Танк 103
Танк 103 | |
---|---|
Тип | Безбашенный основной боевой танк |
Место происхождения | Швеция |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1967–1997 |
Используется | Шведская армия |
История производства | |
Дизайнер | Свен Берге |
Разработанный | 1956 год |
Производитель | Бофорс АБ |
Произведено | 1967–1971 |
№ построено | 290 |
Варианты | А, Б, В, Д |
Технические характеристики (Стрв 103С) | |
Масса | 42,5 т (46,8 коротких тонн; 41,8 длинных тонн) |
Длина | 9 м (29 футов 6 дюймов), вкл. пистолет |
Ширина | 3,80 м (12 футов 6 дюймов) |
Высота | С верхним пулеметом: 2,43 м (8 футов 0 дюймов) До купола: 2,14 м (7 футов 0 дюймов) До крыши автомобиля: 1,90 м (6 футов 3 дюйма) До центра ствола в горизонтальном положении: 1,70 м (5 футов 7 дюймов) |
Экипаж | 3 (командир, наводчик/водитель, задний водитель) [ 1 ] |
Броня | ЛОТ: ≈192-337 мм Фактический: 40–70 мм. |
Основной вооружение | Нарезная пушка Bofors L74 10,5 cm L/62 с автоматом заряжания и боекомплектом на 50 патронов. |
вторичный вооружение | Два стационарных 7,62-мм КСП 58. пулемета один зенитный 7,62-мм пулемет КСП 58 два 71-мм миномета Лиран |
Двигатель | Детройтский дизель 6В53Т, 216 кВт (290 л.с.) и Газотурбинная установка Caterpillar 553, 365 кВт (489 л.с.) |
Мощность/вес | 13,6 кВт/т (18,3 л.с./т) |
Передача инфекции | 2 скорости вперед и 2 назад. |
Приостановка | Газогидравлическая гидропневматическая подвеска |
Оперативный диапазон | 390 км (240 миль) |
Максимальная скорость | Максимальная скорость движения вперед или назад 60 км/ч (37 миль в час) [ 2 ] |
Stridsvagn 103 ( Strv 103 ), также известный как Альтернативный S и S-танк , [ 3 ] — шведский времен Холодной войны основной боевой танк , разработанный и изготовленный в Швеции. [ 4 ] «Strv» — это шведское военное сокращение от stridsvagn , что по-шведски означает «танк» (буквально «боевой фургон» , это также шведское слово, обозначающее «колесницу» ), а 103-й танк стал третьим танком на вооружении Швеции, оснащенным 10,5-см пушкой.
Разработанный в 1950-х годах, это был первый основной боевой танк, в котором использовался газотурбинный двигатель , и единственный серийный танк со времен Второй мировой войны , не использовавший башню, за исключением немецкого Kanonenjagdpanzer . [ 5 ] Он имеет нетрадиционную конструкцию с уникальным процессом наводки орудия : [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Он безбашенный , с неподвижным орудием , перемещаемым за счет гусениц и поднимаемым корпуса за счет регулировки подвески . [ 5 ] В результате получилась очень низкопрофильная конструкция с упором на живучесть и повышенный уровень защиты экипажа.
Strv 103 составляли основную часть шведских бронетанковых войск с 1960-х по 1990-е годы, когда вместе с Centurion они были заменены вариантами Leopard 2 Stridsvagn 121 и Stridsvagn 122 . [ 9 ]
В то время как большинство безбашенных боевых бронированных машин классифицируются как штурмовые орудия или истребители танков , Strv 103 считается танком, поскольку его боевая роль соответствовала роли других танков в современной шведской доктрине.
История
[ редактировать ]Разработка концепции
[ редактировать ]В начале 1950-х годов Управление вооружений Королевской шведской армии приступило к разработке нового танка, известного как Kranvagn, или KRV . Желательными характеристиками были вес около 30 тонн при высоких характеристиках орудия, защите и мобильности. Новая конструкция имела очень низкопрофильный корпус с высокой и сильно наклоненной башней, на которой было установлено крупнокалиберное орудие и систему автомата заряжания , что сократило экипаж до трех человек. Первоначально рассматривались орудия калибра от 105 до 120 мм, предпочтение отдавалось 120-мм, а позже рассматривалась и конструкция 155 мм. Общая конструкция очень похожа на французский AMX-50 . [ 10 ]
Примерно в это же время они также обратились к Великобритании с просьбой о покупке танка «Центурион» . «Центурион» имел стабилизатор орудия , гораздо лучшую подвижность и ряд других особенностей, которые делали его намного более совершенным, чем КРВ. Хотя британцы проявили интерес, они заявили, что поставки не могут начаться до 1955 или 1956 годов, после того как их собственные потребности будут удовлетворены. Затем, в 1953 году, отчасти из-за увеличения потребности в иностранной валюте , Великобритания предложила немедленно поставить «Центурион». Это предложение было принято, и работа КРВ продолжилась только по изготовлению двух корпусов для изучения. [ 10 ]
Хотя «Центурион» был большим шагом вперед по сравнению с KRV, он по-прежнему считался намного тяжелее идеального, учитывая его огневую мощь. В середине 1950-х годов Управление вооружения Королевской шведской армии заключило контракт на поиск замены. Для рассмотрения различных подходов были сформированы две рабочие группы. «Альтернатива А» (от «англо-американца») заключалась в покупке у британцев или американцев конструкции массой примерно 50 тонн, но с более мощной пушкой, чем 20-фунтовая пушка Ordnance QF существующих «Центурионов». «Альтернатива Т» (« Тыск-Франск », или «Немецко-Французский») представляла собой более легкий танк массой около 30 тонн с меньшей защитой, но лучшей подвижностью. В 1956 году Свен Берге из Шведского управления вооружений предложил «Альтернативу S» («S» означает «шведский»), радикально иное решение. [ 10 ]
Альтернатива С
[ редактировать ]В рамках покупки Centurion Великобритания предоставила большие объемы данных о танковых боях Второй мировой войны и Корейской войны . Они продемонстрировали, что половина всех «убийств» произошла из-за попаданий в башню или башенный пояс. Попадания в нижнюю часть танка были гораздо реже. Эти статистические данные также свидетельствуют о том, что вероятность попадания сильно зависит от общей высоты танка. [ 10 ]
В 1943 году Берге прочитал отчеты о конструкции французского Char B1 1940 года . Он отличался большой (для той эпохи) пушкой в корпусе, которая была зафиксирована по азимуту и требовала поворота всего танка для ее прицеливания. Это достигалось за счет использования сложной системы трансмиссии под управлением наводчика. Берге также входил в состав групп, исследовавших немецкие машины после войны, и знал о способности коротких машин быстро маневрировать. [ 10 ]
Берге объединил эти концепции для предложения S. Подвеска будет соединена со стабилизатором от Bofors , который будет обеспечивать стабилизацию всего танка, а не только пушки. Он чувствовал, что стабилизаторы той эпохи не обеспечивали производительности, необходимой для настоящего огня на ходу; хотя первый выстрел можно сделать на ходу, танки обычно останавливаются для последующих выстрелов. Он чувствовал, что предлагаемое преимущество ограничено и что лучшая защита при остановке будет более полезной. [ 10 ]
Получившееся шасси было довольно маленьким, всего с четырьмя опорными катками, а орудие проходило сквозь машину в корму, где автомат заряжания и боеприпасы хранились за пределами боевого отделения. Получившаяся 30-тонная конструкция имела тот же уровень брони, что и тяжелые танки, но в целом была лучше защищена из-за внешних боеприпасов и очень низкого профиля. [ 10 ]
Прототипы
[ редактировать ]Встреча весны 1957 года для рассмотрения различных проектов привела к тому, что «S» вызвал достаточный интерес, и потребовалась демонстрация его конструктивных особенностей. [ 10 ] Был заключен небольшой контракт, чтобы продемонстрировать, что систему подвески можно использовать для прицеливания. Это привело к экспериментам с использованием излишков автомобилей M4 Sherman и Infanterikanonvagn 103, оснащенных внешними системами, приводящими в движение подвеску. Это казалось многообещающим, поэтому один из испытательных корпусов предыдущей программы КРВ был адаптирован для более строгих испытаний и первого применения стабилизатора. Позже это было изменено: убраны первый и шестой опорные катки, чтобы сделать компоновку более похожей на предложение S. [ 10 ]
В рамках обсуждений Försvarsbeslut 1958 (плана обороны 1958 года) в Риксдагене (шведский парламент) обсуждались три альтернативы. S должен был быть самым дорогим, но в конечном итоге он был выбран из-за символической ценности отечественного танка в нейтральной стране, а также из-за побочного влияния на промышленную компетентность Швеции. 4 февраля 1958 года был заключен контракт на поставку двух корпусов прототипов: S1 и S2. Volvo была выбрана для создания системы двигателя, а AB Landsverk — для трансмиссии. S1 использовал электродвигатель для питания, подаваемый от прицепа-генератора, и использовался для проверки системы подвески. S2 включал в себя дизельно-турбинный гибридный двигатель, разработанный Volvo, и использовался для испытаний трансмиссии и системы плавучести. Они также оказались успешными, и в 1960 году был размещен заказ на десять предсерийных автомобилей. [ 10 ]
К этому времени Великобритания предложила новейший Centurion Mk. 10, на котором была установлена знаменитая 105-мм пушка Royal Ordnance L7 . Оружие было лицензировано для производства в Швеции и вскоре будет доступно, поэтому было принято решение заменить гораздо более крупные орудия, первоначально задуманные на модель 105, чтобы сэкономить затраты на разработку. Для S он был удлинен до L/62 по сравнению с исходным L/52, чтобы можно было использовать более мощные заряды. Поскольку орудие было зафиксировано на месте, без движения отдачи, автомат заряжания мог достигать очень высокой скорострельности каждые три секунды. [ 10 ] В результате серийной конструкции было присвоено название «Stridsvagn 103», что означает третью конструкцию с 10-см пушкой.
Первая из этих машин «нулевой серии» прибыла в 1963 году. В ходе испытаний было замечено, что, хотя экипаж из двух человек может успешно управлять машиной, другие задачи усложняются. Примечательно, что это усложняло работу в полевых условиях, поскольку экипажа из двух человек было недостаточно для выполнения караульной службы, легкого обслуживания гусениц или перезарядки боеприпасов. Было принято решение добавить третьего члена, поручить ему управлять радиосвязью, а также иметь второй набор органов управления и систем обзора, позволяющий им вести танк задним ходом на высокой скорости. [ 10 ]
Впервые автомобиль был показан публике весной 1963 года. Это сразу же стало мировой сенсацией. Джон Ф. Кеннеди проявил интерес к дизайну, в результате чего Роберт С. Макнамара написал записку, в которой отмечалось:
Их новый танк имеет преимущества перед нашим М60 в низком силуэте, меньшем весе и амфибийности. С другой стороны, он не способен к одновременному автомобильному движению и круговому поражению целей. Хотя армия полностью осознает преимущества шведской конструкции, она считает, что этот новый танк скорее является оборонительным истребителем танков или штурмовым орудием, чем танком в рамках армейской концепции применения танков. [ 10 ]
В производство
[ редактировать ]Успех нулевой серии привел к тому, что осенью 1964 года было заказано на производство 70 экземпляров. [ 10 ] Первые серийные образцы начали поступать в 1967 году. Они показали, что исходная турбина Boeing T50 мощностью 490 лошадиных сил (370 кВт). новая конструкция Caterpillar мощностью 300 лошадиных сил (220 кВт) имела недостаточную мощность, а для второй производственной партии, 220 S103B, была представлена модели, которые начали поступать в 1970 году. Эти двигатели также были модернизированы для более ранних образцов. К 1971 году было завершено производство 290 серийных моделей. [ 10 ]
Более поздние обновления
[ редактировать ]Планы 1970-х годов предусматривали внедрение новых танков в 1980-е годы, но позже они были перенесены на 1990-е годы. Это привело к ряду улучшений находящихся в эксплуатации S103, в результате чего был создан S103C. Изменения заключались в замене 240-сильного (180 кВт) Rolls-Royce K60 на 290-сильный (220 кВт) Detroit Diesel Series 92 , новых гусениц от Diehl Aerospace , внешних топливных баков по бокам машины, лазерного дальномера и добавление бульдозерных отвалов ко всем танкам, а не к каждой третьей машине. Преобразования начались в 1986 году и завершились к 1988 году. [ 10 ]
В 1990-х годах велась некоторая разработка модели S103D. Была использована еще одна турбина, система ядерно-биологического химического фильтра, новый баллистический вычислитель, способный вести огонь по движущимся целям, дульная система отсчета , лучшая демпфирование подвески, улучшенная лобовая броня и отдельный стабилизатор для командирского пулемета. К этому времени для закупки были выбраны более новые зарубежные танки, а модификации серии D не проводились. [ 10 ]
Дизайн
[ редактировать ]Изучение отчетов о потерях во время Второй мировой войны и войны в Корее показало, что риск поражения в бою тесно связан с высотой: более половины потерь танков приходится на пробитие башни. Поэтому Берге пришел к выводу, что любая новая конструкция должна быть как можно более низкой. [ нужна ссылка ] Радикальным решением стала ликвидация башни, что также избавило бы от уязвимой зоны поражения цели и значительно облегчило бы танк. По абсолютной высоте окончательная конструкция не давала Strv 103 сколько-нибудь существенного преимущества перед наиболее вероятным противником — Т-62 . Последний был лишь немного выше: 2,20 м (7 футов 3 дюйма) с башней по сравнению с 2,14 м (7 футов 0 дюймов) у Strv 103. С другой стороны, шведские «Центурионы» возвышались над обоими со своими 2,94 м. (9 футов 8 дюймов) - 3,01 м (9 футов 11 дюймов) в высоту. Однако Т-62 поплатился за свою низкопрофильность крайне тесным салоном и отсутствием склона орудия. Танки часто размещаются на огневых позициях с закрытым корпусом , либо за вырытыми окопами, либо на гребне холма, чтобы уменьшить уязвимость машины для огня противника. В этой огневой позиции уровень воздействия определяется расстоянием между нижней частью ствола орудия и верхом башни или машины, а также углом, на который машина может опустить ствол орудия. Поскольку Strv 103 ориентирует весь танк на опускание и подъем ствола, в опущенном положении корпуса он имеет очень небольшую видимую высоту и последующий визуальный профиль для противника. Также можно было опустить корпус еще на 13 сантиметров (5,1 дюйма) за счет регулировки подвески. [ нужна ссылка ]
Знакомство с точной трансмиссией французского Char B1 , исключительными характеристиками поворота короткогусеничных штурмовых орудий и боевыми характеристиками немецких серий StuG и Jagdpanzer вдохновило Берге на решение проблемы прицеливания за счет использования полностью автоматизированного трансмиссии и системы подвески, точно поворачивавшей и наклонявшей танк под управлением наводчика. Сама пушка крепилась к корпусу. [ 10 ] Это делало невозможным использование стабилизированной пушки. В результате танк не мог точно двигаться и вести огонь одновременно, но шведский опыт с «Центурионами» показал, что для того, чтобы танки достигли приемлемой точности, им все равно придется останавливаться, и это ошибочно. [ неправильный синтез? ] По оценкам, в обозримом будущем прорыва в технологии стабилизации не произойдет.
Другие характеристики танка также были весьма радикальными. Нарезная пушка Bofors 105 мм L74 с длиной ствола 62 калибра могла использовать те же боеприпасы, что и британская Royal Ordnance L7 , и будет оснащена автоматом заряжания, обеспечивающим скорострельность один выстрел каждые три секунды. также позволяющий сократить экипаж до двух человек; наводчик/водитель и командир (в большинстве конструкций той эпохи использовался экипаж из четырех человек), при этом один человек мог выполнять все функции танка из обычного положения за счет дублирования органов управления. Конечно, это можно было бы использовать только в чрезвычайных ситуациях, поскольку рабочая нагрузка была бы огромной, но помимо обеспечения резервирования это также позволяло экипажу переносить задачи между собой в зависимости от ситуации. Концепция прошла практические испытания, которые быстро показали, что экипаж из двух человек не будет самодостаточен при решении многих задач, не связанных напрямую с управлением танком: в частности, текущего обслуживания, стоянки, смены колеи и перезарядки в полевых условиях. . Хотя последнюю проблему можно было решить путем увеличения экипажа боекомплекта, было решено, что необходим третий член экипажа. Для повышения боевой эффективности третий человек должен был быть назначен задним водителем-радистом, обращенным в корму танка и оснащенным полным комплектом для вождения. Это позволяло танку двигаться назад с той же скоростью, что и вперед, сохраняя лобовую броню направленной на противника, и освобождая командира от рутинной работы по радио. Командир и наводчик/водитель имели одинаковый набор прицелов и органов управления для стрельбы из орудия и управления танком.
Танк был оснащен двумя разными типами двигателей: дизелем Rolls-Royce K60 оппозитным мощностью 240 лошадиных сил (180 кВт) для медленного движения и маневрирования танка при прицеливании и турбиной Boeing 502 мощностью 300 лошадиных сил (220 кВт) для более мощности при движении на высокой скорости или по пересеченной местности. Быстро выяснилось, что турбина недостаточно мощная, и Caterpillar после того, как было произведено не более 70 танков, она была заменена турбиной мощностью 490 лошадиных сил (370 кВт) и установлена на все предыдущие машины. Это было первое использование газотурбинного двигателя в серийном танке; Советский Т-80 и американский M1 Abrams позже будут построены с газовыми турбинами в качестве главной силовой установки. Концепция была настолько интересной, что компанию Bofors попросили построить прототип подвески/трансмиссии, что они и успешно завершили.
Strv 103 можно было сделать полностью амфибией. Вокруг верхней части корпуса можно было установить плавучий экран примерно за 20 минут, а гусеницы могли бы вести танк по воде со скоростью около 6 километров в час (3,7 миль в час). [ нужна ссылка ]
По одному танку в каждом взводе под передней частью корпуса был установлен бульдозерный отвал , который снаружи танка опускался вручную и фиксировался в рабочем положении штифтами и опорными стойками. Лезвие позволяло ему выполнять простые инженерные задачи, например, рыть ямы для костра для взвода, засыпать траншеи для облегчения прохода и так далее. После выполнения задачи лопасть снова вручную возвращалась в положение под лоб корпуса и фиксировалась на месте. После появления модели 103С на всех танках был установлен бульдозерный отвал как для ускорения операций, так и для повышения защиты нижней части корпуса.
Услуга
[ редактировать ]При подготовке плана обороны 1958 года ( Försvarsbeslut 1958 (FB58) ) в Риксдагене (шведском парламенте) в ходе закупок Альтернатива S была противопоставлена двум иностранным альтернативам Альтернатива А и Альтернатива Т. Хотя отечественная альтернатива должна была быть более дорогой, в отчете комитета по обороне рекомендовалось «S» при оценке символической ценности отечественного танка для нейтральной страны, а также побочных эффектов для шведской промышленной компетентности.
Риксдаген принял официальное решение относительно FB58 4 февраля 1958 года, и последующий контракт предусматривал поставку двух серийных прототипов, которые были завершены в 1961 году. К этому моменту армия была настолько удовлетворена конструкцией, что был получен первоначальный предсерийный заказ на 10 место было размещено в 1960 году. [ нужна ссылка ]
С небольшими изменениями Alternativ S был принят на вооружение как Stridsvagn 103 («103» — третий танк с пушкой калибра 10 см , принятый на вооружение Швеции). Полное производство началось в 1967 году и закончилось в 1971 году, когда было поставлено 290 машин. Изменения включали новую гиростабилизированную командирскую башенку, вооруженную 7,62-мм пулеметом КСП 58 , а также модернизированную лобовую броню. уникальную решетчатую броневую Спереди можно было установить решетку для поражения осколочно-фугасных противотанковых (кумулятивных) снарядов; однако в течение многих лет он держался в секрете и мог быть установлен только в случае войны.
Несмотря на свою конструкцию, Strv 103 предназначался для наступательных операций. Бронетанковые бригады шведской армии, имевшие на вооружении Strv 103, получили обозначение anfallsbrigader (штурмовые бригады) и получили задание проводить контрнаступления на плацдармы противника и высаживать воздушные десанты . [ 11 ] [ 12 ] Заявленная шведская бронетанковая доктрина, современница танков, описывает агрессивный подход к ведению танковой войны , даже в оборонительных ситуациях. [ 13 ] Конструкция Strv 103 с его низким профилем была основана на защите, а не на оборонительном поведении на поле боя. [ 11 ]
В 1980 году шведская армия потребовала сдать все имеющиеся на вооружении танки и заменить их неуказанным Stridsvagn 2000 (танк, использовавшийся после 2000 года). В 1982 году риксдаг принял решение о резком сокращении военного бюджета в Законе об обороне 1982 года и вместо этого решил, что танковый парк должен пройти обновление и модификацию (РЕМО), чтобы хотя бы в некоторой степени довести его до стандарта, оставаясь в пределах экономических ограничений. наложено. [ 14 ] [ 15 ]
Производительность
[ редактировать ]Stridsvagn 103 никогда не участвовал в боях, поэтому его конструкция остается недоказанной. Однако для своей предполагаемой роли в 1960-х годах он имел множество преимуществ. В 1967 году Норвегия провела двухнедельные сравнительные наблюдательные испытания с Leopard 1 и обнаружила, что при закрытых люках 103 обнаруживал больше целей и стрелял быстрее, чем Leopard, в то время как при работе с открытыми люками ситуация была обратной. С апреля по сентябрь 1968 года два танка 103 прошли испытания в британской бронетанковой школе в Бовингтоне , где сообщалось, что «безбашенная концепция танка «S» имеет значительное преимущество перед танками с башней». В 1973 году BAOR провела испытания модели 103. Британские члены экипажа прошли шестинедельную подготовку, а машины обслуживались шведскими инженерами. За девять дней маневров рядом с танком Chieftain готовность ни разу не упала ниже 90%, а в итоговом отчете говорилось: «Не удалось доказать какой-либо недостаток в неспособности танка «S» вести огонь на ходу». [ 16 ] В 1975 году два 103-х прошли испытания в американском бронетанковом центре в Форт-Ноксе . Испытания показали, что 103-й стрелял точнее, чем M60A1E3 , но в среднем на 0,5 секунды медленнее. [ нужна ссылка ]
По сравнению с Centurion, более короткая гусеница Strv 103 означала, что он хуже работал на мягком грунте (грязь и снег), а его способность преодолевать траншеи и преодолевать вертикальные препятствия также была значительно ниже: там, где Centurion преодолевал стену высотой 100 см, модель 103 едва смог перелезть на стену высотой 80 см. С другой стороны, на пересеченной местности 103-й был гораздо более маневренным. [ 17 ]
Варианты
[ редактировать ]- Танк 103Б
- Поскольку вес Strv 103 увеличился по сравнению с предсерийными танками, 103-й оказался недостаточно мощным. более мощная версия той же газовой турбины производства Caterpillar Следовательно, после первой серийной партии из 80 танков была представлена . Танки ранней версии (задним числом получившие обозначение Strv 103A) вскоре были модернизированы до стандарта B. Доработка гидропневматической подвески увеличила диапазон подъемов с -10 до +12 градусов, до -11 - +16 градусов. [ 18 ]
- Танк 103С
- Программа модернизации была начата в 1986 году, чтобы оснастить все машины улучшенными системами управления огнем. Кроме того, каждый Strv 103 был оснащен бульдозерным отвалом, а не одним на взвод. В ходе дальнейшей модернизации в 1987/88 году двигатель Rolls-Royce был заменен на новый Detroit Diesel мощностью 290 лошадиных сил (220 кВт) с большим количеством топливных канистр, расположенных по бокам и выполняющих роль аппликационной брони, а также был добавлен новый лазерный дальномер .
- Танк 103Д
- В середине 1990-х годов, когда шведские вооруженные силы искали новый основной боевой танк, один Strv 103C был модернизирован в Strv 103D. Основными изменениями стали установка компьютера управления огнем, тепловизоров наводчика и командира, позволяющих экипажу вести бой в ночное время и в плохих метеоусловиях, а также установка пассивных усилителей света для управления автомобилем. Также были внесены некоторые незначительные изменения в систему подвески и двигатель. В начале 1990-х годов рассматривалась возможность добавления как реактивной , так и накладной брони , но, в конце концов, Strv 103 вместо этого был выведен из эксплуатации в Швеции в пользу Stridsvagn 121 (арендованные Leopard 2 A4 использовались в качестве остановки -разрыв), который поступил на вооружение в 1997 году (последний год, когда Strv 103 использовался для обучения танкистов). Этот прототип использовался во время испытаний новой системы основного боевого танка шведских вооруженных сил наряду со всеми другими испытанными танками. В течение нескольких лет этот прототип даже испытывался с дистанционным управлением. Подошва Strv 103D сегодня экспонируется в национальном музее военной техники «Арсенален». [ 19 ] вместе с некоторыми моделями 103C. Все они до сих пор в рабочем состоянии.
- Бандканон 15,5 см 1
- Самоходная гаубица разработана на базе шасси Strv 103.
Танки на выставке
[ редактировать ]На следующих выставках выставлен S-танк:
- Швеция
- Музей обороны Боден , Боден через Ассоциацию P5
- Музей военной техники «Арсенален» , Херад, Швеция
- Музей шведской армии , Стокгольм
- Музей готовности , Хельсингборг
- Дания
- Ольборгский музей обороны и гарнизона
- Германия
- Немецкий танковый музей (Немецкий танковый музей Мюнстер)
- Великобритания
- Танковый музей , Бовингтон
- Австралия
- Франция
- Россия
См. также
[ редактировать ]- Комбинированный дизель и газ
- FV4401 Спорный : переносной истребитель танков с подъемом орудия за счет гидравлической подвески.
- Танк VT : немецкий безбашенный ОБТ -проект.
Танки сопоставимой роли, характеристик и эпохи
[ редактировать ]- AMX-30 : французский основной боевой танк.
- Чифтен : британский основной боевой танк.
- Леопард-1 : немецкий основной боевой танк.
- M60 Patton — американский основной боевой танк.
- Т-62 : советский основной боевой танк.
- Т-64 : советский основной боевой танк.
- Т-72 : советский основной боевой танк.
- TR-85 : румынский основной боевой танк.
- Тип 69/79 : китайский основной боевой танк.
- Тип 74 : японский основной боевой танк.
- Виджаянта : индийский основной боевой танк.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Танковый музей Бовингтона
- ^ Берге, Свен (март – апрель 1973 г.). «Проектирование и размещение двигателя» . Броня . п. 17.
- ^ Мизоками, Кайл (4 апреля 2016 г.), Шведский «S-Tank» имел очень странную, но не глупую конструкцию.
- ^ Чант, К. и Джонс, Р. (2004). Танки: более 250 танков и боевых бронированных машин мира . Летнее издательство. п. 156. ИСБН 0-7603-1871-9 . Проверено 9 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Огоркевич, Ричард М. (1991). Технология танков . Информация Джейн. ISBN 0710605951 .
- ^ «Сцепление и тормозной маневр танка Stridsvagn 103 s» . 17 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. - на YouTube.
- ^ «Технический журнал – Танк 103» . 25 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. - на YouTube.
- ^ «Трафикмагазин тест-драйв СТРИДСВАГН С» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года — на YouTube.
- ^ Стрв 121 и стрв122
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Линдстрем, Рикард О. (26 января 2012 г.). «История создания Strv 103 «S» » (на шведском языке) . Проверено 8 декабря 2019 г.
Еще в 1943 году он прочитал в немецком журнале о французских испытаниях 1940 года с лафетом, в шасси которого рядом с механиком-водителем располагалась крупнокалиберная пушка. Испытания, проведенные на танке Char B, показали, что боковое направление каретки может осуществляться гидростатически с использованием движений ленты - управления наложением.
Свен также смог вспомнить, что означала стойка с короткими гусеницами на повозках со штурмовыми пушками для возможности бокового направления. Он сам участвовал в оценке излишков немецкой техники, закупленной в Швецию после войны, и был очарован немецкими безбашенными танками типа Sturmgeschütz или Jagdpanzer - танками, которые производились быстрее и дешевле, чем обычные башенные танки, не жертвуя при этом либо огневая мощь, либо мобильность, либо защита. - ^ Jump up to: а б Хьюгемарк, Бо, изд. (2015). Великая Армия . Исследовательский проект «Оборона и холодная война» (FOKK), 1652-5388; 44 (на шведском языке). Стокгольм: Медстрем в сотрудничестве с исследовательским проектом «Оборона и холодная война» (FoKK, стр. 27–28, 128–33, 257–60. ISBN). 9789173291231 . СЕЛИБР 17457270 .
- ^ Бьёреман, Карл (2017). «Глава 7, Майло С. – враг будет остановлен на берегу». В Хьюгемарке, Бо (ред.). Великое вторжение: шведское оперативное мышление во время холодной войны . Публикация, [1652-5388]; № 47 (на шведском языке). Стокгольм: Книжное издательство Medström в сотрудничестве с исследовательским проектом Försvaret och det cold kriget (FoKK). стр. 131–163. ISBN 9789173291385 . СЕЛИБР 19793130 .
- ^ «Pansarreglemente Stridsvagnpluton» (PDF) (на шведском языке). 1974.
- ^ Опора. 1981/82:102 Приложение 2 Минобороны стр.14 Ремонт и модификация танков
- ^ Рикард О. Линдстрем, Projekt stridsvagn 2000
- ^ «Сравнение с башенными танками» . Home4.swipnet.se. 12 апреля 1998 года. Архивировано из оригинала 28 сентября 2015 года . Проверено 27 сентября 2015 г.
- ^ https://www.youtube.com/watch?v=Aoe25OsTIng через YouTube. [ нужна полная цитата ]
- ^ Подробный выпуск № 4 - Strv 103B / CS - Танк 103c в Музее королевской армии Бельгии и модели в масштабе 1/35 и 1/72 - Фоторуководство для моделистов в мягкой обложке - 2007, стр. 5
- ^ «Арсенален» . Арсенален.se . Проверено 23 февраля 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- «Стридсвагн 103 S (E1995.105)» . Коллекция техники Бовингтонского танкового музея . Tankmuseum.org . Проверено 23 октября 2010 г.
- Танк 103 С (Э1995.105) в Танковом музее
- История создания Stridsvagn 103 "S" (на шведском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Общество S-tank – Добро пожаловать в ассоциацию S-танков – официальный сайт ассоциации S-танков
- «Оружейные действия против Танка 103», продолжительность 20:28, английские субтитры
- «Беседы о танках № 117 | Стридсвагн 103 | Танковый музей, Бовингтон, Великобритания. Куратор Дэвид Уилли обсуждает шведский Стридсвагн 103 времен Холодной войны, также известный как «S-Танк».