Шебит
Шебит | |
---|---|
![]() Статуя Шебитку в Нубийском музее | |
фараон | |
Царствование | 714–705 гг. до н.э. [ 1 ] |
Предшественник | Как |
Преемник | Интернет |
Супруга | Арти |
Умер | 705 г. до н.э. |
Династия | 25-я династия |
| ||||||||||||
šş bş tş kş (Шабатака) в иероглифах | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть серии о |
Кушитские монархи и правители |
---|
![]() |
![]() |
Шебитку ( древнеегипетский : šꜣ-bꜣ-tꜣ-kꜣ , неоассирийский аккадский : 𒃻𒉺𒋫𒆪𒀪 , латинизированный : Šapatakuʾ , древнегреческий : Σεθῶν Sethōn ) [ 3 ] также известный как Шабатака или Шебитко и англоязычный как Сетос , был вторым фараоном Двадцать пятой династии Египта Согласно последним академическим исследованиям, , который правил с 714 по 705 год до нашей эры. Он был сыном Пие , основателя этой династии. или тронное имя Шебитку Преномен , Джедкаре, означает «Непреходящая душа Ра ». [ 2 ] Царицей Шебитку была Арти , дочь царя Пие, согласно фрагменту статуи JE 49157 первосвященника Амона Харемахета, сына Шабаки, найденной в храме богини Мут в Карнак. [ 4 ]
Царствование до Шабаки
[ редактировать ]До недавнего времени Шебитку находился в пределах 25-й династии между Шабакой и Тахаркой . Хотя возможность смены правления Шабаки и Шебитку уже ранее предполагалась Брюне. [ 5 ] и Бейкер выделил девять причин разворота: [ 6 ] это был Майкл Баньяи в 2013 году [ 7 ] который впервые опубликовал в популярном журнале множество аргументов в пользу такого переезда. После него Фредерик Пейро. [ 1 ] и Джерард П.Ф. Брукман [ 8 ] самостоятельно расширил гипотезу. Археологические данные, обнаруженные в 2016/2017 году Клаусом Юрманом, подтверждают преемственность Шебитку-Шабака. В документе Джерарда Брукмана GM 251 (2017) показано, что Шебитку правил до Шабаки, поскольку верхний край надписи Шабаки NLR № 30, год 2, Карнакская набережная, был вырезан над левой стороной нижнего края надписи Шебитку NLR № 33, год 3. [ 9 ] Личное повторное исследование египтологом Клаусом Джурманом надписей Шебитку (или Шабатака) и Шабака на набережной Карнака в 2016 и 2017 годах убедительно демонстрирует, что Шебитку правил до Шабаки, и подтверждает аргументы Брукмана о том, что надпись Шебитку «Нильский текст» была вырезана до надписи Шабаки; следовательно, Шебитку правил до Шабаки. [ 10 ]
Что особенно важно, впервые на это указал Бейкер. [ 6 ] а затем Фредериком Пайродо, который написал по-французски, что « Божественная Адоратрица , т.е. Божья Жена Амона Шепенупет I », последняя ливийская Адоратрица, была еще жива во время правления Шебитку/Шабатако, поскольку она изображена совершающей обряды и описывается как «живущий» в тех частях часовни Осирис-Хекаджет, построенной во время его правления (стена и внешняя часть ворот) [ 11 ] [ 1 ] В остальной части комнаты находится Аменирдис I (сестра Шабаки), которая изображена с титулом Адоратрисы и коронационным именем. Таким образом, преемственность Шепенупет I – Аменирдис I как Божья жена Амона или Божественная поклонница Амона произошла во время правления Шебитку. Одной этой детали достаточно, чтобы показать, что правление Шабаки не может предшествовать правлению Шебитку. [ 1 ]

Конструкция гробницы Шебитку (Ку. 18) напоминает гробницу Пие (Ку. 17), а гробница Шабаки (Ку. 15) — гробницу Тахарки (Ку. 1) и Тантамани (Ку. 16). [ 12 ] [ 1 ] Одним из наиболее убедительных доказательств того, что Шабака правил после Шебитку, были продемонстрированы архитектурные особенности кушитских царских пирамид в Эль-Курру. Только в пирамидах Пие (Ку 17) и Шебитку (Ку 18) погребальные камеры имеют открытые конструкции с выступающей крышей, тогда как полностью туннелированные основания погребальных камер встречаются в пирамидах Шабака (Ку 15), Тахарка ( Ню 1) и Тантамани (Ку 16), а также со всеми последующими царскими пирамидами в Эль-Курру и Нури . [ 13 ] Полностью туннелированная и некогда украшенная погребальная камера пирамиды Шабаки явно была архитектурным усовершенствованием, поскольку за ней последовали Тахарка и все его преемники. [ 14 ]
Свидетельства конструкции пирамиды также показывают, что Шабака, должно быть, правил после, а не до Шебитку. Это также благоприятствует преемственности Шебитку-Шабака в 25-й династии. В Каирской CG 42204 первосвященника Амона Харемахет — сын Шабаки — называет себя «сыном царя Шабаки, оправданным, который любит его, единственным доверенным лицом царя Тахарки, оправданным, директором дворца короля Верхнего и Нижний Египет Танутамун/ Тантамани , да живет он вечно». [ 15 ] Однако, как впервые заметил Бейкер, [ 6 ] не упоминается о службе Харемахета под началом Шебитку; даже если Харемахет был всего лишь юношей при Шебитку, отсутствие этого царя странно, поскольку цель текста статуи заключалась в том, чтобы передать хронологическую последовательность царей, которые правили при жизни Харемахета, причем каждое из их имен сопровождалось ссылкой на существовавшие отношения. между упомянутым царем и Харемахетом. [ 16 ] Возможное объяснение отсутствия Шебитку на статуе Харемахета заключалось в том, что Шебитку был уже мертв, когда Харемакет родился при Шабаке.
Шебитку Пейро отмечает, что шабти маленькие (около 10 см) и имеют очень краткую надпись, в картуше которой содержится только имя царя, при рождении, которому предшествуют слова «Осирис, царь Верхнего и Нижнего Египта», а за ним следует mʿ-ḫrw. [ 17 ] [ 1 ] Таким образом, они очень близки к таковым у Пие/Пианхи [42 – Д. Данэм (см. сноску 39), фото 44).]. Однако шабти Шабаки крупнее (около 15–20 см) с более развитыми надписями, включая цитату из Книги Мертвых, которая присутствует также на Тахарко, Тануэтамани и Сенкаманискене». [ 1 ] Все эти свидетельства также позволяют предположить, что Шебитку правил до Шабаки. Наконец, как впервые отметил Бейкер, [ 6 ] а затем позже Пайро, который заметил, что в традиционной хронологии Шебитку-Шабака промежуток времени между правлением Тахарки и Шабаки кажется чрезмерно длинным. Они оба отметили, что в папирусе Лувр E 3328c из 2-го или 6-го года правления Тахарки упоминается продажа раба его владельцем, который купил его в 7-м году правления Шабаки, то есть на 27 лет раньше по традиционной хронологии, но если период правления Шабаки помещен непосредственно перед Тахаркой (без промежуточного правления Шебитку), существует промежуток примерно в 10 лет, что гораздо более правдоподобно. [ 18 ]
Уважаемый немецкий ученый Карл Янсен Винкельн также поддержал преемственность Шебитку-Шабака в статье JEH 10 (2017) N.1 под названием «Вклад в историю третьего промежуточного периода», Journal of Egypt History 10 (2017), стр. 23. –42, когда он написал постскриптум, в котором говорилось: «В отличие от моих заявлений на коллоквиуме [2014] в Мюнстере, я теперь придерживаюсь мнения, что (новый) порядок Щебитку-Шабако на самом деле правильна...» или «В отличие от моего выступления на коллоквиуме в Мюнстере [2014 г.], теперь я придерживаюсь мнения, что (новая) последовательность Шебитку-Шабако на самом деле правильна...» [ 19 ]
Предполагаемое сосуществование с Шабакой
[ редактировать ]
Туринская стела 1467 года, на которой изображены Шабака и Шебитку, сидящие вместе (Шебитку позади Шабаки) лицом к лицу с двумя другими людьми за столом для подношений, когда-то считалась явным свидетельством королевского со-регентства между этими двумя нубийскими королями в Уильяме Дж. Мурнейне. Книга 1977 года «Древние египетские государства» . [ 20 ] Однако Туринский музей впоследствии признал статую подделкой. Роберт Моркот и Стивен Квирк, проанализировавшие стелу в статье 2001 года, также подтвердили, что объект является подделкой, которую нельзя использовать для постулирования возможного сосуществования между Шабакой и Шебитку. [ 21 ]
Во-вторых, предполагалось, что надпись Шебитку 3-го года, 1-го месяца 5-го дня Шему в тексте на уровне Нила под номером 33, фиксирует сосуществование между Шабакой и Шебитку среди некоторых ученых. В этом нильском тексте Шебитку упоминает о своем появлении ( ḫꜥj ) в Фивах в качестве царя в храме Амона в Карнаке, где «Амон дал ему корону с двумя ураями, подобными Гору, на троне Ра», тем самым узаконив его царствование. [ 22 ] Юрген фон Бекерат в статье GM 136 (1993) утверждал, что надпись зафиксировала как официальную коронацию Шебитку, так и самое первое появление самого царя в Египте после сравнения этой надписи с текстом № 30 уровня Нила второго года правления Шебитку, когда Шабака завоевал весь Египет. [ 23 ] Если это правда, это продемонстрирует, что Шебитку действительно был соагентом Шабаки в течение двух лет.
Кеннет Китчен , однако, отмечает, что «глагол ḫꜥj (или появление) применяется к любому официальному «прозрению» или официальному проявлению короля в его «публичных выступлениях». [ 24 ] Китчен также подчеркивает, что период около первого месяца Шему, дни 1–5, ознаменовал дату Фестиваля Амон-Ре в Карнаке, что хорошо засвидетельствовано в период Нового Царства , 22-й династии и вплоть до периода Птолемеев. [ 24 ] Следовательно, в третий год Шебитку этот праздник Амона, очевидно, совпал как с разливом Нила, так и с личным визитом Шебитку в храм Амона, «но у нас нет никаких оснований предполагать, что Шебитку... остался некоронованным для целых 2 года после его вступления на престол». [ 25 ] Уильям Мурнейн также поддержал эту интерпретацию, отметив, что Нильский текст Шебитку третьего года «вообще не обязательно относится к восшествию на престол или коронации. Скорее, это просто запись «появления» Шебитку в храме Амона на третьем году его правления и признать влияние бога на его первоначальное появление в качестве короля». [ 26 ] Другими словами, Шебитку уже был царем Египта, и целью его визита в Карнак было получить и записать для потомков богом Амоном официальную легитимацию своего правления . Таким образом, доказательства возможного сосуществования Шабаки и Шебитку в настоящее время иллюзорны.
Даниэль Кан также тщательно рассмотрел, но отверг аргументы против разделения королевства 25-й династии под властью Шабаки, когда Шабака правил в Нижнем и Верхнем Египте, а Шебитку, действующий как младший соправитель или наместник Шабаки, в Нубии, в важной статье 2006 года. [ 27 ] Кан отмечает, что всегда был только один нубийский король, правивший всеми владениями 25-й династии, включая Египет и Нубию, и что проблемы связи и контроля «не мешали кушитскому королю быть верховным правителем этой обширной территории». [ 28 ] Кан подчеркивает, что Великая Триумфальная стела Пие указывает на то, что путешествие на лодке из Напаты в Фивы заняло всего 39 дней , в то время как Стела Усыновления Нитокриса показывает, что «время, чтобы преодолеть расстояние между Мемфисом (или, возможно, Танисом) и Фивами на лодке (ок. 700 км и более для Таниса) — это [всего] 16 дней». [ 29 ]
Хронология
[ редактировать ]![]() | Этот раздел необходимо обновить . ( май 2017 г. ) |
В 1999 году египетско-ассирийский синхронизм из Великой надписи Тан-и Вар в Иране был вновь открыт и повторно проанализирован. Вырезанная Саргоном II Ассирии (722–705 до н.э.), надпись датируется периодом около 707/706 до н.э. и показывает, что именно Шебитку, царь Египта, выдал мятежного царя Ашдода Ямани в руки Саргона, а не Шабака. как считалось ранее. [ 30 ] Соответствующий раздел надписи Саргона II гласит:
(19) Он (сил. Саргон) разграбил город Ашдод; [ 31 ] его царь боялся [моего оружия] и... Он бежал в область земли Мелухха и жил (там) скрытно (буквально: как вор). (20) Шапатаку (Шебитку), царь земли Мелухха, услышал о могуществе богов Ашура, Набу (и) Мардука, которое я [продемонстрировал] над всеми землями... (21) Он положил ( Ямани) в кандалах и наручниках... он велел привести его в плен в мое присутствие. [ 32 ]
Кеннет Китчен отметил, что ассирийский термин «шарру» использовался не только для обозначения царя, но и для обозначения чиновников различных уровней. Он также утверждал, что Мелуха имела в виду Нубию (Куш). Это подтвердило утверждение Китчена о том, что Шебитку в то время был заместителем правителя Шабаки в Нубии. В конечном итоге 12-летнее правление Шебитку было перенесено на 702 г. до н.э. и последующие годы. [ 33 ]
Надпись Тан-и Вар датируется 15-м годом правления Саргона, между нисаном 707 г. до н. э. и Адаром 706 г. до н. э. [ 34 ] Это показывает, что Шебитку правил Египтом самое позднее в апреле 706 г. до н. э., а возможно, уже в ноябре 707 г. до н. э., чтобы дать некоторое время для экстрадиции Яманни и записи этого деяния в надписи Саргона. [ 35 ] Предположение о том, что Шебитку служил наместником Шабаки в Нубии и что Шебитку выдал Яманни Саргону II во время правления короля Шабаки, было отвергнуто египтологом Карлом Янсеном-Винкельном в книге «Древнеегипетская хронология» («Справочник по востоковедению»), которая является самой последней версией. публикация по египетской хронологии. [ 36 ] Как пишет Янсен-Винкельн:
- никогда не было ни малейшего намека на какую-либо форму сосуществования нубийских царей 25-й династии. Если бы Шабака был правителем Египта в 707/706 году, а Шебитку [был] его «наместником» в Нубии, можно было бы определенно ожидать, что открытие дипломатических отношений с Ассуром, а также поимка и экстрадиция Яманни входило бы в обязанности Шабаки. Можно также ожидать, что Саргон назначит регента Египта и старшего царя, а не далекого наместника Шебитку [в Нубии]. Если, с другой стороны, Шебитку уже был преемником Шабаки в 707/706 году [до н. э.], сообщения о деле Ямани становятся более ясными и имеют больше смысла. До сих пор предполагалось, что нубийский царь (Шабака) выдал Ямани более или менее сразу после его бегства в Египет. Теперь кажется... несомненным, что Ямани был передан ассирийцам только пару лет спустя (вместо этого под властью Шебитку). [ 36 ]
Отождествление с Сетосом Геродота
[ редактировать ]Греческий историк Геродот в своей «Истории» (книга II, глава 141) пишет о первосвященнике Птаха по имени Сетос ( греч . Σεθῶν Сефон ), который стал фараоном и победил ассирийцев божественным вмешательством. Это имя, вероятно, является искажением Шебитку. [ 37 ] [ 38 ] Рассказ Геродота послужил источником вдохновения для написания фантастического романа XVIII века « Жизнь Сетоса» , который имел влияние среди афроцентристов .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ф. Пайродо, Возвращение к преемственности Шабако-Шабатако, Нехет 1, 2014 г., стр. 115-127 онлайн здесь
- ^ Jump up to: а б Клейтон, Питер А. Хроники фараонов: Запись правления правителей и династий Древнего Египта . Темза и Гудзон. стр.190. 2006. ISBN 0-500-28628-0
- ^ «Шапатаку [ЦАРЬ МЕЛУХИ] (RN)» . Оракк: Открытый богато аннотированный корпус клинописи .
- ^ Карл Янсен-Винкельн, Надписи позднего периода: Часть III: 25-я династия, 2009. стр. 347-8 [52.5]
- ^ Жан-Фредерик Брюне, «Загадка захоронения Аписа 21-й и 25-й династий», Журнал форума древней хронологии 10 (2005), стр. 29.
- ^ Jump up to: а б с д Джо Бейкер (2005), на egyptologyforum.org.
- ^ Майкл Баньяи, «Предложение по хронологии 25-й династии в Египте», JEgH 6 (2013) 46–129 и предстоящий «Приказ кушитских царей», JEgH 8 (2015) 81–147
- ^ Джерард П. Ф. Брукман, «Порядок преемственности между Шабакой и Шабатакой; Другой взгляд на хронологию Двадцать пятой династии», GM 245 (2015) 17–31.
- ^ GPF Брукман, Генеалогические соображения относительно царей Двадцать пятой династии в Египте, GM 251 (2017), стр.13
- ^ Клаус Юрман, Орден кушитских королей согласно источникам из Восточной пустыни и Фив. Или: Шабатака была здесь первой!, Журнал истории Египта 10 (2017), стр. 124–151. См . PDF-файл
- ^ [45 – Г. Легрен, «Храм и часовни Осириса в Карнаке. Храм Осириса-Хик-Джето, эфиопская часть», RecTrav 22 (1900) 128; JWIS III, 45.]
- ^ [39 - Д. Данэм, Эль-Курру, Королевские кладбища Куша, I, (1950) 55, 60, 64, 67; также Д. Данэм, Нури, Королевские кладбища Куша, II, (1955) 6–7; Дж. Лулл, Египетские царские гробницы третьего промежуточного периода (21-25 династии). Традиции и изменения, BAR-IS 1045 (2002) 208.].
- ^ Доус Д. Данэм, Эль Курру; Королевские кладбища Куша (Кембридж, Массачусетс, 1950 г.)
- ^ GPF Брукман, Порядок преемственности между Шабакой и Шабатакой. Другой взгляд на хронологию Двадцать пятой династии, GM 245, (2015), стр.21-22.
- ^ GPF Брукман, Порядок преемственности между Шабакой и Шабатакой. Иной взгляд на хронологию Двадцать пятой династии, GM 245, (2015), с. 23
- ^ GPF Broekman, GM 245 (2015), стр.24
- ^ [41 – JWIS III, 51, номер 9; Д. Данэм, (см. сноску 39), 69, фото 45А-В].
- ^ Пайродо, Гвоздь I, 2014, стр.119.
- ^ Янсен-Винкельн, Журнал истории Египта 10 (2017), №1, стр.40
- ^ Уильям Мурнейн, Древнеегипетские сообщества , (SAOC 40: Чикаго 1977), стр.190
- ^ Р. Моркот и С. Квирк, «Изобретение 25-й династии: Туринская стела 1467 года и построение истории», Встречи - древние культуры в долине Нила для Эрики Эндесфельдер, Карла-Хайнца Призе, Вальтера Фридриха Райнеке, Штеффена Венига (Лейпциг) 2001), стр.349–363.
- ^ Л. Тёрёк, Королевские короны Куша: исследование регалий и иконографии долины Среднего Нила в 1-м тысячелетии до нашей эры и нашей эры , Кембриджские монографии по африканской археологии 18 (Оксфорд, 1987), стр. 4
- ^ Дж. фон Бекерат, «Надпись на уровне Нила 3-го года Шебитку на набережной Карнака», GM 136 (1993), стр. 7–9.
- ^ Jump up to: а б Кеннет А. Китчен, Третий промежуточный период в Египте (1100–650 до н. э.) [TIPE], 3-е издание, 1986, Warminster: Aris & Phillips Ltd, стр. 170
- ^ Кухня, ТИПЕ, стр.171.
- ^ Хэппи, Сорегентства, стр.189.
- ^ Кан, Даниэль, Разделенное королевство, совместное регентство или единоличное правление в королевстве (ях) Египет-и-Куш?, Египет и Левант 16 (2006), стр. 275-291 онлайн в формате PDF.
- ^ Кан, Египет и Левант 16, стр.290.
- ^ Кан, Египет и Левант 16, стр. 290. Кан цитирует Р.А. Каминоса, The Nitocris Stela, JEA 50 (1964), стр. 81–84 в качестве доказательства существования стелы Nitocris.
- ^ Грант Фрейм, «Надпись Саргона II в Танг-и Вар», Orientalia Vol.68 (1999), стр. 31-57 и пожалуйста. I-XVIII
- ↑ Робин Лейн Фокс, « Путешествующие герои в эпическую эпоху Гомера» , 2008:30, приводит доводы в пользу того, что Ямани — это просто « ионийский грек »: «Ионические греки иногда писались клинописью как ia-am-na-a : мог ли этот узурпатор Иамани быть греком... могли ли ассирийские писцы назвать имя скромного мятежника?»
- ^ Кадр, стр.40
- ^ Китчен, Кеннет А., «СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ЕГИПЕТСКОЙ ХРОНОЛОГИИ — ПЕРЕПРОСМОТР», Ägypten Und Levante / Egypt and the Levant, vol. 16, стр. 293–308, 2006 г.
- ^ А. Фукс, Надписи Саргона II из Хорсабада (Геттинген, 1994), стр. 76 и 308.
- ^ Кан, стр.3
- ^ Jump up to: а б Карл Янсен-Винкельн, «Третий промежуточный период» в книге Эрика Хорнунга, Рольфа Краусса и Дэвида Уорбертона (редакторы), Древнеегипетская хронология (Справочник по востоковедению), Brill, 2006. стр. 258–259.
- ^ Роберт Б. Страсслер (редактор), Ориентир Геродота: Истории (Anchor, 2007), стр. 182
- ^ Алан Б. Ллойд, Комментарий к Книге II, в Комментарии к Геродоту, Книги I – IV (Oxford University Press, 2007), стр. 237.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Роберт Моркот , Черные фараоны: нубийские правители Египта , The Rubicon Press, 2000. ISBN 0-948695-23-4