Хиллер YH-32 Хорнет
YH-32 Хорнет | |
---|---|
Hiller YH-32 Hornet на выставке в Музее авиации Сиэтла | |
Роль | Экспериментальный вертолет |
Производитель | Хиллер Самолет |
Первый полет | 1950 |
Введение | 1954 |
Основные пользователи | Армия США ВМС США |
Количество построенных | 18 [ 1 ] [ 2 ] |
Hiller YH-32 Hornet (фирменное обозначение HJ-1) — американский сверхлегкий вертолет, построенный компанией Hiller Aircraft в начале 1950-х годов. Это была небольшая и уникальная конструкция, поскольку она была оснащена двумя двигателями Hiller 8RJ2B, прямоточными воздушно-реактивными установленными на концах лопастей несущего винта, каждый из которых весил 13 фунтов (5,9 кг) и развивал мощность, эквивалентную 45 л.с. (34 кВт), что в сумме составляло 90 л.с. 67 кВт). [ 3 ] Версии HJ-1 Hornet были построены для в армии и военно-морского флота США начале 1950-х годов.
Музей Хиллера идентифицирует YH-32A, получивший название « Салли Рэнд» , как первый вертолет боевой . [ 4 ] [ 5 ]
Hiller HOE-1 стал первым серийным вертолетом с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, и армия и флот в течение короткого времени эксплуатировали небольшое количество этих самолетов для тестирования и оценки технологии. [ 6 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Hiller HJ-1 Hornet был первой попыткой создания вертолета с реактивным двигателем и прямоточными воздушно-реактивными двигателями. До этого были эксперименты с импульсными струями несущего винта XH-26 Jet Jeep . Несущий винт с прямоточным воздушно-реактивным двигателем HJ-1 приводит в движение винт и самолет. В отличие от обычного вертолета, эта механически простая конструкция позволяет избежать необходимости в рулевом винте.
К сожалению, концевые скорости лопастей вертолетных винтов дозвуковые, а ПВРД неэффективны на дозвуковых скоростях из-за низкой степени сжатия воздухозаборников. Поэтому «Хорнет» страдал большим расходом топлива и плохой дальностью полета. Также машина страдала от низких поступательных скоростей, а законцовки ПВРД были чрезвычайно шумными. В случае потери мощности авторотация оказалась затрудненной из-за сопротивления гондол ПВРД . [ 7 ]
Машина обладала мощной грузоподъемностью, и были некоторые надежды на ее использование в военных целях, но высокий шум, плохая дальность полета и высокая видимость пламени ПВРД в ночное время не смогли привлечь продажи.
Операционная история
[ редактировать ]HJ-1 оценивался в армии США как YH-32 , а ВМС США — как XHOE-1 . В 1957 году два YH-32 были модифицированы в YH-32A для испытаний в качестве вооруженных вертолетов. Были сняты все обтекатели кабины из стекловолокна и модифицировано хвостовое оперение. Испытания прошли успешно и доказали жизнеспособность вертолета в качестве платформы вооружения, но из-за предельных характеристик дальнейшие модификации или заказы размещены не были. [ 1 ] Кроме того, версии были отправлены в Армию США в ДРК для оценки в одном из конкурсов, включающих исследование и разработку легкого десантируемого вертолета для спасения и разведки с воздуха, а также портативного, легко собираемого и экономичного вертолета 1. Человек-наблюдение и транспортный вертолет. Он конкурировал с Jet Jeep и его импульсными двигателями. В целом YH-32 победил Jet Jeep, но концепцию сочли устаревшей, и позже программу свернули.
Варианты
[ редактировать ]- HJ-1
- Обозначение компании, один прототип. [ 1 ]
- ЯХ-32
- Армия США, аналогична HJ-1 с двумя небольшими V-образными стабилизаторами, построено 14 штук (2 прототипа и 12 серийных самолетов). [ 1 ]
- ЯХ-32А
- Два YH-32 модифицированы для испытаний в качестве вооруженного вертолета. [ 6 ]
- XHOE-1
- Три HJ-1 для оценки ВМС США в 1951 году . [ 2 ]
Самолет на выставке
[ редактировать ]- 138652 - XHOE-1 на статической экспозиции в Центре Удвар-Хази Национального музея авиации и космонавтики в Шантильи, Вирджиния . [ 6 ]
- 53-4663 — YH-32 находится на хранении в Музее классических роторов в Викторвилле, Калифорния . [ 8 ]
- 55-4965 — YH-32 на хранении в Музее армейской авиации США в форте Новосел в Озарке, штат Алабама . [ 9 ]
- 55-4969 — YH-32 на статической экспозиции в Музее авиации в Сиэтле, штат Вашингтон . [ 10 ] [ 11 ]
- 55-4973 – YH-32 готов к полетам на авиабазе Fantasy of Flight в Полк-Сити, Флорида . [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
- c/n 15 — YH-32 на выставке в Музее классических роторов в Рамоне, Калифорния . [ 15 ] [ 16 ]
- Неизвестный идентификатор — HJ-1 на статической экспозиции в Музее авиации Хиллера в Сан-Карлосе, Калифорния . [ нужна ссылка ]
- Неизвестный идентификатор — YH-32A на статической экспозиции в Музее авиации Хиллера в Сан-Карлосе, Калифорния. [ 17 ]
Технические характеристики (YH-32)
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft, 1958-59 гг. [ 18 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Вместимость: 1 человек / 536 фунтов (243 кг) макс. полезная нагрузка
- Длина: 23 фута 8 дюймов (7,21 м) [ нужна ссылка ]
- Ширина: фюзеляж 3 фута 9 дюймов (1,14 м)
- Высота: 7 футов 10 дюймов (2,39 м)
- Пустой вес: 544 фунта (247 кг)
- Полная масса: 1080 фунтов (490 кг)
- Силовая установка: 2 прямоточных двигателя Hiller 8RJ2B воздушно-реактивных с тягой 40 фунтов силы (0,18 кН) каждый. [ нужна ссылка ] эквивалентно 45 л.с. (33,6 кВт) [ 19 ]
- Диаметр несущего винта: 23 фута (7,0 м)
- Площадь несущего винта: 491 кв. футов (45,6 м ). 2 ) [ нужна ссылка ]
- Секция лезвия: NACA 0012 [ 20 ]
Производительность
- Крейсерская скорость: 69 миль в час (111 км/ч, 60 узлов)
- Дальность: 28 миль (45 км, 24 морских миль) в неподвижном воздухе.
- Выносливость: 25 минут
- Практический потолок: 6900 футов (2100 м)
- Скорость набора высоты: 700 футов/мин (3,6 м/с)
- Нагрузка на диск: 2,7 фунта/кв. футов (13 кг/м) 2 ) [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Американский вертолет XH-26 Jet Jeep
- Макдоннелл XH-20 Маленький Генри
- SNCASO SO.1221 Djinn (еще один реактивный самолет Tip, испытанный армией США в 1950-х годах, поступил на вооружение французов)
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Андраде 1979, с. 121.
- ^ Jump up to: а б Андраде 1979, с. 195.
- ^ "Н-32." Рейс , 21 марта 1958 г., с. 396.
- ^ «Хиллер 8RJ2B ПВРД» . Музей авиации «Крылья истории» . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ «Коллекция» . Музей авиации Хиллера . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Хиллер XHOE-1 Хорнет» . Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 18 марта 2017 г.
- ^ "Вертолеты с ротором Tip-Jet". Aerospaceweb.org, 14 сентября 2003 г. Дата обращения: 30 января 2012 г.
- ^ «Досье по планеру — Hiller YH-32 Hornet, серийный номер 53-4663 USAF, серийный номер 2» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 24 марта 2017 г.
- ^ «Досье по планеру — HillerH-32 Hornet, серийный номер 55-4965 Армии США» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 18 марта 2017 г.
- ^ «Военные и гражданские вертолеты, представленные на авиашоу American Heroes 20 июня» . Музей авиации . Музей полета. 10 июня 2009 года . Проверено 18 марта 2017 г.
- ^ Богаш, Роберт. «Центр реставрации полетов Сиэтлского музея» . Проверено 18 марта 2017 г.
- ^ «Хиллер Хорнет 1956 года» . Фантазия полета . Фантазия полета . Проверено 18 марта 2017 г.
- ^ «Досье по планеру — HillerH-32 Hornet, серийный номер 55-4973 USAF, c/n 13, c/r NX125JC» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 18 марта 2017 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N125JC]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США. Архивировано из оригинала 18 марта 2017 года . Проверено 18 марта 2017 г.
- ^ «Хиллер Н-32 Хорнет» . Классические роторы . Архивировано из оригинала 15 августа 2017 года . Проверено 18 марта 2017 г.
- ^ «Досье на планер — Hiller YH-32 Hornet, c/n 15, c/r N3955» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 18 марта 2017 г.
- ^ «Самолет на выставке» . Музей авиации Хиллера . Музей авиации Хиллера . Проверено 18 марта 2017 г.
- ^ Бриджмен, Леонард, изд. (1958). Самолеты всего мира Джейн, 1958-59 гг . Лондон: Jane's All the World's Aircraft Publishing Co. Ltd., стр. 315–316.
- ^ Бриджмен, Леонард, изд. (1958). Самолеты всего мира Джейн, 1958-59 гг . Лондон: Jane's All the World's Aircraft Publishing Co. Ltd., стр. 485–486.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Андраде, Джон. Обозначения и серийные номера военных самолетов США с 1909 года . Хинкли, Великобритания: Публикации округов Мидленд, 1979. ISBN 0-904597-22-9 .
- Апостоло, Джорджо. Иллюстрированная энциклопедия вертолетов. Нью-Йорк: Bonanza Books, 1984. ISBN 0-517-439352 .
- Покажите информацию в Музее авиации в Сиэтле, штат Вашингтон .
- Страница рейса 725 2 ноября 1956 г.