Jump to content

Пейсли (дизайн)

Шаль, сделанная в Пейсли , Шотландия, в имитацию кашмирских шалей , ок. 1830 г.

Пейсли или узор пейсли — это декоративный текстильный дизайн с использованием ботех ( персидский : بته ) или бута , каплевидного мотива с изогнутым верхним концом. Имея персидское происхождение, узоры пейсли стали популярными на Западе в 18 и 19 веках после импорта после Империи Великих Моголов версий этого рисунка из Индии , особенно в виде кашмирских шалей , которые затем были воспроизведены на местном уровне. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

Английское название узоров происходит от города Пейсли , на западе Шотландии , центра текстиля, где узоры пейсли воспроизводились с помощью жаккардовых ткацких станков . [ 4 ] [ 5 ]

Персидская шелковая парча с золотой и серебряной нитью ( голабетон ), сотканная в 1963 году.

Этот узор до сих пор часто можно увидеть в Великобритании и других англоязычных странах на мужских галстуках , жилетах и ​​шарфах, а также остается популярным на других предметах одежды и текстиле в Иране , а также в странах Южной и Центральной Азии .

Происхождение

[ редактировать ]
Фрагмент шали, Индия, 20 век.

Некоторые ученые-дизайнеры [ ВОЗ? ] считают, что бута — это слияние стилизованных цветочных ветвей и кипариса : зороастрийский символ жизни и вечности . [ 6 ] «Согнутый» кедр – это также знак силы и стойкости, но скромности. Цветочный мотив зародился во времена династии Сасанидов , позже использовался при династии Сефевидов в Персии (1501–1736) и был основным текстильным узором в Иране во времена династий Каджаров и Пехлеви . В эти периоды узор использовался для украшения королевских регалий , корон и придворной одежды, а также тканей, используемых населением в целом. [ нужна ссылка ] В персидском и среднеазиатском дизайне мотивы обычно располагаются упорядоченными рядами на простом фоне. Другая вероятная теория основана на форме манго. [ 7 ]

Древнее индоиранское происхождение

[ редактировать ]

Существуют серьезные предположения относительно происхождения и символики ботех джеге , или «древнего мотива», известного на английском языке как пейсли. [ 8 ] Поскольку эксперты оспаривают разные периоды времени его появления, чтобы понять рост популярности дизайна ботех-джеге и, в конечном итоге, Пейсли, важно понять историю Южной Азии . Ранние индоиранские народы процветали в Южной Азии, где со временем они обменялись языковыми, культурными и даже религиозными сходствами. [ 9 ] Древние индоиранцы разделяли религию под названием зороастризм . [ 10 ] Зороастризм, некоторые эксперты [ ВОЗ? ] утверждают, что послужил одним из первых источников вдохновения для дизайна Ботех-Джеге, форма которого представляет собой кипарис, древний зороастрийский религиозный символ. [ 10 ] Другие [ ВОЗ? ] оспаривают, что самое раннее изображение формы узора относится к поздней династии Сасанидов . [ 11 ] Дизайн напоминал каплю слезы. [ 11 ] Некоторый [ ВОЗ? ] будут утверждать, что происхождение Ботех Чеге связано со старыми религиозными верованиями, и его значение может символизировать солнце, феникса или даже древний иранский религиозный знак орла. [ 8 ] узор под названием Ботех Примерно в то же время в Иране набирал популярность ; узор представлял собой цветочный узор и использовался для обозначения элитного статуса и в основном служил для украшения королевских предметов. [ 11 ] Узор традиционно выплетался на шелковой одежде из серебра и золота. [ 11 ] Самые ранние свидетельства торговли этим рисунком с другими культурами были найдены в Красном море, где торговали как египетские , так и греческие народы с 1400-х годов. [ нужна ссылка ]

Исламский контроль в Южной Азии и распространение этой модели

[ редактировать ]

На персидском языке Ботех можно перевести как куст или кустарник, тогда как в Кашмире оно имело то же значение, но называлось Бута или Бу. [ 12 ] Одно из самых ранних свидетельств использования этого узора, связанного с исламской культурой, было найдено в мечети Нох Гумба в городе Балх в Афганистане, где считается, что этот узор был включен в дизайн еще в 800-х годах, когда была построена мечеть. был построен. В ранней иранской культуре этот узор был выплетен на терме, одном из самых ценных материалов раннего Ирана, где этот узор использовался для изготовления одежды для знати. В это время иранская знать носила особую униформу, называемую Халаат, исторически этот дизайн обычно встречался на униформе Халаата. [ 13 ] Утверждается, что в какой-то момент 1400-х годов Боте был перевезен из Персии в Кашмир. [ 12 ] В том же веке, в 1400-х годах, некоторые из самых ранних зарегистрированных кашмирских шалей были произведены в Индии. Записи 1500-х годов, во время правления императора Акбара над народом Великих Моголов в этой области, указывают на то, что изготовление шалей было модно в Индии еще до завоевания Великих Моголов. которое произошло в начале 1400-х гг. [ 14 ] Утверждалось, что во время правления императора Акбара империей Великих Моголов платки ботех-джеге были чрезвычайно популярны и модны. Раньше традиционно носили одну шаль, но именно во время правления императора Акбара император решил носить две шали одновременно, чтобы служить символом статуса. Император Акбар не только часто носил шали, но и использовал их в качестве подарков другим правителям и высокопоставленным чиновникам. [ 14 ] Считается, что к 1700-м годам кашмирские шали производились по образу, который сегодня у кого-то ассоциируется с современным пейсли. [ 12 ]

Введение ботех-джеге в западную культуру

[ редактировать ]

В XVIII и XIX веках Британская Ост-Индская компания привезла кашмирские шали из Индии в Англию и Шотландию, где они были чрезвычайно модны и вскоре стали тиражироваться. [ 15 ] Первым местом в западном мире, где подражали этому дизайну, был город Пейсли в Шотландии, ведущий производитель текстиля в Европе в то время. [ 16 ] До того, как этот мотив был произведен в Пейсли и получил свое название в западной культуре, жители Запада первоначально называли его просто «сосна и шишка». [ 12 ] Европейские технологические инновации в текстильном производстве сделали западные имитации кашмирских шалей конкурентоспособными по сравнению с шалями индийского производства из Кашмира. [ 17 ]

В то время шали из Индии могли быть довольно дорогими, но в связи с промышленной революцией, происходившей в Европе, шали с пейсли производились в больших масштабах, что привело к снижению их цены настолько, что они стали обычным явлением среди среднего класса и даже повысили популярность этого дизайна. более. [ 12 ] В то время как западный мир перенял большую часть восточной культуры и дизайна, дизайн Боте был безусловно самым популярным. [ 17 ] Записи показывают, что Уильям Муркрофт , английский бизнесмен и исследователь, посетил Гималаи в середине 1800-х годов; По прибытии он был очарован кашмирскими шалями, украшенными боте, и пытался организовать переезд целых семей индийских текстильщиков в Соединенное Королевство. [ 14 ] Самые ранние шали с рисунком пейсли, сделанные в Соединенном Королевстве, в Пейсли, Шотландия, были из флиса, материала с мягкой, пушистой текстурой с одной стороны.

В Азии шали с пейсли в основном носили мужчины, часто в формальных или церемониальных ситуациях, но в Европе их в основном носили женщины. [ нужна ссылка ] Несмотря на то, что узор пейсли по-прежнему очень похож на свою первоначальную форму, он изменится, как только он начнет производиться в западной культуре, и разные города Соединенного Королевства придадут этому дизайну свой собственный оттенок. [ 13 ]

В 1800-х годах европейское производство пейсли увеличилось, особенно в шотландском городе, в честь которого этот узор получил свое современное название. Солдаты, вернувшиеся из колоний, привозили домой кашемировые шерстяные шали из Индии, а Ост-Индская компания импортировала еще больше. Дизайн был скопирован с дорогих кашмирских шалей из шелка и шерсти и адаптирован сначала для использования на ручных ткацких станках, а после 1820 г. [ 18 ] на жаккардовых станках . Узор пейсли также появился на банданах европейского производства с начала 1800-х годов, имитируя узоры кашмирских шалей. [ 19 ]

Примерно с 1800 по 1850 год ткачи из города Пейсли в Ренфрушире , Шотландия , стали ведущими производителями шалей с узором «пейсли» . Уникальные дополнения к их ручным и жаккардовым станкам позволили им работать с пятью цветами, тогда как большинство ткачей производили пейсли, используя только два. [ 18 ] Этот дизайн стал известен как узор Пейсли . К 1860 году Пейсли мог производить шали 15 цветов, что все еще составляло лишь четверть того количества, которое использовалось в многоцветных шалях Пейсли, которые тогда все еще импортировались из Кашмира. [ 18 ] помимо производства тканей на ткацких станках, город Пейсли стал крупным центром производства набивного хлопка и шерсти По данным Музея и художественных галерей Пейсли, в 1800-х годах . [ 20 ] В этом процессе узор пейсли печатался, а не выплетался на других тканях, в том числе на хлопковых квадратах, которые были предшественниками современных бандан . Печатный пейсли был дешевле, чем дорогой тканый пейсли, и это добавляло ему популярности. Ключевыми местами печати пейсли были Великобритания и регион Эльзас во Франции. [ 21 ] Пиковый период пейсли как модного дизайна закончился в 1870-х годах. [ 22 ] возможно, потому что на рынке было так много дешевых печатных версий.

Современное использование

[ редактировать ]

1960-е годы оказались временем великого возрождения дизайна пейсли в западной культуре. Популярная культура в Соединенных Штатах развила своего рода ориентацию на восточные культуры, включая многие традиционно индийские стили. Пейсли был одним из них, его носили такие музыканты, как «Битлз». даже гитарная компания Fender использовала этот дизайн для украшения одной из своих самых известных электрогитар — Fender Telecaster . Сегодня Брэд Пейсли играет на Telecaster, украшенном этим узором, и этот дизайн остается распространенным, появляясь на украшениях, костюмных галстуках, карманных книгах, украшениях для тортов, татуировках, ковриках для мыши для компьютеров, шарфах и платьях. Банданы с пейсли, давно атрибут ковбоев , [ 23 ] появились во второй половине двадцатого века, чтобы их носили многие рабочие и рабочие для защиты от пыли, и их носили артисты, популярные среди таких рабочих, такие как кантри-музыкант Уилли Нельсон . [ 24 ] Этот мотив также влияет на дизайн мебели на международном уровне: во многих странах орнамент пейсли применяется к обоям, подушкам, шторам, покрывалам и подобной мебели. [ 12 ]

В середине-конце 1960-х годов пейсли стал отождествляться с психоделическим стилем и пользовался массовой популярностью, отчасти благодаря «Битлз» . [ 25 ] Этот стиль был особенно популярен во время Лета любви в 1967 году. Компания Fender создала версию своей гитары Telecaster с розовым пейсли , наклеив на корпуса гитары обои с пейсли. [ 26 ] [ 27 ]

Современный мужской галстук до 1996 г.

Принс отдал дань уважения рок-н-ролльной истории Пейсли, когда он создал звукозаписывающую компанию Paisley Park Records и основал студии Paisley Park Studios , названные в честь его песни 1985 года « Paisley Park ». Paisley Underground Примерно в то же время действовала музыкальная сцена .

Архитектура

[ редактировать ]

Пейсли был любимым элементом дизайна британско-индийского архитектора Лори Бейкер . Он сделал множество рисунков и коллажей того, что он называл «дизайнами манго». [ 28 ] Он также использовал эту форму в зданиях, которые проектировал. [ 29 ]

На зимних Олимпийских играх 2010 года сборная носила Азербайджана . яркие брюки с рисунком пейсли [ 30 ] Это была эмблема чемпионата мира по футболу среди женщин до 17 лет 2012 года , проходившего в Азербайджане. [ нужна ссылка ]

Он был частью эмблемы чемпионата мира по футболу FIFA среди женщин до 17 лет , проходившего в Индии в 2020 году. [ 31 ]

Другие языки

[ редактировать ]

Современные французские слова, обозначающие пейсли, — это boteh , cachemire кашемир »; пишется без заглавной буквы, что означало бы « Кашмир , регион») и palme пальма », которая – наряду с сосной и кипарисом – является одним из традиционных слов для обозначения пейсли). ботанические мотивы, предположительно, повлияли на форму элемента пейсли, как он теперь известен). [ 6 ] [ 32 ] [ не удалось пройти проверку ]

На разных языках Бангладеш, Индии и Пакистана название дизайна связано со словом, обозначающим манго : [ 33 ]

На китайском языке он известен как « узор ветчины » ( китайский : образец ветчины ; пиньинь : huǒtuǐwén ) в материковом Китае или « узор амебы » на Тайване ( китайский : амеба ; пиньинь : biànxíngchóng ). [ нужна ссылка ] В России этот орнамент известен как «огурцы » . [ 37 ] [ 38 ]

Ботех — персидское слово, означающее куст, гроздь листьев или бутон цветка. [ 39 ]

  1. ^ Дюзенбери и Бир, 48–50.
  2. ^ «Природные бриллианты» .
  3. ^ «Кашмирская компания» .
  4. ^ «Пейсли: История классического богемного принта» . www.bbc.com . Проверено 23 февраля 2024 г.
  5. ^ «Краткая история Пейсли» . Хранитель . 26 сентября 2011 г. ISSN   0261-3077 . Проверено 23 февраля 2024 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Индийские жаккардовые шали Джамавар ручной работы , Zanzibar Trading, заархивировано из оригинала 18 января 2012 года , получено 7 февраля 2012 года .
  7. ^ Реальный факт № 1421. Вид внутри крышки бутылки Snapple .
  8. ^ Перейти обратно: а б Масуме, Багери Хасанкиаде (январь 2016 г.). «Взгляд на фигуру Боте Джеге (Древний мотив)» . СИД.ир (1). Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 5 декабря 2019 г.
  9. ^ Дэни, Ахмад Хасан; Массон, Вадим Михайлович (1999). История цивилизаций Центральной Азии . Мотилал Банарсидасс Publ. ISBN  978-81-208-1407-3 . Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 24 декабря 2019 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б Рингер, Моника (13 декабря 2011 г.). Благочестивые граждане: реформирование зороастризма в Индии и Иране . Издательство Сиракузского университета. ISBN  978-0-8156-5060-7 . Архивировано из оригинала 10 сентября 2020 года . Проверено 24 декабря 2019 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Макгуайр, Брайан (24 января 2013 г.). «Корни узора Пейсли» . Пейсли Шотландия . Архивировано из оригинала 5 декабря 2019 года . Проверено 4 декабря 2019 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Бута в Пейсли. Продолжающееся путешествие - лауреат Юридические термины и... Мотив Пейсли- * Интенсивно используется в ... Жемчужной академии пальмового листа ... В Кашмире для описания этого мотива используется название бута или бути» . pdfslide.net . Архивировано из оригинала 5 декабря 2019 года . Проверено 5 декабря 2019 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б Новин, Гити. «История графического дизайна: Глава 92 — История дизайна Пейсли или Боте Джеге» . История графического дизайна . Архивировано из оригинала 27 февраля 2020 года . Проверено 19 декабря 2019 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Карпински, Кэролайн (ноябрь 1963 г.). «Кашмир в Пейсли». Бюллетень Метрополитен-музея . 22 (3): 116–123. дои : 10.2307/3258212 . JSTOR   3258212 .
  15. ^ Бейкер, Линдси. «Пейсли: История классического богемного принта» . www.bbc.com . Архивировано из оригинала 3 декабря 2019 года . Проверено 5 декабря 2019 г.
  16. ^ «Что такое пейсли? | Блог словаря Macmillan» . 3 мая 2018 года. Архивировано из оригинала 5 декабря 2019 года . Проверено 5 декабря 2019 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б Маскиелл, Мишель (2002). «Потребление Кашмира: шали и империи, 1500–2000». Журнал всемирной истории . 13 : 27–65. дои : 10.1353/jwh.2002.0019 . S2CID   144868279 .
  18. ^ Перейти обратно: а б с Эндрюс, Мэг, Beyond the Fringe: Shawls of Paisley Design , Victoriana, заархивировано из оригинала 16 февраля 2008 г. , получено 3 февраля 2008 г. Богато иллюстрированная история моды пейсли.
  19. ^ Журнал, Смитсоновский институт; Хильгерс, Лаура. «Всемирная история банданы» . Смитсоновский журнал . Проверено 19 июня 2023 г.
  20. ^ «Музей и художественная галерея Пейсли» , «О Великобритании» , заархивировано из оригинала 5 марта 2008 года , получено 3 февраля 2008 года .
  21. ^ «Печатный узор «Пейсли» в XIX веке» , Le Musée de l'Impression sur Etoffes [ Музей печатного текстиля ], заархивировано из оригинала 5 марта 2015 года , получено 3 февраля 2008 года .
  22. ^ Велтерс, Линда; Бизли, Элизабет; Ди-Коллинз, Николь; Гилкриз, Салли; Люкенс, Кэтрин (1 января 2017 г.). «Второй шанс на шали с пейсли» . Материалы ежегодной конференции Международной текстильной и швейной ассоциации (ITAA) . Архивировано из оригинала 5 декабря 2019 года . Проверено 19 декабря 2019 г.
  23. ^ Хилгерс, Лаура (ноябрь 2020 г.). «Всемирная история банданы» . Смитсоновский журнал . Проверено 14 марта 2024 г.
  24. ^ «Девять вещей, которые вы не знали о Вилли-Нельсоне» . 6 июня 2012 года . Проверено 19 января 2021 г.
  25. ^ «Пейсли: История классического богемного принта» . Архивировано из оригинала 27 мая 2018 года . Проверено 31 мая 2018 г.
  26. ^ «Пейсли Телес» . Страница обсуждения Телекастера. 2009. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 года.
  27. ^ "Fender Paisley Telecaster и Telecaster Bass 1968 года" . 14 июня 2011 г. Архивировано из оригинала 27 октября 2019 г. . Проверено 10 июня 2018 г.
  28. ^ «ИНДУЛЕХА» ЗЕЛЕНЫЙ | цвета: МАНГО МАНИЯ от Лори Бейкер » 1» . Архивировано из оригинала 2 октября 2008 года . Проверено 9 января 2016 г.
  29. ^ «Дом манго» . 24 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 7 февраля 2016 г. . Проверено 9 января 2016 г.
  30. ^ «Ванкувер 2010: Олимпиада глупых штанов» , Tonic , заархивировано из оригинала 23 февраля 2010 года , получено 21 мая 2010 года .
  31. ^ «ФИФА представляет официальную эмблему чемпионата мира по футболу среди женщин до 17 лет в Индии» .
  32. ^ Шэрон Б. (29 августа 2006 г.), Чернослив или маринованный огурец: процесс разработки небольшого дизайна , Wordpress, заархивировано из оригинала 19 января 2015 г. , получено 3 февраля 2008 г.
  33. ^ «Узор Пейсли: новый взгляд на самый любимый узор для ткани – Руководство по шитью» . Руководство по шитью . Архивировано из оригинала 2 февраля 2018 года . Проверено 1 февраля 2018 г.
  34. ^ Заман Нияз (1993). Искусство вышивки KANTHA (второе исправленное издание). Дакка, Бангладеш: The University Press Limited. п. 82. ИСБН  978-984-05-1228-7 .
  35. ^ «Урду и пенджаби: Керии» . 22 ноября 2010 г. Архивировано из оригинала 24 июня 2015 г. Проверено 24 июня 2015 г.
  36. ^ «Пенджабский словарь» . 22 января 1895 года . Проверено 21 января 2024 г.
  37. ^ "Журнал любопытных вещей | Paisley — благородный орнамент, "слеза Аллаха", турецкий боб или просто "огурец" " . Archived from the original on 5 January 2017 . Retrieved 5 January 2017 .
  38. ^ «Лучший гид | Узор Пейсли» . 7 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 5 января 2017 года . Проверено 5 января 2017 г.
  39. ^ «Боте (Ботте, Пейсли). Арийский шелк и торговля» . www.heritageinstitute.com . Архивировано из оригинала 24 мая 2019 года . Проверено 4 июня 2019 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Дасенбери, Мэри М.; Бир, Кэрол, Цветы, драконы и сосны: азиатский текстиль в Художественном музее Спенсера , 2004, Гудзонские холмы, ISBN   1555952380 , 9781555952389 , с. 48
  • Петри, Ф. Происхождение Книги Мертвых в Древнем Египте . 1926. Июнь часть 2 с 41–45.
  • Ashurbeyli, S. [ Ашурбейли, С. ] "New research on the history of Baku and the Maiden Tower" [ «Новые изыскания по истории Баку и Девичьей башни» ]. Almanac of Arts [ Альманах искусств ]. 1972. In Russian.
  • Ashurbeyli, S. [ Ашурбейли, С. ] "On the dating and purpose of Giz Galasy in the fortress" [ «О датировке и назначении Гыз галасы в крепости» ]. Elm [ Элм ]. 1974. In Russian.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ирвин, Джон (1973). Кашмирская шаль . Музей Виктории и Альберта. ISBN  978-0-11-290164-8 . .
  • Леви-Стросс, Моник (1987). Французские шали . Дриада. ISBN  978-0-85219-759-2 . .
  • Рейли, Валери (1987). Узор Пейсли: официальная иллюстрированная история . Глазго: Ричард Дрю. ISBN  978-0-87905-317-8 . .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5c8d18c092dcc5fe4440e6b331301fab__1726021680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/ab/5c8d18c092dcc5fe4440e6b331301fab.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Paisley (design) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)