Живая электронная музыка
Живая электронная музыка (также известная как живая электроника ) — это форма музыки, которая может включать в себя традиционные электронные устройства, генерирующие звук, модифицированные электрические музыкальные инструменты, взломанные технологии генерации звука и компьютеры. Первоначально эта практика развивалась как реакция на звуковую композицию для фиксированных носителей, таких как конкретная музыка , электронная музыка и ранняя компьютерная музыка . музыкальная импровизация Большую роль в исполнении этой музыки часто играет . Тембры различных звуков могут быть широко преобразованы с использованием таких устройств , как усилители , фильтры , кольцевые модуляторы и другие виды схем . [ 1 ] в реальном времени Генерация и манипулирование звуком с использованием живого кодирования теперь стали обычным явлением.
История
[ редактировать ]1800–1940-е гг.
[ редактировать ]Ранние электронные инструменты
[ редактировать ]Ранние электронные инструменты , предназначенные для живого исполнения, такие как Таддеуса Кэхилла ( Telharmonium 1897 г.) и инструменты, разработанные между двумя мировыми войнами, такие как терменвокс ( 1919 г.), сфарофон (1924 г.), волны Мартено (1928 г.) и траутониум ( 1929), можно назвать предшественниками, [ 2 ] но были задуманы просто как новые средства производства звука и не изменили природу музыкальной композиции или исполнения. [ 3 ]
Многие ранние композиции включали эти электронные инструменты, хотя обычно они использовались в качестве вставок для стандартных классических инструментов. Примером может служить композитор Джозеф Шиллингер , который в 1929 году написал Первую аэрофоническую сюиту для терменвокса с оркестром , премьера которой состоялась с Кливлендским оркестром с Леоном Терменом в качестве солиста. [ нужна ссылка ] Перси Грейнджер использовал ансамбли из четырех или шести терменвоксов (предпочитая струнный квартет) для своих двух самых ранних экспериментальных композиций Free Music (1935–37) из-за полной «скользящей» свободы высоты звука инструмента. ( [ 4 ] [ 5 ] Онды Мартено также использовались в качестве популярного инструмента в 1930-х годах, а композитор Оливье Мессиан использовал его в Fête des belles eaux для шести волн, написанных для Международной всемирной выставки 1937 года в Париже. [ 6 ]
Кейджа «Воображаемый пейзаж № 1» (1939) была одной из первых композиций, в которой использовалось новаторское использование живого электронного материала; он включал в себя две проигрыватели фонографов с регулируемой скоростью и синусоидальные записи. [ 7 ] Интерес Кейджа к живой электронике продолжался на протяжении 1940-х и 1950-х годов, вдохновляя на формирование ряда групп живой электронной музыки в Америке, которые стали считать себя пионерами новой формы искусства. [ 2 ]
1950–1960-е годы
[ редактировать ]В Европе Пьер Шеффер предпринял попытку живого воспроизведения заключительных стадий своих произведений на первом публичном концерте конкретной музыки в 1951 году, но без особого успеха. Однако именно в Европе в конце 1950-х — начале 1960-х годов произошел наиболее последовательный переход от студийной электронной техники к живому синтезу. Маурисио Кагеля ( Transición II 1959) объединил два магнитофона для живого манипулирования звуками фортепиано и перкуссии, а начиная с 1964 года Карлхайнц Штокхаузен вступил в период интенсивной работы с живой электроникой с тремя работами: Mikrophonie I и Mixtur (обе 1964) и Микрофония II . [ 8 ] В то время как более ранние живые электронные композиции, такие как Cage's Cartridge Music (1960), в основном использовали усиление, новаторство Штокхаузена заключалось в добавлении электронной трансформации посредством фильтрации, которая стирала различие между инструментальной и электронной музыкой. [ 9 ]
В 1960-х годах ряд композиторов считали, что в студийных композициях, таких как musique concrète, отсутствуют элементы, которые были центральными для создания живой музыки , такие как спонтанность, диалог, открытие и групповое взаимодействие. Многие композиторы рассматривали развитие концертной электроники как реакцию на «в значительной степени технократический и рационалистический дух студийной обработки магнитофонной музыки», которая была лишена визуального и театрального компонента живого исполнения. [ 1 ] К 1970-м годам живая электроника стала основной областью инноваций в электронной музыке. [ 10 ]
1970–1980-е годы
[ редактировать ]1970-е и 1980-е годы были отмечены вкладом электронного музыканта Жана-Мишеля Жарра . Успех Oxygene и его масштабные концерты, которые он давал, привлекли миллионы людей, четыре раза побив его собственный рекорд по наибольшей аудитории. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] На самом деле Жарр продолжал бить свои рекорды вплоть до конца века: в 1997 году концерт Oxygene в Москве посетили 3,5 миллиона человек . [ 14 ]
1990-е годы
[ редактировать ]Лаптроника
[ редактировать ]Laptronica — это форма живой электронной музыки или компьютерной музыки, в которой ноутбуки используются в качестве музыкальных инструментов. Этот термин представляет собой смесь слов « портативный компьютер» и « электроника » . Этот термин приобрел определенную популярность в 1990-х годах и имеет значение из-за использования очень мощных вычислений, которые стали доступны музыкантам в портативной форме и, следовательно, в живом исполнении . Многие сложные формы создания, манипуляции и организации звука (которые до сих пор были доступны только в студиях или академических учреждениях) стали доступны для использования в живых выступлениях, в основном благодаря молодым музыкантам, находящимся под влиянием и заинтересованным в разработке экспериментальных форм популярной музыки. [ 15 ] Комбинация многих ноутбуков может быть использована для формирования оркестра ноутбуков .
Живое кодирование
[ редактировать ]Живое кодирование [ 16 ] (иногда называемое «программированием на лету», [ 17 ] «Программирование точно в срок») — практика программирования, основанная на использовании импровизированного интерактивного программирования . Живое кодирование часто используется для создания цифровых носителей на основе звука и изображения и особенно распространено в компьютерной музыке, сочетая алгоритмическую композицию с импровизацией. [ 18 ] Обычно процесс написания становится видимым путем проецирования экрана компьютера в пространство аудитории, а способы визуализации кода являются областью активных исследований. [ 19 ] Существуют также подходы к живому кодированию человека в импровизационном танце . [ 20 ] Методы живого кодирования также используются вне производительности, например, при создании звука для фильмов. [ 21 ] или аудио/визуальные работы для интерактивных художественных инсталляций. [ 22 ]
назвал его «лучшей практикой» для лекций по информатике Живое программирование также становится все более популярным методом на лекциях и презентациях на конференциях, связанных с программированием, и Марк Гуздиал . [ 23 ]
Электроакустическая импровизация
[ редактировать ]Электроакустическая импровизация (EAI) — это форма свободной импровизации , которая первоначально называлась живой электроникой. Он стал частью мира звукового искусства с 1930-х годов, когда появились ранние работы Джона Кейджа. [ 24 ] [ 25 ] ) В журнале Source публиковались статьи ряда ведущих композиторов электронной и авангардной музыки 1960-х годов. [ 26 ]
Дальнейшее влияние на него оказала электронная и электроакустическая музыка , а также музыка американских композиторов- экспериментаторов , таких как Джон Кейдж , Мортон Фельдман и Дэвид Тюдор . Британская группа свободной импровизации AMM , особенно их гитарист Кейт Роу , также сыграли свою роль в привлечении внимания к этой практике. [ 27 ]
Известные работы 1930–1960-х гг.
[ редактировать ]Ниже приводится неполный список ранних известных электронных композиций в хронологическом порядке:
- Джон Кейдж – Воображаемый пейзаж (1939–1952)
- Джон Кейдж – Музыка картриджа (1960)
- Роберт Эшли – Человек-волк (1964), Серия лекций (1965), Целеустремленная леди «Медленный полдень» (1968)
- Карлхайнц Штокхаузен – Микрофония I и II (1964 и 1965); Смесь (1964); Соло (1966); Шествие (1967); Короткие волны (1968); Спираль (1968)
- Элвин Люсье – Музыка для сольного исполнителя (1965), Североамериканская капсула времени (1967), Вечерня (1968)
- Йоханнес Фрич - Партита (1965–66) для альта, контактных микрофонов, магнитофона, фильтров и потенциометров (4 игрока); Модуляция 2 (1967) для 13 инструментов и живой электроники; Акроазис (1966–68) для большого оркестра с джаз-бэндом, двумя певцами, живой электроникой, шарманкой, музыкальной шкатулкой и программой чтения новостей.
- Дэвид Берман – Волновой поезд (1967)
- Гордон Мумма – Хорнпайп (1967)
- Стив Райх – Музыка маятника (1968)
- Макс Нойхаус – Музыка для вождения (1968)
- Ларри Остин – Несчастные случаи (1968)
- Ричард Тейтельбаум – В гармонии (1968)
- Луи Андриссен , How it is (1969) для 52 струн и живой электроники
- Луи Андриссен, Рейнберт де Леу , Миша Менгельберг , Петер Шат , Ян ван Влеймен – Реконструкция (1969), Моральная опера для солистов, 3 смешанных хоров, оркестра и живой электроники
- Джордж Браун – разорение (1969)
- Такехиса Косуги – 712-9374 (1969)
- Роджер Смолли – Трансформация I (1969)
См. также
[ редактировать ]- Список фестивалей электронной музыки
- Новые интерфейсы для музыкального самовыражения
- Список музыкального программного обеспечения
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сазерленд 1994 , 157.
- ^ Jump up to: а б Мэннинг 2013 , 157.
- ^ Коллинз 2007 , 39.
- ^ Гиллис и Пир nd .
- ^ Льюис 1991 , глава 4: «Примечания к программе».
- ^ Хилл и Симеоне 2005 , 74–75.
- ^ Коллинз 2007 , 38–39.
- ^ Мэннинг 2013 , 157–158.
- ^ Туп 2002 , 495.
- ^ Симмс 1986 , 395.
- ^ Каччиоттоло 2008 .
- ^ Анон. & нд(д) .
- ^ Анон. & nd(e) .
- ^ Эверитт 2015 .
- ^ Эммерсон 2007 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Коллинз, Маклин, Роргрубер и Уорд 2003 , [ нужна страница ] .
- ^ Ван и Кук 2004 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Коллинз 2003 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Маклин, Гриффитс, Коллинз и Виггинс 2010 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Анон. 2009 .
- ^ Рорхубер 2008 , 60–70.
- ^ Анон. & нд(б) .
- ^ Гуздиал 2011 .
- ^ Шредер 1991 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Кейдж 1960 .
- ^ Анон. & nd(а) .
- ^ Сигел 2006 .
Источники
[ редактировать ]- Анон. (2009). «Технические знания: программирование, знакомство с музыкой» . Новости Би-би-си. 28 августа 2009 г. Проверено 25 марта 2010 г.
- Анон. (нд(а)). Источник : Музыка авангарда (список выпусков с заметками «с сайта Deep Listening»). UbuWeb: Sound (по состоянию на 2 мая 2013 г.).
- Анон. (нд(б)). «Причастие Universal Everything и Field.io: интервью» . 24 мая 2011 года . Проверено 5 февраля 2013 г.
- Анон. (нд(д)). « Концерты с рекордной посещаемостью ». Блог Noise Addicts (по состоянию на 2 марта 2018 г.).
- Анон. (нд(е)). « Жан-Мишель Жарр ». Famouscomposers.net (по состоянию на 7 марта 2019 г.).
- Каччоттоло, Марио (2008). « Жарр снова дышит кислородом ». BBC News (по состоянию на 6 октября 2015 г.).
- Кейдж, Джон (1960). Воображаемый пейзаж № 1: для пластинок постоянной и переменной частоты, большой китайской тарелки и струнного фортепиано . Сл: Хенмар Пресс; Нью-Йорк: Единые торговые агенты, CF Peters.
- Коллинз, Ник (2003) « Генеративная музыка и производительность ноутбука », Contemporary Music Review 22, вып. 4:67–79.
- Коллинз, Ник (2007). «Живая электронная музыка». В «Кембриджском спутнике электронной музыки » под редакцией Ника Коллинза и Хулио д'Эскривана, стр. 38–54. Кембриджские спутники музыки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-68865-9 ; ISBN 978-0-521-86861-7 .
- Коллинз, Ник, Алекс Маклин, Джулиан Рорхубер и Адриан Уорд (2003), « Живое кодирование в производительности ноутбука », Organized Sound 8, вып. 3: 321–330. дои : 10.1017/S135577180300030X . (Архив от 17 июня 2018 г., по состоянию на 14 апреля 2020 г.)
- Эммерсон, Саймон (2007). Живая электронная музыка . Олдершот, Хантс: Эшгейт.
- Эйлс, Джон (2006). « Расширенный анализ: 4g: Облако ». AllAboutJazz.com (21 июня) (по состоянию на 2 мая 2013 г.).
- Эверитт, Мэтт (2015). « Первый раз с… Жаном Мишелем Жарром ». BBC Radio 6 (воскресенье, 4 октября; по состоянию на 2 марта 2018 г.).
- Гиллис, Малкольм и Дэвид Пир. (без даты). « Грейнджер, Перси ». В Grove Music Online . Оксфордская музыка онлайн. Проверено 21 сентября 2011 г. (требуется подписка) .
- Гуздиал, Марк (2011). «Что студенты ошибаются при построении моделей вычислительной физики на Python: диссертация Кабеллеро, часть 2» . Проверено 5 февраля 2013 г.
- Хилл, Питер и Найджел Симеоне (2005). Мессиан . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10907-8 .
- Льюис, Томас П. (1991). Справочник по музыке Перси Грейнджера . Уайт-Плейнс: музыкальные ресурсы для профессионалов. ISBN 978-0-912483-56-6 . Проверено 21 сентября 2011 г.
- Маклин, Алекс, Дэйв Гриффитс, Ник Коллинз и Герайнт Виггинс (2010). « Визуализация живого кода ». В книге «Электронная визуализация и искусство», Лондон, 2010 г. , под редакцией [ нужна полная цитата ] . PDF-версия (по состоянию на 8 мая 2014 г.).
- Мэннинг, Питер (2013). Электронная и компьютерная музыка , четвертое издание. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-974639-2 .
- Рорхубер, Джулиан (2008). Искусственное, естественное, историческое в трансдисциплинарном цифровом искусстве. Звук, изображение и новый экран (PDF) . Шпрингер Берлин Гейдельберг. Архивировано из оригинала (PDF) 11 августа 2011 г. Проверено 16 мая 2013 г.
- Шредер, Барри (1991). «Живая/электроакустическая музыка: взгляд из истории и Калифорнии» в журнале Live Electronics под редакцией Питера Нельсона, Стивена Монтегю и Гэри Монтегю, [ нужна страница ] . ЦРК Пресс. ISBN 3-7186-5116-5 .
- Сигел, Джефф (22 июня 2006 г.). «Обзор Кита Роу и Тошимару Накамура: Между » . Журнал «Стилус» . Архивировано из оригинала 19 сентября 2012 г.
- Симмс, Брайан Р. (1986). Музыка ХХ века: стиль и структура . Нью-Йорк: Книги Ширмера; Лондон: Издательство Collier Macmillan. ISBN 0-02-872580-8 .
- Сазерленд, Роджер (1994). Новые перспективы в музыке . Лондон: Sun Tavern Fields. ISBN 0-9517012-6-6 .
- Туп, Ричард (2002). «Карлхайнц Штокхаузен». В «Музыке авангарда двадцатого века: биокритический справочник» под редакцией Ларри Ситски , 493–499. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 0-313-29689-8 .
- Ван, Ге и Перри Р. Кук (июнь 2004 г.) «Программирование на лету: использование кода как выразительного музыкального инструмента» . В материалах Международной конференции 2004 года по новым интерфейсам для музыкального выражения (NIME) , стр. 138–143, Майкл Дж. Лайонс (редактор), Йоичи Нагашима (председатель), Нью-Йорк: NIME.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Альтена, Арье (2006). « Джефф Кэри / Йозеф ван Виссем, Тетузи Акияма / Мартин Зиверт: три набора струн и электроника в разных комбинациях ». DNK Amsterdam: Серия концертов новой живой электронной и акустической музыки в Амстердаме (пресс-релиз, 27 ноября; по состоянию на 2 мая 2013 г.).
- Андрашке, Питер (2001). «Поэзия в музыке: Штокхаузен, Тракл, Холлигер». Голосом и словом в музыке XX века, под редакцией Хартмута Кронеса , 341–355. Вена: Бёлау. ISBN 978-3-205-99387-2 .
- Анон. (нд(в)). « Что такое «живой PA»? » Livepa.org (по состоянию на 5 марта 2015 г.).
- Берналь, Альберто и Жоау Мигель Паис (2008). « Конечная фаза: происхождение и анализ текущего проекта ». Электронный контакт! 10.4 – Реальное время, импровизация и интерактивность в электроакустике / Live-электроника – Импровизация – Интерактивность в электроакустике (октябрь). Монреаль: ЦИК .
- Бернс, Кристофер (2002). «Реализация Люсьера и Штокхаузена: практические примеры из практики исполнения электронной музыки». Журнал исследований новой музыки 31, вып. 1 (март): 59–68.
- Кокс, Кристоф (2002). «Будущее Jerrybuilt: Союз Sonic Arts, Once Group и Live Electronics MEV». В «Подводных течениях: скрытая связь современной музыки » под редакцией Роба Янга, стр. 35–44. Лондон: Континуум. ISBN 978-0-8264-6450-7 .
- Дэвис, Хью (2001). «Gentle Fire: ранний подход к живой электронной музыке». Leonardo Music Journal 11 («Не обязательно «английская музыка»: второй золотой век Великобритании»): 53–60.
- Джоми, Франческо, Дамиано Меаччи и Килиан Швун (2003). «Живая электроника в музыке Лучано Берио». Компьютерный музыкальный журнал 27, вып. 2 (Лето): 30–46.
- Йенсениус, Александр Рефсум; Майкл Лайонс, ред. (2017). Читатель NIME: пятнадцать лет новых интерфейсов для музыкального самовыражения . Спрингер . ISBN 978-3-319-47214-0 .
- Линдборг, Пермагнус (2008). « Размышления об аспектах музыкальной интерактивности в ситуациях исполнения ». Электронный контакт! 10.4 – Реальное время, импровизация и интерактивность в электроакустике / Live-электроника – Импровизация – Интерактивность в электроакустике (октябрь). Монреаль: ЦИК .
- Марли, Брайан и Марк Уэстел (ред.) (2006). Блоки сознания и непрерывный континуум [Книга + DVD]. Лондон: Звук 323. ISBN 978-0-9551541-0-2 .
- Нил, Адам Скотт (2009). « Континуум неопределенности в музыке для ноутбуков ». Электронный контакт! 11.4 – Электроакустический симпозиум в Торонто 2009 (TES) / Электроакустический симпозиум 2009 в Торонто (декабрь). Монреаль: ЦИК .
- Новиц, Алекс (2008). « Голосовая и живая электроника с использованием пультов дистанционного управления в качестве контроллеров жестов ». Электронный контакт! 10.4 – Реальное время, импровизация и интерактивность в электроакустике / Live-электроника – Импровизация – Интерактивность в электроакустике (октябрь). Монреаль: ЦИК .
- Издательство Оксфордского университета (2015). « Диск ». Оксфордский онлайн-словарь английского языка (по состоянию на 30 августа 2014 г.).
- Строппа, Марко (1999). «Живая электроника или… живая музыка? К критике взаимодействия». Обзор современной музыки 18, вып. 3 («Эстетика живой электронной музыки»): 41–77.