Талса Опера
Tulsa Opera — американская оперная труппа, базирующаяся в Талсе, Оклахома . Первоначально это была любительская группа под названием « Оперный клуб Талсы» (основанная в 1948 году), но в 1953 году компания была зарегистрирована как профессиональная организация. Спектакли труппы первоначально представлялись в Театре Талсы («Старая леди на Брейди») до выступления в Талсе. Центр искусств (TPAC) открылся в 1977 году. В настоящее время компания представляет в TPAC ежегодный сезон трех постановок опер. Многие известные певцы выступали в операх с труппой, в том числе Беверли Силлс , Анна Моффо , Роберта Питерс , Ричард Такер , Рената Скотто , Корнелл МакНил , Сэмюэл Рэми , Саймон Эстес и Джерри Хэдли и многие другие. Помимо постановок опер, компания также представила концерты и сольные выступления с участием таких артистов, как Барбара Кук , Сьюзен Грэм , Лучано Паваротти , Леонтайн Прайс и Джоан Сазерленд . Оперный композитор и пианист Тобиас Пикер занимал должность художественного руководителя компании с 2016 по 2022 год. В настоящее время компанию возглавляет генеральный директор и генеральный директор Лори Дектер Райт. Аарон Бек является его художественным руководителем.
История
[ редактировать ]1948–1953: Оперный клуб Талсы.
[ редактировать ]В 1948 году пять жителей Талсы, Бесс Гованс, Ральф и Ионе Сассано, Мэри Хелен Маркхэм и Беверли Блисс, сформировали Оперный клуб Талсы. [ 1 ] 4 декабря 1948 года организация исполнила Джузеппе Верди » «Травиату в унитарной церкви All Souls на Боулдер-авеню, где Ральф и Ионе Сассано изображали Альфредо и Виолетту, а молодой Уильям Льюис пел роль Гастона, когда учился в старшей школе под руководством дирижерская палочка местного дирижера Джеральда Уитни. [ 2 ] Впечатленная результатами, владелица Tulsa World Мод Лортон Мейерс обратилась к компании с предложением финансовой поддержки в обмен на место в совете директоров компании, который был создан в 1949 году. [ 3 ] В том же году она купила дом по адресу 1610 South Boulder в центре Талсы. Этот дом служил одновременно штаб-квартирой оперы Талсы и жилым помещением семьи Сассано. [ 4 ] Нынешняя штаб-квартира Оперы Талсы все еще находится по этому адресу, но в другом здании, построенном в 1975 году. [ 4 ] В 1971 году компания приобрела прилегающую к первоначальному зданию недвижимость, что позволило построить парковку и гораздо более крупный объект. [ 5 ]
После «Травиаты» компания первоначально дважды в год представляла легкие оперы и оперетты в средней школе Уилла Роджерса с участием в основном исполнителей-любителей. [ 6 ] В 1950 году компания переехала в « Старую леди на Брейди » и начала нанимать одного или двух профессиональных певцов для каждой постановки; начиная с Дэвида Аткинсона в роли Роберта в Зигмунда Ромберга » «Новолунии . [ 6 ] Труппа продолжала представлять легкие оперы и оперетты два раза в год до 1953 года, включая постановку « Принца Пльзеньского выступала молодая Рю МакКланахан . » Густава Людерса, в которой танцовщицей [ 7 ]
1953–1974: Ранние профессиональные годы в «Старой леди на Брейди».
[ редактировать ]В 1953 году компания реструктуризировалась в полностью профессиональную организацию под названием Tulsa Opera; продолжая ставить оперы в Театре Талсы на Брейди-стрит. [ 8 ] С этого момента все главные роли оплачивались профессионалам, начиная с ноября 1953 года с Джакомо Пуччини » «Мадам Баттерфляй в постановке Энтони Стиванелло из Нью-Йоркской Гранд Опера труппы, с Томико Канадзавой в роли Чио-Чио-Сан, Джулио Гари в роли Пинкертона. и Джон Браунли в роли Шарплесса. [ 8 ] Стиванелло руководил многими постановками Оперы Талсы до 1973 года. [ 9 ] В последующие годы с труппой выступали многие выдающиеся артисты, в том числе тенор Юджин Конли (1955, Фауст). [ 9 ] Барри Моррелл (Каварадосси, 1957) [ 10 ] и Брайан Салливан (1955, Родольфо); [ 11 ] сопрано Лисия Альбанезе (Тоска, 1957), [ 10 ] Надин Коннер (1955, Мими, [ 11 ] ) Дороти Кирстен (1958, Чио-Чио-Сан), [ 12 ] Маргарита Пьяцца (Виолетта, 1954); [ 11 ] меццо-сопрано Нелл Рэнкин (1957, Кармен); [ 13 ] баритоны Вальтер Кассель (Скарпиа, 1957); [ 10 ] и танцоры Роман Ясински и Моселин Ларкин (показанные в «Люсии ди Ламмермур» , 1958). [ 12 ]
В 1957 году Джордж Уитни ушел с поста дирижера Оперы Талсы, и труппа начала нанимать профессиональных оперных дирижеров, таких как Джузеппе Бамбошек, для руководства спектаклями. Бамбошек, в частности, дирижировал высоко оцененной постановкой Джузеппе Верди » «Трубадура Весной 1959 года , в которой снимались Юсси Бьёрлинг в роли Манрико, Элинор Росс в роли Леоноры, Леонард Уоррен в роли графа ди Луны и Жан Мадейра в роли Альсучены. [ 13 ] В 1959 году дирижер Карло Мореско был нанят художественным руководителем Оперы Талсы, а Жаннет Тернер - исполнительным директором. [ 14 ] Мореско дирижировал всеми выступлениями компании в течение следующих шестнадцати лет, а Тернер был бизнес-менеджером компании до 1974 года. [ 14 ] В 1962 году, в разгар забастовки в Метрополитен-опера , опера Талсы смогла привлечь звездный состав талантов Метрополитена для постановки « Севильского цирюльника» Россини с Робертой Петерс в роли Розины, Чезаре Валлетти в роли Альмавивы и Фрэнком Гуаррерой. в роли Фигаро, Сальваторе Баккалони в роли Бартоло и режиссера Дино Яннополуса. [ 15 ]
Среди других известных певцов, выступавших под управлением Мореско, были сопрано Джанна Д'Анджело (Люсия, 1964), [ 16 ] Жан Фенн (1971, Дездемона), [ 17 ] Анна Моффо (Виолетта, 1960), [ 12 ] Маралин Ниска (1973, Манон Леско), [ 18 ] Беверли Силлс (Виолетта, 1967), [ 19 ] Рената Скотто (1967, Чио-Чио-Сан), [ 20 ] Габриэлла Туччи (1969, Аида), [ 21 ] Дороти Вареншельд (1960, Мими), [ 22 ] и Тереза Жилис-Гара (1973, Леонора); [ 23 ] меццо-сопрано Фрэнсис Библ (1969, Орловский), [ 21 ] Виорика Кортес (1972, Кармен), [ 18 ] Мюриэль Коста-Гринспон (1965, Мать в «Гензеле и Гретель» ) [ 24 ] и Милдред Миллер (Керубино, 1963); [ 25 ] теноры Джон Александр (1964, Эдгардо), [ 16 ] Норман Келли (1965, Ведьма в «Гензеле и Гретель» ); [ 24 ] Альфредо Краус (1968, Герцог в «Риголетто» ); [ 20 ] Флавиано Лабо (1960, Родольфо), [ 22 ] Джеймс Маккракен (1971, Отелло), [ 17 ] Роберт Надь (1972, Дон Хосе), [ 18 ] и Ричард Такер (Дон Хосе, 1962); [ 25 ] баритоны Чезаре Барделли (Скарпиа, 1963), [ 25 ] Наполеон Биссон (1960, Шонар), [ 22 ] Игорь Горин (1964, Эштон), [ 16 ] Питер Глоссоп (1970, Скарпиа), [ 17 ] Честер Луджин (1965, Отец в «Гензель и Гретель ») [ 24 ] и Корнелл МакНил (1973, граф Ди Луна); [ 23 ] бас-баритон Норман Трейгл (1966, Мефистофель); [ 24 ] и бас-гитарист Эцио Флагелло (1970, Дон Базилио), [ 26 ] Бональдо Джайотти (1969, Рамфис), [ 26 ] Никола Москона (1960, Холмы) [ 22 ] и Итало Тахо (1965, Дулькамара). [ 27 ]
1975–1987: Эдвард Пуррингтон
[ редактировать ]После ухода Тернера в конце 1974 года оперный режиссер Эдвард Пуррингтон из оперы Санта-Фе стал генеральным менеджером и художественным руководителем, начиная со дня Нового 1975 года. [ 28 ] Он оставался на этой должности до завершения сезона 1986–1987 годов в Талса Опере. Первой постановкой, которую он курировал, стал Джузеппе Верди » «Риголетто с Луи Килико в главной роли весной 1975 года. [ 28 ] Этот год также ознаменовал возвращение уроженца Талсана Уильяма Льюиса, к тому времени уже хорошо зарекомендовавшего себя артиста Метрополитен-оперы, в роли Каварадосси в «Тоске» . [ 28 ] Карло Мореско продолжал участвовать в ограниченной роли дирижера в первые годы работы Пуррингтона в труппе, сделав свое последнее дирижерское выступление в роли дирижера в « Макбете » Верди в 1977 году с Марисой Гальвани в роли леди Макбет и Килико в главной роли. [ 29 ]
В 1977 году был построен Центр исполнительских искусств Талсы (TPAC). С тех пор почти все оперы были представлены в Мюзик-холле Чепмена Центра. Первой оперой, которую труппа поставила в TPAC, была « Аида » Верди в ноябре 1977 года с Джильдой Крус-Ромо в главной роли, Эрманно Мауро в роли Радамеса, Джоном Макерди в роли Рамфиса и Миньон Данн в роли Амнерис. [ 30 ] В 1978 году Беверли Силлс вернулась в Оперу Талсы, чтобы исполнить Эльвиру в опере Беллини «Пуритане » с Энрико Ди Джузеппе в роли Артуро и Сэмюэлем Рэми в роли Джорджио. [ 31 ] В том же году труппа поставила « Дон Жуана» Моцарта с Шерил Милнс в главной роли и Полом Плишкой в роли Леперелло. [ 32 ]
В сезоне 1979–1980 годов Пуррингтон расширил сезон Оперы Талсы с двух ежегодных постановок до трех ежегодных постановок; практика, которая осталась в силе. [ 32 ] Этот сезон включал в себя двойную афишу «Наварры » Массане (с Нэнси Шейд в роли Аниты и Жака Трусселя в роли Аракила) и Руджеро Леонкавалло » «Паяцев , Рихарда Вагнера » «Валькирии (с Симоном Эстесом, давшим свои первые исполнения Вотана); и Иоганна Штрауса II » «Летучая мышь (1980, с Эшли Патнэм в роли Розалинды, Дейлом Дюзингом в роли Эйзенштейна и Джудит Сомоги дирижирует). Сомоги, дирижер Нью-Йоркской городской оперы , была любимицей публики Талсы во время пребывания Пуррингтона в должности, дебютировав в труппе в 1976 году с Дугласа Мура с «Балладой о Малышке Доу» Костанцей Куккаро в главной роли и Джин Крафт в роли Джин Крафт. Августа Табор и Джон Рирдон в роли Горация Табора. [ 29 ] Среди других ее работ с труппой - «Травиата» (1979, с Дианой Совьеро в роли Виолетты, Джоном Брекноком в роли Альфреда и Майклом Девлином в роли Жермона); «Летучая мышь» (1980, с Эшли Патнэм в роли Розалинды и Дейлом Дьюзингом в роли Эйзенштейна); «Богема» (1981, с Совьеро в роли Мими, Ритой Шейн в роли Муссетты и Стивеном Диксоном в роли Марчелло); «Кавалер розы» (1983, с Гвендолин Джонс в роли Октавиана, Мехтильд Гессендорф в роли Маршаллина и Дайан Карри в роли Аннины); и Аида (1985, с Леоной Митчелл в главной героине).
Опера Талсы представила в TPAC сольные концерты нескольких выдающихся артистов, в том числе Лучано Паваротти в 1981 году, Леонтайна Прайса в 1986 году и Джоан Сазерленд в 1987 году. [ 33 ] Другими певцами, выступавшими с труппой во время правления Пуррингтона, были сопрано Жозефина Барстоу (1986, Манон Леско). [ 34 ] ), Джудит Блеген Массане (1976, как Манон [ 35 ] ), Мариса Гальвани (1985, Одабелла), Валери Мастерсон (1985, главная роль в «Веселой вдове») . [ 36 ] ), Эри Миллс (1981, Мари [ 37 ] ), Розалинда Плаурайт (1987, Элизабет в «Дон Карлосе») . [ 38 ] ) и Сильвия Сасс (1985, Тоска [ 39 ] ); меццо-сопрано Фиоренца Коссотто (1984, Кармен [ 40 ] ); теноры Уильям Джонс (1982, Манрико), Джерри Хэдли (1984, Артуро) [ 41 ] ), Вериано Лучетти (1984, Дон Хосе [ 40 ] ) и Нил Шикофф (1986, Фауст); баритон Джеймс Биллингс (1980, Frog [ 37 ] ); bass-baritones James Morris (1980, Boris Godunov [ 37 ] и Ричард Стилвелл (1982, «Фигаро» Россини) [ 36 ] ); бас-гитарист Джером Хайнс (1987, Великий инквизитор) [ 42 ] ) и Джорджо Тоцци (1981, Sulpice [ 37 ] ); и актриса Анна Рассел (1981, Герцогиня Кракенторпская) [ 37 ] ).
Летом 1987 года Пуррингтон покинул оперу Талсы, чтобы занять пост директора Вашингтонской национальной оперы . [ 38 ] Бернард Узан сменил его на посту директора, но покинул компанию всего через один сезон, сославшись на разногласия с правлением Tulsa Opera. [ 38 ] В частности, его работа заключалась в первой постановке труппы « Сказок Гофмана» с Робертом Грейсоном в главной роли, Синдией Сиден в роли Олимпии, Синтией Клэри в роли Никлаусса и Эриком Халфварсоном в роли четырех злодеев. [ 38 ] В этом сезоне также слышали Камиля Сен-Санса » «Самсон и Далила с Флоренс Кивар в роли Далилы, Уильямом Джонсом в роли Самсона и Ричардом Сатлифом в роли Первосвященника. [ 43 ]
1988–1992: Николас Муни
[ редактировать ]В 1988 году Николас Муни был назначен художественным руководителем Оперы Талсы, а Мирна Смарт Раффнер была назначена генеральным директором. [ 43 ] В 1990 году молодые артисты оперы Талсы исполнили Гласса Филипа «Можжевельник» в присутствии композитора. [ 43 ] В том же году Опера Талсы выпустила новую версию « Травиаты» Верди по эскизам Джона Конклина , в которой опера была представлена в сценах в диско-баре, бассейне и современной больничной палате. [ 44 ] Спектакль с Фрэнсис Гинзберг в роли Виолетты и Джоном де Хааном в роли Альфреда привлек внимание всей страны. [ 44 ] Опера в постановке Муни и Конклина была куплена и представлена Нью-Йоркской городской оперой и играла в течение двух сезонов с большим успехом. [ 44 ]
Еще одним критическим успехом оперы Талсы в 1990 году стала первая постановка «Трувера» (французская версия оперы Верди «Трубадур ») в Соединенных Штатах с использованием нового критического издания музыковеда, дирижера и ученого Верди Дэвида Лоутона. [ 45 ] Лоутон дирижировал премьерой с Маргарет Джейн Рэй в роли Леоноры, Крейгом Сирианни в роли Манрике, Грир Гримсли в роли графа де Луны и Барбарой Конрад в роли Альсусены. [ 45 ] Эта версия была опубликована Рикорди и издательством Чикагского университета в 2001 году. [ 46 ] в США За этим последовала премьера оперы Джоаккино Россини « Армида» 29 февраля 1992 года в честь 200-летия со дня рождения Россини с актерским составом, в который входили Кристина Вайдингер в главной роли, Томас Янг в роли Ринальдо и Рональд Нальди в роли Убальдо. [ 47 ] Совместная постановка Оперы Талсы и Оперы Миннесоты, в ней участвовали Балет Талсы и Филармония Талсы , постановка была поставлена Николасом Муни, оформлена Джоном Боше, дирижером Ричардом Брэдшоу и записана для национальной трансляции на NPR . [ 47 ]
Среди других ярких моментов пребывания Муни в должности - выступления сопрано Эми Бертон (1992, Жозефина), Яна Гриссома (1991, Памина), Элизабет Найтон (1989, Сюзанна Полк), Маркиты Листер (1989, Мими), Кармен Пелтон (1991, Королева «Ночь»), Линда Роарк-Страммер (1991, Минни) и Марианна Телезе (1991, Чио-Чио-Сан); меццо-сопрано Джейн Баннелл (1991, Сузуки) и Джудит Форст (1990, главная роль в «Золушке» ; режиссёр Розалинда Элиас ); теноры Ричард Бруннер (1989, Сэм Полк), Кэрролл Фриман (1990, Дон Рамиро), Питер Рибери (1991, Пинкертон) и Кип Уилборн (1991, Тамино); баритоны Донни Рэй Альберт (1992, Джек Рэнс), Крис Гроендал (капитан Коркоран, 1992), Роберт Ханисакер (1990, Алидоро) и Мотти Кастон (1991, Шарплесс); бас-баритон Джеффри Уэллс (1989, Олин Блитч); и басы Пьер Шарбонно (1990, Дон Магнифико), Клод Корбей (1990, Дандини) и Питер Вольпе (1989, Коллин). Также примечателен дебют в США британского режиссера Кита Уорнера, снявшего «Волшебную флейту».
1993–2008: Кэрол И. Кроуфорд
[ редактировать ]Кэрол И. Кроуфорд была назначена генеральным директором в 1993 году и оставалась на этом посту до 2008 года. [ 48 ] Оригинальная постановка Рэйчел Портман » « Маленького принца (представленная в Талсе в 2005 году) была совместно спродюсирована и профинансирована Оперой Талсы и несколькими другими оперными труппами, включая Хьюстонскую Гранд Оперу , Нью-Йоркскую городскую оперу , Бостонскую лирическую труппу. Опера и Оперный театр «Скайлайт» . [ 49 ] Среди известных певцов, выступавших с труппой во время ее пребывания в должности, были Памела Армстронг, Харолин Блэквелл , Стефани Блайт , Сара Коберн , Андреа Грубер , Питер Линдскуг, Джон Матц и Альфред Уокер и другие. [ 48 ]
В 2002 году банкротство Филармонии Талсы оказало негативное влияние на компанию, поскольку оркестр долгое время был основным музыкантом оперной труппы. [ 48 ] Многие музыканты покинули Талсу, а затраты на привлечение инструменталистов в город значительно сократили время репетиций и одновременно увеличили стоимость постановок. [ 48 ] Создание Симфонического оркестра Талсы в 2005 году помогло частично решить эту проблему.
2008–2016: Костис Протопапас.
[ редактировать ]С 2008 по 2016 год художественным руководителем труппы был Костис Протопапас , ранее работавший помощником дирижера и хормейстером у Кэрол И. Кроуфорд.
2016–2022: Тобиас Пикер
[ редактировать ]Кен МакКоннелл был назначен временным генеральным директором и генеральным директором в июле 2018 года, а затем назначен на полную должность генерального директора и генерального директора. [ 50 ] Тобиас Пикер был назначен на должность художественного руководителя в 2016 году и занимал эту должность до 2022 года. [ 51 ]
» Моцарта В мае 2019 года опера Талсы представила новую постановку «Дон Жуана с Люсией Лукас в главной роли, став первой американской оперной труппой, в которой главную роль играет женщина-трансгендер. [ 52 ]
Тобиас Пикер ушел с поста художественного руководителя в 2022 году, а впоследствии художественным руководителем был назначен Аарон Бек. В июне 2023 года Кен МакКоннелл ушел с поста генерального директора, а Аарон Бек был назначен временным генеральным директором в дополнение к своим обязанностям художественного руководителя. Это объявление было сделано одновременно с отменой двух основных постановок оперы Талсы в сезоне 2023–2024 годов, причем причиной отмены были названы бюджетные проблемы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уильямс и Соуэлл 1992 , с. 15.
- ^ Уильямс и Соуэлл, стр. 16–17.
- ^ Уильямс и Соуэлл, с. 18
- ^ Jump up to: а б Уильямс и Соуэлл, с. 19
- ^ Уильямс и Соуэлл, с. 51
- ^ Jump up to: а б Уильямс и Соуэлл, с. 20
- ^ Уильямс и Соуэлл, с. 21
- ^ Jump up to: а б Уильямс и Соуэлл, с. 22
- ^ Jump up to: а б Уильямс и Соуэлл, с. 25
- ^ Jump up to: а б с Уильямс и Соуэлл, с. 27
- ^ Jump up to: а б с Уильямс и Соуэлл, с. 24
- ^ Jump up to: а б с Уильямс и Соуэлл, с. 31
- ^ Jump up to: а б Уильямс и Соуэлл, с. 28
- ^ Jump up to: а б Уильямс и Соуэлл, с. 32
- ^ Уильямс и Соуэлл, с. 34
- ^ Jump up to: а б с Уильямс и Соуэлл, с. 37
- ^ Jump up to: а б с Уильямс и Соуэлл, с. 44
- ^ Jump up to: а б с Уильямс и Соуэлл, с. 46
- ^ Уильямс и Соуэлл, с. 40
- ^ Jump up to: а б Уильямс и Соуэлл, с. 42
- ^ Jump up to: а б Уильямс и Соуэлл, с. 41
- ^ Jump up to: а б с д Уильямс и Соуэлл, с. 33
- ^ Jump up to: а б Уильямс и Соуэлл, с. 50
- ^ Jump up to: а б с д Уильямс и Соуэлл, с. 39
- ^ Jump up to: а б с Уильямс и Соуэлл, с. 36
- ^ Jump up to: а б Уильямс и Соуэлл, с. 43
- ^ Уильямс и Соуэлл, с. 38
- ^ Jump up to: а б с Уильямс и Соуэлл, с. 51
- ^ Jump up to: а б Уильямс и Соуэлл, с. 54
- ^ Уильямс и Соуэлл, с. 56
- ^ Уильямс и Соуэлл, с. 111
- ^ Jump up to: а б Уильямс и Соуэлл, с. 59
- ^ Уильямс и Соуэлл, с. 66
- ^ Уильямс и Соуэлл, с. 74
- ^ Уильямс и Соуэлл, с. 55
- ^ Jump up to: а б Уильямс и Соуэлл, с. 68
- ^ Jump up to: а б с д и Уильямс и Соуэлл, с. 64
- ^ Jump up to: а б с д Уильямс и Соуэлл, с. 77
- ^ Уильямс и Соуэлл, с. 71
- ^ Jump up to: а б Уильямс и Соуэлл, с. 72
- ^ Уильямс и Соуэлл, с. 69
- ^ Уильямс и Соуэлл, с. 76
- ^ Jump up to: а б с Уильямс и Соуэлл, с. 79
- ^ Jump up to: а б с Уильямс и Соуэлл, с. 81
- ^ Jump up to: а б Эллис Виднер (5 ноября 1990 г.). « Ле Трувер ослепляет, несмотря на сюжет» . Мир Талсы .
- ^ Грегори В. Харвуд (1998). Джузеппе Верди: Путеводитель по исследованиям . п. 327-328.
- ^ Jump up to: а б Дуг Ким (23 февраля 1992 г.). Россини «Заклинание плетения Армиды : оперная постановка Талсы обещает стать событием сезона исполнительского искусства» . Мир Талсы .
- ^ Jump up to: а б с д Джеймс Д. Уоттс-младший (2 марта 2008 г.). «Кэрол Кроуфорд завершает свою карьеру в опере Талсы с «Лакме» » . Мир Талсы .
- ^ Джеймс Д. Уоттс-младший (6 апреля 2005 г.). «Прежде чем «Маленький принц» попадет в Талсу, он выйдет в эфир на канале PBS» . Мир Талсы .
- ^ Джеймс Д. Уоттс-младший (5 июля 2018 г.). «Опера Талсы называет нового временного исполнительного директора» . Мир Талсы . Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ Джеймс Д. Уоттс-младший (27 мая 2016 г.). «Опера Талсы назначает Тобиаса Пикера художественным руководителем» . Мир Талсы . Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ Роберт Роват (2 мая 2019 г.). оперы Талсы « Дон Жуан творит историю с транс-женщиной в главной роли» . Канадская радиовещательная корпорация . Проверено 12 мая 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Уильямс, Джек А.; Соуэлл, Лавен (1992). Хроники оперы Талсы . Историческое общество Талсы.