Jump to content

Архитектура романского возрождения в Соединенном Королевстве

Романское возрождение , нормандское возрождение или неонормандские стили строительства в Соединенном Королевстве были вдохновлены романской архитектурой 11 и 12 веков нашей эры.

Церковь Святых Марии и Николая, Уилтон, Уилтшир, автор TH Wyatt, 1841–1841 гг.

В Соединенном Королевстве он начал проявляться как архитектурный стиль в 18 веке. века, но наибольшей популярности он достиг в середине и конце XIX века. век. Этот стиль можно рассматривать как направление архитектуры готического возрождения и часть архитектурного стиля историзма или историзма , который стал популярным как в Европе, так и в Великобритании в 19 веке. век. Ранние примеры этого стиля в Германии 1820-х и 1830-х годов называются Rundbogenstil или круглым арочным стилем. [ 1 ] В Британии этот стиль был представлен архитекторами и их покровителями, которые были в турне по Европе, и похоже, что немецкий и британский романский стили развивались в значительной степени независимо. Первоначально в Британии этот стиль использовался для строительства церквей, но уже в 19 в. В течение столетия его адаптировали для общественных зданий, музеев, школ и коммерческих зданий, но редко для жилых зданий. К началу 20-го гг. века он вышел из моды, и лишь изредка появлялись образцы этого стиля.

Обернская церковь, Линкольншир, 1862–1863 гг.

Происхождение

[ редактировать ]
Святой Николай, Кенилворт, западная дверь, 1570 г.
Норт-Скарл, Линкольншир

Развитие стиля нормандского возрождения, или неонормана, происходило в течение длительного времени на Британских островах, начиная с Иниго Джонсом Белой реконструкции башни лондонского Тауэра в 1637–1638 годах и работы Хью в Виндзорском замке. Мэй для Карла II , но это было не более чем реставрационные работы. Еще более удивительной является западная дверь церкви Кенилворт, вставленная в башню в 1570 году, вероятно, во время визита королевы Елизаветы . Судя по всему, это историческая арка, возможно, принадлежащая неизвестному монастырскому зданию. [ 2 ] Еще одним ранним примером возрождения романского стиля является южное крыльцо церкви Норт-Скарл в Линкольншире. Певснер предполагает, что это может быть елизаветинский период, но конца 17-го века. век кажется более вероятным, поскольку дубовая дверь кажется оригинальной и, вероятно, датируется этим веком. [ 3 ]

Замок Калзин, Роберт Адам, 1771 г.
Церковь Святого Мартина, Аллертон Молеверер. - Джон Варди, 1745 г.

В 18 веке использование круглых арочных окон считалось скорее саксонским , чем нормандским, и примеры зданий с круглыми арочными окнами включают замок Ширберн в Оксфордшире, Вентворт в Йоркшире и замок Энмор в Сомерсете. В Аллертоне Молеверере в Йоркшире церковь Святого Мартина была перестроена для Ричарда Арунделла в 1745 году. Церковь описывалась как прото-неонормандская . Хотя он производит впечатление церкви возрождения в романском стиле с массивной крестообразной башней и круглыми окнами, в нем также есть окна с готическим узором и крыша нефа с балками-молотами . Предполагается, что архитектором был Джон Варди , геодезист Управления работ. [ 4 ]

Церковь Тиккенкот 1792 г. Ранний пример церкви романского возрождения.

Еще один пример церковного строительства в стиле романского возрождения произошел в 1792 году, когда Элиза Вингфилд заказала Сэмюэлу Пепису Кокереллу план сохранения и восстановления церкви Святого Петра в Тиккенкоте в Ратленде. Церковь, в которой было много примечательных романских украшений и сложная алтарная арка, похоже, была близка к разрушению. Кокерелл окружил алтарь, сохранив арку на месте, но внешние стены были полностью перестроены, а внешний орнамент аркад и круглых окон был заменен новой каменной кладкой. С южной стороны была построена новая башня над крыльцом, что придало старой конструкции дополнительную устойчивость. Неф . был полностью перестроен с использованием некоторых новых романских мотивов и копирования других, например, колонн с внешней стороны алтаря [ 5 ] Этот стиль романской архитектуры возрождения очень похож на стиль, возникший в 1840-х годах под руководством таких архитекторов, как Томас Пенсон и Бенджамин Ферри . Тиккенкот можно считать началом романского возрождения в церковной архитектуре.

В Шотландии этот стиль начал формироваться с замка герцога Аргайла в Инверэри , построенного в 1744 году, и замков Роберта Адама в Калзине (1771 год), Оксенфорде (1780–1782 годы), Далкухарране (1782–5 лет) и Сетонском дворце (1792 год) . ). В Англии Джеймс Вятт использовал круглые арочные окна в монастыре Сэндлфорд , Беркшир, в 1780–79 годах, а герцог Норфолк начал перестраивать замок Арундел , а замок Истнор в Херефордшире был построен Робертом Смирком между 1812 и 1820 годами.

Вход в замок Девизес около 1840 г.
Главный вход в замок Истнор, Херефордшир, сочетающий в себе романские и готические черты, 1812–1820 гг.

В Eastnor Smirke сочетается суровый романский стиль с более тонким готическим узором на окнах. [ 6 ] Элементы Истнора получили дальнейшее развитие примерно в 1840 году в замке Девизес , где архитектор Бата Генри Гудридж сочетает замковый готический стиль Истнора с романской входной аркой и романскими окнами. [ 7 ]


Развитие археологически правильного романского стиля. [ 8 ]

[ редактировать ]
Госфордский замок, Арма, автор Томас Хоппер
Замковый полуостров, Томас Хоппер, 1820–1837 гг.

Именно в этот момент норманнское возрождение стало узнаваемым архитектурным стилем. В 1817 году Томас Рикман опубликовал свою работу «Попытка различить стили английской архитектуры от завоевания до Реформации» . Теперь стало понятно, что архитектура круглых арок на Британских островах была в основном романской и стала называться норманнской, а не саксонской. Это различие было наконец признано, когда статья Рикмана в «Археологии» (1832–1833 гг.) была опубликована Обществом антикваров . [ 9 ] Начало археологически правильного нормандского возрождения можно увидеть в архитектуре Томаса Хоппера . Его первая попытка создать этот стиль была в замке Госфорд в Арме в Ирландии, но гораздо более успешным оказался его замок Пенрин недалеко от Бангора в Северном Уэльсе. Он был построен для семьи Пеннантов между 1820 и 1837 годами.

Ворота замка Лордшип Беннингтон
Бенингтон Лордшип-Летний дом

Примером романской архитектуры возрождения, использованной для безрассудства в 1832 году, был Джордж Проктор в Бенингтоне Лордшип в Хартфордшире. Проктор добавил неонормандскую сторожку, беседку и навесную стену на месте замка Мотт и Бейли . Арки и декоративные элементы сторожки и беседки были выполнены из пульхэмита , формы литого камня , который был изготовлен компанией «Джеймс Пулхэм и сын» .

Неонормандский стиль не прижился для жилых построек, хотя многие загородные дома и псевдозамки были построены в замковом готическом или замковом стиле в викторианский период, которые представляли собой смешанные готические стили. [ 10 ]

Церковная архитектура и романское возрождение

[ редактировать ]
Святая Агата, Лланиминех . Романская башня Пенсона, 1845 г.
Церковь Росланерхругог, 1852 г.
Крайст-Черч, Уэлшпул. Алтарная аркада в апсиде за алтарем

Тем не менее, Норманнское возрождение действительно прижилось в церковной архитектуре. Именно Томас Пенсон , валлийский архитектор, который был знаком с работами Хоппера в Пенрине, разработал церковную архитектуру в стиле романского возрождения. Пенсон находился под влиянием французской и бельгийской романской архитектуры, и особенно ранней романской фазы немецкой кирпичной готики . В Ньютауне Святого Давида (1843–1847 гг.) И Лланиминеке Святой Агаты (1845 г.) он копирует башню собора Святого Сальватора в Брюгге. Другими примерами возрождения романского стиля Пенсоном являются Церковь Христа, Уэлшпул , 1839–1844 годы, и крыльцо церкви Лангедвин. Он был новатором в использовании терракоты для изготовления декоративной романской лепнины, экономя на камне. [ 11 ] Последней церковью Пенсона в стиле романского возрождения была Росланнеркругог в Рексхэме в 1852 году. [ 12 ]

Сара Лош и церковь Врей

[ редактировать ]

Самым замечательным примером романского церковного строительства была церковь Святой Марии в Рее , недалеко от Карлайла. [ 13 ] Он был спроектирован Сарой Лош и построен между 1841 и 1842 годами. Лош много путешествовал по континенту, особенно по Италии, и черпал вдохновение из романских источников. Известно, что Лош читала Томаса Хоупа » «Историческое исследование архитектуры (1815 г.), в котором термин «ломбардский» используется для обозначения стиля, привнесенного в Италию из раннехристианских церквей Константинополя, и описала собор Святой Марии как неотшлифованный способ строительства, который наиболее приближен к раннему саксонскому или модифицированному лангобарду [ 14 ] Это заявление предполагает, что во время его проектирования Лош не знал о реклассификации Томасом Рикманом саксонской и нормандской архитектуры. Хотя внешний вид и планировку церкви можно считать романскими, ее свободная интерпретация декора деревянных изделий, арочных каменных окон и дверей предвосхищает стили движения декоративно-прикладного искусства , а аркада апсиды, безусловно , имеет Византийское ощущение. [ 13 ]

[ редактировать ]

Другие ранневикторианские архитекторы, работающие в стиле романского возрождения.

[ редактировать ]

В первые годы 1840-х годов произошел значительный всплеск интереса к развивающемуся стилю романского возрождения со стороны некоторых ведущих архитекторов того периода. В XIX веке архитектура, выбранная для англиканских церквей, зависела от церковного мастерства конкретных общин. Принимая во внимание, что высокие церкви и англо-католические церкви , находившиеся под влиянием Оксфордского движения , были построены в архитектуре неоготического возрождения ; низкие церкви и широкие церкви того периода часто строились в стиле романского возрождения. [ 15 ] Архитекторы, специализирующиеся на возрождении романского стиля, взяли в свои проекты различные местные стили европейского романского стиля.

Эдмунд Шарп

[ редактировать ]

Другим архитектором, который популяризировал стиль романского возрождения, был Эдмунд Шарп , который открыл свою практику в Ланкастере в 1835 году. В Кембридже он был большим другом Уильяма Уэвелла и, предположительно, эрудита и историка архитектуры профессора Роберта Уиллиса . Он получил стипендию для изучения ранней архитектуры Германии и Южной Франции и предоставил Томасу Рикману . информацию [ 16 ] [ 17 ] Однако Шарп, несмотря на то, что он был известным историком архитектуры, построил церкви, которые представляли собой гораздо более свободную интерпретацию романской и немецкой кирпичной готики и могли считаться менее археологически правильными .

Церковь Святого Марка, Уиттон, Блэкберн
Собор Святого Павла, Скотфорт, дверной проем, 1874–1876 гг.

Четыре из самых ранних церквей Шарпа - Святой Спаситель, мост Бамбер (1836–1837 гг.); [ 18 ] Сент-Марк, Уиттон (1836–38); и Сент-Пол, Фарингтон , недалеко от Лейланда (1839–1840 гг.) [ 19 ] – были выполнены в романском стиле, который он выбрал, потому что ни один стиль не может быть выполнен так дешево, как романский . Они оказались не более чем прямоугольными «проповедническими ящиками»… без излишеств и небольших украшений; и многие из них были позже расширены . Единственные последующие церкви, в которых Шарп использовал романские элементы : Церковь Святой Марии в Конистоне в Уорфедейле (1846 г.); и Сент-Пол, Скотфорт на юге Ланкастера (1874–186 гг.). Последнее эссе Шарпа в стиле романского возрождения Церковь Святого Павла в Скотфорте была описана Николаусом Певснером как странное здание и анахронизм, почти невероятный . [ 20 ] Шарп ушел из архитектурной практики в 1851 году. Затем он продолжил карьеру в области железнодорожного машиностроения. [ 16 ] В 1874 году, когда ему было 68 лет, он вернулся к архитектуре и спроектировал церковь, открытую в 1876 году. [ 21 ] [ 22 ] В церкви использовалась терракота так же, как и в его самых ранних церквях, и можно только предположить, что ее анахроничный вид был обусловлен тем, что он использовал дизайн, который подготовил по крайней мере 20 лет назад. [ 23 ]

Романский стиль Шарпа

[ редактировать ]

Бенджамин Ферри

[ редактировать ]
Ист-Графтон - церковь Св. Николая, 1842–1844 гг.
Морпет, Нортумберленд, церковь Святого Иакова Великого, 1844–1846 гг.

Творчество Бенджамина Ферри можно считать аналогичным творчеству Томаса Пенсона, основанному на английских и французских романских традициях. Ранним примером является его церковь Святого Николая в Ист-Графтоне в Уилтшире, построенная в 1842–1844 годах. [ 24 ] Здесь алтарь заканчивается апсидой, а на западе имеются перекрывающиеся аркады и шевроны над входной дверью . Центральная переходная башня и аркадные окна на западном фасаде ведут через каменные романские Лихские ворота .

Более важная работа Ферри — церковь Святого Иакова Великого в Морпете , Нортумберленд. Церковь, которая, как предполагается, построена по образцу собора Монреале на Сицилии. [ 25 ] был построен между 1844 и 1846 годами. Необычные арочные ворота по своему вдохновению вполне сицилийские и похожи на портик собора в Монреале , но остальная часть композиции имеет гораздо больше общего с французским и бельгийским романским стилем. Еще одна церковь в этом стиле - Церковь Христа в Мелплаше в Дорсете 1845–1846 годов. Он имеет тяжелую перекрестную башню и во многом напоминает церковь Св. Иакова Великого в Морпете.

Романский стиль Ферри

[ редактировать ]

Уильям Перкин из Лидса

[ редактировать ]

Святой Михаил и все ангелы Бартон-ле-Стрит , Северный Йоркшир. Эта церковь была полностью перестроена в 1869–1871 годах Уильямом Перкином и его сыновьями из Лидса. В отличие от Тиккенкота, нет никаких записей о замененной церкви. В здании представлен обширный и впечатляющий набор произведений подлинного романского стиля, но, похоже, они были в значительной степени переставлены. Скамьи и некоторая другая мебель выполнены в стиле возрождения романского стиля. Восстановление финансировал Хьюго Фрэнсис Мейнелл-Ингрэм . [ 26 ] [ 27 ]

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Архитектура часовни

[ редактировать ]
Баптистская церковь, Минт-стрит, Линкольн
Бар Поттерс Старая баптистская церковь
Баптистская церковь, Браун-стрит, Солсбери

В 1860-х годах романская архитектура стала популярным стилем архитектуры несогласных часовен. Возможно, это было сделано для того, чтобы создать впечатление, что это церкви, похожие на англиканские церкви, и их часто называют церквями, а не часовнями. Эту форму архитектуры часто выбирали баптисты . Эта архитектура представляет собой адаптированную и ухудшенную форму итальянского романского стиля, как это было видно в старой баптистской церкви Поттерс-Бар в Хартфордшире в 1859 году. [ 28 ] Баптистская церковь на Браун-стрит в Солсбери 1880-х годов похожа на ярко-красный кирпич и была построена в 1880-х годах. Заметно более археологически правильно использование арочных окон и входной двери. Баптистская часовня Минт-Лейн в Линкольне, построенная в 1870 году архитекторами Линкольна Друри и Мортимером , построена в ухудшенном стиле итальянского романского возрождения, но имеет удивительную башню в замковом готическом стиле. [ 29 ]

Синагога Гримсби

Синагоги

[ редактировать ]

Романское возрождение также было стилем архитектуры, который понравился еврейским общинам, и есть примеры синагог в этом стиле. Одной из них является синагога, построенная рядом с доками в Гримсби в Линкольншире.

Церкви позднего романского возрождения в Шотландии

[ редактировать ]
Дверь Крэншоу Кирка
Вест-Кирк, Сэндгейт, Эр, Уильям Гейл, 1844–1845 гг.

Самым ранним примером архитектуры романского возрождения в Шотландии является Вест-Кирк, Сэндгейт, Эйр. Построен архитектором Уильямом Гейлом для пресвитерианской свободной церкви в 1844–1845 годах. Колонны, используемые для окон, очень похожи на те, которые использовал Эдмунд Шарп в церкви Скотфорд. В Шотландии пресвитериане иногда строили дома в стиле романского возрождения, но только позже, в 19 веке. Кирк Лохаве, Эгил и Бьют Святого Конана - это необычная церковь начала 20-го века на берегу озера Лох-Эй, построенная Уолтером Дугласом Кэмпбеллом, братом 1-го лорда Блитсвуда, строительство которой было начато в 1881 году, но завершено только в 1930 году. Кирк в основном Романский по стилю, но также смешанный с другими совершенно несвязанными стилями. [ 30 ] Другая церковь — Крэншоу в Бервикшире . Здесь церковь 1739 года была перестроена в 1899 году архитектором Джорджем Фортьюном в стиле романского возрождения.

Сэр Альфред Уотерхаус и развитая романская архитектура

[ редактировать ]
Музей естественной истории 001
Украинский католический собор Святого Семейства в изгнании, Лондон

Интерес к архитектуре романского возрождения был возобновлен сэра Альфреда Уотерхауса в Музеем естественной истории Кенсингтоне, который был построен между 1873 и 1881 годами. [ 31 ] Он был построен в оттенках терракоты желтовато-желтого цвета и открыл путь романскому стилю для использования в других зданиях, помимо церквей. Уотерхаус имел тенденцию смешивать архитектурные стили, часто используя декоративные романские арки, чтобы обеспечить впечатляющие входы в свои здания, и популяризировал темно-красную терракоту, производимую производителями в районах Рексхэм и Руабон на северо-востоке Уэльса. Сюда входили части здания Prudential Insurance в Лондоне и вход в тюрьму Strangeways.

Здания Уотерхауса

[ редактировать ]

Позже 19 и 20 века

[ редактировать ]
Школа для девочек при больнице Христа, Линкольн
42 Силвер-стрит, Линкольн

Уотерхаус вдохновил других архитекторов на строительство с использованием терракоты, и этот материал был использован Уильямом Уоткинсом , архитектором из Линкольна, который очень успешно использовал темно-красную терракоту Руабон для школы для девочек в больнице Линкольна Христа в 1893 году. [ 32 ] Более раннее здание, построенное Уоткинсом в 1873 году, изначально было построено как склад на Сильвер-стрит, 42, Линкольн. При этом искусственный камень используется для романских колонн и арок для украшения фасада. [ 33 ]

Церковь Святого Эйдана, Лидс

[ редактировать ]
Церковь Святого Эйдана, Лидс
Шрифт в церкви Святого Эйдана, Лидс
Церковь Святого Эйдана, Лидс

Церковь Святого Эйдана в Лидсе — это массивная базилика , построенная в традициях Уотерхауса с использованием красной терракотовой кладки. Проект был выигран на конкурсе в 1889 году, а церковь была построена между 1891 и 1894 годами архитекторами из Ньюкасла Р. Дж. Джонсоном и Кроуфордом Хиком. Этот стиль представляет собой гибрид итальянского, французского и немецкого романского стиля, а стол Корбеля или формованный струнный ряд под карнизом был основан на стиле Лундского собора в Швеции. Внутренняя часть роскошно украшена мозаичным декором сэра Фрэнка Брэнгвина в апсиде и разноцветной мраморной купелью с романской аркадой. Внутренние колонны базилики имеют орнаментальные капители в византийском стиле. [ 34 ]

Бывшая церковь Всех Святых, Петершам
Церковь Святого Франциска, Линден-роуд, Борнвилл

В 20 веке использование стиля романского возрождения в церковной архитектуре, по-видимому, ограничивалось церквями, построенными из кирпича, и часто эти церкви имели сходство с церквями, построенными в стиле византийского возрождения , который стал более популярным в первые годы 20 века. . Церкви в стиле романского возрождения включают Всех Святых, Бьют-авеню, Петершам , Ричмонд-на-Темзе. Эта церковь возрождения в романском стиле была спроектирована Дж. Келли и завершена в 1908 году.

Еще более поздний пример этого стиля - церковь Святого Франциска на Линден-роуд в Борнвилле, освященная в 1925 году. Эта церковь была спроектирована Харви и Уиксом, архитекторами поместья Борнвилл.

  1. ^ Страттон 1993 , стр. 54–56.
  2. Country Life , 12 января 2016 г.
  3. ^ Антрам, Певснер и Харрис 1989 , стр. 587.
  4. ^ Лич и Певснер, 2009 г. [ нужна страница ]
  5. ^ Пейдж, Уильям , изд. (1935). «Тикенкот». История графства Ратленд . История округа Виктория . Том. II. Лондон: Сент-Кэтрин Пресс. стр. 275–281 . Проверено 19 июня 2017 г.
  6. ^ Моул, Тимоти (1981). Норманнское возрождение в британской архитектуре 1790–1870 гг . Докторская диссертация, Оксфордский университет
  7. ^ Колвин Х. (2008) Биографический словарь британских архитекторов 1600–1840 гг. Издательство Йельского университета, 3-е место. издание Лондон, 415–16.
  8. ^ Идея археологической правильности была популяризирована Николаусом Певснером в его многочисленных трудах, и к 1950 году он использовал этот термин в своих радиопередачах (стр. 190) для описания архитектуры и дизайна, основанных на иллюстрациях реальных зданий или объектов. [1]
  9. ^ Рикман, Томас. "'". Археология . XXV . Лондонское общество антикваров : 159–185. особенно 166
  10. ^ Моул, Тимоти (1991). «Пенрин и норманнское возрождение». Замок Пенрин, Гвинед . Руководство по национальному трасту. Национальный траст. стр. 89–90.
  11. ^ Страттон 1993 , с. 13.
  12. ^ Хаббард, Э. (1986). Окунь . Здания Уэльса. Лондон: Пингвин. п. 264.
  13. ^ Jump up to: а б Банерджи, Жаклин. «Церковь Святой Марии, Врей, Сара Лош (1785–1853)» . Викторианская паутина.
  14. ^ Аглоу, Дженни (2012). Сосновая шишка: история Сары Лош . Лондон: Фабер и Фабер . п. 231. ИСБН  978-0571269501 .
  15. ^ Кларк, Кеннет (1962). Готическое возрождение (3-е изд.). Лондон: Джон Мюррей. стр. 170–73. ISBN  0719502330 . , а также Кембриджское Камденское общество (1841 г.), «Несколько слов к строителям церквей» [2] .
  16. ^ Jump up to: а б О'Донохью, FM (1897), ред. Джеффри К. Брандвуд (2004) Шарп, Эдмунд (1809–1877) , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press , дата обращения 18 февраля 2012 г. ( подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании требуется ) )
  17. ^ Брандвуд, 2012 , стр. 12–15.
  18. ^ Хьюз 2010 , с. 116
  19. ^ Хьюз 2010 , с. 125
  20. ^ Певснер, Николаус (1969). Ланкашир . Здания Англии . Том. 2 Сельский Север. Хармондсворт: Книги Пингвинов . стр. 29, 224.
  21. ^ Хартвелл и Певснер 2009 , с. 401.
  22. ^ Брандвуд 2012 , с. 47.
  23. ^ См. Stratton, 1993, страницы 50–52, где обсуждается раннее использование архитектурной терракоты в горшковых церквях Шарпа и Пенсона.
  24. ^ «Церковь Святого Николая, Ист Графтон» . История сообщества Уилтшира . Совет Уилтшира . Проверено 27 ноября 2015 г.
  25. ^ Тведдл, Мэрилин. Исторический путеводитель по церкви Святого Иакова Великого . Морпет.
  26. ^ Певснер, Николаус (1966). Йоркшир: Северный райдинг . Здания Англии . Хармондсворт: Книги Пингвинов . п. 73. ИСБН  0-14-071029-9 .
  27. ^ Историческая Англия . «Церковь Святого Михаила (I класс) (1148993)» . Список национального наследия Англии .
  28. ^ Баптистская церковь Поттерс-Бар
  29. ^ Антрам, Певснер и Харрис 1989 , стр. 521–2.
  30. ^ «Кирк Святого Конана» . Британия Экспресс.
  31. ^ Страттон 1993 , стр. 70–77.
  32. ^ Антрам, Певснер и Харрис 1989 , стр. 509.
  33. ^ Исследование Линкольна, Приложение City Building No. 413- 03.04.1873
  34. ^ Лич и Певснер, 2009 , стр. 525–7.

Источники и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Антрам, Н.; Певснер, Н; Харрис, Дж (1989). Линкольншир . Здания Англии (переработанная ред.). Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета .
  • Брандвуд, Джеффри (2012). Шарп, Пейли и Остин . Английское наследие. ISBN  978-1-84802-049-8 .
  • Кларк, Кеннет (1962). Готическое возрождение (3-е изд.). Джон Мюррей. ISBN  0719502330 .
  • Хартвелл, Клэр; Певснер, Николаус (2009) [1969]. Ланкашир: Север, Здания Англии . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-12667-9 .
  • Хьюз, Джон Майкл (2010). Эдмунд Шарп: человек из Ланкастера . Дж. М. Хьюз.
  • Лич, П; Певснер, Н. (2009). Йоркшир, Вест-Райдинг . Здания Англии. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  978-0300126655 .
  • Страттон, М. (1993). Терракотовое возрождение: построение инноваций и промышленного города в Великобритании и Северной Америке . Лондон: Victor Gollancz Ltd. ISBN  978-0575054332 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e68c64b73baf1934400c5850f9d70069__1693338960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e6/69/e68c64b73baf1934400c5850f9d70069.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Romanesque Revival architecture in the United Kingdom - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)