И (древний город)
תל דןТел Дан | |
![]() Восстановленные бронзовые ворота в Тель -Дане | |
Альтернативное имя | Тел аль -Кади |
---|---|
Расположение | ![]() |
Координаты | 33 ° 14′56 ″ N 35 ° 39′07 ″ E / 33,249 ° N 35,652 ° E |
Тип | консервативные руины |
История | |
Основан | в 4500 до н.э. |
Заброшенный | в 733 до н.э. |
Периоды | Неолитический период , бронзовый век , железный век |
Культуры | Неолит , ханаант , израильтянин |
Примечания сайта | |
Общественный доступ | да |
Веб -сайт | Тел и заповедник |
Дэн ( иврит : דן ) - древний город, упомянутый в еврейской Библии , описанный как самый северный город Королевства Израиль , [ 1 ] и принадлежать к племени Дэна , его тезке. Позже это было место королевского святилища, построенного Иеровоамом . [ 2 ]
Город отождествляется с рассказом, расположенным в Верхней Галилее , Северный Израиль , известный как Тель Дан ( תל דן ; «Курган Дана») на иврите и расскажите Эль-Кади («насыпь судьи») на арабском языке , популярный перевод древнего иврите. [ 3 ] Участок был занят постоянно от раннего бронзового века до железного века II, времени королевства Израиля. В то время как данные свидетельствуют о периоде отказа в персидской эпохе , он был позже восстановлен как эллинистический город с заметным храмом. [ 3 ]
Идентификация и имена
[ редактировать ]Еврейская Библия заявляет, что до его завоевания племенем Дэна сайт был известен как Laish с варианты написания в книгах Джошуа , судей и Исаии . [ 4 ] В Иисусе 19:47 это называется Лешем , что означает «жемчужина». [ 5 ] Исаия 10:30 имеет альтернативное имя «Львина » Лайшах «Львица» в ряде переводов . [ 6 ]
Раввинские произведения , [ 7 ] и такие писатели, как Филосторгий , Теодорет , Бенджамин из Туделы и Сэмюэль Бен Самсон , все неправильно идентифицировали Дэна или Лейша, с Баниасом (Панеас). [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Евсевий Цезария более точно помещает Дэна/Лайша в окрестностях Панеас в четвертую милю по маршруту к шине . [ 10 ]
Арабское имя археологического места, рассказывать Эль-Кади , означающее «рассказ о судье», играет на различие между арабским «Дин» и ивритом «Дан», предлагая популярный перевод древнего иврита. [ 3 ] Швейцарский путешественник 19 -го века Иоганн Людвиг Буркхардт определил источник реки Иордан , имеющего имя «Дхан» ( арабский : ضان ) в своем путешествии, опубликованном посмертно в 1822 году. [ 11 ] Американский военно-морской офицер Уильям Ф. Линч был первым, кто был идентифицирован «Рассказ Эль-Кади» как место древнего города Дана в 1849 году. [ 12 ] Три года спустя Эдвард Робинсон сделал ту же идентификацию, [ 13 ] И эта идентификация теперь надежно принята. [ 2 ]
TEL DAN - это современное израильское название для сайта, основанное на оригинальном библейском названии. [ 5 ]
География
[ редактировать ]Дэн расположен в районе, известной как Галилейская Панхандл , которая является частью Верхней Галилее. На западе южная часть горы Ливан ; К востоку и северу находятся горы Хермон . Таяние снега из гор Хермон обеспечивает большую часть воды реки Иордан и проходит через Дэн, что делает непосредственную зону очень плодородной. Сушная растительность, которая приводит к результатам, заставляет область вокруг Дэна, кажется, немного неуместно в засушливой области вокруг него. Благодаря своему расположению рядом с границей с Сирией и Ливаном на дальнем севере территории, которая попала под британский мандат Палестины , на месте есть длинная и часто горько оспариваемая современная история, в последнее время во время шестидневной войны 1967 года .
Библейский повествование
[ редактировать ]Laish/Leshem
[ редактировать ]Согласно Книге судей , до племени Дэна, занимающего землю, город был известен как Лайш ( судьи 18: 7, 14, 27–29 ), что означает лев, или, скорее, львица. [ 14 ] [ 15 ] Джошуа 19:47 , хотя рассказывая ту же историю, что и судьи 18, называет город Лешемом, что заставляет исследователей считать это одним и тем же местом. [ 14 ]
Лойш был союзником с сидонцами . Это может указывать на то, что они были феникийцами (годонцы были финикийцами из города Сидон ), которые могли или не могли быть ханаанитами . Альянс предложил мало практической выгоды из -за отдаленности Laish из Сидона и промежуточных ливанских гор. Город был также изолирован от ассирийцев и Арама горами Хермон; В Септуагинте упоминается, что город не смог иметь союз с арамейцами. [ Цитация необходима ] Масоретический текст не упоминает арамейцы, а вместо этого говорится, что в городе не было никаких отношений с каким -либо человеком - текстовые ученые считают, что это ошибка писца , а Адхэм ( человек ) является ошибкой для Арам . [ 16 ]
Израильтяне город и
[ редактировать ]
Согласно рассказе «Книга судей» идола Мики , племя Дэна в этот момент не имел никакой территории для их имени ( судьи 18: 1 ), и поэтому, после разведки земли, в конечном итоге решил напасть на Лайша, как на Земля вокруг него была плодородной, и город был демилитаризован. Библия описывает племя Дэна, когда 600 человек жестоко победили жителей Лоша и сжигают его на земле, а затем строят свой город в том же месте. Повествование гласит, что Лайш стал известен как Дэн после племени. Затем они установили убежище, в котором размещался идол, украшенный у Мики, который служил священником, который был внуком Моисея. Позже святилище получило одного из двух золотых телят Иеровоама и оставалось в использовании до «времени плена земли» и времени, когда «Дом Божий» прекратился в Шило . Ученые считают, что первое относится к ассирийскому завоеванию Царства Израильского Тиглата -Пилезера III в 733/732, и что последний относится ко времени Езекии Религиозная реформа; [ 17 ] Однако альтернативная возможность, поддерживаемая меньшинством ученых, заключается в том, что «время плена земли» является ошибкой писца и должно прочитать «время плена Арка», ссылаясь на битву за Эбен-Эзер и в Филистимский захват Ковчега и то, что прекращение «дома Божьего», находящегося в Шило, также относится к этому. [ 17 ]
Золотой теленок поклонение
[ редактировать ]Согласно 2 царям 10:29 и 2 Хроники 13: 8 , Иеровоам построил двух золотых телят как богов в Вефиле и Дэне. Текстовые ученые считают, что именно здесь элохистская история о золотом теленке Аарона возникает из-за оппозиции в некоторых разделах израильского общества, в том числе элохистов, кажущемуся идолому поклону Иеровоама. [ 18 ] Тем не менее, некоторые библейские ученые считают, что Иеровоам пытался превзойти храм в Иерусалиме , создав место для Бога, которое охватило все Царство Израиль, а не только небольшое пространство над ковчегом Завета в Иерусалиме. Святой Святой в храме Иерусалима Иудеи был представлен херувимом с обеих сторон, поэтому Иеровоам, возможно, использовал телят, чтобы представлять стороны своего святилища, подразумевая, что все его королевство было равным в святости ковчегу. [ 19 ]
Археология
[ редактировать ]Согласно археологическим раскопкам на месте, город первоначально занимал в конце неолитического периода (ок. 4500 г. до н.э.), а в течение некоторого времени в четвертом тысячелетии до н.э. он был заброшен в течение почти 1000 лет. [ 20 ]
Бронзовый век
[ редактировать ]Лайш был укрепленным поселением во время раннего бронзового века . [ 21 ] Египтяне прокляли Laish в исполнительных текстах, написанных в Среднем королевстве (21 -й -17 -й век до н.э., но повторение в таких текстах формул от более старых, датируемых Старым Королевством (27–22 -е век до н.э.) указывает на то, что они отражают Историческая реальность раннего бронзового века, а не реальность среднего бронзового века . [ 22 ]
Экскаваторы Тель Дан обнаружили городские ворота, сделанные из грязевых кирпичей на вершине мегалитических базальтовых блоков, называемых ортостатами , [ 23 ] По оценкам, был построен в среднем бронзовом веке около 1750 г. до н.э. [ 24 ] По состоянию на 2009 год его три составляющие «истинные» арки были самыми старыми полными и отдельно стоящими монументальными арками из грязевого кирпича, известного в мире. [ 24 ] Его популярное имя - ворота Авраама, из -за библейской истории о том, что Авраам отправился в Дан, чтобы спасти свой лот племянника ( Бытие 14:14 :). Ворота были восстановлены в конце 2000 -х годов и стали популярной туристической достопримечательностью. [ 25 ]
В 15 -м веке до н.э. Татмоз III покорил Дэна (называемый Лейша ) по другим (египетские иероглифы не различали L и R). [ 26 ] [ 27 ]
Железный век
[ редактировать ]

Во время железного века I египетское уход из Ханаана привело Дэна, возможно, стал независимым сущностью до 10 -го века до нашей эры, когда он был аннексирован Израилем или одним из арамейских королевств. [ 28 ]
Израильская городская стена и ворота
[ редактировать ]Израильские ворота были построены в другом месте, чем ворота ханаани.
В 1992 году, чтобы привлечь сайт для презентации для посетителей, была удалена куча мусора [ где? ] который датируется временем ассирийского разрушения города Тиглатом-Пилезером III в 733/2 до нашей эры. До сих пор неизвестно ранее ворота [ где? ] в город был открыт. Вступительный комплекс привел к тому, что внутренний двор проложил камень с платформой с низкой камнем [ нужно разъяснения ] Полем В 9 веке до нашей эры подиум [ нужно разъяснения ] был увеличен, и были построены основные укрепления, городская стена с опорами и сложные ворота. Подиум [ нужно разъяснения ] был расширен дальше в 8-м веке до нашей эры Иеровоамом II , а затем уничтожен Тиглатом-Пилезером III. [ 29 ] [ неудачная проверка ]

Место короля или судьи
[ редактировать ]У израильских ворот есть поднятая квадратная платформа, достигнутая двумя шагами. Украшенные каменные розетки в углах могли быть созданы, чтобы держать столбы навеса. Возможно, это была основа места короля, где он будет сидеть в суде. [ 30 ]
Тел и Стела
[ редактировать ]Внутри остатков городской стены, недалеко от входа во внешних ворот, были найдены части стелы. [ 31 ] Базальтовый камень несет арамейскую надпись, относящуюся к одному из королей Дамаска ; Экскаваторы сайта считают, что король, на который он ссылается, является Хазаэль (C 840 г. до н.э.), [ 32 ] Хотя меньшинство утверждает, что вместо этого это относится к Бен-Хададу (C 802 г. до н.э.). [ 33 ] Остается небольшая часть надписи с текстом, содержащим буквы «ביתדוד» ( Bytdwd ), с которым согласны большинство археологов, относится к «Доме Давида» ( Бет Дэвид на иврите . [ 34 ] [ 35 ] ) В строке непосредственно выше текст гласит «mlk ysr'l», то есть «король Израиля». Еврейский сценарий из эпохи без гласного , который сделает надпись в первый раз, когда название Давида было найдено на археологическом месте, датируемом до 500 г. до н.э.
Дэн пострадал в эпоху расширения арамейцами из -за того, что он был самым близким городом для них в Королевстве Израиль. Несколько вторжений, обозначенных Книгой королей, предполагают, что Дэн перешел по крайней мере четыре раза между королевством Израиля и арамейцами, в то время, когда Израиль управлял Ахаком и арамаями Бена Адада I и их преемников. Примерно в это же время в одном из периодов их контроля над Дэном была создана арамейцы, в течение одного из периодов их контроля.
Когда ассирийская империя расширилась на юг, Королевство Израиль изначально стало васальным государством, но после восстания ассирийцы вторглись, и город упал на Тиглат-Пилесер III в 733/732 до н.э.
Раскопки в культовой области Дэна показали религиозное соединение с большим четырехножденным центральным алтарем и представляющим разнообразное количество культовых принадлежностей. [ 36 ]
Более поздние периоды
[ редактировать ]В персидские, эллинистические и римские периоды по -прежнему указывают на то, что культовая деятельность продолжалась вокруг подиума (также известного как «высокое место»). [ 29 ]
Тел и заповедник
[ редактировать ]Заповедник Тель Дан был впервые объявлен на 39 гектарах, окружающих Тел в 1974 году. 9 Гектаров были добавлены в заповедник в 1989 году. [ 37 ] Река Дэн является одним из трех источников воды реки Иордан , которые встречаются в северной части долины Хула . [ 38 ] Примечательные моменты, представляющие интерес, включают Paradise Springs, Abraham или Hanaanite Gate и израильские ворота. [ 39 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Смотрите стихи, перечисленные от Dan в Beersheba
- ^ Jump up to: а беременный Лемче, Нильс Питер (2004). Исторический словарь древнего Израиля . Исторические словари древних цивилизаций и исторических эпох. Ланхэм, доктор медицины: Пресса ScareCrow. п. 100. ISBN 978-0-8108-4848-1 .
- ^ Jump up to: а беременный в Лемче, Нильс Питер (2004). Исторический словарь древнего Израиля . Исторические словари древних цивилизаций и исторических эпох. Ланхэм, доктор медицины: Пресса ScareCrow. п. 100. ISBN 978-0-8108-4848-1 .
- ^ ПРОВАН, Иэн Уильям ; Лонг, В. Филипс ; Лонгман, Тремпер (2003). Библейская история Израиля . Вестминстер Джон Нокс Пресс. С. 181–183. ISBN 0-664-22090-8 .
- ^ Jump up to: а беременный NP Lemche (2003). « Дом Давида», Надпись Тель -Дан ». В TL Thompson (ред.). Иерусалим в древней истории и традициях . T & T Clark International. п. 47
- ^ например , ASV , NIV и NRSV
- ^ Jastrow, M , 1903. Словарь Targumim, The Talmud Bavli и Yerushalmi, а также Мидрашская литература , с. 1185 и 1189 , или веб -страница .
- ^ Уилсон (2004) , с. 150
- ^ Provan, Long, Longman, 2003, с. 181 - 183
- ^ Jump up to: а беременный Saulcy, 1854, с. 537 -538
- ^ Буркхардт, Джон Льюис (1822). Путешествия в Сирии и Святой Земле . Дж. Мюррей. ISBN 978-1-4142-8338-8 Полем
Источник Иордании, или, как это называется здесь, Дхан (ضان), находится на час и четверть северо -восточной части от Баниаса.
- ^ Линч, WF (1849). Повествование об экспедиции Соединенных Штатов до реки Джордан и Мертвого моря . Лондон: Ричард Бентли. п. 472 .
- ^ Робинсон, Э .; Смит, Э. (1856). Более поздние библейские исследования в Палестине и в соседних регионах - журнал путешествий в 1852 году . Бостон: Крокер и Брюстер . , с. 392
- ^ Jump up to: а беременный Абарим-публикации, Laish "Laish" и "Laishah" в публикациях Abarim. Повторно 20 июля 2022 года.
- ^ Laish в Библейских воротах . Доступ 20 июля 2022 года.
- ^ Пик, как ; Черный, М .; Роули, HH (2001). Комментарий Пика о Библии . Routledge. ISBN 978-0-415-26355-9 Полем Получено 7 сентября 2010 года .
- ^ Jump up to: а беременный
Эта статья включает в себя текст из публикации, который сейчас в общественном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). "Мика" . Еврейская энциклопедия . Нью -Йорк: Funk & Wagnalls.
- ^ Фридман, Ричард Эллиот (1989). Кто написал Библию? Полем Многолетняя библиотека. п. 109. ISBN 978-0-06-097214-1 Полем Получено 7 сентября 2010 года .
- ^ Фридман 1989 , с. 47
- ^ Bar-Yosef, O. , Gopher, A. и Nadel, D. (1987). « Керамика неолитических уровней в Тель -Дан». Mitekufat Haeven, журнал Израильского доисторического общества 20: 91–113.
- ^ Бен-Тор (2006) , с.
- ^ Ben-Tor (2006) , стр. 67, 81.
- ^ Финкельштейн, Израиль ; Мазар, Амихай (2007). Брайан Б. Шмидт (ред.). Поиск исторического Израиля: обсуждение археологии и история раннего Израиля . Общество библейской литературы. С. 177 -. ISBN 978-1-58983-277-0 .
- ^ Jump up to: а беременный Фрэнсис, Роза: Ворота среднего бронзового века в ТЕЛИКОМ - структурное исследование необычайного археологического места , извлеченного 9 апреля 2020 года.
- ^ Илани, Офри; Ашкенази, Эли (18 марта 2009 г.). «4000-летние« ворота Авраама »открылись для публики после кропотливой реставрационной работы» . Ha'aretz English Language Edition.
- ^ Мюллер, Вильгельм Макс ; Лутц, Генри Фредерик. «Географический список Tuthmosis III. Карнак». Египтологические исследования: результаты путешествия в 1904 году . с. 80f. Второй ряд, #31. Египетские иероглифы - как современные линейные а и линейные B - не различали L и R.
- ^ "Дэн" . www.jewishvirtuallibrary.org .
- ^ Илан, Дэвид (2020). Дэн IV - Поселение Железного века I: раскопки Авраам Биран (1966-1999) . ISD LLC. С. 634–635. ISBN 978-0-87820-183-9 .
- ^ Jump up to: а беременный Негев, Аврахам ; Гибсон, Симон (июль 2005 г.). Археологическая энциклопедия Святой Земли . Continuum International Publishing Group . С. 131–132. ISBN 978-0-8264-8571-7 Полем Получено 16 сентября 2010 года .
- ^ Когда царь Давид сидел в воротах, что это значит , хаарец
- ^ Биран, Авраам; Наве, Джозеф (1993). «Арамейский фрагмент из Тель -Дана». Израильский исследование журнала . 43 (2–3). Израильское исследование Общество: 81–98. JSTOR 27926300 .
- ^ Surian, Matthew J. (2007). "Извинения Хазаэля: Журнал ближневосточных исследований 66 (3): 163–176. doi : 10.1086/521754 . 162347286S2CID
- ^ Джордж Атас (2003). Надпись Тель -Дан: переоценка и новая интерпретация . Continuum International Publishing Group. ISBN 978-0-567-04043-5 Полем Получено 15 сентября 2010 года .
- ^ Рейни, Энсон Ф. (ноябрь -декабрь 1994 г.). «Дом Давида и дом деконструкционистов». Библейский археологический обзор . 20 (6).
- ^ Шенкс, Хершель (сентябрь -октябрь 1999 г.). «Биран в девяносто» . Библейский археологический обзор . 25 (3). Архивировано с оригинала 2016-03-06 . Получено 2010-09-15 .
- ^ Грир, Джонатан С. (2013). Ужин в Дэне: библейские и археологические доказательства священных праздников в железном веке II в Тель -Дан и их значение . Брилль п. 98. ISBN 978-90-04-26062-7 .
- ^ «Список национальных парков и природных запасов» (PDF) (на иврите). Израильская природа и авторитет парков . Архивировано из оригинала (PDF) 7 октября 2009 года . Получено 2010-09-27 .
- ^ Эрец Журнал Архивировал 12 марта 2012 года на машине Wayback
- ^ Управление по природе и паркам Израиля, заповедник Тель Дан , доступ к 12 октября 2020 года.
Библиография
[ редактировать ]- Бен-Тор, Амнон (2006), Яйра Амит; Надав Нахаман (ред.), «Отражают ли тексты исполнения точную картину современной карты поселения Палестины?» , Эссе о древнем Израиле в его ближневосточном контексте: дань уважения Надаву нахаман , Эйзенбраунам, с. 63–87, ISBN 978-1-57506-128-3 Повторно 20 июля 2022 года.
- Уилсон, Джон Фрэнсис (2004). Цезария Филиппи: Баниас, потерянный город Пан И. Б. Таурис. ISBN 1-85043-440-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Раскопки в Тель -Дэн - официальный веб -сайт Школы библейской археологии Нельсона Глюка
- Тел и надпись
- Сайт Управления по защите природы и природных парков Израиля
- 1961 Израильская карта Тель -Дан и прилегающего района. [1]
- Мегалитические памятники на Ближнем Востоке
- Природные резервы в Израиле
- Доисторические места в Израиле
- Древние места в Израиле
- Бывшие населенные места в Юго -Западной Азии
- Земля Израиля
- Сайты бронзового века в Израиле
- Места железного века в Израиле
- Ханаанитские города
- Охраняемые районы северного округа (Израиль)
- Здания и сооружения в северном округе (Израиль)
- Говорит (археология)
- Исторические еврейские общины
- 5-й миллиневое заведения BC
- 4-й милиневой до н.э.
- Заселенные места, установленные в 5 -м тысячелетии до н.э.
- Заселенные места в 4 -м тысячелетии до н.э.
- Заселенные места в 8 -м веке до нашей эры
- Долина Хула
- Племя и
- Список предварительного наследия всемирного наследия
- Золотой теленок
- Покойный неолит