Еврокоптер EC120 Колибри
EC120 Колибри HC120 | |
---|---|
![]() | |
EC120B | |
Роль | Легкий многоцелевой вертолет |
Национальное происхождение | Многонациональный |
Производитель | Еврокоптер Вертолеты Аэробус Харбинская группа авиационной промышленности |
Первый полет | 9 июня 1995 г. |
Введение | 1998 |
Статус | Снято с производства |
Произведено | 1995–2017 |
Количество построенных | ~700 (2015) [ 1 ] |
Eurocopter ) (ныне Airbus Helicopters EC120 Colibri (« колибри ») — пятиместный одномоторный легкий многоцелевой вертолет . Совместно спроектированный и разработанный Eurocopter , Китайской национальной корпорацией по импорту и экспорту авиационных технологий ( CATIC ), Harbin Aviation Industries (Group) Ltd (HAIG) и Singapore Technologies Aerospace Ltd (STAero) на заводе Eurocopter France в Мариньяне , EC120B был собран компанией Eurocopter. во Франции и Австралии. [ 2 ]
В Китае самолет производится Harbin Aircraft Manufacturing Corporation (HAMC) как HC120 . [ 3 ] В 2004 году HAMC начала местное производство HC120 на своей сборочной линии в Харбине , на севере Китая. На китайском рынке как Народно-освободительная армия, так и несколько местных полицейских сил. вертолеты HC120 приобрели [ 4 ]
Разработка
[ редактировать ]EC120 Colibri берет свое начало от P120, предложения французского производителя вертолетов Aérospatiale , которое должно было заменить однодвигательные вертолеты Aérospatiale Gazelle и Aérospatiale SA 315B Lama . В 1980-х годах Aérospatiale искала международных партнеров для совместного производства P120, в том числе аэрокосмические компании в Китае, Сингапуре и Австралии. [ 5 ] [ 6 ] После подавления китайским правительством протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году высказывались предположения об исключении участия Китая в проекте. [ 7 ]
20 октября 1992 года контракт на совместную разработку нового вертолета был подписан тремя основными партнерами проекта: недавно созданной компанией Eurocopter , Китайской национальной корпорацией по импорту и экспорту авиационных технологий (CATIC) и Singapore Aerospace Ltd (STAero). ). [ 8 ] В соответствии с соглашением о совместной разработке Eurocopter получила контрольный пакет акций в 61% и стала техническим лидером в программе, CATIC получила 24% доли работ, а STAero получила 15% доли работ; CATIC спроектировала и изготовила конструкцию кабины и топливную систему, STAero изготовила хвостовую балку, дверцы доступа и композитные материалы, а Eurocopter произвела динамические узлы, установила авионику, электрические и гидравлические системы и провела окончательную сборку. [ 9 ] Разработка винтокрылого аппарата позволила Eurocopter расширить модельный ряд, включив в него винтокрылые машины грузоподъемностью 1,5 тонны (1,7 коротких тонны ). [ 8 ]

9 июня 1995 года первый прототип EC120 Colibri совершил свой первый полет . [ 8 ] К февралю 1996 года прототип налетал 60 часов, позже в том же году к программе испытаний присоединился второй прототип. [ 10 ] В феврале 1997 года EC120 Colibri был официально представлен на выставке Международной вертолетной ассоциации (HAI) в Анахайме, Калифорния ; к июню 1997 года на этот тип было получено более 50 заказов. [ 11 ] [ 12 ] К октябрю 1998 года на этот тип было получено более 100 заказов, что побудило Eurocopter увеличить объем производства с четырех вертолетов в месяц до шести. [ 13 ] В 2002 году Eurocopter находился в процессе создания второй сборочной линии для EC120 на заводе Australian Aerospace в Брисбене , Австралия . [ 14 ]
В сентябре 2003 года Eurocopter и China Aviation Industry Corporation II (AVIC II) расширили свое соглашение о партнерстве, включив в него соглашение о совместном производстве с дочерней компанией AVIC II Harbin Aircraft Industry Group (HAIG). [ 15 ] 11 июня 2004 г. было подписано окончательное производственное соглашение; В соответствии с соглашением CATIA и HAIG получили эксклюзивные права на рынок в Китае, а Eurocopter согласилась прекратить продажу EC120 французского производства в материковом Китае. [ 16 ] В июне 2014 года Народно-освободительная армия Китая стала стартовым заказчиком произведенного в Харбине HC120, как сообщается, разместив заказ на восемь машин этого типа с опциями еще на пятьдесят. [ 16 ]
30 ноября 2017 года Airbus Helicopters официально объявила о завершении программы H120, сославшись на низкие объемы поставок. В 2016 году было поставлено всего пять H120 по сравнению с 63 Robinson R-66 . Airbus заявила, что они отходят от нижнего сегмента рынка, и эти вертолеты не так сложны, как их традиционная линейка продуктов. [ 17 ]
Дизельный демонстратор
[ редактировать ]
В рамках программы экологических исследований Green Rotorcraft European Clean Sky Joint Technology Initiative, стартовавшей в 2011 году, 6 ноября 2015 года впервые поднялся в воздух демонстратор технологии H120, оснащенный авиационным дизельным двигателем высокой степени сжатия HIPE AE440 , работающим на реактивном топливе . [ 18 ] Целью проекта было сокращение выбросов загрязняющих веществ и повышение топливной эффективности , почти удвоение запаса хода и улучшение работы в жарких и суровых условиях. [ 19 ]
Испытанная силовая установка представляла собой жидкостным охлаждением , смазкой и сухим картером с развалом цилиндров 90°, 4,6-литровый двигатель V8 давлением 1800 бар (26 000 фунтов на квадратный дюйм) , системой непосредственного впрыска Common Rail , полностью обработанными алюминиевыми блоками, титановыми шатунами, стальными поршнями и гильзами, одним турбокомпрессором на каждый двигатель . банк цилиндров. [ 19 ] воздух-воздух С промежуточным охладителем он весил 197 кг (434 фунта) без коробки передач, а установленный силовой агрегат мощностью 330 кВт (440 л.с.) весит 249 кг (549 фунтов). [ 18 ] Привод несущих винтов осуществлялся через имеющуюся трансмиссию, более быстровращающийся турбовал Turbomeca Arrius был заменен мультипликаторным редуктором . [ 20 ]
Удельный расход топлива на тормозах составил 200 г/кВт⋅ч. [ 21 ] Колебания крутящего момента были уменьшены за счет легкого торсионного вала, а вибрации гасятся сайлент-блоками. [ 22 ] Он был изготовлен Teos Powertrain Engineering — совместным предприятием Mecachrome и D2T (группа IFPEN) — для механического проектирования, изготовления основных частей двигателя, сборки и испытаний, а также Austro Engine для двухканального FADEC и жгута проводов, топливной системы и летной годности. [ 18 ] Мощность поддерживалась на уровне 2500 м и ISA+20°, что позволило снизить расход топлива на 42 %, сократив прямые эксплуатационные расходы на 30 %, а также упростив техническое обслуживание. [ 23 ]
Дизайн
[ редактировать ]
EC120B Colibri — это однодвигательный многоцелевой вертолет, предназначенный для безопасных, простых и экономичных операций. Он включает в себя несколько технологий, зарегистрированных под торговой маркой Eurocopter, наиболее известными из которых являются трехлопастная головка несущего винта Speriflex и восьмилопастной фенестрона ; рулевой винт с рулевым управлением с функцией стабилизации крутящего момента [ 24 ] частично они способствовали повышению шумовой характеристики винтокрылого аппарата, которая на 6,7 децибел ниже ограничений Международной организации гражданской авиации (ИКАО). [ 25 ]
Airbus Helicopters утверждает, что EC120 B имеет самые низкие эксплуатационные расходы в своем классе. По состоянию на 2014 год EC120 является единственным одномоторным винтокрылым аппаратом, сертифицированным по стандартам JAR/FAR 27; Меры, принятые для соответствия этим стандартам, включают энергопоглощающую основную конструкцию, энергопоглощающие сиденья для всех на борту и ударостойкую топливную систему. [ 25 ] [ 26 ]
Самолет имеет широкую эргономичную кабину с высоким уровнем внешнего обзора, в которой могут разместиться один пилот и четыре пассажира в стандартной пассажирской конфигурации. [ 25 ] Конструкция кабины подходит для широкого спектра гражданских и парагосударственных задач, таких как служебный транспорт, морской транспорт, обучение, правоохранительные органы, эвакуация раненых и корпоративный транспорт. Для эвакуации раненых винтокрылый аппарат может перевозить одного пилота и одного пациента на носилках, а также одного или двух медицинских работников. [ 25 ]
По грузоподъемности EC120 может перевозить одного пилота плюс 2,94 м. 3 (104 куб. футов) общего полезного объема груза, распределенного между кабиной и 0,8 м. 3 (28 куб. футов), доступ к которому возможен снаружи с правой стороны и сзади, а также из кабины в некоторых конфигурациях. Для облегчения грузовых операций пол кабины сделан ровным и свободным от препятствий; в качестве альтернативы можно установить грузовой строп для перевозки груза массой до 700 кг (1540 фунтов). [ 25 ]

По данным Airbus Helicopters, EC120B объединяет в себе высокий уровень передовых технологий, которые делают полет винтокрылого аппарата проще и безопаснее, а также снижают затраты. Особый акцент был сделан на том, чтобы позволить конечным потребителям самостоятельно выполнять большую часть задач по техническому обслуживанию. [ 25 ] Основной приборной панелью является двухэкранный многофункциональный дисплей автомобиля и двигателя (VEMD), который обеспечивает управление и мониторинг различных аспектов винтокрылой машины, таких как хвостовой винт фенестрона и ключевые параметры двигателя; VEMD снижает общую рабочую нагрузку пилотов, обеспечивая большую безопасность. [ 25 ] В базовой конфигурации органы управления полетом устанавливаются только с правой стороны, опционально могут быть установлены двойные органы управления или только левые органы управления полетом. [ 26 ] Третьи стороны предложили свои собственные комплекты авионики для EC120, добавив такие функции, как автопилот . [ 27 ] [ 28 ]
Помимо различных гражданских функций, EC120 также использовался несколькими военными операторами для проведения тренировок, наблюдения и выполнения легких служебных задач. Airbus Helicopter популяризировал этот тип в учебных целях благодаря таким характеристикам, как положительный отклик на управление, системы расчета производительности, современное оборудование для простоты использования, общие компактные размеры и высокий уровень обзора из кабины. [ 25 ]
На EC120 B может быть установлен широкий спектр дополнительного оборудования, включая систему защиты от ударов тросом , кондиционер , песочный фильтр, лыжи, дворники, электрические наружные зеркала, грузовой строп, аварийное плавсредство, передний инфракрасный порт (FLIR). ) камеры и внешние прожекторы . [ 25 ] Для корпоративных клиентов EC120 может быть оснащен салоном Stylence , предлагающим роскошный интерьер с кожаной обивкой , бортовым офисом и телекоммуникационными удобствами, а также пониженный уровень шума и вибрации за счет дополнительной изоляции. [ 29 ]
Операционная история
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() |
Первый EC120B был поставлен в 1998 году. К 2008 году Eurocopter уже поставила различным клиентам более 550 Colibris.
В 2004 году безопасности США Министерство внутренней (CBP) выбрало EC120B для удовлетворения своих требований к резаку для световых знаков - программы, которая потенциально включает 55 самолетов общей стоимостью 75 миллионов долларов США в долларах того года. [ 30 ] В 2006 году CBP заказала 15 вертолетов EC120B, а с тех пор было заказано еще пять самолетов. [ 31 ]
Испанские военно-воздушные и космические силы (SASF) закупили несколько самолетов EC120, которые используются в качестве учебно-тренировочных вертолетов на авиабазе Армилла. В 2003 году SPAF сформировала пилотажную группу Patrulla ASPA, которая использует этот тип; Типичный показ включает в себя пять EC120, выполняющих сложные маневры в дополнение к групповому полету. [ 32 ] [ 33 ]
В январе 2008 года министерство обороны Франции выбрало EC120 в качестве французской армии нового учебно-винтокрылого самолета , который заменит Aérospatiale Gazelle . 36 самолетов EC120 B, оснащенных авионикой Sagem, будут эксплуатироваться в рамках 22-летнего государственно-частного партнерства (ГЧП) с оператором Hélidax. [ 34 ] 12 октября 2010 года последний EC120 был доставлен в Хелидакс. [ 35 ]
С 2011 года несколько EC120 эксплуатируются дорожной полицией Курдистана , Ирак . [ 36 ] По состоянию на 2014 год экипажи обучены выполнять операции по наблюдению и спасению. [ 37 ]
Варианты
[ редактировать ]Прототип P120L до изменения типа на EC120 Colibri .
- EC120B Colibri : Стандартное обозначение.
- HC120 : китайский вариант EC120.
Операторы
[ редактировать ]Гражданские операторы
[ редактировать ]

EC120 используется как частными лицами, так и компаниями, чартерными вертолетными и учебными организациями, а также правоохранительными органами и правительством.
- Полицейская служба Калгари [ 40 ]
- Королевская канадская конная полиция [ 41 ]
- Полицейская служба Эдмонтона [ 42 ]
- Региональная полиция Йорка , 2002–2023 гг. [ 41 ]
- Полицейская служба Виннипега [ 43 ]

- Департамент полиции Сан-Хосе [ 47 ]
- Офис шерифа округа Санта-Клара [ 48 ]
- Департамент полиции Балтимора [ 49 ]
- Полицейское управление Остина [ 50 ]
- Департамент полиции Альбукерке [ 51 ]
- Департамент шерифа округа Сакраменто [ 52 ]
• дорожная полиция Курдистана; также используется для спасения и разведки [ 53 ]
Военные операторы
[ редактировать ]- Хелидакс ( подготовка армейской авиации ) [ 55 ]

Технические характеристики (EC120 B)
[ редактировать ]
Данные Jane's All the World's Aircraft, 2007–08 гг. [ 60 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Вместимость: 4 человека / полезная нагрузка 755 кг (1664 фунта) (максимальная нагрузка на подвеске 700 кг (1543 фунта))
- Длина: общая 11,52 м (37 футов 10 дюймов)
- Фюзеляж 9,6 м (31 фут)
- Высота: 3,4 м (11 футов 2 дюйма)
- Пустой вес: 960 кг (2116 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 1715 кг (3781 фунт), внутренняя нагрузка.
- Внешняя нагрузка 1800 кг (3968 фунтов)
- Запас топлива: 416 л (110 галлонов США; 92 имп галлона) в двух баках.
- Силовая установка: 1 Turbomeca TM 319 Arrius 2F турбовальный , мощностью 376 кВт (504 л.с.) на взлете.
- 335 кВт (449 л.с.) макс. в непрерывном режиме
- Диаметр несущего винта: 10,0 м (32 фута 10 дюймов)
- Площадь несущего винта: 78,54 м 2 (845,4 кв. футов)
Производительность
- Крейсерская скорость: 226 км/ч (140 миль в час, 122 узла) макс.
- 191 км / ч (119 миль в час; 103 узла) экономичный
- Никогда не превышайте скорость : 278 км/ч (173 миль в час, 150 узлов).
- Дальность: 727 км (452 миль, 393 миль), резервов нет.
- Продолжительность: 4 часа 32 минуты.
- Практический потолок: 5180 м (16 990 футов)
- Потолок зависания IGE: 2820 м (9252 фута)
- Потолок висения ОГЭ: 2320 м (7612 футов)
- Скорость набора высоты: 6,1 м/с (1200 футов/мин)
- Нагрузка на диск: 21,8 кг/м 2 (4,5 фунта/кв. фут) внутренняя нагрузка
- 22,9 кг/м 2 (5 фунтов/кв. футов) внешняя нагрузка
- Мощность/масса : внутренняя нагрузка 0,19 кВт/кг (0,12 л.с./фунт).
- Внешняя нагрузка 0,1835 кг (0 фунтов)
Авионика
Многофункциональный дисплей автомобиля и двигателя (VEMD) с индикатором первого предела (FLI) входит в стандартную комплектацию. [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Белл 206
- Белл 407
- Bell 505 Jet Ranger X [ 61 ]
- Еврокоптер AS350 Белка
- Вертолеты МД МД 500
- PZL SW-4 Пущик
- Робинсон R66
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Н120 – Вертолеты Airbus» . www.helicopters.airbus.com . Архивировано из оригинала 25 июля 2018 года . Проверено 25 июля 2018 г.
- ^ «Линия сборки EC120» . Австралийская аэрокосмическая компания . Архивировано из оригинала 22 августа 2007 года . Проверено 17 июня 2017 г.
- ^ «Вертолет HC120 [EC-120]» . Глобальная безопасность.org . Архивировано из оригинала 21 июля 2017 года . Проверено 17 июня 2017 г.
- ^ «Вертолеты HC-120, построенные в Харбине, Китай» . Мир ВВС (на китайском языке) . Мир ВВС. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 17 июня 2017 г.
- ^ «Австралия выходит из Aerospatiale P120». Архивировано 8 декабря 2015 года в Wayback Machine Flight International , 5 декабря 1989 года.
- ^ «Aerospatiale будет строить легкие вертолеты вместе с Китаем и Сингапуром (вертолет P-120)». Defense Daily , 3 июля 1991 г.
- ^ «Предприятие Aerospatiale сталкивается с китайским кризисом». Архивировано 8 декабря 2015 года в Wayback Machine Flight International , 8 июля 1989 года.
- ^ Перейти обратно: а б с «История: от Eurocopter до Airbus Helicopters». Архивировано 26 сентября 2015 года в Wayback Machine Airbus Helicopters , дата обращения: 29 ноября 2015 года.
- ^ Грей, Питер. «Легкий летчик». Архивировано 8 декабря 2015 года в Wayback Machine Flight International , 13 мая 1998 года.
- ^ «Продолжительность тестирования EC120 достигает 60 часов». Архивировано 8 декабря 2015 года в Wayback Machine Flight International , 14 февраля 1996 года.
- ^ «Вертолеты на подъеме». Архивировано 8 декабря 2015 года в Wayback Machine Flight International , 14 мая 1997 года.
- ^ «Еврокоптер получает заказы от Dauphin». Архивировано 8 декабря 2015 года в Wayback Machine Flight International , 25 июня 1997 года.
- ^ Моксон, Джулиан. «Растущий спрос» на Colibri способствует увеличению производства». Архивировано 8 декабря 2015 года в Wayback Machine Flight International , 21 октября 1998 года.
- ^ «Премьер-министр Австралии осматривает вертолеты Eurocopter во время своего государственного визита в Германию». Архивировано 8 декабря 2015 года в Wayback Machine Airbus Helicopters , 4 июля 2002 года.
- ^ Соби, Брендан. «Eurocopter расширяет китайское соглашение с EC120». Архивировано 8 декабря 2015 года в Wayback Machine Flight International , 23 сентября 2003 года.
- ^ Перейти обратно: а б Соби, Брендан. «Китайская армия готова запустить HC120 после сделки по производству». Архивировано 8 декабря 2015 года на сайте Wayback Machine Flight International , 22 июня 2014 года.
- ^ «Airbus Helicopters прекращает программу H120 — журнал «Вертикаль»» . ВертикальМаг.com . Архивировано из оригинала 4 декабря 2017 года . Проверено 4 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Резюме итогового отчета - HIPE AE 440 (дизельный силовой агрегат для демонстратора легкого вертолета)» . КОРДИС . Европейская комиссия. 19 февраля 2016 года. Архивировано из оригинала 2 марта 2017 года . Проверено 1 марта 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Airbus Helicopters начинает летные испытания поршневого двигателя высокой степени сжатия» (Пресс-релиз). Вертолет Аэробус. 10 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 20 марта 2017 г.
- ^ Грэм Уорвик (20 марта 2015 г.). «Чистое небо готовится к летным испытаниям Helo Diesel» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 26 ноября 2015 года . Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ «Авиадвигатель Реактивный А-1» . Теос Силовая установка. Архивировано из оригинала 2 марта 2017 года . Проверено 1 марта 2017 г.
- ^ Александр Герчинский (20 октября 2015 г.). «Демонстратор легкого вертолета с HCE» (PDF) . Аэробус. Архивировано из оригинала (PDF) 26 ноября 2015 года.
- ^ «Airbus Helicopters совершает поршневую революцию в сфере легких одноместных самолетов» . Полет Глобал . 1 марта 2017 г. Архивировано из оригинала 1 марта 2017 г. Проверено 1 марта 2017 г.
- ^ «Программа P.120 обретает форму». Архивировано 8 декабря 2015 года в Wayback Machine Flight International , 6 марта 1990 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «EC120 B: все, что вам нужно, в одной удобной маленькой упаковке». Архивировано 11 сентября 2015 года в Wayback Machine Airbus Helicopters , 2014 год.
- ^ Перейти обратно: а б с «EC120 B: Технические данные 2015 г.». Архивировано 11 сентября 2015 года в Wayback Machine Airbus Helicopters , 2015.
- ^ «Regourd предлагает расширенный пакет услуг в EC120 Colibri начального уровня». Архивировано 8 декабря 2015 года в Wayback Machine Flight International , 31 января 2006 года.
- ^ Лирмаунт, Дэвид. «Легкие вертолеты с автопилотом». Архивировано 8 декабря 2015 года в Wayback Machine Flight International , 17 октября 2006 года.
- ^ Пифорд, Алан. «EBACE: Eurocopter стремится продемонстрировать ценность роли вертолета». Архивировано 8 декабря 2015 года в Wayback Machine Flight International , 15 мая 2012 года.
- ^ «Совместная разработка в Китае: приказ национальной безопасности США EC120 Helis». Архивировано 21 декабря 2015 года в Wayback Machine Defense Industry Daily , 1 марта 2006 года.
- ^ «Американский еврокоптер» . EurocopterUSA.com . Архивировано из оригинала 2 августа 2008 года . Проверено 4 декабря 2017 г.
- ^ «Начало патруля ASPA». Архивировано 8 декабря 2015 года на сайте Wayback Machine patrullaaspa.defensa.gob.es , дата обращения: 29 ноября 2015 года.
- ^ Лопес, Луис Хавьер. «Патруль ASPA ВВС отмечает свое десятилетие в Гранаде». Архивировано 8 декабря 2015 г. на сайте Wayback Machine sevilla.abc.es , 18 мая 2014 г.
- ^ "Премьер-министр общественного участия в защите". Архивировано 18 марта 2008 года в Wayback Machine Министерства обороны Франции .
- ^ Парсонс, Гэри. «Новости: доставлен последний EC120 для обучения во Франции». Архивировано 8 декабря 2015 года в журнале Wayback Machine Aircraft Magazine от 12 октября 2010 года.
- ^ "У дорожной полиции Курдистана будут вертолеты". Архивировано 18 июля 2012 года в Wayback Machine AKNews , 17 декабря 2011 года.
- ^ Бендер, Джереми. «Пока курды мобилизуются в Ираке, вот взгляд на то, что у них есть в арсенале». Архивировано 8 декабря 2015 года на сайте Wayback Machine Business Insider , 30 июня 2014 года.
- ^ «Спасение жизни в Виктории — спасательные вертолеты Westpac Lifesaver» . Архивировано из оригинала 9 ноября 2011 года . Проверено 25 ноября 2011 г.
- ^ Джеферсон Эспиндола. «EC-120B Colibri – Мату-Гросу-ду-Сул» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 23 апреля 2013 г.
- ^ «HAWCS: Глаз Калгари в небе» . Журнал «Вертолеты». Архивировано из оригинала 5 марта 2014 года . Проверено 1 апреля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Реформирование парагосударственной службы Канады» . Архивировано из оригинала 26 июля 2009 года . Проверено 1 марта 2013 г.
- ^ Неосторожно, Джеймс. «Внесение резервной копии» . Вертолетный журнал. Архивировано из оригинала 17 августа 2009 года . Проверено 1 апреля 2013 г.
- ^ «Отдел летной эксплуатации полицейской службы Виннипега» . Архивировано из оригинала 17 апреля 2015 года . Проверено 16 апреля 2015 г.
- ^ «Бундесполиция-Флугдиенст» . Bundespolizei.de. Архивировано из оригинала 12 марта 2013 года . Проверено 27 апреля 2013 г.
- ^ «Государственная пограничная служба» . Пасиенис.lt 30 апреля 2013 г. Архивировано из оригинала 8 февраля 2014 г.
- ^ Главное управление полиции. «Авиатехника-Вертолетная служба» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2013 года . Проверено 2 марта 2013 г.
- ^ «Отдел специальных операций SJPD» . sjpd.org. Архивировано из оригинала 27 июля 2016 года . Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ «ОТДЕЛЕНИЕ ВОЗДУШНОЙ ПОДДЕРЖКИ Пилот-ветеран наблюдает за заместителями шерифа над округом Санта-Клара» . Mercurynews.com . 28 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 1 февраля 2016 г. Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ «EC120 достиг отметки в 10 000 летных часов» . eurocopter.com. Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 1 марта 2013 г.
- ^ «О самолете» . apdair1.com. Архивировано из оригинала 3 августа 2015 года . Проверено 29 марта 2013 г.
- ^ «Отряд воздушной поддержки департамента полиции Альбукерке - Air 1 Eurocopter EC-120B» . youtube.com. Архивировано из оригинала 16 июня 2014 года . Проверено 26 декабря 2013 г.
- ^ «Бюро воздушных операций» . Департамент шерифа округа Сакраменто . Архивировано из оригинала 17 марта 2017 года . Проверено 17 июня 2017 г.
- ^ «Иракский кризис: Вооружение курдов» . Новости Би-би-си . 15 августа 2014 года . Проверено 10 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «ВВС мира 2014» (PDF) . Flightglobal Insight. 2014. Архивировано (PDF) из оригинала 10 августа 2014 года . Проверено 30 марта 2014 г.
- ^ «Eurocopter доставляет последний из 36 самолетов EC120, заказанных Hélidax» . eurocopter.com. Архивировано из оригинала 13 октября 2010 года . Проверено 1 марта 2013 г.
- ^ «АНАЛИЗ: Справочник ВВС мира за 2019 год» . Flightglobal.com . ДВВ Медиа Интернэшнл Лимитед. Архивировано из оригинала 23 января 2019 года . Проверено 30 декабря 2018 г.
- ^ «Гадинг Кастури» . Гадинг. Архивировано из оригинала 3 июля 2015 года . Проверено 9 марта 2016 г.
- ^ Мархалим Абас (3 декабря 2015 г.). «Представлен новейший вертолет RMAF» . Малазийская оборона. Архивировано из оригинала 22 января 2016 года . Проверено 22 января 2015 г.
- ^ Мазумдар, Мритьюнджой (16 декабря 2016 г.). «Мьянма вводит в эксплуатацию транспортные самолеты, вертолеты» . Аламеда, Калифорния: IHS Jane's . Архивировано из оригинала 17 декабря 2016 года . Проверено 16 декабря 2016 г. .
- ^ Джексон, Пол, изд. (2008). Jane's All the World's Aircraft 2007–08 . Лондон: Издательская группа Джейн. стр. 329–330. ISBN 978-0-7106-2792-6 .
- ^ Марк Хубер и Тьерри Дюбуа. «Bell раскрывает больше о «коротком легком сингле»». Архивировано 4 сентября 2014 года в Wayback Machine . AIN онлайн, 3 августа 2013 г. По состоянию на 11 декабря 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт Eurocopter EC120 B
- Веб-страница EC120
- Лист данных сертификата типа UK-CAA и JAA
- Harbin Aviation Industries производитель HC120
- Подробная информация о производственном списке EC120 и производственном списке EC120 и HC120.