Рав Нахман
Рав Нахман бар Яаков | |
---|---|
Раввин Нахман бар Яаков | |
Заголовок | Раввин, Амора |
Персональный | |
Рожденный | Вавилония |
Умер | 320 |
Религия | иудаизм |
Супруг | Ялта |
Известный | Талмудист, главный судья |
Организация | |
институт | Ешива в Нехардее |
Старшая должность | |
Учитель | Самуил из Нехардеи , Рабба бар Абуха |
Раввинские эпохи |
---|
Рав Нахман бар Яаков ( иврит : רב נחמן בר יעקב ; умер в 320 г.) был еврейским талмудистом , жившим в Вавилонии , известным как Амора третьего поколения. Он был мужем Ялты .
Принято считать, что ссылки на рава Нахмана в Талмуде относятся к раву Нахману бар Яакову, а не к раву Нахману бар Ицхаку . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Он был учеником Самуила Нехардеи и Раббы бар Абухи . Он занимал пост главного судьи евреев, подвластных эксиларху ( политическому главе вавилонской еврейской общины), а также был главой школы Нехардеи . После разрушения этого города он перевел своих учеников в Шеканиб.
Его брак с дочерью богатого эксиларха [ 2 ] позволило ему жить в роскоши и щедро принимать учёных и иностранцев. Так, раввин Ицхак из Палестины , посетивший Вавилон , остановился в доме рава Нахмана и наслаждался его гостеприимством. Когда хозяин, уходя, попросил гостя благословить его, тот ответил прекрасной притчей о дереве, которое укрывало усталого путника под своей тенью и кормило его своими плодами, так что благодарный странник благословил его словами: «Как могу я благословить тебя? Если я скажу, что плоды твои должны быть сладкими, они уже сладки; что тень твоя должна быть приятна, она уже приятна; что водопровод должен проходить под тобой, он уже проходит под тобой. Наоборот, пусть все саженцы, посаженные для тебя, будут подобны тебе». Точно так же рав Нахман уже обладал Торой, богатством и детьми; и рав Ицхак благословил его, чтобы его потомки были такими же, как он. [ 3 ]
Рав Нахман был блестящим судьей, сохранявшим чувство скромности и смирения. Однажды он сказал: «Пусть придет Мессия, и мне выпадет честь сидеть в тени его ослиных экскрементов. Я готов перенести всю боль и позор, связанные с его приходом». [ 4 ] Он также позволял себе в качестве судьи решать гражданские дела, не советуясь со своими коллегами, но только потому, что его признавали «экспертом для общественности». [ 5 ] Однажды, когда ему сообщили, что другой раввин, рав Йехуда, разорвал предыдущее постановление Нахмана, он ответил: «Разве ребенок разорвал его? Великий человек разорвал его; он, должно быть, увидел в этом какую-то причину, чтобы аннулировать его, и именно поэтому он разорвал его». [ 6 ]
Учения
[ редактировать ]Он был источником ряда важных галахических принципов. Например, он был автором постановления о том, что подсудимый, абсолютно отрицающий свою вину, должен принести так называемую раввинскую присягу «шевуат хессет». [ 7 ] Он также сформулировал общепринятое понимание avad inish dina lenafsheih («человек может выносить приговор сам за себя»), согласно которому в определенных денежных случаях человек может «брать закон в свои руки» и совершать определенные действия для защиты своей имущество за счет чужого еще до вынесения решения суда. [ 8 ]
Рав Нахман использовал множество сборников агадот . [ 9 ] Он любил собирать в одном отрывке несколько арамейских афоризмов. [ 10 ] и использовал в своей речи крепкие народные выражения. [ 11 ] Его аггадические замечания, касающиеся библейских персонажей, также были сделаны в этом стиле, как показывают следующие примеры:
- Не подобает женщинам быть тщеславными; у двух пророчиц Деборы и Олды были ненавистные имена, а именно «пчела» и «ласка». [ 12 ]
- Наглость эффективна даже по отношению к Небесам; ибо первоначально написано [что Бог сказал Валааму ] «Не ходи с ними», а позже [после того, как Валаам настойчиво просил] написано [что Бог сказал] «Встань и иди с ними». [ 13 ]
- Греховные фантазии более вредны для человека, чем сам грех. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тосафот Гиттину 31b занимает эту позицию, хотя понимает, что Раши не согласен. Современные ученые следуют за Тосафот, отмечая, что «Рав Нахман» и «Рав Нахман бар Ицхак» часто упоминаются как несогласные в одном отрывке.
- ^ Халлин 124а; однако некоторые интерпретируют талмудическую фразу «зять дома принца» как относящуюся к браку с семьей эксиларха, а не конкретно с его дочерью.
- ^ Здесь 5б-6а
- ^ Синедрион 98б
- ^ Синедрион 5а
- ^ Бава Меция 66а
- ^ Шевуот 40б.
- ^ Бава Камма 27б
- ^ Берахот 23б
- ^ см. Йома 28б-29а.
- ^ Чуллин 12а, 172а; Таанит 24а
- ^ Мегилла 14б
- ^ Синедрион 105а .
- ^ Йома 28б–29а
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Нахман бар Иаков» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Имеет следующую библиографию:
- Гамбургер, RBT ii.819 и последующие;
- Бахер, Аг. Глава. Амор. стр. 79–83;
- Седер ха-Дорот , стр. 283 и след.