Jump to content

Исламизация Ирана

(Перенаправлено из «Исламизация Персии »)

Исламизация Ирана — распространение ислама в бывшем Сасанидском Иране в результате мусульманского завоевания империи в 633–654 годах. Это был долгий процесс, в ходе которого ислам , первоначально отвергнутый, в конечном итоге распространился среди населения Иранского нагорья . Иранские народы сохранили определенные доисламские традиции, в том числе свой язык и культуру , и адаптировали их к исламским кодексам. Эти два обычая и традиции слились в «иранскую исламскую» идентичность. [ 1 ]

Исламизация Ирана должна была привести к глубоким преобразованиям в культурной, научной и политической структуре иранского общества: расцвет персидской литературы , философии , медицины и искусства стал основными элементами вновь формирующейся мусульманской цивилизации. Интегрируя наследие тысячелетней цивилизации и находясь на «перекрестке главных культурных магистралей», [ 2 ] способствовал тому, что Персия оказалась в авангарде того, что завершилось как « Золотой век ислама ».

Иранская культура после ислама

[ редактировать ]

Политика Персии после исламского завоевания

[ редактировать ]

После исламского завоевания империи Сасанидов , во время 90-летнего правления династии Омейядов , вплоть до времен Абд аль-Малика ибн Марвана , на диване доминировали мавали, и счета велись с использованием письменности Пехлеви . Спорный губернатор Омейядов Аль-Хаджадж ибн Юсуф заставил всех мавали, уехавших в города, чтобы избежать уплаты налога харадж , вернуться в свои земли. Он был расстроен использованием персидского языка в качестве придворного языка в восточной исламской империи и приказал заменить его на арабский. [ 3 ]

Есть ряд историков, которые рассматривают правление Омейядов как создание « зиммы » для увеличения налогов с зимми для финансовой выгоды арабской мусульманской общины и предотвращения обращения в веру. [ 4 ] Ислам во времена Омейядского халифата изначально ассоциировался с этнической идентичностью араба и требовал формального объединения с арабским племенем и принятия клиентского статуса мавали . [ 4 ] Губернаторы подали жалобы халифу, когда он принял законы, которые облегчили обращение, лишив провинции доходов. Среди известных зороастрийцев, принявших ислам, были Абдаллах ибн аль-Мукаффа , Фадл ибн Сахл и Наубахт Ахвази .

Политика исламизации

[ редактировать ]

В последующий период Аббасидов получили избирательные права мавали , и в политической концепции произошел сдвиг от концепции преимущественно арабской империи к концепции мусульманской империи. [ 5 ] и в. В 930 г. было принято требование, согласно которому все бюрократы империи были мусульманами. [ 4 ] Оба периода также были отмечены значительными миграциями арабских племен с Аравийского полуострова на новые территории. [ 5 ]


До завоевания персы были в основном зороастрийцами . Историк Аль-Масуди , араб, родившийся в Багдаде, написавший обширный трактат по истории и географии примерно в 956 году, пишет, что после завоевания:

Зороастризм в то время продолжал существовать во многих частях Ирана. Не только в странах, которые сравнительно поздно перешли под власть мусульман (например, Табаристан), но и в тех регионах, которые рано стали провинциями мусульманской империи. Почти во всех иранских провинциях, по словам Аль-Масуди, можно было найти храмы огня – Маджусы, по его словам, почитают множество храмов огня в Ираке , Фарсе , Кирмане , Систане , Хорасане , Табаристане , Аль-Джибале, Азербайджане и Арране .

Это общее утверждение аль-Масуди полностью поддерживается средневековыми географами, которые упоминают храмы огня в большинстве иранских городов. [ 6 ]

Кроме того, ислам был с готовностью принят зороастрийцами , работавшими на промышленных и ремесленных должностях, поскольку, согласно зороастрийским догмам, такие занятия, связанные с осквернением огня, делали их нечистыми. [ 7 ] Более того, мусульманские миссионеры не столкнулись с трудностями в объяснении зороастрийцам исламских догматов, поскольку между конфессиями было много общего. По словам Томаса Уокера Арнольда , для перса он встретил Ахура Мазду и Аримана под именами Аллаха и Иблиса . [ 7 ] Иногда мусульманские лидеры в своих усилиях по привлечению новообращенных поощряли посещение мусульманских молитв обещаниями денег и разрешали Коран читать на персидском языке вместо арабского, чтобы он был понятен всем. [ 8 ] Позже Саманиды , чьи корни происходили из зороастрийской теократической знати, распространили суннитский ислам и исламо-персидскую культуру глубоко в сердце Центральной Азии. Первый полный перевод Корана на персидский язык произошел во время правления Саманидов в 9 веке.

«Кривая конверсии» Ричарда Буллиета и относительно небольшой уровень обращения неарабских подданных в арабоцентричный период Омейядов , составлявший 10%, в отличие от оценок для более политически мультикультурного периода Аббасидов , когда мусульманское население сократилось с ок. От 40% в середине 9 века до почти 80% к концу 11 века. [ 5 ]

Появление иранских мусульманских династий оказывает большое влияние на изменение религии, как Сейед Хосейн Наср . говорит [ 9 ] Эти династии переняли некоторые культурные ценности персидского языка и адаптировали их к исламу.

Шуубия и политика персидизации

[ редактировать ]

Хотя персы приняли религию своих завоевателей, на протяжении веков они работали над защитой и возрождением своего самобытного языка и культуры – процесс, известный как персидизация . В этой попытке участвовали арабы и турки. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]

В IX и X веках неарабские подданные Уммы создали движение под названием Шуубия в ответ на привилегированный статус арабов. Большинство тех, кто стоял за движением, были персами, но упоминания о египтянах и берберах . имеются [ 14 ] Ссылаясь на исламские представления о равенстве рас и наций, движение в первую очередь заботилось о сохранении персидской культуры и защите персидской идентичности, хотя и в мусульманском контексте. Это был ответ на растущую арабизацию ислама в предыдущие века. Наиболее заметным результатом этого движения стало сохранение персидского языка , языка персов, до наших дней.

Аббасиды . также провели сильную проиранскую кампанию против Омейядов, чтобы заручиться поддержкой персидского населения После их установления в качестве халифов такие праздники, как Навруз , например, были разрешены после десятилетий подавления со стороны правителей Омейядов. [ нужна ссылка ] . Аббасиды, в частности аль-Мамун , также активно пропагандировали персидский язык. Династия Саманидов , победившая Саффаридов и называвшая себя потомками сасанидского иранского воина Бахрама Чобина.

Однако после правления Омейядов и Аббасидов в Иране и его обществе, в частности, появились правящие династии, которые узаконили персидские языки и обычаи, одновременно поощряя ислам. Более того, между персидскими и арабскими лидерами существовало тесное взаимодействие, особенно во времена Саманидов , которые продвигали возрожденный персидский язык больше, чем Буиды и Саффариды , продолжая при этом покровительствовать арабскому языку . в значительной степени [ 15 ]

Династия Саманидов была первой полностью местной династией, правившей Ираном после мусульманского завоевания и возглавившей возрождение персидской культуры. Первый крупный персидский поэт после прихода ислама Рудаки родился в эту эпоху и получил высокую оценку со стороны саманидских царей. Саманиды также возродили многие древние персидские праздники. Их преемники, Газневиды , имевшие неиранское происхождение, также сыграли важную роль в возрождении персидского языка.

Шиитские правители Буидов придерживались аналогичной позиции в этом отношении. Они пытались возродить многие сасанидские обычаи и традиции. Они даже приняли древний персидский титул Шаханшах (Царь царей) для своих правителей.

После возвышения Сефевидов династии шиитский ислам двунадесятников стал официальной государственной религией , и его принятие было навязано большинству иранского населения.

Влияние Ирана на исламскую культуру и цивилизацию

[ редактировать ]

По словам Бернарда Льюиса :

«Иран действительно был исламизирован, но не арабизирован. Персы остались персами. И после периода молчания Иран вновь стал отдельным, отличным и самобытным элементом внутри ислама, в конечном итоге добавив новый элемент даже к самому исламу. и что наиболее примечательно даже в религиозном плане, вклад Ирана в эту новую исламскую цивилизацию имеет огромное значение. Работы иранцев можно увидеть во всех областях культурной деятельности, включая арабскую поэзию, в которой поэты иранского происхождения сочиняют свои стихи на арабском языке. сделал В каком-то смысле иранский ислам является вторым пришествием самого ислама, новым исламом, который иногда называют Ислам-и Аджам . Именно этот персидский ислам, а не первоначальный арабский ислам, был принесен в новые области и страны. новые народы: туркам, сначала в Средней Азии, а затем на Ближнем Востоке в стране, которая стала называться Турцией, и, конечно, в Индии. Турки-османы принесли форму иранской цивилизации к стенам Вены». [ 1 ]

Персы имели большое влияние на своих завоевателей. Халифы переняли многие сасанидские административные практики, такие как чеканка монет, должность визиря или министра, а также диван — бюрократический аппарат для сбора налогов и выдачи государственных стипендий. Действительно, администраторами в основном стали сами персы. Хорошо известно, что халифы Аббасидов строили свою администрацию по образцу Сасанидов . [ 16 ] Халифы переняли придворную одежду и церемонии Сасанидов. С точки зрения архитектуры исламская архитектура во многом заимствована из персидской архитектуры. Архитектура Сасанидов оказала особое влияние на исламскую архитектуру .

Иранцы с самого начала проявляли интерес и искренние усилия в составлении изучения арабской этимологии , грамматики , синтаксиса , морфологии , фигур речи , правил красноречия и риторики . Арабский язык не рассматривался как чужеродный язык, а был языком ислама, и поэтому арабский язык был широко принят в качестве академического и религиозного языка и принят во многих частях Ирана. Именно ради Корана и ислама книги по философии , мистике , истории , медицине , математике и праву были написаны или переведены на этот язык .

Персы также внесли большой вклад в изучение арабского языка и литературу . влияние Академии Гундишапура Особого внимания заслуживает .

Иранское искусство ранней исламской эпохи: кувшин VII века из Персии . Литая чеканная и инкрустированная бронза. Нью-Йоркский Метрополитен-музей .

Новоперсидский язык, написанный арабским алфавитом с некоторыми изменениями, сформировался в конце девятого века в восточном Иране и процветал в Бухаре , столице персидской династии Саманидов .

Персидский язык, благодаря его сильной поддержке со стороны более поздних правителей Аббасидов, потворствующих этому языку, стал одним из универсальных исламских языков, наряду с арабским.

Наиболее важные ученые почти всех исламских сект и школ мысли были персами или жили в Иране, включая наиболее известных и надежных хадисов собирателей шиитов и суннитов, таких как шейх Садук , шейх Кулайни , имам Бухари , имам Муслим и Хаким ан-Нишабури , величайшие богословы шиитов и суннитов, такие как шейх Туси , имам Газали , имам Фахр ар-Рази и Аль-Замахшари , величайшие врачи , астрономы , логики , математики , метафизики , философы и ученые, такие как Аль-Фараби , Авиценна и Насир ад-Дин ат-Туси , величайший шейх суфизма, такой как Руми , и Абдул-Кадир Гилани .

В 1377 году социолог арабский Ибн Халдун повествует в своей «Мукаддиме» : [ 17 ]

«Примечательно, что, за немногими исключениями, большинство мусульманских учёных… в области интеллектуальных наук не были арабами, поэтому основателями грамматики были Сибавайх , а после него аль-Фарси и Аз-Заджадж. Все они были персидского происхождения, они изобрели правила (арабской) грамматики. Великие юристы были персами. Только персы занимались сохранением знаний и написанием систематических научных работ. Таким образом, это утверждение верно. слова пророка ( Мухаммеда ) становится очевидным: «Если бы обучение было приостановлено в самых высоких частях неба, персы достигли бы его». их... как это было со всеми поделками. ... Такая ситуация продолжалась в городах до тех пор, пока персы и персидские страны, Ирак, Хорасан и Трансоксиана (современная Средняя Азия), сохраняли свою оседлую культуру».

одного аббасидского халифа Приводятся даже слова :

«Персы правили тысячу лет и не нуждались в нас, арабах, ни на день. Мы правим ими одно или два столетия и не можем обойтись без них ни на час». [ 18 ]

Социальные отношения

[ редактировать ]

Патрик Клоусон утверждает, что «иранцев раздражало правление Омейядов. Омейяды выросли из традиционной арабской аристократии. Они имели тенденцию вступать в брак с другими арабами, создавая этническое расслоение, дискриминирующее иранцев. Даже когда арабы переняли традиционную иранскую бюрократию, арабский трайбализм ставил иранцев в невыгодное положение». [ 19 ]

Арабские завоеватели, по мнению многих историков, образовали «правящую аристократию с особыми правами и привилегиями, которыми они категорически не предлагали делиться с мавали ». [ 20 ] Некоторые правители, такие как Хаджадж ибн Юсуф, даже доходили до того, что считали мавали «варварами», проводя жесткую политику, такую ​​​​как клеймение, чтобы держать подданных под контролем. [ 21 ]

Случай Хаджаджа особенно примечателен, поскольку до нас дошло множество сообщений о его расовой политике и железной тактике управления провинциями. И все же многие скептики указывают на тот факт, что некоторые из этих отчетов были написаны авторами эпохи Аббасидов, которые, возможно, имели искаженное представление о своих предшественниках.

Однако Хаджадж был не единственным случаем жестокости по отношению к мавали. [ 22 ] Например , неиранский назначенец халифа в Исфахане отрезал головы любому из мавали, который не заплатил налоги. [ 23 ] и Ибн Асир в своем «Аль-Камиле» сообщает, что Саид ибн аль-Ас убил всех, кроме одного человека, в портовом городе Тамиса во время своего вторжения в Горган в 651 году.

Такие бурные условия в конечном итоге стали причиной возникновения движения Шуубия и роста персидских националистических тенденций в 9 веке с появлением Саманидов .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Иран в истории. Архивировано 29 апреля 2007 г. в Wayback Machine Бернардом Льюисом.
  2. ^ Кахеб К., Кембриджская история Ирана, племен, городов и социальной организации , том. 4, с305–328
  3. ^ Кембриджская история Ирана , Ричард Нельсон Фрай , Абдолхосейн Заринкуб и др. Раздел об арабском завоевании Ирана и. Том 4, 1975 год. Лондон. стр.46
  4. ^ Jump up to: а б с Фред Астрен стр.33–35
  5. ^ Jump up to: а б с Тобин 113–115
  6. ^ Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла 1913–1936 гг . Автор: М.Т. Хоутсма Страница 100
  7. ^ Jump up to: а б Проповедь ислама: история распространения мусульманской веры. Сэр Томас Уокер Арнольд , стр. 170–180.
  8. ^ Проповедь ислама: история распространения мусульманской веры. Сэр Томас Уокер Арнольд , стр. 125–258.
  9. ^ Наср, Хосейн; Ислам и тяжелое положение современного человека
  10. ^ Ричард Фрай, Наследие Персии, стр. 243.
  11. ^ Райханат аль-Адаб, (3-е изд.), Том. 1, с. 181.
  12. ^ Британская энциклопедия , «Сельджук» , онлайн-издание, ( ССЫЛКА )
  13. ^ Джамшидиан Тегерани, Джафар (2014). Шуубия: Движение за независимость в Иране . Джафар Джамшидиан Тегерани. ISBN  978-1500737306 . , стр.47
  14. ^ Эндервиц, С. «Шуубия». Энциклопедия ислама . Том. IX (1997), стр. 513–14.
  15. ^ История Ирана Элтона Л. Дэниела, стр. 74
  16. ^ Гамильтон Гибб . Исследования цивилизации ислама . Издательство Принстонского университета. 1982. ISBN   0-691-05354-5 стр. 66
  17. ^ Перевод Ф. Розенталя (III, стр. 311–15, 271–4 [арабский]; Р. Н. Фрай (стр. 91)
  18. ^ Бертольд Спулер. Мусульманский мир. Том. I Эпоха халифов . Лейден. Э. Дж. Брилл. 1960 год ISBN   0-685-23328-6 стр. 29
  19. ^ Патрик Клоусон . Вечный Иран . Пэлгрейв Макмиллан. 2005. ISBN   1-4039-6276-6 , стр. 17.
  20. ^ Клемент Дэниел Деннетт. Преобразование и подушный налог в раннем исламе . Издательство Гарвардского университета. Также переиздается под названием «Исламское налогообложение: два исследования». ISBN   0-405-05330-4 , 1973. с. 38
  21. ^ Веллхаузен, Дж. Арабское королевство и его падение . 2000 Нью-Йорк: Рутледж. Том. 7 в серии/наборе ISBN   0-415-20904-8 стр.153
  22. ^ Браун, Эдвард . Исламская медицина , 2002, с. 16, ISBN   81-87570-19-9
  23. ^ Кембриджская история Ирана , Ричард Нельсон Фрай , Абдолхосейн Заринкуб и др. Раздел об арабском завоевании Ирана и его последствиях. Том 4, 1975 год. Лондон. п. 42

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фольц, Ричард (2013). Религии Ирана: от предыстории до современности . Лондон: публикации Oneworld. ISBN  978-1-78074-308-0 .
  • Ованнисян, Ричард (1998). Персидское присутствие в исламском мире . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Фрай, Ричард (1975). Золотой век Персии . Лондон: Вайденфельд и Николсон.
  • Моттахеде, Рой П., «Спор о Шуубии и социальная история раннего исламского Ирана». Международный журнал ближневосточных исследований , Vol. 7, № 2 (апрель 1976 г.), стр. 161–182.
  • Джамшидиан Тегерани, Джафар (2014). Шуубия: Движение за независимость в Иране . Джафар Джамшидиан Тегерани. ISBN  978-1500737306 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f0d9bcbec3705161ad90765f3465267c__1725317940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/7c/f0d9bcbec3705161ad90765f3465267c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Islamization of Iran - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)