Лейла (ангел)
![]() | Тема этой статьи Википедии может не соответствовать общему правилу по известности . ( ноябрь 2021 г. ) |
Лайла ( ивр . לַיְלָה, Laylāh , что означает «Ночь») — ангел в некоторых интерпретациях Талмуда и в некоторой позднейшей еврейской мифологии , связанный с ночью, а также с зачатием и беременностью.
Этимология
[ редактировать ]«Лайла» — то же самое, что ивритское слово «ночная» лайла ( לילה ). [ 1 ] Существительное «ночь» в семитских языках происходит от трехсогласного корня : L - Y - L , который также встречается в арабском языке Laylah «ночь» ( араб . ليلى ).
Ангел по имени «ночь»
[ редактировать ]Талмуд
[ редактировать ]Ангел по имени Лайла не упоминается в еврейской Библии . Идентификация слова «ночь» как имени ангела происходит из интерпретации Бытия 14:15, найденной в Вавилонском Талмуде Синедрион 96а. Этот отрывок, касающийся ночного нападения Авраама на царей Содома и Гоморры , гласит: «И разделился он против них ночью, он и слуги его, и поразил их». Рабби Йоханан интерпретирует это как означающее, что Авраам напал с помощью ангела по имени «ночь». Эта интерпретация подтверждается ссылкой на Иов 3:3, где говорится: «И сказала ночь [ лейла ]: родился ребенок мужского пола». [ 2 ]
В Нидде 16б интерпретация раввина Ханины бен Паппы (3 век нашей эры) утверждает, что Лайла - это ангел, отвечающий за зачатие , который берет каплю семени и помещает ее перед Богом:
За Р. Ханину б. Папа сделал следующее объяснение: Имя ангела, отвечающего за зачатие, — «Ночь», и она берет каплю и помещает ее перед Святым, благословен Он, говоря: «Повелитель вселенной». , какова будет судьба этой капли? Произведет ли он сильного человека или слабого, мудрого или глупого, богатого или бедного?» [ 3 ]
Согласно этому изложению, единственное, о чем Бога не просят решить, — это будет ли ребенок праведным или злым. [ 3 ] [ 4 ] позволяя ему иметь свободу воли .
Мидраш
[ редактировать ]Мидраш Танхума [ 5 ] также подробно рассказывается, как Лейла отвечает за зачатие (לַמַּלְאָךְ הַמְּמֻנָּה עַל הַהֵרָיוֹן). Как и в Нидде 16б, Бог решает все, что касается судьбы будущего ребенка, за исключением того, будет ли она праведной или злой, поскольку это выбор, который человек должен сделать для себя сам.
Ангел также упоминается в Зоар Хадаш 68:3, где снова говорится, что он отвечает за зачатие и беременность.
Современные источники
[ редактировать ]История Лейлы упоминается Луи Гинзбергом в «Иудейских легендах» . [ 6 ]
Фольклорист Говард Шварц утверждал, что, в отличие от большинства ангелов, Лейла демонстрирует «явно женские характеристики». [ 7 ] [ 8 ] что Лейла — полярная противоположность Лилит Шварц предполагает , , которая тратит семя, не является материнской и склонна к разрушению, а не созиданию. [ 7 ]
Раввинский комментарий к самой «ночи»
[ редактировать ]Слово «ночь» сотни раз встречается в еврейской Библии и продолжает оставаться предметом дискуссий раввинов. Существительное «лейла» — существительное женского рода на иврите, хотя грамматический род не указывает на фактический род на иврите. Тем не менее, по мнению Илии Бен Соломона, « Виленского Гаона » (1720–1797), талмудиста , галахиста и каббалиста , еврейское существительное лайла (ночь) имеет женский род по самой своей сути, но обладает необычным качеством дуализма , сочетающим в себе женственность с мужским характером. [ 9 ] В « Зогаре » проводится сравнение между лейлом (существительным мужского рода) и лейлой (существительным женского рода). «Ночь» используется в отношении Исхода , «чтобы указать на союз, который произошел в эту ночь между Мужским и Женским аспектами в Божественных атрибутах. ." (Зоар, Шмот, раздел 2). [ 10 ] [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]- Список ангелов в богословии
- Лила (имя) (древнее ведическое понятие, обозначающее игривый хаос или действие, посредством которого Бог действует и творит, и часто используется как имя индуистской девушки)
- Никс (греческая богиня, имя которой переводится как ночь)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ангелология // Еврейская энциклопедия.
- ^ Синедрион 96а . Сефария.
- ^ Jump up to: а б «Вавилонский Талмуд: Нида 16» . halakhah.com .
- ^ Эллен Франкель Пять книг Мириам: женский комментарий к Торе, стр. 3
- ^ «Мидраш Танхума, Пекудей 3» . Сефария . Проверено 9 декабря 2021 г.
- ^ «Легенды евреев, том 1, Луи Гинзберг: ДУША ЧЕЛОВЕКА» . www.book-lover.com .
- ^ Jump up to: а б Шварц, Ховард. «Тайны ангела Лайлы» . JBooks.com .
- ^ «Из книги третьей, Мифы небесные» . HowardSchwartz.com .
- ↑ раввина Мордехая Корнфельда. Еженедельная страница-параша Почему эта ночь особенная?
- ^ Зоар: Том 3, 1984 г. «Чтобы указать на союз, который произошел в ту ночь между Мужским и Женским аспектами в Божественных атрибутах, а также на тот же союз, который произойдет в будущем Искуплении: «Как во дни твоего выходя из..."
- ^ Екатерина Свитлицки - Испанская христианская каббала: работы Луиса де Леона , Санта-Терезы ... 1986 «Например, Зоар говорит, что чувственный язык должен использоваться для того, чтобы «указать союз, который произошел в ту ночь между Мужским началом и Женские аспекты в Божественных атрибутах, а также тот самый союз, который произойдет».