Le Hardi -class destroyer
![]() Le Hardi -class destroyer
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Ле Харди класс |
Операторы | |
Предшественник | «Ловкий» Класс |
Преемник | Т 47 класс |
Планируется | 12 |
Завершенный | 7 |
Потерянный | 8 |
Списано | 4 |
Общие характеристики | |
Тип | Разрушитель |
Смещение |
|
Длина | 117,2 м (384 футов 6 дюймов) ( о/а ) |
Луч | 11,1 м (36 футов 5 дюймов) |
Черновик | 3,8 м (12 футов 6 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 × вала; 2 × паровые турбины с редуктором |
Скорость | 37 узлов (69 км/ч; 43 мили в час) |
Диапазон | 3100 миль (5700 км; 3600 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнение | 187 офицеров и рядовых |
Вооружение |
|
Броня | Орудийные башни : 20 мм (0,8 дюйма) |
Класс Le Hardi «эскадронные эсминцы » состоял из двенадцати эсминцев (по-французски: torpilleurs d'escadre , букв. ), построенных для Национальной морской пехоты ( ВМС Франции ) в конце 1930-х годов. В конечном итоге было построено только семь кораблей, а строительство остальных пяти кораблей было прервано поражением французов в битве за Францию в мае – июне 1940 года и так и не было завершено. Семь кораблей, которые были в мореходном состоянии, отправились во Французскую Северную Африку, чтобы предотвратить их захват наступающими немцами. Несколько кораблей позже отплыли во Французскую Западную Африку , где Ле Харди сыграл второстепенную роль в битве при Дакаре в сентябре. Немцы захватили два корабля, которые все еще строились, и попытались достроить их оба, прежде чем отказаться от проекта в 1943 году.
Французы Виши реформировали Силы открытого моря ( Forces de haute mer (FHM)) после капитуляции французов в конце июня. После того, как в ноябре большая часть однотипных кораблей вернулась во Францию, три из них были переданы в состав FHM, а остальные были переведены в резерв . Семь построенных кораблей были затоплены в Тулоне , когда немцы оккупировали Виши, Франция, в ноябре 1942 года. Regia Marina (Королевский флот Италии) спас большую часть из них в 1943 году и отбуксировал три из них в Италию для ремонта. Все корабли были захвачены немцами после итальянского перемирия в сентябре, но они не приложили особых усилий для завершения ремонта. Они попытались завершить Ланскне , но до конца войны потерпели неудачу. Три корабля в Италии были затоплены в апреле 1945 года, чтобы предотвратить их захват союзниками ; Остальные корабли в Тулоне были либо потоплены бомбардировщиками союзников, либо затоплены немцами после операции «Драгун» — вторжения союзников на юг Франции в августе 1944 года. Все корабли были спасены для на слом или разобран на стапеле после войны, за исключением L'Opiniâtre , который был спущен на воду после войны и использовался для испытаний, прежде чем был списан в 1971 году. Ланскне был снят с мели и отбуксирован обратно в Тулон в 1946 году и все еще был незавершенным, когда его сдали на слом. в 1958 году.
Предыстория и описание
[ редактировать ]
Быстроходные линкоры Dunkerque и Strasbourg , проектируемые в 1931 году, смогут поддерживать скорость 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час), равную постоянной скорости, достигаемой L'Adroit класса эсминцами . Marine Nationale считала, что при сопровождении корабля необходим запас в 3–4 узла (5,6–7,4 км/ч; 3,5–4,6 миль в час). боевой флот. Таким образом, было сформулировано требование к эсминцу, способному развивать скорость 38 узлов (70 км/ч; 44 мили в час). Предварительный проект водоизмещением около 1400 тонн (1400 длинных тонн ) и вооруженный двумя спаренными 130-миллиметровыми (5,1 дюйма) башнями был разработан в следующем году, но был слишком мал для размещения двигательной установки, необходимой для достижения намеченной скорости. . По мере подготовки рабочего проекта в течение следующих двух лет « Ле Харди » были увеличены и получили дополнительные орудия для противодействия большим эсминцам итальянского «Навигатори» и японского «Фубуки» класса . , значительно крупнее и быстрее, чем L'Adroit , Конструкция класса Le Hardi была одобрена 10 августа 1934 года. [ 1 ]
Корабли имели общую длину 117,2 метра (384 фута 6 дюймов), ширину 11,1 метра (36 футов 5 дюймов), [ 2 ] и осадка 3,8 метра (12 футов 6 дюймов). Их водоизмещение 1800 тонн (1772 длинных тонны) при стандартной загрузке и 2577 тонн (2536 длинных тонн) при глубокой загрузке . Корпус был разделен дюжиной переборок на 13 водонепроницаемых отсеков . Le Hardi оснащались парой турбогенераторов мощностью 100 киловатт (130 л.с.) и парой дизель-генераторов мощностью 44 киловатт (59 л.с.) . Их экипаж состоял из 10 офицеров и 177 рядовых. [ 3 ]
Корабли класса Le Hardi были оснащены двумя паровыми турбинами с редуктором , каждая из которых приводила в движение один трехлопастной гребной винт длиной 3,3 метра (10 футов 10 дюймов) , используя пар, подаваемый четырьмя котлами Sural-Penhöet с принудительной циркуляцией , которые работали при давлении 35 кг/см 2 (3432 кПа ; 498 фунтов на квадратный дюйм ) и температуре 385 ° C (725 ° F). Турбины были рассчитаны на выработку 58 000 лошадиных сил (42 659 кВт ; 57 207 л.с. ), что должно было обеспечить кораблям скорость 37 узлов (69 км/ч; 43 мили в час). Le Hardi , единственный корабль этого класса, прошедший ходовые испытания , легко превысил эту скорость во время испытаний 6 ноября 1939 года, достигнув максимальной скорости 39,1 узла (72,4 км/ч; 45,0 миль в час) при мощности 60 450 л.с. (44 461 кВт; 59 623). шп). Класс Le Hardi перевозил 470 т (463 длинных тонны) мазута , что давало им дальность полета 3100 морских миль (5700 км; 3600 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 4 ]
Вооружение и защита
[ редактировать ]Основное вооружение кораблей класса Ле Харди состояло из шести 45- калиберных орудий Canon de 130 мм Modèle 1932 года в трёх двухорудийных башнях, одной в носовой и сверхстрелковой паре в кормовой части надстройки . Башни с электроприводом были защищены бронёй толщиной 20 миллиметров (0,8 дюйма). Орудия имели угол возвышения от −10° до +30°, каждое имело по 170 полубронебойных и 10 звездчатых снарядов . [ 5 ] Они выпустили снаряд массой 32,11 кг (70,8 фунта) с начальной скоростью 800 м/с (2600 футов/с). [ 6 ] Это дало им дальность действия 19 000 метров (21 000 ярдов) на высоте 30 °. [ 7 ]
Орудия Modele 1932 имели скорострельность 10–15 выстрелов в минуту, однако досылатель был недостаточно мощным и часто вызывал заклинивания в системе заряжания. В одном бою с британским эсминцем в сентябре 1940 года «Эпе» смогла произвести всего 14 выстрелов за шесть минут, прежде чем все ее орудия вышли из строя. При наличии времени и подготовки эти проблемы можно было решить, как Ле Харди продемонстрировала во время битвы за Дакар , когда она без проблем произвела 60 выстрелов; Ранее она произвела более 700 выстрелов за тринадцать тренировок на артиллерийских полигонах. [ 8 ]
Основное зенитное (зенитное) вооружение кораблей класса Ле Харди должно было состоять из спаренной артустановки для орудий 70-го калибра Canon de 37 мм (1,5 дюйма) Model 1935 . Разработка автоматического оружия все еще продолжалась, когда корабли были достроены в 1939–1940 годах, и Canon de 37 мм Modèle 1933 года вместо них на кормовой надстройке была установлена спаренная артиллерийская установка для 50-калиберных орудий . Эти орудия с ручным заряжанием могли подниматься максимум на +80° и имели практическую скорострельность 15–21 выстрел в минуту. Всего на кораблях было 2960 снарядов к орудиям. Их начальная скорость 810 м/с (2700 футов/с) давала их снарядам массой 0,73 кг (1,6 фунта) эффективную дальность действия 5000 метров (5500 ярдов). Корабли также были оснащены двумя спаренными Hotchkiss 13,2 мм (0,52 дюйма) Model 1929, зенитными пулеметными установками расположенными рядом с мостиком . Оружие имело практическую скорострельность 250 выстрелов в минуту и эффективную дальность стрельбы 2500 метров (2700 ярдов). В готовых к использованию шкафчиках возле каждого орудия размещалось 480 патронов, а остальные 1920 патронов на ствол находились в журнал . [ 9 ]
Корабли несли один тройной и два сдвоенных комплекта 550-миллиметровых (21,7 дюйма) торпедных аппаратов в миделе корабля; двухтрубные кормовые опоры располагались по одной на каждом борте , но трехтрубная передняя опора могла перемещаться в обе стороны. один желоб для глубинных бомб В первой партии из шести кораблей в корму был встроен ; здесь размещались восемь глубинных бомб по 200 кг (440 фунтов). Другая сторона кормы использовалась для размещения манипулятора буксируемой противолодочной торпеды Ginocchio , но ее сняли до того, как они были завершены. Вторая партия из шести кораблей имела в корме два желоба для глубинных бомб вместимостью десятка глубинных бомб. [ 10 ]
Управление огнем
[ редактировать ]Система управления огнем класса Le Hardi в том виде, в котором она спроектирована, была идентична системе управления более крупными Mogador класса контрторпиллерами с наводкой , оснащенной пятиметровым (16 футов 5 дюймов) OPL Modèle PC.1936, стереоскопическим дальномером построенным на базе основание фок-мачты над мостом. Директор отправил дальность на пост центральной артиллерии , где она была передана в электромеханический компьютер Model 1929, который рассчитал решение для стрельбы и передал его на башни. Marine Nationale намеревалась оборудовать турели, чтобы ими мог управлять директор, но отказалась от этой попытки в 1942 году после того, как испытания оборудования оказались безуспешными и пришла к выводу, что кораблям не хватает необходимой электрической мощности. [ 11 ]
Место и вес были выделены для наводчика 37-миллиметровых орудий Modèle 1935 года, но когда он был недоступен, трехметровый (9 футов 10 дюймов) дальномер на постаменте для основного вооружения был заменен на всех кораблях, кроме Mameluk , получивших закрытая установка с пятиметровым дальномером. Для зенитных орудий был установлен дальномер с большим углом наклона в одну точку и пять метров (4 фута 11 дюймов). [ 12 ]
Направитель торпед располагался над главным артиллерийским наводчиком на фок-мачте. Он использовал отдельный пятиметровый стереоскопический дальномер OPL Modèle 1935 для передачи пеленга и дальности электромеханическому компьютеру Model 1933, который рассчитывал угол стрельбы торпеды. Сигнал подавался в дистанционно управляемые торпедные аппараты, а команду на стрельбу мог дать либо руководитель торпеды, либо любая из второстепенных позиций на крыльях мостика. [ 13 ]
Модификации
[ редактировать ]была установлена пара одиночных установок для 13,2-миллиметровых зенитных пулеметов « В начале 1941 года на всех кораблях на юте Браунинг» . В конце 1941 года Ле Харди усилила и перекомпоновала свой зенитный комплекс. пара одиночных установок для 25-миллиметровых (1 дюйм) Сдвоенные пулеметные установки «Гочкис» были перенесены на квартердек, а на их место перед мостиком была установлена зенитных орудий «Гочкис». Кроме того, пулеметы «Браунинг» были перенесены на вновь построенные платформы по бокам кормовой сверхстрелковой башни. Позже в том же году и в начале 1942 года L'Adroit , Casque и Mameluk . такие же модификации получили [ 14 ]
Пересмотренный дизайн
[ редактировать ]В 1938 году, после наблюдения за кораблями, атакованными самолетами во время патрулирования нейтралитета во время гражданской войны в Испании 1936–1939 годов, État-major de la Marine (Генеральный штаб ВМФ) пересмотрел свои предположения о военно-морской войне. Теперь оно рассматривало вооружение двойного назначения (ДП) как требование для кораблей, предназначенных для сопровождения крупных кораблей . В этом заключалась роль класса Le Hardi , и штаб хотел оценить, как четыре корабля, которые планировалось заложить в середине 1939 года, можно было модифицировать для размещения орудий DP. 30 ноября в ответ было подано три предложения, все по корпусу, увеличенному более чем на 400 тонн (390 длинных тонн). Штаб принял два из них: первый для трех кораблей должен был быть вооружен 130-мм установками ДП, заимствованными из тех, которые использовались на линкорах типа Dunkerque , а оставшийся корабль должен был быть вооружен стандартными 130-мм малоугольными установками, позволяющими он должен был сформировать дивизию из трех кораблей с Le Corsaire и Le Flibustier , но его зенитное вооружение должно было состоять из пары спаренных 100-миллиметровых (3,9 дюйма) орудий. высокоугольные установки, одна из которых заменила установку торпедного аппарата, и штатная пара спаренных зенитных пулеметных установок. Его торпедное вооружение было сокращено до пары тройных установок. [ 15 ]
Начало войны в сентябре 1939 года полностью нарушило этот план, строительство этих кораблей было приостановлено. Когда в марте 1940 года строительство возобновилось, адмирал Франсуа Дарлан , начальник штаба ВМФ, был проинформирован о том, что ни один новый эсминец не сможет поступить на вооружение до 1944 года, но что Ле Харди либо три корабля класса Ле Фье класса , либо четыре торпедных катера могут быть начаты . ходовые испытания в 1943 году. 28 апреля Дарлан принял решение о модификации Le Hardi с первоначально указанным корпусом или предложенной более крупной версией, в зависимости от того, как продвинутыми были проектные работы. Он также указал максимальную скорость 35,5–36 узлов (65,7–66,7 км/ч; 40,9–41,4 миль в час) и дальность полета 1700 миль (3100 км; 2000 миль) при 20 узлах (37 км/ч; 23 мили в час). Их вооружение должно было состоять из двух-трех 130-миллиметровых орудий ДП с углом возвышения, ограниченным 40 или 50°; поскольку установки вряд ли были готовы до завершения строительства кораблей, он предложил временное вооружение из трех или четырех 100-миллиметровых орудий в наклонных установках. Остальное вооружение должно было состоять из одной спаренной и двух одиночных установок для 37-миллиметровых зенитных орудий, двух спаренных зенитных пулеметных установок, двух тройных установок для торпед, пары направляющих глубинных бомб и пары метателей глубинных бомб. для двадцати 100-килограммовых глубинных бомб. [ 16 ]
Корабли
[ редактировать ]Название корабля этого класса было разрешено в Военно-морских оценках 1932 года, но строительство было значительно задержано из-за финансовых последствий Великой депрессии и двусторонних переговоров об ограничении вооружений между Францией и фашистской Италией , из-за которых французский парламент приостановил все новое военно-морское строительство до 1934 года. Даже тогда Le Hardi был заложен лишь в конце следующего года, а через несколько месяцев за ним последовали два однотипных корабля, утвержденных в Военно-морских оценках 1935 года, а затем еще три. середине 1936 года как часть Военно-морских оценок того года. Остальные шесть кораблей были утверждены Военно-морскими оценками на 1937, 1938 и 1938 годы. [ 17 ]
Строительство первых шести кораблей замедлилось из-за социальных и промышленных потрясений, связанных с Народным фронтом , пришедшим к власти в 1936 году, так что Le Hardi был единственным кораблем, прошедшим все ходовые испытания. Следующие четыре корабля начали приемочные испытания в период с марта по май 1940 года и все поступили на вооружение в июне, когда немцы наступали на военно-морские базы в Бретани . Самый полный из оставшихся кораблей был построен после перемирия, а шесть из последних семи кораблей так и не были достроены. [ 18 ]
Корабль | Строитель [ 19 ] | Заложен [ 19 ] | Запущен [ 19 ] | Вступил в сервис [ 19 ] | Судьба [ 20 ] |
---|---|---|---|---|---|
Смелый | Мастерские и верфи Луары , Нант | 20 мая 1936 г. | 4 мая 1938 г. | 2 июня 1940 г. | Затоплен 27 ноября 1942 г.; поднят как FR37 , затоплен в Генуе, 20 апреля 1945 г. |
Флере (позже переименованный в Фудройан ) | Кузницы и верфи Средиземноморья , Ла-Сейн-сюр-Мер | 18 августа 1936 г. | 28 июля 1938 г. | 11 июня 1940 г. | Затоплен 27 ноября 1942 г.; поднят как FR36 , затоплен, Тулон, 17 августа 1944 г. |
Меч (позже переименованный в The Adroit ) | Кузницы и Шантье-де-ла-Жиронда , Бордо | 15 октября 1936 г. | 26 октября 1938 г. | 14 июня 1940 г. | Затоплен 27 ноября 1942 г.; поднят как FR33 , затоплен в феврале 1944 г. |
мамлюки | Мастерские и Chantiers de la Loire, Нант | 1 января 1937 г. | 18 февраля 1939 г. | 17 июня 1940 г. | Затоплен 27 ноября 1942 г. |
Шлем | Кузницы и верфи Средиземноморья, Ла-Сейн-сюр-Мер | 30 ноября 1936 г. | 2 ноября 1938 г. | 20 июня 1940 г. | |
Ланскне (позже переименованный в Циклон ) | Кузницы и Шантье-де-ла-Жиронда, Бордо | 17 декабря 1936 г. | 20 мая 1939 г. | — | Затоплен 27 ноября 1942 г.; поднят как FR34 , захвачен немцами и переименован в TA34 , затоплен, Генуя, 1945 г. |
Ле Флибустье (позже переименованный в Бизон ) | Кузницы и верфи Средиземноморья, Ла-Сейн-сюр-Мер | 11 марта 1938 г. | 14 декабря 1939 г. | В плену 27 ноября 1942 г.; переименован в FR35 , затонул в 1944 г. | |
Le Corsaire (позже переименованный в Sirocco ). | 31 марта 1938 г. | 14 ноября 1939 г. | 1 июля 1941 г. | Затоплен 27 ноября 1942 г.; поднят как FR32 , затоплен в Генуе, 20 октября 1944 г. | |
Бесстрашный | 16 августа 1939 г. | 26 июня 1941 г. | — | Не завершен, списан после войны | |
Смелый | 28 августа 1939 г. | 7 ноября 1941 г. | |||
Упрямый | Кузницы и Шантье-де-ла-Жиронда, Бордо | 1 августа 1939 г. | — | — | Предназначен для достройки немцами как ZF6 , затем ZF2 , снесен в 1944 г. |
Искатель приключений | 4 августа 1939 г. | 20 апреля 1947 г. | Предназначен для доработки немцами как ZF7 ; использовался как экспериментальный Халк после войны, выставлен на продажу 21 апреля 1971 г. |
История обслуживания
[ редактировать ]Ле Харди вступил в строй 2 июня 1940 года и сопровождал океанский лайнер в Касабланку , Французское Марокко , а затем отправился в Брест . Флере помог сопровождать линкор «Ришелье» из Касабланки в Дакар , Французская Западная Африка , 12 июня. Первой миссией Эпе и Мамелюка было встретиться с Ле Харди, чтобы помочь сопроводить недостроенный линкор «Жан Бар» в Касабланку за несколько дней до того, как 22 июня французы подписали перемирие с немцами. Каск , Ланскне и Ле Корсар укрылись во Французской Северной Африке в середине июня, несмотря на то, что последняя была завершена только на 82%. [ 21 ]
Корпуса L'Opiniatre и L'Aventurier были захвачены неповрежденными в Бордо в июне 1940 года, их готовность составила 16% и 13% соответственно. Немцы решили их достроить и переименовали в ZF6 и ZF7 . Поскольку предполагаемое французское вооружение было недоступно, они должны были быть вооружены пятью 12,7-сантиметровыми (5-дюймовыми) орудиями SK C/34 пушками. с боезапасом 80 снарядов на каждое, четырьмя 3,7-сантиметровыми (1,5-дюймовыми) зенитными орудиями с боезапасом 6000 снарядов, десятью 2-мм сантиметр (0,8 дюйма) зенитные орудия C/38 с боезапасом 20 000 патронов и двумя счетверенными установками диаметром 53,3 сантиметра (21 дюйм) для торпедных аппаратов в миделе корабля. [ 22 ]
Работы над двумя кораблями возобновились в феврале 1941 года, но строительство ZF7 было прекращено в июне, а некоторые материалы были включены в ZF6 был переименован в ZF2 , который 26 августа . Работы над этим кораблем были прекращены в июле 1943 года, еще до того, как он был спущен на воду, и он был снесен, когда немцы покинули этот район после операции «Драгун» в августе 1944 года. После окончания войны его обломки были списаны. Французы возобновили строительство L'Aventurier в 1945 году, а два года спустя она была спущена на воду. Корабль использовался как экспериментальный корпус, прежде чем стал причальным понтоном в Бресте и был выставлен на продажу 21 апреля 1971 года. [ 23 ]
Ле Харди сыграл второстепенную роль в битве за Дакар в сентябре, в основном ставя дымовые завесы . После битвы Fleuret и Épée были двумя из четырех эсминцев, которым было приказано атаковать британские корабли, хотя их единственным боем была безрезультатная дуэль с британским эсминцем. Когда 25 сентября 1940 года французское правительство Виши восстановило Высшие военные силы (FHM) после переговоров с итальянской и немецкой комиссиями по перемирию о правилах, ограничивающих деятельность и численность этих сил , все эсминцы базировались за границей и не подпадали под действие ограничений, установленных законом. ФХМ. Le Hardi , Épée , Mameluk , Lansquenet и Fleuret помогали сопровождать линкор «Прованс» , который был поврежден британцами во время их июльской атаки на Мерс-эль-Кебир , Французский Алжир в Тулон в ноябре 1940 года . корабли были приписаны к 10-му и Division de torpilleurs (DT; 10-я дивизия эсминцев), которой была поручена местная оборона, а остальные были сведены в резерв . Каск и Корсар прибыли в Тулон позже. Назначения в подразделении менялись по мере переоборудования кораблей, поскольку французам разрешалось одновременно иметь только три корабля этого класса. 1 апреля 1941 года Fleuret был переименован в Foudroyant , Épée в L'Adroit , Le Corsaire в Siroco и Le Flibustier в Bison в честь эсминцев, потопленных во время битвы за Францию. 10 и DT был передан в состав FHM 1 ноября. [ 24 ]

Когда немцы вторглись во Францию Виши после того, как союзники вторглись во французскую Северную Африку в ноябре 1942 года и попытались захватить французский флот, все мореходные эсминцы, кроме одного, были затоплены, чтобы предотвратить их захват. Хотя военно-морской флот Виши приложил некоторые усилия, чтобы закончить Le Intrépide или Le Téméraire после перемирия, они были завершены только на 20% и 15%, когда немцы оккупировали Виши, Франция, и они не предприняли никаких усилий, чтобы закончить их. Немцы передали корабли в Тулоне итальянцам вскоре после оккупации города. «Бизон» , единственный не затопленный корабль, был еще недостроен и не был достроен итальянцами, хотя они дали ему обозначение FR 35 . «Мамлюк» , «Каск» и «Л'Адройт» были тремя кораблями, входившими в состав 10-го полка. и ДТ на действительной военной службе. Последний был единственным из трех самолетов, который удалось спасти, поскольку работы над двумя другими были прерваны бомбардировками союзников в 1944 году. В апреле 1943 года Lansquenet был отбуксирован в Италию для достройки под номером FR34 . Sirocco и Le Hardi были сняты с мели в апреле и июне, переименованы в FR32 и FR37 соответственно и через несколько месяцев были отбуксированы в Италию. L'Adroit , переименованный FR33 итальянцами в , и Foudroyant , переименованный в FR36 , остались в Тулоне после того, как были спасены в апреле и мае соответственно. [ 25 ]

Все корабли были захвачены немцами после итальянского перемирия в сентябре, но они лишь предприняли попытку отремонтировать или достроить Lansquenet , который они переименовали в TA34 , повторно используя обозначение торпедного катера, который был передан Хорватии в 1944 году. был затоплен в Генуе в мае 1945 года, вслед за Ле Харди в апреле и Сирокко в октябре 1944 года. Фудройан снова был затоплен. немцами в качестве блок-корабля в Тулоне в августе, а «Бизон» затонул после столкновения с подводной лодкой в июне. L'Adroit был потоплен в результате воздушных налетов союзников в 1944 году. Lansquenet был поднят в 1946 году и отбуксирован обратно в Тулон в марте 1946 года, где он был переименован в Cyclone . Никогда не ремонтировавшийся и не возвращенный в строй, он потерпел аварию в 1958 году и впоследствии был списан. [ 26 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джордан и Мулен, стр. 180–181.
- ^ Шено, с. 270
- ^ Джордан и Мулен, стр. 180–184, 186, 190.
- ^ Джордан и Мулен, стр. 184–186.
- ^ Джордан и Мулен, стр. 186–187.
- ^ Кэмпбелл, с. 300
- ^ Джордан и Мулен, с. 187
- ^ Джордан и Мулен, стр. 187–188.
- ^ Кэмпбелл, с. 307; Джордан и Мулен, стр. 119, 148, 188–189.
- ^ Джордан и Мулен, стр. 186–190.
- ^ Джордан и Мулен, стр. 146–148, 188.
- ^ Джордан и Мулен, стр. 188–189.
- ^ Джордан и Мулен, стр. 149, 171, 189.
- ^ Джордан и Мулен, с. 192
- ^ Джордан и Мулен, стр. 193–194.
- ^ Джордан и Мулен, стр. 194–196.
- ^ Джордан и Мулен, стр. 160, 180–182.
- ^ Джордан и Мулен, стр. 181–182, 236.
- ^ Jump up to: а б с д Джордан и Мулен, с. 182
- ^ Джордан и Мулен, стр. 247–249; Уитли, с. 52
- ^ Джордан и Мулен, с. 231
- ^ Грёнер, стр. 213–214.
- ^ Шено, с. 271; Гренер, с. 214, Джордан и Мулен, с. 196; Уитли, с. 52
- ^ Джордан и Мулен, стр. 182, 192, 236–237; Уитли, с. 52
- ^ Джордан и Мулен, стр. 196, 247–249; Уитли, с. 52
- ^ Грёнер, с. 214; Джордан и Мулен, стр. 247–249; Уитли, с. 52
Ссылки
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. 1: Крупные надводные корабли. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-790-9 .
- Джордан, Джон и Мулен, Жан (2015). Французские эсминцы: Torpilleur d'Escadre и Contre-Torpilleur 1922–1956 гг . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-198-4 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-326-1 .