Jump to content

Понтиак Гранд Ам

Понтиак Гранд Ам
Обзор
Производитель Понтиак ( Дженерал Моторс )
Производство
  • 1973–1975
  • 1977–1980
  • 1984–2005
Кузов и шасси
Тип кузова
Хронология
Предшественник
Преемник Понтиак G6 (2005)

Pontiac Grand Am — модель автомобиля, выпускавшаяся подразделением Pontiac компании General Motors в разные годы с 1973 по 2005 год. Первое и второе поколения представляли собой заднеприводные автомобили среднего размера, построенные на платформе LeMans GM A. Название Grand Am было повторно использовано для компактного автомобиля с передним приводом третьего и четвертого поколений. Версии пятого поколения были расширены до автомобилей среднего размера.

Началась разработка платформы, которая должна была стать GTO следующего поколения , но эра маслкаров подходила к концу. Pontiac решил сделать эту модель американским ответом европейским роскошным спортивным седанам . Название Grand Am произошло от двух других Pontiac; «Grand» означает роскошь Гран-при , а «Am» - характеристики Trans Am .

Первое поколение Grand Am отличалось инновациями, в том числе деформируемой уретановой носовой частью (эволюция бампера Endura, впервые использованной на GTO 1968 года ), и было одним из трех автомобилей GM ( Olds Cutlass Salon, Chevy Monte Carlo S), дебютировавших с радиальным кузовом. многослойные шины (RTS – Radial Tuned Suspension) в стандартной комплектации. Производство Grand Am среднего размера было отменено в 1980 году, когда его заменил Pontiac 6000 .

Компактный Grand Am, основанный на платформе GM N , был выпущен в 1985 году, придя на смену Pontiac Phoenix . Он стал самым продаваемым автомобилем Pontiac и позже был заменен Pontiac G6 , названным так потому, что он должен был стать шестым поколением Grand Am. [ 2 ]

Все модели Grand Am с 1973 по 1975 год производились в Понтиаке, штат Мичиган, на главном сборочном заводе Pontiac. Grand Ams 1978–1980 годов производились в Понтиаке, штат Мичиган, на главном сборочном заводе Pontiac и в Атланте, штат Джорджия, на заводе GMAD Lakewood. Все модели Grand Am, выпущенные в период с 1985 по 2005 год, были построены в Лансинге, штат Мичиган, на заводе Lansing Car Assembly .

Первое поколение (1973–1975)

[ редактировать ]
Первое поколение
Понтиак Гранд Ам Хардтоп 1974 года
Обзор
Производство 1972–1975
Модельные годы 1973–1975
Сборка Понтиак, Мичиган , США
Кузов и шасси
Сорт Средний размер
Тип кузова 2-дверное с жесткой крышей купе
4-дверный с жесткой крышей седан
Макет макет ФР
Платформа Платформа GM A (RWD) (A-кузов)
Связанный Бьюик Сенчури Гран Спорт
Олдсмобиль 442
Шевроле Шевель Лагуна
Силовой агрегат
Двигатель 400 куб. Дюймов (6,6 л) Pontiac V8
455 куб. Дюймов (7,5 л) Pontiac V8
Передача инфекции TH400 автомат или 4-ступенчатая механическая коробка передач
Размеры
Колесная база 112,0 дюймов (284 см) (2-дверный)
116,0 дюймов (295 см) (4-дверный) [ 3 ] [ 4 ]
Длина 208,6 дюйма (530 см) (2-дверный)
212,6 дюйма (540 см) (4-дверный) [ 4 ] [ 5 ]
Ширина 77,7 дюймов (197 см) [ 4 ] [ 5 ]
Хронология
Преемник Понтиак Кан Ам

История Grand Am начинается с того, что руководители Pontiac отметили вторжение на рынок США компаний Mercedes, BMW, Toyota и Nissan. Примечательно, что американские спортивные автомобили обычно не имели роскошных функций, а роскошные автомобили - без спортивных функций. Иностранные производители смешали эти характеристики, что привело к появлению на рынке купе и седанов класса люкс с сбалансированной управляемостью и мощными двигателями. Pontiac объединил Grand Prix с Trans Am, чтобы создать Grand Am — тактику наименования, которую использовал и роскошный Pontiac Grand Ville . Построенный на платформе A-body, используемой совместно с Pontiac LeMans , предполагаемый кузов GTO был переименован и оснащен интерьером высшего уровня Гран-при и использованием более мощного двигателя от Гран-при, Бонневиля и Гран-Вилля. [ 3 ]

Оригинальный Grand Am был представлен осенью 1972 года как модель 1973 года. Он был основан на платформе GM A (A-body) вместе с другими автомобилями, такими как Chevrolet Chevelle Laguna , Oldsmobile Cutlass Supreme и Buick Century Gran Sport . В 1973 году платформа GM A-body претерпела серьезные изменения в конструкции, которые включали отказ от жесткой крыши без опор из-за предложенных федеральных стандартов опрокидывания, но с безрамными окнами, аналогичными окнам жесткой крыши. Кабриолеты не производились из-за стандартов опрокидывания (которые не были приняты). В дополнение к федеральным нормам выбросов новые стандарты безопасности требовали ударопрочного переднего бампера со скоростью 5 миль в час (8,0 км/ч) и ударопрочного заднего бампера со скоростью 2,5 миль в час (4,0 км/ч), скорость которых увеличилась до 5 миль в час (8,0 км/ч). з) за 1974 год. [ 3 ]

вызвал Нефтяной кризис 1973 года дихотомию покупателей: тотальная роскошь или тотальная экономия. Поскольку Grand Am был «промежуточным», его продажи упали, и в 1975 году производство модели было прекращено. [ 3 ]

Купе Гранд Ам 1973 года

Модель Grand Am, придуманная Pontiac под названием, заимствованным из двух других автомобилей в ее линейке («Grand» означает «роскошь Гран-при» и «Am» означает «производительность Trans Am»), была разработана как американский ответ европейским роскошным/спортивным седанам. и доступен как четырехдверный седан Colonnade или двухдверное купе Colonnade . [ 6 ] Всего за первый год производства было построено 43 136 автомобилей Grand Am.

Grand Am мог оснащаться стандартным двигателем V8 объемом 2 барреля объемом 400 куб. Дюймов (6,6 л) с одним выхлопом мощностью 170 л.с. (127 кВт; 172 л.с.), дополнительной версией этого двигателя объемом 4 барреля с одним выхлопом мощностью 200 л.с. (149 кВт; 203 л.с.), который был доступен только с 4-ступенчатой ​​​​механической коробкой передач, дополнительная версия этого двигателя объемом 4 барреля с двойным выхлопом мощностью 230 л.с. (172 кВт; 233 л.с.) или дополнительный 4-баррельный двигатель объемом 455 куб. Дюймов (7,5 л) с двойным выхлопом мощностью 250 л.с. (186 кВт; 253 л.с.). [ 4 ] Объем двигателя, выраженный в литрах, был указан на крышке багажника, чтобы подчеркнуть якобы европейский характер автомобиля.

Все двигатели были доступны с автоматической коробкой передач Turbo-Hydramatic 400 в стандартной комплектации. 4-ступенчатая механическая коробка передач была доступна с двигателем объемом 400/4 барреля в 1973 и 1974 годах, но она не пользовалась популярностью.

Модель Pontiac Grand Am 1973 года имела уникальный гибкий уретановый центральный нос передней панели (известный как нос «Endura»), который поддавался сжатию и мог вернуться к своей первоначальной форме после незначительного столкновения. [ 7 ] [ 8 ] наряду с новыми энергопоглощающими бамперами, [ 9 ] [ 10 ] в общей сложности шесть отверстий в решетке радиатора с вертикальными полосами, круглые передние указатели поворота с перекрестием, горизонтальные задние фонари и хромированный задний бампер. Кроме того, Grand Ams в качестве стандартного оборудования имел подвеску с радиальной настройкой (RTS), которая включала радиальные шины, амортизаторы Pliacell, а также передние и задние стабилизаторы поперечной устойчивости. Пружины рекламировались как выбранные с помощью компьютера. [ 3 ] Grand Am был одним из трех автомобилей GM, имевших стандартные радиальные шины и соответствующую настройку подвески в 1973 году, другими были Oldsmobile Cutlass Salon и Chevrolet Monte Carlo S. [ 3 ]

Grand Am включал в себя ковшеобразные сиденья Strato, обитые винилом Naugahyde или вельветовой тканью, с ручными креслами и регулируемыми поясничными опорами - обе функции, характерные для спортивных / роскошных седанов европейского стиля, но необычные для американских автомобилей того времени. Также в комплект входила приборная панель с Гран-при Понтиака с приборной панелью Rally с указателями уровня топлива, масла, воды и напряжения (тахометр или указатель экономии топлива были необязательными, а на автомобилях, оборудованных таким образом, часы были перенесены на место на приборной панели). нижняя приборная панель под радио), трехспицевое мягкое рулевое колесо со спицами из матовой нержавеющей стали и отделка из оригинального африканского красного дерева Crossfire на приборной панели, радиоприемнике и окантовке часов, а также на центральной консоли между передними сиденьями. [ 11 ] [ 12 ] Grand Am также были одними из первых автомобилей, произведенных в США, с диммером фар, установленным на указателе поворота, который десятилетиями использовался на импортных автомобилях. [ 13 ] Другое стандартное оборудование включало скрытые дворники, передний стабилизатор поперечной устойчивости диаметром 1,12 дюйма (28 мм) и радиоантенну, встроенную в лобовое стекло. [ 3 ] Высококлассные опции включали кондиционер, тонированные стекла, электрические стеклоподъемники с блокировкой сидений, задний обогреватель, различные звуковые системы и рулевое колесо с возможностью регулировки наклона. Стерео AM/FM с магнитофоном было необязательным. [ 3 ] Заявленная розничная цена 2-дверного купе составляла 4264 доллара США (29 266 долларов США в долларах 2023 года). [ 14 ] ), указав его над Firebird Trans Am. [ 3 ]

Pontiac также произвел единственный универсал Grand Am 1973 года в качестве технико-экономического обоснования. Это был универсал LeMans, переоборудованный в Grand Am. Функциональная система впуска набегающего воздуха была разработана для кузовов Pontiac A с использованием двойных отверстий NACA в капоте, но от этой опции отказались из-за неспособности соответствовать установленным федеральными стандартами шума при движении. Несколько функциональных систем Ram Air были проданы без рецепта. Капот NACA с двумя ковшами был опцией для любого Pontiac A-body все три года, но был нефункциональным. [ 3 ]

В опросе владельцев Popular Mechanics 67% оценили качество сборки как хорошее или превосходное, а 79% понравилось управление. [ 11 ] Однако 22,1% не понравилась экономия топлива. [ 11 ]

Grand Am 1974 года с жесткой крышей, сзади
1974 Гранд Ам с жесткой крышей

На передней обложке четырехстраничной брошюры Grand Am 1974 года, в которой был изображен зеленый четырехдверный седан, модель этого года, описанная как «Понтиак среднего размера с иностранной интригой… американской изобретательностью», лишь незначительными изменениями в стиле, включая обновленный дизайн, носовая часть и решетка радиатора с 12 отверстиями с горизонтальными перекладинами. [ 3 ] Задняя часть Grand Am 1974 года была перепроектирована в соответствии с новыми стандартами безопасности при скорости 5 миль в час и имела вертикальные задние фонари с перемещенным номерным знаком и топливным баком над бампером. Предложения по двигателям и трансмиссиям были такими же, как и в 1973 году, но четырехступенчатые механические коробки передач больше не предлагались в Калифорнии, где была доступна только автоматическая коробка передач Turbo Hydra-matic. Внутри отделка из настоящего африканского красного дерева Crossfire на приборной панели была заменена имитацией материала из-за проблем с расслоением на моделях 1973 года, но на центральной консоли, дополнительных часах на консоли и лицевой панели радио было продолжено использование настоящего дерева. [ 15 ]

Выбор двигателей включал 2-цилиндровый одинарный выхлоп объемом 400 куб. Дюймов (6,6 л) мощностью 190 л.с. (142 кВт; 193 л.с.), 4-цилиндровый одинарный выхлоп объемом 400 кубических дюймов мощностью 200 л.с. (149 кВт; 203 л.с.), 4-цилиндровый двигатель объемом 400 кубических дюймов (149 кВт; 203 л.с.). двойной выхлоп ствола мощностью 225 л.с. (168 кВт; 228 л.с.) и 455 кубических дюймов. 4-цилиндровый двойной выхлоп мощностью 250 л.с. (186 кВт; 253 л.с.).

Продажи упали более чем на 50 процентов из-за нефтяного кризиса 1973 года , и, хотя рецессия продолжалась, цены на все автомобили модели 1974 года выросли. Всего было построено 17 083 Grand Am.

Grand Am 1975 года выглядел так же, как модель 1974 года, но имел вертикальные решетки передней решетки, задний бампер в цвет кузова и одинарный выхлоп с каталитическим нейтрализатором , который требовал использования неэтилированного топлива, а также системы зажигания высокой энергии GM и других товары, рекламируемые как часть системы максимального пробега Pontiac. [ 16 ] В дополнение к стандартной линии крыши с жалюзи на задних боковых окнах купе Grand Am с дополнительной виниловой крышей можно было заказать с полным треугольным задним боковым окном или вертикальным оперным окном, аналогичным тому, что было на Гран-при.

Внутри ковшеобразные сиденья Strato получили пересмотренную вертикальную отделку, регулируемые органы управления поясничной опорой были убраны, и только пассажирское сиденье имело откидывающуюся спинку - «практика безопасности», которая будет продолжаться в GM в течение десяти лет. Новинкой этого года в качестве бесплатной опции стало многоместное сиденье 60/40 с центральным подлокотником.

Двигатели также были настроены в соответствии с нормами выбросов 1975 года , при этом степень сжатия на некоторых двигателях упала до нового минимума - 7,6:1. Стандартным был двигатель V8 объемом 400 куб. Дюймов (6,6 л) мощностью 170 л.с. (127 кВт; 172 л.с.) с двухкамерным карбюратором , опционально были двигатели 400 мощностью 185 л.с. (138 кВт; 188 л.с.) или 200 л.с. (149 кВт; 203 л.с.). ) 455 куб. дюймов (7,5 л) — оба с четырехкамерными карбюраторами. Turbo Hydra-matic был стандартным оборудованием и единственной трансмиссией, предлагаемой в этом году. Производительность от 0 до 60 составила 7,7 секунды. [ 3 ]

Всего в 1975 году было построено 10 679 самолетов Grand Am. [ 12 ] и после этого года сериал был прекращен из-за снижения продаж и роста цен на газ в результате нефтяного кризиса 1973 года . Еще одним фактором, приведшим к отмене Grand Am, были планы по тому, чтобы все автомобили Pontiac A-body 1976 года получили недавно одобренные прямоугольные фары, что потребовало бы полной переработки носовой части Endura Grand Am, и официальные лица Pontiac решили, что расходы на такую ​​​​переработку не могут быть потрачены. быть оправдано низкими объемами производства. Базовая конструкция кузова GM A сохранялась до 1977 года.

Производство

[ редактировать ]
Производственные данные Pontiac Grand Am [ 16 ]
Купе Затем Итого за год
1973 34,445 8,691 43,136
1974 13,961 3,122 17,083
1975 8,786 1,893 10,679
Общий 57,192 13,706 70,898

Двигатели

[ редактировать ]
  • объемом 400 куб. Дюймов (6,6 л) 1973–1975 V8 с 2-цилиндровым карбюратором (стандартный двигатель, другие были дополнительными)
  • 1973–1975 400 куб. Дюймов (6,6 л) V8 с 4-цилиндровым карбюратором
  • 1973–1974 V8 объемом 400 куб. Дюймов (6,6 л) с 4-цилиндровым карбюратором, 4-ступенчатая коробка передач (недоступна в Калифорнии)
  • 1973–1975 455 куб. Дюймов (7,5 л) V8 с 4-цилиндровым карбюратором

Примечания:

  • Был построен и испытан инженерный прототип Grand Am с оснащением СД-455. [ 4 ] но позже был разобран и разрушен.
  • Двигатели 1973 года выпуска могут иметь точечное или унифицированное зажигание.
  • Двигатели 1974 года выпуска могут иметь точечное или унифицированное зажигание, а начиная примерно с 1 мая 1974 года — зажигание HEI .
  • Двигатели 1975 года выпуска имеют HEI-зажигание.
  • 1975 год стал первым годом использования каталитического нейтрализатора.

Второе поколение (1978–1980)

[ редактировать ]
Второе поколение
Купе Pontiac Grand Am 1980 года выпуска
Обзор
Производство 1977–1980
Модельные годы 1978–1980
Сборка Понтиак, Мичиган , США
Кузов и шасси
Сорт Средний размер
Макет макет ФР
Платформа А-тело
Связанный Бьюик Сенчури
Бьюик Регал
Олдсмобиль Cutlass Supreme
Понтиак Гран При
Понтиак ЛеМанс
Шевроле Эль Камино
Шевроле Малибу
Шевроле Монте-Карло
Силовой агрегат
Двигатель 231 куб. Дюймов (3,8 л) Buick, 2 барреля. V6
301 куб. Дюймов (4,9 л) Pontiac V8
305 куб. Дюймов (5,0 л) Chevrolet V8
Передача инфекции автоматический
3-ступенчатая механическая
4-ступенчатая механическая
Размеры
Колесная база 108,1 дюйма (2746 мм) [ 17 ]
Длина 198,6 дюйма (5044 мм)
Ширина 72,4 дюйма (1839 мм) [ 18 ]
Хронология
Предшественник Понтиак Кан Ам

В 1978 году фирменная табличка Grand Am вернулась на уменьшенной модели, использующей платформу G Гран-при. Он предлагался как в двух-, так и в четырехдверных моделях с вертикальной решеткой радиатора и другими деталями, отличавшими его от LeMans, на котором он был основан. Как и модели 1973–1975 годов, это поколение Grand Ams также оснащалось стандартными радиальными шинами и модернизированной радиальной подвеской с передними и задними стабилизаторами поперечной устойчивости. Интерьеры были аналогичны Grand LeMans со стандартным многоместным сиденьем с кузовом «нотчбэк», дополнительным многоместным сиденьем 60/40 или ковшеобразными сиденьями Strato с консолью и откидным сиденьем на стороне пассажира, дополнительным тахометром, [ 19 ] и возможность выбора тканевой или виниловой обивки « Morrokide ». [ 3 ]

Стандартное оборудование включало гидроусилитель руля, передние дисковые тормоза с усилителем, трансмиссию Turbo Hydra-matic, полный набор приборов и двигатель Pontiac V8 объемом 301 куб. Дюйм (4,9 л) с двухцилиндровым карбюратором мощностью 140 л.с. (104 кВт; 142 л.с.). Опционально была версия на 4 барреля мощностью 155 л.с. (116 кВт; 157 л.с.), а также многочисленные дополнительные элементы затрат, такие как колеса-снежинки, шины с белыми стенками или с белыми буквами, электрические стеклоподъемники и сиденья, регулируемый руль, люк на крыше и круиз-контроль. [ 3 ]

В Калифорнии, где более строгие правила по выбросам сделали двигатели Pontiac V8 недоступными с 1977 года, двигатели Chevrolet V8 были заменены стандартным двигателем V8 мощностью 135 л.с. (101 кВт; 137 л.с.) объемом 305 куб. Дюймов (5,0 л) с двухцилиндровым карбюратором или дополнительным четырехцилиндровым двигателем. бочковая версия мощностью 145 л.с. (108 кВт; 147 л.с.). [ 3 ]

Понтиак Гранд Ам 1979 года

В 1979 году было внесено очень мало изменений, за исключением обычных изменений отделки салона и понижения стандартной трансмиссии до Buick 231 куб. Дюймов (3,8 л) V6 и напольной трехступенчатой ​​​​механической коробки передач в качестве стандартного оборудования. 301 V8 мощностью 135 л.с. (101 кВт; 137 л.с.) [ 20 ] с двухцилиндровым карбюратором или мощностью 150 л.с. (112 кВт; 152 л.с.) с четырехцилиндровым, а трансмиссия Turbo Hydra-matic теперь стала необязательной. По внешнему виду единственное отличие заключалось в том, что парковочные/сигнальные и габаритные линзы были заменены на янтарные. [ 21 ]

Новинкой 1979 года стала четырехступенчатая механическая коробка передач, доступная со 150-сильным четырехцилиндровым двигателем 301 в 49 штатах. В Калифорнии была доступна только автоматическая трансмиссия, а предложения двигателей включали стандартный двигатель Buick V6 объемом 231 куб. Дюйм (3,8 л) с двухкамерным карбюратором и мощностью 115 л.с. (86 кВт; 117 л.с.) или дополнительный Chevrolet 305 V8 мощностью 160 л.с. ( 119 кВт; 162 л.с.) с четырехцилиндровым карбюратором.

Приборная панель с отделкой под дерево была заменена отделкой из полированного алюминия, а циферблаты приборов изменились с серебристого с черными буквами и цифрами на черные с белыми буквами и цифрами. Предлагались одинаковые варианты сидений с тканевой отделкой или отделкой Morrokide, включая стандартное многоместное сиденье с кузовом «нотчбэк», дополнительные многоместные сиденья 60/40 или ковшеобразные сиденья Strato с консолью. Была доступна комбинация радио AM/FM CB, а подогрев заднего стекла был необязательным. [ 22 ]

В 1979 году Grand Am участвовал в гонках NASCAR Grand National .

Гранд Ам 1980 года, вид сзади

1980 год стал последним годом для Grand Am второго поколения. От четырехдверного седана отказались, оставив только двухдверное купе, получившее незначительные изменения внешнего вида, включая решетку радиатора. Ковшеобразные сиденья Strato с тканевой обивкой или обивкой Morrokide были стандартным оборудованием вместе с центральной консолью с напольным переключателем для трансмиссии Turbo Hydra-matic. [ 3 ]

Двигатель V6, двухцилиндровый V8 и механическая коробка передач были исключены, в результате чего четырехцилиндровый Pontiac 301 V8 мощностью 170 л.с. (127 кВт; 172 л.с.) стал единственным двигателем, предлагаемым в 49 штатах, а в Калифорнии - 160 л.с. (119 кВт; 162 л.с.) Шевроле 305 V8. Медленные продажи Grand Am привели к его снятию с производства после 1980 модельного года. [ 3 ]

В первый год серии NASCAR Busch Series (1982) чемпионат выиграл Джек Ингрэм на Grand Am 1980 года.

Третье поколение (1985–1991)

[ редактировать ]
Третье поколение
Обзор
Производство 1984–1991
Модельные годы 1985–1991
Сборка Лансинг, Мичиган , США
Кузов и шасси
Сорт Компактный автомобиль
Макет Поперечное расположение двигателя, передний привод
Платформа N-тело
Связанный Бьюик Скайларк
Бьюик Сомерсет
Oldsmobile Cutlass Кале
Силовой агрегат
Двигатель
Передача инфекции 5-ступенчатая коробка передач Исузу .
5-ступенчатая Getrag. механическая коробка передач
3-ступенчатая THM125 автоматическая
Размеры
Колесная база 103,4 дюйма (2626 мм) [ 23 ]
Длина 177,5 дюймов (4508 мм) (1985–88) [ 24 ] [ 25 ]
179,2 дюйма (4552 мм) (1989–1991)
Ширина 66,5 дюймов (1689 мм) (1989–1991)
66,7 дюйма (1694 мм) (1985–88)
Высота 52,6 дюйма (1336 мм)

В 1985 модельном году Pontiac повторно использовал название Grand Am для нового компактного автомобиля, чтобы заменить устаревший и непопулярный Phoenix (основанный на кузове X Body от GM ), используя новый кузов N Body 1985 года . Grand Am имел ту же переднеприводную платформу, что и Buick Somerset (переименованный в Skylark в 1987 году) и Oldsmobile Calais (переименованный в Cutlass Calais в 1988 году) . Первоначально Grand Am был доступен только в базовой комплектации или комплектации LE только в купе. 2,5-литровый Tech IV был стандартным, а 3,0-литровый Buick V6 был опциональным. 5-ступенчатая механическая коробка передач была стандартной, а 3-ступенчатая автоматическая была опциональной, последняя требовалась, если был заказан двигатель V6. В 1986 году были добавлены седан и более спортивная комплектация SE. Комплектация SE имела стандартный двигатель V6, облицовку нижней части кузова, композитные фары, слегка переработанный интерьер с использованием другой ткани на всех сиденьях и вставках дверных панелей, аналоговые приборы (базовая модель и модели LE были цифровыми), а также включал 14-дюймовые алюминиевые диски. колеса.

Купе Pontiac Grand Am 1985 года выпуска.
Седан Pontiac Grand Am 1988 года выпуска.
Седан Pontiac Grand Am 1991 года выпуска.

Модели 1987 года увеличили мощность базового двигателя и установили новый четырехцилиндровый двигатель с турбонаддувом, взятый от Sunbird GT. Турбированный двигатель объемом 2,0 л стал базовым двигателем для модели SE 1987 года. Автомобили с турбодвигателем получили датчик турбонаддува вместо вольтметра. Тест Popular Mechanics на ускорение на четверть мили с двигателем Turbo показал, что 5-ступенчатая механическая коробка передач потратила 15,73 секунды, а автоматическая коробка передач — 16,02 секунды. [ 26 ] Они отметили большой крутящий момент рулевого управления после полной остановки. Это также был последний год, когда 3,0-литровый двигатель Buick был доступен для Grand Am, поскольку его производство было прекращено в середине 1987 года. Новинкой стиля стали композитные передние фары, но только на моделях LE. [ 27 ]

В 1988 году передние ремни безопасности были перенесены с средних стоек на двери, чтобы соответствовать требованиям пассивной безопасности 1989 года. Двигатель Quad-4 LD2 стал доступен для автомобилей Grand Am в 1988 году, заменив 3,0-литровый двигатель V6 предыдущего модельного года на автомобиле. список опций. Стоит отметить, что «Спортивные ковши», позаимствованные у Trans Am GTA, в этом году были добавлены в список опций для SE. Другие опции включали информационный центр для водителя, электропривод открывания багажника и люк в крыше. После этого модельного года базовая модель была снята с производства.

Стандартная приборная панель Pontiac Grand Am 1988 года выпуска.

Совершенно новая передняя и задняя панель, а также обновленный дизайн интерьера в 1989 году. [ 28 ] Двигатель объемом 2,5 л получил балансирные валы и увеличил мощность. Двигатель Quad 4 объемом 2,3 л заменил 2,0-литровый двигатель Turbo в стандартной комплектации SE в середине года. Это был последний год, когда сиденья Sport Bucket были доступны для SE.

Quad 4 объемом 2,3 л LG0 был объявлен доступным в конце модельного года на моделях Grand Am SE, всего было построено 200 экземпляров. [ 29 ] Все модели LG0 Quad 4 Grand Am 1989 года выпуска были красного цвета на серых купе, со стандартным оснащением, включая (но не ограничиваясь) 16-дюймовые колеса с обработанной поверхностью. 16-дюймовые колеса были необязательными только для SE. Это будет первый год, когда Grand A-inch можно будет заказать либо с 16-дюймовыми колесами, либо с установленным на заводе проигрывателем компакт-дисков.

Рейтинги безопасности NHSTA при лобовых столкновениях следующие: Водитель: 3 звезды; Пассажир: 4 звезды. [ 30 ]

Изменения были незначительными в 1990 и 1991 годах;
В 1990 году новая высокопроизводительная версия Quad 4 (в сочетании только с 5-ступенчатой ​​​​механической коробкой передач) стала стандартным двигателем для SE. Выбор автоматической коробки передач заменил двигатель на менее мощный LD2 Quad 4. В этом году 16-дюймовые колеса перешли из списка опций в стандартное оборудование SE. В конце 1990 модельного года LE получил пакет Sport Performance Package (RPO: W32). Вариант W32 включал в себя эффекты грунта SE (без расширителей колесных ниш), ту же стандартную (а также дополнительную) трансмиссию «SE», 14-дюймовые алюминиевые колеса, более крупный передний стабилизатор поперечной устойчивости и задний стабилизатор поперечной устойчивости, которые были только в противном случае. доступен на модели SE. 1991 год стал последним модельным годом этого кузова и, по сути, перенесенным годом. Единственными изменениями было добавление антиблокировочной тормозной системы (ABS) в качестве стандартного оборудования для всех Grand Am SE (недоступно для LE), а все автомобили 1991 модельного года, оснащенные 5-ступенчатой ​​​​коробкой передач, получили переработанную «короткоходную коробку передач». "Шифтер.

В 1992 году Grand Am вошёл в четвертое поколение.

Доступные двигатели:

  • объемом 2,5 л 1985–1991: двигатель Tech IV TBI I4 : 90 л.с. 1985–86, 98 л.с. (73 кВт) MPG EPA Город/шоссе/в целом 21/29/23 (с 3-ступенчатым автоматом) 1987–88, 110 л.с. (82 кВт) MPG EPA Город/Шоссе/В целом 28.21.23 1989–91.
  • 1985–середина 1987: 3,0-литровый двигатель Buick LN7 V6 с MPFI: 125 л.с. (93 кВт), [ 23 ] 150 фунт-фут (200 Нм) крутящего момента
  • середина 1987-1989: 2,0-литровый двигатель MPFI I4 с турбонаддувом: 165 л.с. (123 кВт), крутящий момент 175 фунт-футов (237 Нм), максимальный наддув 10 фунтов на квадратный дюйм, миль на галлон: EPA City / Hwy 18/27
  • 1988–1991: двигатель LD2 Quad 4 MPFI I4 объемом 2,3 л: 160 л.с. (120 кВт), крутящий момент 155 фунт-фут (210 Нм).
  • 1989–1991: двигатель LG0 Quad 4 HO MPFI I4 объемом 2,3 л: 180 л.с. (130 кВт), крутящий момент 160 фунт-фут (220 Нм).

Доступные передачи:

  • 1985–1991: Isuzu приобрела 5-ступенчатую механическую коробку передач с повышающей передачей (только 2,5-литровый двигатель).
  • 1988–1991: По поручению Манси компания Getrag разработала 5-ступенчатую механическую коробку передач с повышающей передачей (только Quad 4).
  • 1985–1991: 3-ступенчатая автоматическая коробка передач 3T40 (недоступна на HO Quad 4).

Четвертое поколение (1992–1998)

[ редактировать ]
Четвертое поколение
96-98 Grand Am SE (рестайлинг)
Обзор
Производство 1991–1998
Модельные годы 1992–1998
Сборка Лансинг, Мичиган , США
Кузов и шасси
Сорт Компактный автомобиль
Макет Поперечное расположение двигателя, передний привод
Платформа N-тело
Связанный Бьюик Скайларк
Олдсмобиль Достижение
Шевроле Беретта
Шевроле Корсика
Силовой агрегат
Двигатель
Передача инфекции 5-ступенчатая Getrag. механическая коробка передач
5-ступенчатая коробка передач Исузу .
3-ступенчатый 3Т40 автомат
4-ступенчатый 4T60-E автомат
Размеры
Колесная база 103,4 дюйма (2626 мм)
Длина 186,9 дюйма (4747 мм)
187,3 дюйма (4757 мм) (купе 1993–95 годов)
Ширина 68,3 дюйма (1735 мм) (1996–98)
68,7 дюйма (1745 мм) (1993–95)
67,5 дюймов (1714 мм) (1992 г.)
Высота 53,5 дюйма (1359 мм) (1993–98)
53,2 дюйма (1351 мм) (1992 г.)
Снаряженная масса Вырез: 2881 фунт (1307 кг)
Седан: 2954 фунта (1340 кг) [ 31 ]

Grand Am В 1992 году платформа N-body была расширена, чтобы соответствовать платформе Corsica; системы подвески и тормозной системы примерно на восемьдесят процентов общие. [ 32 ] На SE была доступна антиблокировочная система тормозов (ABS VI). [ 33 ] Он также получил новый кузов и обновленный интерьер. Вариант V6 вернулся в виде 3,3-литрового двигателя V6 3300 мощностью 160 л.с. (120 кВт), соединенного с трехступенчатой ​​коробкой передач. [ 33 ] 2,3-литровый I4 поставлялся либо с SOHC, либо с DOHC. Также предлагалась высокопроизводительная версия DOHC. Была предложена новая комплектация GT с новыми колесами, более гладкой и крупной облицовкой и большим количеством стандартного оборудования. [ 3 ]

В 1993 году Quad 4 был усовершенствован. Это привело к потере мощности всех двигателей на 5 лошадиных сил (3,7 кВт). В 1994 году двигатель V6 и стандартная трехступенчатая трансмиссия были фактически заменены новым двигателем V6 серии 3100 объемом 3,1 л и новой четырехступенчатой ​​автоматической коробкой передач. Боковая подушка безопасности водителя также стала стандартной в 1994 году, но автоматические ремни безопасности, установленные на дверях, остались. В 1995 году двигатели Quad 4 получили балансирные валы и гидроусилитель рулевого управления с прямым приводом от впускного распредвала. 4-ступенчатая автоматическая коробка передач, которая была соединена с 3,1-литровым двигателем в 1994 году, стала дополнительной в качестве усовершенствования по сравнению с 3-ступенчатой ​​​​автоматической коробкой передач 1995 года на новом двигателе Quad 4. [ 3 ]

1992-1995 Понтиак Гранд Ам седан

В Японию это поколение официально импортировали Yanase и Suzuki с левым рулём. Основным импортом были модели SE и V6. Однако модель V6 предлагалась там только в 1996 модельном году. Все модели имели трехступенчатую (позже четырехступенчатую) автоматическую коробку передач.

В 1996 году Grand Am подвергся фейслифтингу среднего поколения. Снаружи обновленная передняя панель, задняя панель и боковые юбки придали Grand Am более гладкий и округлый вид. Интерьер был переработан и оснащен двумя подушками безопасности, более простым в использовании аудиосистемой и органами управления HVAC, а также более мягким пластиком. На смену Quad 4 пришел новый четырехцилиндровый двигатель Twin Cam объемом 2,4 л DOHC (Dual Over Head Cam). По-прежнему основанный на Quad 4, это была модернизированная версия прошлогоднего двигателя объемом 2,3 л с впрыском топлива SFI. Новый двигатель развивал крутящий момент 155 фунт-футов (210 Нм) при более низких оборотах, чем старый 2,3-литровый двигатель. 3,1-литровый двигатель V6 оставался необязательным. Трехступенчатая автоматическая коробка передач была снята с производства в 1996 году, а четырехступенчатая автоматическая коробка передач имела стандартную систему контроля тяги. Дневные ходовые огни с автоматическим управлением освещением стали стандартом для всех Grand Am. Модели 1997 года оснащались стандартным кондиционером. Grand Am был модернизирован в 1999 году. [ 3 ]

Доступные двигатели:

  • 1992–1994: 2,3 л SOHC L40 I4. 120 л.с. (115 в 1993 и 1994 годах), крутящий момент 140 фунт-фут (190 Нм).
  • 1992–1994: 2,3 л DOHC Quad 4 I4: 160 л.с. (155 в 1993 и 1994 годах), крутящий момент 155 фунт-фут (210 Нм).
  • 1992–1994: 2,3 л DOHC Quad 4 HO I4: 180 л.с. (175 в 1993 и 1994 годах), крутящий момент 160 фунт-фут (220 Нм).
  • 1992–1993: 3,3 л 3300 MPFI V6: 150 л.с. (110 кВт), крутящий момент 185 фунт-фут (251 Нм).
  • 1994–1998: 3,1 л 3100 SFI V6: 155 л.с. (116 кВт), крутящий момент 185 фунт-фут (251 Нм).
  • 1995: 2,3 л DOHC Quad 4 I4: 150 л.с. (112 кВт), крутящий момент 155 фунт-фут (210 Нм).
  • 1996–1998: 2,4 л DOHC Twin Cam I4: 150 л.с. (110 кВт), крутящий момент 155 фунт-фут (210 Нм).

Доступные передачи:

  • 1992–1994: 5-ступенчатая механическая коробка передач с повышающей передачей от Muncie, разработанная Getrag (только Quad 4 HO).
  • 1992–1998: 5-ступенчатая механическая коробка передач от Isuzu с повышающей передачей (1992–1994 только «Quad OHC»; 1995–1998 только «Quad4» и «Twin Cam»)
  • 1992–1995: 3Т40, 3-ступенчатый автомат.
  • 1994–1998: 4T60-E, 4-ступенчатая автоматическая коробка передач с повышающей передачей (доступно для 3100 SFI V6, начиная с 1994 г.)

Пятое поколение (1999–2005 гг.)

[ редактировать ]
Пятое поколение
Обзор
Производство Апрель 1998 г. – 10 мая 2005 г.
Модельные годы 1999–2005
Сборка Лансинг, Мичиган , США
Кузов и шасси
Сорт Средний размер
Макет Поперечное расположение двигателя, передний привод
Платформа N-корпус /GMX130
Связанный
Силовой агрегат
Двигатель
Передача инфекции 5-ступенчатая коробка передач Getrag F23 механическая.
4-ступенчатый 4Т40-Е автомат
4-ступенчатый 4Т45-Е автомат
Размеры
Колесная база 107,0 дюймов (2718 мм) [ 34 ]
Длина 186,3 дюйма (4732 мм) [ 35 ]
Ширина 70,4 дюйма (1788 мм) [ 35 ]
Высота 55,1 дюйма (1400 мм) [ 35 ]
Снаряженная масса Вес: 3066 фунтов (1391 кг)
Седан: 3116 фунтов (1413 кг) [ 36 ]

Доступный в конце весны 1998 года, базовый дизайн Grand Am пятого поколения был использован в Oldsmobile Alero (также новом для 1999 года) и Chevrolet Malibu (представленном в 1996 году). Длина немного сократилась, но колесная база выросла более чем на три дюйма (76 мм). Подвеска теперь стала полностью независимой, с измененной конструкцией стойки MacPherson спереди. Задняя подвеска представляет собой более усовершенствованную многорычажную конструкцию. Новый Grand Am предлагался в пяти комплектациях: SE, SE1, SE2, GT и GT1. Был перенесен двигатель Twin Cam объемом 2,4 л с мощностью 150 л.с. (112 кВт; 152 л.с.) и крутящим моментом 155 фунт-футов (210 Нм). Двигатель 3400 V6 GM, ранее использовавшийся только в минивэнах, стал доступен в качестве опции для SE и SE1 и входил в стандартную комплектацию всех остальных комплектаций. В 1999 году все модели Grand Am имели 4-ступенчатую автоматическую коробку передач. GT и GT1 также включали дисковые тормоза на 4 колеса. [ 37 ] и все Grand Am до 2003 года включали в себя стандартную систему ABS и антипробуксовочную систему (с 2003 года она стала дополнительной для SE). GT также имели систему впуска Ram Air, обеспечивающую дополнительные пять лошадиных сил и крутящий момент 5 фунт/фут по сравнению с 3,4-литровым двигателем V6 при установке в любой из комплектаций уровня SE.

В моделях 2000 года в качестве стандартного оборудования была добавлена ​​5-ступенчатая механическая коробка передач Getrag с четырехцилиндровым двигателем. На моделях GT значок на передних крыльях теперь гласит «RamAir V6» вместо «V6HO». на GT 1999 года. Компания ASC Creative Services разработала Grand Am SC/T для шоу SEMA, который стал концептуальным дизайном капота и кузова Ram Air. Позже, начиная с 2003 года, SC / T стал внешним пакетом. Дорожные испытания, проведенные Car and Driver, показали, что время разгона 0-60 миль в час для седана GT с автоматической коробкой передач составляет 7,7 секунды. [ 34 ]

В 2001 году была снижена комплектация SE2, было представлено новое семейство стереосистем Delco и новый дизайн колес. Размер радиоприемника в 2001 году также изменился с размера 1,5 DIN на полный размер 2 DIN. В середине 2002 года двигатель Twin Cam объемом 2,4 л был заменен новым Ecotec четырехцилиндровым двигателем объемом 2,2 л, который имел улучшения по сравнению с двигателем, который он заменил, но производил меньшую мощность; 140 л.с. (104 кВт; 142 л.с.) и крутящий момент 150 фунт-фут (203 Нм). Изменения 2002 года также включали стационарный подстаканник на центральной консоли вместо съемного.

Облицовка кузова моделей SE была удалена в 2003 году, и это изменение коснулось других моделей Pontiac. Также в 2003 году антиблокировочная система тормозов и антипробуксовочная система стали для SE дополнительными. В 2004 году к проигрывателю компакт-дисков более высокого уровня был добавлен MP3-плеер. В 2005 году Pontiac начал постепенно сокращать линейку Grand Am в пользу новой замены G6. Седаны SE были оставлены для продажи автопарком, а купе GT были последней моделью Grand Am, доступной для публичной продажи.

2005 Pontiac Grand Am GT купе

Доступные двигатели:

  • 1999–2002: двигатель DOHC Twin Cam L4 объемом 2,4 л (модель LD9): 150 л.с. (110 кВт), крутящий момент 155 фунт-фут (210 Нм).
  • 2002–2005: двигатель DOHC Ecotec L4 объемом 2,2 л: 140 л.с. (100 кВт), крутящий момент 150 фунт-фут (200 Нм).
  • 1999–2005: 3,4 л, 3400 OHV V6: 170 л.с. (175 для GT), крутящий момент 200 фунт-фут (270 Нм) (205 для GT) [ 38 ]

Доступные передачи:

  • 1999–2005: 4-ступенчатый автомат с повышающей передачей (4Т40-Е для четырехцилиндровых двигателей, 4Т45-Е для двигателей V6).
  • 2000–2005: 5-ступенчатая механическая коробка передач Getrag с повышающей передачей (только четырехцилиндровые двигатели).

Безопасность

[ редактировать ]

Страховой институт дорожной безопасности (IIHS) присвоил Grand Am 1999–2005 годов оценку «плохо» в лобовом краш-тесте за предельную структурную целостность, возможную травму головы, потенциальную травму правой ноги и плохое управление манекеном.

(NHTSA) 2003 г. (купе): Национальной администрации безопасности дорожного движения Рейтинги краш-тестов [ 39 ]

  • Фронтальный водитель:
  • Фронтальный пассажир:
  • Боковой водитель:
  • Боковая часть заднего пассажира:
  • Перекатывать:

Рейтинги краш-тестов Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA) 2003 г. (седан): [ 40 ]

  • Фронтальный водитель:
  • Фронтальный пассажир:
  • Боковой водитель:
  • Боковая часть заднего пассажира:
  • Перекатывать:
Календарный год Продажи [ 41 ]
1992 279,230
1993 242,856
1994 262,310
1995 234,226
1996 222,477
1997 204,078
1998 180,428
1999 234,936
2000 214,923
2001 182,046
2002 150,818
2003 156,466
2004 133,707
2005 31,613
2006 828
  1. ^ Тероудс, Джон (1996). Руководство по выживанию для канадского покупателя автомобиля: как купить или арендовать подходящий автомобиль по правильной цене . Дандурн. п. 109. ИСБН  9780888821331 . Проверено 12 апреля 2014 г.
  2. ^ МакКроу, Джим (25 сентября 2007 г.). «Понтиак G6 2005 года выпуска» . автомобиль.com . Архивировано из оригинала 13 ноября 2007 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Ганнелл, Джон (2007). стандартный каталог американских маслкаров 1973-2006 гг . Публикации Краузе. ISBN  978-0-89689-490-7 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и Вордерман 1973 , с. 151.
  5. ^ Jump up to: а б «Файл: брошюра Pontiac Grand Am 1973 года» . Oldcarbrochures.com . п. 6 . Проверено 12 апреля 2014 г.
  6. ^ Вордерман, Дон (1973). «Великий Grand Am Pontiac: сделайте один быстро, прежде чем они его изменят!». Автомобильный ежеквартальный журнал . 11 (2 – Вторая четверть): 146–153.
  7. ^ «Папка Pontiac Grand Am 1974 года» . Oldcarbrochures.com . Проверено 12 ноября 2011 г.
  8. ^ Вордерман 1973 , с. 148.
  9. ^ «Брошюра Pontiac Grand Am 1973 года» . Oldcarbrochures.com. п. 6 . Проверено 12 ноября 2011 г.
  10. ^ «Pontiac Grand Am Development 1973 года» . Auto.howstuffworks.com . 13 сентября 2007 г. Проверено 12 ноября 2011 г.
  11. ^ Jump up to: а б с Ламм, Майкл (март 1973 г.). «Для Pontiac это «европейский GT», но согласны ли с этим владельцы?» . Популярная механика . Том. 139, нет. 3. С. 50–52D . Проверено 20 ноября 2019 г.
  12. ^ Jump up to: а б Ганнелл, Джон А., изд. (1982). Стандартный каталог американских автомобилей 1946-1975 годов . Публикации Краузе. ISBN  0-87341-027-0 .
  13. ^ Вордерман 1973 , с. 152.
  14. ^ 1634–1699: Маккаскер, Джей-Джей (1997). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов: Addenda et Corrigenda (PDF) . Американское антикварное общество . 1700–1799: Маккаскер, Джей-Джей (1992). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов (PDF) . Американское антикварное общество . 1800 – настоящее время: Федеральный резервный банк Миннеаполиса. «Индекс потребительских цен (оценка) 1800–» . Проверено 29 февраля 2024 г.
  15. ^ «Папка Pontiac Grand Am 1974 года» . oldcarbrochures.com . п. 4 . Проверено 20 ноября 2019 г.
  16. ^ Jump up to: а б Ганнелл, Джон; Ковальке, Рон (2012). Стандартный каталог Pontiac, 1926–2002 гг. (2-е изд.). Иола, Висконсин: Публикации Краузе. п. 132. ИСБН  978-1-4402-3234-3 .
  17. ^ Мировые автомобили 1978 года . Вестник Книги. 1978. ISBN  0-910714-10-Х .
  18. ^ «Брошюра о Понтиаке 1978 года» . oldcarbrochures.com. Архивировано из оригинала 10 мая 2013 года . Проверено 13 апреля 2012 г.
  19. ^ «Брошюра о Понтиаке 1978 года» . Oldcarbrochures.com . Архивировано из оригинала 10 мая 2013 г. Проверено 31 мая 2012 г.
  20. ^ «Pontiac Grand Am Coupe 1979 года — высокопроизводительный Pontiac» . Октябрь 2007 года.
  21. ^ Ганнелл и Ковальке , с. 155
  22. ^ Мировые автомобили 1979 года . Вестник Книги. 1979. ISBN  0-910714-11-8 .
  23. ^ Jump up to: а б Мировые автомобили 1985 года . Вестник Книги. 1985. ISBN  0-910714-17-7 .
  24. ^ «Альбом Pontiac 1987 года» .
  25. ^ «Полные характеристики, характеристики и фотографии Pontiac Grand Am 1988 года» . Автомобиль-каталог.com. Архивировано из оригинала 25 марта 2012 г. Проверено 12 ноября 2011 г.
  26. ^ Олдхэм, Джо (ноябрь 1987 г.). «Свободный ход» . Популярная механика . 164 (11): 47 . Проверено 20 ноября 2019 г.
  27. ^ «Альбом Pontiac 1987 года» . oldcarbrochures.com . п. 9 . Проверено 20 ноября 2019 г.
  28. ^ «Брошюра с полной линейкой Pontiac 1989 года» . Архивировано из оригинала 28 марта 2017 г. Проверено 27 марта 2017 г.
  29. ^ Ганнелл и Ковальке , с. 207
  30. ^ «Результаты краш-тестов Pontiac, информация о безопасности Pontiac, данные страхования Pontiac, NHTSA, NCAP, IIHS, Bonneville, Montana, Vibe, GTO, Firebird, Aztec, Fiero, LeMans, Trans Am, Grand Prix, Grand Am, Sunfire, Transport, Солнечная птица, 6000, 2000» . Архивировано из оригинала 6 января 2010 г. Проверено 6 января 2010 г.
  31. ^ «Pontiac Grand Am 1992–1998 годов: полный обзор» . Howstuffworks.com . 28 февраля 2012 г. Архивировано из оригинала 10 июля 2012 года . Проверено 27 августа 2012 г.
  32. ^ Пэджетт, Мартин-младший «Pontiac Grand Am SE», в «Car and Driver» , январь 1992 г., стр.109.
  33. ^ Jump up to: а б Пэджетт, стр.109.
  34. ^ Jump up to: а б Энциклопедия американских автомобилей . Публикации Интернешнл. 2006. ISBN  978-1-4127-1354-2 .
  35. ^ Jump up to: а б с Джаметта, Чарльз, изд. (апрель 1999 г.). Руководство для потребителей Тестирование легковых и грузовых автомобилей . Том. 642. Publications International, Ltd., стр. 154–155, 188.
  36. ^ «Pontiac Grand Am 1999–2005 годов: полный обзор» . Howstuffworks.com. 28 февраля 2012 г. Архивировано из оригинала 14 июля 2012 года . Проверено 27 августа 2012 г.
  37. ^ «Информация о Понтиаке Гранд Ам» . Грандаюм.com . Архивировано из оригинала 18 октября 2016 г. Проверено 12 ноября 2011 г.
  38. ^ «Гранд Ам Дейта» . Моторный тренд . Проверено 20 июня 2013 г.
  39. ^ «Safercar.gov» . Safercar.gov . Проверено 25 октября 2009 г. [ мертвая ссылка ]
  40. ^ «Safercar.gov» . Safercar.gov . Проверено 29 января 2010 г. [ мертвая ссылка ]
  41. ^ Модель (10.11.2015). «Показатели продаж автомобилей Pontiac Grand Am в США» . carsalesbase.com . Проверено 7 апреля 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 08b4b600135bb02adfb03de4cbe825d0__1722446040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/08/d0/08b4b600135bb02adfb03de4cbe825d0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pontiac Grand Am - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)