Лазарь Сербский
Лазарь Лазарь | |||||
---|---|---|---|---|---|
Князь Мученик Самодержец всех сербов | |||||
Рожденный | в. 1329 Крепость Прилепак , [ 1 ] Королевство Сербия | ||||
Умер | 15 июня 1389 г. (около 60 лет) Косово Поле , [ 1 ] Район Бранкович | ||||
Почитается в | Восточная Православная Церковь | ||||
Царствование | 1373–1389 | ||||
Преемник | Стефан Лазаревич | ||||
Похороны | |||||
Супруг | Милица | ||||
Проблема | Немедленно Дорогой Теодора Елена Оливера Волонтер Стефан Волк | ||||
| |||||
сербский | Лазар Гребелянович | ||||
Династия | Династия Лазаревичей | ||||
Отец | Прибац Гребелянович | ||||
Религия | Сербский православный христианин | ||||
Подпись |
Лазарь Гребелянович ( сербская кириллица : Лазар Хребевановић ; ок. 1329 — 15 июня 1389) — средневековый сербский правитель , создавший самое большое и могущественное государство на территории распавшейся Сербской империи . Государство Лазаря, называемое историками Моравской Сербией , включало в себя бассейны рек Великая Морава , Западная Морава и Южная Морава . Лазарь правил Моравской Сербией с 1373 года до своей смерти в 1389 году. Он стремился возродить Сербскую империю и стать во главе ее, утверждая, что является прямым преемником династии Неманичей , которая вымерла в 1371 году после двухвекового правления Сербией. Программа Лазаря имела полную поддержку Сербской Православной Церкви , однако сербская знать не признавала его своим верховным правителем. Его часто называют царем Лазарем Гребеляновичем ( сербский : Царь Лазар Хребеванович / Автомобиль Лазарь Гребелянович ); однако он носил только титул князя (сербский: кнез / knez ).
Лазарь был убит в битве на Косово в июне 1389 года, когда возглавлял христианскую армию, собранную для противостояния вторгшейся Османской империи во главе с султаном Мурадом I. Битва закончилась без явного победителя, обе стороны понесли тяжелые потери. Вдова Лазаря, Милица , правившая в качестве регента при их сыне-подростке Стефане Лазаревиче , преемнике Лазаря, приняла османский сюзеренитет летом 1390 года.
Лазарь почитается в Православной христианской церкви как мученик и святой и высоко ценится в сербской истории , культуре и традициях. В сербской эпической поэзии он упоминается как Царь Лазарь ( серб . Царь Лазар / Кар Лазар ).
Жизнь
[ редактировать ]Лазарь родился около 1329 года в крепости Прилепак . [ 1 ] В 13 километрах (8,1 миль) к юго-востоку от Ново-Брдо , в то время важного шахтерского города. Его семья была потомственными лордами Прилепаца, который вместе с близлежащей крепостью Призренац защищал шахты и поселения вокруг Ново-Брдо. [ 2 ] Отец Лазаря, Прибац, был логофетом (канцлером) при дворе Стефана Душана . [ 3 ] член династии Неманичей , правивший как король Сербии с 1331 по 1346 год и сербский император ( царь ) с 1346 по 1355 год. Ранг логофета был относительно скромным в иерархии сербского двора. Душан стал правителем Сербии, свергнув своего отца, короля Стефана Уроша III , а затем наградив мелких дворян, поддержавших его в его восстании, подняв их на более высокие позиции в феодальной иерархии. Отец Лазаря был среди этих дворян и был возведен в должность логофета, присягнув Душану на верность. По словам Мавро Орбина историка XVI века , рагузского , фамилия Прибаца и Лазаря была Гребелянович. Хотя Орбин не привел источник этого утверждения, оно получило широкое признание в историографии. [ 4 ]
Придворный
[ редактировать ]Прибац был награжден Душаном еще одним способом: его сын Лазарь получил должность ставилака при дворе правителя. Ставилак . (буквально «россыпь») играл роль в обряде за царским столом, хотя ему могли поручать и работу, не имевшую ничего общего с придворным ритуалом Титул ставилаца занимал последнее место в иерархии сербского двора. Тем не менее, он был весьма престижен, поскольку позволял его владельцу быть очень близким к правителю. Ставилац Лазар женился на Милице; Согласно последующим генеалогиям, составленным в первой половине XV века, Милица была дочерью князя Вратко , правнука Вукана . Последний был сыном великого князя Стефана Немани , основателя династии Неманичей, правившей Сербией с 1166 по 1371 год. Потомки Вукана не упоминаются ни в одном известном источнике, предшествующем генеалогиям 15-го века. [ 4 ]
Царь Душан внезапно скончался в 1355 году в возрасте около 47 лет. [ 5 ] и ему наследовал его 20-летний сын Стефан Урош V. [ 6 ] Лазарь остался ставилаком при дворе нового царя. [ 4 ] За смертью Душана последовала активизация сепаратистской деятельности в Сербской империи . Эпир и Фессалия на ее юго-западе отделились к 1359 году. То же самое произошло с Браничево и Кучево , северо-восточными регионами империи, контролируемыми семьей Растислалич , признавшей сюзеренитет короля Людовика Венгрии . Остальная часть сербского государства осталась верна молодому царю Урошу. Однако даже внутри него могущественная сербская знать отстаивала все большую независимость от царской власти. [ 7 ]
Урош был слаб и неспособен противодействовать этим сепаратистским тенденциям, став низшей силой в государстве, которым он номинально правил. Он опирался на сильнейшего сербского дворянина, князя Воислава Войновича из Захумле . Воислав начинал как ставилак при дворе царя Душана, но к 1363 году он контролировал большую территорию от горы Рудник в центральной Сербии до Конавле на Адриатическом побережье и от верховьев реки Дрина до северного Косово . [ 7 ] Следующими по власти после князя Воислава были братья Балшич, Страцимир , Журадж и Бальша II . К 1363 году они получили контроль над областью Зета , по большей части совпадавшей с современной Черногорией . [ 8 ]
В 1361 году князь Воислав начал войну с Рагузской республикой из-за некоторых территорий. [ 9 ] Затем рагузанцы обратились к наиболее видным деятелям Сербии с просьбой использовать свое влияние, чтобы остановить эти военные действия, которые были вредны для обеих сторон. В 1362 году рагузцы также обратились к Ставилацу Лазару и подарили ему три отрезка ткани. Несмотря на относительно скромный подарок, он свидетельствует о том, что Лазаря считали имеющим определенное влияние при дворе царя Уроша. Мир между князем Воиславом и Рагузой был подписан в августе 1362 года. Ставилац Лазарь упоминается как свидетель в документе от июля 1363 года, которым царь Урош одобрил обмен землями между князем Воиславом и чельником Мусой . Последний мужчина был женат на сестре Лазаря, Драгане, по крайней мере, с 1355 года. Титул Мусы, чельник («староста»), имел более высокий ранг, чем ставилац . [ 4 ]
Младший региональный лорд
[ редактировать ]Деятельность Лазаря в период между 1363 и 1371 годами в источниках документирована плохо. [ 7 ] Судя по всему, он покинул двор царя Уроша в 1363 или 1365 году; [ 3 ] [ 7 ] ему было около 35 лет, и он не продвинулся дальше звания ставилака . Князь Воислав, сильнейший региональный лорд, внезапно умер в сентябре 1363 года. Братья Мрнявчевичи, Вукашин и Йован Углеша , стали самыми могущественными дворянами в Сербской империи. Они контролировали земли на юге Империи, прежде всего в Македонии . [ 7 ] В 1365 году царь Урош короновал Вукашина королем, сделав его своим соправителем. Примерно в то же время Йован Углеша был возведен в сан деспота . [ 10 ] Племянник князя Воислава, Никола Альтоманович , к 1368 году получил контроль над большей частью территории своего покойного дяди; Николе тогда было около 20 лет. В этот период Лазарь стал независимым и начал свою карьеру в качестве регионального лорда. Неясно, как развивалась его территория, но ее ядро определенно находилось не в его вотчине, крепости Прилепак, которую взял Вукашин. Ядро территории Лазаря находилось где-то на территории, граничащей с Мрнявчевичами на юге, Николой Альтомановичем на западе и Растислаличами на севере. [ 7 ]
В книге Il Regno de gli Слави («Царство славян») Мавро Орбина , изданной в Пезаро в 1601 году, описываются события, главным героем которых был Лазарь. Поскольку это сообщение не подтверждено другими источниками, некоторые историки сомневаются в его правдивости. По словам Орбина, Никола Альтоманович и Лазар убедили царя Уроша присоединиться к ним в их нападении на братьев Мрнявчевичей. Столкновение двух групп сербских лордов произошло на Косовом поле в 1369 году. Лазарь отказался от участия в битве вскоре после ее начала. Его союзники продолжали сражаться, но потерпели поражение от Мрнявчевичей. Альтомановичу едва удалось спастись, а Урош был схвачен и ненадолго заключен в тюрьму братьями. [ 3 ] Есть признаки того, что соправители, царь Урош и король Вукашин Мрнявчевич, разошлись за два года до предполагаемой битвы. [ 7 ] В 1370 году Лазарь отобрал у Альтомановича город Рудник , богатый горнодобывающий центр. Это могло быть следствием поражения Альтомановича годом ранее. [ 3 ] В любом случае Альтоманович мог быстро оправиться от этого поражения с помощью своего могущественного покровителя — Венгерского королевства . [ 7 ]
Принц
[ редактировать ]Неизвестно, с каких пор Лазарь носил титул князя . [ 7 ] что обычно переводится как «принц». [ 11 ] Самый ранний источник, свидетельствующий о новом титуле Лазаря, — это рагузский документ на латыни, датированный 22 апреля 1371 года, в котором он упоминается как « Приходит Лазарь» . [ 7 ] [ 12 ] Рагузцы — это латинский перевод славянского титула « кнез» . [ 13 ] В том же документе сообщается, что Лазарь в это время держал Рудник. [ 12 ] В средневековой Сербии «кнез» не был четко определенным термином, и этот титул не имел фиксированного ранга в феодальной иерархии. Его ранг был высок в XII веке, но несколько ниже в XIII и первой половине XIV века. Во время правления царя Уроша, когда центральная власть пришла в упадок, высокий престиж титула князя был восстановлен. Его носил самый могущественный региональный лорд Воислав Войнович до своей смерти в 1363 году. [ 7 ]
Прийти к власти
[ редактировать ]Турки -османы отобрали Галлиполи у Византии в 1354 году. Этот город на юго-восточной окраине Балканского полуострова был первым османским владением в Европе. Оттуда османы распространились дальше на Балканы и к 1370 году достигли сербских земель, в частности территории Мрнявчевичей в восточной Македонии. [ 14 ] Армия братьев Мрнявчевич вошла на территорию, контролируемую османами, и вступила с ними в битву при Марице 26 сентября 1371 года. Османы уничтожили сербскую армию; и король Вукашин, и деспот Йован Углеша были убиты в битве. [ 15 ] Сын и преемник Вукашина, король Марко , стал соправителем царя Уроша. В декабре 1371 года Урош умер бездетным, что ознаменовало конец династии Неманичей, правившей Сербией в течение двух столетий. Правителем Сербского государства, фактически прекратившего свое существование в целом, формально был король Марко Мрнявчевич. Однако могущественные сербские лорды даже не думали о признании его своим верховным правителем. [ 16 ] Они напали на земли Мрнявчевичей в Македонии и Косово. Призрен и Печ были взяты братьями Балшичами, лордами Зеты. [ 17 ] Князь Лазарь взял Приштину и Ново-Брдо, вернув также свою вотчину - крепость Прилепак. Братья Драгаши, Йован и Константин , создали свои владения в Восточной Македонии. В конечном итоге царю Марко осталась лишь относительно небольшая территория в западной Македонии с центром в городе Прилеп . [ 18 ] [ 19 ] Вдова Йована Углеши, Елена, ставшая монахиней и принявшая монашеское имя Ефимия, [ 7 ] жил с князем Лазарем и его женой Милицей. [ 20 ]
После кончины братьев Мрнявчевич Никола Альтоманович стал самым могущественным дворянином на территории раздробленного сербского государства. Пока Лазарь был занят взятием Приштины и Ново-Брдо, Никола отвоевал у него Рудник. [ 18 ] К 1372 году князь Лазарь и , заключили союз против Твртко, Бан Боснии Николы. Согласно источникам в Рагузе, Венецианская республика выступила посредником в достижении соглашения между Николой Альтомановичем и Джураджем Балшичем об их совместном нападении на Рагузу. Никола должен был получить Пелешац и Стон , рагузские части региона Захумле, который был разделен между владениями Николы, Боснией и Рагузой. Людовик I, король Венгрии, строго предупредил Николу и Джураджа держаться подальше от Рагузы. [ 21 ] который был вассалом Венгрии с 1358 года. [ 22 ] Вступив в сговор с Венецией, врагом Венгрии, Никола потерял защиту Венгрии. [ 23 ] Лазарь, готовясь к противостоянию с Николой, пообещал королю Людовику быть его верным вассалом, если король будет на его стороне. Князь Лазарь и Пан Твртко напали и победили Николу Альтомановича в 1373 году. Никола был схвачен в своей крепости, городе Ужице , и передан под командование племянникам Лазаря, братьям Мусича, которые (по словам Орбина с тайного одобрения Лазаря) ослепили ему. [ 24 ] Лазарь принял сюзеренитет короля Людовика. [ 18 ]
Пан Твртко присоединил к своему государству части Захумле, принадлежавшие Николе, включая верховья рек Дрина и Лим , а также районы Оногошт и Гацко . [ 25 ] Князь Лазарь и его родственники Вук Бранкович и чельник Муса заняли большую часть владений Николы. Вук Бранкович, женившийся на дочери Лазаря Маре примерно в 1371 году, приобрел Сеницу и часть Косово. Подчиненный Лазаря, Чельник Муса, управлял территорией вокруг горы Копаоник вместе со своими сыновьями Стефаном и Лазаром, известными как братья Мусич. Джурадж Балшич захватил прибрежные районы Николы: Драчевицу , Конавле и Требинье . Бан Твртко захватил эти земли в 1377 году. В октябре того же года Твртко был коронован королем сербов, Боснии, Приморья и Западных областей. [ 18 ] Хотя Твртко был католиком, его коронация прошла в сербском монастыре Милешева . [ 25 ] или в каком-нибудь другом известном сербском православном центре в его штате. Король Твртко заявил о своих претензиях на сербский престол и наследие династии Неманичей. Он был дальним родственником Неманичей. Венгрия и Рагуза признали Твртко королем, и нет никаких признаков того, что принц Лазарь имел какие-либо возражения против нового титула своего союзника Котроманича. Это, с другой стороны, не означает, что Лазарь признал Твртко своим сюзереном. Однако король Твртко не имел поддержки со стороны Сербской церкви, единственной сплоченной силы в раздробленном сербском государстве. [ 18 ]
Главный лорд в Сербии
[ редактировать ]После кончины Николы Альтомановича князь Лазарь стал самым могущественным лордом на территории бывшей Сербской империи. [ 26 ] Некоторые местные дворяне сопротивлялись власти Лазаря, но в конце концов подчинились князю. Так было с Николой Зойичем на горе Рудник и с Новаком Белокквичем в долине реки Топлица . [ 27 ] Большие и богатые владения Лазаря были убежищем для восточно-православных христианских монахов, бежавших из районов, которым угрожали исламские османы. Это принесло Лазарю известность на Афоне , центре православного монашества. Сербская Церковь ( Сербский Патриархат Печа ) с 1350 года находилась в расколе с Константинопольским Патриархатом , центральной властью Восточного Православия. Сербский монах с Афона по имени Исайя, выдающийся писатель и переводчик, призвал Лазаря работать над примирением двух патриархатов. Усилиями Лазаря и Исайи к Константинопольскому Патриарху была отправлена церковная делегация для переговоров о примирении. Делегация прошла успешно, и в 1375 году Сербская Церковь была вновь принята в общение с Константинопольским Патриархатом. [ 18 ]
Последний патриарх Сербской Церкви в расколе Савва IV умер в апреле 1375 года. [ 28 ] В октябре того же года князь Лазарь и Джурадж Балшич созвали синод Сербской Церкви в Пече. Новым главой Церкви был избран Патриарх Иефрем. Он был кандидатом Константинополя или компромиссным выбором из числа кандидатов могущественных дворян. [ 29 ] Патриарх Иефрем отрекся от престола в 1379 году в пользу Спиридона , что некоторые историки объясняют влиянием скрытого течения в Церкви, связанного с Лазарем. [ 30 ] У князя и патриарха Спиридона сложилось прекрасное сотрудничество. [ 29 ] Церковь была обязана Лазарю за его роль в прекращении раскола с Константинополем. Лазарь также даровал земли монастырям и строил церкви. [ 26 ] Его величайшим наследием как строителя церкви является монастырь Раваница, построенный в 1381 году. [ 31 ] Некоторое время назад он построил церковь Святого Стефана в своей столице Крушеваце ; церковь станет известна как Лазарица . После 1379 года он построил монастырь Горняк в Браничево. Он был одним из основателей румынских монастырей в Тисмане и Водице. Он финансировал строительные работы в двух монастырях на Афоне: сербском Хиландаре и русском Свято-Пантелеймоновом . [ 32 ]
Лазарь расширил свои владения до Дуная в 1379 году, когда князь взял Кучево и Браничево, вытеснив венгерского вассала Радича Бранковича Растислалича из этих регионов. [ 33 ] Король Людовик ранее пожаловал Лазару область Мачвы или, по крайней мере, ее часть, вероятно, когда принц принял сюзеренитет короля. [ 26 ] Это говорит о том, что Лазарь, который сам был вассалом Людовика, восстал, и действительно, известно, что Людовик организовывал поход против Сербии в 1378 году. Однако неизвестно, против кого Людовик намеревался действовать. Также возможно, что это был Радич Бранкович Растислалич и что атака Лазаря получила одобрение Луи. [ 33 ]
Государство Лазаря, известное в литературе как Моравская Сербия , было больше владений других панов на территории бывшей Сербской империи. У него также было лучше организованное правительство и армия. В состав государства входили бассейны рек Великая Морава , Западная Морава и Южная Морава , простирающиеся от истока Южной Моравы на север до рек Дунай и Сава . Его северо-западная граница проходила по реке Дрина. Помимо столицы Крушеваца, в состав государства входили важные города Ниш и Ужице, а также Ново-Брдо и Рудник, два богатейших горнодобывающих центра средневековой Сербии. Из всех сербских земель государство Лазаря находилось дальше всего от османских центров и меньше всего подвергалось разрушительному воздействию турецких набегов. Это обстоятельство привлекло иммигрантов из территорий, находящихся под угрозой со стороны Турции, которые построили новые деревни и деревни в ранее малонаселенных и невозделываемых районах Моравской Сербии. Были среди переселенцев и духовные личности, что стимулировало возрождение старых церковных центров и основание новых в государстве Лазаря. Стратегическое положение бассейна Моравы способствовало престижу и политическому влиянию Лазаря на Балканах из-за ожидаемого турецкого наступления. [ 26 ] [ 34 ]
В грамотах, изданных между 1379 и 1388 годами, князь называл себя Стефаном Лазарем. « Стефан » — это имя, которое носили все правители Неманича, поэтому это имя стало считаться титулом сербских правителей. Твртко добавил к своему имени «Стефан», когда был коронован как король сербов и Боснии. [ 29 ] С лингвистической точки зрения грамоты Лазаря проявляют черты косовско-ресавского диалекта сербского языка . [ 35 ] В грамотах Лазарь называл себя самодержцем ( самодржацем по -сербски) всей сербской земли, или самодержцем всех сербов. Автократор, «самоправитель» по-гречески, был эпитетом византийских императоров. Короли Неманича приняли его и применили к себе в буквальном смысле, чтобы подчеркнуть свою независимость от Византии, верховный сюзеренитет которого они номинально признавали. Во времена князя Лазаря сербское государство пережило потерю части своих земель, раздел оставшихся земель между региональными лордами, конец династии Неманичей и турецкие нападения. Эти обстоятельства поставили вопрос о продолжении сербского государства. Ответ Лазаря на этот вопрос можно было прочитать в титулах, которые он присваивал себе в своих грамотах. Идеалом Лазаря было воссоединение сербского государства под его руководством как прямого преемника Неманичей. Эту политическую программу Лазарь пользовался полной поддержкой Сербской Церкви. Однако влиятельные региональные лорды — Балшичи в Зете, Вук Бранкович в Косово, король Марко, Константин Драгаш и Радослав Хлапен в Македонии - управлял своими владениями независимо от князя Лазаря. Кроме того, три лорда Македонии стали вассалами Османской империи после битвы при Марике. То же самое произошло с Византией и Болгарией . [ 29 ] К 1388 году османский сюзеренитет также принял Джурадж Страцимирович Балшич , владыка Зеты. [ 25 ]
Турецкий набеговый отряд, беспрепятственно проходивший через территории османских вассалов, ворвался в Моравскую Сербию в 1381 году. Он был разгромлен дворянами Лазаря Црепом Вукославичем и Витомиром в битве при Дубравнице , произошедшей недалеко от города Парачин . [ 34 ] В 1386 году османский султан Мурад I сам возглавил гораздо более крупные силы, которые отобрали Ниш у Лазара. Неясно, произошло ли столкновение между армиями Лазаря и Мурада в Плочнике , месте к юго-западу от Ниша, незадолго до или после захвата Ниша. Лазарь дал отпор Мураду в Плочнике. [ 36 ] После смерти короля Людовика I в 1382 году в Венгерском королевстве вспыхнула гражданская война. Похоже, что Лазарь участвовал в войне как один из противников принца Сигизмунда Люксембургского . Лазарь, возможно, послал некоторые войска для боевых действий в районах Белграда и Сирмии . По мере того как османская угроза возрастала и поддержка Сигизмунда в Венгрии росла, Лазарь заключил мир с Сигизмундом, который был коронован венгерским королем в марте 1387 года. Мир был скреплен, вероятно, в 1387 году браком дочери Лазаря Теодоры с Николаем II Гараем . могущественный венгерский дворянин, поддерживавший Сигизмунда. [ 37 ] Примерно в том же году дочь Лазаря Елена вышла замуж за Джурадя Страцимировича Балшича. Около года назад дочь Лазаря Драгана вышла замуж за Александра , сына Ивана Шишмана , царя Болгарии. [ 26 ] [ 34 ]
Битва за Косово
[ редактировать ]После встречи у Плочника в 1386 году Лазару стало ясно, что решающая битва с османами неизбежна. После заключения мира с Сигизмундом, чтобы избежать неприятностей на своих северных границах, принц заручился военной поддержкой Вука Бранковича и короля Твртко. [ 34 ] [ 38 ] Король сербов и Боснии также ожидал более масштабного наступления Османской империи, поскольку его армия под командованием Влатко Вуковича уничтожила большой турецкий набеговый отряд в битве при Билече в 1388 году. [ 39 ] Огромная османская армия во главе с султаном Мурадом, численностью от 27 000 до 30 000 человек, продвинулась через территорию Константина Драгаша и прибыла в июне 1389 года на Косово поле недалеко от Приштины , на территории Вука Бранковича. Османскую армию встретили силы под командованием принца Лазаря численностью от 12 000 до 30 000 человек, которые состояли из собственных войск принца, войск Вука Бранковича и контингента под предводительством Влатко Вуковича, посланного королем Твртко. [ 34 ] [ 38 ] Битва за Косово, самое известное сражение в средневековой истории Сербии. [ 39 ] Битва произошла 15 июня 1389 года. В ожесточенных боях и больших взаимных потерях погибли и принц Лазарь, и султан Мурад. [ 34 ] [ 38 ] Лазар убит во время битвы, султан Мурад был убит после битвы сербским дворянином, позже идентифицированным как Милош Обилич (или Кобилич), который притворился, что перешел на сторону османских войск. Когда Обилич предстал перед Мурадом, он вытащил спрятанный кинжал и убил султана, порезав его. Затем он был убит телохранителями султана. [ 40 ]
Сведения о ходе и исходе Косовской битвы в исторических источниках неполны. Можно сделать вывод, что тактически бой завершился вничью. Однако взаимные тяжелые потери оказались разрушительными только для сербов, стянувших в Косово почти все свои боевые силы. [ 34 ] [ 38 ] Хотя Сербия при князе Лазаре была экономически процветающим и хорошо организованным в военном отношении государством, она не могла сравниться с Османской империей по размеру территории, населению и экономической мощи. [ 34 ] Лазарю наследовал его старший сын Стефан Лазаревич . Поскольку он был еще несовершеннолетним, Моравской Сербией управляла мать Стефана, Милица. Через пять месяцев после сражения она была атакована с севера войсками венгерского короля Сигизмунда. Когда летом 1390 года турецкие войска, двигаясь в направлении Венгрии, достигли границ Моравской Сербии, Милица принял османский сюзеренитет. Она отправила свою младшую дочь Оливера присоединиться к гарему султана Баязида I. Вук Бранкович стал вассалом Османской империи в 1392 году. Теперь все сербские земли находились под сюзеренитетом Османской империи, за исключением Захумле под властью короля Твртко. [ 38 ]
Культ
[ редактировать ]Под сербскими правителями
[ редактировать ]После битвы за Косово князь Лазарь был похоронен в церкви Вознесения в Приштине, столице владений Вука Бранковича. [ 41 ] Через год или два, в 1390 или 1391 году, мощи Лазаря были перенесены в монастырь Раваница , который князь построил и предназначил для своего захоронения. Перевод был организован Сербской Церковью и семьей Лазаря. [ 42 ] На торжественном погребении мощей в Раванице присутствовало высшее духовенство Сербской Церкви, в том числе Патриарх Данило III. Скорее всего, именно в это время и в этом месте Лазарь был канонизирован, хотя никакого отчета о его канонизации не было написано. Его причислили к числу христианских мучеников его , день памяти отмечается 15 июня . Согласно сочинениям патриарха Данилы и других современных авторов, князь Лазарь был схвачен и обезглавлен турками. Таким образом, его смерть можно было сравнить со смертью раннехристианских мучеников, убитых язычниками. [ 41 ]
В средневековом государстве с сильной связью между государством и Церковью, как в Моравской Сербии, канонизация была не только церковным актом. Это имело и социальное значение. После двух столетий правления династии Неманичей, большинство членов которой были канонизированы, Лазарь стал первым мирянином, признанным святым. За свою жизнь он добился значительного авторитета как главный сеньор на территории бывшей Сербской империи. Церковь видела в нем единственного правителя, достойного и способного сменить Неманичей и восстановить их государство. [ 43 ] Его смерть рассматривалась как поворотный момент в сербской истории. Последствия битвы за Косово почувствовали в Сербии почти сразу. [ 41 ] хотя более значительным в конечном итоге была битва при Марице восемнадцатью годами ранее, поскольку поражение в ней братьев Мрнявчевичей открыло Балканы для турок. [ 15 ]
Лазарь прославляется как святой и мученик в десяти культовых сочинениях, написанных в Сербии между 1389 и 1420 годами; [ 44 ] девять из них можно было датировать ближе к первому году, чем ко второму. [ 45 ] Эти сочинения были основным средством распространения культа святого Лазаря, и большинство из них использовалось в литургии в день его праздника. [ 46 ] Похвал князя Лазаря монахини Ефимии считается самым высоким литературным произведением из десяти текстов. [ 32 ] Монахиня Ефимия (мирское имя Елена) была родственницей княгини Милицы. [ 45 ] и вдова Йована Углеши Мрнявчевича. После его смерти она жила с Милицей и Лазаром. Ефимия вышила свой панегирик золоченой нитью на шелковой плащанице, покрывающей мощи Лазаря. Стефан Лазаревич считается автором текста, высеченного на мраморном столбе, воздвигнутом на месте битвы за Косово. [ 32 ] Столп был разрушен османами. [ 32 ] но текст сохранился в рукописи XVI века. [ 47 ] Патриарх Данило III написал Повествование о князе Лазаре примерно во время перенесения мощей Лазаря. Оно считается исторически наиболее информативным из десяти сочинений. [ 45 ] хотя это синтез агиографии , панегирика и проповеди . Князя прославляют не только как мученика, но и как воина. [ 48 ] Патриарх написал, что битва за Косово закончилась, когда обе стороны устали; и сербы, и турки понесли тяжелые потери. [ 49 ] Центральная часть Повествования представляет собой патриархальную версию речи Лазаря сербским воинам перед битвой: [ 50 ]
Вы, о товарищи и братья, господа и вельможи, солдаты и воеводы — большие и малые. Вы сами свидетели и наблюдатели той великой благости, которую Бог дал нам в этой жизни... Но если меч, если раны, или если тьма смертная придет к нам, мы принимаем ее сладко за Христа и за благочестие нашего. Родина. Лучше умереть в бою, чем жить в позоре. Лучше нам принять смерть от меча в бою, чем подставить плечи врагу. Мы долго жили для мира; в конце концов мы стремимся принять мученическую борьбу и жить вечно на небесах. Мы называем себя христианскими воинами, мучениками за благочестие, которое будет записано в Книге Жизни. Мы не щадим своих тел в борьбе, чтобы принять святые венцы от Того, Кто судит все свершения. Страдания порождают славу, а труды ведут к миру. [ 51 ]
Со смертью Лазаря Сербия потеряла своего сильнейшего регионального правителя, которого можно было рассматривать как последнюю надежду против расширяющейся Османской империи. Эта потеря могла привести к пессимизму и чувству отчаяния. авторы культовых сочинений интерпретировали Гибель Лазаря и тысяч его воинов на Косовом поле как мученическую смерть за христианскую веру и за Сербию. Султан Мурад и его армия описываются как кровожадные, безбожные, языческие звери. Князь Лазарь своей мученической кончиной навсегда остался среди сербов добрым пастырем. Его культ примыкал к другим великим культам средневековой Сербии, культам первых канонизированных Неманичей — святого Симеона (чье светское имя было Неманья) и его сына святого Саввы . Культы способствовали консолидации сербов в сильную религиозно-политическую единицу. [ 49 ] Однако Лазарь находился в тени святых Саввы и святого Симеона. [ 52 ]
Сын и преемник Лазаря, Стефан Лазаревич, получил от византийского императора титул деспота и перестал быть вассалом Османской империи в 1402 году. [ 53 ] По крайней мере, во время своего правления святой князь Лазарь, вероятно, почитался во всей Моравской Сербии, а также в двух монастырях на Афоне , сербском Хиландаре и русском святого Пантелеймона , в которых князь финансировал некоторые строительные работы. [ 32 ] Известно, что во время правления деспота Стефана был написан только один образ Лазаря. Он изображен на фреске Любостинского монастыря, построенного около 1405 года княгиней Милицей. Лазарь представлен там с царственными атрибутами, а не со святыми. [ 52 ] Его следующее изображение не появится до 1594 года, когда оно было написано среди изображений множества других персонажей в монастыре Ораховица в Славонии (тогда находившемся под властью Османской империи). [ 54 ] Для его культа важнее иконографии была культовая литература. [ 46 ]
Деспот Стефан Лазаревич внезапно умер в июле 1427 года. Ему наследовал деспот Журадж , сын Вука Бранковича и внук Лазаря. [ 55 ] В начале своего правления Джурад издал хартию, в которой назвал Лазаря святым. Когда он переиздал грамоту в 1445 году, он избежал прилагательного свети «святой» в отношении Лазаря, заменив его на светопочивши «почивающие в святости». Избегание называть князя святым можно наблюдать и в других документах и надписях того периода, в том числе за авторством его дочери Елены. [ 56 ]
Во время османского правления
[ редактировать ]Сербский деспотат пал перед османами в 1459 году. [ 57 ] Почитание святого князя Лазаря свелось к местному культу, центром которого был монастырь Раваница. [ 58 ] Его монахи продолжали ежегодно отмечать его праздник. [ 59 ] Князь пожаловал монастырю 148 деревень и различные привилегии. Османы сократили ее собственность до пары деревень, в которых всего было 127 дворов, но освободили Раваницу от некоторых налогов. [ 60 ] Итальянский путешественник Марк Антонио Пигафетта, посетивший Раванику в 1568 году, сообщил, что турки никогда не причиняли монастырю вреда, а монахи свободно исповедовали свою религию, за исключением того, что им не разрешалось звонить в колокола. [ 61 ]
Святой Лазарь почитался при дворе Ивана Грозного , первого русского царя (1547–1584). [ 62 ] чья бабушка по материнской линии родилась в сербском дворянском роду Якшичей . [ 63 ] Лазарь появляется на фреске Архангельского собора , усыпальницы русских правителей Московского Кремля . Стены собора были расписаны в 1565 году фресками, изображающими всех русских правителей до Ивана Грозного. Изображены были только четверо инородцев: византийский император Михаил VIII Палеолог и трое сербов — святые Симеон, Савва и Лазарь. Князь также представлен в « Иллюстрированной летописи Ивана Грозного» , в ее девяти миниатюрах, изображающих Косовскую битву. [ 62 ] Именно в этой русской книге князь Лазарь впервые упоминается как царь. Около 1700 года граф Джордже Бранкович напишет свои «Славяно-сербские хроники» , в которых утверждал, что Лазарь был коронован царем. Это повлияло бы на сербскую народную традицию, в которой князь и по сей день известен как Царь Лазарь. [ 64 ] После смерти Ивана Грозного Лазарь редко упоминается в русских источниках. [ 62 ]
Культ Лазаря на его родине, контролируемой Османской империей, сведенный к монастырю Раваница, получил развитие во время правления сербского патриарха Паисия. В 1633 году и в последующие годы Лазарь был написан в церкви Патриаршего монастыря Печ и трех других сербских церквях. Патриарх Паисие писал, что сербский царь Душан усыновил Лазаря и выдал ему замуж свою родственницу, принцессу Милицу. Таким образом, Лазарь был законным преемником династии Неманичей. В 1667 году принц был нарисован на стене Хиландарского монастыря. Тот же художник создал икону, изображающую Лазаря вместе с Джордже Кратовацем, ювелиром, который был замучен и убит турками и признан мучеником. В 1675 году князь Лазарь и несколько Неманичей были изображены на иконе, заказанной братьями Гавро и Вукой Гумковичами, сербскими мастерами из Сараево. Изображения князя этого периода показывают его скорее как правителя, чем как святого, за исключением иконы с Джордже Кратовацем. [ 65 ]
После Великой сербской миграции
[ редактировать ]Во время Великой турецкой войны в последние десятилетия 17 века монархия Габсбургов отобрала у османов часть сербских земель. В 1690 году значительная часть сербского населения, проживавшего на этих землях, эмигрировала в Габсбургскую монархию, поскольку ее армия отступила из Сербии перед наступающими османами. Этот исход, известный как Великое сербское переселение , возглавил Арсений III Чарноевич , патриарх Сербской Церкви. Монахи Раваницы присоединились к исходу на север, взяв с собой мощи Лазаря и монастырские ценности. Они поселились в городе Сентендре , возле которого построили деревянную церковь и поместили в нее мощи. [ 66 ] Они построили себе дома вокруг церкви и назвали свое новое поселение Раваницей. Сентендре также стал временной резиденцией Патриарха Арсения III. [ 67 ]
Монахи Раваницы установили контакты с сербскими монастырями Габсбургской монархии и с Русской Православной Церковью , от которой они получали помощь. За время пребывания в Сентендре они значительно расширили свою библиотеку и сокровищницу. начали использовать книгопечатание В этот период для распространения почитания святого князя : сделали гравюру на дереве, изображающую Лазаря в виде цефалофора , держащего в руке отрубленную голову. [ 67 ] В 1697 году монахи Раваницы покинули свое деревянное поселение в Сентендре и переселились в полуразрушенный монастырь Врдник-Раваница на горе Фрушка-Гора в районе Сирмии . Они отремонтировали его и поместили в его храме мощи Лазаря, после чего этот монастырь стал центром культа Лазаря. Вскоре его стали чаще называть Раваницей, чем Врдником. К середине XVIII века возникло всеобщее мнение, что монастырь основан самим князем Лазарем. [ 67 ] Его церковь стала слишком маленькой, чтобы вместить всех верующих, собиравшихся там по праздникам. [ 68 ]
, Пассаровицкий мирный договор по которому Сербия к северу от Западной Моравы была передана от Османской империи Габсбургской монархии, был подписан 21 июля 1718 года. В то время только один из первых монахов Раваницы покинул свой монастырь 28 лет назад. , был еще жив. Его звали Стефан. Незадолго до подписания договора Стефан вернулся в Раваницу и отремонтировал монастырь, который к его приезду был полуразрушенным и заросшим растительностью. В 1733 году в Раванице было всего пять монахов. Сербия была возвращена Османской империи в 1739 году, но на этот раз монастырь не был заброшен полностью. [ 66 ]
После Великого переселения сербов высшее духовенство Сербской Церкви активно популяризировало культы канонизированных сербских правителей. Арсений IV Шакабента , митрополит Карловецкий , в 1741 году нанял граверов Христофора Жефаровича и Тому Месмера для создания плаката под названием «Святой Савва с сербскими святыми из дома Немани», где также был изображен Лазарь. Его цель была не только религиозной, поскольку он также должен был напомнить людям о независимом сербском государстве до османского завоевания и о борьбе князя Лазаря с османами. Плакат был представлен при дворе Габсбургов. Те же граверы выпустили книгу под названием «Стемматография» , изданную в Вене в 1741 году. Часть ее включала медные пластины с изображениями 29 правителей и святых, среди которых были два цефалофора, Йован Владимир и Лазарь. Стемматография была очень популярна среди сербов, пробуждая в них патриотические чувства. В последующих произведениях, созданных в различных художественных техниках, святой князь часто изображался в виде цефалофора. [ 68 ] Отдельный случай среди изображений Лазаря представляет собой медную пластину 1773 года работы Захария Орфелина , на которой князь имеет парадный вид, без атрибутов святости, кроме нимба. [ 69 ]
Мощи Лазаря оставались в монастыре Врдник-Раваница до 1941 года. Незадолго до того, как нацистская Германия напала и захватила Югославию , мощи были перенесены в Бешеновский монастырь , также на горе Фрушка-Гора. Сирмия стала частью нацистского марионеточного государства Хорватия , контролируемого фашистским движением усташей , которое проводило масштабные кампании геноцида против сербов. Архимандрит Врдника Лонгин, бежавший в Белград в 1941 году, сообщал , что сербским святыням на Фрушкой горе грозит полное разрушение. Он предложил доставить их в Белград, что было принято Синодом Сербской Православной Церкви. 14 апреля 1942 года, после получения разрешения немецких оккупационных властей, ковчег с мощами Лазаря был перевезен из Бешеново в Белградский кафедральный собор и торжественно возложен перед иконостасом в храме. В 1954 году Синод постановил вернуть мощи монастырю Раваница, что и было выполнено в 1989 году — к 600-летию Косовской битвы. [ 70 ]
Традиция
[ редактировать ]«Кто серб и сербского происхождения,
И сербской крови и наследия,
И доходит не до битвы за Косово,
Пусть у него никогда не будет потомства, которого желает его сердце,
Ни сын, ни дочь!
Пусть ничто не растёт из того, что сеет рука Его,
Ни темного вина, ни белой пшеницы!
И да будет он проклят от всех веков и до всех веков!»
– Лазарь проклинает тех, кто не поднимет оружие против турок в битве на Косово, из стихотворения, впервые опубликованного в 1815 году. [ 71 ]
В сербской эпической традиции говорится, что в ночь перед битвой Лазаря посетил серый ястреб или сокол из Иерусалима , который предложил выбор между земным царством, подразумевающим победу в битве на Косово, или небесным царством, которое должно было прийти как результате мирной капитуляции или кровавого поражения. [ 72 ]
- «... пророк Илия тогда явился Лазарю в образе серого сокола , неся письмо от Божией Матери , в котором говорилось, что перед ним стоит выбор между владением земным царством и входом в Царство Небесное...» [ 73 ]
Согласно былинам, Лазарь избрал вечное, Небесное царство и вследствие этого погиб на поле битвы. [ 74 ] «Мы умираем со Христом , чтобы жить вечно», — сказал он своим солдатам. Эта декларация и завещание Косово рассматривается как завет, который сербский народ заключил с Богом и скрепил кровью мучеников. С тех пор все сербы, верные этому Завету, считают себя народом Божьим, новозаветным народом Христа, небесной Сербией, частью Божьего Нового Израиля. Вот почему сербы иногда называют себя людьми Небес . [ 75 ]
Ефимия, бывшая жена Углеши Мрнявчевича , а затем монахиня монастыря Любостиня, вышила « Похвалу князя Лазаря» — одно из самых значительных произведений средневековой сербской литературы. [ 76 ] Сербская Православная Церковь канонизировала Лазаря как святого Лазаря . Его празднуют 28 июня [ OS 15 июня] ( Видовдан ). В его честь названы несколько городов и деревень (например, Лазаревац ), небольшие сербские православные церкви и миссии по всему миру. Его предполагаемые останки хранятся в монастыре Раваница .
Титулы
[ редактировать ]Неизвестно, с каких пор Лазарь носил титул князя . [ 7 ] что обычно переводится как «принц» или «герцог». [ 11 ] Самый ранний источник, свидетельствующий о новом титуле Лазаря, — это рагузский документ на латыни, датированный 22 апреля 1371 года, в котором он упоминается как « Приходит Лазарь» . [ 7 ] [ 12 ] Рагузцы — это латинский перевод славянского титула « кнез» . [ 13 ] В том же документе сообщается, что Лазарь в это время держал Рудник. [ 12 ] В средневековой Сербии «кнез» не был четко определенным термином, и этот титул не имел фиксированного ранга в феодальной иерархии. Его ранг был высок в XII веке, но несколько ниже в XIII и первой половине XIV века. Во время правления царя Уроша, когда центральная власть пришла в упадок, высокий престиж титула князя был восстановлен. Его носил самый могущественный региональный лорд Воислав Войнович до своей смерти в 1363 году. [ 7 ]
В период между 1374 и 1379 годами Сербская церковь признала Лазаря «господином сербов и Подунавле ». [ 77 ] В 1381 году он подписан как « кнез Лазарь сербский и Подунавльский » ( кнезь Лазарь Срьблѥмь и Подѹнавїю ). [ 78 ] В надписи из Любостини, датированной 1389 годом, он упоминается как « кнез Лазарь всех сербских и Подунавских провинций» ( кнезь Лазарь всѣмь Срьблемь и подѹнавскимь странамь господинь ). [ 79 ] В Венгрии он был известен как «принц королевства Раша». [ 80 ]
В грамотах, изданных между 1379 и 1388 годами, он называл себя Стефаном Лазаром. « Стефан » — это имя, которое носили все правители Неманича, поэтому это имя стало считаться титулом сербских правителей. Твртко добавил к своему имени «Стефан», когда был коронован как король сербов и Боснии. [ 29 ] В грамотах Лазарь называл себя самодержцем ( самодржац по -сербски) «Всех сербских земель» ( самодржка всеѥ сербская земля [ 81 ] ), или самодержец «Всех сербов» ( самодрьжць вьсѣмь Србьлѥмь ). Автократор, «самоправитель» по-гречески, был эпитетом византийских императоров. Короли Неманича приняли его и применили к себе в буквальном смысле, чтобы подчеркнуть свою независимость от Византии, верховный сюзеренитет которого они номинально признавали. [ 29 ]
Проблема
[ редактировать ]У Лазаря и Милицы было как минимум восемь детей, пять дочерей и три сына:
- Мара (умерла 12 апреля 1426 г.) вышла замуж за Вука Бранковича примерно в 1371 г. [ 82 ]
- Драгана (умерла до июля 1395 г.) вышла замуж за болгарского царя Ивана Шишмана примерно в 1386 г. [ 83 ] [ 84 ]
- Теодора (умерла до 1405 г.) вышла замуж за венгерского дворянина Николая II Гарая примерно в 1387 г. [ 85 ] [ 86 ]
- Елена (умерла в марте 1443 г.) сначала вышла замуж за зетанского лорда Джурада II Балшича , [ 87 ] во-вторых, боснийский магнат Сандаль Гранич [ 88 ]
- Мария Оливера Деспина (1372–1444) вышла замуж за османского султана Баязида I в 1390 году. [ 89 ]
- Добровой. Умер при рождении.
- Стефан (ок. 1377–19 июля 1427 г.), князь (1389–1402) и деспот (1402–1427). [ 90 ]
- Вук , князь, казнен 6 июля 1410 г. [ 90 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Византинославица , Тома 61-62 Передняя обложка
Академия, 2003 г.;
Сербские исследования , Том 13 Обложка. Североамериканское общество сербских исследований, 1999. - ^ Михальчич 1984, стр. 15.
- ^ Jump up to: а б с д Файн 1994 , с. 374
- ^ Jump up to: а б с д Михальчич 2001, стр. 15–28
- ^ Файн 1994 , с. 335
- ^ Файн 1994 , с. 345
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Михальчич 2001, стр. 29–52
- ^ Файн 1994, стр. 358–59.
- ^ Михальчич 1975 , стр. 43.
- ^ Файн 1994, стр. 363–64.
- ^ Jump up to: а б Файн 1994 , с. 624
- ^ Jump up to: а б с д Иречек 1911, стр. 435–36
- ^ Jump up to: а б Файн 2006 , с. 156
- ^ Файн 1994, стр. 377–78.
- ^ Jump up to: а б Файн 1994 , с. 379
- ^ Михальчич 1975 , стр. 168.
- ^ Файн 1994 , с. 382
- ^ Jump up to: а б с д и ж Михальчич 2001, стр. 53–77
- ^ Файн 1994 , с. 380
- ^ Иречек 1911 , стр. 438.
- ^ Файн 1994 , с. 384
- ^ Файн 1994 , с. 341
- ^ Михальчич 1985, стр. 57.
- ^ Михальчич 1985, стр. 58-59.
- ^ Jump up to: а б с Файн 1994, стр. 392–93.
- ^ Jump up to: а б с д и Файн 1994, стр. 387–89.
- ^ Шуйка 2000, стр. 103–10
- ^ Михальчич 2001 , стр. 270.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Михальчич 2001, стр. 78–115
- ^ Попович 2006 , стр. 119.
- ^ Файн 1994 , с. 444
- ^ Jump up to: а б с д и Михальчич 2001, стр. 175–79
- ^ Jump up to: а б Михальчич 1975, стр. 217
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Михальчич 2001, стр. 116–32
- ^ Стийович 2008 , с. 457
- ^ Рейнерт 1994 , стр. 177.
- ^ Файн 1994, стр. 395–98.
- ^ Jump up to: а б с д и Файн 1994, стр. 409–14.
- ^ Jump up to: а б Файн 1994 , с. 408
- ^ Файн 1994 , с. 410: Вук Бранкович обвинил его в тайном контакте с турками. Когда Лазарь предъявил Милошу обвинение, Милош отверг его, сказав: «Завтра мои дела покажут, что я верен своему господину». Чтобы доказать свою лояльность, незадолго до рассвета 28 июня (в день, когда произошло сражение) Милош выскользнул из сербского лагеря и объявил турецким часовым сербским дезертиром. Доставленный к султану, он вытащил нож, который спрятал в своей одежде, и ударил Мурада ножом, смертельно ранив его. Мы не знаем, были ли на самом деле какие-либо обвинения в сербском лагере перед битвой, но фактом является то, что серб по имени Милош Обилич (или Кобилич) действительно дезертировал и убил султана.
- ^ Jump up to: а б с Михальчич 2001, стр. 155–58
- ^ Михальчич 2001, стр. 166–67
- ^ Михальчич 2001, стр. 153–54
- ^ Михальчич 2001 , стр. 135.
- ^ Jump up to: а б с Михальчич 2001, стр. 140–43
- ^ Jump up to: а б Михальчич 2001 , стр. 173.
- ^ Михальчич 2001 , стр. 278.
- ^ Мундаль и Веллендорф 2008, стр. 90.
- ^ Jump up to: а б Эммерт 1991, стр. 23–27.
- ^ Михальчич 2001 , стр. 145.
- ^ Эммерт 1991 , с. 24
- ^ Jump up to: а б Михальчич 2001, стр. 184–85.
- ^ Файн 1994 , с. 500
- ^ Михальчич 2001, стр. 193, 200
- ^ Файн 1994, стр. 525–26.
- ^ Михальчич 2001, стр. 188–89
- ^ Файн 1994 , с. 575
- ^ Михальчич 2001, стр. 193 195
- ^ Михальчич 2001 , стр. 204.
- ^ Михальчич 2001, стр. 207–10
- ^ Михальчич 2001, стр. 212, 289
- ^ Jump up to: а б с Михальчич 2001, стр. 196–97
- ^ Пуркович 1996 , стр. 48.
- ^ Михальчич 2001, стр. 96–97
- ^ Михальчич 2001, стр. 200–1
- ^ Jump up to: а б Михальчич 2001, стр. 214–16
- ^ Jump up to: а б с Михальчич 2001, стр. 220–25
- ^ Jump up to: а б Михальчич 2001, стр. 226–29
- ^ Михальчич 2001 , стр. 230.
- ^ Медакович 2007 , стр. 75.
- ^ Дуйжингс 2000, стр. 187–88.
- ^ Макдональд 2002 , с. 69
- ^ «Инсайт: наследие средневековой Сербии» . Археологический институт Америки. Октябрь 1999 года . Проверено 29 марта 2014 г.
- ^ Макдональд 2002 , с. 70
- ^ Граубард 1999 , с. 27
- ^ Црнкович 1999 , стр. 221.
- ^ Благоевич 2001 , «В период между 1374 и 1379 годами Сербская церковь признала князя Лазаря «господином сербов и Дуная».
- ^ Миклошич 1858 , с. 200.
- ^ Миклошич 1858 , с. 215.
- ^ Йован Илич (1995). Сербский вопрос на Балканах . Факультет географии Белградского университета. п. 150. ИСБН 9788682657019 .
Принц Лазар является для Венгрии «принцем королевства Раша».
- ^ Миклошич 1858 , с. 212.
- ^ Веселинович и Люшич 2001 , стр. 82-85.
- ^ Михальчич 2001 , стр. 116–118.
- ^ Павлов 2006 .
- ^ Арвай 2013 , с. 106.
- ^ Fine 1994 , стр. 374, 389.
- ^ Файн 1994 , с. 389.
- ^ Файн 1975 , с. 233.
- ^ Улучай, М. Чагатай (1985). Женщины и дочери султанов . Турецкое историческое общество. стр. 24–5.
- ^ Jump up to: а б Ивич, Алекса (1928). Генеалогические таблицы сербских династий и правителей . Новинка: Матица Сербская. п. 5.
Источники
[ редактировать ]- Арваи, Тюнде (2013). «Роль браков в попытках Гарэ подняться». В Феделесе, Тамаш; Шрифт, Марта; Поцелуй, Гергели (ред.). Возраст-Профессионал-Граница (на венгерском языке). Университет Печа. стр. 103–118. ISBN 978-963-642-518-0 .
- Благоевич, Милош (2001). Государственное управление в сербских средневековых землях (на сербском языке). Официальный вестник СРЮ. ISBN 9788635504971 .
- Благоевич, Милош. «Территории князя Лазаря в Косово и Метохии» (PDF) . Материалы международной научной конференции, состоявшейся в Белграде 16-18 марта 2006 г. (на сербском языке).
- Божич, И.; Джурич, В.Я., ред. (1975). О князе Лазаре, Научное собрание в Крушеваце в 1971 году . Белград: Отдел истории искусств философского факультета в Белграде, Национальный музей Крушеваца.
- Чиркович, Сима (2004). Сербы . Молден: Издательство Блэквелл. ISBN 9781405142915 .
- Црнкович, Гордана П. (1999). «Женщины-писатели в хорватской и сербской литературе». В Рамете, Сабрина П. (ред.). Гендерная политика на Западных Балканах: женщины и общество в Югославии и государствах-преемниках Югославии . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 0-271-01801-1 .
- Дуйзингс, Гер (2000). Религия и политика идентичности в Косово . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-12099-0 .
- Эммерт, Томас А. (1991). «Битва за Косово: ранние отчеты о победах и поражениях». У Уэйна С. Вучинича ; Томас А. Эммерт (ред.). Косово: наследие средневековой битвы . Монографии Миннесоты, Средиземноморья и Восточной Европы. Том. 1. Миннеаполис: Университет Миннесоты. ISBN 978-9992287552 .
- Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (1994) [1987]. Позднесредневековые Балканы: критический обзор с конца двенадцатого века до османского завоевания . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0472082604 .
- Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (2006). Когда этническая принадлежность не имела значения на Балканах: исследование идентичности в донационалистической Хорватии, Далмации и Славонии в средневековый и ранний современный периоды . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0-472-11414-6 .
- Файн, Джон Ван Антверпен (декабрь 1975 г.), Боснийская церковь: новая интерпретация: исследование Боснийской церкви и ее места в государстве и обществе с 13 по 15 века , восточноевропейский ежеквартальный журнал, ISBN 978-0-914710-03-5 , получено 12 января 2013 г.
- Граубар, Стивен Ричардс (1999). Новая Европа для старой? . Издатели транзакций. ISBN 978-1-4128-1617-5 .
- Йиречек, Константин Йозеф (1911). История сербов (на немецком языке). Том 1. Гота, Германия: Фридрих Андреас Пертес А.-Г.
- Макдональд, Дэвид Брюс (2002). Балканские Холокосты?: Сербская и Хорватская пропаганда, ориентированная на жертв, и война в Югославии . Манчестер : Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0-7190-6467-8 .
- Мандич, Светислав (1986). Великие лорды всех сербских земель и другие просопографические материалы (на сербском языке). Сербский литературный кооператив. ISBN 9788637900122 .
- Медакович, Деян (2007). Света Гора Фрушкогорска (и сербский). Нови-Сад: Прометей. ISBN 978-86-515-0164-0 .
- Михальчич, Раде (1975). Конец Сербской империи (на сербском языке). Белград: Сербское литературное объединение.
- Михальчич, Раде (2001) [1984]. Лазар Гребелянович: история, культ, традиции (на сербском языке). Белград: Сербский школьный учебник; Знание. ISBN 86-83565-01-7 .
- Миклошич, Франц (1858). Сербские памятники, касающиеся истории Сербии, Боснии, Рагусии (на латыни). Вена: у Уильяма Браумюллера.
- Мундаль, Эльза; Веллендорф, Йонас (2008). Формы устного искусства и их переход в письменность . Копенгаген: Музей Тускуланум Пресс . ISBN 9788763505048 .
- Павлов, Пламен (2006). Королевы Торна . В.Т.: ДАР-РХ.
- Орбини, Мауро (1601). Царство славян теперь коррумпировано называется Скьявони . Пезаро: Рядом с Джироламо Конкордия.
- Орбин, Мавро (1968). Царство славян . Белград: Сербское литературное объединение.
- Попович, Даника (2006). Патриарх Ефрем - культ святого позднего средневековья. . Труды Византологического института (на сербском языке). 43 . Белград: Византийский институт, SANU. ISSN 0584-9888 .
- Пуркович, Миодраг Ал. (1959), сербские правители (на сербском языке)
- Пуркович, Миодраг Ал. (1996). Дочери князя Лазаря: историческое исследование (на сербском языке). Белград: Пешич и сыновья.
- Райнерт, Стивен В. (1994). «От Ниша до Косово Поле: размышления о последних годах Мурада I». В Захариаду, Элизабет (ред.). Османский эмират (1300–1389) . Ираклион: Издательство Критского университета. ISBN 978-960-7309-58-7 .
- Седлар, Джин В. (1994). Восточно-Центральная Европа в средние века, 1000-1500 гг . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 9780295800646 .
- Стийович, Рада (2008 г.), Некоторые особенности просторечия в грамотах князя Лазаря и деспота Стефана , Южнословенский филолог (на сербском языке), 64 года , Белград: Сербская академия наук и искусств, ISSN 0350-185X
- Шуйка, Марко (2000). Беспокойная эпоха сербского средневековья: владения сербских региональных сеньоров (на сербском языке). Белград: Официальный вестник СРЮ. ISBN 86-355-0452-6 .
- Трифунович, Джордже (1989). «Житие и царствование святого князя Лазаря под редакцией Джордже Трифуновича». Крушевац: Багдала.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Веселинович, Андрия ; Люшич, Радош (2001). Сербские династии . Нови-Сад: Плантонеум. ISBN 978-86-83639-01-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1329 рождений
- 1389 смертей
- Сербские монархи XIV века
- Сербская знать XIV века
- Христианские святые XIV века
- Люди из Сербской империи
- Династия Лазаревичей
- Жители Ново Брдо
- Косовские сербы
- Члены Сербской Православной Церкви
- Монархи убиты в бою
- Сербские святые Восточной Православной Церкви
- Персонажи сербской эпической поэзии
- Средневековые сербские магнаты
- Средневековые сербские военачальники
- Захоронения в сербских православных монастырях и церквях
- Восточно-православные королевские святые
- Христианские монархи