Lavochkin La-7
Ла-7 | |
---|---|
Ла-7 в Центральном музее ВВС , Монино , Россия | |
Роль | боец |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Дизайнерская группа | S.A. Lavochkin Design Bureau |
Построено | Завод №21 ( Горький ), Завод №381 ( Москва ), Завод №99 ( Улан-Удэ ) |
Первый полет | 1 февраля 1944 г. (Ла-5 обр. 1944 г.) |
Введение | июнь 1944 г. |
Ушедший на пенсию | 1952 ( ВВС СССР ) |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Советские ВВС Чехословацкие ВВС |
Произведено | Май 1944 г. - август 1946 г. |
Количество построенных | 5753 (+ 582 тренера) [ 1 ] |
Разработано на основе | Lavochkin La-5 |
Лавочкин Ла-7 ( русский : Лавочкин Ла-7 ; отчетное название НАТО : Fin ) [ 2 ] — одноместный советский истребитель с поршневым двигателем , разработанный во время Великой Отечественной войны ОКБ Лавочкина . Это было развитие и усовершенствование Лавочкина Ла-5 , и последнее в семействе самолетов, начало которому положил ЛаГГ-1 в 1938 году. Его первый полет состоялся в начале 1944 года, а на вооружение советских ВВС он поступил позже в 1938 году. год. Небольшая партия Ла-7 была передана ВВС Чехословакии в следующем году, но в остальном она не экспортировалась. Вооруженный двумя или тремя 20-мм (0,8 дюйма) пушками, он имел максимальную скорость 661 километр в час (411 миль в час). Пилоты воспринимали Ла-7 как минимум равный любому немецкому истребителю с поршневым двигателем. Он был снят с вооружения в 1947 году советскими ВВС, но служил до 1950 года в ВВС Чехословакии. [ 3 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]К 1943 году Ла-5 стал основой советских ВВС его главный конструктор Семен Лавочкин , а также инженеры Центрального аэрогидродинамического института ( ЦАГИ , но ) считали , что его можно усовершенствовать. ЦАГИ доработал ранее проведенные исследования аэродинамических усовершенствований планера Ла-5 в середине 1943 года и модифицировал Ла-5ФН, б/н 39210206, для оценки изменений. Они включали полную герметизацию капота двигателя, перестановку центроплана крыла для размещения маслорадиатора и перемещение воздухозаборника двигателя с верхней части капота вниз для улучшения обзора пилоту. [ 4 ]
Самолет проходил испытания в период с декабря 1943 по февраль 1944 года и показал исключительные характеристики. Используя тот же двигатель, что и стандартный Ла-5ФН, серийный номер 39210206, он имел максимальную скорость 684 километра в час (425 миль в час) на высоте 6150 метров (20 180 футов), что примерно на 64 километра в час (40 миль в час) быстрее, чем у производства Ла-5ФН. Подъем на высоту 5000 метров (16 404 фута) занял 5,2 минуты. На малых и средних высотах он был быстрее, чем Ла-5, оснащенный более мощным прототипом двигателя Швецова М-71 . [ 5 ]
Лавочкин следил за ЦАГИ усовершенствованиями и в январе 1944 года начал строительство улучшенной версии Ла-5, которая включала в себя все эти улучшения, а также более легкие, но более прочные металлические лонжероны крыла для снижения веса. Ла-5, как и его предшественники, был построен в основном из дерева, чтобы сохранить стратегические материалы, такие как авиационные сплавы. Теперь, когда советские стратеги были уверены, что поставки этих сплавов вряд ли станут проблемой, Лавочкин теперь мог заменить некоторые деревянные детали компонентами из сплавов. Кроме того, Лавочкин внес ряд других изменений, отличающихся от б/н 39210206. Воздухозаборник двигателя перенесен из нижней части капота двигателя в корни крыла крыла/фюзеляжа , галтели были обтекаемы, каждый цилиндр двигателя снабжен своими собственная выхлопная труба, уменьшено количество крышек капота двигателя, в кабине добавлена дуга безопасности, [ 6 ] На основные стойки шасси были установлены более длинные амортизаторы, укорочено хвостовое колесо, установлен улучшенный прицел ПБ-1Б(В), установлен новый воздушный винт ВИШ-105В-4. [ 7 ] 0,79 дюйма) Березин Б-20 автопушки были установлены в капоте двигателя и стреляли через воздушный винт , вооружая эталон 1944 года Три прототипа 20-мм ( , как был назван модифицированный самолет. [ 6 ]
Эталон чем совершил всего девять испытательных полетов в феврале и марте 1944 года, прежде чем испытания пришлось приостановить из-за двух отказов двигателей, но он быстро доказал, что он почти равен серийному номеру 39210206. Он был на 180 кг (400 фунтов) легче, более ранний самолет, что позволило эталону обогнать другой самолет (4,45 минуты против 5,2 минуты набора высоты на 5000 метров). На уровне моря он был на 33 километра в час (20,5 миль в час) медленнее, но всего на 4 километра в час (2,5 мили в час) медленнее на высоте 6000 метров (19 685 футов). Летные испытания подтвердили модификацию Лавочкина и он был заказан в производство под обозначением Ла-7, хотя пушка Б-20 еще не была готова к производству и серийный Ла-7 сохранил двух 20-мм пушек ШВАК вооружение из Ла-7. -5. [ 8 ]
Пять Ла-7 построили в марте завод №1 . 381 в Москве , три из них были приняты ВВС в том же месяце. Московский завод быстрее всех завершил переход на производство Ла-7, и последний Ла-5ФН был построен там в мае 1944 года. Завод Nr. 21 в Горьком вносил изменения значительно медленнее, поскольку запас деревянных крыльев Ла-5 был исчерпан только в октябре. Качество самолетов ранней серии было значительно хуже эталона из-за проблем с двигателем, неполной герметизации капота и фюзеляжа, а также дефектных винтов. Один такой самолет был испытан после устранения этих проблем в Летно -исследовательском институте и оказался всего на 6 километров в час (3,7 миль в час) медленнее эталона на высоте. Самолеты обоих заводов были оценены в сентябре Научно-испытательным институтом ВВС ( НИИ ВВС ), и проблемы сохранялись, поскольку самолет мог развивать скорость только 658 километров в час (409 миль в час) на высоте 5900 метров (19357 футов) и имел время набора высоты от 5,1 минуты до 5000 метров. [ 9 ]
Боевые испытания начались в середине сентября 1944 года и в целом прошли очень положительно. Однако четыре самолета были потеряны из-за отказа двигателей, а с двигателями возникло множество менее серьезных проблем, несмотря на их удовлетворительную эксплуатацию на Ла-5ФН. Одной из причин было нижнее расположение воздухозаборников двигателей в корнях крыла Ла-7, из-за чего двигатель заглатывал песок и пыль. Была изготовлена одна партия дефектных крыльев, которая в октябре стала причиной шести происшествий, четыре из которых со смертельным исходом, в результате чего истребитель был остановлен до тех пор, пока не было установлено, что причиной стал дефект лонжерона крыла. [ 10 ]
Производство первых самолетов, оснащенных тремя пушками B-20, началось в январе 1945 года, когда было поставлено 74 самолета. Эти самолеты были на 65 кг (143 фунта) тяжелее самолетов с двумя пушками ШВАК, но горизонтальная скорость была немного улучшена по сравнению с исходным самолетом. Однако время набора высоты на 5000 метров увеличилось на две десятых секунды по сравнению со старшей моделью. До конца войны было поставлено более 2000 самолетов, в основном заводом Nr. 21. Всего на заводе № 5753 было построено 5753 самолета. 21, №. 381 и №. 99 в Улан-Удэ , [ 11 ] когда производство закончилось в начале 1946 года. [ 7 ]
Операционная история
[ редактировать ]63-й гвардейский истребительный авиационный полк (ГИАП) приступил к боевым испытаниям Ла-7 в середине сентября 1944 года в поддержку 1-го Прибалтийского фронта . Для испытаний, продолжавшихся один месяц, было предоставлено тридцать самолетов. За это время новые истребители совершили 462 индивидуальных боевых вылета и одержали 55 воздушных побед, потеряв в боях четыре самолета. Еще четыре Ла-7 были потеряны по небоевым причинам, в основном из-за проблем с двигателем. Всего в ходе испытаний по всем причинам погибли трое пилотов. [ 10 ]
Командир 63-го ГИАП, Герой Советского Союза полковник Евгений Горбатюк так прокомментировал: «Ла-7 показал неоспоримые преимущества перед немецкими самолетами в многочисленных воздушных боях. Помимо истребительных задач, успешно выполнялись фоторазведка и бомбометание. Самолет превосходит Ла-5ФН по скорости, маневренности и, особенно, по посадочным характеристикам. Требует изменений в вооружении и срочного ремонта двигателя». [ 10 ] сбивать более позднее более тяжелобронированные немецкие истребители, особенно « Фокке-Вульф Fw 190» Сдвоенное вооружение ШВАК, унаследованное от Ла-5, уже не было достаточно мощным, чтобы одной очередью , даже когда советские летчики открывали огонь на дальности всего в 50 м. –100 метров (160–330 футов). [ 10 ]
156-й истребительный авиационный полк 4-й воздушной армии. В какой-то момент в течение месяца у них было четырнадцать самолетов, одновременно вышедших из строя из-за отказа двигателей. Следующим подразделением, получившим Ла-7 в октябре 1944 года, стал [ 10 ] К 1 января 1945 года на вооружении находилось 398 Ла-7, из них 107 вышли из строя. [ 12 ] К 9 мая 1945 года это число увеличилось до 967 самолетов, из которых только 169 вышли из строя. [ 13 ] Для вторжения в японскую Маньчжурию было выделено 313 Ла-7, и только 28 из них вышли из строя к 9 августа 1945 года. [ 14 ]
На Ла-7 пилотировал лучший советский ас войны Иван Никитович Кожедуб , и он успешно использовал его для сбития реактивного истребителя Ме-262 , одного из немногих таких сбитых за всю войну. Кожедуб, трехкратный Герой Советского Союза , свои последние 17 воздушных побед одержал в 1945 году на Ла-7 под номером 27, который сейчас хранится в Центральном музее ВВС в Монино на окраине Москвы. [ нужна ссылка ]
Один истребительный полк 1-й Чехословацкой смешанной авиационной дивизии позже был оснащен Ла-7 после участия в Словацком национальном восстании в августе – октябре 1944 года на Ла-5ФН. [ 15 ] Всего было доставлено и оснащено 1-й и 2-й истребительные полки 56 самолетов. Однако основная часть самолетов была поставлена в 1945 году и во время войны в боях не участвовала. [ 16 ] Он оставался на вооружении Чехословакии до 1950 года и после войны получил обозначение С-97. Один из этих самолетов сохранился в Пражском музее авиации, Кбелы . [ 15 ] Несмотря на сообщения об обратном, ни один Ла-7 никогда не был продан или передан Китайской Народной Республике или Северной Корее . Такие сообщения возникли из-за неправильной идентификации западными пилотами Ла-9 или Ла-11 , которые были переданы этим странам. [ 17 ]
Британский летчик-испытатель Эрик Браун получил возможность полетать на Ла-7 на бывшей испытательной станции Люфтваффе Erprobungsstelle Tarnewitz на побережье Балтийского моря вскоре после капитуляции Германии в мае 1945 года. превосходен», но вооружение и прицелы были «ниже номинала», «деревянная конструкция выдержала бы небольшие боевые нагрузки», а приборы были «ужасно простыми». [ 18 ]
Производство Ла-7 составило 5753 самолета, плюс 584 учебно-тренировочных Ла-7УТИ . [ Примечание 1 ] Этим самолетам, которые все еще находились на вооружении после окончания войны, было присвоено отчетное имя НАТО Fin . [ 19 ] Последующая модель Ла-9, несмотря на внешнюю схожесть, имела совершенно новую конструкцию. [ 20 ]
Тактическое значение
[ редактировать ]Ла-7 положил конец превосходству в вертикальной маневренности, которым Мессершмитт Bf 109 G над другими советскими истребителями. ранее обладал [ 21 ] Кроме того, он был достаточно быстр на малых высотах, чтобы, хотя и с некоторыми трудностями, догнать истребители-бомбардировщики Focke-Wulf Fw 190, которые атаковали советские части на передовой и немедленно на полной скорости вернулись в контролируемое немцами воздушное пространство. Як -3 и Як-9 У с двигателем Климов ВК-107 не имели достаточно большого запаса скорости для догона немецких рейдеров. В воздушных боях было потеряно 115 Ла-7, это вдвое меньше Як-3. [ 15 ] По данным ВВС-КА, за весь 1944 год в воздушных боях было сбито всего 3 Ла-7, от зенитного огня - всего 10, еще 23 - по небоевым причинам. Потери в воздушных боях в 1945 году составили всего 79 человек, всего 115 человек. Однако не учитываются самолеты, пропавшие (не вернувшиеся) или вышедшие из строя, например, в 1944 году пропало еще 24 Ла-7. Однако общие рекордные потери ВВС-КА могут не дать истинной картины боевых потерь, поскольку боевые потери потери часто заявлялись как небоевые потери либо для сокрытия потерь, либо в пропагандистских целях. [ 22 ]
Варианты
[ редактировать ]Ла-7ТК
[ редактировать ]- ТК-3 Один самолет использовался для испытаний турбонагнетателя в июле 1944 года в надежде улучшить высотные характеристики. Он был разрушен, когда ТК-3 распался в полете. [ 7 ]
Ла-7Р
[ редактировать ]- Стенд хвостового жидкостного ракетного двигателя РД-1ХЗ . [ 23 ] Ракета имела тягу 300 килограммов силы (660 фунтов силы) и ее топливо (90 литров (20 имп галлонов; 24 галлона США) керосина и 180 литров (40 имп галлонов; 48 галлонов США) красной дымящей азотной кислоты ). Ожидалось, что оно продлится от трех до трех с половиной минут. Во время стрельбы ракета увеличила скорость истребителя на 80 километров в час (50 миль в час), но другие летные качества самолета ухудшились. В первом квартале 1945 года было совершено пятнадцать полетов, хотя 12 мая ракета взорвалась на земле. Самолет был отремонтирован, но позже в полете произошел взрыв, хотя пилоту удалось его благополучно приземлить. Подробности дальнейших полетов неизвестны, но Ла-7Р демонстрировался на Тушинском авиасалоне в августе 1946 года с ракетными стрельбами. [ 24 ] [ 25 ]
Ла-7ПВРД
[ редактировать ]- Стенд для двух подкрыльевых прямоточных воздушно-реактивных двигателей. Ожидалось, что самолет достигнет скорости 800 километров в час (497 миль в час) на высоте 6000 метров (19 685 футов), но не сможет превысить 670 километров в час (416 миль в час) из-за высокого лобового сопротивления прямоточных воздушно-реактивных двигателей. [ 26 ]
Ла-7/М-71
[ редактировать ]- Один самолет был оснащен Швецовым М-71 для испытаний в 1944 году. Однако двигатель еще не был готов к эксплуатации, и программа была отменена. [ 7 ]
Ла-7УТИ
[ редактировать ]- Двухместный учебно-тренировочный вариант. Вооружение сократилось до одной 20-мм пушки, а маслорадиатор был перенесен под капот двигателя. [ 7 ] Оснащен радиокомпасом и фотокамерой . Значительно тяжелее истребителя - 3500 кг (7716 фунтов), но сохранил летные характеристики одноместного самолета. Всего построено 584 экземпляра, два последних сданы в 1947 году. [ 27 ]
Операторы
[ редактировать ]- Чехословацкие ВВС
- Чехословацкая гвардия национальной безопасности
Выживший самолет
[ редактировать ]Чешская Республика
- 77 — Ла-7 на статической экспозиции в Пражском музее авиации в Кбелах, Прага . [ 28 ]
Россия
- 27 — Ла-7 на статической экспозиции в Центральном музее ВВС в Монино, Москва . Пилотировал его Иван Кожедуб. [ 29 ] [ 30 ]
Технические характеристики (модель выпуска 1945 года)
[ редактировать ]Данные советской авиации во Второй мировой войне [ 20 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 8,6 м (28 футов 3 дюйма)
- Размах крыльев: 9,8 м (32 фута 2 дюйма)
- Высота: 2,54 м (8 футов 4 дюйма)
- Площадь крыла: 17,59 м 2 (189,3 кв. футов)
- Вес пустого: 2638 кг (5816 фунтов)
- Полная масса: 3315 кг (7308 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Швецов АШ-82 ФН 14-цилиндровый, двухрядный, радиального воздушного охлаждения , мощностью 1380 кВт (1850 л.с.)
- Гребные винты: 3-лопастные ВИШ-105В-4.
Производительность
- Максимальная скорость: 661 км/ч (411 миль в час, 357 узлов) на высоте 6000 м (19 685 футов)
- Дальность действия: 665 км (413 миль, 359 миль) (модель 1944 года)
- Практический потолок: 10 450 м (34 280 футов)
- Скорость набора высоты: 15,7 м/с (3095 футов/мин)
- Время набора высоты: от 5,3 минут до 5000 м (16 404 футов).
- Нагрузка на крыло: 188 кг/м 2 (38,6 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,41 кВт/кг (0,25 л.с./фунт)
Вооружение
- Орудия: 2 капотные 20-мм пушки ШВАК с боезапасом 200 снарядов на ствол или 3 капотные 20-мм пушки Б-20 с боезапасом 100 снарядов на ствол.
- Бомбы: 200 кг (440 фунтов) бомб.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список истребителей
- Список военных самолетов Советского Союза и СНГ
Примечания
[ редактировать ]- ^ Неизвестно, включены ли эти Ла-7УТИ в общий объем производства.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Якубович 2017, с. 28
- ↑ Jane's All the World's Aircraft 1955-56, с. 188
- ^ Ла-5/7 против Fw 190: Восточный фронт 1942–45, стр.78
- ^ Гордон 2003, с. 65.
- ^ Гордон 2003, стр. 65, 126.
- ^ Перейти обратно: а б Гордон 2003, стр. 65–66.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ганстон, с. 165
- ^ Гордон 2003, стр. 66, 126.
- ^ Гордон 2003, стр. 66, 69, 126.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гордон 2008, с. 239
- ^ Гордон 2008, стр. 239–240.
- ^ Качественный состав боевых самолетов воздушных армий фронтов к началу кампании в Европе на 1 января 1945 г. . Советская авиация в Великой Отечественной войне в цифрах (1941 – 1945 гг.) (in Russian). ilpilot.narod.ru . Retrieved 9 April 2010 .
- ^ Качественный состав боевых самолетов воздушных армий фронтов к концу Великой Отечественной войны на 10 мая 1945 г. . Советская авиация в Великой Отечественной войне в цифрах (1941 – 1945 гг.) (in Russian). ilpilot.narod.ru . Retrieved 9 April 2010 .
- ^ Качественный состав боевых самолетов воздушных армий фронтов к началу войны с Японией на 9 августа 1945 г. . Советская авиация в Великой Отечественной войне в цифрах (1941 – 1945 гг.) (in Russian). ilpilot.narod.ru . Retrieved 9 April 2010 .
- ^ Перейти обратно: а б с Гордон 2003, с. 84
- ^ Стапфер, с. 43
- ^ Gordon & Komissarov (2014), pp. 76, 265
- ^ Браун, капитан Эрик (2007), Крылья на моем рукаве , Феникс (Orion Books) ISBN 978-0-7538-2209-8 (стр. 121–22)
- ^ Парш, Андреас; Мартынов, Алексей В. (18 января 2008 г.). «Обозначения советских и российских военных самолетов и ракет» . Обозначение-Systems.Net . Проверено 14 апреля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гордон 2008, с. 242
- ^ Гордон 2003, с. 76
- ^ Лавочкин Истребители Второй мировой войны стр.133-36, 190-91.
- ^ «Последний из военных Лавочкиных». Эйр Интернешнл . 11 (5). Бромли, Кент: 245–246. Ноябрь 1976 года.
- ^ Гордон 2008, с. 241.
- ↑ Польская кинохроника, WFDiF 1946/37.
- ^ Гордон 2008, стр. 240–241.
- ^ Гордон 2008, с. 240.
- ^ «Лавочкин Ла-7 (в коде НАТО Fin) – самолёт-истребитель» . Военно-исторический институт Праги (на чешском языке). Военно-исторический институт. Архивировано из оригинала 12 марта 2012 года . Проверено 2 мая 2017 г.
- ^ "З А Л № 6" . Центральный Музей ВВС РФ (in Russian) . Retrieved 2 May 2017 .
- ^ «Досье на планер – Лавочкин Ла-7, серийный номер 27 белый ВВС» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 2 мая 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бергстрем, Кристер. Багратион в Берлин: последний воздушный бой на Востоке 1944–45 . Хершам, Великобритания, Classic Publications, 2008. ISBN 978-1-903223-91-8 .
- Гордон, Ефим (2003). Поршневые истребители Лавочкина . Красная Звезда. Том. 10. Эрл Шилтон, Лестер, Великобритания: Midland Publishing. ISBN 1-85780-151-2 .
- Гордон, Ефим (2008). Советская авиация во Второй мировой войне . Хинкли, Великобритания: Midland Publishing. ISBN 978-1-85780-304-4 .
- Гордон, Ефим и Комиссаров, Дмитрий (2014). Советская и российская военная авиация в Азии . Манчестер, Великобритания: Хикоки. ISBN 978-1-902-10929-9 .
- Ганстон, Билл (1995). «Оспри» Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов . Лондон: Osprey Aerospace. ISBN 1-85532-405-9 .
- Стапфер, Ханс-Хейри (1998). Истребители Ла 5/7 в действии . Самолет в действии. Том. 169. Кэрроллтон, Техас: Публикации Squadron/Signal. ISBN 0-89747-392-2 .
- Якубович, Н.В. Истребитель Ла-7. Гроза реактивных «мессеров» . Москва: Яуза, ЭКСМО, 2017. Yakubovich, N.V. Istrebitel’ La-7. Groza reaktivnyh “messerov” ( La-7 Fighter. A Thunderstorm for Jet Messerschmitts ). Moscow, Russia: Yauza, EKSMO, 2017. ISBN 978-5-699-96071-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Абаншин, Майкл Э. и Нина Гут. Боевой Лавочкин, Орлы Востока №1 . Линвуд, Вашингтон: Aviation International, 1993.
- Гордон, Ефим и Дмитрий Хазановы. Советские боевые самолеты Второй мировой войны, Том первый: Одномоторные истребители . Эрл Шилтон, Лестер, Великобритания: Midland Publishing Ltd., 1998. ISBN 1-85780-083-4 .
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Факты о самолетах времен Второй мировой войны: истребители советских ВВС, Часть 1 . Лондон: Macdonald and Jane's Publishers Ltd., 1977. ISBN 0-354-01026-3 .
- Ганстон, Билл. Самолеты Второй мировой войны . Лондон: Octopus Books Limited, 1980. ISBN 0-7064-1287-7 .
- Вешчик, Милош. Лавочкин Ла-7 (на чешском/английском языках). Прага, Чехия: MBI-Мирослав БЫЛ Книги, 2000. ISBN 80-902238-7-7 .
- Якубович Н.В. “Ла-7, Ла-9, Ла-11. Последние поршневые истребители СССР” (in Russian). М., Яуза: Эксмо, 2014. ISBN 978-5-699-76444-0 .