Антииранские настроения
Часть серии о |
Дискриминация |
---|
![]() |
Антииранские настроения или иранофобия , также называемые антиперсидскими настроениями или персофобией , [ 1 ] относится к чувствам и проявлениям враждебности, ненависти, дискриминации или предубеждений по отношению к иранскому народу на основе иррационального пренебрежения к его национальной и культурной принадлежности . Противоположное явление, при котором человек испытывает заметное чувство любви или интереса к иранскому народу по тем же причинам, известно как иранофилия или персофилия .
Исторически дискриминация и предрассудки в отношении иранцев (и в частности персов ) были постоянной темой в арабском мире , особенно после арабского завоевания Ирана в VII веке.
В арабском мире
[ редактировать ]Ранние мусульманские завоевания
[ редактировать ]оскорбление "Аджам"
[ редактировать ]Слово « аджам » происходит от корня «-JM» и означает «неясный, расплывчатый и/или непонятный», в отличие от «араби», что означает «ясный, понятный; с прекрасным арабским языком». [ 2 ] «Аджам» стал означать «тот, кто бормочет» или «испытывает трудности с речью». [ 3 ] похоже на славянский этноним и использование ими слова «немые» для обозначения немцев . Его стали «особенно применять к персам», и различие между этими двумя терминами можно обнаружить уже в до- и ранней исламской литературе («Аджам Темтеми»). [ 4 ] [ 5 ] «В целом, аджам был уничижительным термином, который использовался арабами из-за их надуманного социального и политического превосходства в раннем исламе», - резюмировал Клиффорд Босворт . [ 4 ] Хотя арабские словари утверждают, что слово «аджами» используется для всех неарабов , в основном это обозначение использовалось для персов. [ 6 ]
Оскорбления на основе зороастризма
[ редактировать ]Многие арабы -сунниты -фундаменталисты оскорбляют персов, называя их «огнепоклонниками» и «маджус». Маджус или маджуси (ماجوس) — арабский термин, обозначающий волхвов в зороастризме .
Омейядский период
[ редактировать ]Патрик Клоусон заявляет: «Иранцев раздражало правление Омейядов . Омейяды выросли из традиционной арабской аристократии. Они имели тенденцию вступать в брак с другими арабами, создавая этническое расслоение, дискриминирующее иранцев. Даже когда арабы переняли традиционную иранскую бюрократию, арабский трайбализм ставил иранцев в невыгодное положение». [ 7 ]
Многие арабские мусульмане считали, что иранские новообращенные не должны одеваться как арабы, и многие другие формы существовавшей дискриминации. [ 8 ] [ 9 ] Говорят, что Муавия I отправил письмо, адресованное Зияду ибн Абиху, тогдашнему губернатору Ирака, и написал: [ 10 ]
И следите за мавали (не арабами) и теми аджамами, которые приняли ислам, и выбирайте стиль Умара ибн Хаттаба в обращении с ними, потому что в этом для них есть унижение и деградация. И пусть арабы женятся на своих женщинах, но их женщины не должны выходить замуж за арабов. Пусть арабы будут их наследниками, но они не должны быть наследниками арабов. Уменьшите их пропитание и льготы, заставьте их идти впереди в войнах, позвольте им поддерживать дороги, рубить деревья и не позволяйте им быть арабскими имамами в коллективных молитвах и не позволяйте никому из них быть в первом ряду молитвы. когда присутствует араб, если только ряд не завершен арабом. Не назначайте никого из них губернатором на границе мусульман и не назначайте никого губернатором ни в одном городе. Никто из них не должен быть правителем, определяющим правила и решения для мусульман, потому что это был стиль и привычка Умара. Пусть Аллах из Уммы Мухаммада (САВ) и особенно из Бани-Умайи вознаградит его, вознаградит его великой наградой.
— Муавия
Жестокое обращение с иранцами и другими неарабами в ранний период ислама хорошо задокументировано. При Омейядах многие маула (мусульмане неарабского происхождения), нанятые покровителем, пользовались выгодными положениями наравне с арабскими мусульманами, но, как правило, они становились жертвами культурных предубеждений и даже иногда считались находящимися на равных с рабами. Согласно источникам того времени, жестокое обращение с маулами было общим правилом. Им было отказано в каких-либо должностях в правительстве при правлении Омейядов. [ 11 ]
Сообщается, что арабы-омейиды даже запретили мавали иметь куньи , поскольку араб считался достойным только куньи . [ 12 ] От них требовали платить налоги за то, что они не были арабами:
В первые века ислама, когда исламская империя на самом деле была арабским королевством, иранцы, жители Центральной Азии и другие неарабские народы, которые обращались в ислам во все большем количестве как мавали или «клиенты» арабского лорда или клана, имели практика приобрела более низкий социально-экономический и расовый статус по сравнению с арабскими мусульманами, хотя сами мавали жили лучше, чем немусульманские подданные империи, Ахль ад-Зимма («люди завет»). Савали, например, платили специальные налоги, часто похожие на джизью (подушный налог) и харадж (земельный налог), взимаемые с зороастрийцев и других немусульманских подданных, налогов, которые никогда не платились арабскими мусульманами.
— Фархад Дафтари , [ 13 ]
Ссылки в персидской литературе
[ редактировать ]Заринкуб представляет продолжительную дискуссию о большом потоке и влиянии победивших арабов на литературу, язык, культуру и общество Персии в течение двух столетий после исламского завоевания Персии в своей книге «Два столетия молчания» . [ 14 ]
Подавление иранских языков
[ редактировать ]После исламского завоевания империи Сасанидов , во время правления династии Омейядов , арабские завоеватели сделали арабский язык основным языком подчиненных народов по всей своей империи. Недовольный преобладанием иранских языков на диване , Хаджадж ибн Юсуф приказал заменить официальный язык завоеванных земель арабским, иногда насильственно. [ 15 ] По мнению Бируни
Когда Кутайба бин Муслим под командованием Аль-Хаджаджа бин Юсефа был отправлен в Хорезмию с военной экспедицией и завоевал ее во второй раз, он быстро убил всех, кто писал на родном хорезмийском языке и знал хорезмийскую историю, науку и культуру. Затем он убил всех их зороастрийских священников, сжег и растратил их книги, пока постепенно не остались только неграмотные, которые ничего не знали о письме, и, следовательно, их история была по большей части забыта.
— Бируни Из «Оставшихся знаков прошлых веков» , [ 16 ]
Трудно представить, чтобы арабы не проводили антиперсидскую политику в свете подобных событий, пишет Заринкуб в своей знаменитой книге « Два столетия молчания» . [ 17 ] где он пишет исключительно на эту тему. Сообщения о пытках носителей персидского языка также приводятся в «Аль-Агани». [ 18 ]
После обращения Сефевидов Ирана в шиитский ислам
[ редактировать ]Преимущественно шиитский исламский Иран всегда проявлял симпатию к Али (двоюродному брату и зятю Мухаммеда ) и его потомкам. [ нужна ссылка ] Даже когда Персия была преимущественно суннитской, это все еще было очевидно, как можно видеть из письменных источников, сохранившихся с той эпохи. Руми , например, хвалит Али в разделе «Учитесь у Али». В нем излагаются объяснения Али, почему он отказался убить человека, который плюнул ему в лицо, когда Али побеждал его в бою. Персидская литература, восхваляющая потомков Али, весьма распространена и многочисленна. [ 19 ] Все это проистекает из многочисленных традиций, согласно которым Али отдает предпочтение персам наравне с арабами.
Несколько ранних шиитских источников говорят о споре, возникшем между арабом и иранской женщиной. Передав дело Али на арбитраж, Али, как сообщается, не допустил какой-либо дискриминации между ними. Таким образом, его решение вызвало протест арабской женщины. На это Али ответил: «В Коране я не нашел, что потомство Исмаила (арабов) превосходит иранцев». [ 20 ] [ 21 ]
Согласно другой такой традиции, Али однажды читал проповедь в городе Куфа , когда Аш'ас ибн Кайс , командующий арабской армией, возразил: «Амир-аль-Моменин! Эти иранцы превосходят арабов прямо на глазах у вашего глаза, и ты ничего с этим не делаешь!» Затем он проревел: «Я покажу им, кто такие арабы!» Али тут же парировал: «Пока толстые арабы отдыхают в мягких кроватях, иранцы в самые жаркие дни усердно трудятся, чтобы угодить Богу своими усилиями. А чего эти арабы хотят от меня? Изгнать иранцев и стать угнетателем! Клянусь «Бог, который расщепляет ядро и создаёт человека», — услышал я однажды слова пророка, — точно так же, как вы ударяете иранцев своими мечами во имя ислама, так и иранцы однажды нанесут вам ответный удар тем же способом за ислам». [ 22 ] [ 21 ]
Когда сасанидский город Анбар пал перед войсками Муавии, до Али дошли новости о том, что город был разграблен и разграблен, пролилось много невинной крови. [ 21 ] Ранние шиитские источники сообщают, что Али собрал в мечеть всех жителей Куфы и произнес пламенную проповедь. Описав резню, он сказал: «Если кто-то, услышав эту новость, упадет в обморок и умрет от горя, я полностью это одобряю!» [ 23 ] [ 21 ] По словам Касраи, именно отсюда Али, как говорят, больше симпатизировал иранцам, в то время как автор С. Нуреддин Абтахи утверждает, что Умар сильно возмущался ими. [ 24 ] [ 21 ]
Современная эпоха
[ редактировать ]Ирак
[ редактировать ]Именно в Багдаде первые арабские националисты , в основном палестинского и сирийского происхождения, сформировали основу своей общей философии. Видными среди них были такие личности, как Мохаммад Амин аль-Хусайни ( муфтий Иерусалима ) и сирийские националисты, такие как Шукри аль-Куватли и Джамиль Мардам . Сати аль-Хусри , который работал советником Министерства образования , а затем генеральным директором по образованию и деканом юридического колледжа, сыграл особую роль в формировании иракской системы образования. Другими видными панарабистами были Мишель Афлак и Хайралла Талфа , а также Сати аль-Хусри, Салах ад-Дин аль-Битар , Заки аль-Арсузи и Сами Швкат (брат Наджи Шавката ). Эти люди сформировали ядро и генезис истинного панарабизма.
Кампании Сати аль-Хусри против школ, подозреваемых в положительном отношении к Персии, хорошо задокументированы. [ 25 ] Один драматический пример можно найти в 1920-х годах, когда министерство образования Ирака приказало Хусри назначить Мухаммеда аль-Джавахири учителем в багдадской школе. Показательен краткий отрывок из интервью Хусри с учителем: [ 26 ]
- «Хусри: Во-первых, я хочу знать твою национальность.
- Джавахири: Я иранец.
- Хусри: В таком случае мы не сможем вас назначить».
Саддам Хусейн выдворил десятки тысяч людей персидского происхождения из Ирака в 1970-х годах после того, как его обвинили в шпионаже в пользу Ирана и Израиля . [ 27 ] [ 28 ] Сегодня многие из них живут в Иране. [ 29 ] [ 30 ]
Ирано-иракская война
[ редактировать ]В начале своей карьеры Саддам Хусейн и панарабские идеологи преследовали арабов юго-западного Ирана, пытаясь заставить их отделиться и присоединиться к «арабской нации». [ 31 ] Хусейн не приложил никаких усилий, чтобы скрыть арабский национализм в своей войне против Ирана (которую он назвал «второй битвой при аль-Кадисии»). [ 31 ] Интенсивная пропагандистская кампания во время его правления привела к тому, что многих школьников учили, что Иран спровоцировал Ирак на вторжение и что вторжение было полностью оправдано. [ 32 ]
«Желтая революция», «желтый ветер», «желтая буря» были использованы Саддамом Хусейном в качестве оскорбления в адрес Ирана из-за разграбления Хулагу Багдада в 1258 году во время монгольских войн, а термины «персы» и «эламиты» также использовались Саддам как оскорбление. [ 33 ]
2 апреля 1980 года, за полгода до начала войны, Саддам Хусейн посетил университет Аль-Мустансирия в Багдаде. в VII веке Проводя параллели с поражением Персии в битве при аль-Кадисии , он объявил:
- «От вашего имени, братья, и от имени иракцев и арабов повсюду мы говорим тем [персидским] трусам, которые пытаются отомстить за Аль-Кадисию, что дух Аль-Кадисии, а также кровь и честь народа Аль-Кадисии - Кадисия, которые несли послание на своих наконечниках, превосходят их попытки». [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]
Саддам также обвинил иранцев в «убийстве второго (Умара), третьего ( Усмана ) и четвертого (Али) халифов ислама», вторжении на три острова Абу-Муса , Большой и Малый Томбс в Персидском заливе и попытке уничтожить арабский язык. и цивилизация. [ 37 ]
В войне Ирак широко использовал химическое оружие (например, горчичный газ ) против иранских войск и гражданского населения , а также иракских курдов . Иран ожидал осуждения этого акта со стороны ООН и направил обвинение в ООН. В свое время (-1985 г.) Совет Безопасности ООН выступил с заявлениями о том, что «в войне применялось химическое оружие». Однако в этих заявлениях ООН Ирак не упоминался по имени, поэтому ситуация рассматривается как «в некотором смысле международное сообщество хранило молчание, поскольку Ирак использовал оружие массового поражения против иранских, а также иракских курдов», и считается, что что Соединенные Штаты помешали ООН осудить Ирак. [ 38 ]
В декабре 2006 года Хусейн заявил, что он «с честью» возьмет на себя ответственность за любые нападения на Иран с использованием обычного или химического оружия во время войны 1980–1988 годов, но он не согласился с обвинениями в том, что он отдал приказ о нападениях на иракцев. [ 39 ] [ 40 ]
В день казни Хусейн сказал: «Я провел всю свою жизнь, сражаясь с неверными и захватчиками, [...] я уничтожил захватчиков и персов». Он также подчеркнул, что иракцам следует воевать с американцами и персами. [ 41 ] Моваффак аль-Рубиа, советник по национальной безопасности Ирака, который был свидетелем казни Хусейна, описал его как неоднократно выкрикивавшего «долой персов ». [ 42 ] Хусейн построил антииранский памятник под названием « Руки победы» в Багдаде в 1989 году в ознаменование своей победы над Ираном в ирано-иракской войне (хотя война обычно считается тупиковой). После его падения стало известно, что новое правительство Ирака организовало Комитет по удалению символов эпохи Саддама и что памятник «Руки Победы» начал демонтироваться. Однако позже снос был остановлен. [ 43 ]
Иракские протесты 2019 г.
[ редактировать ]С 2019 года антииранские волнения в Ираке резко возросли, поскольку Иран обвиняли в сектантстве и политическом вмешательстве. Это перешло и в футбол во время квалификации чемпионата мира по футболу 2022 года , когда Иран и Ирак разделили каждую победу после двух игр. [ 44 ]
После свержения Саддама Хусейна эти две шиитские страны установили тесные отношения. [ 45 ]
Объединенные Арабские Эмираты
[ редактировать ]Спор о названии Персидского залива
[ редактировать ]Название Персидского залива оспаривается некоторыми арабскими странами с 1960-х годов. [ 46 ] в связи с возникновением панарабизма и арабского национализма , что привело к изобретению топонима «Арабский залив» ( араб . الخليج العربي ) (используется в некоторых арабских странах), [ 47 ] [ 48 ] «Залив» и другие альтернативы, такие как «Басрский залив», как он был известен во время османского владычества в регионе. [ 49 ]
Саудовская Аравия
[ редактировать ]Журнал «Аль-Салафи» , цитируемый «Таймс» , утверждает: « Иран стал более опасным, чем сам Израиль . Иранская революция пришла, чтобы возобновить персидское присутствие в регионе. Это настоящее столкновение цивилизаций». [ 50 ]
В ответ на обвинения верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи в том, что власти Саудовской Аравии несут ответственность за убийство мусульман, пострадавших во время давки в Мине в 2015 году , Абдул-Азиз ибн Абдулла Аль аш-Шейх , Великий муфтий Саудовской Аравии, заявил в 2016 году, что иранские лидеры потомки зороастрийцев и «не мусульмане». [ 51 ]
Бахрейн
[ редактировать ]Со времен Исламской революции Бахрейн и Иран всегда были напряженными. В 1981 году бахрейнские шиитские фундаменталисты организовали попытку государственного переворота под эгидой подставной организации, Исламского фронта освобождения Бахрейна, в надежде поставить на пост иранского священнослужителя, который будет управлять Бахрейном. [ 52 ] С тех пор между двумя странами не сложились прочные отношения. Поддержка Ираном протестов в Бахрейне в марте 2011 года усилила напряженность между Бахрейном и Ираном, при этом Бахрейн обвинил Иран в финансировании протестов с целью дестабилизации острова. [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] В конце концов, Бахрейн разорвал отношения с Ираном в 2016 году после нападения в 2016 году на дипломатические миссии Саудовской Аравии в Иране и иранской угрозы Бахрейну. [ 56 ] [ 57 ]
Во время квалификации чемпионата мира 2002 года между Бахрейном и Ираном Бахрейн обыграл Иран со счетом 3–1, таким образом, Иран потерял шанс напрямую пройти квалификацию на чемпионат мира, чтобы соперничать с Саудовской Аравией. Бахрейнцы размахивали флагом Саудовской Аравии, чтобы продемонстрировать свою солидарность с саудовцами и антииранские настроения. [ 58 ] То же самое произошло 20 лет спустя , когда бахрейнцы насвистывали национальный гимн Ирана и высмеивали иранскую команду. Матч также завершился победой Бахрейна. [ 59 ]
Кувейт
[ редактировать ]Кувейтцы иранского происхождения (Аджам) подвергаются дискриминации и кампаниям ксенофобской ненависти. антисохранительная По мнению Абдулмухсена Дашти , позиция кувейтского правительства по отношению к кувейтскому персидскому языку в конечном итоге приведет к исчезновению языка в кувейтском обществе. [ 60 ] Правительство Кувейта пытается лишить легитимности использование языка в как можно большем количестве областей. [ 60 ]
Персидский язык считается серьезной угрозой для доминирующего арабского суннитского населения. Кувейтский телесериал «Каримо» попытался решить кризис идентичности кувейтцев иранского происхождения. [ 61 ] В шоу были показаны кувейтские актеры, свободно говорящие по-персидски; [ 61 ] что привело к некоторым расистским высказываниям против сообщества Аджам. [ 62 ] Телеканал «Альраи» рекламировал шоу на фарси и арабском языке. [ 61 ]
По оценкам, в 2009 году 89% кувейтских аджамов в возрасте 40–70 лет свободно говорили на персидском языке как на родном; тогда как только 28% кувейтских аджамов в возрасте от 12 до 22 лет говорили по-персидски. [ 63 ] Культурная, политическая и экономическая маргинализация создает для кувейтского аджама сильный стимул отказаться от своего языка в пользу арабского языка, который широко воспринимается как более престижный язык. Это происходит потому, что кувейтские семьи Аджам хотят достичь более высокого социального статуса, имеют больше шансов получить работу и/или признание в определенной социальной сети, поэтому они перенимают культурные и языковые особенности социально доминирующих групп с достаточным дисбалансом сил для культурной интеграции их . с помощью различных средств внутригруппового и внешнего принуждения. Сообщается, что поколение кувейтских аджамов, родившихся в период с 1983 по 1993 год, минимально владеет своим языком, в отличие от старших поколений кувейтских аджамов. [ 63 ] [ 64 ] С 1980-х и 1990-х годов многие кувейтские родители Аджама сообщали о нежелании передавать персидский язык своим детям, поскольку это будет препятствовать их интеграции в доминирующую культуру . [ 63 ] Аджамы чувствуют давление, требующее отказаться от связей, которые могут быть истолкованы как свидетельство принадлежности к Ирану, поскольку персидский язык является синонимом иранского, а персидский язык на самом деле называется иранским на кувейтском арабском языке. [ 64 ] В нескольких интервью, проведенных аспирантом Батулом Хасаном, молодежь Аджама не решается использовать или изучать персидский язык из-за стигматизации и предрассудков в Кувейте. [ 64 ] [ 63 ]
В 2012 году депутат Мухаммад Хасан аль-Кандари призвал к «решительному судебному иску» против рекламы обучения персидскому языку в Румайтии . [ 65 ]
ЮНЕСКО признала кувейтский персидский язык исчезающим языком . [ 66 ] Упадок кувейтского персидского языка является отражением вынужденной однородности национальной идентичности Кувейта и маргинализации этнического, языкового и культурного разнообразия среди граждан Кувейта. [ 67 ] [ 68 ] В отличие от Бахрейна и Дубая, где жители Аджама до сих пор говорят на своем языке (в том числе и самое молодое поколение). [ 69 ]
Ливан
[ редактировать ]привели Ливанские протесты 2019–2020 годов к тому, что Иран и его союзник Хезболла столкнулись с недовольством со стороны ливанских протестующих из-за нарастающего экономического спада и вмешательства Ирана в ливанскую сектантскую систему. [ 70 ] [ 71 ]
Иордания
[ редактировать ]Начало иранской революции и последующее установление исламского режима в Иране радикально изменили отношения с позитивных на негативные. Иордания немедленно поддержала Саддама Хусейна в ирано-иракской войне 1980-х годов. [ 72 ] После этого Иран разорвал дипломатические отношения с Иорданией. Благодаря поддержке Иорданией Ирака даже во время войны в Персидском заливе , [ 73 ] потребовалось десятилетие, прежде чем Иран и Иордания смогли нормализовать свои отношения.
Более того, солидарность Иордании с большинством своих союзников в Персидском заливе еще больше обострила отношения с Ираном и усилила антииранские настроения. [ 74 ] Иордания решительно выступает против иранского влияния в Ираке и Сирии и стремится сотрудничать с Саудовской Аравией, Израилем и Россией, чтобы устранить иранское влияние. [ 75 ] [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ]
В 2017 году Иордания вызвала иранского посла из-за его политических высказываний, призывающих к восстаниям против королевства среди арабских стран. [ 79 ]
Аль-Каида
[ редактировать ]Айман аз-Завахири , лидер «Аль-Каиды» с 2011 года, на протяжении многих лет все чаще выделял Иран и мусульман-шиитов в своих посланиях, заявив в 2008 году, что «персы» являются врагами арабов и что Иран сотрудничал с США во время оккупации. Ирака . [ 80 ]
В Соединенных Штатах
[ редактировать ]
Жилая сегрегация
[ редактировать ]Между 1920-ми и 1960-ми годами некоторые дома в районе Рок-Крик-Хиллз в Кенсингтоне, штат Мэриленд , пригороде Вашингтона, округ Колумбия, включали антииранские высказывания в расовые соглашения, которые были частью сделок с недвижимостью. В одном документе в Рок-Крик-Хиллз говорилось, что дома по соседству «никогда не должны использоваться или заниматься... неграми или любым лицом или лицами негритянской крови или происхождения, или любым лицом семитской расы, крови или происхождения, или Евреи, армяне, евреи, персы и сирийцы, за исключением... частичного занятия помещений домашней прислугой». [ 81 ]
Исламская революция Ирана
[ редактировать ]Кризис с заложниками в Иране
[ редактировать ]Кризис с заложниками в посольстве США в Тегеране в ноябре 1979 года спровоцировал волну антииранских настроений в Соединенных Штатах, направленных против нового исламского режима, а также иранских граждан и иммигрантов. Несмотря на то, что такие настроения постепенно пошли на убыль после освобождения заложников в начале 1981 года. В ответ некоторые иранские иммигранты в США дистанцировались от своей национальности и вместо этого идентифицировали себя в первую очередь на основе своей этнической или религиозной принадлежности. [ 82 ]
По данным Альянса американцев иранского происхождения по связям с общественностью (PAAIA), почти половина американцев иранского происхождения, опрошенных Zogby International в 2008 году, сами сталкивались или лично знали другого американца иранского происхождения, который подвергся дискриминации из-за своей этнической принадлежности или страны происхождения. Наиболее распространенными типами дискриминации являются безопасность аэропортов, социальная дискриминация , дискриминация при приеме на работу или в бизнесе, расовое профилирование и дискриминация со стороны сотрудников иммиграционной службы. [ 83 ]
В течение трех десятилетий (начиная с 1979 года) в ресторане-барбекю в Хьюстоне, штат Техас, висел антииранский плакат с инсценировкой линчевания . [ 84 ] [ 85 ] [ 86 ] Этот плакат ресторана привлек в ресторан в 2011 году как протестующих, так и фанатов. [ 85 ] [ 87 ]
Неда Магбуле — канадский социолог и писатель американского происхождения, специализирующийся на расовой дискриминации мигрантов из Ирана, а также всего региона Ближнего Востока и Северной Африки . [ 88 ] [ 89 ]
Конфликт между Ираном и США
[ редактировать ]В январе 2020 года страх перед «иранофобией», возникший в ирано-американском сообществе из-за убийства США высокопоставленного иранского командира Касема Солимани, привел к обострению кризиса между Ираном и Соединенными Штатами. После некоторой реакции Соединенных Штатов, в том числе патрулей правоохранительных органов на улицах, Лили Таджаддини, ирано-американская активистка в Вашингтоне, округ Колумбия, заявила: «Подобные сообщения намекают на то, что Иран является террористической страной, и, следовательно, иранцы являются террористами. Люди боятся говорить, что они иранцы, опасаясь реакции других». В новостях людям говорят, что иранцы — террористы. [ 90 ]
Опрос, проведенный Альянсом американцев иранского происхождения по связям с общественностью (некоммерческая организация для американцев иранского происхождения), показал, что «более 50 процентов американцев иранского происхождения выступают против любых действий США против Ирана». Мана Харрази, организатор ирано-американского сообщества, сообщила, что жестокая реакция на Иран не была принята некоторыми частями ирано-американского сообщества. [ 90 ]
Изображения иранцев в Голливуде
[ редактировать ]С 1980-х годов и особенно с 1990-х годов изображение иранцев в Голливуде подвергало иранцев поношению, как в [ 91 ] телевизионные программы, такие как 24 , [ 92 ] Джон Доу , На крыльях орлов (1986), [ 93 ] и «Побег из Ирана: Канадские каперсы» (1981), основанный на реальной истории. [ 94 ] Критики утверждают, что «высокие стены изоляции и дискриминации Голливуда еще не рухнули, когда дело доходит до постоянного искажения в киноиндустрии иранцев и их коллективной идентичности ». [ 95 ] В марте 2013 года Иран пожаловался Голливуду на различные фильмы, такие как » Бена Аффлека оскароносный «Арго , которые изображают страну в нереалистично негативном свете. [ 96 ]
На протяжении десятилетий американские развлекательные компании пытались представить Иран как кровожадную страну, стремящуюся «разрушить Америку». [ 97 ]
Не без моей дочери (1991)
[ редактировать ]Фильм 1991 года « Не без моей дочери» подвергся критике за изображение иранского общества. Снятый в Израиле автобиографии , он был основан на одноименной Бетти Махмуди . В книге и фильме американка (Махмуди) отправилась в Тегеран со своей маленькой дочерью, чтобы навестить семью своего мужа иранского происхождения. Затем муж Махмуди претерпевает странную трансформацию в Иране, превращаясь из образованного и искушенного гражданина в жестокого и отсталого крестьянина, в конечном итоге решающего, что они не вернутся в Соединенные Штаты. Бетти говорят, что она может развестись с ним и уехать, но их дочь должна остаться в Тегеране по исламским законам . В конце концов, после 18 месяцев пребывания в Иране Бетти и ее дочь сбегают в американское посольство в Турции.
Несколько западных критиков, в том числе Роджер Эберт из Chicago Sun Times и Кэрин Джеймс из The New York Times , раскритиковали фильм за стереотипное представление иранцев как женоненавистников и фанатиков. По словам Эберта, в фильме «пронзительно» изображено исламское общество, где женщины «добровольно или невольно становятся пленницами своих мужчин», лишенные «того, что на Западе считалось бы основными правами человека ». Более того, Эберт говорит: «Не делается никакой попытки — я полагаю, намеренной — объяснить мусульманскую точку зрения, за исключением жестких наборов команд и механических утверждений». [ 98 ] [ 99 ] Затем Эберт утверждает: «Если бы в Америке был снят фильм такого язвительного и злобного характера о какой-либо другой этнической группе, его бы назвали расистским и предвзятым». [ 100 ]
По словам Джейн Кэмпбелл, фильм «только укрепляет стереотип СМИ об иранцах как о террористах, которые, если не активно бомбят общественные здания или не держат в заложниках пассажиров самолетов, то являются ненадежными, иррациональными, жестокими и варварскими». [ 101 ] [ 102 ]
Фильм также подвергся критике в Иране. за 2002 год В статье Агентства новостей Исламской Республики утверждалось, что фильм «[создал] клевету... против Ирана» и «представил иранцев как жестоких персонажей и избивателей жен». В финском документальном фильме « Без моей дочери » [ 103 ] кинорежиссер Алексис Курос рассказывает историю со стороны мужа Махмуди, показывая иранских очевидцев, обвиняющих голливудский фильм в распространении лжи и «измены». Алиса Шариф, американка, живущая со своим иранским мужем в Тегеране, обвиняет Махмуди и создателей фильма в умышленных попытках разжечь антииранские настроения в Соединенных Штатах. [ 104 ] [ 105 ]
Александр (2004)
[ редактировать ]Фильм «Александр» американского режиссера Оливера Стоуна 2004 года был обвинен в негативном и неточном изображении персов. В частности, по мнению историка Каве Фарроха , персидские солдаты, сражавшиеся в битве при Гавгамелах, ошибочно изображаются нечистыми, неорганизованными и носящими тюрбаны , в отличие от хорошо дисциплинированной греческой армии. [ 106 ] Разрушение Персеполя осуществил ненавистный в глазах иранцев Александр. [ 107 ] По словам Ллойда Ллевеллина-Джонса, профессора древней истории Кардиффского университета : «Фильм Оливера Стоуна «Александр» (2004) отображает все знакомые ориенталистские представления о неполноценности и живописности восточных обществ. В отношениях между Востоком и Западом Александра следует рассматривать как устаревшее культурное заявление и устаревшее отражение продолжающейся озабоченности Запада воображаемым экзотическим Востоком». [ 108 ]
300 (2007)
[ редактировать ]» 2007 года Эпический фильм «300 спартанцев Зака Снайдера , адаптация ограниченной серии Фрэнка Миллера 1998 года комиксов одноименной , подвергся критике за изображение комбатантов, воспринятое как расистское. [ 109 ] в персидской армии в битве при Фермопилах . Рецензенты в Соединенных Штатах и других странах «отметили политический подтекст сюжетной линии Запада против Ирана и то, как персы изображаются упадочными , сексуально яркими и злыми в отличие от благородных греков». [ 110 ] Поскольку пиратские версии фильма уже доступны в Тегеране после его международного проката, а также новости об удивительном успехе фильма в прокате в США , это вызвало широкое негодование в Иране. Азаде Моавени из Time сообщила: «Весь Тегеран был возмущен. Куда бы я вчера ни пошел, разговоры витали негодованием по поводу фильма». [ 111 ] Газеты в Иране публиковали такие заголовки, как «Голливуд объявляет войну иранцам» и «300 ПРОТИВ 70 МИЛЛИОНОВ» (население Ирана). Ayende-No заявила, что «в фильме иранцы изображены как демоны, лишенные культуры, чувств и человечности, которые не думают ни о чем, кроме нападений на другие народы и убийств людей». Независимая иранская газета [ 111 ] Четыре иранских члена парламента призвали мусульманские страны запретить фильм. [ 112 ] и группа иранских кинематографистов подали в ЮНЕСКО письмо протеста по поводу предполагаемого искажения в фильме иранской истории и культуры. [ 113 ] Советник президента Ирана по культуре Махмуда Ахмадинежада назвал фильм «американской попыткой психологической войны против Ирана». [ 114 ]
Моавени назвал два фактора, которые, возможно, способствовали усилению иранского негодования по поводу фильма. Во-первых, она описывает время выхода фильма в прокат накануне Норуза ( Навруз ), персидского Нового года , как «неблагоприятное». Во-вторых, иранцы склонны рассматривать эпоху, изображенную в фильме, как «особо благородную страницу своей истории». Моавени также предполагает, что «кассовый успех фильма «300» по сравнению с относительным провалом фильма «Александр» (еще одна фальшивая эпопея того периода, посвященная персам) является поводом для серьезной тревоги, сигнализируя о зловещих намерениях США». [ 111 ]
По данным The Guardian , иранские критики из 300 человек , от блоггеров до правительственных чиновников, охарактеризовали фильм «как расчетливую попытку демонизировать Иран в период усиления давления США по поводу ядерной программы страны». [ 112 ] иранского правительства Представитель охарактеризовал фильм как «враждебное поведение, являющееся результатом культурной и психологической войны». [ 112 ] Моавени сообщила, что иранцы, с которыми она общалась, были «непреклонны в том, что фильм тайно финансировался правительством США, чтобы подготовить американцев к войне против Ирана». [ 111 ]
Дана Стивенс из Slate заявляет: «Если бы «300 спартанцев », новая боевая эпопея, основанная на графическом романе Фрэнка Миллера и Линн Варли, была снята в Германии в середине 1930-х годов , ее сегодня изучали бы наряду с «Вечным евреем» в качестве хрестоматийного примера. о том, как расовые фантазии и националистические мифы могут служить подстрекательством к тотальной войне . Поскольку это продукт постидеологического, пост- XXI века, 300. вместо этого о нем будут говорить как о техническом достижении, о следующем рывке на все более размытой границе между фильмами и видеоиграми. [ 115 ]
Арго (2012)
[ редактировать ]Арго не показывался публично в Иране. В нем рассказывается история кризиса с заложниками в Иране в 1979 году и, в частности, спасения шести американских дипломатов Центральным разведывательным управлением . Фильм вызвал несколько реакций со стороны сторонников и противников Исламской республики. Фильм подвергся критике за негативное изображение иранцев, в том числе как революционеров, так и мирных жителей. [ 96 ]
В Нидерландах
[ редактировать ]Ядерная программа Ирана
[ редактировать ]В 2015 году запросы министерств образования и иностранных дел Нидерландов о контроле за иранскими студентами не позволили им учиться в Университете Твенте в городе Энсхеде и Эйндховенском технологическом университете в городе Эйндховен . Последний университет даже попросил AIVD , голландскую разведывательную службу, следить за иранскими студентами. AIVD заявила, что не обязана делать это, и университет решил прекратить прием абитуриентов из Ирана, независимо от желаемой степени. Правительство Нидерландов заявило, что опасается кражи чувствительных ядерных технологий , которые могут помочь иранскому правительству в создании ядерного оружия. После подачи протестов правительство Нидерландов снова объявило, что иранским студентам и голландским гражданам иранского происхождения не разрешается учиться во многих голландских университетах или ездить в некоторые районы Нидерландов. [ 116 ] [ 117 ]
Кроме того, в 2008 году несколько других университетов заявили, что правительство запретило им принимать студентов из Ирана, а техническим колледжам не разрешили предоставлять иранским студентам доступ к знаниям в области ядерных технологий. [ 118 ] [ 119 ] Было отмечено, что впервые после немецкой оккупации во время Второй мировой войны в Нидерландах были введены ограничения по этническому, религиозному или расовому признаку. Гарри ван Боммель , парламентарий от Голландской социалистической партии (СП), осудил berufsverbot , намеренно использовав немецкое слово, связанное со Второй мировой войной. [ 120 ] [ 121 ]
Хотя власти Нидерландов заявляют, что резолюция Совета Безопасности ООН 1737 (2006) разрешает им и обязывает все государства-члены ООН принять такую меру, они остаются единственной страной, которая сделала это. [ 122 ]
3 февраля 2010 года суд в Гааге постановил, что политика правительства Нидерландов, запрещающая студентам и ученым иранского происхождения получать определенные степени магистра и посещать ядерные исследовательские центры, является слишком широкой и нарушает международный договор о гражданских правах. [ 123 ]
В тюркском мире
[ редактировать ]Турция
[ редактировать ]Согласно опросу 2013 года, 75% турок относятся к Ирану негативно против 14% с положительными взглядами. [ 124 ] Политолог Ширин Хантер пишет, что в Турции есть две значительные группы, враждебно настроенные по отношению к Ирану: « военный истеблишмент и ультракемалистская элита » и «ультранационалисты с пантюркистскими устремлениями» (такие как « Серые волки »). [ 125 ] Канадский автор Каве Фаррух также предполагает, что пантюркистские группировки (в частности, «Серые волки») поощряют антииранские настроения. [ 126 ]
Османская империя
[ редактировать ]Исторически сложилось так, что мусульмане- шииты подвергались дискриминации в Османской империи , поскольку они были связаны со своими иранскими/персидскими соседями. В Турции относительно крупные общины турок , курдов и заза являются алевитами- шиитами , тогда как некоторые районы Восточной Анатолии, особенно Карс и Агры , являются шиитами-двунадесятниками . [ 127 ]
Азербайджан
[ редактировать ]Республике Исторические фальсификации в Азербайджанской , касающиеся Ирана и его истории , «поддерживаются государством и поддерживаемыми государством неправительственными организациями», начиная «от начальной школы до высших университетов». [ 128 ]
В результате двух русско-персидских войн XIX века образовалась граница между современным Ираном и Азербайджанской Республикой. [ 129 ] Хотя в истории не было исторического азербайджанского государства, о котором можно было бы говорить, демаркация, проведенная на реке Аракс , оставила значительное количество тех, кого позже назвали «азербайджанцами», к северу от реки Аракс. [ 129 ] [ 130 ] Во время существования Азербайджанской ССР в составе Советского Союза , пантюркистские политические элиты Баку верные коммунистическому делу, в тандеме с историческим ревизионизмом советской эпохи и мифостроением изобрели национальную историю, основанную на существовании Азербайджанское национальное государство, господствовавшее на территориях к северу и югу от реки Аракс , предположительно было расколото ирано - российским заговором по Туркменчайскому договору 1828 года. [ 131 ] [ 129 ] Это «воображаемое сообщество» лелеялось, поощрялось и институционализировалось в официальных учебниках по истории образовательной системы Азербайджанской ССР и постсоветской Азербайджанской Республики. [ 131 ] Поскольку Советский Союз был закрытым обществом, и его люди не знали реальных реалий, касающихся Ирана и его азербайджанских граждан, элиты Советского Азербайджана продолжали лелеять и продвигать идею «единого Азербайджана» в своей деятельности. [ 132 ] Эта романтическая мысль привела к созданию ностальгических литературных произведений, известных как «литература тоски»; примерами этого жанра являются, например, «Туманный Тебриз» Мамеда Саида Ордубади и «Грядущий день» Мирзы Ибрагимова . [ 132 ] Как правило, произведения, относящиеся к жанру «литература тоски», характеризовались изображением жизни иранских азербайджанцев как страданий, вызванных притеснениями со стороны «фарсов» (персов), и повествованием вымышленных историй об иранских азербайджанцах, ожидающих своего часа. когда их «братья» с «севера» придут и освободят их. [ 132 ] Произведения, относящиеся к этому жанру, как поясняет историк и политолог Заур Гасымов, «являлись примерами вопиющего азербайджанского национализма, клеймящего «разделение» нации по реке Аракс, а также осуждения экономической и культурной эксплуатации иранских азербайджанцев, и т. д." [ 133 ] Гасымов добавляет: "Важным побочным продуктом этого литературного жанра стала резко сформулированная антииранская риторика. Терпимость и даже поддержка этой антииранской риторики со стороны коммунистических властей были очевидны". [ 133 ]
В ходе кампании по строительству советской нации любое событие, как прошлое, так и настоящее, когда-либо произошедшее на территории нынешней Азербайджанской Республики и Иранского Азербайджана, было переименовано в явления «азербайджанской культуры». [ 134 ] Любому иранскому правителю или поэту, жившему в этом районе, была присвоена недавно переименованная идентичность закавказских тюркофонов , другими словами, «азербайджанцев». [ 135 ] По словам Майкла П. Круассана: «Было предъявлено обвинение в том, что «два Азербайджана», когда-то объединившиеся, были искусственно разделены в результате заговора между имперской Россией и Ираном ». [ 129 ] Эта идея, основанная на незаконном историческом ревизионизме, хорошо соответствовала советским политическим целям (основанным на «антиимпериализме») и стала основой ирредентизма среди азербайджанских националистов в последние годы Советского Союза, незадолго до создания Азербайджанской Республики в 1991. [ 129 ]
В Азербайджанской Республике периоды и аспекты иранской истории обычно заявляются как «азербайджанские» произведения в искажении истории, а исторических иранских деятелей, таких как персидский поэт Низами Гянджеви , называют «азербайджанцами», вопреки общепризнанному мнению. факт. [ 136 ] [ 137 ] В Азербайджанской ССР подделки, такие как якобы «турецкий диван » и фальсифицированные стихи. с целью «тюркизации» Низами Гянджеви публиковались [ 137 ] Хотя этот тип ирредентизма изначально был результатом советской политики национального строительства, он стал инструментом «предвзятых, псевдоакадемических подходов и политических спекуляций» в националистических устремлениях молодой Азербайджанской Республики. [ 136 ] В современной Азербайджанской Республике историография пишется с целью задним числом тюркизировать многие народы и царства, существовавшие до прихода тюрков в регион, в том числе иранских мидийцев . [ 138 ]
По словам профессора истории Джорджа Бурнутяна : [ 139 ]
«Как отмечается, в целях построения азербайджанской национальной истории и идентичности на основе территориального определения нации, а также уменьшения влияния ислама и Ирана азербайджанские националисты по подсказке Москвы разработали «азербайджанский» алфавит , который заменил арабо-персидскую письменность. В 1930-е годы ряд советских историков, в том числе видный российский востоковед Илья Петрушевский , получили от Кремля указание принять совершенно необоснованные утверждения. Представление о том, что территория бывших иранских ханств (за исключением Еревана , ставшего Советской Арменией ) была частью азербайджанской нации, в двух важных исследованиях Петрушевского, посвященных Южному Кавказу , поэтому в своих работах по истории использует термины «Азербайджан» и «Азербайджан». региона с шестнадцатого по девятнадцатый века. Другие русские ученые пошли еще дальше и утверждали, что азербайджанская нация существовала с древнейших времен и существовала до настоящего времени со времен всех русских исследований и почти всех русских первобытных народов XIX века. источники называли мусульман, проживавших на Южном Кавказе, «татарами», а не «татарами». Азербайджанцы », советские историки просто заменили татар на азербайджанский. Азербайджанские историки и писатели, начиная с 1937 года, последовали этому примеру и стали рассматривать трехтысячелетнюю историю региона как историю Азербайджана. Доиранская, иранская и арабская эпохи были стерты. Любой, кто жил на территории Советского Азербайджана, был отнесен к азербайджанцам, поэтому великий иранский поэт Незами , писавший только на персидском языке, стал национальным поэтом Азербайджана ».
Бурнутиан добавляет: [ 140 ]
Хотя после смерти Сталина между азербайджанскими историками и советскими иранологами, занимающимися историей региона в древние времена (в частности, эпохой Мидии ) , возникли споры, ни один советский историк не осмелился поставить под сомнение использование термина «Азербайджан» или «Азербайджанский» в наше время. . Еще в 1991 году Институт истории АН СССР опубликовал книгу азербайджанского историка, в которой он не только приравнивал «татар» к нынешним азербайджанцам, но автор, рассуждая о населении числа в 1842 году также включали Нахичевань и Ордубад в состав «Азербайджана». Автор, как и Петрушевский, совершенно проигнорировал тот факт, что между 1828 и 1921 годами Нахичевань и Ордубад входили сначала в состав Армянской губернии , а затем в состав Ереванской губернии и лишь восемь десятилетий спустя вошли в состав Советского Азербайджана (.. .) Хотя подавляющее число русских и иранских историков XIX века, а также современных европейских историков рассматривают иранскую провинцию Азербайджан и нынешняя Азербайджанская Республика как два отдельных географических и политических образования, современные азербайджанские историки и географы рассматривают его как единое государство, разделенное на «северный» и «южный» секторы и которое в будущем будет объединено. (...) После распада Советского Союза нынешние азербайджанские историки не только продолжают использовать термины «северный» и «южный» Азербайджан, но и утверждают, что нынешняя Армянская Республика была частью северного Азербайджана. В своей ярости по поводу того, что они называют «армянской оккупацией» Нагорного Карабаха (который, кстати, был автономной армянской областью в составе Советского Азербайджана ), азербайджанские политики и историки отрицают любое историческое армянское присутствие на Южном Кавказе и добавляют, что все армянские архитектурные памятники на территории нынешней Азербайджанской Республики проживают не армяне, а [кавказские] албанцы ».
С 1918 года политические элиты с пантюркистскими настроениями на территории современной Азербайджанской Республики полагались на концепцию этнического национализма , чтобы создать антииранское чувство этнической принадлежности среди иранских азербайджанцев. [ 141 ] По словам политического советника Эльдара Мамедова, «антиранская политика [проводится] различными правительствами Азербайджана с 1990-х годов». [ 142 ] Второй президент Азербайджана Абульфаз Эльчибей (1992–93) и его правительство широко характеризуются как проводящие пантюркскую и антииранскую политику. [ 143 ] [ 144 ] [ 145 ] [ 146 ] Иранско-азербайджанские интеллектуалы, которые пропагандировали иранскую культурную и национальную идентичность и высказывали реакцию на ранние пантюркистские претензии в отношении иранского азербайджанского региона, были названы предателями «азербайджанской нации» в пантюркистских СМИ Азербайджанской Республики. [ 147 ] Правительство Азербайджана также оказывает поддержку антииранским ученым, расположенным на Западе. [ 148 ] Постсоветская национальная идентичность Азербайджана не только тюркоцентрична, но и решительно антииранская. Он был построен различными способами, чтобы противостоять Ирану как «другому», не только как стране, но и как культурному и историческому субъекту. Сегодня быть азербайджанцем означает отказаться от любых связей с Ираном. [ 149 ]
В Израиле
[ редактировать ]Ирано-израильский прокси-конфликт
[ редактировать ]Антииранские настроения в Израиле в основном являются прямым результатом установления исламской теократии в Иране с 1979 года. Однако большинство израильтян указывают на свою открытую враждебность против исламского правительства, а не против обычных иранских граждан. [ 150 ] Таким образом, антииранская политика в Израиле в основном вызвана конфликтом между исламским правительством Ирана и Израилем, а не обычным населением. [ 151 ] [ 152 ]
В России
[ редактировать ]Российская Империя
[ редактировать ]В 19 веке, во время существования Российской империи , русские относились к Ирану как к низшему «Востоку» и презирали его народ, одновременно высмеивая все аспекты иранской культуры . [ 153 ] Однако российская версия современного западного отношения к превосходству отличалась. Поскольку русская национальная идентичность была разделена между Востоком и Западом, а русская культура содержала много азиатских элементов, русские, следовательно, чувствовали себя двусмысленными и даже неполноценными по сравнению с западными европейцами . Чтобы остановить волну этого конкретного комплекса неполноценности , они пытались компенсировать западноевропейским державам чрезмерный акцент на своей собственной европейскости и христианской вере, а также пренебрежительно выражая свое низкое мнение об иранцах. Историк Елена Андреева добавляет, что эта тенденция была ярко выражена не только в более чем 200 русских рассказах о путешествиях, написанных об Иране и опубликованных в XIX и начале XX веков, но также в дипломатических и других официальных документах. [ 153 ]
См. также
[ редактировать ]

- Антикурдские настроения
- Антишиизм
- Шиитско-суннитские отношения
- 1987 Резня в Мекке
- Культура Ирана
- Демография Ирана
- История Ирана
- Бегство человеческого капитала из Ирана
- Иранская диаспора
- Ислам в Иране
- исламофобия
- Персофил
- Религия в Иране
- Свобода религии в Иране
- Сектантское насилие среди мусульман
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рам, Х. (2009): Иранофобия: логика израильской одержимости , Stanford University Press , ISBN 9780804760676
- ^ См. также Мухаммад ибн Якуб Фирозабади (1987) [14XX]. аль-Камус аль-мухит . Муассасат ар-Рисала. ; Ибн Манзур (2000). Лисан аль-Араб . Дар Садер.
- ^ Игнац Гольдзихер , араб и Агам . Мухаммаданские исследования И. Холл. 1889-1890. я п. 101. тр. Лондон 1967–1971, я, с. 98 [CE Босворт.
- ^ Jump up to: а б Босворт 1984 , с. 700.
- ^ Гольдцихер. Muhammedanische Studien I , с. 103. тр I, с. 99
- ^ Франц Розенталь, «Мукаддима: Введение в историю Ибн Халдуна, Абд ар-Рахмана б. Мухаммада ибн Халдуна», Princeton University Press, 1967, ISBN 0-691-09797-6 , с. 311 (сноска 1206)
- ^ Патрик Клоусон . Вечный Иран . Пэлгрейв Макмиллан. 2005. ISBN 1-4039-6276-6 , стр. 17.
- ^ " Игнац Гольдцихер . Магометанские исследования" . Том 2. с. 138–9
- ^ * «Ансаб аль-Ашраф» или «Футух аль-Булдан» Баладхури , стр. 417.
- «Тарих-и Систан». р82.
- «История песка». стр254-6.
- ^ Сулейм ибн Кайс. «Хадис №23». Книга Сулайма ибн Кайса (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 11 ноября 2019 г. Проверено 11 ноября 2019 г.
- ^ Джанлука Пало Паролин (2009). Гражданство в арабском мире: родство, религия и национальное государство . Издательство Амстердамского университета . стр. 63, 64. ISBN. 9789089640451 .
- ^ Джурджи Зайдан, с. 228 (Зидан, Джордж, История исламской цивилизации, перевод Али Джавахеркалама, Тегеран: Амиркабир, 9-е издание, 137)
- ^ «Институт исмаилитских исследований - сектантские и национальные движения в Иране, Хорасане и Трансоксании во времена Омейядов и ранних времен Аббасидов» . iis.ac.uk. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 31 мая 2006 г.
- ^ Абд аль-Хусейн Зарринкуб (1379 г.). Два столетия молчания (Два века молчания ) Тегеран: Сухан. OCLC 46632917 . ISBN 964-5983-33-6 .
- ^ Кембриджская история Ирана , Ричард Нельсон Фрай , Абдолхосейн Заринкуб и др. Раздел об арабском завоевании Ирана и его последствиях . Том 4, 1975, Лондон, с. 46
- ^ Когда Кутбия бин Муслим, лидер Хаджаджа, отправился в Хорезм во второй раз и открыл его, он без колебаний поставил на хвост бритвы всех, кто писал хорезмийским письмом и знал об истории, науках и новостях прошлого, и полностью уничтожили народных религиозных лидеров и последователей. Все их книги были сожжены и уничтожены, пока мало-помалу народ Ами не остался и не утратил использования каллиграфии и книг, а их вести по большей части были забыты и исчезли из Оставшихся . Признаки прошлых веков , с. 35, 36, 48
- ^ Заринкуб, Абдольхосейн, Два столетия молчания в начале двух столетий: Саргузашт-и Хавадис или Аузаи Тарихи Дар Два столетия молчания , Тегеран: Сухан, 1379 (2000), ОСЛК 46632917
- ^ аль-Агани (الاغانی). Абу аль-Фарадж аль-Исфахани . Том 4, с. 423
- ^ Ахмад Ханлари, Махмуд Фазилат (2017). «Проявление опеки в персидской поэзии от начала до конца эпохи Сефевидов» (PDF) . МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ . Архивировано из оригинала (PDF) 3 августа 2018 г. Проверено 3 августа 2018 г.
- ^ Альгарат . Том. 1-й р. 70 . Тарих-и Ягуби . Том. 2. стр. 183 . Бихар-ол-Анвар . Том. 41. с. 137.
- ^ Jump up to: а б с д и Касрайе, Нима (февраль 2005 г.). «Более мусульманин, чем другие?» . Иранец .
- ^ Шейх Аббас аль-Кумми. Сафинат-ол Бихар . Том. 2.п. 693 . Шарх Нахджуль Балагих Ибн Аби-Альхадид . Том. 19. с. 124.
- ^ Нахдж ол Балаге. Собхи Салех. Проповедь 27
- ^ Абтахи, С. Нуреддин. Иранский дар Коран ва риваят . стр75.
- ^ См., например: Республика страха: политика современного Ирака , Канан Макия , 1998 г. ISBN 0-520-21439-0 , с. 152–154
- ^ Самир Эль-Халил , Республика страха , Нью-Йорк: Pantheon Books, 1989, стр. 153–154
- ^ Саддам: его взлет и падение , Кон Кофлин, 2005, ISBN 0-06-050543-5 , с. 148
- ^ Саддам Хусейн: американская одержимость Эндрю Кокберна, Патрика Кокберна, ISBN 1-85984-422-7 , с. 80
- ^ Война в Ираке: скрытые планы и вавилонские интриги , Рафаэль Израэль, ISBN 1-903900-90-5 , 2004 г., стр.49.
- ^ История Ирака Чарльза Триппа, ISBN 0-521-52900-X , 2002, с. 230
- ^ Jump up to: а б Саддам Хусейн: политическая биография Эфраима Карша, Инари Раутси, доктора Джозефа М. Стоуэлла - P145
- ^ Кон Кафлин. Саддам: его взлет и падение, стр. 19. ISBN 978-0-06-050543-1 : Цитируется по Самиру аль-Халилу. Республика страха, 1989. Издательство Калифорнийского университета. стр. 17
- ^ Джерри М. Лонг (17 августа 2009 г.). Словесная война Саддама: политика, религия и иракское вторжение в Кувейт . Издательство Техасского университета. стр. 69–. ISBN 978-0-292-77816-0 .
- ^ Саддам, «Адрес указан». Багдад, Голос масс на арабском языке , 12:00 по Гринвичу, 2 апреля 1980 г. FBIS-MEA-80-066. 3 апреля 1980 г., Е2-3.
- ^ Дуэлфер, Чарльз (2008). Прятки: В поисках истины в Ираке . Хачетт Великобритания. стр. Раздел 2. ISBN 9780786744114 .
- ^ Мок, доктор медицинских наук Роберт (апрель – июнь 2006 г.). «Возвышение древней Персидской империи с диктатором Пехлеви, иранским шахом. Видение Даниилом барана и козла» . BibleSearchers.com .
- ^ Таллал Этриси Талал Этриси в: Арабско-иранские отношения , под редакцией: Хайр Эль-Дин Хасиб. 1998. ISBN 1-86064-156-3
- ^ С.М. Гилинг, Ирано-иракская война. Архивировано 16 октября 2008 г. в Wayback Machine , в Encyclopædia Iranica , 2006.
- ^ «Саддам признал газовую атаку Ирана» . Архивировано из оригинала 27 мая 2007 г. Проверено 18 декабря 2006 г.
- ^ «Деловые и финансовые новости, последние новости США и международные новости — Reuters.com» . Архивировано из оригинала 5 мая 2008 года . Проверено 8 февраля 2015 г.
- ^ «BBC NEWS – Ближний Восток – Свидетель смерти Саддама» . Проверено 8 февраля 2015 г.
- ^ «Исторический день Ирака» . Небесные новости. 30 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 22 января 2007 года . Проверено 30 декабря 2006 г.
- ^ Ирак демонтирует большой памятник Саддаму - Newsweek: Мировые новости - MSNBC.com
- ^ «Почему футбольные матчи Ирака и Ирана — это больше, чем игры» .
- ^ «Иракцы празднуют победу над Ираном в футболе как символическую победу» . времена Израиля .
- ^ Эйлтс, Герман Ф. (осень 1980 г.). «Соображения безопасности в Персидском заливе». Международная безопасность . Том. 5, № 2. С. 79–113.
- ↑ Абедин, Махан (4 декабря 2004 г.). «Все в море над «Заливом»» . Азия Таймс Онлайн . Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ Босворт, К. Эдмунд (1980). «Номенклатура Персидского залива». В Коттрелле, Элвин Дж. (ред.). Государства Персидского залива: общий обзор . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса . стр. xvii–xxxvi.
Лишь в начале 1960-х годов произошло новое важное событие, когда арабские государства, граничащие с Персидским заливом, стали использовать выражение аль-Халидж аль-Араби в качестве оружия в психологической войне с Ираном за политическое влияние в Персидском заливе; но история этих событий принадлежит следующей главе современной политической и дипломатической истории Персидского залива. (стр. xxxiii.)
- ^ «Побережье Аравии, Красное море и Персидское море, Бассора, мимо Ормузского пролива в Индию, Гуджарат и мыс Коморин» . 1707.
- ↑ The Times: Нечестивый союз, грозящий катастрофой. Анатоль Калецкий. 4 января 2007 г.
- ^ аль-Шихри, Абдулла; Батрави, Ая. «Высший священнослужитель Саудовской Аравии говорит, что лидеры Ирана «не мусульмане» » . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ Содержание стран Персидского залива Библиотека Конгресса США
- ↑ Штатный автор (16 марта 2011 г.). «Иран осуждает нападение на Бахрейн». Архивировано 24 октября 2012 г. в Wayback Machine . Рейтер (через The Irish Times ).
- ^ «Министр иностранных дел Ирана обсуждает кризис в Бахрейне с руководителями ООН и Албании» . Информационное агентство иранских студентов . 16 марта 2011 года. Архивировано из оригинала 18 марта 2011 года . Проверено 2 ноября 2016 г. .
- ^ Славин, Барбара (20 июля 2011 г.). «Горькие разногласия сохраняются под относительно спокойной поверхностью Бахрейна» . Новости ИПС. Архивировано из оригинала 20 сентября 2011 года . Проверено 2 ноября 2016 г. .
- ^ «О нас | Агентство новостей Бахрейна » . www.bna.bh. Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Ахмед Омран. «Бахрейн разрывает дипломатические связи с Ираном» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 2 ноября 2016 г. .
- ^ «История Ирана против Бахрейна» . www.teammelli.com . Архивировано из оригинала 21 декабря 2022 г. Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ «ФИФА оштрафовала Бахрейн после того, как болельщики насвистали гимн Ирана» . Тегеран Таймс . 16.11.2019 . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б АбдулМохсен Дашти (2004). «Сохранение языка или сдвиг? Этнографическое исследование использования фарси среди кувейтских аджамов: практический пример» . Арабский журнал гуманитарных наук . 22 (87): 73–249.
- ^ Jump up to: а б с Эндрю Хаммонд (2017). Поп-культура в Северной Африке и на Ближнем Востоке: развлечения и общество во всем мире . Калифорния: ABC-CLIO. п. 143. ИСБН 9781440833847 .
- ^ «Каримо» — кувейтский сериал на персидском языке . 7 сентября 2010 г. - через YouTube.
- ^ Jump up to: а б с д Шесть Аль-Вер; Ты Хореш; Бруно Херин; Рудольф Де Йонг, ред. (2020). Арабская социолингвистика . Издательство Кембриджского университета. стр. 122–125. ISBN 9781316865521 .
- ^ Jump up to: а б с Батул Хасан (2009). «Идеология, идентичность и лингвистический капитал: социолингвистическое исследование языковых сдвигов среди аджамов Кувейта» . Университет Эссекса .
- ^ Электронная, газета Аль-Аан. «Неприемлемо связывать шиитов в Персидском заливе с Ираном… по мнению доктора Салаха аль-Фадли » . Интернет-газета Алаан .
- ^ «Кувейтский перс» . ЮНЕСКО .
- ^ Рана Альмутава (18 декабря 2018 г.). «Монолитные представления об арабстве: от арабских националистов до арабского залива» .
- ^ Шейха Аль-Бахавид (17 января 2023 г.). «Путешествие в поисках кувейтской идентичности: влияет ли натурализация на национальную идентичность?» . Мансур (на арабском языке).
- ^ Рана АльМутава (2024). Повседневная жизнь в захватывающем городе: создание дома в Дубае . Университет Калифорнии Пресс. п. 180-181. ISBN 9780520395060 .
- ^ Коллард, Ребекка (27 ноября 2019 г.). «Неприкасаемых больше нет: угасающая репутация Хезболлы» . Внешняя политика . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ «Протесты в Ливане — проблема для «Хезболлы»» . www.lowyinstitute.org . Архивировано из оригинала 27 ноября 2020 г. Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Райан, Кертис (19 марта 2019 г.). «Между Ираком и наковальней: иорданско-иракские отношения» (PDF) . Отчет по Ближнему Востоку (215): 40–42. дои : 10.2307/1520157 . JSTOR 1520157 .
- ^ Коуэлл, Алан (7 февраля 1991 г.). «ВОЙНА В ЗАЛИВЕ: Иордания; Иордания прекращает нейтралитет, нападая на военные усилия союзников» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 10 февраля 2018 года . Проверено 19 марта 2019 г.
- ^ «Иордания и Саудовская Аравия сближаются» . Country.eiu.com . Архивировано из оригинала 6 декабря 2018 года . Проверено 19 марта 2019 г.
- ^ «Обеспокоенность Иордании по поводу проиранских сил на границе» . Мемри.орг . Архивировано из оригинала 8 февраля 2019 года . Проверено 19 марта 2019 г.
- ^ «Иран в иорданско-сирийских отношениях» . Ближневосточный монитор . 2 октября 2018 г. Архивировано из оригинала 3 октября 2018 г. Проверено 19 марта 2019 г.
- ^ Барель, Цви (17 июня 2018 г.). «Анализ: поездка иорданского короля на американских горках в Сирию, чтобы остановить Иран» . Haaretz.com . Архивировано из оригинала 6 февраля 2019 года . Проверено 19 марта 2019 г.
- ^ «Иорданско-иранские отношения: история и будущее» . Международный институт иранских исследований (на арабском языке). 27 декабря 2016 г. Проверено 18 февраля 2020 г.
- ^ «Иордания вызывает посла Ирана в знак протеста против высказываний иранского чиновника» . Синьхуа | English.news.cn . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ «Запись Аль-Каиды обвиняет Иран в сотрудничестве с США» Associated Press . 8 сентября 2008 года . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ «Расистские жилищные соглашения преследуют записи о собственности по всей стране. Новые законы облегчают их отмену» . Вашингтон Пост . Проверено 23 января 2024 г.
- ^ Бозоргмер, Мехди (2 мая 2001 г.). : иранцы в США» «Нет солидарности . Архивировано из оригинала 10 февраля 2007 года . Проверено 2 февраля 2007 г.
- ^ «Опрос американцев иранского происхождения: 84% поддерживают создание секции интересов США в Иране» . Проверено 8 февраля 2015 г.
- ^ Фалькенберг, Лиза (10 ноября 2011 г.). «Фалькенберг: Антииранский плакат «История, а не ненависть» в заведении Техаса» . Хрон . Проверено 11 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Казиано, Луи (06 ноября 2011 г.). «Барбекю с «иранским» плакатом привлекает поклонников и врагов» . Хрон . Проверено 11 февраля 2022 г.
- ^ Руфка, Сара (4 ноября 2011 г.). «Почему я не могу изобразить возмущение по поводу расистского иранского плаката, висящего в барбекю-ресторане Кэти» . Карта культуры Хьюстона . Проверено 11 февраля 2022 г.
- ^ Эмброуз, Эмбер (4 ноября 2011 г.). «Сторона линчевания с тарелкой для барбекю» . Пожиратель Хьюстон . Проверено 11 февраля 2022 г.
- ^ Насир, Норин; Контрерас, Рассел (5 февраля 2020 г.). « Другие» в США: старая история разыгрывается ежедневно» . Газеты.com . Геральд-Сан, Ассошиэйтед Пресс. п. А8 . Проверено 11 февраля 2022 г.
- ^ Таксин, Эми (13 февраля 2019 г.). «После революции 1979 года» . Газеты.com . Солнце пустыни. стр. А11, А14 . Проверено 11 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Садек, Самира. «Опасения роста «иранофобии» охватывают ирано-американское сообщество» . Альджазира .
- ^ СМИ США и Ближний Восток: имидж и восприятие . Прегер, 1997 г.; Гринвуд, 1995.
- ↑ Los Angeles Times : Иранцы отказываются от негативных изображений в поп-культуре , 27 июня 2010 г.
- ^ Просмотр ТВ; «На крыльях орлов» поднимается на незначительную высоту , The New York Times .
- ^ « Побег из Ирана: канадские каперсы », (1981) (ТВ), IMDB.
- ^ « Ось зла» проникает в Голливуд» . Азия Таймс. 15 марта 2007 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 26 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Камали Дехган, Саид (12 марта 2013 г.). «Иран подаст в суд на Голливуд из-за ряда фильмов, включая оскароносный «Арго» . Хранитель .
- ^ Зейчик, Стивен. «Администрация Трампа стремится демонизировать Иран. Голливуд занимается этим уже много лет» . Вашингтон Пост .
- ^ Эберт, Роджер (11 января 1991 г.). «Не без моей дочери» . Чикаго Сан Таймс. Архивировано из оригинала 5 июня 2011 г. Проверено 20 марта 2007 г.
- ^ Джеймс, Кэрин (27 января 1991 г.). «Прими стереотип; поцелуй фильм на прощание» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 20 марта 2007 г.
- ^ Эберт, Роджер. «Не без моей дочери», Chicago Sun Times , 11 января 1991 г.
- ^ Кэмпбелл, Дж. (1997). Образы иранцев в американских кинофильмах . п. 180.
- ^ «ИРАНСКИЙ: Особенности, иранцы в СМИ США, Яхья Камалипур» . иранский.com .
- ^ «Финский документальный фильм противостоит антииранской пропаганде в американских фильмах» . netnative.com . Архивировано из оригинала 20 февраля 2007 г. Проверено 15 марта 2007 г.
- ^ «Финский документальный фильм противостоит антииранской пропаганде в американском кино» (перепечатка) . Информационное агентство Исламской Республики. 2002-11-22. Архивировано из оригинала 20 февраля 2007 года . Проверено 20 марта 2007 г.
- ^ Нессельсон, Лиза (10 апреля 2003 г.). «Без моей дочери» . Разнообразие . Проверено 20 марта 2007 г.
- ^ « Оливера Стоуна Мир: Александр вызывает споры », RadioFreeEurope .
- ^ Тейт, Роберт (13 декабря 2008 г.). «Голливудский фильм обвиняют в оскорблении Ирана» . опекун .
- ^ Ллевеллин-Джонс, Ллойд (2017). «Империя Ахеменидов». В Дарьяи, Турадж (ред.). Царь семи стран: история древнего иранского мира (3000 г. до н.э. – 651 г. н.э.) . Ирвин, Калифорния: Иорданский центр персидских исследований UCI. п. 64. ИСБН 978-0692864401 .
- ^ Голсорхи, Масуд (19 марта 2007 г.). «Расистский фестиваль крови» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 21 марта 2007 года . Проверено 21 марта 2007 г.
- ^ Карими, Насер (13 марта 2007 г.). «Иранцы возмущены фильмом «300 спартанцев» . Лондон. Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала (перепечатка) 17 марта 2007 года . Проверено 14 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д Моавени, Азаде (13 марта 2007 г.). « 300 против 70 миллионов иранцев» . Время . Архивировано из оригинала 16 марта 2007 года . Проверено 14 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Тейт, Роберт (14 марта 2007 г.). «Иран обвиняет Голливуд в «психологической войне» » . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 17 марта 2007 года . Проверено 14 марта 2007 г.
- ↑ См . газету «Базтаб» , по состоянию на 15 марта 2007 г. «Возражение иранских режиссеров против молчания ЮНЕСКО о фильме «300 спартанцев » . Архивировано из оригинала 17 марта 2007 г. Проверено 15 марта 2007 г.
- ^ «Реакция советника президента на фильм 300 спартанцев» . Шариф Новости. Архивировано из оригинала 16 марта 2007 года . Проверено 21 марта 2007 г.
- ^ Стивенс, Дана (8 марта 2007 г.). «Фильм, который может понравиться только спартанцу» . Slate.com . Архивировано из оригинала 17 июня 2008 года . Проверено 22 июня 2008 г.
- ^ «Иранские студенты: прекратите подозрения в отношении иранцев» . Проверено 8 февраля 2015 г.
- ^ «Голландские университеты отказываются от иранских студентов из-за «ядерной угрозы» » . Payvand.com . Январь 2008 г. Архивировано из оригинала 4 января 2008 г. Проверено 3 августа 2018 г.
- ^ «Голландские университеты отказывают иранским студентам из-за ядерной угрозы» . Архивировано из оригинала 20 января 2008 г. Проверено 11 октября 2008 г.
- ^ «Иранские студенты: прекратите подозрения в отношении иранцев» . iranstudents.nl .
- ^ «1930-1945» . SeniorPlaza.nl . Архивировано из оригинала 8 апреля 2008 г. Проверено 15 апреля 2008 г.
- ^ «Веблог Гарри ван Боммеля » Berufsverbot для иранских студентов» . sp.nl. Архивировано из оригинала 1 февраля 2008 г. Проверено 31 января 2008 г.
- ^ «Факсимиле письма Министерства иностранных дел» (PDF) . Иранские студенты.nl . 19 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 27 февраля 2008 г. Проверено 27 октября 2016 г.
- ^ Энсеринк, Мартин (31 декабря 2015 г.). «Суд осуждает политику Нидерландов в отношении иранских ученых» . Новости . Проверено 2 января 2016 г.
- ^ Пуштер, Джейкоб (31 октября 2014 г.). «На самом деле турецкий народ не очень благосклонно относится к США или любой другой стране» . Исследовательский центр Пью .
- ^ Хантер, Ширин Т. (2010). Внешняя политика Ирана в постсоветскую эпоху: сопротивление новому международному порядку . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 158 . ISBN 9780313381942 .
- ^ Фаррох, Каве . «Пантуранизм атакует Азербайджан: геополитическая повестка дня» . Журнал Розане .
Пантуранские активисты попытались превратить эти торжества в антиперсидские мероприятия. Сообщается, что активисты «Серых волков» из Турции и Азербайджанской Республики присоединяются к празднованиям, скандируют антииранские лозунги и распространяют антииранскую литературу.
- ^ Карин Ворхофф. 1995. Между верой, нацией и новым сообществом: алевитская идентичность в современной Турции, стр. 107-108.
- ^ Лорнежад, Сиаваш; Дустзаде, Али (2012). Аракелова, Виктория; Асатрян, Гарник (ред.). О современной политизации персидского поэта Незами Гянджеви (PDF) . Кавказский центр иранских исследований. п. 85 (примечание 277). Архивировано из оригинала (PDF) 14 сентября 2022 г. Проверено 1 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Круассан, Майкл П. (1998). Армяно-азербайджанский конфликт: причины и последствия . Издательство Прагер. п. 61.
- ^ Лорнежад, Сиаваш; Дустзаде, Али (2012). Аракелова, Виктория; Асатрян, Гарник (ред.). О современной политизации персидского поэта Незами Гянджеви (PDF) . Кавказский центр иранских исследований. стр. 9–10 (прим. 26). Архивировано из оригинала (PDF) 14 сентября 2022 г. Проверено 1 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Ахмади, Хамид (2017). «Столкновение национализмов: ответ Ирана на ирредентизм Баку». В Камраве, Мехран (ред.). Большая игра в Западной Азии: Иран, Турция и Южный Кавказ . Издательство Оксфордского университета. стр. 109–110. ISBN 978-0190869663 .
- ^ Jump up to: а б с Ахмади, Хамид (2017). «Столкновение национализмов: ответ Ирана на ирредентизм Баку». В Камраве, Мехран (ред.). Большая игра в Западной Азии: Иран, Турция и Южный Кавказ . Издательство Оксфордского университета. п. 110. ИСБН 978-0190869663 .
- ^ Jump up to: а б Гасымов, Заур (2022). «Наблюдение за Ираном из Баку: иранские исследования в советском и постсоветском Азербайджане». Иранские исследования . 55 (1): 49. дои : 10.1080/00210862.2020.1865136 . S2CID 233889871 .
- ^ Лорнежад, Сиаваш; Дустзаде, Али (2012). Аракелова, Виктория; Асатрян, Гарник (ред.). О современной политизации персидского поэта Незами Гянджеви . Кавказский центр иранских исследований. п. 17.
- ^ Лорнежад, Сиаваш; Дустзаде, Али (2012). Аракелова, Виктория; Асатрян, Гарник (ред.). О современной политизации персидского поэта Незами Гянджеви (PDF) . Кавказский центр иранских исследований. п. 17. Архивировано из оригинала (PDF) 14 сентября 2022 г. Проверено 1 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Лорнежад, Сиаваш; Дустзаде, Али (2012). Аракелова, Виктория; Асатрян, Гарник (ред.). О современной политизации персидского поэта Незами Гянджеви . Кавказский центр иранских исследований. стр. I, 91–92.
- ^ Jump up to: а б Талаттоф, Кямран (2012). «Рецензируемая работа: Али Дустзаде, Сиаваш Лорнежад о современной политизации персидского поэта Незами Гянджеви (Ереванская серия для востоковедения - 1)». Иран и Кавказ . 16 (3): 380–383. дои : 10.1163/1573384X-20120025 .
- ^ Лорнежад, Сиаваш; Дустзаде, Али (2012). Аракелова, Виктория; Асатрян, Гарник (ред.). О современной политизации персидского поэта Незами Гянджеви . Кавказский центр иранских исследований. л.д. 18, 85 (прим. 277).
- ^ Бурнутян, Джордж (2016). Российское исследование Ширванского ханства 1820 года: основной источник по демографии и экономике иранской провинции до ее аннексии Россией . Мемориальный фонд Гибба. п. xvi.
- ^ Бурнутян, Джордж (2016). Российское исследование Ширванского ханства 1820 года: основной источник по демографии и экономике иранской провинции до ее аннексии Россией . Мемориальный фонд Гибба. стр. xvii, xv, xviii.
- ^ Ахмади, Хамид (2017). «Столкновение национализмов: ответ Ирана на ирредентизм Баку». В Камраве, Мехран (ред.). Большая игра в Западной Азии: Иран, Турция и Южный Кавказ . Издательство Оксфордского университета. п. 106. ИСБН 978-0190869663 .
- ^ Мамедов, Эльдар (31 октября 2014 г.). «Азербайджан: время обратить внимание на потенциальную салафитскую опасность» . eurasianet.org . Институт «Открытое общество» .
- ^ Корнелл, Сванте (2005). Малые народы и великие державы: исследование этнополитического конфликта на Кавказе . Рутледж. п. 87. ИСБН 9781135796693 .
Антииранская риторика Эльчибея и последующее ухудшение азербайджано-иранских отношений до точки замерзания...
- ^ Пеймани, Хуман (1999). Иран и США: подъем западноазиатской региональной группировки . Прегер. п. 35. ISBN 9780275964542 .
Правительство Эльчибея, характеризующееся антииранскими, антироссийскими, протурецкими взглядами, стремится к пантюркизму...
- ^ Гроган, Майкл С. (2000). Императивы национальной безопасности и неореалистическое государство: Иран и реальная политика . Военно-морская аспирантура. стр. 68–69.
Эльчибей был антииранским, паназербайджанским
- ^ Эйхенсер, Кристен Э.; Райсман, Уильям Майкл, ред. (2009). Остановка войн и установление мира: исследования международного вмешательства . Издательство Мартинуса Нийхоффа. п. 57. ИСБН 9789004178557 .
Радикально протурецкий и антииранский президент Эльчибей в июне сделал Иран неприемлемым для Азербайджана в качестве посредника.
- ^ Ахмади, Хамид (2017). «Столкновение национализмов: ответ Ирана на ирредентизм Баку». В Камраве, Мехран (ред.). Большая игра в Западной Азии: Иран, Турция и Южный Кавказ . Издательство Оксфордского университета. п. 121. ИСБН 978-0190869663 .
- ^ Хейран-Ниа, Джавад; Моншипури, Махмуд (2023). Камрава, Мехран (ред.). «Раиси и внешняя политика Ирана в отношении Южного Кавказа». Мусульманский мир . 113 (1–2): 131. дои : 10.1111/muwo.12460 . S2CID 257093804 .
- ^ Мамедов 2017 , с. 31.
- ^ Кэй, Далия Дасса; Надер, Алиреза; Рошан, Париса (2011). «Израильское восприятие и политика в отношении Ирана» . Израиль и Иран . Корпорация РЭНД. стр. 19–54. ISBN 9780833058607 . JSTOR 10.7249/mg1143osd.8 .
- ^ «По мере того, как антииранская стратегия Израиля переходит на более высокий уровень, растут опасения по поводу нового конфликта - Аль-Монитор: Пульс Ближнего Востока» . 13 сентября 2019 г.
- ^ Фельдингер, Лорен Гельфонд (10 октября 2013 г.). «7 вещей, которые вы могли не знать о взглядах Ирана на Израиль» . Ежедневный зверь .
- ^ Jump up to: а б Андреева, Елена (2014). «РОССИЯ и. Российско-иранские отношения до большевистской революции» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Босворт, Клиффорд Эдмунд (15 декабря 1984 г.). «Аджам». Энциклопедия Ираника . Том. 1. С. 700–1.
- Морозова, Ирина (2005). «Современная азербайджанская историография по проблеме «Южного Азербайджана» после Второй мировой войны». Иран и Кавказ . 9 (1): 85–120. дои : 10.1163/1573384054068114 .
- Фарния, Нина (1 августа 2011 г.). «Бесчеловечность закона: периферийная расизация и раннее развитие иранской расы» . Сравнительные исследования Южной Азии, Африки и Ближнего Востока . 31 (2): 455–473. дои : 10.1215/1089201X-1264352 . S2CID 143607791 .
- Магбуле, Неда (2017). Пределы белизны: американцы иранского происхождения и повседневная расовая политика . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9781503603370 .
- Мамедов, Эльдар (2017). «Азербайджан двадцать пять лет после независимости: достижения и недостатки». В Хантере, Ширин Т. (ред.). Новая геополитика Южного Кавказа: перспективы регионального сотрудничества и разрешения конфликтов . Лексингтонские книги . стр. 27–64. ISBN 978-1498564960 .