Джамшидиан Тегерани, Джафар (2014). Шуубия: Движение за независимость в Иране . Джафар Джамшидиан Тегерани. ISBN 978-1500737306 . , стр.47
- ^ Эндервиц, С. «Шуубия». Энциклопедия ислама . Том. IX (1997), стр. 513–14.
- ^ История Ирана Элтона Л. Дэниела, стр. 74
- ^ Гамильтон Гибб . Исследования цивилизации ислама . Издательство Принстонского университета. 1982. ISBN 0-691-05354-5 стр. 66
- ^ Перевод Ф. Розенталя (III, стр. 311–15, 271–4 [арабский]; Р. Н. Фрай (стр. 91)
- ^ Бертольд Спулер. Мусульманский мир. Том. I Эпоха халифов . Лейден. Э. Дж. Брилл. 1960 год ISBN 0-685-23328-6 стр. 29
- ^ Патрик Клоусон . Вечный Иран . Пэлгрейв Макмиллан. 2005. ISBN 1-4039-6276-6 , стр. 17.
- ^ Клемент Дэниел Деннетт. Преобразование и подушный налог в раннем исламе . Издательство Гарвардского университета. Также переиздается под названием «Исламское налогообложение: два исследования». ISBN 0-405-05330-4 , 1973. с. 38
- ^ Веллхаузен, Дж. Арабское королевство и его падение . 2000 Нью-Йорк: Рутледж. Том. 7 в серии/наборе ISBN 0-415-20904-8 стр.153
- ^ Браун, Эдвард . Исламская медицина , 2002, с. 16, ISBN 81-87570-19-9
- ^ Кембриджская история Ирана , Ричард Нельсон Фрай , Абдолхосейн Заринкуб и др. Раздел об арабском завоевании Ирана и его последствиях. Том 4, 1975 год. Лондон. п. 42
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фольц, Ричард (2013). Религии Ирана: от предыстории до современности . Лондон: публикации Oneworld. ISBN 978-1-78074-308-0 .
- Ованнисян, Ричард (1998). Персидское присутствие в исламском мире . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Фрай, Ричард (1975). Золотой век Персии . Лондон: Вайденфельд и Николсон.
- Моттахеде, Рой П., «Спор о Шуубии и социальная история раннего исламского Ирана». Международный журнал ближневосточных исследований , Vol. 7, № 2 (апрель 1976 г.), стр. 161–182.
- Джамшидиан Тегерани, Джафар (2014). Шуубия: Движение за независимость в Иране . Джафар Джамшидиан Тегерани. ISBN 978-1500737306 .