Эскапистская фантастика
Литература | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ||||||
Устная литература | ||||||
Основные письменные формы | ||||||
| ||||||
Жанры прозы | ||||||
| ||||||
Жанры поэзии | ||||||
| ||||||
Драматические жанры | ||||||
История | ||||||
Списки и схемы | ||||||
Теория и критика | ||||||
![]() | ||||||
Эскапистская художественная литература – это художественная литература , обеспечивающая эскапизм путем погружения читателей в «новый мир», созданный автором. [1] Этот «новый мир» призван компенсировать произвол и непредсказуемость реального. [1] Обычно автор эскапистской фантастики предлагает структуру, рациональность и решение проблем реального мира во всех своих средствах массовой информации. [1] Жанр способствует ментализации; то есть эскапистская художественная литература поощряет психологическое участие читателя. [1] Эскапистская художественная литература часто противопоставляется реализму , который сталкивает читателя с суровой реальностью войны, болезней, семейной дисфункции, преступности, потери права выкупа, смерти и т. д. [2] Он включает в себя множество различных жанров; любая художественная литература, погружающая читателя в мир, отличный от его собственного, по своей сути является эскапистской литературой. [3] Эскапистская литература стремится дать читателям творческое развлечение, а не затрагивать современные проблемы и провоцировать серьезные и критические мысли. [4]
Исторически сложилось так, что искусство и, в частности, литература получили признание за свою способность отвлекать читателей от невзгод реальности. Во время Великой депрессии читатели обратились к эскапистской художественной литературе, поскольку она давала им мысленный выход из унылой экономики того периода времени. [5] Художественные книги и романы были для читателей доступным и простым средством побега в другой мир, поэтому люди использовали эскапистскую литературу, чтобы предоставить им временный психологический побег от реалий своего мира. [5]
Называя произведение «эскапистской фантастикой», можно свести его к минимуму . Те, кто защищает произведения, называемые эскапистскими, либо утверждают, что они не эскапистские (например, что сатирические аспекты научно-фантастического романа обращены к реальной жизни), либо защищают понятие «побега» как таковое, а не «эскапизма», как это делает Дж. Р. Р. Толкин в его « О сказках » и цитата К.С. Льюиса в его «О научной фантастике» на вопрос Толкина о том, кто будет наиболее враждебно настроен к идее побега, и его ответ: тюремщики.
Жанры, которые могут включать элементы эскапистской фантастики, включают:
- Разрыватели лифа / Любовные романы
- Детективные романы
- Фэнтези-фантастика
- Ужасы
- Криминальное чтиво
- научная фантастика
- Шпионские романы
- Триллеры
- Боевик / приключенческая фантастика
Характеристики
[ редактировать ]
Концепция людей, использующих различные формы средств массовой информации, такие как художественная литература, чтобы «убежать» от ограничений и неудовлетворенности повседневной жизнью, известна как «эскапистская фантастика». Именно из-за этого некоторые люди могут утверждать, что большая часть художественной литературы и сам процесс чтения являются стремлением к бегству от действительности. [6]
Дж. Р. Р. Толкин, ученый-лингвист, является одной из важнейших фигур в эскапистской фантастике. Он является автором «Властелина колец» , классического образца эскапистской фантастики. Он написал ее, чтобы проиллюстрировать смысл своего эссе « О сказках ». Он признавал, что сказки — это своего рода спасение, он считал, что людям нужно предоставить спасение от мира заводов, пулеметов и бомб. [7] Хотя сказки ни в коем случае не являются единственным средством побега, они являются одной из наиболее очевидных и (для некоторых) возмутительных форм «эскапистской» литературы. [8] Популярные произведения, такие как «Гарри Поттер» серия Дж. К. Роулинг , «Хроники Нарнии , » К. С. Льюиса « Сюзанны Коллинз » Голодные игры , Толкина и «Властелин колец» являются примерами эскапистской художественной литературы. Каждый из этих романов позволяет читателю, по сути, сбежать в чужой фантастический мир. Можно утверждать, что эти и подобные романы способствуют пониманию того, что эскапистская фантастика не является чем-то негативным. Эти романы могут предоставить читателям моральный компас или преподать им уроки, их можно интерпретировать как средство для представления и преодоления личных страхов, недостатков человека, а иногда и потребности в этом «побеге». Вторичный мир, или фантастический, — это нечто, что точно отражает основной и не было бы успешным или удовлетворительным, если бы читатели не могли представить его реалистичным и понятным. [9] Эскапистская художественная литература использует повествовательные стратегии, которые привлекают и погружают читателей, одновременно дистанцируя читателя от их мира и общества. Эскапистская художественная литература стремится вовлечь читателей в рефлексивные и любознательные процессы, побуждая читателей подвергать сомнению и бросать вызов своим собственным культурным и социальным реалиям. Ключевым элементом эскапистской художественной литературы является использование техник, которые побуждают читателей войти в новый мир, одновременно создавая позицию критического взаимодействия. То есть позиция, при которой читателям предлагается мыслить критически и размышлять о современных социальных идеологиях; идентичность, агентность, окружающая среда, социальные конструкции, политика и т. д. [10]
Контекст и происхождение
[ редактировать ]Во время Великой депрессии 1930-х годов люди начали обращаться к эскапистской художественной литературе, потому что она давала читателям возможность мысленно уйти от тревожного уровня безработицы и общего упадка экономики в тот период. Несмотря на экономический опустошение Великой депрессии, в этот период людям была предоставлена возможность провести свободное время. Популярная культура, а также предоставляемые ею развлечения и развлечения могут считаться решающими в поддержании благополучия общества в суровую реальность того периода. Чтение таких жанров, как эскапистская фантастика, в этот период позволило людям уйти от неуверенности, тревог и потери самооценки, возникших в результате периода Великой депрессии. Популярная культура, в частности эскапистская фантастика как жанр, процветала и развивалась в 1930-е годы в отличие от других отраслей. Из-за безработицы во время депрессии у людей было больше свободного времени и поиск способов заполнить свое время и избежать мрачной реальности, с которой они столкнулись. [11] Большая часть популярной культуры и художественной литературы, созданной в период с 1929 по 1941 год, не затрагивала суровую реальность Великой депрессии и не содержала каких-либо явных ссылок на нее как тему. Это еще раз подтверждает идею о том, что в этом контексте популярная культура и художественная литература в значительной степени использовались как средство спасения от лишенных и отчужденных условий жизни, характерных для того периода. [12] В 1950-х и 1960-х годах люди были склонны рассматривать тему эскапизма через социально-политическую перспективу, анализируя, как дисфункции общества вызывают у людей потребность в побеге. [13] Чтение художественной литературы во время Великой депрессии было популярно, читатели, искавшие эскапистскую литературу, имели на выбор широкий выбор материалов, таких как «криминальные материалы», комиксы, комиксы, художественные романы и т. д. [12]

Обозначение побега в литературе, известное как эскапистская фантастика, восходит к 1930-м годам. Слово «эскапизм» родилось в 1930-х годах и быстро росло в использовании. В 1940-х и 1950-х годах термин «эскапизм» в литературе подвергался значительной критике. В 1960-х и 1970-х годах в литературе возникла концепция «побега» как способ борьбы с несовершенным существованием, при котором читатель мог временно уйти от реальности. [5] Концептуальная идея и цель эскапистской литературы — стереть различия и освободить читателей от сложностей и ответственности исторической специфики. [9]
Идеология
[ редактировать ]Литература в жанре фэнтези носит эскапистский характер, создавая другой мир, в котором читатель и главный герой покидают привычное окружение и попадают в другую, новую среду. Эскапистская литература создает эти альтернативные фантастические миры, чтобы избежать непосредственных социально-политических и экономических условий реального мира. [14] Вторичный мир, созданный в произведениях эскапистской фантастики, является чем-то близким к первичному. Вторичный мир — это также способ понять и справиться с вещами, от которых мы хотим убежать в нашем первичном мире. Этот вторичный мир не имел бы успеха, если бы читатели не видели в нем правдоподобного, реального и связанного с их собственным миром. [9] Эскапистская литература, в частности фэнтези, действительно позволяет уйти от нашего мира, освобождаясь от ограничений нормальности и повседневной жизни. Большая часть эскапистской художественной литературы носит аллегорический характер и различными способами использует черты мирского, чтобы прокомментировать современную жизнь. Эскапистская художественная литература часто стремится исследовать более глубокие элементы человеческого существования и целей. Эскапистская литература имеет тенденцию противостоять современным проблемам, в частности моральным и политическим вопросам, посредством морального путешествия, которое предпринимает читатель, где он может извлечь важные жизненные уроки в вымышленном мире. Эскапистская художественная литература может предоставить читателям богатую литературу, посвященную универсальным проблемам человечества, особенно вопросам детского опыта и подросткового возраста. Авторы эскапистской фантастики конструируют альтернативные миры, чтобы комментировать наш мир неявно через различия и явно через сходства. Основная цель эскапистской художественной литературы — комментировать реальный мир и исследовать моральные, социальные, политические и философские дилеммы, существующие в нем. Столкнувшись с современными проблемами, авторы эскапистской фантастики стремятся изменить общепринятые точки зрения и раскрыть моральное понимание. [14] Эскапистская фантастика как жанр художественной литературы, требующий существенного уровня погружения в мир текста, может оказать большое влияние на читателей.
Стипендия и критика
[ редактировать ]Эскапистская фантастика имеет множество негативных коннотаций. [9] Некоторые литературные критики и ученые классифицировали эскапистскую фантастику и жанры научной фантастики, триллера, детектива, романтики и фэнтези как сублитературные и недостойные того, чтобы их считали настоящей литературой. [6] Ранние критики жаловались, что эскапистская фантастика как литературный жанр вводит читателей в заблуждение относительно суровой истины реальности. Ранние развлечения и литература имели тенденцию рассматривать эскапистскую художественную литературу как явление низшего класса. Предполагая, что отчуждение, лишение и ограничение низшей жизни вызвало у этих «непривилегированных» личностей желание к бегству. [13] Эти критики считают эскапистскую литературу мелкой и поверхностной, а ее ценность принижают до простого источника развлечения. Некоторые литературные критики считают эскапистскую литературу легкомысленной и часто отвергают ее как литературный жанр. [6] Эти люди утверждают, что эскапистская литература не имеет большого значения для социализации подростков. [10]
С другой стороны, некоторые литературные критики высоко ценят эскапистскую художественную литературу, характеризуя ее как жанр, обладающий тематической глубиной и идеологической сложностью, который одновременно привлекателен для читателей и оказывает влияние. Эти люди выступают против негативных коннотаций, связанных с эскапистской литературой. Они утверждают, что, поощряя читателей «убегать», эскапистская художественная литература способна сделать своих читателей восприимчивыми к дидактическим и потенциально формирующим идеологическим предположениям. Сторонники эскапистской художественной литературы как жанра считают, что она имеет формирующую ценность для подростков по мере их взросления и, следовательно, может предложить читателям аналогичную социализирующую ценность. [10] В течение долгого времени создатели и потребители эскапистской литературы находились (и до сих пор находятся) в положении неполноценности, поэтому эскапистская фантастика является жанром, исключенным из признания и исследования. [15] Идеологические взгляды, представленные в эскапистской художественной литературе, часто неявны, то есть представления во всей эскапистской литературе информативны и структурированы в соответствии с принятыми культурными и социальными конструкциями. [10]
Примеры
[ редактировать ]Большинство жанров, относящихся к популярной фантастике, считаются эскапистской литературой, в том числе любовные романы, детективные романы, фэнтезийные романы, фантастика ужасов , научная фантастика , криминальное чтиво, триллеры. Популярных авторов художественной литературы, таких как Агата Кристи , Энид Блайтон , Барбара Картленд , Стивен Кинг , Дж. К. Роулинг, Дж. Р. Р. Толкиен и Даниэль Стил , можно отнести к авторам эскапистской литературы. [4]
Общие характеристики, методы и особенности
[ редактировать ]Одним из наиболее известных канонических примеров эскапистской литературы является «Властелин колец» Толкина . В этом произведении эскапистской фантастики описываются персонажи совершенно новой вымышленной вселенной со своей собственной историей и языками. Толкин исследует темы добра и зла и подчеркивает значение небольших подвигов. Эти темы занимают видное место в большинстве эскапистской литературы. [16]
Эскапистская литература стремится создать понятный и правдоподобный альтернативный мир, жители которого борются с дилеммами, с которыми может столкнуться читатель. [16] Эскапистская художественная литература содержит элементы реальности, самосовершенствования и глубоко укоренившихся истин и может исследовать моральные и этические темы в развлекательной форме. Существует внутренняя потребность в побеге, которая заложена в людях для поддержания здравомыслия, эскапистская литература дает читателям возможность просмотреть исторические и инстинктивные уроки. Эскапистская художественная литература может быть представлением того, как все должно быть в мире, побуждая читателей понять основные проблемы и вызовы реального мира в контексте альтернативного мира. [9]
Как многогранный литературный жанр, эскапистская фантастика содержит тематическую глубину и сложную идеологию, стремящуюся убедить читателя пересмотреть свои взгляды на мир. Эскапистская художественная литература использует методы, которые стремятся побудить читателей к участию и осуществлению «побега» посредством использования узконаправленного повествования. Использование повествования в настоящем времени также распространено в эскапистской художественной литературе, поскольку оно предлагает читателям напрямую взаимодействовать с персонажем, историей и сеттингом. Повествование является важной особенностью эскапистской художественной литературы, поскольку оно необходимо для максимального вовлечения, поскольку перемещение читателей в другой мир влияет на идеологические запросы и интерпретации. [10]
Связанные жанры
[ редактировать ]- Фантастика
- Сверхъестественная фантастика
- Эскапизм
- Утопическая и антиутопическая фантастика
- Спекулятивная фантастика
- Супергеройский фильм
- научная фантастика
- Ужасы
- Западная фантастика
- Апокалиптическая и постапокалиптическая фантастика.
- Криминальная фантастика
- Научное фэнтези
- Альтернативная история
- Стимпанк
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Галгут, Э. (2019). Литературная форма и ментализация. В Оксфордском справочнике по философии и психоанализу (1-е изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780198789703.013.30
- ^ Кроссен, К. (2012). Эскапистская фантастика. Уолл Стрит Джорнал. Восточное издание.
- ^ Мастер-класс. (2021). Что такое спекулятивная фантастика? Определение и понимание различных жанров спекулятивной фантастики .
- ^ Jump up to: а б Хаса. (2016). Что такое эскапистская литература. Pediaa.com.
- ^ Jump up to: а б с Каппелло, М. (2017). Как мы избегаем этого: эссе . JSTOR Daily.
- ^ Jump up to: а б с Хусейн, С. (2014). Литературная или нет – реальность эскапистской фантастики. Пропавший лист. Выпуск 12.
- ^ Специально для The New York Times. (1973). Дж.Р.Р. Толкин умер в 81 год; Написал «Властелин колец : создатель мировой эскапистской литературы». Нью-Йорк Таймс (1923 г. – текущий файл), стр. 18-.
- ^ Толкин, JRR (1947). О сказках . Эссе, представленные Чарльзу Уильямсу.
- ^ Jump up to: а б с д и Мазур, А. (2018). Реальность побега в фэнтези . Диссертация с отличием, Университет Небраски-Линкольн. 54.
- ^ Jump up to: а б с д и Ходдер, Л. (2014). Привлечение эскапизма: повествование и убеждение в молодежной фантастической фантастике . Университет Маккуори, Сидней, Австралия.
- ^ Ромер, CD, и Пеллс, Р.Х. (2020). Великая депрессия . Британская энциклопедия.
- ^ Jump up to: а б Энциклопедия.com. (2021). Эскапизм и свободное время 1929-1941. Исторические события для студентов: Великая депрессия.
- ^ Jump up to: а б Хафманн А. и Райнеке Л. (2021). Запойное просмотрение как случай использования эскапистских развлечений. В книге П. Фордерер и К. Климмит, Оксфордский справочник по теории развлечений. Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780190072216.013.11
- ^ Jump up to: а б Кьютью, Л. (2006). Фэнтези, мораль и идеология: сравнительное исследование « » Хроник Нарнии К.С. Льюиса и » «Его темных материалов Филипа Пулмана . Архив исследований Бирмингемского университета.
- ^ Раваси, М. (2019). «Конструктивно потеряться:» рассказы об эскапизме в современной американской художественной литературе. Кафедра английской литературы Университета Рединга.
- ^ Jump up to: а б Ломбарди, Э. (2019). Литература побега . МысльКо.