Понтиак Гранд Ам
Понтиак Гранд Ам | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Производитель | Понтиак ( Дженерал Моторс ) |
Производство |
|
Кузов и шасси | |
Тип кузова | |
Хронология | |
Предшественник |
|
Преемник | Понтиак G6 (2005) |
Pontiac Grand Am — модель автомобиля, выпускавшаяся подразделением Pontiac компании General Motors в разные годы с 1973 по 2005 год. Первое и второе поколения представляли собой заднеприводные автомобили среднего размера, построенные на платформе LeMans GM A. Название Grand Am было повторно использовано для компактного автомобиля с передним приводом третьего и четвертого поколений. Версии пятого поколения были расширены до автомобилей среднего размера.
Началась разработка платформы, которая должна была стать GTO следующего поколения , но эра маслкаров подходила к концу. Pontiac решил сделать эту модель американским ответом европейским роскошным спортивным седанам . Название Grand Am произошло от двух других Pontiac; «Grand» означает роскошь Гран-при , а «Am» - характеристики Trans Am .
Первое поколение Grand Am отличалось инновациями, в том числе деформируемой уретановой носовой частью (эволюция бампера Endura, впервые использованной на GTO 1968 года ), и было одним из трех автомобилей GM ( Olds Cutlass Salon, Chevy Monte Carlo S), дебютировавших с радиальным кузовом. многослойные шины (RTS – Radial Tuned Suspension) в стандартной комплектации. Производство Grand Am среднего размера было отменено в 1980 году, когда его заменил Pontiac 6000 .
Компактный Grand Am, основанный на платформе GM N , был выпущен в 1985 году, придя на смену Pontiac Phoenix . Он стал самым продаваемым автомобилем Pontiac и позже был заменен Pontiac G6 , названным так потому, что он должен был стать шестым поколением Grand Am. [ 2 ]
Все модели Grand Am с 1973 по 1975 год производились в Понтиаке, штат Мичиган, на главном сборочном заводе Pontiac. Grand Ams 1978–1980 годов производились в Понтиаке, штат Мичиган, на главном сборочном заводе Pontiac и в Атланте, штат Джорджия, на заводе GMAD Lakewood. Все модели Grand Am, выпущенные в период с 1985 по 2005 год, были построены в Лансинге, штат Мичиган, на заводе Lansing Car Assembly .
Первое поколение (1973–1975)
[ редактировать ]Первое поколение | |
---|---|
![]() Понтиак Гранд Ам Хардтоп 1974 года | |
Обзор | |
Производство | 1972–1975 |
Модельные годы | 1973–1975 |
Сборка | Понтиак, Мичиган , США |
Кузов и шасси | |
Сорт | Средний размер |
Тип кузова | 2-дверное с жесткой крышей купе 4-дверный с жесткой крышей седан |
Макет | макет ФР |
Платформа | Платформа GM A (RWD) (A-кузов) |
Связанный | Бьюик Сенчури Гран Спорт Олдсмобиль 442 Шевроле Шевель Лагуна |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 400 куб. Дюймов (6,6 л) Pontiac V8 455 куб. Дюймов (7,5 л) Pontiac V8 |
Передача инфекции | TH400 автомат или 4-ступенчатая механическая коробка передач |
Размеры | |
Колесная база | 112,0 дюймов (284 см) (2-дверный) 116,0 дюймов (295 см) (4-дверный) [ 3 ] [ 4 ] |
Длина | 208,6 дюйма (530 см) (2-дверный) 212,6 дюйма (540 см) (4-дверный) [ 4 ] [ 5 ] |
Ширина | 77,7 дюймов (197 см) [ 4 ] [ 5 ] |
Хронология | |
Преемник | Понтиак Кан Ам |
История Grand Am начинается с того, что руководители Pontiac отметили вторжение на рынок США компаний Mercedes, BMW, Toyota и Nissan. Примечательно, что американские спортивные автомобили обычно не имели роскошных функций, а роскошные автомобили - без спортивных функций. Иностранные производители смешали эти характеристики, что привело к появлению на рынке купе и седанов класса люкс с сбалансированной управляемостью и мощными двигателями. Pontiac объединил Grand Prix с Trans Am, чтобы создать Grand Am — тактику наименования, которую использовал и роскошный Pontiac Grand Ville . Построенный на платформе A-body, используемой совместно с Pontiac LeMans , предполагаемый кузов GTO был переименован и оснащен интерьером высшего уровня Гран-при и использованием более мощного двигателя от Гран-при, Бонневиля и Гран-Вилля. [ 3 ]
Оригинальный Grand Am был представлен осенью 1972 года как модель 1973 года. Он был основан на платформе GM A (A-body) вместе с другими автомобилями, такими как Chevrolet Chevelle Laguna , Oldsmobile Cutlass Supreme и Buick Century Gran Sport . В 1973 году платформа GM A-body претерпела серьезные изменения в конструкции, которые включали отказ от жесткой крыши без опор из-за предложенных федеральных стандартов опрокидывания, но с безрамными окнами, аналогичными окнам жесткой крыши. Кабриолеты не производились из-за стандартов опрокидывания (которые не были приняты). В дополнение к федеральным нормам выбросов новые стандарты безопасности требовали ударопрочного переднего бампера со скоростью 5 миль в час (8,0 км/ч) и ударопрочного заднего бампера со скоростью 2,5 миль в час (4,0 км/ч), скорость которых увеличилась до 5 миль в час (8,0 км/ч). з) за 1974 год. [ 3 ]
вызвал Нефтяной кризис 1973 года дихотомию покупателей: тотальная роскошь или тотальная экономия. Поскольку Grand Am был «промежуточным», его продажи упали, и в 1975 году производство модели было прекращено. [ 3 ]
1973
[ редактировать ]
Модель Grand Am, придуманная Pontiac под названием, заимствованным из двух других автомобилей в ее линейке («Grand» означает «роскошь Гран-при» и «Am» означает «производительность Trans Am»), была разработана как американский ответ европейским роскошным/спортивным седанам. и доступен как четырехдверный седан Colonnade или двухдверное купе Colonnade . [ 6 ] Всего за первый год производства было построено 43 136 автомобилей Grand Am.
Grand Am мог оснащаться стандартным двигателем V8 объемом 2 барреля объемом 400 куб. Дюймов (6,6 л) с одним выхлопом мощностью 170 л.с. (127 кВт; 172 л.с.), дополнительной версией этого двигателя объемом 4 барреля с одним выхлопом мощностью 200 л.с. (149 кВт; 203 л.с.), который был доступен только с 4-ступенчатой механической коробкой передач, дополнительная версия этого двигателя объемом 4 барреля с двойным выхлопом мощностью 230 л.с. (172 кВт; 233 л.с.) или дополнительный 4-баррельный двигатель объемом 455 куб. Дюймов (7,5 л) с двойным выхлопом мощностью 250 л.с. (186 кВт; 253 л.с.). [ 4 ] Объем двигателя, выраженный в литрах, был указан на крышке багажника, чтобы подчеркнуть якобы европейский характер автомобиля.
Все двигатели были доступны с автоматической коробкой передач Turbo-Hydramatic 400 в стандартной комплектации. 4-ступенчатая механическая коробка передач была доступна с двигателем объемом 400/4 барреля в 1973 и 1974 годах, но она не пользовалась популярностью.
Модель Pontiac Grand Am 1973 года имела уникальный гибкий уретановый центральный нос передней панели (известный как нос «Endura»), который поддавался сжатию и мог вернуться к своей первоначальной форме после незначительного столкновения. [ 7 ] [ 8 ] наряду с новыми энергопоглощающими бамперами, [ 9 ] [ 10 ] в общей сложности шесть отверстий в решетке радиатора с вертикальными полосами, круглые передние указатели поворота с перекрестием, горизонтальные задние фонари и хромированный задний бампер. Кроме того, Grand Ams в качестве стандартного оборудования имел подвеску с радиальной настройкой (RTS), которая включала радиальные шины, амортизаторы Pliacell, а также передние и задние стабилизаторы поперечной устойчивости. Пружины рекламировались как выбранные с помощью компьютера. [ 3 ] Grand Am был одним из трех автомобилей GM, имевших стандартные радиальные шины и соответствующую настройку подвески в 1973 году, другими были Oldsmobile Cutlass Salon и Chevrolet Monte Carlo S. [ 3 ]
Grand Am включал в себя ковшеобразные сиденья Strato, обитые винилом Naugahyde или вельветовой тканью, с ручными креслами и регулируемыми поясничными опорами - обе функции, характерные для спортивных / роскошных седанов европейского стиля, но необычные для американских автомобилей того времени. Также в комплект входила приборная панель с Гран-при Понтиака с приборной панелью Rally с указателями уровня топлива, масла, воды и напряжения (тахометр или указатель экономии топлива были необязательными, а на автомобилях, оборудованных таким образом, часы были перенесены на место на приборной панели). нижняя приборная панель под радио), трехспицевое мягкое рулевое колесо со спицами из матовой нержавеющей стали и отделка из оригинального африканского красного дерева Crossfire на приборной панели, радиоприемнике и окантовке часов, а также на центральной консоли между передними сиденьями. [ 11 ] [ 12 ] Grand Am также были одними из первых автомобилей, произведенных в США, с диммером фар, установленным на указателе поворота, который десятилетиями использовался на импортных автомобилях. [ 13 ] Другое стандартное оборудование включало скрытые дворники, передний стабилизатор поперечной устойчивости диаметром 1,12 дюйма (28 мм) и радиоантенну, встроенную в лобовое стекло. [ 3 ] Высококлассные опции включали кондиционер, тонированные стекла, электрические стеклоподъемники с блокировкой сидений, задний обогреватель, различные звуковые системы и рулевое колесо с возможностью регулировки наклона. Стерео AM/FM с магнитофоном было необязательным. [ 3 ] Заявленная розничная цена 2-дверного купе составляла 4264 доллара США (29 266 долларов США в долларах 2023 года). [ 14 ] ), указав его над Firebird Trans Am. [ 3 ]
Pontiac также произвел единственный универсал Grand Am 1973 года в качестве технико-экономического обоснования. Это был универсал LeMans, переоборудованный в Grand Am. Функциональная система впуска набегающего воздуха была разработана для кузовов Pontiac A с использованием двойных отверстий NACA в капоте, но от этой опции отказались из-за неспособности соответствовать установленным федеральными стандартами шума при движении. Несколько функциональных систем Ram Air были проданы без рецепта. Капот NACA с двумя ковшами был опцией для любого Pontiac A-body все три года, но был нефункциональным. [ 3 ]
В опросе владельцев Popular Mechanics 67% оценили качество сборки как хорошее или превосходное, а 79% понравилось управление. [ 11 ] Однако 22,1% не понравилась экономия топлива. [ 11 ]
1974
[ редактировать ]

На передней обложке четырехстраничной брошюры Grand Am 1974 года, в которой был изображен зеленый четырехдверный седан, модель этого года, описанная как «Понтиак среднего размера с иностранной интригой… американской изобретательностью», лишь незначительными изменениями в стиле, включая обновленный дизайн, носовая часть и решетка радиатора с 12 отверстиями с горизонтальными перекладинами. [ 3 ] Задняя часть Grand Am 1974 года была перепроектирована в соответствии с новыми стандартами безопасности при скорости 5 миль в час и имела вертикальные задние фонари с перемещенным номерным знаком и топливным баком над бампером. Предложения по двигателям и трансмиссиям были такими же, как и в 1973 году, но четырехступенчатые механические коробки передач больше не предлагались в Калифорнии, где была доступна только автоматическая коробка передач Turbo Hydra-matic. Внутри отделка из настоящего африканского красного дерева Crossfire на приборной панели была заменена имитацией материала из-за проблем с расслоением на моделях 1973 года, но на центральной консоли, дополнительных часах на консоли и лицевой панели радио было продолжено использование настоящего дерева. [ 15 ]
Выбор двигателей включал 2-цилиндровый одинарный выхлоп объемом 400 куб. Дюймов (6,6 л) мощностью 190 л.с. (142 кВт; 193 л.с.), 4-цилиндровый одинарный выхлоп объемом 400 кубических дюймов мощностью 200 л.с. (149 кВт; 203 л.с.), 4-цилиндровый двигатель объемом 400 кубических дюймов (149 кВт; 203 л.с.). двойной выхлоп ствола мощностью 225 л.с. (168 кВт; 228 л.с.) и 455 кубических дюймов. 4-цилиндровый двойной выхлоп мощностью 250 л.с. (186 кВт; 253 л.с.).
Продажи упали более чем на 50 процентов из-за нефтяного кризиса 1973 года , и, хотя рецессия продолжалась, цены на все автомобили модели 1974 года выросли. Всего было построено 17 083 Grand Am.
1975
[ редактировать ]Grand Am 1975 года выглядел так же, как модель 1974 года, но имел вертикальные решетки передней решетки, задний бампер в цвет кузова и одинарный выхлоп с каталитическим нейтрализатором , который требовал использования неэтилированного топлива, а также системы зажигания высокой энергии GM и других товары, рекламируемые как часть системы максимального пробега Pontiac. [ 16 ] В дополнение к стандартной линии крыши с жалюзи на задних боковых окнах купе Grand Am с дополнительной виниловой крышей можно было заказать с полным треугольным задним боковым окном или вертикальным оперным окном, аналогичным тому, что было на Гран-при.
Внутри ковшеобразные сиденья Strato получили пересмотренную вертикальную отделку, регулируемые органы управления поясничной опорой были убраны, и только пассажирское сиденье имело откидывающуюся спинку - «практика безопасности», которая будет продолжаться в GM в течение десяти лет. Новинкой этого года в качестве бесплатной опции стало многоместное сиденье 60/40 с центральным подлокотником.
Двигатели также были настроены в соответствии с нормами выбросов 1975 года , при этом степень сжатия на некоторых двигателях упала до нового минимума - 7,6:1. Стандартным был двигатель V8 объемом 400 куб. Дюймов (6,6 л) мощностью 170 л.с. (127 кВт; 172 л.с.) с двухкамерным карбюратором , опционально были двигатели 400 мощностью 185 л.с. (138 кВт; 188 л.с.) или 200 л.с. (149 кВт; 203 л.с.). ) 455 куб. дюймов (7,5 л) — оба с четырехкамерными карбюраторами. Turbo Hydra-matic был стандартным оборудованием и единственной трансмиссией, предлагаемой в этом году. Производительность от 0 до 60 составила 7,7 секунды. [ 3 ]
Всего в 1975 году было построено 10 679 самолетов Grand Am. [ 12 ] и после этого года сериал был прекращен из-за снижения продаж и роста цен на газ в результате нефтяного кризиса 1973 года . Еще одним фактором, приведшим к отмене Grand Am, были планы по тому, чтобы все автомобили Pontiac A-body 1976 года получили недавно одобренные прямоугольные фары, что потребовало бы полной переработки носовой части Endura Grand Am, и официальные лица Pontiac решили, что расходы на такую переработку не могут быть потрачены. быть оправдано низкими объемами производства. Базовая конструкция кузова GM A сохранялась до 1977 года.
Производство
[ редактировать ]Купе | Затем | Итого за год | |
---|---|---|---|
1973 | 34,445 | 8,691 | 43,136 |
1974 | 13,961 | 3,122 | 17,083 |
1975 | 8,786 | 1,893 | 10,679 |
Общий | 57,192 | 13,706 | 70,898 |
Двигатели
[ редактировать ]- объемом 400 куб. Дюймов (6,6 л) 1973–1975 V8 с 2-цилиндровым карбюратором (стандартный двигатель, другие были дополнительными)
- 1973–1975 400 куб. Дюймов (6,6 л) V8 с 4-цилиндровым карбюратором
- 1973–1974 V8 объемом 400 куб. Дюймов (6,6 л) с 4-цилиндровым карбюратором, 4-ступенчатая коробка передач (недоступна в Калифорнии)
- 1973–1975 455 куб. Дюймов (7,5 л) V8 с 4-цилиндровым карбюратором
Примечания:
- Был построен и испытан инженерный прототип Grand Am с оснащением СД-455. [ 4 ] но позже был разобран и разрушен.
- Двигатели 1973 года выпуска могут иметь точечное или унифицированное зажигание.
- Двигатели 1974 года выпуска могут иметь точечное или унифицированное зажигание, а начиная примерно с 1 мая 1974 года — зажигание HEI .
- Двигатели 1975 года выпуска имеют HEI-зажигание.
- 1975 год стал первым годом использования каталитического нейтрализатора.
Второе поколение (1978–1980)
[ редактировать ]Второе поколение | |
---|---|
![]() Купе Pontiac Grand Am 1980 года выпуска | |
Обзор | |
Производство | 1977–1980 |
Модельные годы | 1978–1980 |
Сборка | Понтиак, Мичиган , США |
Кузов и шасси | |
Сорт | Средний размер |
Макет | макет ФР |
Платформа | А-тело |
Связанный | Бьюик Сенчури Бьюик Регал Олдсмобиль Cutlass Supreme Понтиак Гран При Понтиак ЛеМанс Шевроле Эль Камино Шевроле Малибу Шевроле Монте-Карло |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 231 куб. Дюймов (3,8 л) Buick, 2 барреля. V6 301 куб. Дюймов (4,9 л) Pontiac V8 305 куб. Дюймов (5,0 л) Chevrolet V8 |
Передача инфекции | автоматический 3-ступенчатая механическая 4-ступенчатая механическая |
Размеры | |
Колесная база | 108,1 дюйма (2746 мм) [ 17 ] |
Длина | 198,6 дюйма (5044 мм) |
Ширина | 72,4 дюйма (1839 мм) [ 18 ] |
Хронология | |
Предшественник | Понтиак Кан Ам |
1978
[ редактировать ]В 1978 году фирменная табличка Grand Am вернулась на уменьшенной модели, использующей платформу G Гран-при. Он предлагался как в двух-, так и в четырехдверных моделях с вертикальной решеткой радиатора и другими деталями, отличавшими его от LeMans, на котором он был основан. Как и модели 1973–1975 годов, это поколение Grand Ams также оснащалось стандартными радиальными шинами и модернизированной радиальной подвеской с передними и задними стабилизаторами поперечной устойчивости. Интерьеры были аналогичны Grand LeMans со стандартным многоместным сиденьем с кузовом «нотчбэк», дополнительным многоместным сиденьем 60/40 или ковшеобразными сиденьями Strato с консолью и откидным сиденьем на стороне пассажира, дополнительным тахометром, [ 19 ] и возможность выбора тканевой или виниловой обивки « Morrokide ». [ 3 ]
Стандартное оборудование включало гидроусилитель руля, передние дисковые тормоза с усилителем, трансмиссию Turbo Hydra-matic, полный набор приборов и двигатель Pontiac V8 объемом 301 куб. Дюйм (4,9 л) с двухцилиндровым карбюратором мощностью 140 л.с. (104 кВт; 142 л.с.). Опционально была версия на 4 барреля мощностью 155 л.с. (116 кВт; 157 л.с.), а также многочисленные дополнительные элементы затрат, такие как колеса-снежинки, шины с белыми стенками или с белыми буквами, электрические стеклоподъемники и сиденья, регулируемый руль, люк на крыше и круиз-контроль. [ 3 ]
В Калифорнии, где более строгие правила по выбросам сделали двигатели Pontiac V8 недоступными с 1977 года, двигатели Chevrolet V8 были заменены стандартным двигателем V8 мощностью 135 л.с. (101 кВт; 137 л.с.) объемом 305 куб. Дюймов (5,0 л) с двухцилиндровым карбюратором или дополнительным четырехцилиндровым двигателем. бочковая версия мощностью 145 л.с. (108 кВт; 147 л.с.). [ 3 ]
1979
[ редактировать ]
В 1979 году было внесено очень мало изменений, за исключением обычных изменений отделки салона и понижения стандартной трансмиссии до Buick 231 куб. Дюймов (3,8 л) V6 и напольной трехступенчатой механической коробки передач в качестве стандартного оборудования. 301 V8 мощностью 135 л.с. (101 кВт; 137 л.с.) [ 20 ] с двухцилиндровым карбюратором или мощностью 150 л.с. (112 кВт; 152 л.с.) с четырехцилиндровым, а трансмиссия Turbo Hydra-matic теперь стала необязательной. По внешнему виду единственное отличие заключалось в том, что парковочные/сигнальные и габаритные линзы были заменены на янтарные. [ 21 ]
Новинкой 1979 года стала четырехступенчатая механическая коробка передач, доступная со 150-сильным четырехцилиндровым двигателем 301 в 49 штатах. В Калифорнии была доступна только автоматическая трансмиссия, а предложения двигателей включали стандартный двигатель Buick V6 объемом 231 куб. Дюйм (3,8 л) с двухкамерным карбюратором и мощностью 115 л.с. (86 кВт; 117 л.с.) или дополнительный Chevrolet 305 V8 мощностью 160 л.с. ( 119 кВт; 162 л.с.) с четырехцилиндровым карбюратором.
Приборная панель с отделкой под дерево была заменена отделкой из полированного алюминия, а циферблаты приборов изменились с серебристого с черными буквами и цифрами на черные с белыми буквами и цифрами. Предлагались одинаковые варианты сидений с тканевой отделкой или отделкой Morrokide, включая стандартное многоместное сиденье с кузовом «нотчбэк», дополнительные многоместные сиденья 60/40 или ковшеобразные сиденья Strato с консолью. Была доступна комбинация радио AM/FM CB, а подогрев заднего стекла был необязательным. [ 22 ]
В 1979 году Grand Am участвовал в гонках NASCAR Grand National .
1980
[ редактировать ]
1980 год стал последним годом для Grand Am второго поколения. От четырехдверного седана отказались, оставив только двухдверное купе, получившее незначительные изменения внешнего вида, включая решетку радиатора. Ковшеобразные сиденья Strato с тканевой обивкой или обивкой Morrokide были стандартным оборудованием вместе с центральной консолью с напольным переключателем для трансмиссии Turbo Hydra-matic. [ 3 ]
Двигатель V6, двухцилиндровый V8 и механическая коробка передач были исключены, в результате чего четырехцилиндровый Pontiac 301 V8 мощностью 170 л.с. (127 кВт; 172 л.с.) стал единственным двигателем, предлагаемым в 49 штатах, а в Калифорнии - 160 л.с. (119 кВт; 162 л.с.) Шевроле 305 V8. Медленные продажи Grand Am привели к его снятию с производства после 1980 модельного года. [ 3 ]
В первый год серии NASCAR Busch Series (1982) чемпионат выиграл Джек Ингрэм на Grand Am 1980 года.
Третье поколение (1985–1991)
[ редактировать ]Третье поколение | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Производство | 1984–1991 |
Модельные годы | 1985–1991 |
Сборка | Лансинг, Мичиган , США |
Кузов и шасси | |
Сорт | Компактный автомобиль |
Макет | Поперечное расположение двигателя, передний привод |
Платформа | N-тело |
Связанный | Бьюик Скайларк Бьюик Сомерсет Oldsmobile Cutlass Кале |
Силовой агрегат | |
Двигатель | |
Передача инфекции | 5-ступенчатая коробка передач Исузу . 5-ступенчатая Getrag. механическая коробка передач 3-ступенчатая THM125 автоматическая |
Размеры | |
Колесная база | 103,4 дюйма (2626 мм) [ 23 ] |
Длина | 177,5 дюймов (4508 мм) (1985–88) [ 24 ] [ 25 ] 179,2 дюйма (4552 мм) (1989–1991) |
Ширина | 66,5 дюймов (1689 мм) (1989–1991) 66,7 дюйма (1694 мм) (1985–88) |
Высота | 52,6 дюйма (1336 мм) |
В 1985 модельном году Pontiac повторно использовал название Grand Am для нового компактного автомобиля, чтобы заменить устаревший и непопулярный Phoenix (основанный на кузове X Body от GM ), используя новый кузов N Body 1985 года . Grand Am имел ту же переднеприводную платформу, что и Buick Somerset (переименованный в Skylark в 1987 году) и Oldsmobile Calais (переименованный в Cutlass Calais в 1988 году) . Первоначально Grand Am был доступен только в базовой комплектации или комплектации LE только в купе. 2,5-литровый Tech IV был стандартным, а 3,0-литровый Buick V6 был опциональным. 5-ступенчатая механическая коробка передач была стандартной, а 3-ступенчатая автоматическая была опциональной, последняя требовалась, если был заказан двигатель V6. В 1986 году были добавлены седан и более спортивная комплектация SE. Комплектация SE имела стандартный двигатель V6, облицовку нижней части кузова, композитные фары, слегка переработанный интерьер с использованием другой ткани на всех сиденьях и вставках дверных панелей, аналоговые приборы (базовая модель и модели LE были цифровыми), а также включал 14-дюймовые алюминиевые диски. колеса.



Модели 1987 года увеличили мощность базового двигателя и установили новый четырехцилиндровый двигатель с турбонаддувом, взятый от Sunbird GT. Турбированный двигатель объемом 2,0 л стал базовым двигателем для модели SE 1987 года. Автомобили с турбодвигателем получили датчик турбонаддува вместо вольтметра. Тест Popular Mechanics на ускорение на четверть мили с двигателем Turbo показал, что 5-ступенчатая механическая коробка передач потратила 15,73 секунды, а автоматическая коробка передач — 16,02 секунды. [ 26 ] Они отметили большой крутящий момент рулевого управления после полной остановки. Это также был последний год, когда 3,0-литровый двигатель Buick был доступен для Grand Am, поскольку его производство было прекращено в середине 1987 года. Новинкой стиля стали композитные передние фары, но только на моделях LE. [ 27 ]
В 1988 году передние ремни безопасности были перенесены с средних стоек на двери, чтобы соответствовать требованиям пассивной безопасности 1989 года. Двигатель Quad-4 LD2 стал доступен для автомобилей Grand Am в 1988 году, заменив 3,0-литровый двигатель V6 предыдущего модельного года на автомобиле. список опций. Стоит отметить, что «Спортивные ковши», позаимствованные у Trans Am GTA, в этом году были добавлены в список опций для SE. Другие опции включали информационный центр для водителя, электропривод открывания багажника и люк в крыше. После этого модельного года базовая модель была снята с производства.
Совершенно новая передняя и задняя панель, а также обновленный дизайн интерьера в 1989 году. [ 28 ] Двигатель объемом 2,5 л получил балансирные валы и увеличил мощность. Двигатель Quad 4 объемом 2,3 л заменил 2,0-литровый двигатель Turbo в стандартной комплектации SE в середине года. Это был последний год, когда сиденья Sport Bucket были доступны для SE.
Quad 4 объемом 2,3 л LG0 был объявлен доступным в конце модельного года на моделях Grand Am SE, всего было построено 200 экземпляров. [ 29 ] Все модели LG0 Quad 4 Grand Am 1989 года выпуска были красного цвета на серых купе, со стандартным оснащением, включая (но не ограничиваясь) 16-дюймовые колеса с обработанной поверхностью. 16-дюймовые колеса были необязательными только для SE. Это будет первый год, когда Grand A-inch можно будет заказать либо с 16-дюймовыми колесами, либо с установленным на заводе проигрывателем компакт-дисков.
Рейтинги безопасности NHSTA при лобовых столкновениях следующие: Водитель: 3 звезды; Пассажир: 4 звезды. [ 30 ]
Изменения были незначительными в 1990 и 1991 годах;
В 1990 году новая высокопроизводительная версия Quad 4 (в сочетании только с 5-ступенчатой механической коробкой передач) стала стандартным двигателем для SE. Выбор автоматической коробки передач заменил двигатель на менее мощный LD2 Quad 4. В этом году 16-дюймовые колеса перешли из списка опций в стандартное оборудование SE. В конце 1990 модельного года LE получил пакет Sport Performance Package (RPO: W32). Вариант W32 включал в себя эффекты грунта SE (без расширителей колесных ниш), ту же стандартную (а также дополнительную) трансмиссию «SE», 14-дюймовые алюминиевые колеса, более крупный передний стабилизатор поперечной устойчивости и задний стабилизатор поперечной устойчивости, которые были только в противном случае. доступен на модели SE. 1991 год стал последним модельным годом этого кузова и, по сути, перенесенным годом. Единственными изменениями было добавление антиблокировочной тормозной системы (ABS) в качестве стандартного оборудования для всех Grand Am SE (недоступно для LE), а все автомобили 1991 модельного года, оснащенные 5-ступенчатой коробкой передач, получили переработанную «короткоходную коробку передач». "Шифтер.
В 1992 году Grand Am вошёл в четвертое поколение.
Доступные двигатели:
- объемом 2,5 л 1985–1991: двигатель Tech IV TBI I4 : 90 л.с. 1985–86, 98 л.с. (73 кВт) MPG EPA Город/шоссе/в целом 21/29/23 (с 3-ступенчатым автоматом) 1987–88, 110 л.с. (82 кВт) MPG EPA Город/Шоссе/В целом 28.21.23 1989–91.
- 1985–середина 1987: 3,0-литровый двигатель Buick LN7 V6 с MPFI: 125 л.с. (93 кВт), [ 23 ] 150 фунт-фут (200 Нм) крутящего момента
- середина 1987-1989: 2,0-литровый двигатель MPFI I4 с турбонаддувом: 165 л.с. (123 кВт), крутящий момент 175 фунт-футов (237 Нм), максимальный наддув 10 фунтов на квадратный дюйм, миль на галлон: EPA City / Hwy 18/27
- 1988–1991: двигатель LD2 Quad 4 MPFI I4 объемом 2,3 л: 160 л.с. (120 кВт), крутящий момент 155 фунт-фут (210 Нм).
- 1989–1991: двигатель LG0 Quad 4 HO MPFI I4 объемом 2,3 л: 180 л.с. (130 кВт), крутящий момент 160 фунт-фут (220 Нм).
Доступные передачи:
- 1985–1991: Isuzu приобрела 5-ступенчатую механическую коробку передач с повышающей передачей (только 2,5-литровый двигатель).
- 1988–1991: По поручению Манси компания Getrag разработала 5-ступенчатую механическую коробку передач с повышающей передачей (только Quad 4).
- 1985–1991: 3-ступенчатая автоматическая коробка передач 3T40 (недоступна на HO Quad 4).
Четвертое поколение (1992–1998)
[ редактировать ]Четвертое поколение | |
---|---|
![]() 96-98 Grand Am SE (рестайлинг) | |
Обзор | |
Производство | 1991–1998 |
Модельные годы | 1992–1998 |
Сборка | Лансинг, Мичиган , США |
Кузов и шасси | |
Сорт | Компактный автомобиль |
Макет | Поперечное расположение двигателя, передний привод |
Платформа | N-тело |
Связанный | Бьюик Скайларк Олдсмобиль Достижение Шевроле Беретта Шевроле Корсика |
Силовой агрегат | |
Двигатель | |
Передача инфекции | 5-ступенчатая Getrag. механическая коробка передач 5-ступенчатая коробка передач Исузу . 3-ступенчатый 3Т40 автомат 4-ступенчатый 4T60-E автомат |
Размеры | |
Колесная база | 103,4 дюйма (2626 мм) |
Длина | 186,9 дюйма (4747 мм) 187,3 дюйма (4757 мм) (купе 1993–95 годов) |
Ширина | 68,3 дюйма (1735 мм) (1996–98) 68,7 дюйма (1745 мм) (1993–95) 67,5 дюймов (1714 мм) (1992 г.) |
Высота | 53,5 дюйма (1359 мм) (1993–98) 53,2 дюйма (1351 мм) (1992 г.) |
Снаряженная масса | Вырез: 2881 фунт (1307 кг) Седан: 2954 фунта (1340 кг) [ 31 ] |
Grand Am В 1992 году платформа N-body была расширена, чтобы соответствовать платформе Corsica; системы подвески и тормозной системы примерно на восемьдесят процентов общие. [ 32 ] На SE была доступна антиблокировочная система тормозов (ABS VI). [ 33 ] Он также получил новый кузов и обновленный интерьер. Вариант V6 вернулся в виде 3,3-литрового двигателя V6 3300 мощностью 160 л.с. (120 кВт), соединенного с трехступенчатой коробкой передач. [ 33 ] 2,3-литровый I4 поставлялся либо с SOHC, либо с DOHC. Также предлагалась высокопроизводительная версия DOHC. Была предложена новая комплектация GT с новыми колесами, более гладкой и крупной облицовкой и большим количеством стандартного оборудования. [ 3 ]
В 1993 году Quad 4 был усовершенствован. Это привело к потере мощности всех двигателей на 5 лошадиных сил (3,7 кВт). В 1994 году двигатель V6 и стандартная трехступенчатая трансмиссия были фактически заменены новым двигателем V6 серии 3100 объемом 3,1 л и новой четырехступенчатой автоматической коробкой передач. Боковая подушка безопасности водителя также стала стандартной в 1994 году, но автоматические ремни безопасности, установленные на дверях, остались. В 1995 году двигатели Quad 4 получили балансирные валы и гидроусилитель рулевого управления с прямым приводом от впускного распредвала. 4-ступенчатая автоматическая коробка передач, которая была соединена с 3,1-литровым двигателем в 1994 году, стала дополнительной в качестве усовершенствования по сравнению с 3-ступенчатой автоматической коробкой передач 1995 года на новом двигателе Quad 4. [ 3 ]
В Японию это поколение официально импортировали Yanase и Suzuki с левым рулём. Основным импортом были модели SE и V6. Однако модель V6 предлагалась там только в 1996 модельном году. Все модели имели трехступенчатую (позже четырехступенчатую) автоматическую коробку передач.
1996–1998
[ редактировать ]В 1996 году Grand Am подвергся фейслифтингу среднего поколения. Снаружи обновленная передняя панель, задняя панель и боковые юбки придали Grand Am более гладкий и округлый вид. Интерьер был переработан и оснащен двумя подушками безопасности, более простым в использовании аудиосистемой и органами управления HVAC, а также более мягким пластиком. На смену Quad 4 пришел новый четырехцилиндровый двигатель Twin Cam объемом 2,4 л DOHC (Dual Over Head Cam). По-прежнему основанный на Quad 4, это была модернизированная версия прошлогоднего двигателя объемом 2,3 л с впрыском топлива SFI. Новый двигатель развивал крутящий момент 155 фунт-футов (210 Нм) при более низких оборотах, чем старый 2,3-литровый двигатель. 3,1-литровый двигатель V6 оставался необязательным. Трехступенчатая автоматическая коробка передач была снята с производства в 1996 году, а четырехступенчатая автоматическая коробка передач имела стандартную систему контроля тяги. Дневные ходовые огни с автоматическим управлением освещением стали стандартом для всех Grand Am. Модели 1997 года оснащались стандартным кондиционером. Grand Am был модернизирован в 1999 году. [ 3 ]
Доступные двигатели:
- 1992–1994: 2,3 л SOHC L40 I4. 120 л.с. (115 в 1993 и 1994 годах), крутящий момент 140 фунт-фут (190 Нм).
- 1992–1994: 2,3 л DOHC Quad 4 I4: 160 л.с. (155 в 1993 и 1994 годах), крутящий момент 155 фунт-фут (210 Нм).
- 1992–1994: 2,3 л DOHC Quad 4 HO I4: 180 л.с. (175 в 1993 и 1994 годах), крутящий момент 160 фунт-фут (220 Нм).
- 1992–1993: 3,3 л 3300 MPFI V6: 150 л.с. (110 кВт), крутящий момент 185 фунт-фут (251 Нм).
- 1994–1998: 3,1 л 3100 SFI V6: 155 л.с. (116 кВт), крутящий момент 185 фунт-фут (251 Нм).
- 1995: 2,3 л DOHC Quad 4 I4: 150 л.с. (112 кВт), крутящий момент 155 фунт-фут (210 Нм).
- 1996–1998: 2,4 л DOHC Twin Cam I4: 150 л.с. (110 кВт), крутящий момент 155 фунт-фут (210 Нм).
Доступные передачи:
- 1992–1994: 5-ступенчатая механическая коробка передач с повышающей передачей от Muncie, разработанная Getrag (только Quad 4 HO).
- 1992–1998: 5-ступенчатая механическая коробка передач от Isuzu с повышающей передачей (1992–1994 только «Quad OHC»; 1995–1998 только «Quad4» и «Twin Cam»)
- 1992–1995: 3Т40, 3-ступенчатый автомат.
- 1994–1998: 4T60-E, 4-ступенчатая автоматическая коробка передач с повышающей передачей (доступно для 3100 SFI V6, начиная с 1994 г.)
-
1996–1998 купе Pontiac Grand Am
-
1996-1998 Понтиак Гранд Ам седан
-
1996-1998 Понтиак Гранд Ам седан
Пятое поколение (1999–2005 гг.)
[ редактировать ]Пятое поколение | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Производство | Апрель 1998 г. – 10 мая 2005 г. |
Модельные годы | 1999–2005 |
Сборка | Лансинг, Мичиган , США |
Кузов и шасси | |
Сорт | Средний размер |
Макет | Поперечное расположение двигателя, передний привод |
Платформа | N-корпус /GMX130 |
Связанный | |
Силовой агрегат | |
Двигатель | |
Передача инфекции | 5-ступенчатая коробка передач Getrag F23 механическая. 4-ступенчатый 4Т40-Е автомат 4-ступенчатый 4Т45-Е автомат |
Размеры | |
Колесная база | 107,0 дюймов (2718 мм) [ 34 ] |
Длина | 186,3 дюйма (4732 мм) [ 35 ] |
Ширина | 70,4 дюйма (1788 мм) [ 35 ] |
Высота | 55,1 дюйма (1400 мм) [ 35 ] |
Снаряженная масса | Вес: 3066 фунтов (1391 кг) Седан: 3116 фунтов (1413 кг) [ 36 ] |
Доступный в конце весны 1998 года, базовый дизайн Grand Am пятого поколения был использован в Oldsmobile Alero (также новом для 1999 года) и Chevrolet Malibu (представленном в 1996 году). Длина немного сократилась, но колесная база выросла более чем на три дюйма (76 мм). Подвеска теперь стала полностью независимой, с измененной конструкцией стойки MacPherson спереди. Задняя подвеска представляет собой более усовершенствованную многорычажную конструкцию. Новый Grand Am предлагался в пяти комплектациях: SE, SE1, SE2, GT и GT1. Был перенесен двигатель Twin Cam объемом 2,4 л с мощностью 150 л.с. (112 кВт; 152 л.с.) и крутящим моментом 155 фунт-футов (210 Нм). Двигатель 3400 V6 GM, ранее использовавшийся только в минивэнах, стал доступен в качестве опции для SE и SE1 и входил в стандартную комплектацию всех остальных комплектаций. В 1999 году все модели Grand Am имели 4-ступенчатую автоматическую коробку передач. GT и GT1 также включали дисковые тормоза на 4 колеса. [ 37 ] и все Grand Am до 2003 года включали в себя стандартную систему ABS и антипробуксовочную систему (с 2003 года она стала дополнительной для SE). GT также имели систему впуска Ram Air, обеспечивающую дополнительные пять лошадиных сил и крутящий момент 5 фунт/фут по сравнению с 3,4-литровым двигателем V6 при установке в любой из комплектаций уровня SE.
В моделях 2000 года в качестве стандартного оборудования была добавлена 5-ступенчатая механическая коробка передач Getrag с четырехцилиндровым двигателем. На моделях GT значок на передних крыльях теперь гласит «RamAir V6» вместо «V6HO». на GT 1999 года. Компания ASC Creative Services разработала Grand Am SC/T для шоу SEMA, который стал концептуальным дизайном капота и кузова Ram Air. Позже, начиная с 2003 года, SC / T стал внешним пакетом. Дорожные испытания, проведенные Car and Driver, показали, что время разгона 0-60 миль в час для седана GT с автоматической коробкой передач составляет 7,7 секунды. [ 34 ]
В 2001 году была снижена комплектация SE2, было представлено новое семейство стереосистем Delco и новый дизайн колес. Размер радиоприемника в 2001 году также изменился с размера 1,5 DIN на полный размер 2 DIN. В середине 2002 года двигатель Twin Cam объемом 2,4 л был заменен новым Ecotec четырехцилиндровым двигателем объемом 2,2 л, который имел улучшения по сравнению с двигателем, который он заменил, но производил меньшую мощность; 140 л.с. (104 кВт; 142 л.с.) и крутящий момент 150 фунт-фут (203 Нм). Изменения 2002 года также включали стационарный подстаканник на центральной консоли вместо съемного.
Облицовка кузова моделей SE была удалена в 2003 году, и это изменение коснулось других моделей Pontiac. Также в 2003 году антиблокировочная система тормозов и антипробуксовочная система стали для SE дополнительными. В 2004 году к проигрывателю компакт-дисков более высокого уровня был добавлен MP3-плеер. В 2005 году Pontiac начал постепенно сокращать линейку Grand Am в пользу новой замены G6. Седаны SE были оставлены для продажи автопарком, а купе GT были последней моделью Grand Am, доступной для публичной продажи.

Доступные двигатели:
- 1999–2002: двигатель DOHC Twin Cam L4 объемом 2,4 л (модель LD9): 150 л.с. (110 кВт), крутящий момент 155 фунт-фут (210 Нм).
- 2002–2005: двигатель DOHC Ecotec L4 объемом 2,2 л: 140 л.с. (100 кВт), крутящий момент 150 фунт-фут (200 Нм).
- 1999–2005: 3,4 л, 3400 OHV V6: 170 л.с. (175 для GT), крутящий момент 200 фунт-фут (270 Нм) (205 для GT) [ 38 ]
Доступные передачи:
- 1999–2005: 4-ступенчатый автомат с повышающей передачей (4Т40-Е для четырехцилиндровых двигателей, 4Т45-Е для двигателей V6).
- 2000–2005: 5-ступенчатая механическая коробка передач Getrag с повышающей передачей (только четырехцилиндровые двигатели).
Безопасность
[ редактировать ]Страховой институт дорожной безопасности (IIHS) присвоил Grand Am 1999–2005 годов оценку «плохо» в лобовом краш-тесте за предельную структурную целостность, возможную травму головы, потенциальную травму правой ноги и плохое управление манекеном.
(NHTSA) 2003 г. (купе): Национальной администрации безопасности дорожного движения Рейтинги краш-тестов [ 39 ]
- Фронтальный водитель:
- Фронтальный пассажир:
- Боковой водитель:
- Боковая часть заднего пассажира:
- Перекатывать:
Рейтинги краш-тестов Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA) 2003 г. (седан): [ 40 ]
- Фронтальный водитель:
- Фронтальный пассажир:
- Боковой водитель:
- Боковая часть заднего пассажира:
- Перекатывать:
Продажи
[ редактировать ]Календарный год | Продажи [ 41 ] |
---|---|
1992 | 279,230 |
1993 | 242,856 |
1994 | 262,310 |
1995 | 234,226 |
1996 | 222,477 |
1997 | 204,078 |
1998 | 180,428 |
1999 | 234,936 |
2000 | 214,923 |
2001 | 182,046 |
2002 | 150,818 |
2003 | 156,466 |
2004 | 133,707 |
2005 | 31,613 |
2006 | 828 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тероудс, Джон (1996). Руководство по выживанию для канадского покупателя автомобиля: как купить или арендовать подходящий автомобиль по правильной цене . Дандурн. п. 109. ИСБН 9780888821331 . Проверено 12 апреля 2014 г.
- ^ МакКроу, Джим (25 сентября 2007 г.). «Понтиак G6 2005 года выпуска» . автомобиль.com . Архивировано из оригинала 13 ноября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Ганнелл, Джон (2007). стандартный каталог американских маслкаров 1973-2006 гг . Публикации Краузе. ISBN 978-0-89689-490-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и Вордерман 1973 , с. 151.
- ^ Jump up to: а б «Файл: брошюра Pontiac Grand Am 1973 года» . Oldcarbrochures.com . п. 6 . Проверено 12 апреля 2014 г.
- ^ Вордерман, Дон (1973). «Великий Grand Am Pontiac: сделайте один быстро, прежде чем они его изменят!». Автомобильный ежеквартальный журнал . 11 (2 – Вторая четверть): 146–153.
- ^ «Папка Pontiac Grand Am 1974 года» . Oldcarbrochures.com . Проверено 12 ноября 2011 г.
- ^ Вордерман 1973 , с. 148.
- ^ «Брошюра Pontiac Grand Am 1973 года» . Oldcarbrochures.com. п. 6 . Проверено 12 ноября 2011 г.
- ^ «Pontiac Grand Am Development 1973 года» . Auto.howstuffworks.com . 13 сентября 2007 г. Проверено 12 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Ламм, Майкл (март 1973 г.). «Для Pontiac это «европейский GT», но согласны ли с этим владельцы?» . Популярная механика . Том. 139, нет. 3. С. 50–52D . Проверено 20 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Ганнелл, Джон А., изд. (1982). Стандартный каталог американских автомобилей 1946-1975 годов . Публикации Краузе. ISBN 0-87341-027-0 .
- ^ Вордерман 1973 , с. 152.
- ^ 1634–1699: Маккаскер, Джей-Джей (1997). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов: Addenda et Corrigenda (PDF) . Американское антикварное общество . 1700–1799: Маккаскер, Джей-Джей (1992). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов (PDF) . Американское антикварное общество . 1800 – настоящее время: Федеральный резервный банк Миннеаполиса. «Индекс потребительских цен (оценка) 1800–» . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ «Папка Pontiac Grand Am 1974 года» . oldcarbrochures.com . п. 4 . Проверено 20 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Ганнелл, Джон; Ковальке, Рон (2012). Стандартный каталог Pontiac, 1926–2002 гг. (2-е изд.). Иола, Висконсин: Публикации Краузе. п. 132. ИСБН 978-1-4402-3234-3 .
- ^ Мировые автомобили 1978 года . Вестник Книги. 1978. ISBN 0-910714-10-Х .
- ^ «Брошюра о Понтиаке 1978 года» . oldcarbrochures.com. Архивировано из оригинала 10 мая 2013 года . Проверено 13 апреля 2012 г.
- ^ «Брошюра о Понтиаке 1978 года» . Oldcarbrochures.com . Архивировано из оригинала 10 мая 2013 г. Проверено 31 мая 2012 г.
- ^ «Pontiac Grand Am Coupe 1979 года — высокопроизводительный Pontiac» . Октябрь 2007 года.
- ^ Ганнелл и Ковальке , с. 155
- ^ Мировые автомобили 1979 года . Вестник Книги. 1979. ISBN 0-910714-11-8 .
- ^ Jump up to: а б Мировые автомобили 1985 года . Вестник Книги. 1985. ISBN 0-910714-17-7 .
- ^ «Альбом Pontiac 1987 года» .
- ^ «Полные характеристики, характеристики и фотографии Pontiac Grand Am 1988 года» . Автомобиль-каталог.com. Архивировано из оригинала 25 марта 2012 г. Проверено 12 ноября 2011 г.
- ^ Олдхэм, Джо (ноябрь 1987 г.). «Свободный ход» . Популярная механика . 164 (11): 47 . Проверено 20 ноября 2019 г.
- ^ «Альбом Pontiac 1987 года» . oldcarbrochures.com . п. 9 . Проверено 20 ноября 2019 г.
- ^ «Брошюра с полной линейкой Pontiac 1989 года» . Архивировано из оригинала 28 марта 2017 г. Проверено 27 марта 2017 г.
- ^ Ганнелл и Ковальке , с. 207
- ^ «Результаты краш-тестов Pontiac, информация о безопасности Pontiac, данные страхования Pontiac, NHTSA, NCAP, IIHS, Bonneville, Montana, Vibe, GTO, Firebird, Aztec, Fiero, LeMans, Trans Am, Grand Prix, Grand Am, Sunfire, Transport, Солнечная птица, 6000, 2000» . Архивировано из оригинала 6 января 2010 г. Проверено 6 января 2010 г.
- ^ «Pontiac Grand Am 1992–1998 годов: полный обзор» . Howstuffworks.com . 28 февраля 2012 г. Архивировано из оригинала 10 июля 2012 года . Проверено 27 августа 2012 г.
- ^ Пэджетт, Мартин-младший «Pontiac Grand Am SE», в «Car and Driver» , январь 1992 г., стр.109.
- ^ Jump up to: а б Пэджетт, стр.109.
- ^ Jump up to: а б Энциклопедия американских автомобилей . Публикации Интернешнл. 2006. ISBN 978-1-4127-1354-2 .
- ^ Jump up to: а б с Джаметта, Чарльз, изд. (апрель 1999 г.). Руководство для потребителей Тестирование легковых и грузовых автомобилей . Том. 642. Publications International, Ltd., стр. 154–155, 188.
- ^ «Pontiac Grand Am 1999–2005 годов: полный обзор» . Howstuffworks.com. 28 февраля 2012 г. Архивировано из оригинала 14 июля 2012 года . Проверено 27 августа 2012 г.
- ^ «Информация о Понтиаке Гранд Ам» . Грандаюм.com . Архивировано из оригинала 18 октября 2016 г. Проверено 12 ноября 2011 г.
- ^ «Гранд Ам Дейта» . Моторный тренд . Проверено 20 июня 2013 г.
- ^ «Safercar.gov» . Safercar.gov . Проверено 25 октября 2009 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Safercar.gov» . Safercar.gov . Проверено 29 января 2010 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Модель (10.11.2015). «Показатели продаж автомобилей Pontiac Grand Am в США» . carsalesbase.com . Проверено 7 апреля 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Автомобили Понтиак
- Компактные автомобили
- Среднеразмерные автомобили
- Купе
- Седаны
- Переднеприводные автомобили
- заднеприводные автомобили
- Автомобили, представленные в 1973 году.
- Автомобили снятые с производства в 2005 году
- автомобили 1980-х годов
- автомобили 1990-х годов
- автомобили 2000-х годов
- Автомобили, построенные в Лансинге, штат Мичиган.
- Автомобили, произведенные в США