Азербайджанский Музей Ковра
Учредил | 1967 |
---|---|
Расположение | Улица Микаила Гусейнова 28, Баку , Азербайджан |
Координаты | 40 ° 21'35 "N 49 ° 50'08" E / 40,35972 ° N 49,83556 ° E |
Тип | Музей |
Директор | Амина Маликова |
Доступ к общественному транспорту | Станция метро Ичери Шехер |
Веб-сайт | www.azcarpetmuseum.az |
Азербайджанский национальный музей ковра ( азербайджанский : Azərbaycan Milli Xalça Muzeyi , ранее называвшийся Азербайджанским музеем ковра ) — это музей, расположенный в Баку , в котором представлены азербайджанские ковры и коврики с использованием исторических и современных техник и материалов ткачества. [1] Здесь собрана самая большая коллекция азербайджанских ковров в мире. [2] Впервые открытый на проспекте Нефтяников в 1967 году, он переехал в новое здание в набережной парка Баку в 2014 году. [3] [4]
История
[ редактировать ]Музей был основан в 1967 году и первоначально располагался в мечети Джума в Ичери Шехер . Мечеть была построена в 15 веке и отремонтирована в 19 веке. Его первая выставка состоялась в 1972 году. В 1992 году, после распада СССР , музей был перенесен на второй этаж нынешнего Бакинского музейного центра. [5] здание, которое первоначально было музеем Ленина. [6] Коллекция названа в честь дизайнера ковров Лятифа Каримова .
Планы по перемещению коллекции в новое специально построенное здание начались в 2010 году, а новое здание должно было открыться в конце 2012 года. [7] с визитом президента Ильхама Алиева в сентябре 2013 года. [8] Музей открылся 26 августа 2014 года как Азербайджанский музей ковра, утратив свое гораздо более длинное официальное название. [9]
Здание
[ редактировать ]Конструкция здания должна выглядеть как свернутый ковер. На строительство здания, спроектированного австрийским архитектором Францем Янцем, ушло более шести лет. Предыдущее строение, имеющее историческое значение, было разрушено, чтобы освободить место для нового здания. [10]
Коллекция
[ редактировать ]Коллекция музея включает более 10 000 предметов керамики, металлических изделий 14 века, ювелирных изделий бронзового века , ковров и ковровых изделий 17-20 веков, национальной одежды и вышивки, произведений прикладного искусства Нового времени . [11] Музей организует публичные лекции и учебные курсы по коврам и прикладному искусству. Здесь есть книжный магазин, где продаются книги по азербайджанским ремеслам и ковровому искусству. [2] В музее также хранится постоянная коллекция Шушинского исторического музея города Шуши . Некоторые из выставленных предметов из музея Шуши были частью 600 ковров, вывезенных из музея до захвата Шуши армянскими войсками в 1992 году . Сейчас они выставлены в музее на выставке под названием «Сожженная культура». [6] В 2020 году ковер Гарагоюнлу . в коллекцию был включен [12] В июле 2022 года музей представил свой новый экспонат – ковер «Лампа», сотканный в Шуше в 1930-е годы. [13]
Международные выставки
[ редактировать ]Музей занимается исследовательской и общественной деятельностью. Ежегодно в музее организуются государственные и международные выставки, печатаются каталоги ковров. Музей также провел выставки более чем в 30 странах, включая Францию, Германию, Англию, Японию, Нидерланды. В 1998 году музей участвовал в организованной ЮНЕСКО выставке в Париже, посвященной Физули , а в 1999 году, посвященной 1300-летию Книги Деде Коркута , где были представлены ковры, предметы народно-прикладного искусства, в том числе медные кувшины, кружки, ведра и седельные сумки. . [6]
Идеологическая подоплека
[ редактировать ]По данным рецензируемого Международного журнала исследований наследия , основа классификации и выставки в Бакинском музее ковров коренится в нескольких факторах: [14] такие как географические индикаторы, связанные с региональными коврами, которые отражают развитие нового типа поддерживаемого государством национального сознания в 1950-х годах во время существования Азербайджанской ССР в составе Советского Союза . [15] В ходе десталинизации ЦК Компартии Азербайджана одобрил реформы, направленные на определение и поощрение азербайджанской истории и культуры , а также замену русского языка на азербайджанский в качестве составного государственного языка Азербайджанской ССР. [15] Большая часть тогдашнего Бакинского Центрального Комитета действовала в Иране в 1940-х годах во время советской оккупации , и его члены твердо верили, что иранский азербайджанский регион исторически принадлежал их нации. [15] Спорное решение заменить русский язык азербайджанским в качестве официального государственного языка Азербайджанской ССР было также частично реализовано в ответ на действия ее закавказских соперников, Армянской и Грузинской ССР , которые уже сделали свои родные языки официальными в своих республиках в 1936 году после того, как Распад Закавказской СФСР . [15] В этот период также в официальном использовании название «азербайджанец» заменило «тюрк» . [15] Вопрос Карабаха снова был поднят во время десталинизации, когда армяне преимущественно армянонаселенной Нагорно-Карабахской автономной области потребовали объединения с Армянской ССР. [15] Все подобные культурные инициативы Азербайджанской ССР возникли в условиях относительной свободы выражения мнений; рост национализма в Кавказском регионе; зацикленность на иранском азербайджанском регионе; а также всплеск соперничества со своими закавказскими советскими соседями, особенно с Арменией, по поводу «национальных прав и территории». [15] Международный журнал исследований наследия отмечает:
Вышеуказанные вопросы легли в основу классификации и экспозиции в Музее ковра в Баку. Подразумеваемые территориальные претензии в классификации используются в спорных политических целях внутри музея. К ним относятся претензии в отношении иранского Азербайджана, который азербайджанское правительство называет « Южным Азербайджаном », а также эксклюзивные претензии, исключающие Армению, в отношении территорий в Карабахе . Нынешний музей отражает таксономию Каримова (которая, как отмечалось, была националистическим проектом ), а также его подробную классификацию исторических периодов коврового производства. [14]
и:
На двух других уровнях экспонаты группируются вдоль линейного пространства выставки. В то время как процесс ткачества демонстрируется (с использованием не только электронных видеозаписей и изображений, но и живых демонстраций ткачей), экспонаты иллюстрируют различные применения ковров, в том числе в домашней жизни, а также их полезность для отражения некоторых исторических событий. Примечателен ковер, изображающий героев иранской конституционной революции , многие из которых были выходцами из иранского Азербайджана. Называя их, музей (следуя официальной линии в Азербайджанской Республике ) хранит молчание о национальном происхождении изображенных героев. В таких случаях посетителю предоставляется возможность интерпретации официальных гидов, чтобы понять персонажей и их исторические роли. Результатом чаще всего является утверждение националистического азербайджанского нарратива, который неявно предъявляет претензии на территорию за пределами Азербайджанской Республики. [16]
Третий уровень музея, посвященный Лятифу Каримову , представляет и признает Каримова как «бесспорного авторитета в науке и искусстве ковроткачества, тем самым устанавливая точность выставок в соответствии с научным авторитетом Каримова». [16] На втором уровне музея находится особое тканое изделие, призванное отразить классификацию и группы ковров Каримова, которое Международный журнал исследований наследия описывает как «возможно, самый яркий экспонат с точки зрения территориальных претензий». [16] В произведении «под знаменем азербайджанского ковра различные формы, мотивы и художественные сходства между Азербайджаном и другими народами и этническими группами, в том числе иранцами и армянами». утверждаются и присваиваются [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «История Азербайджанского Музея Ковра» . Архивировано из оригинала 15 декабря 2020 г. Проверено 20 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «МУЗЕЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО КОВРА» . Архивировано из оригинала 1 июля 2010 года . Проверено 20 августа 2010 г.
- ^ «Музей азербайджанского ковра» . azcarpetmuseum.az . Архивировано из оригинала 15 декабря 2020 г. Проверено 7 мая 2017 г.
- ^ Зейналова, Фарида; CNN (22 декабря 2023 г.). «Азербайджан: Почему ковры должны быть в центре внимания вашей следующей международной поездки» . CNN . Проверено 23 апреля 2024 г.
{{cite web}}
:|last2=
имеет общее имя ( справка ) - ^ "Музейный центр ::: Общая информация :::" . www.museumcenter.az . Архивировано из оригинала 14 марта 2021 г. Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Бакинский Национальный Музей Ковра» . Архивировано из оригинала 11 июля 2010 г. Проверено 20 августа 2010 г.
- ^ «До конца года в Баку откроется уникальный музей ковров» . AzerNews.az . 25 июля 2012 г. Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ «Президент Алиев осмотрел новое здание музея ковров (ОБНОВЛЕНИЕ)» . AzerNews.az . 2013-12-02 . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ «Музей ковра переименован в Азербайджане» . Вестниккавказа.нет . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ Дойл, Рэйчел (10 октября 2014 г.). «В Азербайджане теперь есть Музей ковров, похожий на ковер» . Обузданный . Проверено 10 октября 2017 г.
- ^ «Ковры, сделанные на века – прогулка по Бакинскому национальному музею ковров» . Азербайджанский международный . Проверено 20 августа 2010 г.
- ^ «Килим «Карагоюнлу» » . Проверено 6 июня 2024 г.
- ^ «Музей ковра» представит новую экспозицию . Azernews.Az . 05.07.2022 . Проверено 13 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Мозаффари, Али; Барри, Джеймс (2022). «Наследие и территориальные споры в армяно-азербайджанском конфликте: сравнительный анализ музеев ковров Баку и Шуши». Международный журнал исследований наследия . 28 (3): 329–330. дои : 10.1080/13527258.2021.1993965 . hdl : 10536/DRO/DU:30158379 . S2CID 240207752 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мозаффари, Али; Барри, Джеймс (2022). «Наследие и территориальные споры в армяно-азербайджанском конфликте: сравнительный анализ музеев ковров Баку и Шуши». Международный журнал исследований наследия . 28 (3): 329. дои : 10.1080/13527258.2021.1993965 . hdl : 10536/DRO/DU:30158379 . S2CID 240207752 .
- ^ Jump up to: а б с д Мозаффари, Али; Барри, Джеймс (2022). «Наследие и территориальные споры в армяно-азербайджанском конфликте: сравнительный анализ музеев ковров Баку и Шуши». Международный журнал исследований наследия . 28 (3): 330. дои : 10.1080/13527258.2021.1993965 . hdl : 10536/DRO/DU:30158379 . S2CID 240207752 .