Каннабис и международное право
![]() | Эту статью необходимо обновить . ( февраль 2021 г. ) |

Статус каннабиса в международном праве имеет вековую историю. Реформа каннабиса на международном уровне в 20 веке означает усилия по ужесточению ограничений на употребление каннабиса в соответствии с международными договорами; в 21 веке, как правило, к усилиям по смягчению или обновлению таких ограничений.
Первое упоминание о каннабисе появилось в международном договоре в 1925 году с его упоминанием во второй « Международной конвенции об опасных наркотиках ». Это дополнение не было инициативой США. [ 1 ] [ 2 ] а скорее результат «триангуляции между различными государственными интересами и блоками», [ 3 ] главным образом, Египет, Южная Африка и Италия. [ 4 ] [ 5 ] С 1961 по 2020 год каннабис и гашич были включены в Список IV, наиболее ограничительную категорию Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года , основного договора, устанавливающего правовые положения в отношении каннабиса в международном праве. Он был удален в 2020 году после научной оценки Всемирной организации здравоохранения и узкого голосования в Комиссии ООН по наркотикам .
История
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2022 г. ) |
Международно-правовая база
[ редактировать ]Каннабис и Единая конвенция 1961 года
[ редактировать ]Единая конвенция о наркотических средствах проводит различие между медицинским и научным использованием наркотиков, а также другими видами использования. Странам разрешено разрешать использование наркотиков в медицинских целях, но статус рекреационного использования неясен и, похоже, не предусмотрен статьей 4:
- Стороны принимают такие законодательные и административные меры, которые могут быть необходимы […] С учетом положений настоящей Конвенции ограничить исключительно медицинскими и научными целями производство, изготовление, экспорт, импорт, распространение, торговлю, использование и владение наркотиков.
«Положения настоящей Конвенции», на которые распространяется это ограничение, относятся к трем конкретным исключениям для традиционного немедицинского использования (статья 49), промышленного немедицинского использования (пункт 9 статьи 2) и использования листа коки в качестве ароматизатора. агент (статья 27). [ 6 ] [ 7 ]
Каннабис, смола, экстракты и настойки
[ редактировать ]Единая конвенция является основным международным договором, касающимся Cannabis sativa L. и продуктов из нее . В статье 1 Единой конвенции термин « каннабис » определяется как «цветущие или плодоносящие верхушки растения каннабис (за исключением семян и листьев, если они не сопровождаются верхушками), из которых не была извлечена смола, под каким бы названием они ни назывались. быть назначенным;» в то время как « смола каннабиса » определяется как «отделенная смола, сырая или очищенная, полученная из растения каннабис». При принятии Конвенции в 1961 году каннабис и смола каннабиса были включены как в Список I, так и в Список IV. [ 8 ]
Список I включает вещества, вызывающие сильную зависимость и высокую склонность к расстройствам, вызванным употреблением психоактивных веществ , или вещества, которые можно превратить в контролируемые наркотики, в то время как Список IV перечисляет «определенные препараты, перечисленные в Списке I, которые вызывают сильную зависимость и очень склонны к злоупотреблению и редко используются в медицинской практике». ." [ 9 ] Список IV — это «более строгая часть списка I, в которой предусмотрены дополнительные меры контроля». [ 10 ]
Отказ от каннабиса в 2020 году
[ редактировать ]С момента принятия Единой конвенции ООН о наркотических средствах в 1961 г. [ 11 ] каннабис и смола каннабиса были внесены в Список IV, наиболее строго ограниченную категорию, предназначенную для наркотиков, которые «особенно склонны к злоупотреблению и вызывают вредные последствия» и чья «ответственность не компенсируется существенными терапевтическими преимуществами». [ 12 ]
Его первоначальное размещение в этой категории не было основано на научных данных, и до 2018 года не проводилось никакой международной научной оценки. [ 13 ] когда Всемирная организация здравоохранения инициировала это, что привело к рекомендации по включению в расписание. [ 14 ] [ 15 ]
Исключение каннабиса и смолы каннабиса из этого Списка вступило в силу в 2021 году. [ 16 ] после голосования 2 декабря 2020 года Комиссии ООН по наркотическим средствам . [ 17 ] С 2021 года каннабис и смола каннабиса остаются в списке I Единой конвенции наряду с экстрактами и настойками каннабиса. [ 18 ]
По данным ВОЗ , исключение каннабиса и смолы каннабиса из Списка IV Конвенции было призвано устранить «некоторые международные процедурные барьеры для исследований и разработок медицинских продуктов на основе каннабиса в соответствии с национальной нормативной базой». [ 19 ] Некоторые комментаторы утверждают, что, приняв только выход из Списка IV, а не другие рекомендации ECDD, Комиссия по наркотическим средствам «фактически может увековечить модель, инициированную в американском штате Калифорния в 1996 году и которой последовали десятки других юрисдикций: это специальные программы доступа, ориентированные на местный уровень, опирающиеся на малый и средний бизнес и сложные растительные лекарства ». [ 20 ]
После голосования ряд аналитиков продолжали придерживаться этой точки зрения, утверждая, что принятое решение будет иметь незначительные юридические последствия, если таковые вообще будут иметь место. [ 21 ] [ 22 ] Другие предположили, что изменение правового статуса может облегчить доступ и наличие медицинского каннабиса . [ 23 ] или даже легитимизировать легализацию немедицинского каннабиса в соответствии со статьей 2(9) Единой конвенции . [ 7 ]
Растение каннабис, листья каннабиса и каннабидиол
[ редактировать ]« Растение каннабис » определяется как «любое растение рода Cannabis», но никогда не вносилось ни в один список. В списках Единых конвенций указаны только каннабис и смола каннабиса. Поскольку «наркотики» определяются как вещества, перечисленные в Списках, «растение каннабис» не считается наркотиком согласно Единой конвенции. [ 24 ]
« Листья » растений каннабиса находятся в аналогичном положении: хотя они не включены в списки и, следовательно, не являются «наркотиками» в значении Единой конвенции, «листья каннабиса» подлежат некоторым легким мерам контроля. согласно статье 28 конвенции. [ 25 ]
Поскольку в списках Единой конвенции указаны только «каннабис», «смола каннабиса» и «экстракты и настойки каннабиса», некоторые аналитики и правительства считают, что каннабидиол ( КБД ) не является «наркотическим препаратом» в значении Единая конвенция, [ 26 ] [ 27 ] в то время как другие, такие как Международный комитет по контролю над наркотиками, считают, что настоящие продукты CBD на самом деле являются экстрактами каннабиса и поэтому должны считаться внесенными в списки. [ 28 ]
Каннабис и Конвенция 1971 года
[ редактировать ]дельта -9-ТГК (тетрагидроканнабинол или дронабинол ) не указан в списках Единой конвенции, а в списках отдельного договора: Конвенции о психотропных веществах 1971 года.
Он имеет свою собственную историю включения в списки : дельта -9-ТГК был переведен из Списка I в Список II Конвенции 1971 года в 1991 году, в то время как другие изомеры ТГК (такие как дельта -8-ТГК, дельта -10-ТГК и т. д.) остался в Списке I. [ 10 ] [ 29 ]
Каннабис и Конвенция 1988 года
[ редактировать ]![]() |
Конвенция о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ требует от ее участников установить уголовную ответственность за деятельность, связанную с наркотиками, которая противоречит Единой конвенции 1961 года или Конвенции 1971 года.
Барьеры на пути реформ
[ редактировать ]Некоторые препятствия на пути реформы каннабиса являются результатом международной структуры контроля над наркотиками, тогда как другие связаны с политическими обстоятельствами.
Бюрократический
[ редактировать ]Международная система контроля над наркотиками контролируется Генеральной Ассамблеей ООН и Экономическим и Социальным Советом ООН . Единая конвенция предоставляет Комиссии по наркотическим средствам право переносить контролируемые вещества. Синди Фейзи , бывший руководитель отдела сокращения спроса Программы ООН по контролю над наркотиками , сказала: [ 30 ]
- «Теоретически, конвенции можно изменить путем модификации, например, путем перемещения препарата из одного списка в другой или просто удаления его из списков. Однако этого нельзя сделать с каннабисом, поскольку он встроен в текст Конвенции 1961 года. Кроме того, для изменения потребуется большинство из 53 членов Комиссии, которые проголосуют за него. Поправка к конвенциям, которая меняет статью или часть статьи, не предлагает более многообещающего пути по той же причине. большинство было получено, тогда только одному штату нужно обратиться в Экономический и Социальный Совет для дальнейшего рассмотрения и потребовать голосования. Для внесения изменений в Конвенции 1971 и 1988 годов необходимо большинство в две трети, а не просто большинство. "
Для изменения правил в отношении каннабиса на международном уровне потребуется конференция для принятия поправок в соответствии со статьей 47 Единой конвенции. Это уже было сделано однажды, с Протоколом 1972 года, вносящим поправки в Единую конвенцию о наркотических средствах ; [ нужна ссылка ] как отмечает Фази, этот процесс сопряжен с бюрократическими препятствиями.
Политический
[ редактировать ]В отношении ситуаций, когда Комиссия по наркотическим средствам предлагает изменить список любого препарата, 21 USC § 811 (d) (2) (B) Закона США о контролируемых веществах дает министру здравоохранения и социальных служб право давать рекомендации. которые являются обязательными для представителя США в международных дискуссиях и переговорах:
- «Всякий раз, когда госсекретарь получает информацию о том, что Комиссия по наркотическим средствам Организации Объединенных Наций предлагает решить, следует ли добавить лекарственное средство или другое вещество в один из списков Конвенции, перевести лекарственное средство или вещество из одного списка в другой или удалить ее из списков, государственный секретарь должен своевременно уведомить министра здравоохранения и социальных служб о такой информации, который должен опубликовать краткое изложение такой информации в Федеральном реестре и предоставить возможность заинтересованным лицам представить ему комментарии относительно рекомендацию, которую он должен предоставить в соответствии с настоящим подпунктом такое предложение. Министр здравоохранения и социальных служб должен оценить это предложение и представить рекомендацию Государственному секретарю, которая будет обязательной для представителя Соединенных Штатов в обсуждениях и переговорах, касающихся этого предложения. ."
В июне 2011 года Управление по борьбе с наркотиками Министерства юстиции США ( DEA ) отклонило петицию, в которой предлагалось изменить график употребления каннабиса, и приложило подробное объяснение отказа. [ 31 ]
5 марта 2013 года Международный комитет по контролю над наркотиками (INCB) призвал правительство США оспорить легализацию марихуаны для рекреационного использования в Колорадо и Вашингтоне. Президент INCB Рэймонд Янс заявил, что эти законы штатов нарушают международные договоры о наркотиках, а именно Единую конвенцию Организации Объединенных Наций о наркотических средствах 1961 года. В декабре 2012 года Генеральная прокуратура США заявила, что, несмотря на любые изменения в законодательстве штата, рост продаж или хранение любого количества марихуаны оставалось незаконным в соответствии с федеральным законом. Рэймонд Янс назвал заявление «хорошим, но недостаточным» и выразил надежду, что этот вопрос вскоре будет рассмотрен правительством США в соответствии с международными договорами о контроле над наркотиками. [ 32 ]
Ряд неправительственных организаций поддерживают запрет каннабиса в качестве рекреационного наркотика, например Всемирная федерация по борьбе с наркотиками . [ 33 ]
Интерпретационный
[ редактировать ]По мнению некоторых аналитиков, стране, желающей легализовать марихуану, придется выйти из договоров, чтобы сохранить соблюдение своих международно-правовых обязательств. [ 34 ] Проблема стала более выраженной после легализации рекреационного каннабиса в Уругвае в 2013 году и Канаде в 2018 году. Обе страны считают, что они прямо нарушают Конвенции из-за легализации коммерческой продажи и производства каннабиса. [ 35 ] Выход – это вариант, на который имеет право каждая подписавшая сторона.
Другие аналитики поддерживают возможность легализации каннабиса в соответствии с договорами, основываясь на статье 2(9) Единой конвенции о наркотических средствах, разрешающей законное использование наркотиков «не в медицинских и научных целях». [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]- Растение каннабис – Каннабис (наркотик) – Законность каннабиса
- Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. – Конвенция о психотропных веществах 1971 г. – Конвенция о борьбе с незаконным оборотом наркотиков 1988 г.
- Исключение каннабиса и смолы каннабиса из Списка IV Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ширер, С. (1997). «Североамериканская предвзятость и неамериканские корни запрета на каннабис». В Беллингере, Л. (ред.). Наука о каннабисе: от запрета к правам человека . Питер Лэнг .
- ^ «Амнезия каннабиса - переговоры об индийской конопле в Международном офисе общественной гигиены в 1935 году» . www.authorea.com . 2022. doi : 10.22541/au.165237542.24089054/v1 (неактивно 31 января 2024 г.) . Проверено 5 декабря 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - ^ Коллинз, Джон (2020). «Краткая история каннабиса и конвенций о наркотиках» . АДЖИЛ Освобожденный . 114 : 279–284. дои : 10.1017/aju.2020.55 . ISSN 2398-7723 .
- ^ Управление ООН по наркотикам и преступности (2008 г.). «Век международного контроля над наркотиками: развитие правовой базы и кодификация международной системы контроля» (PDF) . Бюллетень по наркотикам . Специальный выпуск – через Организацию Объединенных Наций.
- ^ « Проблема каннабиса: заметка о проблеме и истории международных действий». УНП ООН – Бюллетень по наркотикам – 1962 14 (4): 27–31» . Организация Объединенных Наций: Управление по наркотикам и преступности . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Организация Объединенных Наций (1973). Комментарий к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года + Комментарий к Поправке 1972 года .
- ^ Jump up to: а б с Рибуле-Земули, Кензи (14 марта 2022 г.). «Высокое соответствие, легализация Lex Lata для индустрии немедицинского каннабиса: как регулировать рекреационный каннабис в соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года» . Рочестер, штат Нью-Йорк. ССНН 4057428 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Ломан, Дидерик; Барретт, Дэймон (21 апреля 2020 г.). «Включение лекарств в список контролируемых веществ: устранение нормативных и демократических пробелов посредством анализа, основанного на правах человека» . BMC International Здоровье и права человека . 20 (1): 10. дои : 10.1186/s12914-020-00231-1 . ISSN 1472-698X . ПМЦ 7171726 . ПМИД 32316971 .
- ^ Всемирная организация здравоохранения (2010). Руководство по проведению ВОЗ обзора психоактивных веществ для международного контроля . Женева: Всемирная организация здравоохранения . hdl : 10665/44454 . ISBN 978-92-4-150055-5 .
- ^ Jump up to: а б Рибуле-Земули, К.; Кравиц, М.; Гехиуэш, Ф. (2018). The Crimson Digest (Том 1), Брифинг о международной научной оценке каннабиса: процессы, заинтересованные стороны и история . Париж: издания FAAAT . п. 10. ISBN 979-10-97087-06-7 .
- ^ Миллс, Джеймс (2016). «МГО как действующее лицо: случай каннабиса и Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года» . Гигея Интернационалис . 13 (1): 95–115. дои : 10.3384/hygiea.1403-8668.1613195 . ПМК 6440645 . ПМИД 30930679 .
- ^ УНП ООН (2013). Международные конвенции о контроле над наркотиками: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными Протоколом 1972 года, Конвенция о психотропных веществах 1971 года, Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года; с заключительными актами и резолюциями (PDF) . Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций.
- ^ Даненберг, Э.; Зорге, Луизиана; Венявский, В.; Эллиотт, С.; Амато, Л.; Схолтен, ВК (1 августа 2013 г.). «Модернизация методологии оценки ВОЗ веществ для международных конвенций по контролю над наркотиками» . Наркотическая и алкогольная зависимость . 131 (3): 175–181. doi : 10.1016/j.drugalcdep.2013.02.032 . ISSN 1879-0046 . ПМИД 23548737 .
- ^ «Обзор ВОЗ по каннабису и родственным к нему веществам» . Всемирная организация здравоохранения . Проверено 26 мая 2021 г.
- ^ Рибуле-Земули, Кензи; Кравиц, Майкл Алан (5 августа 2022 г.). «Первый научный обзор ВОЗ по лекарственному каннабису: от глобальной борьбы к последствиям для пациентов» . Наркотики, привычки и социальная политика . 23 (1): 5–21. дои : 10.1108/DHS-11-2021-0060 . ISSN 2752-6739 . S2CID 247421561 .
- ^ Рибуле-Земули, Кензи; Кравиц, Майкл Алан (5 августа 2022 г.). «Первый научный обзор ВОЗ по лекарственному каннабису: от глобальной борьбы к последствиям для пациентов» . Наркотики, привычки и социальная политика . 23 (1): 5–21. дои : 10.1108/DHS-11-2021-0060 . ISSN 2752-6739 . S2CID 247421561 .
- ^ «Комиссия ООН переклассифицирует марихуану, однако она по-прежнему считается вредной» . Новости ООН . 2 декабря 2020 г. Проверено 26 мая 2021 г.
- ^ Квай, Изабелла (2 декабря 2020 г.). «ООН реклассифицирует каннабис как менее опасный наркотик» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 26 мая 2021 г.
- ^ Всемирная организация здравоохранения . «Комиссия ООН по наркотическим средствам реклассифицирует каннабис, чтобы признать его терапевтическое применение» . www.who.int . Проверено 4 октября 2022 г.
- ^ Рибуле-Земули, Кензи; Кравиц, Майкл Алан (5 августа 2022 г.). «Первый научный обзор ВОЗ по лекарственному каннабису: от глобальной борьбы к последствиям для пациентов» . Наркотики, привычки и социальная политика . 23 (1): 5–21. дои : 10.1108/DHS-11-2021-0060 . ISSN 2752-6739 . S2CID 247421561 .
- ^ «Первый в истории критический обзор каннабиса ВОЗ» . Транснациональный институт . 19 марта 2019 года . Проверено 3 октября 2022 г.
- ^ ТОО «Дентонс Европа» (2022 г.). Краткий отчет о юридических препятствиях при поставках на немецкий рынок каннабиса для рекреационных целей (на немецком языке). Берлин: Демекан.
- ^ Всемирная организация здравоохранения . «Комиссия ООН по наркотическим средствам реклассифицирует каннабис, чтобы признать его терапевтическое применение» . www.who.int . Проверено 4 октября 2022 г.
- ^ Йелсма, М (2022). «Регулирование каннабиса против международного права и права ЕС. Правовая напряженность и варианты соблюдения» . Рауш · Венский журнал по терапии зависимостей . 2022 (3/4): 92-101.
- ^ «Приложение А – Отчет о каннабисе» . Cfdp.ca. Проверено 15 октября 2011 г.
- ^ Читти, Чинция; Линчано, Паскуале; Каннацца, Джузеппе (1 апреля 2020 г.). «Является ли каннабидиол контролируемым веществом? Происхождение имеет значение» . Открытие наркотиков сегодня . 25 (4): 628–632. doi : 10.1016/j.drudis.2020.02.001 . ISSN 1359-6446 . ПМИД 32062008 . S2CID 211134042 .
- ^ Рибуле Земули, Кензи (2020). Изменения в сфере контроля над каннабисом: уточнение рекомендации №5 по продуктам КБД . Информационный бюллетень – Изменения в сфере контроля над каннабисом. Вена.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Рибуле-Земули, Кензи; Кравиц, Майкл А. (24 февраля 2021 г.). «Добровольный вклад в рекомендации МККН по медицинскому каннабису – комплексная проверка, добросовестность и технические проблемы» . Париж и Вашингтон, округ Колумбия. ССНР 3829901 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Всемирная организация здравоохранения; Зависимость, Комитет экспертов ВОЗ по лекарственным средствам (2018). Комитет экспертов ВОЗ по лекарственной зависимости: сороковой доклад . Всемирная организация здравоохранения. hdl : 10665/279948 . ISBN 978-92-4-121022-5 .
- ^ fuoriluogo.it - апрель 2003 г. Архивировано 23 апреля 2015 г. на Wayback Machine . Проверено 21 сентября 2014 г.
- ^ «DEA: Письмо коалиции за пересмотр сроков употребления каннабиса, 21 июня 2011 г.» (PDF) .
- ↑ Центр новостей ООН , дата обращения 21 сентября 2014 г.
- ^ «Члены WFAD – Всемирная федерация против наркотиков» . wfad.se.
- ^ «Слушания Постоянного комитета Сената по правовым и конституционным вопросам» . www.cfdp.ca. Проверено 3 декабря 2022 г.
- ^ «Политика Канады в отношении каннабиса делает ее международным бунтовщиком в отношении договоров о наркотиках | CBC News» .