Мечтают ли андроиды об электрических овцах?
![]() Обложка первого издания в твердом переплете | |
Автор | Филип К. Дик |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | |
Издатель | Даблдэй |
Дата публикации | 1968 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать (в твердом и мягком переплете) |
Страницы | 210 |
ОКЛК | 34818133 |
С последующим | Бегущий по лезвию 2: Грань человечества |
Мечтают ли андроиды об электрических овцах? (ретроспективно названный «Бегущий по лезвию: мечтают ли андроиды об электрических овцах?» в некоторых более поздних изданиях) — роман- антиутопия научно-фантастический 1968 года американского писателя Филипа К. Дика . Действие происходит в постапокалиптическом Сан-Франциско , где жизнь на Земле была сильно повреждена глобальной ядерной войной , в результате чего большинство видов животных оказались под угрозой исчезновения или вымерли . Основной сюжет рассказывает о Рике Декарде , охотнике за головами , который должен «вывести на пенсию» (то есть убить) шесть сбежавших андроидов модели Nexus-6 , а второстепенный сюжет рассказывает о Джоне Исидоре, человеке с низким IQ, который помогает беглым андроидам.
Книга послужила основой для фильма 1982 года «Бегущий по лезвию» , и, хотя некоторые аспекты романа были изменены, многие элементы и темы из него были использованы в продолжении фильма 2017 года «Бегущий по лезвию 2049» .
Краткое содержание
[ редактировать ]Предыстория и обстановка
[ редактировать ]После разрушительной глобальной войны , произошедшей в ближайшем будущем , радиоактивно загрязненная атмосфера Земли побудила Организацию Объединенных Наций поощрять массовую эмиграцию в колонии за пределами планеты, чтобы сохранить генетическую целостность человечества. Отход от Земли сопровождается появлением свободных персональных андроидов : роботов-слуг, идентичных людям. Этих андроидов почти невозможно отличить от людей, и только два метода могут точно определить, является ли кто-то андроидом: посмертный анализ костного мозга и тест Фойгта-Кампфа, машина, которая измеряет биологическую и эмоциональную реакцию подозреваемого андроида на этические вопросы, чтобы определить, испытывают ли они сочувствие (на что андроиды не способны). Ассоциация Розена производит андроидов в колонии на Марсе, но некоторые андроиды восстают, убивают своих владельцев и сбегают на Землю, где надеются остаться незамеченными. Американские и советские полицейские управления сохраняют бдительность и держат на дежурстве офицеров-андроидов, охотящихся за головами.
На Земле владение настоящими животными стало модным символом статуса , как потому, что массовое вымирание сделало живых животных редкими и дорогими, так и из-за сопутствующего культурного толчка к большему сочувствию. Бедные люди могут позволить себе только реалистичные электрические роботизированные имитации живых животных, часто делая все возможное, чтобы скрыть от соседей ложную природу животного. В большей части мира наблюдается новая, основанная на технологиях религия под названием Мерсеризм, которая использует «ящики эмпатии», чтобы одновременно связать пользователей с виртуальной реальностью коллективных страданий, в центре которой находится персонаж, похожий на мученика , Уилбур Мерсер, который вечно взбирается на холм, пока забрасывают камнями. Приобретение высокостатусных домашних животных и подключение к коробкам сочувствия, по-видимому, являются единственными двумя способами, которыми персонажи в этой истории стремятся к экзистенциальному осуществлению.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Рику Декарду, охотнику за головами полицейского управления Сан-Франциско, поручено «вывести на пенсию» (убить) шесть андроидов новой модели «Нексус-6», которые недавно сбежали с Марса и отправились на Землю. Декард надеется, что эта миссия принесет ему достаточно денег, чтобы купить живое животное, которое заменит его одинокую электрическую овцу и утешит его подавленную жену Иран. Поскольку неизвестно, эффективен ли тест Фойгта-Кампфа на андроидах модели Nexus-6, Декард посещает штаб-квартиру Ассоциации Розена в Сиэтле, чтобы подтвердить точность теста. Первоначально тест, похоже, дает ложноположительный результат на его хозяйку в Сиэтле, Рэйчел Розен, а это означает, что полиция потенциально казнила людей. Ассоциация Розена пытается использовать эту информацию, чтобы шантажировать Декарда и заставить его прекратить дело, но Декард повторно проверяет Рэйчел и определяет, что Рэйчел действительно андроид Нексус-6, что она в конечном итоге признает. Вооруженный знанием того, что тест все еще эффективен, Декард возвращается в Калифорнию, чтобы начать охоту на группу беглых андроидов.
Декард встречает представителя советской полиции, который оказывается одним из замаскированных ренегатов Нексуса-6. Декард убивает андроида, а затем пытается убить свою следующую цель, андроида, живущего под видом оперного певца. Встретив ее за кулисами, Декард пытается провести тест Фойгта-Кампфа, но она звонит в полицию. Не сумев узнать в Декарде охотника за головами, полицейские арестовывают и держат его в полицейском участке, о котором он никогда не слышал, заполненном офицерами, которых он, к своему удивлению, никогда не встречал. Чиновник по имени Гарланд обвиняет Декарда в том, что он андроид с имплантированными воспоминаниями. Однако после того, как тест окончательно доказывает, что работа Декарда является законной, Гарланд направляет пистолет на Декарда и обнаруживает, что вся станция является подделкой, утверждая, что и он, и Фил Реш, местный охотник за головами станции, являются андроидами, которые использовали прикрытие фальшивой полиции, чтобы избежать обнаружения. Реш, не подозревая об откровении Гарланд, стреляет Гарланд в голову, убегая вместе с Декардом обратно к оперному певцу, которого Реш хладнокровно убивает, когда она намекает, что он может быть андроидом. Отчаявшись узнать правду, Реш просит Декарда провести ему тест на эмпатию. Тест показывает, что у Реша есть социопатические наклонности, но подтверждает, что он человек. Затем Декард проверяет себя, подтверждая, что он человек, но испытывает чувство сочувствия к некоторым андроидам.
Убив трех андроидов за день, Декард теперь может купить своей жене Ирану настоящую нубийскую козу на свою комиссию за вознаграждение. Позже его начальник настаивает, чтобы он посетил заброшенный жилой дом, где предположительно скрываются трое оставшихся беглецов-андроидов. Испытывая видение похожего на пророка Мерсера, говорящего ему продолжать, несмотря на аморальность миссии, Декард снова обращается к Рэйчел Розен, поскольку ее знания психологии андроидов могут помочь его расследованию. Рэйчел отказывается помочь, но неохотно соглашается встретиться с Декардом в отеле в обмен на то, что он откажется от дела. В отеле она сообщает, что один из беглых андроидов той же модели, что и она, а это означает, что ему придется убить андроида, похожего на нее. Несмотря на первоначальные сомнения относительно Рэйчел, она и Декард в конечном итоге занимаются сексом, после чего признаются друг другу в любви. Рэйчел рассказывает, что переспала со многими охотниками за головами, будучи запрограммирована на это, чтобы отговорить их от своих миссий. Декард угрожает убить ее, но в конце концов сдерживается и уходит в заброшенный жилой дом.
Трое оставшихся беглецов-андроидов планируют перехитрить Декарда. Единственный другой житель здания, Джон Р. Исидор, радиоактивно поврежденный человек с интеллектуальным уровнем ниже среднего, пытается подружиться с ними. Он потрясен, когда они жестоко пытают и калечат редкого паука, которого он обнаруживает. Все они смотрят телевизионную программу, в которой представлены убедительные доказательства того, что вся теология мерсеризма — это обман. Декард входит в здание, испытывая странные, сверхъестественные предчувствия: Мерсер сообщает ему о засаде. Когда андроиды нападают на него первыми, Декард имеет законное право убить всех троих, не проверив их заранее. Исидор опустошен, а Декард награжден за рекордное количество убийств Нексуса-6 за день. Вернувшись домой, Декард обнаруживает, что Иран скорбит, потому что, пока его не было, Рэйчел зашла к ним в квартиру и убила козу.
Декард отправляется в необитаемый, уничтоженный регион Орегона , чтобы поразмыслить. Он взбирается на холм, и его сбивают падающие камни, понимая, что это переживание пугающе похоже на мученическую смерть Мерсера. Он натыкается на жабу (животное, которое считается вымершим), но, когда он возвращается с ней домой, он удручается, когда Иран обнаруживает, что это всего лишь робот. Когда он засыпает, она все равно готовится позаботиться об электрической жабе.
Влияние и вдохновение
[ редактировать ]Дик намеренно имитирует стиль повествования в стиле нуар , крутой следователь, хладнокровно имеющий дело с жестоким миром, полным коррупции и глупости. [ 1 ] Еще одно влияние на Дика оказал автор Теодор Стерджен , автор книги «Больше, чем человек» , сюрреалистической истории человечества, разбитого на разные уровни, один из которых контролирует другого с помощью телепатических средств. Спустя несколько лет после публикации книги « Мечтают ли андроиды об электроовцах?» О одушевленных творениях человека автор рассказал в знаменитой речи 1972 года: « Андроид и человек »:
Наша окружающая среда – я имею в виду наш рукотворный мир машин, искусственных конструкций, компьютеров, электронных систем, взаимосвязанных гомеостатических компонентов – все это на самом деле начинает все больше и больше обладать тем, чего, как опасаются серьезные психологи, примитив видит в своей среде: анимация. В самом прямом смысле наша окружающая среда становится живой или, по крайней мере, квазиживой, и в некотором отношении конкретно и фундаментально аналогично нам самим... Вместо того, чтобы узнавать о себе, изучая наши конструкции, возможно, нам следует попытаться понять, что представляет собой наша жизнь. конструкции, изучая то, что мы сами задумали [ 2 ]
В романе антагонисты-андроиды действительно намеренно более человечны, чем главный герой-человек. Они являются зеркалом человеческих действий, контрастирующим с культурой, теряющей свою человечность. [ 3 ]
Влияние
[ редактировать ]Мечтают ли андроиды об электрических овцах? оказал влияние на поколения писателей-фантастов, став основополагающим документом научно-фантастического движения новой волны , а также базовой моделью для его в области киберпанка наследников . Он повлиял на другие жанры, такие как научно-фантастический металл от таких исполнителей, как Роб Зомби и Powerman 5000 .
Адаптации
[ редактировать ]Фильм
[ редактировать ]Хэмптон Фанчер и Дэвид Пиплс написали свободную кинематографическую адаптацию, которая стала фильмом «Бегущий по лезвию» , выпущенным в 1982 году, с участием нескольких персонажей романа. Режиссером выступил Ридли Скотт . После международного успеха фильма название «Бегущий по лезвию» было использовано в некоторых более поздних изданиях романа, хотя сам термин не использовался в оригинале. [ 4 ] Этот фильм привел к появлению в 2017 году продолжения под названием «Бегущий по лезвию 2049», в котором сохранены многие темы романа.
Радио
[ редактировать ]В рамках сериала-антиутопии «Опасные видения» в 2014 году BBC Radio 4 транслировало двухсерийную адаптацию романа. Продюсером и режиссером фильма выступил Саша Евтушенко по адаптации Джонатана Холлоуэя . В главных ролях Джеймс Пьюрфой в роли Рика Декарда и Джессика Рейн в роли Рэйчел Розен. [ 5 ] Первоначально эти эпизоды транслировались в воскресенье, 15 и 22 июня 2014 года.
Аудиокнига
[ редактировать ]издавался в виде аудиокниги Роман как минимум дважды . Версия была выпущена в 1994 году с участием Мэтью Модайна и Калисты Флокхарт .
Новая версия аудиокниги была выпущена в 2007 году компанией Random House Audio одновременно с выпуском Blade Runner: The Final Cut . Эта версия, прочитанная Скоттом Бриком , является полной и длится около 9,5 часов на восьми компакт-дисках. Эта версия является дополнением и использует постер фильма «Бегущий по лезвию: Финальная версия» и название «Бегущего по лезвию» . [ 6 ]
Театр
[ редактировать ]Сценическая адаптация книги, написанной Эдвардом Эйнхорном , проходила с 18 ноября по 10 декабря 2010 года в Центре искусств и технологий 3LD в Нью-Йорке. [ 7 ] и состоялась его премьера на Западном побережье 13 сентября 2013 года, играя до 10 октября в театральной труппе Sacred Fools Theater Company в Лос-Анджелесе. [ 8 ]
Комиксы
[ редактировать ]БУМ! Studios из 24 выпусков комиксов опубликовала ограниченную серию по мотивам книги «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» содержащий полный текст романа и иллюстрированный художником Тони Паркером. [ 9 ] Комикс был номинирован на премию Eisner Awards 2010 в категории «Лучший новый сериал» . [ 10 ] В мае 2010 года БУМ! Studios начала выпуск приквела из восьми выпусков с подзаголовком « Dust To Dust» , написанного Крисом Роберсоном и нарисованного Робертом Адлером. [ 11 ] История разворачивается сразу после Терминала мировой войны. [ 12 ]
Сиквелы
[ редактировать ]Три романа, задуманные как продолжения обоих романов « Мечтают ли андроиды об электроовцах?» и «Бегущий по лезвию» были опубликованы:
- Бегущий по лезвию 2: Грань человечества (1995)
- Бегущий по лезвию 3: Ночь репликантов (1996)
- Бегущий по лезвию 4: Глаз и коготь (2000)
Эти официальные и авторизованные продолжения были написаны другом Дика К. У. Джетером . [ 13 ] Они продолжают историю Рика Декарда и пытаются примирить многие различия между романом и фильмом 1982 года.
Критический прием
[ редактировать ]Критический прием книги « Мечтают ли андроиды об электроовцах?» был омрачен популярностью его экранизации 1982 года «Бегущий по лезвию» . Из тех критиков, которые уделяют внимание роману, некоторые относят его преимущественно к истории Филипа К. Дика творчества . В частности, в этой связи цитируется речь Дика 1972 года «Человек и андроид». Джилл Гэлван [ 14 ] повествования обращает внимание на соответствие между изображением Диком антиутопической , загрязненной, рукотворной обстановки и описанием, которое Дик дает в своей речи все более искусственной и потенциально разумной или «квази-живой» среде его настоящего. Подводя итог основной мысли речи Дика, Гальван утверждает: «Только осознав, как [технология] вторглась в наше понимание «жизни», мы сможем прийти к полному соглашению с технологиями, которые мы создали» (414). Как « бильдунгсроман кибернетической Мечтают эпохи», Гальван утверждает: « ли андроиды об электрических овцах?» следует за постепенным принятием человеком новой реальности. Кристофер Палмер [ 15 ] подчеркивает речь Дика, чтобы обратить внимание на все более опасный риск того, что люди станут «механическими». [ 16 ] «Андроиды угрожают сокращением того, что делает жизнь ценной, но обещают ее расширение или переопределение, то же самое делают инопланетяне и боги». [ 16 ] Грегг Рикман [ 17 ] цитирует другой, более ранний и менее известный роман Дика, в котором также говорится об андроидах, « Мы можем вас построить» , в котором утверждается, что « Мечтают ли андроиды об электрических овцах?» можно читать как продолжение.
В отличие от тенденции большинства критиков рассматривать роман в сравнении с другими текстами Дика, Клаус Бенеш [ 18 ] исследовано Мечтают ли андроиды об электрических овцах? прежде всего в связи с Жака Лакана эссе о сцене зеркала . Там Лакан утверждает, что формирование и уверенность в себе зависит от конструирования Другого посредством образов, начиная с двойника, видимого в зеркале. Андроиды, утверждает Бенеш, выполняют удвоительную функцию, подобную зеркальному отражению самого себя, но они делают это в социальном, а не индивидуальном масштабе. Следовательно, человеческая тревога по поводу андроидов выражает неуверенность в отношении человеческой идентичности и общества. Бенеш опирается на Кэтлин Вудворд. [ 19 ] Акцент на теле, чтобы проиллюстрировать форму человеческого беспокойства по поводу андроида. Другой . Вудворд утверждает, что дебаты о различиях между человеком и машиной обычно не признают наличие тела. «Если машины неизменно создаются как технологические протезы, предназначенные для усиления физических способностей тела, то, согласно этой логике, они также создаются для того, чтобы превзойти, вообще превзойти человека в сфере телесности». [ 20 ]
Шеррил Винт подчеркивает важность животных для исследования в романе отчуждения людей от их подлинного существа. Борясь со своей ролью охотника за головами, который якобы защищает общество от тех, кому не хватает сочувствия, Декард приходит к осознанию искусственности различий, которые использовались в американской культуре для исключения животных и «анимализированных» людей из этических соображений. «Центральная роль животных в фильме « Мечтают ли андроиды об электроовцах?» , а также проблемы видового характера, которые они поднимают, показывают необходимость борьбы за иной способ существования в мире. Этот путь противостоит коммодификации в наших отношениях друг с другом и с природы, чтобы создать лучшее будущее, в котором люди снова смогут стать полностью людьми, восстановив наши социальные отношения с животными и природой». [ 21 ]
Награды и почести
[ редактировать ]- 1968 – на премию «Небьюла». номинант [ 22 ]
- 1998 - Премия Locus Poll , лучший научно-фантастический роман за всю историю до 1990 года (Место: 51)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Исходный материал «Бегущего по лезвию» говорит о современной политике больше, чем сам фильм» . 5 октября 2017 г.
- ^ «Андроид и человек» .
- ^ «Вхождение в постчеловеческий коллектив в книге Филипа К. Дика Мечтают ли андроиды об электрических овцах?» .
- ^ Сэммон, Пол М. (1996). Нуар будущего: создание «Бегущего по лезвию» . Лондон: Орион Медиа. стр. 318–329. ISBN 0-06-105314-7 .
- ^ «BBC Radio 4 - Опасные видения, мечтают ли андроиды об электроовцах?, Эпизод 2» . bbc.co.uk. Радио Би-би-си 4 . 28 июня 2014 г. Проверено 11 мая 2015 г.
- ^ Бегущий по лезвию (издание с фильмом) Филипа К. Дика - Полный компакт-диск Random House, 27 ноября 2007 г. ISBN 978-0-7393-4275-6 (0-7393-4275-4).
- ^ «Мечтают ли андроиды об электрических овцах?» . Безымянная театральная труппа №61 . Проверено 1 января 2014 г.
- ^ «Мечтают ли андроиды об электрических овцах?» . Театральная труппа «Святые дураки» . Проверено 1 января 2014 г.
- ^ Пресс-релиз Филипа К. Дика - БУМ! АНОНС МЕЧТАЮТ ЛИ АНДРОИДЫ ОБ ЭЛЕКТРООВАХ? Архивировано 20 сентября 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Хеллер, Джейсон (9 апреля 2010 г.). «Объявлены номинанты на премию Эйснера» . АВ-клуб . Проверено 24 июля 2013 г.
- ^ Лэнгшоу, Марк (29 апреля 2010 г.). «БУМ! Расширение вселенной «Бегущего по лезвию»» . Цифровой шпион .
- ^ «БУМ! Studios публикует приквел «Electric Sheep»» . Tyrell-corporation.pp.se. 22 октября 2010 г. Проверено 24 июля 2013 г.
- ^ Джетер, К.В. «Сводная библиография: К.В. Джетер» .
- ^ Гальван, Джилл (1997). «Вхождение в коллектив почтальонов: Мечтают ли андроиды об электрических овцах Филипа К. Дика?». Научно-фантастические исследования . 24 (3): 413–429.
- ^ Палмер, Кристофер (2003). Филип К. Дик: Радость и ужас постмодерна . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. п. 259.
- ^ Jump up to: а б Палмер, Кристофер (2003). Филип К. Дик: Радость и ужас постмодерна . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. п. 225.
- ^ Рикман, Грегг (1995). «Что это за болезнь?»: «Шизофрения» и мы можем вас построить . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 143–157.
- ^ Бенеш, Клаус (1999). «Технология, искусство и кибернетическое тело: Киборг как культурный другой в «Метрополисе» Фрица Ланга и «Мечтают ли андроиды об электрических овцах?» Филипа К. Дика . Америкастудия . 44 (3): 379–392. JSTOR 41157479 .
- ^ Вудворд, Кэтлин (1997). «Протезные эмоции». В Хоффмане, Герхарде (ред.). Эмоции в постмодерне . Гейдельберг: Альфред Хорнунг. стр. 75–107.
- ^ Вудворд, Кэтлин (1997). «Протезные эмоции». В Хоффмане, Герхарде (ред.). Эмоции в постмодерне . Гейдельберг: Альфред Хорнунг. п. 391.
- ^ Винт, Шерил (2007). «Спецесизм и видовое существование мечтают ли андроиды об электроовцах?». Мозаика: междисциплинарный критический журнал . 40 (1): 125.
- ^ «Лауреаты и номинанты премии 1968 года» . Миры без конца . Проверено 27 сентября 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дик, Филип К. (1996) [1968]. Мечтают ли андроиды об электрических овцах? . Нью-Йорк: Ballantine Books . ISBN 0-345-40447-5 .
- Скотт, Ридли (1982). Бегущий по лезвию . Уорнер Бразерс.
- Программа -заставка Electric Sheep — это дань уважения книге « Мечтают ли андроиды об электрических овцах?» .
- Мечтают ли андроиды об электрических овцах? в Мирах без конца
- Филип К. Дик, «Маленький черный ящик» , 1964 — рассказ о происхождении мерсеризма, опубликованный за 4 года до книги «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»
- Критика
- Бенеш, Клаус (1999). «Технология, искусство и кибернетическое тело: киборг как культурный другой в мегаполисе Фрица Ланга и Филиппа К. Дика, мечтают ли андроиды об электрических овцах ». Америкастудия . 44 (3): 379–392. JSTOR 41157479 .
- Батлер, Эндрю М. (1991). «Реальность против быстротечности: анализ книг Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электрических овцах?» Ридли Скотта и «Бегущего по лезвию» ». В Меррифилде, Джефф (ред.). Филип К. Дик: Праздник (книга программы). Колледж Эппинг Форест, Лоутон: Связи.
- Галло, Доменико (2002). «В огне пали ангелы: Бегущий по лезвию, Филип К. Дик и Киберпанк». В Бертетти; Сколари (ред.). Взгляд ангелов: Вокруг и за пределами «Бегущего по лезвию» (на итальянском языке). Турин: текст и изображение. стр. 206–218. ISBN 88-8382-075-4 .
- Гальван, Джилл (1997). «Вхождение в постчеловеческий коллектив в книге Филипа К. Дика Мечтают ли андроиды об электрических овцах? ». Научно-фантастические исследования . 24 (3): 413–429. JSTOR 4240644 .
- Маккарти, Патрик А. (1999–2000). «Мечтают ли андроиды о волшебных флейтах?». Парадокса . 5 (13–14): 344–352.
- Нив, Таль (2014). «Возвращение ужасающего и чудесного творения в наше будущее и настоящее» . Гаарец . (Иврит) Критический анализ издания 2014 г. « Мечтают ли андроиды об электроовцах?»
- Стрит, Джо (2020). «Мечтают ли андроиды о паршивой овце?: Читая о гонке Филипа К. Дика». Фундамент . 49 (3): 44–61.
- Винт, Шерил (2007). «Спецесизм и видовое существование. Мечтают ли андроиды об электроовцах? ». Мозаика . 40 (1): 111–26.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мечтают ли андроиды об электрических овцах , включенных в базу данных Интернет-спекулятивной фантастики
- Мечтают ли андроиды об электрических овцах? в списке книг в Интернете
- Полная история публикаций и галерея обложек
- Американские романы 1968 года
- Научно-фантастические романы 1968 года
- Американские бильдунгсроманы
- Американские романы экранизированы
- Американские романы адаптированы в пьесы
- Американские романы адаптированы для телешоу
- Американские философские романы
- Американские научно-фантастические романы
- Драмы на радио BBC
- Романы «Бегущий по лезвию» (франшиза)
- Книги об эмоциях
- Книги о районе залива Сан-Франциско
- Книги Doubleday (издатель)
- Антиутопические романы
- Экзистенциалистские романы
- Художественная литература о стирании и изменении памяти
- Фантастика, действие которой происходит в 1992 году.
- Фантастика о летающих машинах
- История научной фантастики
- Романы, действие которых происходит на Марсе
- Романы о гиперреальности
- Романы Филипа К. Дика
- Американские постапокалиптические романы
- Постмодернистские романы
- Религия в научной фантастике
- Спекулятивные преступления и триллеры
- Романы, действие которых происходит в 1990-е годы.
- Романы, действие которых происходит за один день