Кейс
Кейс Кайс | |
---|---|
Аднанитское племя | |
Нисба | Который |
Происходил от | Кайс Айлан ибн Мудар ибн Низар |
Родительское племя | Чтобы изменить |
Филиалы | |
Религия | Политеизм (до 630 г.) Ислам (пост 630) |
Кайс Айлан ( араб . قيس عيلان ), часто называемый просто Кайс ( Каис или Кайс ), был арабской племенной конфедерацией , ответвленной от группы Мудар . Судя по всему, это племя функционировало как единица в доисламской Аравии (до 630 г.). Однако к началу халифата Омейядов (661-750 гг.) входящие в него племена объединились в одну из основных племенных политических фракций халифата.
Основными племенами или племенными группировками Кайев были Гатафан , Хавазин , Амир , Такиф , Сулайм , Гани , Бахила и Мухариб . Многие из этих племен или их кланов мигрировали с Аравийского полуострова и обосновались в Джунд-Киннасрине , военном округе северного региона Сирии и Верхней Месопотамии , который надолго стал их обителью. Оттуда они управляли от имени халифов или восставали против них. Могущество Кайев как единой группы уменьшилось с возникновением Аббасидского халифата , который черпал свою военную мощь не только за счет арабских племен. Тем не менее, отдельные племена Кайси оставались мощной силой, а некоторые мигрировали в Северную Африку и Аль-Андалус , где они установили свою власть.
Имя и генеалогия
[ редактировать ]Полное название племенной конфедерации — Кайс Айлан или Кайс ибн Айлан , хотя чаще всего его называют просто Кайс ; иногда в арабской поэзии его называют исключительно Айлан . [ 1 ] Членов Кайса называют аль-Кайсюн (поет. Кайси ), что в англоязычных источниках транслитерируется как «Кайсит» или «Кайситы». [ 1 ] Как этнополитическая группа, Кайсы упоминаются в современных источниках как аль- Кайсия. [ 1 ] В отличие от большинства племен Аравии, источники редко используют термин Бану (буквально «сыновья»), когда речь идет о потомках Кайса. [ 1 ]
Кайс является тезкой и прародителем конфедерации, и традиционная арабская генеалогия утверждает, что отцом Кайса был некий Айлан. [ 1 ] По мнению традиционных специалистов по генеалогии, Айлан был эпитетом ан-Наса , сына Мудара ибн Низара ибн Маада ибн Аднана . Теория о том, что Айлан является отцом Кайса, отвергается Ибн Халдуном (ум. 1406), средневековым историком арабских племен, и косвенно отвергается другими средневековыми арабскими историками. [ 1 ] Скорее, Ибн Халдун утверждает, что «Кайс Айлан» - это эпитет ан-Наса ибн Мудара ибн Низара ибн Маада ибн Аднана. [ 1 ] Эти историки придерживаются различных теорий относительно происхождения части эпитета «Айлан»; среди них то, что Айлан — это имя знаменитой лошади ан-Наса, его собаки, его лука, горы, где он, как говорят, родился, или человека, который его вырастил. [ 1 ]
Кайс был одним из двух подразделений Мудара, вторым был Хиндиф (также известный как аль-Яс ). [ 2 ] Как потомки Мудара, Кайи считаются аднанитами или «северными арабами»; [ 2 ] Арабская традиция прослеживает происхождение всех арабских племен либо от Аднана, либо от Кахтана , отца «южноаравийцев». [ 3 ] К зарождению ислама в середине VII века потомки Кайса были настолько многочисленной и значительной группой, что термин Кайси стал обозначать всех жителей Северной Аравии. [ 3 ]
Филиалы
[ редактировать ]Кайсы состояли из нескольких ветвей, которые были разделены на дополнительные подплемена. Дивизиями первого уровня, то есть сыновьями Кайса, были Хасафа, Саад и Амр. [ 4 ]
Хасафа
[ редактировать ]От Хасафы произошли крупные племена Хавазин и Бану Сулайм , основателями которых были сыновья Мансура ибн Икримы ибн Хасафа, и Бану Мухариб , основателем которых был сын Зияда ибн Хасафы. [ 4 ] Хавазины представляли собой крупную племенную группу, включавшую несколько крупных подплемен. [ 5 ] Среди них были Бану Амир , чьим прародителем был Амир ибн Саса ибн Муавия ибн Бакр ибн Хавазин, и Сакиф , [ 5 ] чьим прародителем был Каси ибн Мунаббих ибн Бакр ибн Хавазин. [ 6 ] Однако ссылки на Хавазин часто исключали Бану Амир и Сакиф и ограничивались так называемым уджз Хавазин (тыл Хавазина). [ 5 ] В число последних входили племена Бану Джушам , Бану Наср и Бану Саад , все основатели которых были сыновьями или внуками Бакра ибн Хавазина. [ 5 ] Бану Сулайм были разделены на три основные части: Имру аль-Кайс, Харит и Талаба. [ 7 ]
Саад
[ редактировать ]Каждый из сыновей Саада Асур и Гатафан состоял из нескольких подплемен. Самыми крупными подплеменами А'сура были Бану Гани , основателем которого был сын А'сура, и Бану ат-Туфава, состоявшая из потомков трех других сыновей А'сура, Талаба, Амира и Муавия, сводные братья Гани; их все вместе назвали в честь их матери аль-Туфавы. Бахила ; было другим крупным подплеменем А'сура, и его основателями были сыновья некой Бахилы, которая в разное время была женой двух сыновей А'сура, Малика и Мана существовало множество кланов Бахила, крупнейшими из которых были Бану Кутайба и Бану Ваил. [ 8 ] Самыми крупными подплеменами Гатафана были Бану Дубян и Бану Абс , оба основателями которых были сыновья Багида ибн Райта ибн Гатафана, и Бану Ашджа, основателем которого был сын Райта ибн Гатафана. [ 9 ] От Бану Дубьяна произошла Фазара , основателем которой был сын Дубьяна, и Бану Мурра , основателем которой был сын Ауфа ибн Саада ибн Дубьяна. [ 9 ]
Амр
[ редактировать ]Двумя основными подплеменами ветви Амра были захранские племена бану Адван и бану Фахм, оба основанные сыновьями Амра. [ 4 ]
Географическое распространение
[ редактировать ]Согласно арабскому преданию, первоначальная родина племен Кайси находилась в низменных районах Тихамы вдоль Хиджаза ( западная Аравия). [ 10 ] Ко времени Мухаммеда (ок. 570 г. н.э.) многочисленные ветви Кайсов распространились на территории к юго-востоку и северо-востоку от Мекки , область Медины , другие районы Хиджаза, нагорья Неджда и Ямамы ( оба в центральной Аравии), Бахрейне (восточная Аравия) и частях Нижней Месопотамии , где Лахмиды . правили [ 10 ] Как и другие арабские группы, многочисленные племена Кайси мигрировали на север во время и после мусульманских завоеваний . [ 10 ] Племена Кайси распространились по всей Сирии и Месопотамии , особенно в северных частях этих регионов, в провинциях Киннасрин (вокруг Алеппо ) и Дияр-Мудар . [ 11 ] Однако они также присутствовали в окрестностях Хомса , Дамаска , равнин Гуты и Хаврана , Голанских высот , Палестины , Трансиордании (Аль-Балка), а также в городах Куфа и Басра . [ 12 ]
К 14 веку только остатки племен Кайси все еще жили на своих исконных землях в Центральной Аравии. Огромное количество представителей племени Кайси обосновались по всей Северной Африке в результате серии миграционных волн. [ 12 ] Среди них были Бану Сулайм в Ифрикии (центральная часть Северной Африки) и Фесе , Адван в Ифрикии, Фазара и Бану Равах в Киренаике , Триполитании и Феццане , Бану Ашджа в Алжире и Марокко , Бану Хилал (подплемя Бану Амир) в Ифрикии, Константине и Аннабе и Бану Джушам в Марокко. [ 12 ]
История
[ редактировать ]Доисламский период
[ редактировать ]По мнению А. Фишера, зафиксированная история Кайса, как и большинства арабских племен, начинается с их участия в доисламском Айям аль-Арабе (днях битв арабов), который Фишер называет «арабским эпосом». . [ 12 ] Племена Кайси участвовали в многочисленных битвах и распрях, некоторые из которых были против племен, не принадлежащих к Кайси, но подавляющее большинство представляло собой конфликты внутри Кайси. [ 12 ] Историк В. Монгтомери Ватт считает, что в истории Айям аль-Араб были названы только отдельные племена Кайси, а не более крупная конфедерация. [ 13 ] Соответственно, Кайсы не функционировали как единое целое в доисламскую эпоху. [ 13 ] Среди наиболее известных битв айямов была битва при Шиб-Джабале между Кайси Амиром, Абсом, Гани, Бахилой и Баджилой с одной стороны и Кайси Дубьяном и не-Кайси Тамимом , Бану Асадом , Лахмидами и Киндитами с другой. сторона. [ 12 ] Долгая война Дахи и аль-Габра велась между Абсами и Дубьяном. [ 12 ] Как и другие центральноаравийские племена, каи входили в состав Киндитского королевства . [ 12 ]
Ранний исламский период
[ редактировать ]Вначале племена Кайси были враждебно настроены по отношению к Мухаммеду и его исламскому учению, которое противоречило их политеистической религии. [ 14 ] В частности, Гатафан и Сулайм находились в конфликте с мусульманами в Медине между 622 и 629 годами. [ 14 ] Однако подплемя Ашджи Гатафан заключило союз с мусульманами в 627 году. [ 14 ] К 630 году Сулайм и Ашджа в значительной степени приняли ислам и поддержали завоевание Мухаммедом Мекки в 630 году. [ 14 ] Вскоре после этого эти племена воевали против своих родственников-хавазинов. [ 14 ] Ко времени смерти Мухаммеда в 631 году все племена Кайси, вероятно, обратились в ислам, но после его смерти многие, если не большинство, отступились и сражались с мусульманами в войнах Ридда . [ 14 ] Самым активным племенем Кайси, сражавшимся против мусульман, был Гатафан, который несколько раз пытался захватить Мекку, прежде чем присоединиться к антиисламскому лидеру Тулайхе из Бану Асад. [ 14 ] Языческие арабские племена были окончательно разгромлены в битве при Бузахе , после чего вновь вернулись в ислам и подчинились мусульманскому государству, базирующемуся в Медине. [ 14 ]
После войн Ридда представители племени Кайси сыграли важную роль в мусульманских завоеваниях Персии под командованием аль-Мутанны аль-Шайбани и Леванта . [ 14 ] Во время правления халифа Усмана (644–656) правитель Сирии Муавия I привел многочисленных представителей племени Кайси из Бану Килаб , Бану Укайл (оба подплемени Бану Амира) и Сулаймов, чтобы они заселили Верхнюю Месопотамию. , север Сирии и приграничный регион с Византийской империей и Арменией . [ 15 ] Члены племени Кайси в основном сражались на стороне Али против его соперников среди курайшитов в Верблюжьей битве в 656 году и против Муавии в битве при Сиффине в 657 году соответственно. [ 14 ]
Эпоха Омейядов
[ редактировать ]Муавия I основал Халифат Омейядов в 661 году. С тех пор и до краха Омейядов в 750 году Кайи составляли один из основных политических и военных компонентов Халифата. [ 14 ] Их главным антагонистом были племена Ямани во главе с Бану Калб . Помимо конкуренции за политическую, военную и экономическую власть, существовал этнический компонент, который определял соперничество Кайса и Ямана ; Кайи были «северными арабами», а яманы - «южными арабами». [ 14 ] Муавия и его сын и преемник Язид I полагались на Калба в военном и политическом отношении, к огорчению Кайсов. [ 14 ] Когда Язид и его преемник Муавия II относительно быстро умерли в 683 и 684 годах соответственно, Кайсы отказались признать власть Омейядов. Калб и их союзники из Ямани, по сути, выбрали Марвана I преемником Муавии II, в то время как Кайсы в основном присоединились к повстанческому делу Абдаллаха ибн аз-Зубайра . [ 14 ] Сражаясь во имя последнего, племена Кайси Амира, Сулайма и Гатафана под предводительством ад-Даххака ибн Кайса аль-Фихри сражались с Марваном I и фракцией Ямани в битве при Мардж-Рахите в 684 году. [ 14 ] Кайсы были жестоко разгромлены, что привело к годам движимых местью набегов между Кайами и Яманом.
После Мардж Рахита Кайсы перешли под руководство Зуфара ибн аль-Хариса аль-Килаби и Умайра ибн аль-Хубаба аль-Сулами . [ 14 ] Из своих опорных пунктов в Аль-Каркисии и Рас-эль-Айне они упорно сражались против Ямана и сопротивлялись власти Омейядов. [ 14 ] Большинство сражений против калбов велось в пустыне между Сирией и Ираком . [ 16 ] Умайр также спутал Кайсов с Таглибом , и обе стороны провели несколько сражений возле рек Хабур , Балих и Тигр . [ 16 ] Умайр был убит Таглибом в 689 году, а Зуфар подчинился власти Омейядов под руководством халифа Абд аль-Малика в 691 году в обмен на высокое место при дворе Омейядов. [ 16 ] Кайсы были сильными сторонниками могущественных правителей Омейядов аль-Хаджаджа ибн Юсуфа из Сакифа и Кутайбы ибн Муслима из Бахилы. [ 16 ] Кайсы доминировали в правительстве Омейядов во время правления Язида II и Валида II . [ 16 ] В результате Яман восстал против Валида II и убил его, которого затем сменил Язид III, полностью зависевший от Ямана. [ 16 ] Кайсы нашли нового покровителя в лице омейядского принца Марвана II , который вырвал халифат у Язида III и перенес столицу Омейядов из Дамаска в Харран на территории Кайси. [ 16 ] Кайсы были основным военным источником Марвана в битве при Забе в 750 году, в которой Марван был убит; вскоре после этого царство Омейядов полностью перешло к халифату Аббасидов . [ 16 ] Кайсы не смогли оправиться от огромных потерь, которые они понесли в конце периода Омейядов, и их политическая роль, хотя и присутствовала, не имела существенного значения в последующую эпоху Аббасидов. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Фишер 1934, с. 652.
- ^ Jump up to: а б Уоттс 1978, стр. 833.
- ^ Jump up to: а б Ренц, М. (1960). «Джазират аль-Араб». В Льюисе, Б; Пеллат, Ч; Шахт, Дж. (ред.). Энциклопедия ислама . Том 1, А – Б (2-е изд.). Лейден: Брилл. п. 544. ИСБН 90-04-08114-3 .
- ^ Jump up to: а б с Ибн Абд Рабби, изд. Буллата 2011, стр. 259–260.
- ^ Jump up to: а б с д Ватт, В. Монтгомери (1971). «Хавазин». В Льюисе, Б; Менаж, ML; Пеллат, Ч; Шахт, Дж. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 3, Х – Ирам (2-е изд.). Лейден: Брилл. п. 285. ИСБН 90-04-08118-6 .
- ^ Ибн Абд Рабби, изд. Буллата 2011, с. 261.
- ^ Лекер, М. (1997). "Соломон". В Босворте, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П.; Лекомт, Г. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 9, Сан-Сзе (2-е изд.). Лейден: Брилл. п. 817. ИСБН 90-04-10422-4 .
- ^ Каскел, В. (1960). «Бахила». В Льюисе, Б; Пеллат, Ч; Шахт, Дж. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 1, А – Б (2-е изд.). Лейден: Брилл. п. 920. ИСБН 90-04-08114-3 .
- ^ Jump up to: а б Черт, JW (1965). «Гатафан». В Льюисе, Б; Пеллат, Ч; Шахт, Дж. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 2, C – G (2-е изд.). Лейден: Брилл. п. 1023. ИСБН 90-04-07026-5 .
- ^ Jump up to: а б с Фишер 1934, с. 653.
- ^ Фишер 1934, стр. 653–654.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Фишер 1934, с. 654.
- ^ Jump up to: а б Ватт 1978, стр. 834.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Фишер 1934, с. 655.
- ^ Кеннеди 2004, с. 79.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Фишер 1934, с. 656.
Библиография
[ редактировать ]- Фишер, А. (1934). «Каис-Айлан» . В Хоутсме, М.Т.; Венсинк, AJ; Леви-Провансаль, Э. (ред.). Энциклопедия ислама: словарь географии, этнографии и биографии мусульманских народов . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 9004082654 .
- Ибн Абд Раббих (2011). Буллата, почетный Исса Дж. (ред.). Уникальное ожерелье, том III . Чтение: Garnet Publishing Limited и Южный суд. стр. 294–295. ISBN 9781859642405 .
- Кеннеди, Хью Н. (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Pearson Education Limited. ISBN 0-582-40525-4 .
- Ватт, В. Монтгомери (1991) [1978]. «Кайс Айлан». В Льюисе, Б.; Пеллат, Ч.; Шахт, Дж. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 4 Ира-Ха (2-е изд.). Лейден и Нью-Йорк: Брилл. ISBN 90-04-07026-5 .