Jump to content

Люди Рай

(Перенаправлено с Rai Languages )

Да
ᤖᤠᤀᤡ
Рожь
Мужчина Рай держит лук и стрелы
Общая численность населения

   Nepal  India  Бутан
Регионы со значительной численностью населения
 •    Непал : 640 674 (2021 г.) [ 1 ] [ 2 ]

Koshi :506,422
Bagmati :112,364
Madhesh :10,210
Gandaki :7,599
Lumbuni :2,628
Sudurpashchim :917
Karnali :534


 •  Индия : 360 819 [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]

Западная Бенгалия : 216 043.
Sikkim :80,879
Assam :43,646
Аруначал-Прадеш : 9 046.
Uttarakhand :3,649
Meghalaya :3,705
Nagaland :1,813
Химачал-Прадеш : 1593.
Mizoram :445

 •  Бутан : 37 311 [ 7 ]
• Население рай в основном проживает в Южном Бутане.
Языки
Религия
Преимущественно:
65% киратизм или анимизм
Другие религии:
30% индуизм , 5% христианство (2011) [ 8 ]
Родственные этнические группы

Рай Рай ( представляют : ᤖᤠᤀᤡ, Рай ; Деванагари : राई), также известные как Кхамбу и Джими, собой этнолингвистическую группу , принадлежащую к семье Кират и в первую очередь тибето-бирманской языковой этнической принадлежности. [ 9 ] они проживают в восточных частях Непала , индийских штатах Сикким В основном , Западная Бенгалия (преимущественно Дарджилинг и Калимпонг холмы ) и на юго-западе Бутана . [ 10 ] [ 11 ]

Женщины рай на Сакела Убхаули фестивале в Катманду
племени Рай Шаман Наксо или Накчхонг совершает ритуал

Раи, как совокупность групп, являются одним из старейших племен Непала. Они населяли территорию между реками Дудх-Коши и Тамур в Непале. Они утверждают, что их страна под названием Киратдеш в наше время распространилась на Непал , Сикким и Западную Бенгалию . [ 12 ] Рай также известны как «Кхамбу», а в некоторых местах их называют «Джими» или «Джимдар». «Джим» означает «земля», что означало, что они владели землями, а другие племена должны были платить налоги джимдару. Они начали животноводство и сельскохозяйственное растениеводство как свое традиционное занятие. Они известны тем, что поклоняются природе и духам предков. Его Величество Рисли рассматривает рай и джимдар как синонимы хамбу, но большинство рай в настоящее время признают, что хамбу и джимдар являются синонимами, обозначающими одну и ту же этническую группу. Раи — одно из доминирующих племен группы кирати ; это боевое племя Непала. Широко распространено мнение, что они оказали упорное сопротивление вторжению горкхов. [ 13 ] Киранти Рай — горные племена, которые когда-то обладали значительной властью и территорией, но были подчинены Притхви Нараян Шаху после его завоевания Непала. [ 14 ] Правление Кирати на восточных холмах Непала закончилось после завоевания Королевства Горкха в 1772–1773 годах. [ 15 ]

Географическое распространение

[ редактировать ]

Народ рай, насчитывающий около 750 000 человек, в основном населяет восточную часть Непала. Лингвисты определили до 28 различных языков рай , большинство из которых непонятны друг другу. [ 16 ]

Территория распространения различных языковых групп рай в провинции Восточный Непал № 1. 1 район включает Хотанг , Бходжпур , Солухамбу , Дханкута , Санкхувасабха , Удайпур , Охальдхунга , Илам и Панчтар .

Перепись 2011 года в Непале относит народ рай к более широкой социальной группе Маунтин/Хилл Джанаджати. [ 17 ] На момент переписи населения Непала 2011 года райи составляли 620 004 человека (2,3% населения Непала). Частота появления людей рай по провинциям была следующей:

Частота встречаемости рай была выше, чем в среднем по стране (2,3%) в следующих районах: [ 18 ]

Индия, Бутан и другие страны

[ редактировать ]

Рай преобладают в индийских штатах Сикким , Дарджилинг , Калимпонг , Курсеонг , Мирик и Дуарс в Западной Бенгалии . [ 19 ] Рай — самая крупная этническая община в Сиккиме . [ 20 ] Население рай в основном проживает на юге, западе и востоке Сиккима. [ 21 ] большое количество рай также проживает в Ассаме и других северо-восточных штатах , Королевстве Бутан , а некоторые недавно мигрировали в Великобританию, Гонконг , США и другие страны.

Мифология народа Раи

[ редактировать ]

Традиция Рай гласит, что первый из предков Кирати вошел в восточные холмы Непала через ущелье Барахачетра в долине Коси , естественные ворота в регион, через хребет Махабхарат , который отделяет холмистую внутреннюю часть страны от равнин. [ 22 ] [ 23 ] Согласно Мундуму, в устной истории предки кирати вышли из « Хувалунга », а затем следовали по небольшой реке Саптакоши. Они путешествовали через Арун , Дудх-Коши , Сунь-Коши и Тама-Коши и, наконец, обосновались в долине Бхоте-Коши . [ 24 ] [ 25 ]

Тувачунг Джаяджум Историческое место паломничества народа Рай

Согласно мифам народа Кирати Рай, «Таяма» (старшая сестра), «Хияма» (младшая сестра) и «Райчхакуле» (младший брат Таямы и Химайи) считаются первобытными предками цивилизации Кирати Рай. Считается, что сестры жили в Тувачунге , а брат - в пещере Халеси . Таяма и Хияма умели ткать на ткацких станках. Их считают пионерами текстиля. Таяма узнаваем по таким именам, как: Кхеу, Тояма, Тома, Таяма, Тангвама, Джаума, Джаумо, Дава и Какча, и, соответственно, Хияма также называется Кхема, Кхивама, Кхлиума, Хлемо, Кхева, Кхаума и Лос на разных языках киранти . Райчхакуле (младший брат Таямы и Химайи), также известный как Хетчакуппа, Хетчакува, Хокчилипа, Хакчхилип и т. д., считается началом сельскохозяйственной эры в культурной истории народа кирати-рай. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]

Салпа Покхари (Пруд) и гора Силличунг в районе Бходжпур в Восточном Непале

Считается, что Салпа Покхари является источником Кирати-Рая. Салпа Похори является центром культурных верований Кирати Рай и связана с мифом о «Сальпе» и «Рибриме» (короле и королеве сальпы). поэтому считается, что Кирати Рай родился от этих предков, Салпы и Рибримы. Салпа Похори очень значима и популярна среди Кирати Рай с культурных и религиозных взглядов, согласно мифу Кирати Рай, это место является местом происхождения народа Кирати Рай. Согласно мифу Кирати, гора Силличунг, известная как главная дань, является источником «Мундума». [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ]

Династия Киратов в долине Катманду

[ редактировать ]

Непал вступает в настоящую историческую эпоху с завоеванием долины Катманду кирати. Говорят, что кирати были аборигенами, населявшими Восточный Непал и имевшими свою собственную административную систему. Под умелым руководством своего вождя «Ялунга» или Яламбара кирати победили Бхувана Сингха; последний король династии Ахир и подчинил себе долину Катманду. [ 34 ] В различных источниках упоминается длительный период от 29 до 32 королей Кирати, которые правили Непалом 1225 лет, с 800 г. до н.э. по 300 г. н.э. В генеалогии Гопала упоминаются 32 короля Кирати, правившие Непалом. В различных генеалогиях указаны разные имена последнего короля Кирати. Монархическая династия Личхави . была основана в Непале после победы над последним королем Кирати «Кигу», согласно генеалогии Гопала, «Гализа», согласно языковой генеалогии, и «Гасти», согласно генеалогии Райта Чьясал — место последней битвы Киратиса и Личхависа . Около 250 г. н. э. правление Кирати закончилось в долине Катманду, и Кирати двинулись на восток. [ 35 ] Различные древние исторические и археологические памятники, связанные с историей Кирати и периода Кирати в долине Катманду, такие как Чьясал , Патан Дурбар , Патук Дон , Гокарна , Танкот , Бирупакшья , Лалитпур , Акаш Бхайрав и т. д. [ 36 ]

Королевство Кират на востоке

[ редактировать ]

По мнению историков, личхави одержали победу только над Катманду. в других частях восточной страны власть Кирати все еще сохраняется. После поражения Киратиса от Личхависа в долине Катманду, Кирати постепенно двинулись на восток, управляя небольшими территориями. В процессе расширения Киратис распространился от Банепы , Дуликхеля , Синдупалчока , Дараварданды, Долакхи , Чарикота до Киратичапа. [ 37 ] Киратис построил форт в Киратичапе и снова начал править, но многие свидетельства древних руин кладбища Киратиса можно найти в Долакхе, регионе Синдупалчок, например, «Кират Турса» в Иржи «Киратичап» в Долахе . [ 38 ] [ 39 ] Согласно различному фольклору и устным историям, Личхави снова напал на Киратиса в Долахе и прогнал его. В поисках плодородной земли некоторые кирати последовали за рекой Сункоши и стали Сунуваром. другие, следовавшие по рекам Тамакоши , Дудхкоши , Арун и Тамур, стали сегодняшними Рай, Якха, Сунувар и Лимбу. Поселившись в разных областях, Киратис создал себе соответствующий «Кипат», «место», и снова в горном регионе, на восточных холмах, Киратис правил на протяжении веков. со временем из-за геополитического разделения были созданы три государства Кират: Валло Кират (Ближний Кират), Мадж Кират (Средний Кират) и Палло Кират или (Дальневосточный Кират). [ 40 ]

Завоевание Горхали в стране Кират

[ редактировать ]

Около 1743 года нашей эры король Притхви Нараян Шах Горкхи начал кампанию по объединению Непала , завоевав множество небольших государств. Горхалис также начал атаковать регион Кират. [ 41 ] По мнению историков, до объединения Непала Притхвивинарьян-шахом от Банепы до реки Тришули и вокруг реки Тиста, известной как Киратдеш, находилась территория Киратиса. Глядя на свидетельства того времени, когда Притхвинараян-шах расширил королевство Горкха, Долакха , Рамечхап и Синдхули впадают в Валло-Кират, а часть от Сункоши до верхнего течения реки Арун впадает в Манджх-Кират. Территория от реки Верхний Арун- Арун до реки Восточная Тиста находится в пределах Палло-Кират. Когда Притхви Нараян Шах вторгся в приграничную зону Дхуликхеля (Валло Кират) в 1768 году нашей эры, в этот раз король Киратов Дхуликхеля Чаукхат Махиндра Синг Рай и его брат Намсинг Рай сильно сопротивлялись и доблестно сражались с огромной армией Притхивинараян шаха в течение очень долгого времени. [ 42 ] [ 43 ] Король Притхви Нараян Шах направил Сардара Рама Кришну Кунвара для вторжения в Киранта региональные районы , включая; Палло Кирант, Валло Кирант и Мадж Кирант. В районах Валло Кират и Мадж Кират находится много королей, чифтенов и фортов. В книге «Мечи Махакали», часть 1, упоминаются восемь фортов Тумс (Валло Кират) Охальдхунга , а именно Бунгнам, Талува , Чьянам , Солу , Тилпунг , Чисанкху , Чуплу и Чаурас. [ 44 ] другие форты в Маджх Кирате - это Хатува , Чавданди , Мукали , Халеси , Хотеханг , Кулум, Маджхува , Кхамтель, Памаххам, Рава и Кепилас один за другим.

В то время, когда Притхиви Нараян Шах завоевал регион Кират. В этот исторический период Валинг Ханг был королем Хатува Гади (Маджх Кират) на другом берегу реки Арун . Короли Хатувы распространили свою власть на часть Хальсы . Территория Хальса, нынешняя Анхисалла , округ Дханкута, которым управляет король Будаханг . Будхаханг исчез, когда Притхиви Нараян Шах напал на него. Во время войны с шахским королем он смог оживить всех мертвых воинов-кирати, погибших, используя свои божественные силы. [ 45 ] 29 августа 1772 года Рам Кришна Канвар переправился через Дудхкоши реку и вошел в Чауданди , чтобы вторгнуться в регион Кирант и Саптари вместе с другим командиром Абхиманом Сингхом Баснятом .

Юноши Кхамбу Кирати, которые были опытными лучниками, на каждом шагу останавливали продвижение войск Горхали своими стрелами. они нанесли Горхалису тяжелые потери, так что Притхивинараян Шаху пришлось послать подкрепление по рекомендации Субедара Шивы Нараяна Хатри. Чатим Рай из Рава Кхолы и Атал Рай из Памахама были двумя главными Хамбус Кирати, которые в конечном итоге оказались неэффективными перед луками и стрелами Горхали. в течение 5 месяцев Горхалисы заняли Раву, Халеси , Маджуву , Кулум и Дингла, таким образом захватив яму Маджх Кират. [ 46 ]

Культура

[ редактировать ]

Община Рай имеет свою собственную традиционную культуру и ритуалы. все люди Раи практикуют одни и те же жизненные ритуалы от рождения до смерти. но существуют некоторые различия в обрядах и ритуалах общин раи, живущих в разных местах.

Люди Рай совершают ритуал предков в «Суптулунг» Суптулунг — это священное место, где осуществляются все культурные ритуальные действия жизненного цикла общины Рай.

Брачная система

[ редактировать ]

Брак в группе Рай — это не просто биологические и психологические отношения между парой, но, по сути, считается социальным явлением, которое должно быть одобрено обществом. Если общество не признает пары, они считают свои супружеские отношения ненадежными. После замужества род женщины не меняется, хотя она остается с мужем; но ее дети следуют клану ее мужа. Среди Раи встречаются как моногамия, так и полигамия; но система многоженства сильно пришла в упадок по юридическим причинам и из-за изменения отношения.

Некоторые традиционные важные типы браков, встречающиеся среди Раи:

а) Чори Биха (брак по воровству): Рай называет его Чори Биха. Если мужчина тайно уводит женщину из дома, не предупредив ее родителей, это называется «воровским браком». Этот вид брака немного отличается от «брака по любви» тем, что мужчина и женщина могут в течение длительного времени не развивать личные отношения, которые встречаются в браке по любви. Мужчина может внезапно понравиться женщине, чего женщина может не заметить. Внезапно мужчина выражает свое желание жениться на ней, когда встречает ее по какому-то поводу или на собрании – например, на ярмарках или рынках. В таком случае, если кто-то из ее родственников или близких друзей уговорит ее сбежать с этим мужчиной, она может быть убеждена и готова пойти с ним.

В настоящее время брак по воровству постепенно заменяется «браком по любви», в котором заинтересованные мальчик и девочка проводят некоторое время, чтобы узнать друг друга без чьего-либо влияния или вмешательства; тогда они могут либо решить пожениться, либо просто сохранить дружбу, либо прекратить ее, в зависимости от того, насколько обе стороны любят или не любят друг друга.

б) Зари Биха (брак с уплатой штрафа): отлучение жены другого мужчины с ее согласия с целью заключения брака в общине Рай называется Зари Биха. В таком случае новый муж женщины выплачивает определенную сумму денег предыдущему мужу в качестве штрафа.

в) Сензи Зари Биха (брак вдов): В общине Рай не существует никаких социальных запретов для вдов вступать в брак. Вдове или вдовцу разрешается вступить в брак, но это не является принуждением. В этом браке свекру вдовы или старшему члену семьи выплачивается определенная неустойка в качестве компенсации за потерю члена семьи.

г) Маги Биха (брак по расчету): Брак по расчету заключается при взаимопонимании и договоренности обеих семей – со стороны мальчика и со стороны девочки. Оно называется Маги Биха. В этом браке обязательно согласие девушки, будущей невесты. [ 47 ] [ 48 ]

Ритуал смерти

[ редактировать ]

В общине Раи смерть также различается между естественной смертью и неестественной смертью в обрядах перехода. В случае естественной смерти тело либо хоронят, либо кремируют по желанию умершего. Но тело должно быть похоронено в случае неестественной смерти. В ритуале смерти много формальностей, если это естественная смерть; но таких формальностей меньше в случае неестественной смерти, так как считается, что такая смерть превращает человека во зло.

Если ребенок умирает до того, как у него вырастет зуб, похоронный обряд соблюдается очень просто. Такая смерть считается плохим предзнаменованием и относится к категории неестественной смерти. В таких случаях ритуалы осквернения и очищения совершаются в один и тот же день.

Если беременная женщина умирает, ее нижнюю часть живота рассекают бамбуковым ножом пополам и ребенка извлекают из ее тела. Мать и ребенка хоронят в разных местах захоронения по ритуалу неестественной смерти. Ритуал осквернения и очищения завершается в один и тот же день. В случае естественной смерти соблюдается полный погребальный обряд; строго соблюдаются ритуалы осквернения и очищения. В общине Рай через три дня после смерти проводится церемония поедания соли и питья масла. На девятый и десятый дни мангпа (шаман) проводит церемонию вознесения заслуг умершего. Этот ритуал проводится, чтобы упокоить душу умершего; в противном случае считается, что дух умершего принесет вред семье. [ 49 ]

Семья и родство

[ редактировать ]

У Рай есть практика проживания как в нуклеарных, так и в совместных семьях. В нуклеарной семье есть два поколения людей, тогда как в совместной семье три или более поколений живут вместе, деля один и тот же дом и кухню. Обычно сына не разлучают сразу после свадьбы. Но после женитьбы младшего брата он, возможно, пожелает жить отдельно. При раздельном проживании родительское имущество делится поровну между родителями и сыновьями.

У Раи встречаются преимущественно три формы родства: 1) родство по крови; например, брат и сестра, ii) родство по браку; например, тесть, невестка и т. д., iii) родство по социальному родству; например, отношения Митери (дружбы, установленные после специального ритуала).

Поведение родства варьируется в зависимости от статуса родственника. Некоторые родственники более респектабельны, чем другие, а некоторые находятся в «шутливом отношении». Например, отец, мать, дядя и тетя достойны уважения, но солти-солтине, сали-бхена - все они находятся в шутливом отношении. В общине Рай к зятю и невестке относятся одинаково, как к сыну или дочери в семье.

Гендерные вопросы и процедура принятия решений

[ редактировать ]

Мужчины и женщины имеют равный статус в семье и обществе, в обществе Раи почти нет гендерной дискриминации. Хотя мужчина обычно является главой семьи, роль женщины не менее важна в планировании и принятии решений по домашним вопросам. Муж почти ничего не решает в отсутствие жены. Обычно они обсуждают совместное планирование повседневных дел в семье после ужина; и на основании этого принимается решение.

Через год после смерти мужа вдова может носить свои повседневные платья. Для вдовы и вдовца нет ограничений в одежде. У них также есть право на повторный брак; но жениться или нет, зависит целиком от желания вдовы или вдовца. Незамужняя взрослая женщина играет очень важную роль в семье. Ее слышат все.

Члены семьи мужского и женского пола разделяют свой труд во всех видах деятельности. Однако некоторые случаи являются исключениями; например, приготовление еды, что в большинстве случаев считается обязанностью женщин. Но когда женщины очень заняты, мужчины берут на себя ответственность за приготовление пищи. Точно так же, хотя вспашка поля обычно считается мужской работой, ею также занимаются незамужние девушки, чтобы поддержать мужчин в их работе.

Одежда и украшения

[ редактировать ]

Женщины Раи ткали домотканые ткани из хади , хлопка , шерсти и крапивы алло . [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ]

Ткацкая роспись женщин Рай

Мужчины рай носят гирлянды Вачинари Мала ( бусина Дзи ), Потлунг (Пувало Мала) и ожерелья из зубов животных. Мужской костюм состоит из головного убора (фета; пагари; саябунг); Рубашка Бетебунг (даум; локчхем); брюки (брюки; длинные); пальто без рукавов из волокна крапивы двудомной (чхакчха; фенга); пояс (наримокты); (патуки, чакчхинма), большой нож ( хукури , дабхай). [ 53 ]

Рай исповедует религию Кират с древних времен. Религия кират основана на анимистической природе и поклонении предкам. Рай не верит ни в рай, ни в ад. Религиозной иерархии нет. Кирати Рай вовлекает Накчонга, Мангпу, Биджуву, Наксо, их племенных шаманов, в свои религиозные обряды. На протяжении своей недавней истории рай все чаще заимствовали элементы основных религий, с которыми они контактировали, из ламаистского буддизма или непальского индуизма, однако не отказываясь от своих собственных племенных традиций. [ 54 ] Согласно переписи населения Непала 2011 года нашей эры, примерно треть жителей Раи исповедуют индуизм (30 %), две трети следуют Кират Мундхум Дхарме (65 %), а 5 % являются христианами . [ 17 ]

Суптулунг: места священного поклонения

[ редактировать ]
Суптулунг / Самкхалунг: Тин Чула Дхунга, священное место поклонения народа Рай из трех каменных очагов.

Подросток Чула или Чула Дхунга «Три камня из очага», называемые Даяхулунг или Суптулунг, являются центральной частью всех ритуалов или обрядов Рая, практикуемых от рождения до смерти, совершаются в этом Подростковом Чула «Суптулунг». Главное божество всех Раи - «Подросток». чула (Суптулунг) Трехочаговая каменная печь дома. «Термин Лу или Лунг относится к камню, и поэтому суффикс типа Лу или Лунг встречается в большинстве названий домашней печи, например: Таплелунг, Суптулунг, Майалунг, Гевалунг и т. д. Почти каждая вещь с правильного начала рождения «От колыбели до могилы» исполняется на священном тин-чула, без тин-чула невозможны никакие ритуалы. В культуре Рай тин-чула — это ворота, ведущие в настоящий и практический день. дневная жизнь. [ 55 ] В каждом доме Рая есть (Суптулунг) «Тин Чула». Он закопан на одной стороне внутреннего угла дома. В нем говорилось: «Даш Рай Даш Бхаса Эк Чула». «Из всех десяти разнообразных Раи есть один и тот же Подросток Чула». Считается, что вначале существует только Десять «Тар» Раи, но позже Рай делится на множество суб «таров». -группа Тин Чула (Суптулунг) представляет собой племенную идентичность Рай и является символом единства различных диверсифицированных Кирати Рай в одной этнической семье. [ 56 ] Подросток Чула (Суптулунг), также известный как Самкхалунг на диалекте бантава Рай. Слово «Самкха» означает «предки», а «Лунг» означает камни. Самхалунг – три главных камня,

  1. Папалунг: символизирует предков мужского пола,
  2. Мамалунг: символизирует предков женского пола и
  3. Рамилунг: символизирует духовные энергии общества.

Тин Чула считаются рай своими самыми важными святынями. Тин Чула - это священное место после смерти, где живут ушедшие души предков Раи. Философия подростка Чула (три точки зрения на знание) как отличительная оригинальная идентичность Рая. [ 57 ]

Народные боги и богини

[ редактировать ]

Кирати Рай в основном анимисты, они поклоняются различным домашним божествам и божествам природы .

Сумнима и Паруханг как архетипические прото-женщины и прото-мужчины. Верховное божество Кирати Рая - Сумнима -Паруханг. Сумнима — богиня женского пола, которая считается Матерью-Землёй (Матерью-природой), а Паруханг — бог-мужчина, также известный как царь- бог Неба .

Кирати Рай почитается как бог-предок и богиня Сумнимы и Паруханга. Сумнима, также известная как «Хенгхамма», Мать-Земля, и Паруханг, также известный как «Нинамма», Отец, бог Неба. Сумнима — верховная женщина-бог, жена Парухана. Она представляет землю и мать-прародительницу. Паруханг — верховный бог-мужчина, муж Сумнимы, повелителей цветов. Сумнима-Паруханг - божества создателя, хранителя и богини-поддерживающей богини Раи. Следовательно, неуместно приравнивать этих почитаемых бога и богиню к Шиве (богу-разрушителю индуизма) и Парвати (супруга Шивы), как это часто приравнивается в наши дни в литературе Рай, это просто индуизация менее известного Раи. верьте Системе. [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ]

Райский шаманизм

[ редактировать ]
Рай Шаман Восточный Непал

Шаманизм Раи включает в себя множество шаманских традиций, разнообразных, но тесно связанных между собой, как и сами группы Раи. Рай в Восточном Непале состоит из множества подплемен, и хотя они говорят на разных языках и имеют свои собственные традиции, все они имеют общее лингвистическое и культурное наследие. Вместе с лимбу (языком родственной группы, проживающей дальше на восток, также в Сиккиме и Дарджилинге ), языки кирати-рай относятся к семье киранти , которая представляет собой подгруппу тибето-бирманской . В культурном отношении рай находились под влиянием как индуизма, так и тибетского буддизма, но это влияние лишь незначительно повлияло на традиции их предков, в которых шаманские черты до сих пор занимают видное место. [ 61 ]

«Мундум» — это устная традиция среди Раи, а также давняя и древняя, хотя и не неизменная, ритуальная практика. Мундум также называют «Ридум», «Муддум» или «Пелам». Буквально «Муна» означает «Человек», а «дум» означает «разговор», что можно сказать, говоря о человеке или устном разговоре как о дыре, мундум — это устная традиция. Таким образом, он может различаться в зависимости от места. Термин «мундум» говорящие на непальском языке обычно произносятся как mundhum . Многие исследователи задокументировали термин mundhum в своих исследованиях. Звук /dh/ в mundum не встречается во многих языках кирати. Если он и встречается в других языках кирати, то он встречается. Часто это заимствованный звук. Таким образом, термин «мундхум » может иметь непальское влияние. Итак, местный термин - «мундхум». В этом случае термин mundum меняется на mundhum, потому что альвеолярный заменяется на зубной придыхательный /dh/, потому что это может быть влиянием непальского языка. [ 62 ] Хотя концепция одна и та же, термин mundum имеет разные варианты среди разных подгрупп Раи. Гензле (2002: 40–42), проделавший новаторскую работу в области ритуала кирати, тщательно изучил его и собрал различные термины, а именно:

Племена и кланы рай

[ редактировать ]

Рай имеют особые культурные традиции. Сообщество разделено на разные подтрибы, называемые «Тар», и все они имеют свой собственный особый язык или диалект. Такое разделение Раи на различные подтрибы допускает незначительные изменения в ритуальных практиках, в то время как суть традиций остается в основном однородной. внутри «Тара» есть клановое подразделение, называемое «Пача» (па = папа/отец и ча = дети). кланы экзогамны. Внутри паши существует еще одна классификация, известная как «Самет». Самет прослеживает связь человека с его предком. Пача и Самет — это основная ритуальная идентичность Рая, которая является обязательной в каждом ритуальном исполнении. [ 64 ] [ 65 ]

Языки рай относятся к китайско-тибетской языковой семье. Они принадлежат к группе киранти тибето-бирманской языковой ветви сино-тибетской семьи. В ходе Национальной переписи населения Непала 2011 года около 800 000 респондентов назвали языки киранти своим «родным языком». Число говорящих, вероятно, меньше этого. По данным переписи населения Индии (2001 г.), в Индии проживает 50 000 человек, говорящих на языках лимбу и рай (большинство в Сиккиме ). Лингвистическое исследование Индии nd). [ 66 ] [ 67 ]

Фестивали

[ редактировать ]

сотовый телефон

[ редактировать ]

Сакела — это собрание народа Раи на празднование Удхаули и Убхаули. Сакела на самом деле связан с чамлингами общины Кирати Рай. Поскольку идентичность различных групп Раи истощается, многие Рай считают Сакелу главным праздником Раи. Однако правда остается в том, что Сакела — это танец, исполняемый во время Удхаули и Убхаули, когда люди Рай собираются вместе. Люди Рай (группа Чамлинг) называют его разными именами, такими как Сакенва, Сакела, Тош или Тоши, Бхуме, Сакел, Васс, Сегро, Сакева, Дхуулу, Пхагулак, Геланг, Гаяпуджа среди разных языковых групп. Это мероприятие проводится 15-15 дней в году как убхаули (Дхиринам) в день полнолуния Байсаха и удхаули ( Чхиринам) в день полнолуния Мангсира в деревнях Кирати Рай.

Основная философия Сакелы — поклонение природе; большое значение придается отдаче дани уважения предкам, которым нынешние поколения обязаны своим существованием. [ 68 ] Поскольку люди Кирати считают себя последователями природы, они празднуют Удхаули и Убхаули с сакелой, чтобы поклоняться небу, земле, рекам и лесу, с одной стороны; с другой стороны, они отдают дань уважения умершим членам своей семьи.

Во время сакэлы танец, известный как силли исполняется . Силли варьируется от деревни к деревне по ударам в джхьямта тарелки и дхол . Хореография силли изображает важные повседневные дела и объясняет традиционные истоки сельскохозяйственных методов, таких как копка, вспашка, прополка и выращивание хлопка. Точно так же имитация птиц и животных также выполняется в оживленных силли . Другие действия, такие как поклонение крану и солнцу, изображены в силлисах и в духовных силлисах , предки, такие как «Таяма-Хияма», охотник, Часум, Нарава, «Паруханг-Наюма», показаны в танце.

Предок кирати «Хетчакуппа» считается первым исполнителем силли . Утверждается, что около 45 силли существуют даже сегодня.

Нваги празднуется перед употреблением в пищу собранных продовольственных культур, Кирати Рай очищает комнату предков (Суптулунг), а во время пуджи Нваги предкам предлагаются различные новые культуры. Пуджа Нваги, также известная как (Пиртри пуджа). Поклонение предкам. Считается, что новые продовольственные культуры нельзя есть до пуджи Нваги или без того, чтобы они были предложены предкам. Суть Нваги-пуджи заключается в том, чтобы предложить повару предков новую еду года, а также множество разнообразных блюд (включая алкоголь), которые они могут предложить предкам. эта пуджа совершается священником или старейшинами (мужчинами) дома, которые выполняют все ритуалы. Во время празднования нваги также приглашайте в дом родственников семьи. различные сорта еды и алкоголя подаются гостям, родственники беседуют друг с другом, и день заканчивается прощанием. Кирати Рай называет пуджу Нваги разными именами и совершает ее по-разному. [ 69 ]

Йеле Самбат, также известный как «Яледонг» от Rai People, Магхе Санкранти также празднует тот же день. Календарь Йеле Самбат назван в честь первого царя киратов Яламбара . Говорят, что этот календарь начался, когда король Киратов Яламбар победил династию Гопалов в долине Катманду . Календарь Еле Самбат начинается 15 января. Этот день Нового года также отмечается в Непале как Магхе Санкранти , когда люди едят сладкий картофель, различные виды ямса и сел роти . [ 70 ]

Другие фестивали

[ редактировать ]
  • Фестиваль Вадангми: Вадангми - крупный фестиваль общины Рай Хальса региона округа Дханкута . «Вадангми», также известный как «Папани», этот фестиваль начался с Картик Пурнимы и продолжается до пятнадцати дней. [ 71 ]
  • Фестиваль Дхванкум: «Дхванкум» — это культурный фестиваль, отмечаемый в месте происхождения Вамбуле Рай. Его еще называют Дхванкум. По индуистскому календарю Джанай Пурнима отмечается в определенный день. Поскольку он обычно выпадает на август, его также называют Бхадау Пурнима. Вамбуле называет эту дату «Дхванкум Пурн». В Дхванкумо поклоняются Земле (Дхарти), Небу (Акаши) и предкам. [ 72 ]
  • Фестиваль Сауне Санкранти отмечается по непальскому месячному календарю Шраван.

Народные песни и танцы

[ редактировать ]

Тоди в области непальской музыки, вокальной лирики, танца и других искусств Кирати-Рай занимала большое пространство. Особенно восточно-непальская народная музыка в основном зависит от общины Рай. [ 73 ]

Народные песни

[ редактировать ]

В общине Рай есть множество культурных ритуалов. Сообщество хранит огромное количество «песен» чам, которые поются для разных целей в определенных случаях.

  • «Хияри Чхам» — это особая песня, которую исполняют по случаю свадебной церемонии в общине Рай. Эта песня представляет собой песню с вопросами и ответами, которую поют как мужчины, так и женщины во время свадьбы. Эту песню поют в «Сунгхим» (временном или новом доме для гостей). обнаружено, что в некоторых местах поют даже тогда, когда гости уходят. [ 74 ]
  • «Сайма Чхам» — это песня о рождении, жизни и жизни, ее поют на работе, у источника воды и т. д. Саймаххам поют специально женщины. [ 75 ]
  • «Хакпаре Чхам» также можно считать народной песней в общине Кирант Рай. Эту песню может петь где угодно, кто угодно и в любое время. Хакпаре чхам — популярная народная песня, особенно в общинах Ямпху, Лохорунг и Мевахан Рай. [ 76 ]
  • «Лайбари/Ламвари Чхам» — одна из древних оригинальных народных песен народа Рай. На языке бантава-рай «Лаам» означает корень «Ва», что означает «вода», а «Ри» означает «песня жизни рек и ручьев». Эта народная песня находится под угрозой исчезновения и в наши дни уже вымерла. [ 77 ] [ 78 ]

Народные танцы

[ редактировать ]
  • «Танец Силли»: танцы Силли исполняются во время фестиваля Удхаули , Убхаули Сакела. Танцы Силли представляют собой разные стили и типы среди различных подгрупп Рай. в танцах силли в качестве основных инструментов использовались Джьямта и Дхол, некоторые группы Рай использовали Джьямту только в своих танцах Силли. Кулунг, Халинг, Тулунг, Начиринг Рай также использовали рога животного (пунг баджа) в глупых танцах.
    Традиционные инструменты танца Силли
    Силли в основном выполняют свою повседневную деятельность, похожую на деятельность людей, а также имитируют другие действия, такие как поклонение крану и солнцу. Силли показывают, как люди начали заниматься сельским хозяйством, например, копать землю, прополку и выращивать хлопок. Точно так же в глупом танце можно увидеть имитацию птиц и животных, изображение охоты, войны и т. д. [ 79 ]
  • «Вадангми Папани», также известный как Папани или вадангмет, этот танец исполняется во время фестиваля Вадангми. Вадангми — великий фестиваль общины Рай в районе Хальса округа Дханкута . Танцевальный стиль вадангми — это шаги вперед, через три шага с помощью плеч тело общается и танцует в такт Дхолу и Джьямте , ​​распевая песни любви, гармонии и преданности. Это похоже на праздник любви. В это время никто не должен ругать или драться, если они будут ругать или драться, божество-предок Будаханг будет несчастным. В настоящее время бытует мнение, что если мальчик предлагает любовь девочке или девочка предлагает любовь мальчику, ему не следует жаловаться. «Этот праздничный танец прекрасно воплощает проблему женской свободы, а также показывает, что женщинам в это время не нужно терпеть никакого давления. [ 80 ]
  • «Чхонглак», также являющийся частью Вадангми Чхонглак, является языком рай региона Хальса округа Дханкута . Слово «Учомпакма» и «Лакват» означает выйти из души, чтобы быть счастливым, забыть все печали и встать. «Лак» означает радостно танцевать. Также говорят, что пришло время богам и богиням прийти в регион Хальса. Это начальный этап танца Вадхангми, который отмечается на протяжении всего фестиваля Чхонглак, чтобы осчастливить души богов и богинь.
  • «Хопча» — традиционный классический танец общины Рай, который в основном практикуется в Дханкута . регионе
  • «Хурла» - это культурный танец Ямпху Рай района Санкхувасабха, он исполняется в месяц Мангсир (ноябрь – декабрь). Танец Хурла исполняется под пение во время сезона сбора риса на рисовых полях. этот танец также называют танцем Пэдди (Дхан Нах). [ 81 ]
  • «Шаманский танец» в исполнении шаманов Биджува, Накчхонг, Накчо, Биджува Мангпа из общины Рай в различных ритуальных мероприятиях.
  • «Танец Маруни» - популярный непальский народный танец. Существуют различные типы танцев Маруни. Сообщество Рай также исполняет танец маруни в различных случаях. Адхия Маруни, Мадале Маруни - очень популярные танцы Маруни в сообществе Рай. [ 82 ]

Народные музыкальные инструменты

[ редактировать ]

Некоторые из музыкальных инструментов, встречающихся в общине Рай: Дхол, Джьямта Бинайо, Мурчунга, Мурали/Бансури, Мандала (мадал), Джьяли, Маджира, Бимбилиа, Сумбак), Хакума, Пунг, Силлими, Яламбербаха и т. д. [ 83 ]

Конгконгма или Бинайо — это традиционный инструмент кирати-рай, сделанный из скрытых малинго пород бамбука . Бинайо делается путем выкапывания посередине небольшого бамбукового ручья длиной около шести дюймов, удаления язычка, связывания нити с обеих сторон и вырезания красивого узора. В бинайо, приготовленном таким способом, играют, встряхивая длинную веревку перекладины перед языком. При такой игре бинайо кладут на обе губы рта, чтобы произвести различные ваки и вибрацию, вызванную толчком воздуха из внутренняя часть воздействует на язык. Этот инструмент носит женщина Кират Рай, висящая на тунце своего чоло.

  • Дхол Бубук Кен

Основным ритм-инструментом Кират Рай является Дхол или (Бубук кен). Этот инструмент в основном используется в сакева (танце сакела), в некоторых местах мангпа и биджува также используются для поклонения сидя на месте. Это также популярный инструмент в Непале.

Наряду с Дхолом в танце Сакева Сакела также исполняется Джьямта (Муникомма). В некоторых местах Биджува и Мангпа также используются для поклонения сидя на месте.

Среди различных бамбуковых инструментов Яламбар является одним из самых важных и оригинальных инструментов Кират Рай. Удерживая глаза на обеих сторонах бамбука, вынимают чойю того же бамбука и делают четырехугольное отверстие в середине бамбукового чапера чойта. Этот инструмент также является показателем музыкальной цивилизации.

Мурчунга или Какконг, сделанный из железа, является оригинальным традиционным инструментом Кират Рай. Молодежь Кират Рая принято дарить этот инструмент своим любимым друзьям.

Сумбак или листовой инструмент — это музыкальный инструмент, на котором играют, держа край гладкого листа между двумя губами и вынимая различные ваки. Этот инструмент особенно популярен в общине Кирати Восточного Непала, Сиккима и региона Дарджилинг.

Хакума или Чарибаджа – инструмент из бамбука. этот инструмент называется Чарибаджа или (Хакума), потому что, когда в него дуют изо рта, он звучит как птица.

Панг — это инструмент, на котором дуют в рог дикого буйвола с отверстием наверху и помещают трубку малинго в это маленькое отверстие. В эту баху играют вместе с Дхол-зямтой с Нокчо (Жрецом-шаманом), когда собираются поклоняться Тошу или Тоши, Вассу (Сакела) Тану. Этот инструмент является традиционным инструментом, распространенным в общине Кхамбу Рай. Этот инструмент с особой важностью используется кулунгами, халингами, тулунгами и наххерингами общины рай. Его звук похож на звук раковины.

  • фрески Библейские

Мурали (Бибилимма) Флейта изготовлена ​​из небольшого бамбука вида Малинго . Бамбук Нигало Малинго очень хорош для изготовления флейты Мурали. Его разрезают горизонтально с одной стороны, туда кладут тонкую бамбуковую древесину чойя или бхаккимила и делают отверстие. С другой стороны размещают 6–7 отверстий. Чтобы сыграть на ней, вы кладете флейту в рот и медленно дуете, тогда оттуда начинает литься звук. Чтобы преобразовать этот струящийся звук в музыку, отверстия, прикрытые пальцами, прикрываются и по порядку открываются. При игре на флейте таким способом льётся очень мелодичный голос. Это самый любимый инструмент Кират Рая.

  • Джарки Тал Чамбикен

Бронзовая тарелка Чамбикен (Джхарки Тал) особенно используется Мангпа, Биджува, Накчхонгами, когда они повторяют мантры Мундум.

  • Джор Мурали

Джор Мурали (Два в одной флейте) — народный инструмент Кират Рай, находящийся под угрозой исчезновения. На Джоре Мурали играют, связывая две струны из бамбуковых палочек с одинаковым звуком. Кират Рай в стиле Джора Мурали Бахи осталось создать и в наши дни. этот инструмент уже вымер.

Дхьянгро или (Сангра Кен) в основном используется шаманами Кхамбу Рай; Мангпа, Биджува, а также их союзники Кенчарава.

  • сельдь

Это силими изготавливается путем размещения 12 колец рядом друг с другом в плоской вытянутой форме из железа и размещения четырех колец под нижней рукояткой. На силими бахе играют, держа танец сили в руке и встряхивая его во время танцевальных движений. Это традиционный инструмент общины Рай.

Мадал сегодня является одним из самых популярных инструментов в непальской музыке. Этот деревянный камень Мадал изготовлен из кожи животных, угля, рисовой шелухи и других материалов. Считается, что Мадал был сделан по образцу Яламбар Бахи кирати. Мадал имеет особое культурное значение в общине Вамбуле Рай.

Басури также является основным народным инструментом Кират Рай. Басури имеет особое культурное значение, важное для общины Вамбуле Рай. [ 84 ]

  • Сьюзи Уэлдер

Кират Рай использовал Сусулилу/Сусели как приятную музыку. Свист можно производить только ртом без помощи каких-либо предметов, при этом использование пальцев руки во рту также используется для передачи сигналов вдаль. [ 85 ]

Канглинг в основном используется Рай (шаманами) Мангпа, Биджува, Накчонг во время ритуальных действий.

Террасное земледелие Склоны холмов вокруг долины Бунг Хонгу Нижний Солукхамбу, доминирующий населенный район Рай Подгруппа народа Кулунг

Сельское хозяйство является основным занятием большинства жителей Рай. В основном они выращивают кукурузу , просо , пшеницу , горчицу на сухих террасах и рис на влажных полях. Выращенное зерно в основном предназначено для собственных повседневных нужд, например, для использования на фестивалях и для кормления животных. Кроме того, они используют его для изготовления спиртных напитков и пива для потребления, а некоторые продают на местном рынке. Почти во всех домохозяйствах женщины выращивают буйволов , свиней и кур , а также держат крошечные продовольственные магазины для дополнительного дохода, особенно используемые для продажи домашнего пива и алкоголя (Lee, 2005:16).

В прошлом люди рай увлекались охотой, им нравилось использовать лук и стрелы, и они ткали себе одежду из бхангра (алло).

Но в наше время значительное количество рай также занято на военной службе за границей и работает за рубежом, например, индийский полк Горкхи , британский полк гуркхов , контингент гуркхов сингапурской полиции . Вместе со своими родственниками они имели возможность работать и жить за границей в таких странах, как Великобритания, Сингапур, Гонконг, Малайзия, Бруней и Индия. Благодаря этому в финансовом отношении, по сравнению с некоторыми другими группами коренных народов, они находятся в относительно лучшем положении.

Некоторые Раи достигли высших политических, бюрократических, академических и дипломатических должностей национального уровня (см. «Известные люди Раи» ниже).

Традиционно повседневная работа по дому, например приготовление пищи, является обязанностью молодых женщин, особенно девочек. Как правило, именно они собирают дрова в лесу и носят воду из общественных источников воды, в то время как мужчины в основном занимаются сельскохозяйственной деятельностью.

В прошлом люди Кирати Рай использовали землю в соответствии с системой Кипат, где люди осуществляли общинные права на землю; земля, которая не облагалась налогом и включала господство над всеми обрабатываемыми землями, лесами, ручьями и реками в пределах ее границ (Биста, 1967:38). Согласно системе кипат другие этнические группы должны были платить налог владельцам земли рай. Раньше люди обрабатывали свою землю самостоятельно, поля редко арендовались или обрабатывались кем-либо, кроме владельцев.

Почти в каждой деревне Рай есть несколько солдат, полицейских или государственных служащих, а также пожилых пенсионеров. Благодаря их храбрости, бесстрашию, честности и прямодушию им легко вступить в армию. В настоящее время многие рай также работают с государственными службами; некоторые занимали высокие чины и должности (там же: 39). Эти типы профессий действительно показывают людей Раи как трудолюбивых людей.

Сезон посадки и сбора урожая с весны до осени дает им много работы, а зимой жители деревни совершают поездки в важные города, чтобы купить необходимые товары, такие как соль, масло и материалы для одежды. В этих поездках они везут товары для торговли, а не деньги. У одного фермера может быть несколько полей, и они переходят с одного на другое в зависимости от сезона. Традиционные быки используются для вспашки земли, трава и сухой подлесок выжигаются, снабжая почву золой (там же: 38). Большинство людей имеют долги, что является обычной практикой денежных операций, совершаемых под залог земли. [ 86 ]

Известные люди Рай

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Результаты переписи населения Непала по кастовой этнической принадлежности» .
  2. ^ {{cite web|url= http://www.Центральное статистическое бюро https://censusnepal.cbs.gov.np › ...PDF Национальная перепись населения и жилищного фонда 2021 года|title=Центральное статистическое бюроНациональная перепись населения и жилищного фонда 2021 года PDF
  3. ^ «Университет Сиккима: Этнографический отчет общины Кират Хамбу Рай в Сиккиме» .
  4. ^ «Рай(Короли)-Народнаягруппорг» .
  5. ^ «Антропологическое предприятие в общине Рай на холмах Дарджилинг, Западная Бенгалия, Индия» . Проверено 24 июня 2020 г.
  6. ^ «Языковые и религиозные меньшинства под руководством правительства SSP» (PDF) .
  7. ^ «Кирати Рай, Лхотшампа в Бутане» . www.peoplegroups
  8. ^ «Кастовая принадлежность и религия Министерства здравоохранения Непала, стр. 56» (PDF) . Проверено 3 мая 2024 г.
  9. ^ «Тибето-бирманские языки Непала. Общий обзор» (PDF )
  10. ^ «Кират Кхамбу Раис из Сиккима и Восточных Гималаев» . 23 марта 2005 г. - через Интернет-архив.
  11. ^ «Рай Культура ЛэндНепал» . 12 июня 2021 г. www.landnepal.com
  12. ^ «Перепись Индии в Сиккиме, 2011 г. Рай» (PDF) .
  13. ^ «Деревня сурьевая монография на верхнем Педуне» (PDF) . Перепись населения Индии 1961 года, Западная Бенгалия и Сикким, том XV1, часть VI (10)
  14. ^ «Гуркхи (1915) Ванситтарта Идена» . 6 сентября 2023 г. archive.org
  15. ^ «Новое прошлое ради лучшего будущего: заново изобретая историю Киранта в Восточном Непале» (PDF) . Himalaya.socanth.cam
  16. ^ «Следуя за предками и управляя инаковостью» .
  17. ^ Перейти обратно: а б Монография о народонаселении Непала, том II, страница 56.
  18. ^ «Перепись населения Непала 2011 года, подробный отчет на уровне округа» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 марта 2023 года . Проверено 21 марта 2023 г.
  19. ^ «Социальная структура, культурная ценность и трансформация: исследование общины рай в Сиккиме» (PDF) . Диссертация представлена ​​в Университет Сиккима для частичного выполнения требований для присуждения степени магистра философии (факультет социологии).
  20. ^ «ЯЗЫКОВЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ МЕНЬШИНСТВА ПОД ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ССП» (PDF) .
  21. ^ «Население Сиккима: географический анализ» (PDF) .
  22. ^ «Значение слова «тар» в социальной структуре хамбу раис: некоторые наблюдения» (PDF) . ir.nbu.ac.in
  23. ^ «ГДЕ ВЫСЫХАЮТ ВОДЫ, МЕСТО ПРОИСХОЖДЕНИЯ В МИФЕ РАЙ И РИТУАЛЕ МАРТИНА ГЕНЗЛЕ» .
  24. ^ Происхождение и миграция в расширенных восточных Гималаях . БРИЛЛ. 3 февраля 2012 г. ISBN.  9789004228368 . books.google.co.in
  25. ^ «Почему всех непальцев должен волновать камень на реке Коси» . www.recordnepal.com
  26. ^ «Паломничество Тувачунг-Джаяджум» . Архив HAV Гималаев, Ритуал, Космос, Мимесис среди рай Восточного Непала (FWF P 23204-G15) Сайт
  27. ^ «Протоистория Джау Кхлеу: аудиозапись версии Orphans Thulung Rai на языке Thulung и английский перевод» . pangloss.cnrs.fr
  28. ^ «Социальная реальность в устной литературе: исследование народных повествований рай из Сиккима» (PDF) .
  29. ^ «Священный комплекс Халеси: духовный интерфейс индуизма, буддизма и кираты» (PDF) . saarccultural.org
  30. ^ «Тувачунг Джаяджум» . www.indigenousvoice.com
  31. ^ «Салпа Покхари: Священное озеро Высокого Непала» . 9 февраля 2012 г. www.monkboughtlunch.com .
  32. ^ «Культура, религиозные и духовные ценности священного Салпа Покхари (озера) для сохранения биоразнообразия в Непале» (PDF) . www.env.go.jp
  33. ^ «Буклет Салпа Покхари» . www.panda.org .
  34. ^ «История древнего и средневекового Непала» (PDF) . В двух словах с некоторыми сравнительными следами зарубежной истории
  35. ^ «Короли Непала Личхави и Кират» . telegraphnepal.com . Архивировано из оригинала 10 декабря 2017 года . Проверено 9 декабря 2017 г.
  36. ^ Сударшсн Радж Тивари. «Древние города долины Катманду. Обзор легенд, хроник и надписей» (PDF) .
  37. ^ «Исторический документальный фильм о Кирате Пахичане» . Ютуб . m.youtube.com
  38. ^ «Отделу археологии предстоит изучить руины, обнаруженные в Долахе» . kathmandupost.com
  39. ^ «Руины древних чутар (мест отдыха)» . roundsimaging.com
  40. ^ «Исторический документальный фильм Кират Рай» . m.youtube.com .
  41. ^ Завоевания Горкхи: процесс и последствия объединения Непала, с особым упором на восточный Непал (PDF) . Калькутта: Издательство Оксфордского университета. 1991. ISBN  978-0-19-562723-7 . OCLC   24874742 .
  42. ^ Павана Камалинга: в политическом путешествии по суше или по суше . Атмарам и сыновья. 2009. ISBN  9788170437512 – через books.google.co.in.
  43. ^ Сингх, Нагендра Кр (1997). Непал: от беженца к правителю: воинствующая раса Непала . АПХ. ISBN  9788170248477 – через books.google.co.in.
  44. ^ «Очерк: Форты Охальдхунги подверглись вторжению» .
  45. ^ Гензле, Мартин; Бикель, Бальтазар; Банджаде, Гома; Ливен, Елена; Паудьял, Нетра П; Рай, Иччха; Роман Кишор, Рай; Столл, Сабина (2005). «Поклонение царю-богу: предварительный анализ ритуального языка Чинтанг в призывании Раджду» .
  46. ^ «Regmi Research (Private) Ltd, Лазимпат, Катманду» (PDF) .
  47. ^ Виктор Барнов (1955). «Организация брачных обычаев и родства Восточного Непала» . Юго-западный журнал антропологии . 11 (1). Издательство Чикагского университета : 15–30. дои : 10.1086/soutjanth.11.1.3628994 . JSTOR   3628994 . S2CID   147405858 .
  48. ^ «Изменения в системах брака и родства среди бантава рай в Восточном Непале» . www.researchgate.net/publication/341979635
  49. ^ «Райские погребальные обряды три дня» . av.mandala.library.virginia.edu .
  50. ^ «Промышленность Хади возвращается в Хотанге» .
  51. ^ «Голоса с полей: как SABAH Nepal и Кришна Кумари Рай переосмыслили традиционное алло и представили его миру» . hnsa.org.in
  52. ^ «Крапива в Непале» . www.transrural.org
  53. ^ «Мужское платье Рай» . одеждаinnepal
  54. ^ «Соперничество за власть, переговоры о влиянии: шаманы рай и новые религиозные движения в восточном Непале» . Книга: Шаманизм и насилиеИздатель: AshgateРедакторы: Давиде Торри, Диана Риболи
  55. ^ «Культура Кират-Рая/Цивилизация и религия. Культурная традиция Кират-Рая» – через www.youtube.com.
  56. ^ «Суптулунг — это исконные знания народа Кират Рай» .
  57. ^ «Кхамбу Рай «Чула»: Духовная биогеометрия» . 26 июля 2020 г.
  58. ^ Субба, младший (2009). Мифология народа Сиккима-младшего Суббы Издательство Знание. ISBN  9788121210232 .
  59. ^ «Пума и это [ так в оригинале ] ритуальные представления» (PDF) . elibrary.tucl.edu.np
  60. ^ «ПОЧЕМУ КИРАТОВ НАЗЫВАЮТ ПОКЛОННИКАМИ ПРИРОДЫ?» . 3 июня 2021 г. www.bungwakha.com
  61. ^ «Шаманизм: энциклопедия мировых верований, практик и культуры» (PDF) . 30 сентября 2023 г.
  62. ^ «Знания коренных народов в Mundum и Suptulung» .
  63. ^ «Мундум: пример ритуального языка чинтан» .
  64. ^ «Тар, Пача и Самет: клановая система Кхамбу» . 1 мая 2020 г.
  65. ^ В Сомнатхе, служба такси. «ПЛЕМЯ РАЙ» .
  66. ^ «Бойд Михайловский. Языки киранти. Сино-тибетские языки, 2017. halshs-01705023» (PDF) .
  67. ^ «Отчет «Языки Индии» о переписи населения Индии 1901 года» (PDF) .
  68. ^ Воплощение этнической идентичности рай в перформансе Сакела (PDF)
  69. ^ «Питрапуджа (Навги) | KIRATRAI.ORG» .
  70. ^ «Идентичность Киранта и Йеле Самбат — голос коренных народов» . www.indigenousvoice.com .
  71. ^ «ВАДХАНГМИ - на основе оригинального народного ритма Кирати (на основе ритма Гадхангми) «История предков» - 2076» - через www.youtube.com.
  72. ^ «Культура: великий фестиваль «Дхванкумо» племени Кират Вамбуле Рай в кризисе » . 15 сентября 2020 г.
  73. ^ «Райские песни и ритуалы» . www.tirakita.com .
  74. ^ «ХИЯРИ - На основе оригинального народного ритма Кирати (Хияри) Айя ни Сайма Чиау «Рунгрима» - 2076» - через www.youtube.com.
  75. ^ «Свадебная песня Рай Саймы Чхам» . av.mandala.library.virginia.edu .
  76. ^ «Песни Ямпху Хакпаре » /www.saiyamfu.com . 9 октября 2019 г.
  77. ^ «Первобытный фольклор Востока: Лабари» . m.youtube.com .
  78. ^ «БИБЛИОТЕКА (СТРАНИЦА) ФИЛЬМ ЛИЦО ДИЛЕНДРЫ » m.youtube.com .
  79. ^ «Культура/цивилизация и религия Кират-Рая» . m.youtube.com .
  80. ^ «Вход в Facebook сообщества Кират Рай» . Фейсбук . Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года.
  81. ^ «Хурла Песня Ямпху, фильм Сенунгфу» . m.youtube.com .
  82. ^ «Журнал «Исилим» Думи Кират Рай Фансихим» (PDF) . Himalaya.socanth.cam.ac.uk .
  83. ^ «Народная мелодия Кират Рай - किरात लोक धुन - Наулакха» – через www.youtube.com.
  84. ^ «Вамбуле Рай и золотая история народной традиции бансури» . 15 сентября 2020 г.
  85. ^ «Новый Лок Гит 2075/2018 | Сукоши Багё Салала - Джитен Рай» – через www.youtube.com.
  86. ^ «Влияние модернизации на традиционный фестиваль Сакава Сили в общине Рай Кират в Непале: пример общины Рай» (PDF) .
[ редактировать ]

|}

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f8f3601f1652f010ec3257281d82a9a6__1724839920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f8/a6/f8f3601f1652f010ec3257281d82a9a6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rai people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)