Jump to content

Греко-арабское переводческое движение

Греко -арабское переводческое движение представляло собой крупную, хорошо финансируемую и устойчивую деятельность, ответственную за перевод значительного объема светских греческих текстов на арабский язык. [1] Переводческое движение имело место в Багдаде с середины восьмого века до конца десятого века. [1] [2]

Хотя это движение переводило со многих языков на арабский язык, включая пехлеви , санскрит , сирийский и греческий , его часто называют греко-арабским переводческим движением, поскольку оно преимущественно было сосредоточено на переводе работ эллинистических ученых и других светских греческих текстов на арабский язык. Арабский. [2]

События до Аббасидов

[ редактировать ]

Доисламские события

[ редактировать ]

Девятый король Сасанидской империи основал Шапур II Академию Гондишапура , которая должна была стать медицинским центром, библиотекой, а также колледжем, где будут изучаться различные предметы, такие как анатомия, теология, медицина и философия. [3] Позже Хосров I основал обсерваторию, которая могла бы предлагать исследования в области стоматологии, архитектуры, сельского хозяйства и ирригации, основ военного дела, астрономии и математики. Академия Гондишапура тогда считалась величайшим центром медицины как в шестом, так и в седьмом веках. Однако в седьмом веке нашей эры Сасанидская империя была завоевана мусульманскими армиями, но они сохранили центр.

Дальше на запад византийский император Юстиниан I закрыл Афинскую академию в 529 году. Наряду с прекращением финансирования ключевых государственных учебных заведений многие ученые покинули регион со своими знаниями и материалами. Эти ученые-мигранты искали убежища в Персии, правитель которой активно обеспечивал им безопасный выезд из Византии и поддерживал их академические амбиции. [4]

Ранняя исламская империя и период Омейядов (632–750 гг.)

[ редактировать ]

Хотя переводы с греческого на арабский были обычным явлением в период Омейядов из-за большого количества грекоязычного населения, проживавшего в империи, переводы греческих научных текстов были скудными. [1] [5] Греко-арабское переводческое движение всерьез началось в начале периода Аббасидов . [1] [6] Однако многие события и условия во время становления Исламской империи помогли сформировать обстановку и обстоятельства, в которых это движение расцвело. Арабские завоевания до и во время периода Омейядов, распространившиеся на Юго-Западную Азию, Персию и Северо-Восточную Африку, заложили основу для цивилизации, способной питать греко-арабское переводческое движение. Эти завоевания объединили огромную территорию под властью Исламского государства, соединив ранее изолированные общества и народы, оживив торговые пути и сельское хозяйство, а также улучшив материальное благосостояние подданных. [1] [2] Вновь обретенная региональная стабильность при династии Омейядов, вероятно, способствовала повышению уровня грамотности и расширению образовательной инфраструктуры. [4] Сироязычные христиане и другие эллинистические христианские общины в Ираке и Иране были ассимилированы в структуру империи. [1] [2] Эти эллинизированные народы сыграли решающую роль в поддержке растущего институционального интереса к светскому греческому образованию. [1]

Период Аббасидов (750–1258 гг.)

[ редактировать ]
арабского перевода Materia Medica Диоскорида Лист из , посвященного «Приготовлению лекарств из меда», 1224 г.
«Приготовление лекарства из меда», из разрозненной рукописи De Materia Medica , 1224 г.
Персидский перевод Педания Диоскорида , 16 век.

Революция Аббасидов и переезд в новую столицу Багдад познакомили правящую администрацию с новой группой демографических групп, более подверженных влиянию эллинизма. [1] В то же время правящая элита новой династии стремилась принять сасанидскую имперскую идеологию, которая сама также находилась под влиянием греческой мысли. Эти факторы привели к тому, что столица стала более восприимчивой и активно интересовалась знаниями, содержащимися в научных рукописях классической Греции. [6] Переводческое движение сыграло значительную роль в Золотой век ислама .

Появление и быстрое распространение изготовления бумаги , которому научились китайские военнопленные в 751 году, также помогло сделать возможным переводческое движение. [1]

Переводческое движение на арабском языке получило развитие в период Аббасидов. В VIII веке еще не существовало традиции перевода греческих произведений на арабский язык. Однако христианские ученые на протяжении веков переводили медицинские, философские и другие греческие труды на сирийский язык. По этой причине халифы поручили христианским ученым, которые уже создали свою собственную инфраструктуру перевода, начать переводить различные греческие произведения на арабский язык через сирийских посредников. Например, в одном письме патриарха Тимофея I описывается, как ему самому было поручено выполнить один из этих переводов Аристотеля. Известным примером одного из таких переводчиков был христианин Хунайн ибн Исхак . В более поздние периоды мусульманские ученые создали эту инфраструктуру и получили возможность самостоятельно выполнять переводы непосредственно с греческих оригиналов на арабский язык. [7]

Период Аббасидов охватил один из самых важных вех в истории движения, а именно перевод основных текстов исламской религии, в данном случае Корана. [8] Переводческое движение в арабском мире пользовалось значительной поддержкой при исламском правлении и привело к переводу материалов на арабский язык с разных языков, таких как среднеперсидский. Переводческое движение было инициировано Бармакидами . Второй Аббасидов халиф аль-Мансур ( годы правления 754–775 ) использовал перевод как идеологию, чтобы цементировать разломы внутри зарождающейся империи и формировать здравый смысл. Пытаясь примирить соперничающие фракции, ему пришлось обратиться к одной из доминирующих фракций, которые привели Аббасидов к власти, персам , продвигая идею о том, что империя Аббасидов была законной преемницей Сасанидов . [9]

Движению удалось сформировать пересечение цивилизаций и создать новые карты в области культуры и политики. [8] Исламские правители участвовали в этом движении по-разному, например, создавая классы перевода, чтобы облегчить его распространение на различных этапах существования исламских империй . Переводческое движение оказало значительное влияние на развитие научных знаний арабов, поскольку они собирали знания и учились из эллинистических и древнегреческих источников. Позже произошло привнесение западной культуры в арабские переводы, которые сохранились, поскольку большинство их первоначальных текстов не удалось обнаружить. [10]

Один из современников Мухаммеда , арабский врач по имени Харит б. Говорят, что Калада учился в медицинской академии в Гондешапуре, однако эта история, вероятно, легендарна. [11] Когда Мухаммед умер в 632 году, халифы, считавшиеся праведными халифами, были выбраны, чтобы возглавить Исламскую империю, информация Корана становилась все более известной в окружающих цивилизациях. Произошло расширение исламской империи, что привело к поиску многоязычных учителей, а также людей для перевода и преподавания Корана и арабского языка. Позже Коран будет переведен на один язык.

Полиглот, который, как считалось, свободно говорил почти на всех целевых языках, считался одним из величайших переводчиков того времени. [12] Он специализировался в области медицины. Руками своего сына Исхака Хунайна, а также своего племянника Хабаша он перевел более девяноста пяти произведений Галена, почти пятнадцать произведений Гиппократа о душе, о порождении, а также о коррупции. Арабский язык широко распространился, чтобы охватить общины в таких местах, как Марокко и Андалусия, и позже был адаптирован в качестве их языка, который считался официальным. Халифы Омейядов очень помогли в распространении науки и искусства, что заложило долгосрочную основу для Империи Ислама. В то время как ислам расширялся, мусульмане сохраняли другие культуры и использовали технологии и свои научные знания в усилиях по стимулированию развития своего языка. [ нужна ссылка ]

Юлиус Кёкерт: Харун ар-Рашид принимает делегацию Карла Великого в 768 году , холст, масло (1864; Максимилианеум , Мюнхен )

«Дом мудрости» ( Байт аль-Хикма ) был крупным интеллектуальным центром во время правления Аббасидов и был основным компонентом Движения переводов и Золотого века ислама. Библиотека была наполнена множеством разных авторов и переводов книг греческой, персидской и индийской цивилизаций.

Процесс перевода в Доме Мудрости был очень тщательным. В зависимости от области изучения той или иной книги, которая переводилась, за эти переводы отвечал конкретный человек или группа людей. [13] Например, перевод инженерных и математических работ курировал Абу Джафар ибн Муса ибн Шакир и его семья, переводы философии и небесного движения были переданы Ибн Фархану ат-Табари и Якубу аль-Кинди, а Ибн Исхак аль-Харани был отвечал за переводы, связанные с изучением медицины. [13] Эти переводчики также были представителями разных культур, религий и этнических групп, включая персов, христиан и мусульман, и все они работали над созданием всестороннего инвентаря образовательной литературы в Доме мудрости Аббасидского халифата. [14] После завершения перевода книги нужно будет скопировать и переплести. Перевод будет отправлен человеку с очень точным и умелым почерком. По завершении страницы скреплялись обложкой, украшались, каталогизировались и помещались в определенное отделение библиотеки. Также будет изготовлено несколько экземпляров книги для распространения по всей империи. [15] [13]

Население выражает верность новому аббасидскому халифу аль-Мамуну , ок. 1593

Исторически Дом Мудрости – это история многих успехов. В 750 году нашей эры Аббасиды свергли халифат Омейядов, став правящей силой в исламском мире. В 762 году нашей эры Абу Джафар Абдаллах ибн Мухаммад аль-Мансур , второй халиф Аббасидов, решил перенести столицу империи в свой недавно построенный город Багдад в Ираке из Дамаска, который находился в Сирии. [16] Аль-Мансур прекрасно осознавал необходимость развития интеллекта и хотел продвигать и преувеличивать статус исламского народа и его культуры. [17] В результате он основал в Багдаде библиотеку «Дом мудрости», где ученые и студенты могли изучать новый материал, формулировать новые идеи, переписывать собственную литературу и переводить различные произведения со всего мира на арабский язык. [17] Потомки Аль-Мансура также активно занимались развитием интеллекта, особенно в области перевода. При правлении Абу аль-Аббаса Абдаллы ибн Харуна ар-Рашида (более известного как аль-Мамун) Дом Мудрости процветал, получив большую поддержку и признание. [18] Аль-Мамун отправлял ученых по всему цивилизованному миру за научными и литературными произведениями для перевода. Главный переводчик того времени Хунайн ибн Исхак аль-Ибади, араб-христианин из аль-Хиры , как полагают, перевел более ста книг, включая работу Об анатомии вен и артерий» . Галена « [19] Благодаря переводческому движению при аль-Мамуне Дом Мудрости был одним из крупнейших хранилищ научных и литературных книг в мире в то время и оставался таким до осады Багдада в 1258 году нашей эры. Разрушение и разграбление Багдада монголами также включало разрушение Дома Мудрости, однако книги и другие произведения внутри были вывезены в Марагу Хулагу-ханом и Насир ад-Дином ат-Туси. [20]

Известные переводчики

[ редактировать ]
Абу Заид Хунейн ибн Исхак аль-Ибади
Введение Хунайна в искусство Галена , Оксфорд, 13 век.

Абу Заид Хунейн ибн Исхак аль-Ибади был выдающимся арабским врачом , философом , писателем и ведущим переводчиком Дома Мудрости. Он родился в Хире (Ирак) в 809 году нашей эры и провел большую часть своей юности в Басре , где выучил арабский и сирийский языки. [21] Он был связан с Сирийской несторианской христианской церковью и воспитывался как христианин-несторианец задолго до возникновения ислама. Хунайн очень хотел продолжить свое образование, поэтому пошел по стопам отца и переехал в Багдад, чтобы изучать медицину. Хунайн был важной фигурой в развитии арабской медицины и был наиболее известен своими переводами известных греческих и ближневосточных авторов. [3] Он в совершенстве владел греческим языком, который был научным языком того времени. Знание Хунейна персидского , сирийского и арабского языков превосходило знания предыдущих распространенных переводчиков, что позволило ему исправить их ошибочные переводы. Гален , Гиппократ , Платон , Аристотель , Диоскорид и Птолемей были лишь некоторыми из многих писателей, которых Хунайн использовал для своих переводных публикаций медицинских и философских изложений. [21] Эти переведенные трактаты, в свою очередь, стали основой арабской науки.

Когда он начал свой путь в медицине в Багдаде , ему выпала честь учиться у одного из самых известных врачей города Юханны ибн Массавайха . Юханна и его коллеги посвятили свою жизнь медицине. [21] Они практически не проявляли уважения к жителям Хиры, откуда был родом Хунайн, потому что Хира, как известно, был городом, процветавшим благодаря торговле и банковскому делу, а не науке и медицине. Из-за этого он не воспринимал Хунайна всерьез как ученика. [21] Хунайн был очень умным человеком, который уделял очень пристальное внимание деталям и находил множество ошибок в назначенных ему медицинских учебниках, поэтому часто задавал трудные вопросы, на которые никто в его школе не имел ответа. В конце концов Юханна настолько разочаровался, что отказался от своих прав учителя и открыто заявил Хунайну, что у него нет возможности продолжить эту карьеру.

У Хунайна был сильный склад ума, и он не позволял Юханне встать у него на пути. Он покинул Багдад на несколько лет и за время своего отсутствия изучал историю и язык греческого языка. Вернувшись, он продемонстрировал свои недавно приобретенные навыки, умея читать и переводить произведения Гомера и Галена . [21] В ближайшем будущем он начал переводить большое количество текстов Галена, в том числе «Анатомию вен и артерий», «Анатомию мышц», «Анатомию нервов», «О секте» и многие другие. [8]

Все были поражены его удивительным талантом, особенно Юханна, поэтому они помирились и позже несколько раз сотрудничали. Хунайн, его сын Исхак, его племянник Хубайш и коллега Иса ибн Уахья приняли активное участие в переводе медицинских и научных текстов. Это привело к началу успехов Хунайна в переводческом движении, где он интерпретировал произведения известных греческих и арабских деятелей: Платона , Аристотеля , Гиппократа , Галена и Диоскорида . [3] Он также постоянно исправлял дефектные рукописи, переведенные другими авторами. Хунайн собирал разные книги по теме, которую он переводил, и стремился сделать текст как можно более понятным для читателей. Поскольку его методы перевода были безупречны, вскоре Хунайн стал знаменитым. В отличие от других переводчиков периода Аббасидов , он не переводил тексты слово в слово. У Хунайна был особый способ усваивать информацию, пытаясь понять смысл предмета перед его переписыванием, что в его время можно было наблюдать очень редко. [21] После того, как он хорошо понял произведение, он перефразировал свои знания о нем на сирийском или арабском языке в новой рукописи.

Хунайн, его сын Исхак ибн Хунейн, его племянник Хубайш ибн аль-Хасан аль-Асам и коллега Иса ибн Уахья приняли активное участие в совместной работе над переводом медицинских , научных и философских текстов. [21] Исхак и Хунайн внесли важный вклад в переводы Хунайна и были активными членами его школы. Его сын освоил греческий , арабский и сирийский языки , чтобы пойти по стопам отца. В начале своей карьеры Хунайн очень критично относился к работе своего сына и даже исправлял его арабские переводы «О числе силлогизмов». [8] Однако Исхак больше интересовался философией и впоследствии перевел несколько известных философских сочинений, таких как «Перводвигатель неподвижен» Галена и отрывки из «О демонстрации» . Он продолжал заниматься переводами даже после смерти своего отца в 873 году нашей эры. [8] [22]

Разветвления переводческого движения

[ редактировать ]

Отсутствие оригинальных греческих текстов.

[ редактировать ]

очень большое количество нелитературных и неисторических светских греческих книг. С середины восьмого века до конца десятого века на арабский язык было переведено [1] В их число входили книги, которые были доступны по всей Восточной Византийской империи и на Ближнем Востоке, согласно документации полуторавековой греко-арабской науки. [23] Греческие сочинения эллинистических , римских и позднеантичных времен, которые не сохранились в оригинальном греческом тексте, были уязвимы для переводчика и его власти над ними при завершении перевода. [24] Нередко можно было встретить арабских переводчиков, которые добавляли в переводы свои собственные мысли и идеи. Арабский мусульманский философ девятого века аль-Кинди , например, рассматривал греческие тексты как ресурс, в котором он мог использовать новые идеи и методы, таким образом заново изобретая философию. [25] Аль-Кинди использовал греческие тексты в качестве набросков, позволяющих исправить недостатки и завершить то, что осталось незавершенным. Перевод также означал, что можно было добавить новую информацию, а часть потенциально могла быть удалена в зависимости от цели переводчика. Другой пример этого можно найти в подходе арабского переводчика к астрономии Птолемея в « Альмагесте» . [25] Альмагест астрономами подвергался критике и модификации арабскими на протяжении многих поколений. Модификации были сделаны на основе греческой мысли, большинство из которых исходило от Аристотеля . [25] В результате это привело ко многим новым событиям. При обсуждении развития арабской науки греческое наследие является важной областью, которую следует осветить. В то же время, чтобы получить полное представление о греческой науке, есть части, сохранившиеся только в арабском языке, которые также необходимо принять во внимание. Например, книги Аполлония « Коника » с V по VII и книги Диофанта « Арифметика » с IV по VII. [26] Два перечисленных предмета греческого происхождения сохранились только в арабском переводе. То же самое касается и взаимоотношений латинской и греческой науки, требующих анализа греческих текстов, переведенных на арабский, а затем на латынь. [26] Перевод предполагает точку зрения с одного угла, угла того, кто выполняет перевод. Полный анализ и путешествие переведенных произведений являются ключевыми компонентами общей темы произведения.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Гутас, Дмитрий (1998). Греческая мысль, арабская культура: греко-арабское переводческое движение в Багдаде и общество ранних Аббасидов (2-4/8-10 века) . Рутледж. стр. 1–26 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Брентьес, Соня ; Моррисон, Роберт (2010). «Науки в исламских обществах». В Ирвине, Роберт (ред.). Новая Кембриджская история ислама, Том 4: Исламские культуры и общества до конца восемнадцатого века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 564–569. ISBN  978-0-521-83824-5 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с Халиди, Хала; Даджани, Басма Ахмад Седки (2015). «Аспекты переводческого движения в классической арабской культуре» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 6-я Всемирная конференция по психологии, консультированию и ориентации (WCPCG-2015). 205 : 569–576. дои : 10.1016/j.sbspro.2015.09.080 . ISSN   1877-0428 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Принц, Крис (2002). «Исторический контекст арабского перевода, обучения и библиотек средневековой Андалусии». История библиотеки . 18 (2): 73–87. дои : 10.1179/lib.2002.18.2.73 . S2CID   144140872 .
  5. ^ Сабра, А.И. (1987). «Присвоение и последующая натурализация греческой науки в средневековом исламе: предварительное заявление». История науки . 25 (3): 223–243. Бибкод : 1987HisSc..25..223S . дои : 10.1177/007327538702500301 . ISSN   0073-2753 . S2CID   142653802 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Порманн, Питер; Сэвидж-Смит, Эмили (2007). Средневековая исламская медицина . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Джорджтаунского университета. стр. 24–26. ISBN  978-1-58901-161-8 .
  7. ^ Себастьян Брок, «Два тысячелетия христианства в Ираке», Ислам и христианско-мусульманские отношения (2010), стр. 178-80.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и Джабер; Фади (2016). «Пейзаж переводческого движения в арабском мире: с VII века до начала XXI века». Рочестер, Нью-Йорк. ССНН   2843933 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  9. ^ Хаддур, Аззедин (28 августа 2008 г.). Лианери, Александра; Зайко, Ванда (ред.). «Традиция, перевод и колонизация: греко-арабское переводческое движение и деконструкция классики» . Перевод и классика: идентичность как изменение в истории культуры . Издательство Оксфордского университета: 208 – через Oxford Academic.
  10. ^ Хаддур, Аззедин (28 августа 2008 г.). Лианери, Александра; Зайко, Ванда (ред.). «Традиция, перевод и колонизация: греко-арабское переводческое движение и деконструкция классики» . Перевод и классика: идентичность как изменение в истории культуры . Издательство Оксфордского университета: 205 – через Oxford Academic.
  11. ^ "Gondēs̲hāpur" в 2-м изд. из Энциклопедии ислама
  12. ^ Альманна, Али (2015). Курс Routledge по переводу аннотации: арабский-английский-арабский . Лондон. ISBN  978-1-138-91307-3 . OCLC   911004624 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  13. ^ Перейти обратно: а б с Алжирани, Адель Абдул-Азиз; Мохади, Маулуд (2017). «Дом мудрости (Байт аль-Хикма) и его цивилизационное влияние на исламские библиотеки: историческая перспектива» . Средиземноморский журнал социальных наук . 8 (5): 179–187. дои : 10.1515/mjss-2017-0036 . ISSN   2039-2117 .
  14. ^ Тас, Исмаил (2011). «Трансформация исламской мысли: Дом мудрости (Байт аль-Хикма) в контексте западничества и ориентализма». Идея. Исследования структуры и развития философских концепций (23): 245–270. дои : 10.15290/idea.2011.23.14 . hdl : 11320/491 . ISSN   0860-4487 .
  15. ^ Элайян, Рибхи Мустафа (апрель 1990 г.). «История арабо-исламских библиотек: с 7 по 14 века». Обзор Международной библиотеки . 22 (2): 119–135. дои : 10.1016/0020-7837(90)90014-7 . ISSN   0020-7837 .
  16. ^ Мишо, Франсуаза (2008), «Багдад в эпоху Аббасидов: космополитическая и многоконфессиональная столица», Город в исламском мире , Брилл, стр. 219–246, doi : 10.1163/ej.9789004162402.i-1500.60 , ISBN  978-90-04-16240-2
  17. ^ Перейти обратно: а б Алаби, Алию С. (2014). «Дом мудрости — как арабы изменили западную цивилизацию». Журнал по делам мусульманских меньшинств . 34 (3): 333–335. дои : 10.1080/13602004.2014.946763 . ISSN   1360-2004 . S2CID   143868839 .
  18. ^ Эль-Хибри, Тайеб (1999), «Аль-Мамун: халиф-еретик», «Переосмысление исламской историографии » , Cambridge University Press, стр. 95–142, doi : 10.1017/cbo9780511497476.005 , ISBN  978-0-511-49747-6
  19. ^ Мейерхоф, Макс (октябрь 1926 г.). «Новый свет на Хунайна ибн Исхака и его период». Исида . 8 (4): 685–724. дои : 10.1086/358440 . ISSN   0021-1753 . S2CID   144767909 .
  20. ^ Джексон, Питер (2017), «Исламский мир и народы Внутренней Азии вплоть до монгольского вторжения», Монголы и исламский мир , издательство Йельского университета, doi : 10.12987/yale/9780300125337.003.0003 , ISBN  978-0-300-12533-7
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г САДИ, ЛУТФИ М. (1934). «Биобиблиографическое исследование Хунайна ибн Ис-Хака аль-Ибади (Иоханнитиуса) (809–877 гг. Н.э.)». Вестник Института истории медицины . 2 (7): 409–446. ISSN   2576-4810 . JSTOR   44466563 .
  22. ^ Питер Адамсон, Восприятие греческой философии в исламском мире , Стэнфордская энциклопедия философии
  23. ^ Вагельполь, Уве. (2008). Риторика Аристотеля на Востоке: сирийская и арабская традиция перевода и комментариев . Брилл. ISBN  978-90-04-16681-3 . OCLC   954025440 .
  24. ^ Салиба, Джордж (2009), «Возвращаясь к роли Сирии в передаче греческих наук на арабский язык», в Харраке, Амире (ред.), Журнал Канадского общества сирийских исследований 4 , Gorgias Press, стр. 27–32, дои : 10.31826/9781463216184-004 , ISBN  978-1-4632-1618-4
  25. ^ Перейти обратно: а б с Рашед, Рошди (июнь 1989 г.). «Проблемы передачи греческой научной мысли на арабский язык: примеры из математики и оптики». История науки . 27 (2): 199–209. Бибкод : 1989HisSc..27..199R . дои : 10.1177/007327538902700204 . ISSN   0073-2753 . S2CID   118291424 .
  26. ^ Перейти обратно: а б Хаддур, Аззедин (2008), «Традиция, перевод и колонизация: греко-арабское переводческое движение и деконструкция классики», Translation and the Classic , Oxford University Press, стр. 203–226, doi : 10.1093/acprof:oso/9780199288076.003 .0010 , ISBN  978-0-19-928807-6

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8e0fcaa6a52e3ef4433fe088886ad53b__1721604420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/3b/8e0fcaa6a52e3ef4433fe088886ad53b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Graeco-Arabic translation movement - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)