Северный вокзал
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . (Декабрь 2022 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Париж Север | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() Главный железнодорожный зал вокзала Гар-дю-Нор | |||||
Общая информация | |||||
Расположение | 112, улица Мобеж Париж Франция | ||||
Координаты | 48 ° 52'52 "N 02 ° 21'19" E / 48,88111 ° N 2,35528 ° E | ||||
Управляется | СНЦФ | ||||
Линия(и) | Железная дорога Париж – Лилль | ||||
Треки | 32 | ||||
Соединения |
| ||||
Строительство | |||||
Тип структуры | На уровне | ||||
Уровни платформы | 2 | ||||
Доступный | Да [1] | ||||
Архитектор | Жак Игнас Хитторф | ||||
Другая информация | |||||
Код станции | 87271031 | ||||
Код ИАТА | XPG | ||||
Создать зоны | 1 | ||||
История | |||||
Открыто | 20 июня 1846 г. | ||||
Восстановлен | 1891, 1930-е, 1960-е годы | ||||
Пассажиры | |||||
2022 | 211,698,470 [2] | ||||
Классифицировать | Самый загруженный в Европе | ||||
| |||||
| |||||
|
Нор Гар дю ( произносится [ɡaʁ dy nɔːʁ] ; Русский: Северный вокзал ), официально «Париж Норд» , — один из семи крупных конечных вокзалов магистральной железнодорожной линии в Париже , Франция . Станция обслуживается поездами, которые курсируют между столицей и северной Францией по железной дороге Париж-Лилль , а также по международным направлениям в Бельгии, Германии, Нидерландах и Великобритании. Расположенный в северной части Парижа недалеко от Восточного вокзала в 10-м округе , вокзал Гар-дю-Нор обеспечивает сообщение с несколькими линиями городского транспорта, включая парижское метро , RER и автобусы . Это самая загруженная железнодорожная станция в Европе по общему количеству пассажиров и самая загруженная за пределами Японии. [3] [4] [5] В 2015 году Северный вокзал принимал более 700 000 пассажиров в день. [6]
Нынешний вокзал Гар-дю-Нор был спроектирован французским архитектором Жаком Игнасом Хитторффом . [7] а первоначальный комплекс был построен между 1861 и 1864 годами по поручению компании Chemin de Fer du Nord . Станция заменила более ранний и гораздо меньший терминал с тем же названием, который работал с 1846 по 1860 год. Существенная программа реконструкции, проведенная в конце 2010-х - начале 2020-х годов, приведет к значительному изменению конструкции станции. В планы входит значительное расширение площади станции и возможностей обслуживания пассажиров, расширение удобств на территории и создание нового терминала отправления в рамках подготовки к летним Олимпийским играм 2024 года . В результате реконструкции Гар-дю-Нор станет крупнейшим железнодорожным вокзалом в Европе. [8]
Ранняя история
[ редактировать ]Предшественник
[ редактировать ]
Первый вокзал Гар-дю-Нор был построен по поручению компании Chemins defer du Nord , которой руководил Леонс Рейно, профессор архитектуры Политехнической школы . В 1843 году инженер Онфруа де Бревиль, которому было поручено отвечать за первый участок предложенной компанией линии между Парижем и Амьеном , подготовил отчет, в котором рассматривались два различных варианта конечной станции. [9] Руководство решило построить менее просторный из двух вариантов, несмотря на то, что перегруженность станций, обслуживающих столицу, уже является известным явлением как в Лондоне , так и в Брюсселе . Со своей стороны, де Бревиль продвигал меньший вариант как более чем достаточный для удовлетворения спроса и снижения его воздействия на существующий район Кло-Сен-Лазар; Кроме того, он был значительно дешевле, чем более крупный альтернативный вариант. [9]
Проектировать саму станцию поручили инженеру и архитектору Франсуа-Леонсу Рейно. [9] В базовой конфигурации станция вмещала в общей сложности шесть путей и две большие платформы под одним навесом. Этот сарай, разделенный на два нефа, поддерживался рядом чугунных колонн и деревянных ферм; В конструкции использовалась относительно своеобразная дренажная система, в которой полые колонны использовались в качестве дренажных труб непосредственно в городскую канализацию . [9] Движение транспорта было направлено в большой двор, расположенный сбоку от станции. [9]
14 июня 1846 года была открыта первая станция Гар-дю-Нор; в том же году было объявлено о вводе в эксплуатацию железной дороги Париж-Лилль. В течение следующего десятилетия не только произошел большой бум железнодорожного сообщения, поскольку французская сеть быстро расширялась, но и сам Наполеон III активно выступал за крупные инвестиции в инфраструктуру, при этом железные дороги были основным получателем внимания французского государства. [10] В конце 1850-х годов стало ясно, что первоначальный вокзал Гар-дю-Нор будет слишком мал, чтобы удовлетворить потребности крупной конечной станции, поэтому было решено полностью его заменить. Решение о реконструкции станции было значительно облегчено тем, что расходы на это были разделены между компанией и городом. [11] Соответственно, здание вокзала было частично снесено в 1860 году, чтобы освободить место для нынешней станции; фасад первоначальной станции был снят и перенесен на станцию Лилль (ныне Лилль-Фландрия). [12]
Текущая станция
[ редактировать ]
Председатель железнодорожной компании Chemin de Fer du Nord Джеймс Майер де Ротшильд выбрал французского архитектора Жака Игнаса Хитторфа для проектирования нынешней станции. Строительство нового комплекса велось с мая 1861 г. по декабрь 1865 г.; новая станция фактически открылась для обслуживания еще во время строительства в 1864 году. Фасад был спроектирован вокруг триумфальной арки и использовал множество каменных плит. Здание имеет обычную U-образную форму конечной станции. Основная опорная балка изготовлена из чугуна . Опорные колонны внутри станции были изготовлены на металлургическом заводе Alston & Gourley в Глазго в Великобритании, единственной стране, где литейный завод достаточно велик для выполнения этой задачи. [ нужна ссылка ]
Скульптурная экспозиция представляет основные города, обслуживаемые компанией. Восемь из девяти самых величественных статуй, венчающих здание вдоль карниза, иллюстрируют направления за пределами Франции, а в центре находится девятая фигура Парижа. Ниже на фасаде расположены еще четырнадцать скромных статуй, изображающих города Северной Европы. Представлены скульпторы:
- Лондон и Вена , Жан-Луи Жале
- Брюссель и Варшава, Франсуа Жоффруа
- Амстердам Чарльза Гумери
- Франкфурт Габриэля Томаса
- Берлин, Жан -Жозеф Перро
- Одеколон Матюрен Моро
- Париж, Булонь и Компьень , Пьер-Жюль Кавелье
- Аррас и Лаон , Теодор-Шарль Грюйер
- Лилль и Бове, Шарль -Франсуа Лебёф
- Валансьен и Кале , Филипп Жозеф Анри Лемэр
- Руан и Амьен, Эжен -Луи Лекен
- Дуэ и Дюнкерк, Гюстав Краук
- Камбре и Сен-Кантен, Огюст Оттен
Первоначально планировалось, что к фасаду вокзала будет построен монументальный проспект, разрезающий старую планировку улицы. Между 1838 и 1859 годами было внесено около дюжины отдельных предложений по реконструкции улиц вокруг Гар-дю-Нор. [11] Однако такой реконструкции так и не произошло, несмотря на обширную перестройку Парижа, которую возглавил барон Жорж-Эжен Осман ; Отсутствие Северного вокзала в работах Османа было названо «демонстрацией произвола и непоследовательности». [13] По словам историка железнодорожного транспорта Мишлин Нильсен, решение не продолжать реконструкцию обычно объяснялось Османом и его личным недовольством тем, что городу придется нести такие большие расходы от имени Северного вокзала, и что общее отношение Османа привело к к выраженному занижению железных дорог. [9] Какова бы ни была причина, на станции постоянно возникают проблемы с нехваткой места и плохим доступом. [6] [13]
Услуги
[ редактировать ]Как и другие парижские железнодорожные станции, Гар-дю-Нор быстро оказался слишком маленьким, чтобы справляться с постоянным ростом железнодорожного движения. Соответственно, станция периодически переконфигурировалась. [8] В 1884 году инженерам удалось установить пять дополнительных путей. В 1889 году интерьер станции был полностью перестроен, а вдоль ее восточной стороны была построена пристройка для обслуживания пригородных железнодорожных линий. Дальнейшие работы по расширению проводились в период с 1930-х по 1960-е годы. [ нужна ссылка ]
Начиная с 1906 и 1908 годов, станция обслуживалась линией метро 4 (которая пересекает Париж с севера на юг) и конечной станцией линии метро 5 (которая шла до Этуаля через площадь Италии . В 1942 году линия 5 была продлена в сторону северный пригород Пантен и Бобиньи , а его южная конечная остановка была расположена на площади Плас д'Италия, линия метро 2 (станция La Chapelle ) связана с Гар-дю-Нор длинным арочным круговым подземным переходом. [14]
В 1994 году появление высокоскоростных международных рейсов Eurostar потребовало еще одной реорганизации железнодорожных путей:
- Направления 1 и 2: Платформы обслуживания, закрытые для публики.
- Пути с 3 по 6: поезда Eurostar в/из Лондона. Доступ к этим поездам осуществляется с верхнего уровня после пограничного контроля.
- Пути 7 и 8: поезда Eurostar в/из Бельгии, Германии и Нидерландов.
- Пути с 9 по 21: TGV и TER Hauts-de-France.
- Пути с 30 по 36 (расширение пригородной станции): линии Transilien H и K.
- Пути 41 и 44 (метро, уровень -3): RER D.
- Пути 42 и 43 (метро, уровень -3): RER B.
Он также связан со станцией метро Gare du Nord ( линия 4 и 5 , 2 платформы), станцией метро La Chapelle ( линия 2 , 2 платформы) и станцией Magenta ( RER E , 4 платформы).
После того, как 29 мая 2000 года Франция и Великобритания подписали «Дополнительный протокол к Сангаттскому протоколу», параллельный контроль на станции был установлен . Пассажиры Eurostar , направляющиеся в Великобританию, проходят проверку при выезде из Шенгенской зоны (проводимую французской пограничной полицией ), а также проверку при въезде в Великобританию (проводимую пограничной службой Великобритании ) на станции перед посадкой в поезд. [15] PARAFE На станции имеются ворота самообслуживания , которые соответствующие пассажиры (граждане ЕС, ЕЭЗ и Швейцарии в возрасте 12 лет и старше, имеющие биометрические паспорта ) могут использовать для прохождения иммиграционного контроля при выезде из Франции (вместо стойки с персоналом). ворота для электронного паспорта На станции также были установлены , которые имеют право на участие пассажиров (граждане Великобритании, ЕС, ЕЭЗ, Швейцарии, Австралии, Канады, Японии, Новой Зеландии, Сингапура, Южной Кореи и США, а также другие иностранные граждане, подавшие заявку на получение электронного паспорта). Схема «Зарегистрированный путешественник» в возрасте 12 лет и старше с биометрическими паспортами ) может использоваться для прохождения иммиграционного контроля в Великобритании вместо укомплектованной стойки. [ нужна ссылка ]
К 2015 году Гар-дю-Нор, как сообщается, был самой загруженной железнодорожной станцией в Европе, обслуживая более 700 000 пассажиров в течение обычного дня. Большинство этих пассажиров — пассажиры, прибывающие из северных пригородов Парижа и отдаленных городов; только 3 процента трафика приходится на Eurostar . международные услуги [6]
Существует еще один строительный проект по строительству соединительного подземного перехода между Гар-дю-Нор и Гар-де-л'Эст, который планируется открыть в 2025 году. [16] После открытия комплекс Gare du Nord-Gare de l'Est (включая Magenta и La Chapelle) будет иметь 77 платформ. [ нужна ссылка ]
Безопасность станции обеспечивают французская полиция , железнодорожная полиция и частные охранные предприятия. Из-за того, что вокзал является воротами в северные пригороды Парижа, в некоторых частях вокзала время от времени происходят инциденты с безопасностью. [17]
Ремонт
[ редактировать ]SNCF уже давно стремится улучшить станцию, чтобы лучше справляться с движением транспорта, особенно после расширения высокоскоростных железнодорожных перевозок в 1990-х и 2000-х годах, сопровождавшегося ростом количества пассажиров. [8] К 2015 году Северным вокзалом ежедневно пользовались 700 000 пассажиров; [6] По прогнозам, сделанным в 2018 году, это число вырастет до 800 000 к 2024 году и до 900 000 к 2030 году. [8] В 2015 году SNCF наняла архитектора Жана-Мишеля Вильмотта с директивой «открыть станцию по направлению к городу». [6] По словам директора проекта SNCF Стефана Куньона, бюджет программы превышает 600 миллионов евро (526 миллионов фунтов стерлингов). [8] Это начинание пользуется общественной поддержкой со стороны мэра Парижа Анны Идальго , которая также пообещала решить частые проблемы с движением транспорта перед вокзалом путем изменения конфигурации подъездов. [6] Среди критиков реконструкции были несколько архитекторов и градостроителей, которые обычно возражали против высокого уровня коммерциализации. [18] [19]
Изменения в Северном вокзале будут существенными: его площадь увеличится примерно в два с половиной раза по сравнению с площадью до реконструкции, что превратит его в крупнейший железнодорожный вокзал в Европе. [8] Расширению следует способствовать в основном за счет увеличения высоты здания, а также за счет отодвигания наружных стен в нескольких местах. Эта работа будет основываться на существующей философии разделения прибывающих и вылетающих пассажиров; все магистральные выезды должны быть сосредоточены в новом здании рядом с восточным фасадом. [8] Сообщается, что для улучшения сообщения станции с остальной частью города SNCF рассмотрела возможность строительства нового восточного фасада вдоль улицы Фобур Сен-Дени, чтобы обеспечить прямой доступ к новому терминалу отправления, а также к новому автовокзалу. [8]
Различные новые удобства на территории будут оборудованы на площади 50 000 м. 2 (540 000 кв. футов), что означает пятикратное увеличение. [8] Среди различных предприятий розничной торговли и коммерческих операций запланировано два ресторана, которые будут работать на крыше станции, а также тренажерный зал , теннисный корт, поле для гольфа , фитнес-тропа длиной 1000 м (3300 футов) вдоль фасада и более 7000 м2. 2 (75 000 кв. футов) зеленых насаждений. Для улучшения доступности всего объекта будет установлено 55 лифтов и 105 эскалаторов, что более чем вдвое превышает количество до реконструкции. [8] Также были учтены экологические соображения, соответствующие строгим стандартам BREEAM и включающие такие функции, как 3200 м². 2 (34 000 кв. футов) солнечных панелей . Несмотря на амбициозные масштабы, необходимо уделить большое внимание сохранению ее исторической архитектуры и внешнего вида, поскольку станция сама по себе считается объектом национального наследия. Сообщается, что проект был смоделирован с использованием нескольких других крупных станций, в том числе лондонского Сент-Панкрас и Нью- Йорка Центрального вокзала . [8]
В июне 2019 года городская комиссия решила первоначально отказать в разрешении на строительство, связанное с проектом. [18] Тем не менее, работы по реконструкции начались в конце 2019 года и планируется завершить в конце 2023 года. [8] Станция будет оставаться открытой во время ремонта, несмотря на возросшие технические проблемы, связанные с этим, а стоимость закрытия будет сочтена слишком высокой. На протяжении всей программы тщательное планирование было направлено на минимизацию простоев и максимальное повышение комфорта пассажиров. [8] Некоторые части станции, такие как относительно недавние объекты обслуживания Eurostar, останутся относительно нетронутыми. Помимо работ на самой территории станции, SNCF в этот период проведет изменения по всему северному коридору в связи с работами по реконструкции. [8] Сообщается, что реконструкцию станции планируется завершить к 2024 году, когда Париж примет Олимпийские игры . [8]
В популярной культуре
[ редактировать ]Северный вокзал служил фоном для съемок многих французских фильмов, таких как «Русские куколки» .
Нэнси Митфорд В «В погоне за любовью» Линда впервые встречает Фабриса на Северном вокзале, когда у нее заканчиваются ресурсы и она сидит и плачет на своем чемодане.
В американских фильмах внешний и внутренний вид Северного вокзала можно увидеть в фильме 2002 года «Идентификация Борна» с Мэттом Дэймоном и снова в финале трилогии «Ультиматум Борна» , вышедшем в августе 2007 года. Его также можно было увидеть в фильме «Двенадцать друзей Оушена». в 2004 году, [20] и «Каникулы мистера Бина» финал фильма Джеймса Мактига «Ворон» в 2007 году . На станции происходит 2012 года.
Сцены из Сплетницы » эпизода « « Двойная личность » снимались на Северном вокзале. [21]
Услуги поездов
[ редактировать ]В настоящее время в Paris Nord звонят следующие службы:
- Высокоскоростные услуги ( Евростар )
- Высокоскоростные перевозки ( TGV )
- Региональные службы ( Transilien )
- Линия H : Париж – Сен-Дени – Монсу-Мафлье – Люзарш.
- Линия H: Париж – Сен-Дени – Монсу-Мафлье – Персан-Бомон.
- Линия H: Париж – Сен-Дени – Эрмон-Обонн – Персан-Бомон.
- Линия H: Париж – Сен-Дени – Эрмон-Обонн – Понтуаз.
- Линия K : Париж – Ольне-су-Буа – Митри-Клей – Крепи-ан-Валуа.
- Региональные службы ( TER Hauts-de-France )
- Париж – Крепи-ан-Валуа – Суассон – Лан
- Париж – Крей – Компьень – Тернье – Сен-Кантен
- Париж – Персан-Бомон – Бове
- Париж – Орри-ла-Виль – Крей – Сен-Жюст-ан-Шоссе – Бретей – Амьен
RER
[ редактировать ]Гар-дю-Нор подключен к парижской сети RER .
Линия B останавливается на путях 42 и 43, а линия D останавливается на путях 41 и 44. Все четыре пути расположены на уровне -3, под главной станцией. Поезда линии B обслуживают либо аэропорт Шарля де Голля , либо Митри-Клей к северу от города, а также Антони (для аэропорта Орли ), Масси-Палезо (для Масси TGV ) или Сен-Реми-ле-Шеврез к югу от города. Линия D обеспечивает быстрое сообщение между Гар-дю-Нор и Лионом , а также многими районами юго-востока Парижа. Линия D также курсирует до северного Парижа, до Сен-Дени и Крей . Обе линии также обслуживают Стад де Франс в Сен-Дени .
Станция RER напрямую связана со станцией Magenta , обслуживаемой линией E. RER В подземный соединительный туннель можно попасть с уровней -1 или -2. RER E обеспечивает связь между Северным вокзалом и Сен-Лазаром / вокзалом Сен-Лазар, а также с восточным Парижем, Бонди , Шеллем и Турнан-ан-Бри .
Парижское метро
[ редактировать ]обслуживается Станция парижского метро Gare du Nord линиями 4 и 5 , до нее можно добраться через подземные соединительные туннели, в которые можно попасть с уровней -1 или -2. Обе станции обеспечивают сообщение между Гар-дю-Нор и Гар-де-л'Эст .
Существует также сообщение со станцией La Chapelle на линии 2 парижского метро. Доступ к подземному соединительному туннелю можно получить на уровне -2.
См. также
[ редактировать ]- Список вокзалов Парижа
- Список станций парижского RER
- Список станций парижского метрополитена
- Список работ Анри Шапю. Скульптор статуи, изображающей Бове.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Карта для путешественников в инвалидных колясках» ( PDF) . Иль-де-Франс Mobilités (на французском и британском английском). 2023 . Проверено 27 декабря 2023 г.
- ^ «Fréquentation en gares» [Посещаемость станций]. SNCF (на французском языке) . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ «Самые загруженные вокзалы мира» . www.railtechnology.com . 9 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 7 ноября 2017 года . Проверено 24 января 2004 г.
- ^ «Частота на вокзалах – Северный Париж» . Открытые данные SNCF . 25 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала 31 июля 2020 года . Проверено 30 мая 2019 г.
- ^ "Стол" . СНЦФ. Архивировано из оригинала 29 октября 2020 года . Проверено 4 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Чарльз Бремнер (27 июня 2015 г.). «Неряшливый вокзал Гар-дю-Нор получил реконструкцию на 1 миллиард фунтов стерлингов» . Таймс .
- ^ Коул, Беверли (2011). Поезда . Потсдам, Германия: HFUllmann. п. 221. ИСБН 978-3-8480-0516-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «ИЗ АРХИВА: Олимпийский спринт» . www.railmagazine.com. 10 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 4 декабря 2020 года . Проверено 4 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Нильсен 2008, с. 89.
- ^ Нильсен 2008, стр. 69-71.
- ^ Jump up to: а б Нильсен 2008, с. 103.
- ^ Вигье, Жан-Поль (24 сентября 2009 г.). Архитектор (на французском языке). Одиль Джейкоб. п. 196. ИСБН 9782738123046 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 года . Проверено 20 апреля 2020 г. - через Google Книги. .
- ^ Jump up to: а б Нильсен 2008, с. 81.
- ^ Конде, Франц (9 декабря 2009 г.). Корреспондентский коридор между станцией Paris-Nord и станцией метро La Chapelle в Париже [ Соединительный коридор между станцией Paris-Nord и станцией метро La Chapelle в Париже ] (Изображение) (на французском языке) . Проверено 26 ноября 2023 г.
- ^ «Текст лорда Хансарда от 16 марта 2001 г. (210316-05)» . Департамент официального отчета (Hansard), Палата лордов. Архивировано из оригинала 2 октября 2020 года . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ «Проект: соединение новых вокзалов Гар-дю-Нор и Гар-де-л'Эст» . Иль-де-Франс Mobilités (на французском языке). Архивировано из оригинала 9 марта 2023 года . Проверено 12 марта 2023 г.
- ^ Генри Сэмюэл, Битва при Гар-дю-Нор потрясла Париж. Архивировано 19 июня 2016 года в Wayback Machine , телеграфе 29 марта 2007 года.
- ^ Jump up to: а б « Непристойное и абсурдное: проект Северного вокзала разделяет Париж» . Нью-Йорк Таймс . 4 сентября 2019 г. Архивировано из оригинала 30 ноября 2020 г. Проверено 4 ноября 2020 г.
- ^ Шофилд, Хью (28 декабря 2019 г.). «Gare du Nord: Почему самый загруженный вокзал Европы нуждается в срочной реконструкции» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 25 января 2021 года . Проверено 4 ноября 2020 г.
- ^ «ОКЕАНЫ 12 – Производственные заметки – О производстве» . CinemaReview.com. Архивировано из оригинала 31 июля 2020 года . Проверено 1 декабря 2013 г.
- ^ Адалян, Джо; Гордон, Дайан (29 июля 2010 г.). «Продюсеры «Сплетницы» рассказывают о судьбе Чака, съемках в Париже и возвращении Дженни Хамфри» . Журнал Нью-Йорк . Архивировано из оригинала 9 октября 2011 года . Проверено 1 декабря 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Нильсен, Мишлин. «Железные дороги и столицы Западной Европы: исследования имплантации в Лондоне, Париже, Берлине и Брюсселе». Спрингер, 2008. ISBN 0-2306-1577-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Gare du Nord в Transilien , официальном сайте SNCF (на французском языке)
- Gare du Nord.fr Информация о посещении вокзала Гар-дю-Нор
- Изображения вокзала Гар-дю-Нор
- Фототур по Гар-дю-Нор | Париж на поезде
- Магазины Gare du Nord и общая информация о вокзале
- в высоком разрешении 360° Художественный атлас | Панорама вокзала Гар-дю-Нор
- Gare du Nord на официальном сайте SNCF "Gares & Connexions" (на французском языке)
- Железнодорожный вокзал в Париже
- Станции региональной экспресс-сети
- Здания и сооружения 10 округа Парижа.
- Железнодорожные вокзалы во Франции открылись в 1846 году.
- Инфраструктура построена в 1864 году.
- Железнодорожные станции, обслуживаемые Eurostar
- Французские железнодорожные станции с расположенными рядом элементами управления