Онды Мартено
Онды Мартено | |
---|---|
Даты | 1928 – настоящее время |
Технические характеристики | |
Полифония | никто [ 1 ] |
Осциллятор | вакуумная лампа или транзистор |
Тип синтеза | гетеродинный |
Ввод/вывод | |
Клавиатура | Клавиатура на 72 ноты, установленная на направляющей, способная создавать вибрато при боковом движении. |
Волны Мартено ( / ˈ oʊ n d m ɑːr t ə ˈ n oʊ / OHND mar-tə- NOH ; Французский: [ɔ̃d maʁtəno] , «волны Мартено») или ondes musices («музыкальные волны») — ранний электронный музыкальный инструмент . В нее играют на клавиатуре или путем перемещения кольца по проводу, создавая «колеблющиеся» звуки, похожие на терменвокс . Игрока на волнах Мартено называют ондистом .
Волны Мартено были изобретены в 1928 году французским изобретателем Морисом Мартено . Мартено был вдохновлен случайным наложением тонов военных радиогенераторов и хотел создать инструмент с выразительностью виолончели .
Волны Мартено используются более чем в 100 оркестровых произведениях. Французский композитор Оливье Мессиан использовал его в таких произведениях, как его симфония «Турангалила-Симфония» 1949 года , а его невестка Жанна Лорио была знаменитой исполнительницей на этом инструменте. Он появляется во многих саундтреках к фильмам и телевидению, особенно в научной фантастике и фильмах ужасов . Его также использовали современные исполнители, такие как Daft Punk , Дэймон Албарн и Radiohead гитарист Джонни Гринвуд .
История
[ редактировать ]Ondes Martenot (по-французски «волны Мартено») — один из первых электронных инструментов . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] запатентован в том же году, что и другой ранний электронный инструмент — терменвокс . [ 2 ] Его изобрел в 1928 году французский виолончелист Морис Мартено . [ 2 ] Мартено был радистом во время Первой мировой войны и разработал волны Мартено в попытке воспроизвести случайное наложение тонов между военными радиогенераторами. [ 2 ] Он надеялся привнести в свой новый инструмент музыкальную выразительность виолончели . [ 5 ] По данным The Guardian , волны Мартено визуально напоминают нечто среднее между органом и терменвоксом. [ 2 ]
Мартено впервые продемонстрировал волны Мартено 20 апреля 1928 года. [ 6 ] исполнение » Димитриоса Левидиса в «Симфонической поэмы Парижской опере . [ 7 ] В целях его продвижения он предпринял ряд гастролей, начиная с Европы и заканчивая Нью-Йорком. [ 8 ] В 1930 году он выступал с Филадельфийским оркестром , после чего отправился в мировое турне. [ 8 ] В 1937 году волны Мартено были представлены на Международной выставке в Париже с концертами и демонстрациями в ансамблевой обстановке, в которой одновременно выступали до двенадцати ондистов. [ 8 ] С 1947 года волны Мартено преподавали в Парижской консерватории, первым преподавателем которой был Мартено. [ 9 ]
Агрегаты изготавливались под заказ. [ 6 ] В последующие годы Martenot выпустила несколько новых моделей, представив возможность создавать вибрато путем перемещения клавиш - функцию, адаптированную в 1970-х годах некоторыми синтезаторами Yamaha GX-1 . [ 3 ] Мартено не был заинтересован в массовом производстве волн Мартено, что, возможно, способствовало снижению их популярности после первоначального интереса. [ 8 ] Жан-Луи Мартено, сын Мориса Мартено, создал новые модели ondes Martenot. [ 3 ] В 2009 году газета Guardian сообщила, что последние Ondes Martenot были изготовлены в 1988 году, но сейчас производится новая модель. [ 2 ]
Звуки и техника
[ редактировать ]Волны Мартено уникальны среди электронных музыкальных инструментов по своим способам управления. [ 10 ] На волнах Мартено можно играть с помощью металлического кольца, надетого на указательный палец правой руки. Скольжение кольца по проводу приводит к появлению тонов, похожих на терменвокс, генерируемых генераторными схемами с использованием электронных ламп . [ 2 ] или транзисторы в седьмой модели. [ 11 ] [ 12 ]
Третья модель, представленная в 1929 году, имела нефункционирующую имитацию клавиатуры под проводом для обозначения высоты звука. [ 13 ] Эта модель также имела «черную насадку» на проволоке, которую можно было использовать вместо кольца. Его держали между большим и указательным пальцами правой руки, на нем играли стоя на расстоянии от инструмента. При такой игре выдвижной ящик вынимается из инструмента и ставится на скамейку рядом с игроком. Педагогическое руководство Мориса Мартено для волн Мартено, написанное в 1931 году, предлагает обучение обоим методам игры. [ 14 ]
В более поздних версиях добавлена реально функционирующая клавиатура ; [ 13 ] клавиши производят вибрато при перемещении из стороны в сторону. Он был представлен в 1930-х годах в четвертой версии инструмента с 84 клавишами. [ 16 ] [ 17 ] Последующие версии имели 72 клавиши. В сочетании с переключателем, транспонирующим высоту звука на одну октаву, эти инструменты имеют диапазон от C1 до C8 . [ 18 ] Выдвижной ящик позволяет управлять громкостью и тембром левой рукой. [ 19 ] Громкость регулируется сенсорной стеклянной «ромбочкой». [ 2 ]
Ранние модели могли генерировать лишь несколько сигналов . [ 19 ] Более поздние модели могут одновременно генерировать синусоидальные с ограниченным пиком , треугольные , прямоугольные , импульсные и полноволновые выпрямленные синусоидальные волны, в дополнение к розовому шуму , и все это управляется переключателями в ящике. [ 20 ] Прямоугольный сигнал и полноволновой выпрямленный синусоидальный сигнал можно дополнительно регулировать с помощью ползунков в ящике. В седьмой модели диск в верхней части ящика регулирует баланс между белым шумом и другими сигналами. Второй диск регулирует баланс между тремя динамиками. Переключатель выбирает между клавиатурой и лентой. [ 21 ]
Дальнейшие настройки можно производить с помощью элементов управления на корпусе прибора. К ним относятся несколько дисков для настройки высоты звука, диск регулировки общей громкости, переключатель транспонирования высоты звука на одну октаву и переключатель активации фильтра. [ 21 ] В ящике седьмой модели также есть шесть кнопок транспозиции , которые изменяют высоту звука с разными интервалами. [ 22 ] Их можно объединить, чтобы немедленно повысить высоту звука до незначительной девятой. [ 23 ]
четыре динамика, называемые диффузорами . Мартено изготовил для инструмента [ 24 ] В Métallique используется гонг вместо диффузора динамика , создающий металлический тембр. Его использовали первые квартеты ondes Martenot в 1932 году. [ 16 ] Другой, динамик Palme , имеет резонансную камеру со струнами, настроенными на все полутонов октавы ; 12 когда нота сыграна мелодично, она резонирует с определенной струной, создавая звенящие звуки. [ 2 ] [ 25 ] Впервые он был представлен вместе с шестой версией волн Мартено в 1950 году. [ 26 ]
По данным The Guardian , волны Мартено «могут быть такими же успокаивающими и трогательными, как струнный квартет , но нервными, когда ими злорадно злоупотребляют». [ 2 ] Гринвуд описал его как «очень точный терменвокс, над которым у вас гораздо больше контроля… Когда на нем хорошо играют, вы действительно можете имитировать голос». [ 25 ] Газета New York Times охарактеризовала его звук как «преследующий вопль». [ 6 ]
Использовать
[ редактировать ]Классическая музыка
[ редактировать ]Волны Мартено используются во многих классических композициях. [ 3 ] в первую очередь французского композитора Оливье Мессиана . Мессиан впервые использовал его в «Fête des belles eaux» для шести песен. [ 27 ] и продолжал использовать его еще в нескольких произведениях, в том числе в «Трех маленьких литургиях божественного присутствия» и «Святой Франсуа д'Ассиз» . В своей «Симфонии Турангалила» Мессиан использовал ее для создания «мерцающих, парящих музыкальных эффектов». [ 6 ] В этой симфонии солистами выступили волны Мартено и фортепиано на фоне большого оркестра. Он широко известен как шедевр, и его слава связывала волны Мартено с Мессианом. [ 9 ] Вдова Мессиана, Ивонн Лорио , аранжировала и отредактировала четыре неопубликованных «Feuilles inédits» для волн Мартено и фортепиано, которые были опубликованы в 2001 году. [ 28 ]
Среди других композиторов, использовавших этот инструмент, — Артур Онеггер , Клод Вивье , Дариус Мийо , Эдгар Варез , Марсель Ландовски , Шарль Кехлин , Флоран Шмитт , Матиас Зайбер и Жак Ибер . [ 6 ] Самым известным произведением Онеггера, включая волны Мартено, была его драматическая оратория « Жанна д'Арк в Бушере» 1935 года, в которой уникальная звучность волн Мартено использовалась для усиления струнной секции. [ 29 ] Дариус Мийо , которому также нравилась необычная природа волн Мартено, несколько раз использовал его в 1930-х годах для прослушивания музыки. [ 30 ] Эдгар Варез не часто использовал волны Мартено, но они все же появились на премьере « Америки» в Париже; он также заменил терменвоксовые части своего Экватория на волны Мартено. [ 31 ]
По данным New York Times , самой знаменитой исполнительницей онд была французская музыкантша Жанна Лорио (1928–2001), учившаяся у Мартено в Парижской консерватории . Она выступила на международном уровне с более чем 500 произведениями, создала 85 произведений для секстета онд, который она сформировала в 1974 году, и написала трехтомную книгу об инструменте Technique de l'Onde Electronique Type Martenot . [ 6 ] Британский ученик Жанны Лорио, Джон Мортон из Дарлингтона (1931-2014), исполнял свой собственный инструмент онды в произведениях Мессиана, Мийо, Онеггера и Бартока, среди прочих, в Королевском Альберт-холле и других местах в 1970-х годах, а также на телевидении и радио. [ 32 ]
Английский композитор Хью Дэвис подсчитал, что для онд было написано более 1000 произведений. [ 6 ] Жанна Лорио подсчитала, что было 15 концертов и 300 произведений камерной музыки. [ 6 ] Инструмент был также популярен во французских театрах, таких как Комеди-Франсез, Национальный народный театр и Фоли-Бержер. [ 33 ]
Тома Адеса В опере «Ангел-истребитель» широко используются волны Мартено, которые, по словам Адеса, «можно считать голосом ангела-истребителя». [ 34 ]
Популярная музыка
[ редактировать ]The Guardian назвал Джонни Гринвуда из английской рок-группы Radiohead «чемпионом» волн Мартено. Впервые он использовал его в альбоме Radiohead Kid A 2000 года , и он появляется в песнях Radiohead, включая « The National Anthem », « How to Disappear Completely » и «Where I End and You Begin». [ 13 ] Radiohead исполнили версии своих песен «How to Disappear Completely» и «Weird Fishes / Arpeggi», используя несколько ондов Мартенотов. [ 2 ] В своем альбоме 2001 года Amnesiac они использовали пальмовый динамик ondes martenot, чтобы добавить «ореол туманного реверберации» к вокалу Тома Йорка в песне «You and Whose Army?». [ 25 ] В 2011 году Гринвуд сочинил пьесу для двух волн Мартеноц « Smear» . [ 35 ]
Ондист Томас Блох гастролировал в Тома Уэйтса и Роберта Уилсона шоу «Черный всадник» (2004–06). [ 36 ] и в Дэймона Албарна опере « Обезьяна: Путешествие на Запад » (2007–2013). [ 37 ] Блох исполнил ondes Martenot на Ричарда Хоули альбоме Truelove's Gutter 2009 года и Daft Punk альбоме 2013 года Random Access Memories . [ 13 ] В 2020 году французский композитор Кристин Отт выпустила Chimères (pour Ondes Martenot) , авангардный альбом, в котором используются только волны Мартено. [ 38 ]
Кино и телевидение
[ редактировать ]Волны Мартено были показаны во многих фильмах, особенно в научной фантастике и фильмах ужасов . [ 13 ] В 1934 году Артур Онеггер использовал волны Мартено в своем саундтреке к французскому анимационному фильму 1932 года «Идея » (по-французски «L'Idée» ) австро-венгерского режиссера Бертольда Бартоша , который считается первым использованием электронной музыки в кино. В 1936 году Адольф Боршар использовал его в Саши Гитри , «Le roman d'un tricheur» которого сыграла сестра Мартено, Жинетт . [ 39 ] Его использовал композитор Брайан Исдейл в музыке к балету «Красные туфли» . [ 40 ] [ нужен лучший источник ] Французский композитор Морис Жарр познакомил американский кинематограф с волнами Мартено в своей партитуре к фильму «Лоуренс Аравийский» (1962). [ 41 ] Композитор Гарри Любин создал реплики для «Шоу Лоретты Янг» , «One Step Beyond» и «The Outer Limits» с использованием этого инструмента, а также в теме первого сезона «Затерянные в космосе » (1965) Джона Уильямса . Английский композитор Ричард Родни Беннетт использовал его для музыки к фильмам, включая «Мозг на миллиард долларов» ( 1967 ) и «Тайная церемония» ( 1968 ). [ 42 ] Элмер Бернстайн узнал об волнах Мартено через Беннета и использовал их в музыке к фильмам, включая Heavy Metal . [ 43 ] Охотники за привидениями , [ 44 ] [ 45 ] Черный котел , [ 45 ] «Юридические орлы» , «Хороший сын » и «Моя левая нога» . [ 45 ]
Композитор Дэнни Эльфман использовал этот инструмент в саундтреке к научно-фантастическому комедийному фильму « Марс атакует!». : изначально он намеревался использовать терменвокс, но не смог найти музыканта, который мог бы на нем играть. [ 46 ]
Режиссер Люсиль Хаджихалилович решила использовать этот инструмент в своем фильме «Эволюция» (2015), поскольку он «привносит определенную меланхолию, почти человеческий голос, и мгновенно создает особую атмосферу». [ 47 ] Другие саундтреки к фильмам, в которых используются волны Мартено, включают «Путешествие в Индию» , «Амели» , «Песнь тела» , [ 2 ] Будет кровь ( 2007 ), Хьюго ( 2011 ) [ 48 ] и Манта Рэй . [ 49 ]
Волны Мартено являются темой документального фильма «Волны» 2013 года, снятого в Квебеке . [ 50 ] Он используется в исполнении «Квартета Мессиана на конец времени» в эпизоде третьего сезона сериала « Amazon Моцарт в джунглях» , где музыкант играет волны Мартено для заключенных на острове Райкерс . [ 51 ] [ 52 ]
Британский композитор Барри Грей изучал этот инструмент вместе с Мартено в Париже и использовал его в своих саундтреках к фильмам 1960-х годов, включая «Доктор Кто и далеки» и «Двойник» . [ 3 ] а также его музыку к сериалам Джерри Андерсона, таким как Fireball XL5. Один из инструментов Грея (клапан модели 6 1969 года) был унаследован и восстановлен кинокомпозитором Франсуа Эвансом, который использовал его в Эдгара Райта первом художественном фильме : «Пригоршня пальцев » и иногда записывал этот инструмент в своих саундтреках. Эванс изучал волны Мартено у Паскаля Русс-Лакордера, ученика Мориса Мартено и Жанны Лорио. [ 53 ]
Иногда утверждается, что волны Мартено использовались в оригинальной «Звездного пути» теме ; на самом деле эту партию исполнил певец. [ 2 ]
Наследие
[ редактировать ]В 2001 году газета New York Times описала онды, наряду с другими ранними электронными инструментами, такими как терменвокс, телегармониум , траутониум и оргатрон , как часть «футуристического движения электрической музыки, которое никогда не зашло так далеко, как мечтали его пионеры.. . Сторонники новой проводной музыки с удовольствием создавали ранее невообразимые звуки». [ 6 ] Французский классический музыкант Томас Блох сказал: «Волны Мартено, вероятно, самый музыкальный из всех электрических инструментов… Мартено интересовался не только звуками. Он хотел использовать электричество, чтобы усилить и контролировать экспрессию, музыкальность. музыкантом в реальном времени, включая контроль вибрато, интенсивности и атаки. Это важный шаг в развитии нашей линейки электронных инструментов». [ 13 ]
По данным музыкального журналиста Алекса Росса , волны Мартено освоили менее 100 человек. [ 4 ] В 1997 году Марк Сингер написал для The Wire , что он, скорее всего, так и останется неясным: «Дело в том, что любой инструмент, не имеющий институциональной основы второсортных и третьесортных людей, без призрачной армии любителей, завянет и исчезнет: как он может не ? Специалисты-виртуозы могут приехать, чтобы заняться одноразовой новинкой... но на первом этаже нет значимого уровня входа, и, что еще хуже, нет запасного варианта карьерного роста, если что-то не получится». [ 6 ]
Электроника ondes Martenot хрупка и включает в себя порошок, передающий электрический ток, который Мартено смешивал в разных количествах в соответствии с указаниями музыкантов; точные пропорции неизвестны. Попытки построить новые модели ondes Martenot с использованием исходных спецификаций Martenot имели разные результаты. [ 13 ]
В 2000 году Джонни Гринвуд из английской рок-группы Radiohead поручил синтезаторной компании Analogue Systems разработать копию волн Мартено, так как он боялся повредить свой инструмент во время тура. Реплика, получившая название French Connection, имитирует механизм управления волнами Мартено, но не издает звука; вместо этого он управляет внешним генератором . [ 3 ]
Версия под названием Ondéa также была создана в 2000-х годах. [ 2 ] В 2011 году издание Sound on Sound писало, что оригинальные модели Ondes Martenot «практически невозможно достать или позволить себе, и если вы не сможете выложить 12 000 евро за один из новых воспроизводящих инструментов Жана-Лу Дирштейна, мечта о владении настоящими Ondes вполне вероятна». оставаться таковым». [ 3 ] В 2012 году канадская компания Therevox начала продавать синтезатор с интерфейсом на основе кольца высоты тона ondes Martenot и клавиши интенсивности. [ 54 ] В 2017 году японская компания Asaden выпустила 100 инструментов Ondomo — портативной версии волн Мартено. [ 55 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сибилла Маркузе, «Ondes Martenot», Музыкальные инструменты: Большой словарь , исправленное издание (Нью-Йорк: WW Norton, 1975): 377.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н МакНэми, Дэвид (12 октября 2009 г.). «Эй, что это за звук: Волны Мартено» . Хранитель . Проверено 7 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Рид, Гордон (февраль 2002 г.). «Французская связь аналоговых систем» . Звук на звуке . Проверено 24 июля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Росс, Алекс (21 августа 2001 г.). «The Searchers: тревожная революция Radiohead» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 25 мая 2007 года . Проверено 14 июня 2007 г.
- ^ Жан Лорандо: Морис Мартено: Электронный мастер (Дерви Ливрес, 1996)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Мартин, Дуглас (19 августа 2001 г.). «Жанна Лорио, превратившая электронные стенания в душевную музыку, умерла в возрасте 73 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 июля 2018 г.
- ^ «Жанна Лорио 1928–2001» . Музыкальные времена . 26 декабря 2009 года. Архивировано из оригинала 26 декабря 2009 года . Проверено 2 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Чадабе, Джоэл (1997). Электрический звук . Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Прентис-Холл. стр. 12–13. ISBN 0133032310 .
- ^ Перейти обратно: а б Рацимандресы, Надя (декабрь 2014 г.). «Взаимодействие, onde Martenot и репертуар». Музыкальный журнал Леонардо . 24 : 35–36. дои : 10.1162/LMJ_a_00195 . JSTOR 43832700 . S2CID 57567194 .
- ^ Лориод 1987 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Лориод 1987 , том. Я, «Предисловие», с. III.
- ^ Томас Блох (15 июля 2011 г.). «Музыкальные волны Дирштейна» . thomasbloch.net . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Лориод 1987 , вып. В п. VI; Батталья, Энди (6 марта 2014 г.). «Оны Мартено: Введение» . Музыкальная Академия Ред Булл . Проверено 25 июля 2018 г.
- ^ Мартено 1931 , стр. 39–40.
- ^ Лориод 1987 , том. Я, гл. «Предисловие», с. XV.
- ^ Перейти обратно: а б Лориод 1987 , вып. Я, гл. «Предисловие», с. VII.
- ^ «Деталь документа Онд Марено» . Парижская городская музыкальная филармония . 2018.
- ^ Лориод 1987 , том. Я, гл. «Предисловие», с. XIII.
- ^ Перейти обратно: а б Мартено, 1931 , стр. 14–15.
- ^ Лориод 1987 , том. Я, гл. «Предисловие», стр. XVI–XX.
- ^ Перейти обратно: а б Лориод 1987 , вып. Я, гл. «Предисловие», с. ХХ.
- ^ Лориод 1987 , том. Я, гл. «Предисловие», с. XX–XXI.
- ^ Лориод 1987 , том. II, с. 72.
- ^ Лориод 1987 , том. Я, гл. «Предисловие», стр. VI–XVII.
- ^ Перейти обратно: а б с Рейнольдс, Саймон (июль 2001 г.). «Хождение по тонкому льду» . Проволока . Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 года . Проверено 17 марта 2007 г.
- ^ Лориод 1987 , том. Я, гл. «Предисловие», с. VIII.
- ^ Хилл, Питер; Симеоне, Найджел (2005). Мессиан . Йель. стр. 74–75. ISBN 978-0-300-10907-8 .
- ^ Блох 2004 , с. 7.
- ^ Спратт, Джеффри К. (2001). «Онеггер, Артур» . Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.13298 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ Дрейк, Джереми (2001). «Мийо, Дариус» . Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.18674 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ Гриффитс, Пол (2001). «Варез, Эдгар [Эдгар] (Виктор Ахилл Шарль)». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.29042 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Киллер, Стивен (7 декабря 2014 г.). «Некролог Джона Мортона» . Хранитель . Проверено 9 сентября 2022 г.
- ^ Ортон, Ричард; Дэвис, Хью (2001). Дэвис, Хью (ред.). «Оны Мартено» . Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.20343 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ Купер, Майкл (24 октября 2017 г.). «Услышьте сюрреалистические инструменты новой оперы Метрополитена» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Клязг» Джонни Гринвуда будет представлен на американской премьере на нью-йоркском фестивале SONiC , None such Records, 17 октября 2011 г.,
Гринвуд оценен за большой ансамбль и два ondes Martenots, ранние электронные инструменты, которые Гринвуд часто использует с Radiohead. ...
- ^ Роберт Саймонсон (9 сентября 2004 г.), Black Rider Тома Уэйтса снова расширяется на ACT , Playbill.com , заархивировано из оригинала 29 июня 2011 г. , получено 7 июня 2012 г. ,
Партитура The Black Rider требует эклектичной ямы таких инструментов. как игрушечное пианино, карманная труба, скрипка Стро, Волны Мартено, стеклянная гармошка, Кристал Баше, пьяное пианино и музыкальная пила.
- ^ Иван Хьюитт (23 июня 2007 г.), «Совершенно новая ария для Дэймона» , The Daily Telegraph , Лондон.
Он показывает мне некоторые инструменты ансамбля: есть стеклянная губная гармошка, которая выглядит как гигантская ребристая стеклянная ваза, опрокинутая на один из них. сторона и волны Мартено, трепетный электронный инструмент 1920-х годов. ...
- ^ Ингаллс, Крис (27 мая 2020 г.). «Кристин Отт поднимает Волны Мартено на новую высоту с помощью завораживающих «Химер» » . Поп-музыка.
- ^ Филипп Ланглуа (2012). Колокола Атлантиды. Электроакустическая музыка и кино. Археология и история звукового искусства . Париж: Editions MF. п. 119.
- ^ «Брайан Исдейл на выпускном вечере» . www.powell-pressburger.org . Проверено 7 сентября 2018 г.
- ^ Мервин Кук (2008). История киномузыки . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 333.
- ^ Росс Кэр и Лукас Кендалл, « Мозг на миллиард долларов » , онлайн-буклет FSM, отмечает Film Score Monthly (2008).
- ↑ Интервью с Дэном Голдвассером, первоначально опубликовано на SoundtrackNet, июль 2000 г. Архивировано 29 февраля 2012 г. на Wayback Machine.
- ↑ Интервью с Рэндаллом Д. Ларсоном, первоначально опубликованное в CinemaScore № 13/14, 1985 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Биография Бернштейна с официального сайта» . Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 11 февраля 2014 г.
- ^ Джонс, Ральф (13 декабря 2021 г.). «Устная история атак на Марс , непонятый шедевр научной фантастики Тима Бертона» . Инверсия . Проверено 17 декабря 2021 г.
- ^ «Эволюция: Интервью с Люсиль Хадзихалилович» . Электрическая овца . 6 мая 2016 года . Проверено 3 октября 2017 г.
- ↑ Ховард Шор, Хьюго – Оригинальная партитура, буклет на компакт-диске, опубликованный Paramount Pictures в 2011 году.
- ^ «Французский композитор Кристин Отт на волнах Манта Рэй» . ЛФЭ. 7 сентября 2017 г.
- ^ Данлеви, Тча (13 марта 2013 г.). «Обзор: Le chant des Ondes» . Монреальский вестник . Проверено 28 ноября 2014 г.
- ^ «Новый сезон « Моцарта в джунглях » отличается уникальным исполнением» . WQXR . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ «Как Моцарт в джунглях принес малоизвестное авангардное произведение классической музыки на остров Райкерс» . Ароматная проволока . 13 декабря 2016 года . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ "Дом" . Ла.МП. Музыка из фильма Проверено 22 ноября 2022 г.
- ^ Лорандо, Жан (2017). Морис Мартено: электронный мастер . Издательство Бошен. п. 367.
- ^ «Ondomo возрождает 90-летний электронный инструмент» . Звук на звуке . 22 апреля 2017 года . Проверено 5 сентября 2018 г.
Источники
- Блох, Томас (июль 2004 г.). Музыка для волн Мартено . Наксос Рекордс, 8.555779.
- Лорио, Жанна (1987). Электронно-волновая техника типа Мартено (на французском языке). Париж: Альфонс Ледюк. ИСМН 979-0-04-626275-3.
- Мартено, Морис (1931). : Радиоэлектрический инструмент Мартено . Метод обучения волнам Мартено (на французском языке) Париж: Альфонс Ледюк. ИСМН 979-0-04-617828-3.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ричард Ортон и Хью Дэвис : «Ondes martenot», Словарь музыки и музыкантов New Grove , 1-е изд., под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла , Лондон, Macmillan Publishers , 1980, стр. 237–242.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- медиафайлы по теме: Волны Мартено Викискладе есть
- Болл, Малькольм. «Ондес Мартено» . Малькольм Болл . Проверено 23 августа 2023 г. Предыстория и история Ondes Martenot, а также список и ссылки на некоторых ондистов.