Орхусская конвенция
Конвенция ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам окружающей среды , обычно известная как Орхусская конвенция , была подписана 25 июня 1998 года в датском городе Орхус . Он вступил в силу 30 октября 2001 года. По состоянию на март 2014 года в него входило 47 сторон — 46 государств и Европейский Союз . [ 1 ] Все ратифицировавшие его государства находятся в Европе и Центральной Азии. ЕС начал применять принципы Орхусского типа в своем законодательстве, в частности, в Рамочной водной директиве (Директива 2000/60/EC). Лихтенштейн и Монако подписали конвенцию, но не ратифицировали ее.
Орхусская конвенция предоставляет общественным правам доступ к информации, участие общественности и доступ к правосудию в процессах принятия правительственных решений по вопросам, касающимся местной, национальной и трансграничной окружающей среды. Основное внимание уделяется взаимодействию общественности и органов государственной власти.
Толкование договора регулируется Венской конвенцией о праве международных договоров , а официальными языками соглашения являются английский, русский и французский. [ 2 ]
Содержание
[ редактировать ]Орхусская конвенция – это многостороннее экологическое соглашение , посредством которого расширяются возможности доступа граждан к экологической информации и обеспечивается прозрачная и надежная процедура регулирования. [ 3 ] [ 4 ] Это способ расширить сеть экологического управления , внедрить реактивные и доверительные отношения между гражданским обществом и правительствами, а также добавить новизну механизма, созданного для повышения ценности участия общественности в процессе принятия решений и гарантирования доступа к правосудию: «управление путем раскрытия информации», которое ведет к переходу к экологически ответственному обществу. [ 5 ] Орхусская конвенция была разработана правительствами при крайне необходимом участии НПО и имеет обязательную юридическую силу для всех государств, которые ее ратифицировали и стали ее участниками. В число последних входит ЕК , перед которой, таким образом, стоит задача обеспечить соблюдение требований не только в государствах-членах, но и в ее учреждениях, всех тех органах, которые выполняют государственные административные функции. [ 6 ] Каждая Сторона обязуется продвигать принципы, содержащиеся в конвенции, и составлять национальный доклад, всегда используя консультативный и прозрачный процесс. [ 7 ]
Общие характеристики
[ редактировать ]Орхусская конвенция представляет собой подход, основанный на правах человека: цель состоит в том, чтобы общественность знала о процедурах участия в принятии экологических решений, имела к ним свободный доступ и знала, как их использовать.
Делается различие между «общественностью», всеми субъектами гражданского общества, и «заинтересованной общественностью», то есть теми лицами или организациями, которые затрагиваются или заинтересованы в принятии экологических решений (например, экологические НПО). [ 8 ] « Государственные органы » — это адресаты конвенции, а именно правительства, международные институты и приватизированные органы, которые несут публичные обязанности или действуют под контролем государственных органов. Частный сектор, для которого раскрытие информации зависит от добровольной, необязательной практики, и органы, действующие в судебном или законодательном порядке, исключены. [ 9 ]
Другими важными положениями являются принцип «недискриминации» (вся информация должна быть предоставлена без учета национальности или гражданства заявителя), международный характер конвенции, [ 10 ] [ 11 ] и важность, придаваемая содействию экологическому просвещению общественности.
Три столпа
[ редактировать ]- Доступ к информации: любой гражданин должен иметь право на широкий и легкий доступ к экологической информации. Государственные органы должны предоставлять всю необходимую информацию, а также собирать и распространять ее своевременно и прозрачно. Они могут отказаться сделать это только в определенных ситуациях (например, национальная оборона); [ 12 ] [ 13 ]
- Участие общественности в принятии решений: общественность должна быть информирована обо всех соответствующих проектах и иметь возможность участвовать в процессе принятия решений и законодательном процессе. Лица, принимающие решения, могут воспользоваться знаниями и опытом людей; этот вклад представляет собой хорошую возможность улучшить качество экологических решений и результатов, а также гарантировать процессуальную легитимность. [ 14 ] [ 13 ]
- Доступ к правосудию: общественность имеет право на судебные или административные процедуры обжалования в случае, если Сторона нарушает или не соблюдает экологическое право и принципы конвенции. [ 13 ] [ 15 ]
Дальнейшие размышления
[ редактировать ]Орхусская конвенция – это «процедурализация экологического регулирования». [ 16 ] [ 17 ] он больше фокусируется на установлении и перечислении процедур, а не на установлении стандартов и определении результатов, позволяя участвующим сторонам интерпретировать и реализовывать конвенцию о системах и обстоятельствах, которые характеризуют их нацию. Эта модель представляет собой прекрасный пример многоуровневого управления .
Риск может заключаться в потере времени и ресурсов, которые в противном случае можно было бы вложить в определение результатов. [ 18 ] несмотря на то, что это делает конвенцию расплывчатой, слабой и открытой для множественных интерпретаций. [ 19 ] Другие критические замечания отмечают тот факт, что частные организации исключены из обязательных процедур (Mason, 2010), и что, более того, также можно обсуждать, добросовестно ли участвующие НПО представляют экологические интересы. [ 20 ] [ 21 ] обычные граждане часто не имеют финансовых средств для эффективного участия, и поэтому у них нет иного выбора, кроме как быть представленными этими более крупными организациями. Относительные различия между участниками и неравенство ресурсов социальных групп также предполагают возможность нерегулярной и несбалансированной защиты окружающей среды . [ 22 ]
Комитет по соблюдению
[ редактировать ]Комитет по соблюдению Орхусской конвенции был создан для выполнения требования статьи 15 конвенции о проверке соблюдения о создании механизмов для проверки соблюдения конвенции. [ 23 ] В конвенции предусмотрен уникальный механизм проверки соответствия, который можно запустить четырьмя способами:
- Сторона делает представление о своем собственном соблюдении,
- Сторона делает заявление относительно соблюдения другой Стороной,
- Секретариат Конвенции направляет обращение в комитет, или
- представитель общественности делает сообщение относительно соблюдения Стороной.
Механизм соблюдения является уникальным в международном экологическом праве, поскольку он позволяет представителям общественности сообщать о своих опасениях по поводу соблюдения Стороной Конвенции непосредственно комитету международных экспертов по правовым вопросам, уполномоченным рассматривать дело по существу (Комитет по соблюдению Орхусской конвенции). Тем не менее, Комитет по соблюдению не может принимать обязательные решения, а скорее дает рекомендации всему Совещанию Сторон (СС). Однако на практике, поскольку СС происходят нечасто, Стороны стараются соблюдать рекомендации Комитета по соблюдению. 41 сообщение от общественности (многие из которых исходили от неправительственных организаций ) и одно представление от Стороны. По состоянию на август 2009 года в Комитет по соблюдению Конвенции было подано [ 24 ]
Протокол выброса загрязняющих веществ
[ редактировать ]Киевский протокол о регистрах выбросов и переноса загрязнителей к Орхусской конвенции был принят на внеочередном совещании Сторон 21 мая 2003 года в Киеве , Украина. 36 государств и Европейское сообщество Протокол подписали . По состоянию на июль 2023 года Протокол ратифицировали 38 сторон. [ 25 ]
Киевский протокол является первым юридически обязательным международным документом о регистрах выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ). РВПЗ представляют собой реестры загрязнения от промышленных объектов и других источников, таких как сельское хозяйство и транспорт. Целью Протокола является «расширение доступа общественности к информации посредством создания согласованных общенациональных реестров выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ)». Протокол налагает косвенные обязательства на частные предприятия ежегодно отчитываться перед национальными правительствами о выбросах и переносе загрязняющих веществ.
Стороны Протокола не обязательно должны быть участниками конвенции. В этом смысле Протокол является независимым международным соглашением. Киевский протокол о РВПЗ вступит в силу через 90 дней после того, как шестнадцатое государство ратифицирует соглашение или присоединится к нему.
Поправка о генетически модифицированных организмах
[ редактировать ]Поправка к Орхусской конвенции «Участие общественности в принятии решений о преднамеренном выпуске в окружающую среду и размещении на рынке генетически модифицированных организмов» была принята на втором совещании Сторон 27 мая 2005 года в Алматы , Казахстан. По состоянию на июль 2023 года его ратифицировали 32 страны; ратификация . для вступления в силу поправки о ГМО потребовалась еще одна [ 25 ]
Прием, влияние и реализация
[ редактировать ]Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан сказал в 2000 году: «Хотя Орхусская конвенция имеет региональный характер, ее значение глобально. Это, безусловно, наиболее впечатляющее развитие принципа 10 Декларации Рио-де-Жанейро , в котором подчеркивается необходимость участия граждан. по экологическим вопросам и для доступа к информации об окружающей среде, которой располагают государственные органы. По сути, это самое амбициозное предприятие в области экологической демократии, предпринятое до сих пор под эгидой Организации Объединенных Наций». [ 26 ]
Влияние Орхусской конвенции выходит за рамки экологической области. На 2-м Форуме по управлению Интернетом , проходившем 12–15 мая 2007 года в Рио-де-Жанейро , конвенция была представлена как модель общественного участия и прозрачности в работе международных форумов.
В Соединенном Королевстве Конвенция реализуется посредством Положения об экологической информации 2004 года , которое реализует Директиву ЕС 2003/4/EC . После выхода Великобритании из Европейского Союза Правила продолжают оставаться обязательными в соответствии с Законом о Европейском Союзе (выходе) 2018 года , и Великобритания сама является его подписавшей стороной. Частично из-за решения Суда Европейского Союза [ 27 ] и внутренние судебные разбирательства, [ 28 ] специальный режим расходов применяется в Англии и Уэльсе при подаче исков о судебном пересмотре в соответствии с Орхусской конвенцией. [ 29 ] Режим особых издержек не распространяется на законные требования, и Апелляционный суд отклонил судебный процесс с просьбой распространить его на такие требования. [ 30 ] [ 31 ]
См. также
[ редактировать ]- Законодательство о свободе информации
- Совместный мониторинг
- Действия по расширению прав и возможностей по борьбе с изменением климата
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сборник договоров Организации Объединенных Наций» . Объединенные Нации . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ Баннер, Чарльз, изд. (28 мая 2015 г.). Орхусская конвенция: Руководство для юристов Великобритании . Издательство Блумсбери. п. 1. ISBN 978-1-78225-415-7 . ОЛ 51727173М .
- ^ Аарти, Гупта (2008). «Прозрачность под пристальным вниманием: раскрытие информации в глобальном экологическом управлении». Глобальная экологическая политика . 8 (2): 1–7. дои : 10.1162/glep.2008.8.2.1 . S2CID 53999669 .
- ^ Роденхофф, Вера (2003). «Орхусская конвенция и ее последствия для «институтов» Европейского сообщества». Обзор Европейского сообщества и международного экологического права . 11 (3): 343–357. дои : 10.1111/1467-9388.00332 .
- ^ Аарти, 2008, стр.2.
- ^ Родехофф, 2003, стр.350.
- ^ Кравченко, С (2007). «Орхусская конвенция и инновации в соответствии с многосторонним экологическим правом и политикой». Колорадский журнал международного экологического права и политики . 18 (1): 1–50.
- ^ Мейсон, М. (2010). «Раскрытие информации и экологические права: Орхусская конвенция» (PDF) . Глобальная экологическая политика . 10 (3): 10–31. дои : 10.1162/glep_a_00012 . S2CID 57566114 .
- ^ Роденхофф, 2003, с. 345
- ^ Уотс, С. (2005). «Орхусская конвенция: движущая сила экологической демократии». Журнал европейского права в области окружающей среды и планирования . 2 (1): 1–11. дои : 10.1163/187601005X00561 .
- ^ Марджера, Э (2005). «Обновленная информация об Орхусской конвенции и ее сохраняющейся глобальной актуальности». Обзор Европейского сообщества и международного экологического права . 14 (2): 138–147. дои : 10.1111/j.1467-9388.2005.00434.x .
- ^ Роденхофф, 2003, стр.345.
- ^ Jump up to: а б с Ваше право на здоровую окружающую среду: упрощенное руководство к Орхусской конвенции о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по экологическим вопросам . Нью-Йорк, Женева: Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН); Программа ООН по окружающей среде. 2006. ISBN 9211169437 . [E/]ECE/MP.PP/5. Со ссылкой на скачивание PDF.
- ^ Роденхофф, 2003, стр.346.
- ^ Родехофф, 2003, стр.348.
- ^ Аарти, 2008, стр.3-4.
- ^ Ли, М; Эббот, К. (2003). «Обычные подозреваемые? Участие общественности в рамках Орхусской конвенции». Обзор современного права . 66 (1): 80–108. дои : 10.1111/1468-2230.6601004 .
- ^ Аарти, 2008, с. 4
- ^ Ли, М.; Эббот, К., 2003, с. 100
- ^ Белл, Дерек Р. (2004). «5. Устойчивое развитие через демократизацию? Орхусская конвенция и будущее принятия экологических решений». В Барри, Джон; Бакстер, Брайан; Данфи, Ричард (ред.). Европа, глобализация и устойчивое развитие . Психология Пресс. ISBN 978-0-415-30276-0 .
- ^ Ли, М.; Эббот, К., 2003, стр.89.
- ^ Белл, 2004 г.
- ^ "Фон" . ЕЭК ООН . Проверено 5 августа 2023 г.
- ^ «Сообщения общественности» . ЕЭК ООН . Проверено 5 августа 2023 г. Обновляется по мере необходимости.
- ^ Jump up to: а б «Статус ратификации» . ЕЭК ООН. 3 июля 2023 г. Обновлено по мере необходимости.
- ^ Аннан, Кофи А. (2000). «Предисловие». Орхусская конвенция: руководство по осуществлению (PDF) (Отчет). Организация Объединенных Наций, Европейская экономическая комиссия. п. ISBN против 92-1-116745-0 .
- ^ Комиссия против Соединенного Королевства [2014] EUECJ C-530/11 , Дело C-530/11, [2014] 3 WLR 853, [2014] Env LR D2, [2014] WLR(D) 69, [2014] 3 CMLR 6
- ^ R (по заявлению Эдвардса) против Агентства по охране окружающей среды [2013] UKSC 78 , [2014] 1 WLR 55, [2014] 1 All ER 760, [2014] 2 CMLR 25, [2014] 3 Затраты LO 319, [2014] ] Конверт LR 17
- ^ «Правила гражданского судопроизводства: Часть 46 – Расходы – Особые случаи» . Министерство юстиции . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Государственный секретарь по делам сообществ и местного самоуправления против Венна [2014] EWCA Civ 1539 , [2015] WLR 2328, [2015] Env LR 14, [2015] JPL 573, [2014] WLR(D) 513, [2015] 1 CMLR 52, [2015] CP Rep 12
- ^ Радди, Брайан К.А. (28 мая 2015 г.). «Орхусская конвенция в Англии и Уэльсе». В Баннере, Чарльз (ред.). Орхусская конвенция: Руководство для юристов Великобритании . Издательство Блумсбери. стр. 31–37. ISBN 978-1-78225-415-7 . ОЛ 51727173М .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт Орхусской конвенции ЕЭК ООН
- Веб-сайт Информационного центра Орхусской конвенции ЕЭК ООН
- Прецедентная практика Комитета по соблюдению Орхусской конвенции (2004–2008 гг.)
- 2-е издание Прецедентной практики Комитета по соблюдению Орхусской конвенции (2004–2011 гг.)
- Ко Второму Совещанию Сторон Орхусской конвенции. 2005. Архивировано 26 декабря 2016 года в Wayback Machine.
- К Третьему Совещанию Сторон Орхусской Конвенции. 2008. Архивировано 4 апреля 2016 года в Wayback Machine.
- К Четвертому Совещанию Сторон Орхусской конвенции. 2011 год
- К Пятому Совещанию Сторон Орхусской конвенции. 2014 год
- Орхусская конвенция: юридическое руководство
- Кадастры и регистры выбросов загрязняющих веществ
- Экологические договоры
- Договоры Европейской экономической комиссии ООН
- Договоры, заключенные в 1998 г.
- Договоры вступили в силу в 2001 году.
- 2001 год в среде
- Законодательство о свободе информации
- Договоры Албании
- Договоры Армении
- Договоры Австрии
- Договоры Азербайджана
- Договоры Беларуси
- Договоры Бельгии
- Договоры Боснии и Герцеговины
- Договоры Болгарии
- Договоры Хорватии
- Договоры Кипра
- Договоры Чешской Республики
- Договоры Дании
- Договоры Эстонии
- Договоры Финляндии
- Договоры Франции
- Договоры Грузии (страны)
- Договоры Германии
- Договоры Греции
- Договоры Венгрии
- Договоры Исландии
- Договоры Ирландии
- Договоры Италии
- Договоры Казахстана
- Договоры Латвии
- Договоры Литвы
- Договоры Люксембурга
- Мальтийские договоры
- Договоры Черногории
- Договоры Нидерландов
- Договоры Норвегии
- Договоры Польши
- Договоры Португалии
- Договоры Молдовы
- Договоры Румынии
- Договоры Сербии
- Договоры Словакии
- Договоры Словении
- Договоры Испании
- Договоры Швеции
- Договоры Швейцарии
- Договоры Таджикистана
- Договоры Северной Македонии
- Договоры Туркменистана
- Договоры Украины
- Договоры Соединенного Королевства
- Договоры Кыргызстана
- Договоры, заключенные Европейским Союзом
- 1998 год в Дании