Cessna Citation I
Цитата I/I/SP | |
---|---|
![]() | |
Цитата I/SP | |
Роль | Корпоративный самолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Цессна |
Первый полет | 15 сентября 1969 г. (FanJet 500) [ 1 ] |
Произведено | 1971–1985 [ 2 ] |
Количество построенных | 689, [ 3 ] 688 доставлено [ 2 ] |
Варианты | Cessna Citation II |
Cessna 500 Citation I — небольшой бизнес-джет производства компании Cessna , являющийся основой семейства Citation . Прототип Fanjet 500 был анонсирован в октябре 1968 года, первый полет состоялся 15 сентября 1969 года и был сертифицирован как 500 Citation 9 сентября 1971 года. В 1976 году он был модернизирован до Citation I и 501 Citation I/SP. одноместного Пилотный вариант был представлен в 1977 году. Производство закончилось в 1985 году, было выпущено 689 всех вариантов. Реактивный самолет с прямым крылом оснащен турбовентиляторными двигателями JT15D . Самолет был развит в Citation II .
Разработка
[ редактировать ]
В начале 1960-х годов три крупнейших американских гражданской авиации производителя самолетов — Beechcraft , Cessna и Piper — столкнулись с конкурентной проблемой в виде двух недавно разработанных легких бизнес-джетов , Learjet 23 и Aero Commander 1121 Jet Commander , которые были значительно дешевле в покупке и эксплуатации, чем предыдущие бизнес-джеты, такие как North American Sabreliner и Hawker Siddeley HS.125 . [ 4 ] Предыдущие усилия Beechcraft и Cessna по продвижению на рынок небольших самолетов не увенчались успехом: Cessna 407 , предложенная гражданская версия учебно-тренировочного самолета Т-37 Tweet , не прошла стадию макета из-за недостаточного интереса клиентов. [ 5 ] в то время как попытка Beechcraft продать Morane-Saulnier MS.760 Paris в Северной Америке закончилась продажей только двух самолетов. [ 6 ] Однако ошеломительный успех Learjet заставил две компании, которые только с поршневыми двигателями в то время производили самолеты , пересмотреть свое мнение о самолетах с газотурбинными двигателями , и Beechcraft предприняла два одновременных проекта: разработку с турбовинтовым двигателем King Air 90 и соглашение о продавать HS.125 в Северной Америке. [ 7 ]
Cessna быстро обнаружила, что ее двухпоршневые самолеты премиум-класса неконкурентоспособны с King Air, который был значительно быстрее, но мог управляться пилотами с аналогичными навыками и лицензионной квалификацией. Однако компания также увидела большой разрыв между King Air и существующими легкими самолетами, такими как Learjet, которые были намного быстрее, но при этом относительно неумолимы в полете, требуя высококвалифицированных пилотов и длинных взлетно-посадочных полос. В Cessna пришли к выводу, что существует рынок легких самолетов, которые быстрее King Air, но столь же просты в управлении, относительно недороги в покупке и обслуживании и способны добираться до небольших аэропортов с более короткими взлетно-посадочными полосами. Этот тип самолета понравится традиционным покупателям Cessna: пилотам-любителям, которые намерены управлять самолетом самостоятельно. [ 8 ]
В октябре 1968 года Cessna анонсировала восьмиместный бизнес-джет, способный летать с аэродромов, доступных для легких близнецов. Прототип Fanjet 500 совершил первый полет 15 сентября 1969 года. К тому времени стоимость единицы продукции составляла 695 000 долларов. [ 1 ] 5,77 миллиона долларов сегодня. Переименованный 500 Citation имел относительно длительную программу разработки с более длинной носовой частью фюзеляжа, измененным расположением гондол двигателей, увеличенным хвостовым оперением и более наклонным к горизонтальному оперению. Он был сертифицирован FAA 9 сентября 1971 года. [ 9 ]
В 1974 году реверсоры тяги стали необязательными, а в 1976 году полная масса была увеличена на 1000 фунтов (450 кг) до 10 850 фунтов (4920 кг). [ 10 ] В начале 1976 года размах крыла был увеличен с 43,9 до 47,1 футов (с 13,4 до 14,4 м). [ 11 ] Усовершенствованный 500 Citation I был представлен позже, в 1976 году, с большей полной массой, улучшенными двигателями JT15D -1A и крылом увеличенного размаха. самолета Были увеличены скорость и дальность полета, практический потолок увеличился с 35 000 до 41 000 футов (от 11 000 до 12 000 м), а давление в кабине на высоте было увеличено с 7,6 до 8,6 фунтов на квадратный дюйм (от 52 до 59 кПа). [ 9 ] [ 10 ] Многие из оригинальных Citations, из которых было выпущено 349 экземпляров, были модернизированы новыми двигателями. [ 12 ] Самолет 501 Citation I/SP , сертифицированный для одиночных пилотных операций, был поставлен в начале 1977 года. Производство закончилось в 1985 году, на его основе были созданы Citation II /Bravo и Citation V /Ultra/Encore. [ 9 ] В период с 1971 по 1985 год было построено 395 Citations и Citation Is, а также 296 I/SP. [ 9 ] [ 13 ] Самолет был снят с производства, поскольку цены на двигатели JT15D выросли до такой степени, что разница в цене между сериями Citation I и Citation II стала минимальной, в результате чего большинство покупателей выбрали более крупные и быстрые модели II и II/SP. [ 14 ]
К 2018 году подержанные модели 500 1970-х годов оценивались в 300 000 долларов, интернет-провайдеры Citation - от 695 000 до 1,25 миллиона долларов с пакетом Eagle II. [ 15 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Самолет был оснащен двумя турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney Canada JT15D -1 после опыта Cessna с двухдвигательным учебно-тренировочным самолетом T-37 Tweet . Использование турбовентиляторных двигателей, а не турбореактивных двигателей , и прямых крыльев, а не стреловидных, позволило ему летать медленнее по сравнению с другими бизнес-джетами, а продавцы Learjet высмеивали его, называя «Nearjet» уязвимым для «ударов птиц сзади»; Cessna переименовала его в Citation в честь чистокровного автомобиля, но его прозвали Slowtation. [ 16 ]
Операторы
[ редактировать ]Правительственные и военные операторы
[ редактировать ]Аварии и происшествия
[ редактировать ]Известные аварии и инциденты с участием Citation 500, Citation I и Citation I/SP:
- 2 августа 1979 года «Нью-Йорк Янкиз» игрок Турман Мансон погиб, когда его Citation I/SP, регистрационный номер самолета N15NY , разбился недалеко от взлетно - посадочной полосы во время тренировки по приземлению в аэропорту Акрон-Кантон ; В результате крушения и пожара после крушения самолет был уничтожен, а двое пассажиров Мансона отделались серьезными травмами. Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) объяснил аварию тем, что Мансон не смог опустить закрылки и поддерживать адекватную воздушную скорость. [ 22 ]
- 30 марта 2008 года Citation I/SP, регистрационный VP-BGE , разбился недалеко от аэропорта Биггин-Хилл , в результате чего погибли бывшие гонщики Дэвид Лесли и Ричард Ллойд , два пилота и еще один пассажир, а также возник пожар, уничтоживший два пострадавших дома. самолетом. Авария была связана с неправильными действиями экипажа в экстренных ситуациях в ответ на предполагаемую неисправность двигателя. [ 23 ]
- 13 октября 2016 года Citation 500, регистрационный C-GTNG , разбился вскоре после взлета из международного аэропорта Келоуна , в результате чего погиб бывший премьер-министр Альберты Джим Прентис , пилот и двое других пассажиров. Совет по безопасности на транспорте Канады (TSB) не смог окончательно определить причину крушения, но профиль полета соответствовал спиральному пикированию, вызванному пространственной дезориентацией , а отсутствие у пилота опыта полетов ночью и в метеорологических условиях по приборам было думал, что внес свой вклад. TSB также отметил, что, хотя самолет был оборудован для полетов с одним пилотом в соответствии с правилами Транспортной Канады (TC), у эксплуатанта не было необходимого разрешения TC для полетов с одним пилотом, и TSB раскритиковал TC за слабый надзор со стороны оператора. [ 24 ]
- 29 мая 2021 года Citation 501, регистрационный номер N66BK , врезался в озеро Перси Прист вскоре после взлета из аэропорта Смирны , в результате чего погибли американская писательница Гвен Шамблин Лара и ее муж, американский актер Джо Лара , а также пять других лидеров Церкви Remnant Fellowship. . Расследование NTSB установило, что причиной катастрофы стала ошибка пилота, связанная с соматогравитационной иллюзией (разновидностью пространственной дезориентации) из-за сильной облачности. [ 25 ]
Технические характеристики (Cessna Citation I)
[ редактировать ]Данные модернизации гражданских и военных самолетов Jane's в 1994-95 гг. [ 26 ]
Общие характеристики
- Экипаж: два (один пилот на I/SP)
- Вместимость: 5 пассажиров
- Длина: 43 фута 6 дюймов (13,26 м)
- Размах крыльев: 47 футов 1 дюйм (14,35 м)
- Высота: 14 футов 4 дюйма (4,37 м)
- Площадь крыла: 278,5 кв. футов (25,87 м ). 2 )
- Соотношение сторон : 7,83:1
- Пустой вес: 6631 фунт (3008 кг)
- Максимальный взлетный вес: 11 850 фунтов (5 375 кг)
- Запас топлива: 564 галлона США (470 имп галлонов; 2130 л) полезного топлива
- Силовая установка: 2 Pratt & Whitney Canada JT15D -1B турбовентиляторных двигателя с тягой 2200 фунтов силы (9,8 кН) каждый.
Производительность (выше 28 000 футов (8 500 м)
- Максимальная скорость: 0,705 Маха.
- Крейсерская скорость: 357 узлов (411 миль в час, 661 км/ч) на высоте 35 000 футов (11 000 м)
- Скорость сваливания: 82 узла (94 миль в час, 152 км/ч) ( CAS )
- Дальность: 1328 миль (1528 миль, 2459 км) на высоте 41 000 футов (12 000 м) (запас 45 минут, полезная нагрузка 1562 фунта (709 кг))
- Практический потолок: 41 000 футов (12 000 м)
- Скорость набора высоты: 2719 футов/мин (13,81 м/с).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «РЕАКТИВНЫЙ САМОЛЕТ CESSNA» . Рейс Интернешнл . 2 октября 1969 года.
- ^ Перейти обратно: а б Мердо Моррисон (12 октября 2018 г.). «NBAA: Проекты бизнес-джетов, изменившие отрасль» . FlightGlobal .
- ^ «Технический обзор серии 500» . Текстрон Авиация . 28 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Сзуровы 1999 , с. 11.
- ^ Олкотт, Джон В. (5 мая 2006 г.). «Турбинный пилот: В.Л.Дж. Дежавю» . aopa.org . Ассоциация владельцев самолетов и пилотов . Проверено 17 апреля 2020 г.
- ^ Джеррам, Майк (октябрь 2010 г.). «Моран-Солнье Париж: самый первый очень легкий реактивный самолет» (PDF) . Генеральная авиация . Международный совет ассоциаций владельцев самолетов и пилотов . Проверено 17 апреля 2020 г.
- ^ Сзуровы 1999 , с. 12.
- ^ Сзуровы 1999 , с. 12–14.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джерард Фроули. «Cessna 500 и 501 Citation, Citation I и Citation I/SP» . Международный справочник гражданских самолетов – через Airliners.net.
- ^ Перейти обратно: а б Шуровый 1999 , с. 25.
- ^ Тейлор, JWR (редактор) Jane's All the World's Aircraft 1976-77 . Лондон: Макдональд и Джейн, 1976. ISBN 0-354-00538-3 , стр.275.
- ^ Сзуровы 1999 , с. 26.
- ^ Симпсон, RW (1991). Авиация общего назначения компании Airlife . Шрусбери, Англия: Издательство Airlife. п. 111. ИСБН 1-85310-194-Х .
- ^ Сзуровы 1999 , с. 28.
- ^ Марк Хубер (декабрь 2018 г.). «Для многих моделей рынок достигает апогея» (PDF) . Международные авиационные новости . стр. 20–21, 24. Архивировано из оригинала (PDF) 27 декабря 2018 г. Проверено 27 декабря 2018 г.
- ^ Уильям Гарви (10 февраля 2017 г.). «Может ли Cessna заменить G450?» . Неделя авиации и космических технологий .
- ^ «Ангола получает самолеты морской разведки из Израиля» . Оборонная сеть . 16 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 19 октября 2017 года . Проверено 19 октября 2017 г.
- ^ Мартин, Гай (декабрь 2017 г.). «Ангола приобретает Citation MPA». Эйр Интернешнл . Том. 93, нет. 6. с. 11. ISSN 0306-5634 .
- ^ «Реестр ФАУ: результаты запроса N-номера: N54FT» . Федеральное управление гражданской авиации. Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 27 ноября 2017 г.
- ^ Ривас, Сантьяго (сентябрь 2020 г.). «Борьба с преступниками по всей Аргентине». Эйр Интернешнл . Том. 99, нет. 3. С. 80–83. ISSN 0306-5634 .
- ^ Флорес, Сантьяго А. «От кавалерии к непосредственной авиационной поддержке». Эйр Интернешнл . Май 2001 г., Том. 60, № 5, ISSN 0306-5634 , с. 301.
- ^ «Итоговый отчет NTSB об авиационных происшествиях CHI79FA064» . Национальный совет по безопасности на транспорте . Проверено 6 апреля 2021 г.
- ^ «Названы имена двух жертв крушения частного самолета» . Небесные новости . 30 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 16 мая 2008 г. Проверено 31 марта 2008 г.
- ^ «Отчет об авиационном расследовании A16P0186» . Совет по безопасности на транспорте Канады. 4 июня 2019 г. Проверено 6 апреля 2021 г.
- ^ «NTSB: Ошибка пилота в убийстве гуру диеты Гвен Шамблин» . АП. 22 марта 2023 г. . Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Мичелл, Саймон, изд. (1994). Гражданская и военная модернизация Джейн, 1994–95 гг . Колсдон, Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн. стр. 300–301. ISBN 0-7106-1208-7 .
Библиография
[ редактировать ]- Сзуровый, Геза (1999). Cessna Citation Jets . Оцеола, Висконсин: Издательская компания MBI. ISBN 0-7603-0785-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]