Королевство Мерина
Королевство Имерина Королевство Имерина | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1540–1897 | |||||||
Девиз: «Это мой долг не только перед каждым из нас, но и перед нами с вами» ( малагасийский ). «Это не только моя ответственность, но и наша: моя и ваша» | |||||||
Гимн: О Боже! Защити нашего короля О Боже, благослови нашу Королеву | |||||||
Капитал и крупнейший город | Антананариву 18 ° 55'25 "ю.ш., 47 ° 31'56" в.д. / 18,92361 ° ю.ш., 47,53222 ° в.д. | ||||||
Общие языки | малагасийский | ||||||
Религия | Традиционные верования , протестантизм (с 1869 г.) [1] | ||||||
Правительство | Полуфеодальная абсолютная монархия (1540–1863). Унитарная полуфеодальная конституционная монархия (1863–1897). | ||||||
Монарх | |||||||
• 1540–1575 (первый) | ангел | ||||||
• 1883–1897 (последний) | Ранавалона III | ||||||
премьер-министр | |||||||
• 1828–1833 (первый) | Ваше Величество | ||||||
• 1896–1897 (последний) | Расанжи | ||||||
Историческая эпоха | Доколониальный | ||||||
• Воцарение короля Андриаманело. | 1540 | ||||||
• Французский захват королевского дворца | 1897 | ||||||
| |||||||
Сегодня часть | Мадагаскар |
История Мадагаскара |
---|
|
Королевство Fanjakan'Imerina Мерина Юго , также известное как Королевство Мадагаскар и официально Королевство Имерина ( малагасский : веку ; ок. 1540–1897 ), было доколониальным государством у побережья -Восточной Африки , которое к 18 , доминировали на большей части территории нынешнего Мадагаскара . Он распространился за пределы Имерины , региона Центрального нагорья , в основном населенного мерина этнической группой с духовной столицей в Амбохиманге и политической столицей в 24 км (15 милях) к западу в Антананариву , в настоящее время резиденции правительства современного штата Мадагаскар. Короли и королевы Мерины, которые правили Большим Мадагаскаром в 19 веке, были потомками длинной линии наследственной королевской семьи Мерины, берущей свое начало от Андриаманело , которому традиционно приписывают основание Имерины в 1540 году.
В 1883 году Франция вторглась в королевство Мерина, чтобы установить протекторат . Франция снова вторглась в 1894 году и завоевала королевство, сделав его французской колонией , в ходе так называемых франко-ховских войн .
История
[ редактировать ]Конфликт Хова-Вазимба
[ редактировать ]Центральные высокогорья Мадагаскара были впервые заселены между 200 г. до н.э. – 300 г. н.э. самыми ранними поселенцами острова. [2] Вазимба , которые, судя по всему , прибыли на пирогах с юго-востока Борнео , чтобы основать простые деревни в густых лесах острова. [3] К 15 веку народ хова с юго-восточного побережья постепенно мигрировал в центральное нагорье. [4] где они основали деревни на вершинах холмов, вкрапленные среди существующих поселений Вазимба, которыми управляли местные короли и королевы. [5] Два народа мирно сосуществовали на протяжении нескольких поколений и, как известно, вступали в браки. Таким образом, правящая королева Вазимбы (в устных историях ее попеременно называют Рафохи или Рангита ) вышла замуж за человека Хова по имени Манелобе. Их старший сын, Андриаманело (годы правления 1540–1575), нарушил эту традицию, начав в значительной степени успешную войну с целью подчинить окружающие общины Вазимбы и заставить их либо подчиниться господству Ховы и ассимилироваться, либо бежать. [6]
Преемником Андриаманело стал его сын Раламбо (годы правления 1575–1612), чьи многочисленные устойчивые и значительные политические и культурные достижения принесли ему героический и почти мифический статус среди величайших древних правителей в истории Мерины. [7] Раламбо был первым, кто присвоил название Имерина («Земля народа мерина ») центральным горным территориям, которыми он правил. [8] Раламбо расширил и защитил Королевство Имерина посредством сочетания дипломатии и успешных военных действий, чему способствовала закупка первого огнестрельного оружия в Имерине посредством торговли с королевствами на побережье. [9] введя подушный налог Впервые ( вадин-айна , или «цена безопасной жизни»), он смог создать первую постоянную королевскую армию Мерины. [10] и создали отряды кузнецов и серебряников для их оснащения. [11] Он, как известно, отразил попытку вторжения армии могущественного западного прибрежного народа Бетсимисарака . [10] Согласно устным преданиям, дикий скот зебу, бродивший по Хайленду, был впервые одомашнен для употребления в пищу в Имерине во времена правления Раламбо. [12] [13] и он представил практику и проектирование строительства загонов для скота, [12] а также традиционная церемония фандроана ( «Королевская баня»), [11] чтобы отпраздновать свое кулинарное открытие. [14]
Став преемником своего отца, Андрианьяка (1612–1630) возглавил успешную военную кампанию по захвату последней крупной крепости Вазимбы в высокогорье на холме Аналаманга . Там он основал укрепленный комплекс ( рова ), который станет сердцем его новой столицы Антананариву . По его приказу были построены первые постройки внутри этого укрепленного комплекса (известного как Рова Антананариву ): было построено несколько традиционных королевских домов и разработаны планы серии королевских гробниц. Эти здания приобрели непреходящее политическое и духовное значение, обеспечив их сохранность до тех пор, пока они не были уничтожены пожаром в 1995 году. Андрианьяка получил значительный запас огнестрельного оружия и пороха, материалов, которые помогли установить и сохранить его господство и расширить его власть на всей Имерине.
Расширение суверенитета
[ редактировать ]Политическая жизнь на острове с 16 века характеризовалась спорадическими конфликтами между королевствами Мерина и Сакалава, возникшими из-за вторжений сакалавской охоты на рабов в Имерину.
К началу 19 века Мерина смогли одолеть конкурирующие племена, такие как Безанозано , Бетсимисарака и, в конечном итоге, королевство Сакалава, и подчинить их короне Мерины. Именно благодаря этому процессу этноним «мерина» стал широко использоваться, поскольку он обозначает известность в малагасийском языке . [15] Хотя некоторые источники описывают расширение Мерины как объединение Мадагаскара, этот период расширения Мерины рассматривался соседними племенами, такими как Бетсимисарака, как агрессивные акты колониализма. [16] К 1824 году Мерина захватила порт Махадзанга, расположенный на западном побережье острова, что ознаменовало дальнейшее расширение власти. При Радаме I Мерина продолжала совершать военные экспедиции, которые одновременно расширяли имперский контроль и обогащали военачальников. [17] Способность Мерины преодолевать соседние племена была обусловлена британской огневой мощью и военной подготовкой. Британцы были заинтересованы в налаживании торговли с королевством Мерина из-за его центрального положения на острове с 1815 года. Имперские экспедиции Мерины стали более частыми и жестокими после отказа от второго Мерино-британского договора . Между 1828 и 1840 годами более 100 000 человек были убиты и более 200 000 обращены в рабство силами Мерины. Имперское правление встретило сопротивление со стороны сбежавших рабов и других беженцев от имперского правления, насчитывавших десятки тысяч человек. Эти беженцы сформировали разбойничьи банды, с которыми в 1835 году разобрались имперские войска, выслеживавшие их. Примечательно, что скорость бегства беженцев только увеличила спрос на рабский труд в королевстве Мерина, что еще больше подогревало кампании военной экспансии. [18] На протяжении середины XIX века продолжающаяся имперская экспансия и усиление контроля над прибрежной торговлей укрепили господство Мерины над островом. Королевство Мерина почти объединило весь Мадагаскар в единую нацию до французской колонизации в 1895 году. [19]
Дивизия и гражданская война
[ редактировать ]Король Андриамасинавалона разделил королевство на четверти, чтобы им управляли четыре его любимых сына, что привело к постоянной фрагментации и войнам между княжествами в Имерине. Он расширил границы королевства до их наибольшего исторического размера до его фрагментации. [ нужна ссылка ]
воссоединение
[ редактировать ]Именно в этом контексте в 1787 году принц Рамбоасалама, племянник короля Андрианджафи из Амбохиманги (одного из четырех королевств Имерины), изгнал своего дядю и занял трон под именем Андрианампоинимерина . Новый король использовал как дипломатию, так и силу, чтобы воссоединить Имерину с намерением подчинить себе весь Мадагаскар. [ нужна ссылка ]
Королевство Мадагаскар
[ редактировать ]Эта цель была в основном достигнута при его сыне Радаме I , который первым принял и регулярно привлекал европейских миссионеров и дипломатов в Антананариву.
33-летнее правление королевы Ранавалоны I , вдовы Радамы I, характеризовалось борьбой за сохранение культурной изоляции Мадагаскара от современности, особенно в лице французов и британцев . Ее сын и наследник, король Радама II , подписал непопулярную Хартию Ламберта , дающую французскому предпринимателю Жозефу-Франсуа Ламберу исключительные права на многие ресурсы острова. Однако его либеральная политика разозлила аристократию , и премьер-министр Райнивонинахитриниони приказал задушить короля в результате государственного переворота . В ходе этой аристократической революции Расохерина , вдовствующая королева , была возведена на трон после того, как она приняла конституционную монархию , которая давала большую власть премьер-министру. Во время ее правления Хартия Ламберта была публично сожжена в январе 1866 года, а Королевство Мерина подписало торговое соглашение с Соединенными Штатами в 1867 году. Она заменила действующего премьер-министра его братом Райнилайаривони , который сохранял эту должность в течение трех десятилетий и женился. каждая последующая королева. Следующий государь, Ранавалона II обратил нацию в христианство и приказал сжечь все сампи (наследственные королевские талисманы) на всеобщее обозрение. Последний правитель Мерины, королева Ранавалона III , вступила на престол в возрасте 22 лет и была сослана на остров Реюньон , а затем во французский Алжир после французской колонизации острова в 1896 году.
Французская колонизация
[ редактировать ]Разгневанная отменой Хартии Ламберта и стремящаяся вернуть собственность, отнятую у французских граждан, Франция вторглась на Мадагаскар в 1883 году в ходе так называемой Первой франко-ховской войны ( Хова относится к Андриане ). В конце войны Мадагаскар уступил Анциранану (Дьего Суарес) на северном побережье Франции и заплатил 560 000 золотых франков наследникам Жозефа-Франсуа Ламбера. Тем временем в Европе дипломаты, разделившие африканский континент, выработали соглашение, согласно которому Великобритания, чтобы получить султанат Занзибар , уступила свои права на Гельголанд Германской империи и отказалась от всех претензий на Мадагаскар в пользу Франции. Соглашение оказалось пагубным для монархии Мадагаскара. Премьер-министру Райнилайаривори удалось настроить Великобританию и Францию друг против друга, но теперь Франция могла вмешаться, не опасаясь репрессий со стороны Великобритании. [ нужна ссылка ]
В 1895 году французская летающая колонна приземлилась в Махадзанге (Маджунга) и двинулась по реке Бецибока к столице Антананариву , застигнув защитников города врасплох, поскольку они ожидали нападения с гораздо более близкого восточного побережья. двадцать французских солдат погибли в боях, а 6000 умерли от малярии До окончания Второй франко-ховской войны и других болезней. В 1896 году Королевство Мерина было передано под защиту Франции как Малагасийский протекторат , а в 1897 году французский парламент проголосовал за аннексию острова в качестве колонии, что фактически положило конец суверенитету Мерины. [20]
География
[ редактировать ]Пространственная организация
[ редактировать ]Андриаманело основал первую укрепленную рова (королевскую резиденцию) в своей столице Аласоре. Этот укрепленный дворец имел особые особенности - хадивори (сухие рвы), хадифетси (защитные рвы) и вавахади (городские ворота, защищенные большим каменным диском, действовавшим в качестве барьера), - которые делали город более устойчивым к нападениям Вазимбы. [21]
Политика и тактика Андрианьяки подчеркнула и усилила разделение между королем и его подданными. Он превратил социальные разделения в пространственные, распределив каждый клан по определенному географическому региону в своем королевстве. [22]
Андрианьяка объединил княжества на том, что он позже назвал двенадцатью священными холмами Имерины в Амбохитратримо, Амбохиманге, Илафи, Аласоре, Анцахадите, Амбохиманамбони, Аналаманге, Амбохитрабиби, Намехане, Амбохидрапето, Амбохиджафи и Амбохимандранджаке. [ нужна ссылка ] Эти холмы стали и остаются духовным сердцем Имерины, которое было расширено более столетия спустя, когда Андрианампоинимерина изменила название двенадцати священных холмов, включив в них несколько различных мест. [23]
При Андриамасинавалоне Королевство Имерина состояло из шести провинций ( токо ): Аварадрано, составлявшего Антананариву, и земель к северо-востоку от столицы, включая Амбохимангу; Вакинисисаони, включая земли к югу от Аварадрано и его столицы Аласоры; Вонизонго к северо-западу от Антананариву со столицей Фихаонана; Мароватана к югу от Вонизонго со столицей в Амбохидратримо; Амбодирано, к югу от Мароватаны, со столицей в Феноариву; и Вакинанкаратра к югу от Антананариву со столицей Бетафо. Андрианампоинимерина воссоединила эти провинции и добавила Имамо на западе, который некоторые историки описывают как включенный в состав Амбодирано, а другие - как отдельный от него; и Валалафоци на северо-западе. Вместе эти территории составляют основную территорию, по праву называемую Имериной, родиной народа Мерина. [24]
Имерина расположена в центральном высокогорье Мадагаскара. Примечательно, что слово Имерина происходит от малагасийского слова, означающего «занятие видного места». В соответствии с названием, большая часть задокументированных манипуляций с землей в королевстве Мерина связана со строительством дворцов для королевской семьи или храмов. Андрианампоинимерина (ок. 1745–1809) был первым, кто использовал топоним Имерина после завоевания Антананариву. Он продемонстрировал свою власть, построив дворец на том месте, которое стало резиденцией королевской власти в королевстве Мерина. [25]
Существенным изменением ландшафта, произошедшим во время правления Андрианампоинимерины, стало введение ирригационных систем, которые позволили возделывать рисовые поля. По сей день рис остается основным продуктом малагасийской кухни. Рытьем каналов и дамб занималось огромное количество рабов, находящихся в королевском рабстве, или фаномпоана. [25]
Ландшафт Имерины и ее географические особенности имели важное ритуальное значение в культуре Мерины. Ирригационная система, введенная в Антананариву, центральном органе власти Имерины, представляла собой объединение королевской семьи Мерины и ее народа. Этот инфраструктурный подвиг соответствовал ритуалу окропления водой, известному как цодрано, который символизировал объединение земли и людей. Верования Мерины высоко ценили связь между историей культуры и ландшафтом. Использование воды для обозначения духовных связей между людьми, землей и предками остается распространенным явлением и в наши дни. [25]
К 1820-м годам увеличившееся европейское население наложило на Имерину многие западные географические особенности. Это включало интродукцию чужеродных растений и деревьев. Это оказалось особенно успешным для европейцев, поскольку малагасийская почва и климат особенно способствовали выращиванию европейских растений и овощей. [25]
Социальная организация
[ редактировать ]Кастовая система
[ редактировать ]До объединения королевства Мерина под властью Андрианампоимерины социальная структура центральных горных районов Мадагаскара отличалась классом мелких князей и крестьянских масс. [26]
Сообщается, что Андриаманело был первым, кто официально учредил андриану как касту знати Мерины, тем самым заложив основу для стратифицированного и структурированного общества. [27] С этого момента термин Хова использовался для обозначения только неблагородных свободных людей общества, которое позже было переименовано в Мерину сыном Андриаманело Раламбо. [8] Первые подразделения дворянской касты Андриана были созданы, когда Раламбо разделил ее на четыре ранга. [13]
Андрианьяка был первым королем, похороненным на территории Рова в Антананариву, его гробница стала первой из Фитомиандаланы (семь гробниц, расположенных в ряд на территории Рова). [28] небольшой деревянный домик, названный « маленьким священным домом» В ознаменование его величия его подданные воздвигли на вершине его могилы . Будущие правители и дворяне Мерины продолжали строить подобные усыпальницы на своих могилах даже в 19 веке. [29]
После завоеваний 19 века примерно половина населения Мерины состояла из потомков рабов. В наши дни это различие закрепляется классификацией потомков рабов как «черных», а потомков свободных людей как «белых». Использование цвета для описания социальных различий дополняется расовыми различиями малагасийского населения, восходящими к первоначальному заселению острова, при этом австронезийские расовые особенности контрастируют с африканскими расовыми особенностями. [26] [30]
Религия
[ редактировать ]Андрияманело приписывают введение астрологии в Имерине. [31] Обряд обрезания Мерины , подробно описанный Блохом (1986), продолжал практиковаться монархией Мерины до конца XIX века точно так же, как впервые установил Андриаманело несколькими поколениями ранее. Многие элементы этих ритуалов продолжают оставаться частью традиций обрезания семей Мерина в 21 веке. Истоки этой практики можно проследить до юго-восточной части острова, которую хова оставили после себя, мигрировав в центральное нагорье. Астрология, например, рано пришла на остров благодаря торговым контактам между прибрежными малагасийскими общинами и арабскими мореплавателями. [32]
При сыне Андриаманело Раламбо суверен стал наделен все большей властью по защите королевства. Это было сохранено благодаря почтению к традиционным амулетам- сампи , сделанным из различных натуральных материалов. Амулеты и идолы, называемые оди, долгое время занимали важное место среди многих этнических групп Мадагаскара , но считалось, что они обеспечивают защиту только отдельному владельцу и были обычными предметами, которыми владел кто угодно, от детей-рабов до королей. После того, как Раламбо получил очень мощного сампи по имени Келималаза, который отличался предполагаемой способностью распространять защиту на все сообщество, он разыскал и собрал в общей сложности двенадцать других сампи из сообществ по всей Имерине, которые, как считалось, обладали таким качеством. Эти сампи были персонифицированы – наделены ярко выраженной индивидуальностью – и предлагали собственный дом со стражами, преданными их службе. Затем Раламбо изменил характер отношений между сампи и правителем: если раньше сампи рассматривались как инструменты в распоряжении лидеров общин, то при Раламбо они стали божественными защитниками суверенитета короля и целостности государства, которая должна была быть сохранена. через свою власть при условии, что линия правителей обеспечит сампи должное уважение. Собрав двенадцать величайших сампи (двенадцать — священное число в космологии Мерины) и изменив их природу, Раламбо укрепил сверхъестественную силу и легитимность королевской линии Имерины. [33] Устная история повествует о многочисленных случаях, когда сампи принимали в бой, и им приписывались последующие успехи и различные чудеса, в том числе несколько ключевых побед над мародерами Сакалава . [9] Распространение подобных сампи на службе менее влиятельных граждан, как следствие, увеличилось по всей Имерине под властью Раламбо: почти каждый деревенский глава, а также многие простые семьи имели один в своем владении и претендовали на полномочия и защиту, которые им предлагали их общинные сампи. [13] Эти меньшие сампи были уничтожены или низведены до статуса оди к концу правления сына Раламбо, Андрианьяки, в результате чего официально осталось только двенадцать по-настоящему могущественных сампи (известных как сампин'андриана : «Королевские сампи»), которые все находились в владение короля. [13] Этим королевским сампи, включая Келималазу , продолжали поклоняться до их предполагаемого уничтожения в костре королевой Ранавалоной II после ее публичного обращения в христианство в 1869 году. [34]
Также начиная с Раламбо, ритуальное освящение королевства происходило посредством ежегодного фестиваля фандроана в начале каждого года. Хотя точная форма первоначального праздника не может быть известна с уверенностью, и его традиции развивались с течением времени, отчеты 18 и 19 веков дают представление о фестивале, как он практиковался в то время. [35] Отчеты этих веков показывают, что все члены семьи должны были воссоединиться в своих родных деревнях во время фестиваля. Ожидалось, что разлученные члены семьи попытаются помириться. Дома были очищены и отремонтированы, приобретены новые предметы домашнего обихода и одежда. Символика обновления особенно воплотилась в традиционной сексуальной вседозволенности, поощряемой накануне фандроаны (охарактеризованной британскими миссионерами начала XIX века как «оргия») и на следующее утро в возвращении к жесткому общественному порядку с твердым сувереном во главе. королевства. [35] В это утро, в первый день года, традиционно приносили в жертву красного петуха и его кровью помазывали государя и других присутствующих на церемонии. После этого государь купался в освященной воде, а затем окропывал ею присутствующих, чтобы очистить и благословить их и обеспечить благоприятное начало года. [14] Дети праздновали фандроану, неся зажженные факелы и фонари во время ночной процессии по своим деревням. Мясо зебу, которое ели во время фестиваля, в основном готовили на гриле или употребляли в виде джака — блюда, предназначенного специально для этого праздника. Этот деликатес был приготовлен во время фестиваля путем запечатывания измельченного мяса зебу салом в декоративную глиняную банку. Затем конфи . хранили в яме в течение двенадцати месяцев и подавали на фандроане в следующем году [36]
Таможня
[ редактировать ]Говорят, что брачная традиция водиондри , которая до сих пор практикуется по всему Хайленду, возникла у Андриаманело. Согласно устной истории, после того как государь успешно заключил брак с Рамаитсоаналой, единственной дочерью короля Вазимбы Рабиби, Андриаманело послал ей множество подарков, включая водиондри — мясо из задней части овцы, — которое он считал самой вкусной частью. [37] Ценность этого куска мяса была подтверждена Раламбо, который, обнаружив съедобность мяса зебу, объявил заднюю часть каждого забитого зебу по всему королевству своей королевской обязанностью. Со времен Андриаманело для жениха стало традицией предлагать водиондру семье невесты. Со временем привычные подношения мяса все чаще заменялись символическими пиастрами , денежными суммами и другими подарками. [38] Сыну Андриаманело Раламбо приписывают введение традиции многоженства в Имерине. [11] Он также ввел традиции обрезания и семейных смешанных браков (например, между родителем и приемным ребенком или между сводными братьями и сестрами) среди дворян Мерины, причем эта практика уже существовала среди некоторых других малагасийских этнических групп. [11]
Согласно устной истории, установление длительного формального траура по умершим государям в Имерине также могло начаться со смертью Андрианьяки. Ему наследовал его сын Андрианцитакатрандриана . [28]
Несмотря на множество религиозных различий в Имерине и малагасийском нагорье в целом, ритуальное обрезание остается постоянным фактором в меринской и малагасийской культуре. Ритуал обрезания сохраняется и по сей день. [39]
одежда коренных народов Шелковая ( ландибе ) особенно важна в горных культурах, в том числе в культурах Мерины. Его носили во время погребальных церемоний предков . [40]
« Тантаранный Андриана» , или «Истории королей», — это письменная классика культуры Мерины, составленная на основе устных традиций и рассказов. Тантара . была собрана священником-иезуитом Франсуа Калле в 1860-х годах Тантара . и другие печатные произведения пользуются таким большим уважением, что очень немногие из них можно приобрести за любую цену [41]
Современная малагасийская культура по-прежнему тесно связана с прошлым. Многие церемонии включают в себя реконструкцию прошлого, например , тромбу или церемонию одержимости духами. Как правило, концепция истории на Мадагаскаре уделяет большое внимание чувствам и переживаниям, а не знанию. [42]
Политическая организация
[ редактировать ]В линии преемственности в Имерине использовалась система под названием фаньякана ариндра («организованное правительство»). [43] который был основан дворянками Вазимба, воспитавшими Андриаманело, основательницу Имерины. В то время как Вазимба исторически склонялся к правлению королев, Хова отдавал предпочтение наследникам мужского пола, а в браке между Вазимбой Андриаманело и родителями Хова родились два сына и дочь. Чтобы предотвратить конфликт, королева решила, что Андриаманело унаследует корону после смерти своей матери, и ему наследует не его собственный ребенок, а его младший брат. [44] Королевы приказали соблюдать эту систему преемственности на все времена и применялась также к семьям: в любом случае, когда был старший ребенок и младший, родители назначали старшего ребенка брать на себя власть в семье. после их смерти, и эти полномочия будут переданы назначенному младшему ребенку в случае смерти старшего ребенка. [43] Раламбо был первым правителем Мерины, практиковавшим многоженство, а его вторая жена первой родила ему сына. В то время как его младший сын от первой жены должен был править, Раламбо стремился успокоить старшего сына, заявив, что отныне корона может быть передана только ребенку, рожденному от правящего государя и принцессы из семейной линии старшего сына Андриантомпокоиндриндры. [45]
Считается, что практика освящения умерших правителей Мерины возникла у Раламбо. [11]
Первоначально Имериной правил Андриаманело из родной деревни его матери Аласора. Столица была перенесена его сыном Раламбо в Амбохидрабиби, место бывшей столицы его деда по материнской линии, короля Рабиби. [ нужна ссылка ] Андрианьяка перенес свою столицу из Амбохидрабиби в Амбохимангу после восхождения на престол около 1610 года. [45] Дома Бесакана, Масоандроцироа и Фитомиандалана в Рове Антананариву сохранялись и поддерживались на протяжении веков последовательными поколениями правителей Мерины, наполняя эти сооружения глубоким символическим и духовным значением. Как резиденция Андрианьяки, Бесакана имела особое значение: первоначальное здание было снесено и реконструировано по тому же проекту Андриамасинавалоной около 1680 года, а затем снова Андрианампоинимериной в 1800 году, каждый из которых по очереди жил в этом здании в качестве своей личной резиденции. Король Радама I также большую часть времени проживал в этом здании в Рове. [46] а в 1820 году он определил это здание как первое место для размещения того, что стало известно как Дворцовая школа , первая формальная школа европейского стиля в Имерине. [47] В этом здании возводились на троны правители и их останки выставлялись здесь перед погребением. [48] сделав Бесакану «официальным государственным залом для гражданских дел… считающимся троном королевства». [49]
Оборона
[ редактировать ]Ранние воины Мерины при первом короле Имерины были вооружены копьями с железными наконечниками - нововведение, приписываемое самому Андриаманело, который, возможно, был первым среди хова, кто использовал кованое железо таким образом. [50]
Система правосудия
[ редактировать ]Андрианьяка внес пугающее изменение в традиционную форму правосудия - испытание испытанием : вместо того, чтобы вводить яд тангена петуху обвиняемого, чтобы определить его невиновность по выживанию существа, яд вместо этого проглатывался самим обвиняемым. [51]
Экономика и торговля
[ редактировать ]Андриаманело был первым в высокогорье, кто превратил низинные болота в орошаемые рисовые поля путем строительства дамб в долинах вокруг Аласоры. [52] При Андрианьяке равнины, окружающие Антананариву, постепенно превратились в обширные рисовые поля, производящие излишки. [53] Этот подвиг был достигнут путем мобилизации большого количества его трудоспособных подданных для строительства дамб, которые позволили перенаправить дождевую воду для контролируемого затопления посаженных территорий. [54]
Сообщается, что Андрианьяка был первым лидером Мерины, принявшим европейцев около 1620 года и торговавшим рабами в обмен на ружья и другое огнестрельное оружие, чтобы помочь в умиротворении соперничающих княжеств, получив 50 ружей и три бочки пороха для оснащения своей армии. [29]
Технология
[ редактировать ]Андриаманело традиционно приписывают открытие техники серебряного и железного дела, а также изготовления и использования пирогов . [31] Хотя эти технологии не были открыты во время его правления, Андриаманело, возможно, был одним из первых правителей Имерины, которые широко использовали их. [50]
Работорговля
[ редактировать ]Экспорт рабов
[ редактировать ]Пленники, ставшие жертвами племенных набегов, превратились в малагасийское рабское население. Излишки этого населения были отправлены иностранным торговцам на побережье. Первоначально этими торговцами были арабы и индийцы, хотя в начале 16 века к тем, кто требовал рабов, начали присоединяться европейцы. Малагасийские рабы экспортировались в Аравию, Индию, Реюньон и Маврикий , а также в Америку, прежде всего в Бразилию . [55]
Британское влияние
[ редактировать ]После того, как британцы вышли победителями из наполеоновских войн , они захватили французские Маскаренские острова , расположенные к востоку от Мадагаскара. Эти острова способствовали экспорту рабов и сельскохозяйственной продукции. Одними из первых историй о Мадагаскаре, рассказанных в Великобритании, были рассказы Роберта Друри , британского моряка, потерпевшего кораблекрушение, который написал о малагасийской работорговле в своем журнале, который впоследствии был опубликован и широко распространен в Англии. [56] Именно эта зацикленность на работорговле на Мадагаскаре изначально привлекла британцев к Мерине, дав Мерине огневую мощь для расширения своей империи и торговых сетей по всему Мадагаскару. Хотя позднее британцы вернули остров Реюньон Франции, они сохранили за собой Маврикий и включили его во второй британско-меринский договор 1820 года. Этот договор провозгласил прекращение экспорта рабов на Мадагаскаре под короной Мерины. Однако после 1820 года внутренний рынок рабов все еще процветал, несмотря на усилия Великобритании. По оценкам, к 1820 году из Антананариву вывозилось от 6000 до 10 000 рабов в год. [57] В 1828 году Ранавалона I отменил второй британско-меринский договор и к 1836 году изгнал большинство иностранцев с Мадагаскара. [58]
Домашнее рабство
[ редактировать ]Из-за небольшой плотности населения Мадагаскара домашнее рабство было способом передачи контроля над ресурсами и рабочей силой. Элита Имерины в значительной степени полагалась на рабский труд . Из-за этого король Мерины Радама I не имел особого намерения соблюдать первый британско-меринский договор, подписанный в 1817 году. В последующие десятилетия рабовладение становилось все более распространенным явлением. По мере расширения касты рабов все больше и больше жителей Мерины стали держать рабов. Поскольку имперские завоевания постоянно увеличивали поставки рабов, захваченных у соседних племен, население Антананариву выросло примерно с 10 000 в 1820 году до 50 000 в 1833 году. Спрос на рабов соответствовал росту предложения в результате фаномпоаны , или обязательной военной службы , поскольку обосновавшись в королевстве Мерина, тем самым привлекая трудоспособных свободных людей от сельскохозяйственного труда и в армию. [59] Во второй половине XIX века Мерина начала импортировать рабов из Восточной Африки . Это было обусловлено экономикой, которая критически полагалась на рабский труд, а также требованиями придворных чиновников Мерины, имевших личные финансовые интересы. Освобождение домашних рабов началось в 1877 году, когда было освобождено около 150 000 рабов. Однако эти недавно освобожденные рабы были превращены в имперский трудовой резерв, положение недалеко от порабощения. Тайная торговля процветала в 1880-х годах, пока франко-меринские военные действия . в 1882 году не вспыхнули [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нильссен, Хильда (2011). Ритуальное воображение: исследование владения тромбой среди бецимисарака на восточном Мадагаскаре . БРИЛЛ. п. 50. ISBN 9789004215245 .
где протестантская церковь стала государственной религией Королевства Мерина в 1869 году.
- ^ Кроули, Бельгия (2010). «Уточненная хронология доисторического Мадагаскара и упадка мегафауны». Четвертичные научные обзоры . 29 (19–20): 2591–2603. Бибкод : 2010QSRv...29.2591C . doi : 10.1016/j.quascirev.2010.06.030 .
- ^ Даль 1991 , с. 72.
- ^ Кэмпбелл, Гвин (1993). «Структура торговли на Мадагаскаре, 1750–1810 гг.». Международный журнал африканских исторических исследований . 26 (1): 111–148. дои : 10.2307/219188 . JSTOR 219188 .
- ^ Ранайвосон 2005 , с. 35.
- ^ Рэйзон-Журд 1983 , с. 142.
- ^ Блох 1971 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б Кус 1995 , с. 140–154.
- ^ Jump up to: а б из Vaissière & Abinal 1885 , стр. 63–71.
- ^ Jump up to: а б Кент 1968 , стр. 517–546.
- ^ Jump up to: а б с д и Огот 1992 , с. 876.
- ^ Jump up to: а б Блох 1985 , стр. 631–646.
- ^ Jump up to: а б с д Рэйсон-Журд 1983 , стр. 141–142.
- ^ Jump up to: а б из Vaissière & Abinal 1885 , стр. 285–290.
- ^ Ларсон, Пир М. (1996). «Отчаянно ищу Мерину (Центральный Мадагаскар): чтение этнонимов и их семантических полей в историях африканской идентичности». Журнал южноафриканских исследований . 22 (4): 541–560. Бибкод : 1996JSAfS..22..541L . дои : 10.1080/03057079608708511 . ISSN 0305-7070 . JSTOR 2637156 .
- ^ Коул, Дженнифер, 1966- (2001). Забыть колониализм? : жертвоприношение и искусство памяти на Мадагаскаре . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-92682-0 . OCLC 49570321 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Кэмпбелл, Гвин (1981). «Мадагаскар и работорговля, 1810–1895». Журнал африканской истории . 22 (2): 203–227. дои : 10.1017/S0021853700019411 . ISSN 0021-8537 . JSTOR 181583 . S2CID 161991146 .
- ^ Кэмпбелл, Гвин (1981). «Мадагаскар и работорговля, 1810–1895». Журнал африканской истории . 22 (2): 203–227. дои : 10.1017/S0021853700019411 . ISSN 0021-8537 . JSTOR 181583 . S2CID 161991146 .
- ^ «Мерина | люди» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 21 декабря 2019 г. Проверено 13 апреля 2020 г.
- ^ Томпсон и Адлофф 1965 , с. 142.
- ^ из Vaissière & Abinal 1885 , p. 62.
- ^ Кэмпбелл 2005 , с. 120.
- ^ Администрация Colonielle 1898 , с. 895.
- ^ Кэмпбелл 2012 , с. 500.
- ^ Jump up to: а б с д Бёрд, Рэндалл (декабрь 2005 г.). «Пейзаж Мерины в горной местности Мадагаскара начала девятнадцатого века». Африканское искусство . 38 (4): 18–92. doi : 10.1162/afar.2005.38.4.18 (неактивен 25 марта 2024 г.). ISSN 0001-9933 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на март 2024 г. ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Блох, Морис (февраль 1971 г.). «Последствия брачных правил и происхождения: категории для социальных структур Мерины» . Американский антрополог . 73 (1): 164–178. дои : 10.1525/aa.1971.73.1.02a00120 . ISSN 0002-7294 .
- ^ Миллер и Роулендс 1989 , с. 143.
- ^ Jump up to: а б Пиолет (1895), стр. 209–210
- ^ Jump up to: а б Чапюс и Дандуо, 1961 , с. 47.
- ^ Рандрианья, Солофо. (2009). Мадагаскар: краткая история . Эллис, Стивен, 1953–2015 гг. Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-70420-3 . OCLC 243845225 .
- ^ Jump up to: а б Пиолет 1895 , стр. 206.
- ^ Радимилахи 1993 , стр. 478–483.
- ^ Гребер 2007 , стр. 35–38.
- ^ Оливер 1886 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б Ларсон 1999 , с. 37–70.
- ^ Рэйзон-Журд 1983 , с. 29.
- ^ Кент, РК (1968). «Мадагаскар и Африка II: Сакалава, Маросерана, Дади и Тромба до 1700 года». Журнал африканской истории . 9 (4): 517–546. дои : 10.1017/S0021853700009026 . S2CID 162880175 .
- ^ Грандидье, Гийом (1913). «Брак на Мадагаскаре» . Бюллетени и мемуары Парижского общества антропологии . 4 :9–46. дои : 10.3406/bmsap.1913.8571 . Архивировано из оригинала 15 мая 2010 года . Проверено 3 апреля 2011 г.
- ^ Бергер, Лоран (декабрь 2012 г.). «Ритуал, история и познание: от аналогии к гегемонии в горных малагасийских государствах». Антропологическая теория . 12 (4): 351–385. дои : 10.1177/1463499612470908 . ISSN 1463-4996 . S2CID 147010771 .
- ^ Грин, Ребекка Л. (июнь 2009 г.). «Концепции идентичности и традиций в горной малагасийской одежде». Теория моды . 13 (2): 177–214. дои : 10.2752/175174109X415069 . ISSN 1362-704X . S2CID 191585630 .
- ^ Кент, Раймонд К. (1970). Ранние королевства на Мадагаскаре, 1500-1700 гг . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN 0-03-084171-2 . OCLC 97334 .
- ^ Эмофф, Рон (весна – лето 2002 г.). «Призрачная ностальгия и воспоминания (из) колониального прошлого в Таматаве, Мадагаскар». Этномузыкология . 46 (2): 265–283. дои : 10.2307/852782 . JSTOR 852782 .
- ^ Jump up to: а б Рэйзон-Журд 1983 , с. 239.
- ^ Кус 1982 , стр. 47–62.
- ^ Jump up to: а б Город Антананариву. «Антананариву: История коммуны» (на французском языке). Архивировано из оригинала 23 февраля 2010 года . Проверено 2 августа 2010 г.
- ^ Фремигаччи 1999 , с. 427.
- ^ Ралибера 1993 , с. 196.
- ^ Оливер 1886 , стр. 241–242.
- ^ Фезерман 1888 .
- ^ Jump up to: а б Мадата (2011). «Аласора: Королевство Андриаманело и земля Велондрайамандрени» (на французском языке). www.madatana.com. Архивировано из оригинала 14 июля 2011 года . Проверено 10 ноября 2010 г.
- ^ Кент (1970), с.
- ^ Рафидинариву 2009 , с. 84.
- ^ Рэйсон-Журд (1983), с. 238
- ^ Чапус и Дандуо 1961 , стр. 47–48.
- ^ Кэмпбелл, Гвин (1981). «Мадагаскар и работорговля, 1810–1895». Журнал африканской истории . 22 (2): 203–227. дои : 10.1017/S0021853700019411 . ISSN 0021-8537 . JSTOR 181583 . S2CID 161991146 .
- ^ Друри, Роберт. (1750). Приятные и удивительные приключения г-на Роберта Друри во время его пятнадцатилетнего плена на острове Мадагаскар: содержание I. Его путешествие и короткое пребывание в Ост-Индии. II. Отчет о кораблекрушении Деграва на острове Мадагасир; убийство кап. Юндж и его корабельная компания, за исключением сына адмирала Бембо и еще нескольких человек, которым удалось сбежать. III. Его плен, суровое обращение, женитьба и чудесное разнообразие судьбы. IV. Его путешествия по острову и описание его положения, продуктов, производств, товаров и т. д. V. Характер людей, их обычаи, войны, религия и политика, а также переговоры между некоторыми из их вождей и автором относительно христиан и их религии. VI. Его выкуп оттуда капитаном Макеттом, бывшим командующим «Принца Уэльского», на службе Почетной Ост-Индской компании: его прибытие в Англию и второе путешествие туда. VII. Словарь мадагасирского языка. Все это представляет собой правдивое повествование о фактах, перемежающееся множеством удивительных происшествий и иллюстрированное листовой картой Мадагасира и другими вырезками. Впервые написано им самим, а теперь тщательно переработано и исправлено по сравнению с оригинальной копией, с улучшениями. . Напечатано и продано М. Шипи на Королевской бирже. OCLC 695946230 .
- ^ Кэмпбелл, Гвин (1981). «Мадагаскар и работорговля, 1810–1895». Журнал африканской истории . 22 (2): 203–227. дои : 10.1017/S0021853700019411 . ISSN 0021-8537 . JSTOR 181583 . S2CID 161991146 .
- ^ Кэмпбелл, Гвин (1981). «Мадагаскар и работорговля, 1810–1895». Журнал африканской истории . 22 (2): 203–227. дои : 10.1017/S0021853700019411 . ISSN 0021-8537 . JSTOR 181583 . S2CID 161991146 .
- ^ Кэмпбелл, Гвин (1981). «Мадагаскар и работорговля, 1810–1895». Журнал африканской истории . 22 (2): 203–227. дои : 10.1017/S0021853700019411 . ISSN 0021-8537 . JSTOR 181583 . S2CID 161991146 .
Библиография
[ редактировать ]- Колониальная администрация (1898 г.). «Жилье на Мадагаскаре». Колония Мадагаскар: Заметки, разведка и исследования (на французском языке). Полет. 4. Официальная типография Антананариву.
- Бергер, Лоран (2012). «Ритуал, история и познание: от аналогии к гегемонии в горных малагасийских государствах». Антропологическая теория, том. 12, нет. 4 декабря 2012 г., стр. 351–385, номер документа: 10.1177/1463499612470908.
- Берд, Рэндалл (2005). «Пейзаж Мерины в горной местности Мадагаскара начала девятнадцатого века». Африканское искусство, том. 38, нет. 4, 2005, стр. 18–92. JSTOR, www.jstor.org/stable/20447730.
- Блох, Морис (1971). Помещение умерших: гробницы, родовые деревни и родственная организация на Мадагаскаре . Беркли-сквер, Великобритания: Дом на Беркли-сквер. ISBN 978-0-12-809150-0 .
- Блох, Морис (1985). «Почти поедая предков». Мужчина . 20 (4): 631–646. дои : 10.2307/2802754 . JSTOR 2802754 .
- Кэмпбелл, Г. (1981). Мадагаскар и работорговля, 1810–1895 гг. Журнал африканской истории , 22 (2), 203–227. Получено 26 марта 2020 г. с сайта www.jstor.org/stable/181583.
- Кэмпбелл, Гвин (2005). Экономическая история Императорского Мадагаскара, 1750–1895: взлет и падение островной империи . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-83935-8 .
- Кэмпбелл, Гвин (2012). Дэвид Гриффитс и миссионерская «История Мадагаскара» . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN 978-90-04-19518-9 .
- Шапюс, Жорж-Сюлли; Дандуо, Андре (1961). Мануэль д'истории Мадагаскара (на французском языке). Париж: Мезоннёв и Лароз.
- Коул, Дженнифер (2001). Забыть колониализм? Жертвоприношение и искусство памяти на Мадагаскаре . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520228467
- Даль, Отто (1991). Миграция из Калимантана на Мадагаскар . Осло: Издательство Норвежского университета. ISBN 978-82-00-21140-2 .
- Друри, Роберт и Даниэль Дефо. Приятные и удивительные приключения г-на Роберта Друри во время его пятнадцатилетнего плена на острове Мадагаскар: включая I. Его путешествие и короткое пребывание в Ост-Индии. II. Отчет о кораблекрушении Деграва на острове Мадагасир; убийство капитана Янга и его корабельной команды, за исключением сына адмирала Бембо и некоторых других, которые сбежали. III. Его плен, тяжелое использование, женитьба и чудесное разнообразие судеб. IV. Его путешествия по острову и описание его положения, продуктов, производств, товаров и т. д. V. Природа людей, их обычаи, войны, религия и политика, а также конференции между некоторыми из их вождей и автором относительно христиан и их религии. VI. Его выкуп оттуда капитаном Маккеттом, покойным командующим принца Уэльского, на службе Почетной Ост-Индской компании: его прибытие в Англию и второе путешествие туда. VII. Словарь мадагасирского языка. Все это представляет собой правдивое повествование о реальных фактах, перемежающееся множеством удивительных происшествий и иллюстрированное листовой картой Мадагасира и другими вырезками. Впервые написано им самим, а теперь тщательно переработано и исправлено на основе оригинальной копии с улучшениями. Напечатано и продано М. Шипи на Королевской бирже; Дж. Рен, возле стиля Грейт-Терн . Холборн; и Т. Лаундс, Эксетерская биржа на Стрэнде, 1750 г.
- Эмофф, Р. (2002). Призрачная ностальгия и воспоминания (из) колониального прошлого в Таматаве, Мадагаскар. Этномузыкология, 46 (2), 265–283. дои: 10.2307/852782
- Физерман, Америка (1888). Социальная история рас человечества Том 2, Часть 2 . Лондон: Трюбнер и компания.
- Фремигаччи, Жан (1999). «Рова Антананариву: разрушение святого места или создание идентификационной информации?». В Кретьене, Жан-Пьер (ред.). История Африки (на французском языке). Антананариву: Karthala Editions. стр. 421–444. ISBN 9782865379040 .
- Гребер, Дэвид (2007). Потерянные люди: магия и наследие рабства на Мадагаскаре . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-21915-2 .
- Грин, Ребекка Л. (2009). «Концепции идентичности и традиций в горной малагасийской одежде». Теория моды, том. 13, нет. 2, Рутледж, июнь 2009 г., стр. 177–214, doi:10.2752/175174109X415069.
- Кент, Раймонд Кнезевич (1970). Ранние королевства на Мадагаскаре, 1500–1700 гг . Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN 9780030841712
- Кус, Сьюзен (1982). «Материя материальная и идеальная». В Ходдере, Ян (ред.). Символическая и структурная археология . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-24406-0 .
- Кус, Сьюзен (1995). «Чувственная человеческая деятельность и государство: к археологии хлеба и зрелищ». В Миллере, Дэниел; Роулендс, Майкл (ред.). Господство и сопротивление . Лондон: Psychology Press. ISBN 978-0-415-12254-2 .
- Ларсон, Пир М. (1996). «Отчаянно ищу «Мерину» (Центральный Мадагаскар): чтение этнонимов и их семантических полей в историях африканской идентичности». Журнал южноафриканских исследований, том. 22, нет. 4, 1996, стр. 541–560. JSTOR, www.jstor.org/stable/2637156.
- Ларсон, Пир М. (1999), «Культурная политика строительства спален и прогрессивной кухни в Антананариву: ритуальные инверсии во время фандроаны 1817 года», в Миддлтон, Карен (редактор), «Предки, власть и история на Мадагаскаре» , Лейден, Нидерланды: Брилл, стр. 37–70, ISBN. 978-90-04-11289-6
- Миллер, Дэниел; Роулендс, Майкл (1989). Господство и сопротивление . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-12254-2 .
- Огот, Бетвелл А. (1992). Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век (на французском языке). Париж: ЮНЕСКО . ISBN 978-0-520-06700-4 .
- Оливер, Сэмюэл (1886). Мадагаскар: исторический и описательный отчет об острове и его бывших зависимых территориях, Том 1 . Нью-Йорк: Макмиллан и Ко.
- Пиоле, Жан-Батист (1895). Мадагаскар и Хова: описание, организация, история (на французском языке). Париж: К. Делагрейв.
- Радимилахи, Шанталь (1993). «Древняя обработка железа на Мадагаскаре». В Шоу, Терстан (ред.). Археология Африки: еда, металлы и города . Лондон: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-11585-8 .
- Рафидинариву, Кристиана (2009). Отпечатки рабства в обществах Индийского океана: метаморфозы и постоянство (на французском языке). Париж: Karthala Editions. ISBN 978-2-8111-0276-0 .
- Резон-Журд, Франсуаза (1983). Правители Мадагаскара (на французском языке). Париж: Karthala Editions. ISBN 978-2-86537-059-7 .
- Ралибера, Даниэль (1993), Мадагаскар и христианство (на французском языке), Editions Karthala, ISBN 9789290282112 , получено 7 января 2011 г.
- Ранайвосон, Доминик (2005). Мадагаскар: словарь исторических личностей (на французском языке). Париж: Сепия. ISBN 978-2-84280-101-4 .
- Рандрианья, Солофо и Стивен Эллис (2009). Мадагаскар: Краткая история. Издательство Чикагского университета . ISBN 9780226704203
- Томпсон, Вирджиния; Адлофф, Ричард (1965). Малагасийская Республика: Мадагаскар сегодня . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
- Санчес, Сэмюэл Ф. (2019). «Ценность «царской бани» (фандроана). Обмен данниками и суверенитет в королевстве Мадагаскар (19 век)» Revue d'Histoire du XIXe siècle, no. 59 декабря 2019 г. Санчес, Сэмюэл Ф., Ценность «королевской бани» (фандроана). Обмен данниками и суверенитет в королевстве Мадагаскар (19 век)
- де ла Вэсьер, Камилла; Абиналь, Антуан (1885). Двадцать лет на Мадагаскаре: колонизация, исторические традиции, обычаи и верования (на французском языке). Париж: В. Лекофр.