Образование в Польше
Образование в Польше | |
---|---|
Начальный | |
Вторичный | |
Третичный |
Образование в Польше является обязательным ; каждый ребенок должен получать образование с 6 лет до 18 лет. [1] Также 6-летние дети обязаны пройти один год обучения в детском саду ( польский : przedszkole , буквально дошкольное ) до того, как пойдут в начальную школу ( польский : szkoła podstawowa в 6 лет ). Начальная школа длится восемь лет (1–8 классы), и учащиеся должны сдать выпускной экзамен в конце восьмого класса. После окончания начальной школы люди обычно продолжают посещать среднюю школу ( польский : szkoła średnia ), которая длится 4 или 5 лет. [2] Они также могут выбрать определенную профессию или специальность и получить опыт работы и квалификацию посредством ученичества . После окончания средней школы и сдачи выпускного экзамена, называемого зрелостью , можно получить высшее образование в университете, колледже и т. д.
Польское министерство просвещения, созданное королем Станиславом Августом Понятовским в 1773 году, было первым министерством просвещения в мире. [3] [4] и традиции продолжаются. Международный конкурс PISA 2012 высоко оценил прогресс, достигнутый польским образованием в области математики, естественных наук и грамотности; число стран с лучшими показателями увеличилось с 2003 года, в то время как количество стран с низкими показателями снова снизилось. [5] В 2014 году аналитическое подразделение Pearson/Economist оценило польское образование как пятое место в Европе и десятое место в мире. [6]
В дальнейшем существует несколько альтернатив полного среднего образования, наиболее распространенным из которых является четыре (три до 2017 года) года обучения в лицее или пять (четыре до 2017 года) года обучения в техникуме . Оба заканчиваются экзаменом на зрелость ( matura , похожим на французский бакалавриат ), и за ними могут последовать несколько форм высшего образования, ведущие к бакалавру: licencjat или inżynier польского Болонского процесса ( квалификация первого цикла ), магистр: магистр (польский Болонский процесс). Квалификация второго цикла процесса ) и, в конечном итоге, доктор философии: доктор (квалификация третьего цикла Польского Болонского процесса ). Система образования в Польше предусматривает 22 года непрерывного, непрерывного обучения. [7]
Обязательное образование
[ редактировать ]Начальная школа
[ редактировать ]Дети обычно начинают посещать начальную школу ( szkoła podstawowa , также известную в просторечии как podstawówka ) в возрасте семи лет. [8] Обучение в начальной школе обычно занимает восемь лет (1–8 классы). До 2017 года обучение в начальной школе занимало всего шесть лет (1–6 классы), после чего учащиеся посещали также обязательную гимназию ( среднюю школу ), которая длилась 3 года. Однако ситуация изменилась, когда в 2016 году тогдашний министр образования Анна Залевская представила закон «Закон о школьном образовании» . Гимназюм был упразднен и заменен 8-летней начальной школой (в отличие от прежней системы 6 лет начальной школы + 3 года гимназии ). Изменения начали действовать с 1 сентября 2017 года.
Первые три года начальной школы являются «интегрированными», когда один учитель занимается всеми или большинством предметов самостоятельно, а следующие пять лет преподают учителя по конкретным предметам. В течение первых трех лет дети обычно изучают лишь несколько предметов: польский язык, математику, иностранный язык (обычно английский), физкультуру ( wychowanie fizyczne , часто сокращенно WF ) и факультативные по религии ( religia занятия ). Однако в разных школах это может отличаться. В следующие пять лет студенты также изучают некоторые дополнительные предметы, такие как биология, физика и второй иностранный язык ( немецкий , испанский и русский наиболее популярными являются ). По окончании начальной школы ученики сдают обязательный национальный экзамен ( egzamin ósmoklasisty , буквально экзамен для восьмиклассников ). Сам тест является обязательным, однако он не имеет минимально необходимого результата прохождения, а значит, провалить его невозможно. После сдачи экзамена и окончания начальной школы ученик обычно поступает в среднюю школу.
Неполная средняя школа
[ редактировать ]До 2019 года неполная средняя школа ( гимназюм ) охватывала неполную среднюю школу и заканчивала общее базовое образование и просуществовала три года. Преподаваемые предметы были: польский язык, история, гражданское образование, два иностранных языка, математика, физика и астрономия, химия, биология, география, изобразительное искусство/музыка, технологии, информационные технологии, физическое воспитание и религия или этика. [8] По окончании учебной программы учащиеся оценивались на основе их успеваемости и экзамена по гуманитарным наукам, естественным наукам и иностранным языкам. [8]
После реформы правящей партии PiS в 2016 году постепенно вносились изменения в польскую систему образования. Начиная с 2017/18 учебного года, средние школы планировалось расформировать, начальные школы продлить до восьми лет, а старшим средним школам - на один год больше, как это было до 1999 года. [9] К 1 сентября 2019 года учреждения должны были быть либо закрыты, либо преобразованы в начальные или средние школы.
Полное среднее образование
[ редактировать ]Старшая ступень среднего образования начинается в конце очного обязательного образования, готовя учащихся к выходу непосредственно на рынок труда и/или к высшему (т.е. высшему) образованию. Старшее среднее образование принимает разные формы.
Общее образование можно получить в общеобразовательных средних школах (лицеях): через четыре года учащиеся могут сдать «Матуру», предоставляющую доступ к высшему образованию. [8] Профессионально-техническое образование в основном предоставляется техническими училищами ( technikum ) и/или базовыми профессиональными училищами ( zasadnicza szkoła zawodowa ). Технические школы длятся пять лет и заканчиваются зрелостью. Их основная цель — обучение профессиям и профессиям, наиболее популярными из которых являются бухгалтер, механик, специалист по электронике и продавец. [10] Основные профессиональные училища дают трехлетнее профессиональное образование и выдают свидетельства о профессиональной компетентности в различных областях, наиболее популярными из которых являются: продавец, повар, садовник, автомеханик, парикмахер и пекарь. [10] Выпускники начальных профессиональных училищ могут сдать аттестат зрелости после двухлетнего факультативного обучения в общеобразовательной школе или, с 2004 года, трехлетнего обучения в техникуме. [8] Профильные общеобразовательные школы ( liceum profilowane ) дают профессиональное образование за четыре года, но только по специальностям, описанным Польским классификатором деятельности (PKD). [10] Кроме того, учащиеся с умственными и/или физическими недостатками могут поступить в специальные школы ( szkoła specjalna ), которые готовят их к аттестационному экзамену за три года. [10]
Высшее образование
[ редактировать ]Польша следует Болонской схеме, и большинство ее программ высшего образования состоят из двух циклов: трехлетней степени бакалавра, за которой следует двухлетняя степень магистра. [8] Однако некоторые степени магистра присуждаются после уникальной программы длительного цикла, продолжительностью от четырех до шести лет (например: пять лет для фармацевтики, шесть лет для медицины). [8] Докторантура реализуется примерно за три года. Для получения диплома учителя начальной школы требуется три года обучения в педагогическом колледже. [8] Профессиональным образованием занимается высшая школа ( szkoła Policealna ) продолжительностью два с половиной года. [10]
Система оценок на уровне университета
[ редактировать ]В образовании университетского уровня используется числовая система оценок от двух до пяти, причем большинство оценок включают прибавку в 0,5 балла: 2,0 — неудовлетворительная оценка, 3,0 — самая низкая проходная оценка, за ней следуют 3,5, 4,0 и 4,5, причем 5,0 — высшая оценка. . Нет оценки 2,5. Оценка 5,5 или 6,0 иногда присваивается как оценка «превышает ожидания», но в разных университетах она различается и для некоторых целей может быть эквивалентна 5,0. Точно так же «3-» иногда (но очень редко) присваивается как «едва проходная» оценка, но для всех официальных целей она эквивалентна 3,0.
Оценка проводится каждый семестр (два раза в год), а не только один раз в учебном году. В зависимости от предмета итоговая оценка может ставиться на основе результата одного экзамена или успеваемости студента за весь семестр. В последнем случае обычно используется бальная система, а не шкала 2–5. Баллы, накопленные в течение семестра, суммируются и конвертируются в итоговую оценку по некоторой шкале.
Поскольку неудовлетворительная оценка означает просто повторение непройденного предмета и обычно может быть исправлена на пересдаче (а в некоторых случаях также на специальном «комитетском экзамене»), она используется гораздо более свободно и довольно часто встречается у студентов. значительное число студентов проваливают урок с первой попытки.
Иностранные языки
[ редактировать ]Учащиеся польских школ обычно изучают один или два иностранных языка. В 2005/06 году доля учащихся, изучающих иностранные языки в польских школах, включала: английский – 67,9%, немецкий – 33,3%, французский – 13,3%, испанский – 10,2%, русский – 6,1%, итальянский – 4,3%, латынь – 0,6. %.
В 2005/06 году в школах для национальных меньшинств обучалось 49 200 учеников, большинство из них – в школах с немецким , кашубским , украинским и белорусским языками. [11]
В соответствии с реформой образования, введенной министром образования Польши Катаржиной Холл , учащиеся польских средних школ должны были изучать два разных иностранных языка. Первый иностранный язык (обычно английский) преподавали три раза в неделю. Второй иностранный язык преподавал два раза в неделю. Реформа ввела два разных уровня экзамена – более высокий уровень (если учащийся изучал тот же язык в начальной школе) и стандартный уровень (если учащийся выучил первый язык в младшей средней школе). Результаты языковых экзаменов в младших классах средней школы повлияли на критерии подачи заявления о поступлении в старшую среднюю школу.
История
[ редактировать ]Образование польского общества было целью правителей еще в XII веке, и вскоре Польша стала одной из самых образованных стран Европы. соборного капитула, Каталог библиотеки Краковского датируемый 1110 годом, показывает, что в начале XII века польские интеллектуалы имели доступ к европейской литературе. Ягеллонский университет , основанный в 1364 году королем Казимиром III в Кракове, является одним из старейших университетов Европы. В 1773 году король Станислав Август Понятовский учредил Комиссию национального образования ( Komisja Edukacji Narodowej ), первое в мире государственное министерство образования.
Первый университет в Польше, Краковский Ягеллонский университет, был основан в 1364 году Казимиром III Великим в Кракове. Это старейший университет в Польше. Это второй старейший университет в Центральной Европе (после Пражского университета ) и один из старейших университетов мира . Казимир III осознавал, что нации нужен класс образованных людей, особенно юристов, которые могли бы систематизировать законы страны и управлять судами и офисами. Его усилия по созданию высшего учебного заведения в Польше были наконец вознаграждены, когда Папа Урбан V предоставил ему разрешение открыть Краковский университет.
В 16 веке в 90% всех приходов Малой и Великой Польши были школы, где грамматику и латынь преподавали на базовом уровне, а среднее образование было доступно в городах и крупных поселках. В Ягеллонском университете 65% студентов были выходцами из городских семей, 25% — из дворян и 10% — из крестьянских семей. [12]
Идея обязательного образования была выдвинута Анджеем Фричем Моджевским в 1555 году. После раздела Польши обязательное образование было введено прусскими властями в польских провинциях, принадлежавших Пруссии (1825 г.), и австрийскими властями в Галиции (1873 г.). В Российской империи обязательного образования не существовало. В результате в 1921 году, после восстановления независимости Польши, треть населения Второй Польской Республики была неграмотной. Неграмотность была очень высокой на востоке, но почти отсутствовала в западных провинциях. Обязательное образование в Польше было введено указом в феврале 1919 года. Оно охватывало всех детей в возрасте от 7 до 14 лет. Однако вначале вновь созданное польское государство столкнулось с несколькими проблемами реализации – нехваткой квалифицированных учителей, зданий и средств. После Второй мировой войны обязательное образование оставалось одним из приоритетов государства. К 1978 году только 1,2 процента населения Польши были неграмотными. В Польше обязательное образование заканчивается в возрасте 18 лет. Обычно оно начинается, когда детям исполняется 6 лет, и заканчивается после 12 лет обучения (обычно в средней школе). Современный польский закон проводит различие между обязательным школьным обучением ( обязательное школьное образование ) и обязательное образование .
Реформы 1999 года
[ редактировать ]В 1999 году произошла крупная реформа системы образования, в ходе которой общая организационная структура была изменена с 8 (начальная школа) + 4 (средняя школа/лицей) лет обучения на 6 (начальная школа) + 3 (неполная средняя школа, гимназия ) + 3. (старшая средняя школа, лицей ) лет. [7] Реформа увеличила время, затрачиваемое на изучение основных предметов, и отложила профессиональное обучение (лицей) на один год. Образовательный рейтинг Польши ОЭСР по чтению и естественным наукам переместился с уровня ниже среднего в 10-ку лучших и в 15-ку лучших по математике. [9]
Реформы 2017 года
[ редактировать ]Правительство PiS Польши представило в 2017 году крупную реформу польской системы образования для последовательной реализации в течение трех учебных лет, начиная с 2017/2018 года. Реформа меняет общую организационную структуру с 6 (начальная школа) + 3 (неполная средняя школа) + 3/4 (средняя школа) лет обучения на 8 (начальная школа) + 4/5 (средняя школа) лет. [ нужна ссылка ] По словам учителя истории Анны Дзержговской, реформа унаследовала польскоцентричный и европоцентрический фокус предыдущей учебной программы по истории, убирает из программы Движение неприсоединения и фокусируется на политических и военных лидерах и дворянстве, игнорируя историческую роль низших слоев общества. социальные классы. [13] Термин «коммунизм» был удален из преподавания о девятнадцатом веке, когда он назывался социализмом , и появляется только позже в связи с Польской Народной Республикой . Дзержговская утверждает, что понятие национализма исторически восходит только к девятнадцатому веку, но слишком часто используется в новой учебной программе, что дает ученикам недостаточный географический контекст. [13]
Насилие
[ редактировать ]В 2006 году в ответ на самоубийство девочки после того, как она подверглась сексуальному домогательству в школе, министр образования Польши Роман Гертых начал школьную реформу «нулевой терпимости». [14] Согласно этому плану, учителя будут иметь правовой статус государственных служащих , а насильственные преступления против них будут наказываться более строгими мерами наказания. Теоретически директора школ смогут отправлять агрессивных учеников на общественные работы , а родители этих учеников также могут быть оштрафованы. Учителя, которые не сообщат о насильственных действиях в школе, могут быть приговорены к тюремному заключению . [15]
См. также
[ редактировать ]- Образование в Польской Народной Республике
- Международный статус и статистика домашнего обучения#Польша
- Общеобразовательный лицей
- Оценка в образовании
- Список школ в Польше
- Список университетов Польши
- Открытый доступ в Польше
- Польский студенческий билет
- Техническая школа
- Хронология польской науки и технологий
- Подпольное образование в Польше во время Второй мировой войны
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Исполнительное производство в отношении обязательного образования – Бюллетень общественной информации города Кракова – БИП МК» .
- ^ «Среднее и послесреднее образование (МСКО 3 и 4) | Эвридика» . 9 октября 2017 г.
- ^ Ян Эй Джей. ван дер Меер (2002). Литературная деятельность и отношения в станиславскую эпоху в Польше (1764–1795): социальная система? . Родопи. п. 233. ИСБН 978-90-420-0933-2 . Проверено 26 апреля 2012 г.
- ^ Норман Дэвис , Божья площадка: История Польши , Columbia University Press , 2005, ISBN 0-231-12819-3 , Google Print, стр. 167.
- ^ Результаты PISA 2012 в фокусе (PDF) , ОЭСР , 3 декабря 2013 г. , дата обращения 15 января 2014 г.
- ^ 20 лучших систем образования BBC. Источник: Pearson/Economist Intelligence Unit.
- ^ Jump up to: а б «Система образования в Польше до и после реформы 1999 года» . Интернет-архив . Бюро академического признания и международного обмена. Июнь 2002 г. Архивировано из оригинала (графики) 27 марта 2009 г. Проверено 13 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Мировые данные об образовании: Польша» (PDF) . ЮНЕСКО-МБП. 2012. Архивировано из оригинала (PDF) 8 августа 2014 года . Проверено 5 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Суинфорд, Стивен (19 января 2015 г.). «Польша лидирует среди школ Англии, - говорит министр образования» . Телеграф . Архивировано из оригинала 9 сентября 2017 г. Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «ТПОП в Польше» . ЮНЕСКО-ЮНЕВОК. 2013 . Проверено 5 августа 2014 г.
- ^ «Образование и воспитание в 2005/2006 учебном году» . Архивировано из оригинала 10 января 2008 г. Проверено 3 ноября 2007 г.
- ^ Фридрих, Карин; Пенджич, Барбара М., ред. (2009). Гражданство и идентичность в многонациональном содружестве, Польша-Литва в контексте, 1550–1772 гг . Брилл. п. 4.
- ^ Jump up to: а б Госткевич, Михал; Дзержговская, Анна (01 сентября 2017 г.). «Чему научит детей история? Учитель не питает иллюзий. «От мамонта до Берута» » [Чему учат детей история? Этот учитель не питает иллюзий. «От мамонта до Берута »] (на польском языке). Газета Выборча . Архивировано из оригинала 01 сентября 2017 г. Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ Истон, А. (2006, 3 ноября). Употребление наркотиков и самоубийства в Польше стали причиной школьного плана. BBC News Online , Лондон.
- ↑ Тень в наших школах (20 декабря 2006 г.). Варшавский голос .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Обучение в Польше
- Образование в Польше наPoland.pl
- Признание иностранных дипломов в Польше Источник: Распоряжение министра национального образования о правилах и процедурах. Проверено 2 декабря 2012 г.
- Министерство образования (Польша)
- Структура образования в Польше
- Официальный реестр образовательных учреждений по типам. Образовательный IT-центр, 01.03.2014. (на польском языке)
- Особенности образования в Польше