Бам!
Бам! | |
---|---|
Художник | Рой Лихтенштейн |
Год | 1963 |
Середина | Магна акрил и масло. холст , |
Движение | Поп-арт |
Размеры | 172,7 см × 406,4 см (68,0 × 160,0 дюйма) |
Расположение | Тейт Модерн , Лондон |
Ух! — картина- диптих американского художника Роя Лихтенштейна , написанная в 1963 году . Это одно из самых известных произведений поп-арта и одна из самых важных картин Лихтенштейна. [ 1 ] Ух! Впервые была выставлена в галерее Лео Кастелли в Нью-Йорке в 1963 году и куплена галереей Тейт она находится в постоянной экспозиции в галерее Тейт Модерн в Лондоне в 1966 году . С 2006 года .
На левой панели изображен истребитель, запускающий ракету, которая на правой панели попадает во второй самолет, который взрывается в огне. Лихтенштейн адаптировал изображение из нескольких панелей комиксов , причем первоисточником была панель, иллюстрированная Ирвом Новиком из военного комикса 1962 года . Лихтенштейн преобразовал источник, представив его как диптих, изменив при этом соотношение графических и повествовательных элементов. Ух! ценится за временную, пространственную и психологическую интеграцию двух панелей. Название картины является неотъемлемой частью действия и воздействия картины и отображается в виде большой звукоподражания на правой панели.
Лихтенштейн учился на художника до и после службы в армии США во время Второй мировой войны . Во время базовой подготовки он отрабатывал зенитные учения, и его отправили на обучение пилотов, но программу отменили до ее начала. Среди тем, которыми он занимался после войны, были романтика и война . Он изобразил воздушные бои в нескольких работах. Ух! является частью серии о войне, над которой он работал в период с 1962 по 1964 год, и наряду с «Как я открыл огонь» (1964) является одной из двух его больших картин на военную тематику.
Фон
[ редактировать ]В 1943 году Лихтенштейн оставил изучение живописи и рисунка в Университете штата Огайо , чтобы служить в армии США, где он оставался до января 1946 года. После прохождения программ обучения языкам, инженерному делу и пилотированию, которые были отменены, он служил в качестве санитар, чертежник и художник в небоевых ролях. [ 2 ] [ 3 ] Одной из его обязанностей в Кэмп-Шелби было увеличение карикатур Билла Молдина « Звезды и полосы» . [ 2 ] Его отправили в Европу с инженерным батальоном, но активных боевых действий он не видел. [ 2 ] Как художник, он в конечном итоге остановился на абстрактно-экспрессионистском стиле с элементами пародизма. [ 4 ] Примерно в 1958 году он начал включать в свои абстрактные работы скрытые изображения героев мультфильмов, таких как Микки Маус и Багз Банни . [ 5 ]
Новое поколение художников появилось в конце 1950-х и начале 1960-х годов с более объективным, «крутым» подходом, характеризующимся художественными движениями, известными сегодня как минимализм . [ 6 ] живопись с жесткими краями , [ 7 ] окраска цветового поля , [ 8 ] движение нео-дадаизм , [ 9 ] Флюксус , [ 10 ] и поп-арт , которые изменили определение современного авангардного искусства того времени. Поп-арт и нео-дада вновь представили и изменили использование образов, заимствуя предметы из коммерческого искусства, потребительских товаров, истории искусства и основной культуры. [ 11 ] [ 12 ] Лихтенштейн добился международного признания в 1960-е годы как один из инициаторов движения поп-арта в Америке. [ 13 ] Что касается использования им изображений, МоМА куратор Бернис Роуз отметила, что Лихтенштейн был заинтересован в «бросании вызов понятию оригинальности, которое преобладало в то время». [ 14 ]
Ранние произведения Лихтенштейна, основанные на комиксах, такие как « Смотри, Микки», были сосредоточены на популярных анимационных персонажах. К 1963 году он перешел к более серьезным и драматическим темам, обычно сосредотачиваясь на романтических ситуациях или военных сценах. [ 15 ] Комиксы как жанр в то время пользовались низким уважением. Общественная антипатия привела в 1954 году к изучению предполагаемых связей между комиксами и молодежной преступностью во время сенатских расследований преступности среди несовершеннолетних ; [ 16 ] к концу того десятилетия комиксы считались материалом «самого низкого коммерческого и интеллектуального типа». По словам Марка Тистлтуэйта из Музея современного искусства Форт-Уэрта , [ 16 ] В юности Лихтенштейн не был поклонником комиксов. [ 17 ] но как художника его соблазнила задача создания искусства на тему, далекую от типичного «художественного образа». [ 18 ] Лихтенштейн признался, что его «очень взволновало и очень заинтересовало высокоэмоциональное содержание, но в то же время отстраненное безличное обращение с любовью, ненавистью, войной и т. д. в этих мультипликационных изображениях». [ 15 ]
Романтические и военные комиксы Лихтенштейна взяли героические сюжеты из небольших исходных панелей и монументализировали их. [ 19 ] Ух! по размерам сравним с обычно большими полотнами, написанными в то время абстрактными экспрессионистами. [ 20 ] Это одна из многих работ Лихтенштейна на авиационную тему. [ 21 ] Он сказал, что «герои, изображенные в комиксах, — это фашистские типы, но я не отношусь к ним серьезно в этих картинах — может быть, есть смысл не воспринимать их всерьез, политический момент. Я использую их по чисто формальным причинам». [ 22 ]
История
[ редактировать ]Ух! адаптирует панель Ирва Новика из рассказа «Звездный жокей» из выпуска № 89 комикса DC Comics « All-American Men of War» (февраль 1962 г.). [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] Оригинал является частью сновидения, в котором вымышленный пилот P-51 Mustang времен Второй мировой войны Джонни Флаинг Клауд, « ас навахо », предвидит, что он будет управлять реактивным истребителем, сбивая другие реактивные самолеты. [ 26 ] [ 27 ] На картине Лихтенштейна и атакующий самолет, и самолет-мишень заменены самолетами разных типов. Пол Граветт предполагает, что Лихтенштейн заменил атакующий самолет самолетом из «Соратника судьбы», проиллюстрированного Джерри Гранденетти в последующем выпуске (№ 90, апрель 1962 г.). [ 28 ] и что самолет-мишень был позаимствован у Расса Хита. [ 29 ] рисунок на третьей панели страницы 3 рассказа «Дикие тузы» того же номера № 89. [ 28 ] На картине также отсутствует речевой пузырь из источника, в котором пилот восклицает: «Враг превратился в пылающую звезду!» [ 30 ]
Однопанельная картина маслом меньшего размера, написанная Лихтенштейном примерно в то же время, «Текс!» , имеет аналогичную композицию: самолет в левом нижнем углу стреляет ракетой воздух-воздух по второму самолету, который взрывается, в правом верхнем углу, со словесным пузырем. [ 31 ] Тот же выпуск All-American Men of War послужил источником вдохновения как минимум для трех других картин Лихтенштейна: « Окей, горячий выстрел, окей!» , Браттата и Блам , помимо Whaam! и Текс! [ 32 ] Набросок графитовым карандашом «Пилот реактивного самолета» тоже был из этого номера. [ 33 ] Некоторые другие работы Лихтенштейна, основанные на комиксах, вдохновлены историями о Джонни Летающем Облаке, написанными Робертом Канигером и иллюстрированными Новиком, в том числе «Окей, горячий выстрел, окей!». , Пилот реактивного самолета и Фон Карп . [ 27 ]
Лихтенштейн неоднократно изображал воздушные бои между США и Советским Союзом . [ 3 ] В начале и середине 1960-х он создавал скульптуры «взрыва», взяв такие темы, как «катастрофическое высвобождение энергии» из таких картин, как Whaam! и изображая их в отдельно стоящих и рельефных формах. [ 34 ] В 1963 году он пародировал самые разные произведения искусства, от рекламы и комиксов до « высокого искусства современных шедевров » Сезанна , Мондриана , Пикассо и других. Тогда Лихтенштейн отметил, что «вещи, которые я, по-видимому, пародировал, на самом деле восхищаюсь». [ 35 ]
Первая персональная выставка Лихтенштейна прошла в галерее Лео Кастелли в Нью-Йорке с 10 февраля по 3 марта 1962 года. Все билеты на нее были распроданы еще до открытия. [ 36 ] На выставке были представлены «Смотри Микки» , [ 37 ] Обручальное кольцо , Блам и Холодильник . [ 38 ] Согласно веб-сайту Фонда Лихтенштейна, Whaam! была частью второй персональной выставки Лихтенштейна в галерее Лео Кастелли с 28 сентября по 24 октября 1963 года, на которую также вошли «Тонущая девушка» , «Бейсбольный менеджер» , «В машине» , «Разговор » и «Торпедо... Лос!». [ 2 ] [ 36 ] Маркетинговые материалы для выставки включали литографию Crak ! [ 39 ] [ 40 ]
На сайте Фонда Лихтенштейна говорится, что Лихтенштейн начал использовать свою технику непрозрачного проектора в 1962 году. [ 2 ] в 1967 году он описал свой процесс создания произведений искусства на основе комиксов следующим образом:
Я делаю их максимально прямо. Если я работаю с мультфильмом, фотографией или чем-то еще, я рисую небольшую картинку — такого размера, который поместится в мой непрозрачный проектор… Я рисую картинку не для того, чтобы воспроизвести ее — я делаю это для того, чтобы перекомпоновать это... Я прохожу путь от того, чтобы мой рисунок был почти как оригинал, до его полного придумывания. [ 41 ]
Ух! была куплена галереей Тейт в 1966 году. [ 2 ] В 1969 году Лихтенштейн подарил свой первоначальный графитовый рисунок « Рисунок на бумаге» для « Whaam!» ' , назвав это "карандашной каракулей". [ 42 ] По данным галереи Тейт, Лихтенштейн утверждал, что этот рисунок представляет собой его «первую визуализацию Whaam! и что он был выполнен незадолго до того, как он начал писать картину». [ 43 ] Хотя он задумал единое произведение искусства на одном холсте, он сделал эскиз на двух листах бумаги одинакового размера — 14,9 × 30,5 см (5,9 × 12,0 дюйма). [ 43 ] Картина экспонируется в галерее Тейт Модерн с 2006 года. [ 44 ] В 2012–2013 годах обе работы были включены в крупнейшую ретроспективу Лихтенштейна, когда-либо выставленную, в Чикагском институте искусств , Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, галерее Тейт Модерн в Лондоне и Центре Помпиду . [ 45 ]
Описание
[ редактировать ]Ух! На левой панели изображен истребитель, запускающий ракету по самолету противника на правой панели, который распадается ярким красно-желтым взрывом. Мультяшный стиль подчеркнут использованием звукоподражательных надписей «ВАУ!» на правой панели и заголовок в желтой рамке с черными буквами вверху левой панели. Текстовое восклицание «ВАУ!» можно считать графическим эквивалентом звукового эффекта . [ 46 ] Это должно было стать характерной чертой его работ - как и другие его звукоподражательные картины, содержащие такие восклицания, как «Брататат!» и Варум! [ 47 ]
Ух! — это одна из серий военных изображений Лихтенштейна, обычно сочетающих яркие цвета с выразительным повествованием. [ 48 ] Ух! очень большой, его размеры 1,7 × 4,0 м (5 футов 7 дюймов × 13 футов 4 дюйма). [ 23 ] Это менее абстрактно, чем «Когда я открыл огонь» , еще одна из его военных сцен. [ 46 ] Лихтенштейн использует свой обычный стиль комиксов: стереотипные изображения в ярких основных цветах с черными контурами в сочетании с имитацией точек Бен-Дэя механического принтера . [ 49 ] Использование этих точек, изобретенных Бенджамином Дэем для имитации цветовых вариаций и теней, считается «фирменным методом» Лихтенштейна. [ 50 ] Ух! отличается от более ранних диптихов Лихтенштейна, таких как « Наступи на банку с ногой» и «Как новый» , тем, что панели не являются двумя вариациями одного и того же изображения. [ 25 ]
Хотя Лихтенштейн стремился оставаться верным исходным изображениям, он строил свои картины в традиционной манере, начиная с эскиза, который корректировал для улучшения композиции, а затем проецировал на холст, чтобы создать законченную картину. [ 51 ] В случае с Whaam! , эскиз выполнен на двух листах бумаги, а готовая работа написана Magna акрилом и масляной краской на холсте. [ 31 ] Хотя трансформация из однопанельной концепции в картину-диптих произошла во время первоначального эскиза, окончательная работа во многом отличается от эскиза. Эскиз предполагает, что звук «ВАУ!» мотив будет окрашен в белый цвет, хотя в готовой работе он желтый. [ 42 ] [ 43 ] Лихтенштейн увеличил основной графический объект каждой панели (плоскость слева и пламя справа), в результате сближая их. [ 43 ]
Лихтенштейн нарисовал изображение несколькими слоями краски. Краска была нанесена с помощью чистящей щетки и металлического экрана ручной работы для создания точек Бен-Дея с помощью процесса, который оставил после себя вещественные доказательства. [ 52 ] [ 53 ] Техника точек Бен-Дэя позволила Лихтенштейну придать своим работам ощущение механического воспроизведения. Лихтенштейн сказал, что работа «должна выглядеть как подделка, и, я думаю, это достигается». [ 50 ]
Лихтенштейн разделил композицию на две панели, чтобы отделить действие от его последствий. [ 25 ] На левой панели изображена атакующая плоскость, расположенная по диагонали для создания ощущения глубины, под текстовым выноском, который Лихтенштейн переместил на поля над плоскостью. [ 25 ] На правой панели взрывающийся самолет, изображенный в лоб, очерчен пламенем, сопровождаемым смелым восклицанием «УРА!». [ 25 ] Хотя это и отдельно, на одной панели изображен запуск ракеты, а на другой - ее взрыв, что представляет собой два разных события. [ 54 ] две панели явно связаны пространственно и временно, не в последнюю очередь благодаря горизонтальному дымовому следу ракеты. [ 55 ] Лихтенштейн прокомментировал это произведение в письме от 10 июля 1967 года: «Я помню, как меня волновала идея создать две почти отдельные картины, имеющие мало намека на композиционную связь и каждая из которых имела несколько отдельный стилистический характер. Конечно, есть юмористическая связь между одна панель стреляет в другую». [ 56 ]
Лихтенштейн изменил композицию, чтобы сделать изображение более убедительным, сделав взрывающийся самолет более заметным по сравнению с атакующим самолетом, чем в оригинале. [ 25 ] Дымовой след ракеты становится горизонтальной линией. Пламя взрыва доминирует на правой панели. [ 25 ] но пилот и самолет на левой панели находятся в центре повествования. [ 46 ] Они иллюстрируют кропотливую детализацию Лихтенштейном физических особенностей, таких как кабина самолета. [ 57 ] Другим элементом повествовательного содержания является текстовый шар , содержащий следующий текст: «Я нажал кнопку управления огнем… и впереди меня в небе пронеслись ракеты…» [ 52 ] Считается, что этот текст был написан All-American Men of War редактором Робертом Канигером . [ 28 ] [ 58 ] [ 59 ] Желтое слово «ВААМ!», измененное с красного на оригинальной панели комиксов и белого на карандашном наброске, связывает желтый цвет взрыва под ним с текстовым полем слева и пламенем ракеты под атакующим самолетом. .
Заимствования Лихтенштейна из комиксов имитировали их стиль, но при этом адаптировали их тематику. [ 60 ] Он объяснил, что «Вывески и комиксы интересны как предмет. В коммерческом искусстве есть определенные вещи, которые полезны, сильны и жизненно важны». Ребекка Бенгал из PBS написала, что «Ух!» Графическая ясность иллюстрирует стиль ligne claire, связанный с Эрже , карикатуристом, чье влияние признал Лихтенштейн. [ 61 ] Лихтенштейна привлекало использование прохладного формального стиля для изображения эмоциональных предметов, оставляя зрителю возможность интерпретировать замысел художника. [ 51 ] Он принял упрощенную цветовую схему и методы коммерческой печати. Заимствованная техника заключалась в «представлении тональных вариаций с помощью узоров из цветных кругов, которые имитировали полутоновые растра точек Бена Дея, используемых в газетной печати, и окружения их черными контурами, подобными тем, которые используются для скрытия недостатков дешевой газетной бумаги». [ 60 ] Лихтенштейн однажды сказал о своей технике: «Я беру клише и пытаюсь организовать его формы, чтобы сделать его монументальным». [ 52 ]
Прием
[ редактировать ]Картина была по большей части хорошо принята искусствоведами после первой выставки. за ноябрь 1963 года В обзоре журнала Art Magazine , написанном Дональдом Джаддом , описывается Whaam! как одна из «широких и сильных картин» выставки 1963 года в галерее Кастелли. [ 36 ] В своем обзоре выставки The New York Times искусствовед Брайан О'Доэрти описал технику Лихтенштейна как «пуантилизм на пишущей машинке ... который кропотливо выбивает такие моменты, как самолет, сбивающий другой самолет большим БЛАМом». По словам О'Доэрти, результатом было «конечно, не искусство, [но] время может сделать это таковым», в зависимости от того, можно ли его «рационализировать... и поставить в очередь, чтобы будущее ассимилировало его как историю, что и показывает все признаки действия». [ 62 ] Галерея Тейт в Лондоне приобрела эту работу в 1966 году, что привело к ожесточенным спорам между ее попечителями и некоторыми активными представителями общественности. Покупка была совершена у арт-дилера Илеаны Соннабенд , чья запрашиваемая цена в 4665 фунтов стерлингов (109 763 фунта стерлингов в валюте 2024 года) была снижена путем переговоров до 3940 фунтов стерлингов (92 704 фунта стерлингов в валюте 2024 года). [ 63 ] Некоторые попечители Тейт выступили против приобретения, в том числе скульптор Барбара Хепворт , художник Эндрю Фордж и поэт и критик Герберт Рид . [ 63 ] Защищая приобретение, историк искусства Ричард Морфет, в то время помощник хранителя галереи Тейт, предположил, что картина одновременно затрагивает несколько проблем и живописных стилей: «историческая живопись, экстравагантность в стиле барокко и повседневный феномен массовых комиксов. " [ 64 ] Газета Times в 1967 году описала это приобретение как «очень большую и впечатляющую картину». [ 65 ] Директор галереи Тейт Норман Рид позже сказал, что эта работа вызвала больший общественный интерес, чем любое из ее приобретений со времен Второй мировой войны. [ 66 ]
В 1968 году «Ух!» был включен в первую персональную выставку работ Лихтенштейна в Тейт. [ 66 ] Выставка привлекла 52 000 посетителей и была организована совместно с музеем Стеделик в Амстердаме. [ 63 ] где позже с 4 ноября по 17 декабря 1967 года проходила выставка, а затем она побывала в трех других музеях. [ 2 ]
Анализ и интерпретация
[ редактировать ]Для Хосе Пьера, ура! представляет собой расширение Лихтенштейна 1963 года «в эпическом ключе». [ 67 ] Кейт Робертс в статье журнала Burlington Magazine 1968 года описал этот взрыв как сочетание « элегантности в стиле модерн с нервной энергией, напоминающей абстрактный экспрессионизм». [ 68 ] Венди Штайнер считает, что это произведение — самая успешная и гармоничная комическая композиция Лихтенштейна. Она считает, что повествование и графические элементы дополняют друг друга: действие и пространственное выравнивание направляют взгляд зрителя слева направо, чтобы подчеркнуть связь между действием и его взрывным последствием. Эллипсы текстового всплывающего окна представляют собой прогрессию, кульминацией которой является «ВАУ!». «Совпадение изобразительного и словесного порядка» понятно западному зрителю: пояснительный текст начинается в верхнем левом углу, а вектор действия движется от левого переднего плана к правому заднему, завершаясь графическим взрывом в тандеме с повествовательным восклицанием. [ 69 ] Штайнер говорит, что поразительное несоответствие двух панелей — левая кажется «усеченной», а правая изображает централизованный взрыв — усиливает повествовательную силу работы. [ 69 ]
Эрнст А. Буше охарактеризовал технику Лихтенштейна как «расширение и унификацию исходного материала ... на основе строгих художественных принципов». [ 60 ] Полученное стилизованное изображение, извлеченное из более крупного повествования, в некоторых случаях становилось «виртуальной абстракцией». Воссоздавая минималистичные графические приемы, Лихтенштейн усилил искусственный характер комиксов и рекламы. Увеличение Лихтенштейном исходного материала сделало его безлично нарисованные мотивы еще более пустыми. Буш также говорит, что, хотя в этих изображениях можно прочитать критику современной индустриальной Америки, Лихтенштейн «похоже, принимает окружающую среду, как показано в его справочных материалах, как часть американской капиталистической индустриальной культуры». [ 60 ]
Дэвид Маккарти противопоставил «бесстрастное, отстраненное и странно бестелесное» представление воздушного боя Лихтенштейна работам Х.К. Вестермана , у которого опыт военной службы во Второй мировой войне вызвал потребность ужасать и шокировать. Напротив, Лихтенштейн выражает свой «комментарий к американской цивилизации», увеличивая изображения комиксов высотой в несколько дюймов до огромных размеров исторических картин . [ 3 ] Лаура Брэндон увидела попытку передать «тривиализацию культуры, присущую современной американской жизни», изобразив шокирующую сцену боя как банальный акт холодной войны. [ 70 ]
Кэрол Стрикленд и Джон Босуэлл говорят, что, увеличив панели комиксов до огромных размеров с помощью точек, «Лихтенштейн дал зрителю пощечину своей тривиальностью». [ 49 ] Х.Х. Арнасон отметил, что Whaam! представляет «ограниченные, плоские цвета и жесткий, точный рисунок», которые создают «жесткую предметную живопись, документирующую и одновременно мягко пародирующую знакомые образы героев современной Америки». [ 71 ] Плоский и законченный стиль запланированных мазков можно рассматривать как реакцию поп-арта на раскованность абстрактного экспрессионизма. [ 72 ] Аластер Сук говорит, что работу можно интерпретировать как символический автопортрет, на котором пилот на левой панели изображает Лихтенштейна, «побеждающего своих конкурентов в драматическом воздушном бою в мире искусства», стреляя ракетой в красочную «пародию на абстрактную живопись». на правой панели. [ 64 ]
По словам Эрнесто Приего, хотя в работе использован источник из комиксов, картина не является ни комиксом, ни панелью комиксов, и «ее значение исключительно референциально и постфактум ». Он обращает внимание аудитории на такие особенности, как жанр и методы печати. Визуально и повествовательно оригинальная панель была кульминационным элементом динамической композиции страницы. Лихтенштейн подчеркивает звукоподражание, преуменьшая при этом членораздельную речь, удаляя речевой шар. По словам Приего, «освобождая панель комиксов от повествовательного контекста, ! Whaam [ 59 ]
Ух! иногда говорят, что он принадлежит к тому же антивоенному жанру, что и «Герника» Пикассо , но Брэдфорд Р. Коллинз отверг это предположение. Вместо этого Коллинз рассматривает картину как фантазию о мести первой жене Лихтенштейна Изабель, задуманную во время их ожесточенной битвы за развод (пара рассталась в 1961 году и развелась в 1965 году). [ 73 ]
Наследие
[ редактировать ]Марла Ф. Пратер заметила, что «Ух!» Грандиозный масштаб и драматическое изображение укрепили его статус исторического произведения поп-арта. [ 72 ] « Ух Другая монументальная военная картина Лихтенштейна «Когда я открывал огонь» — !» По словам Дайан Уолдман, считается кульминацией драматических произведений Лихтенштейна в области военных комиксов. [ 74 ] Его широко называют самой известной работой Лихтенштейна, [ 75 ] [ 76 ] [ 77 ] или, наряду с «Тонущей девушкой» , как одну из двух его самых известных работ. [ 78 ] [ 79 ] Эндрю Эдгар и Питер Седжвик описывают его, наряду с гравюрами Уорхола с Мэрилин Монро , как одно из самых известных произведений поп-арта. [ 80 ] Джанни Версаче однажды соединил два знаковых образа поп-арта в своих дизайнах платьев . [ 81 ] По словам Дугласа Коупленда , в энциклопедии World Book Уорхола использовались изображения «Монро» и «Ух!» . чтобы проиллюстрировать свою запись в стиле поп-арт. [ 82 ]
На комиксы, в свою очередь, повлияло культурное влияние поп-арта. К середине 1960-х годов в некоторых комиксах был сделан новый акцент на ярких цветах, выразительных звуковых эффектах и неестественных диалогах — элементах стиля комиксов, которые стали считаться лагерными , — в попытке понравиться старшим, студентам колледжа. возрастные читатели, ценившие поп-арт. [ 83 ] Граветт заметил, что «простота и устарелость [комиксов] готовы быть высмеянными». [ 28 ]
Ух! была одной из ключевых работ, представленных на крупной ретроспективе Лихтенштейна в 2012–2013 годах, которая, по словам Ли-мей Хоанга, была призвана продемонстрировать «важность влияния Лихтенштейна, его участия в истории искусства и его непреходящего наследия как художника». [ 84 ] В своей рецензии на «Ретроспективу Лихтенштейна» в галерее Tate Modern Адриан Сирл из The Guardian , который в целом не был в восторге от работ Лихтенштейна, отметил, что название работы точно описывает ее графическое содержание: «Ух! Картина идет, когда ракета падает, и Вражеский истребитель взрывается с яростным ревом, как в комиксах». [ 85 ] Критик Daily Telegraph Аластер Смарт написал пренебрежительный обзор, в котором признал репутацию Лихтенштейна как ведущей фигуры в «дерзком нападении поп-арта на чванливых и самодовольных абстрактных экспрессионистов», чьи работы Смарт сказал « Ух!» имитируется его огромным масштабом. Смарт сказал, что эта работа не является ни положительным комментарием о борьбе американского духа, ни критикой, но примечательна тем, что отмечает «зажигательное влияние Лихтенштейна на арт-сцену США». [ 20 ]
Лихтенштейна Недоброжелатели выразили обеспокоенность по поводу присвоения , поскольку он напрямую ссылается на изображения из других источников. [ 86 ] в Ваам! и другие произведения того периода. [ 28 ] Некоторые очерняли это как простое копирование, на что другие возражали, что Лихтенштейн существенно и творчески изменил свои источники. [ 64 ] В ответ на обвинения в плагиате Фонд Роя Лихтенштейна отметил, что издатели никогда не подавали в суд за нарушение авторских прав и что они никогда не поднимали этот вопрос, когда работы Лихтенштейна, основанные на комиксах, впервые привлекли внимание в 1960-х годах. [ 87 ] Другая критика сосредоточена на неспособности Лихтенштейна отдать должное оригинальным художникам своих источников; [ 64 ] [ 88 ] [ 89 ] Эрнесто Приего обвиняет National Periodicals в деле Whaam! , поскольку в оригинальных комиксах художники никогда не упоминались. [ 59 ]
В Аластера Сука 2013 года документальном фильме BBC Four , действие которого происходило перед Whaam! В галерее Tate Modern британский художник комиксов Дэйв Гиббонс оспорил утверждение Сука о том, что картина Лихтенштейна лучше картины Новика, заявив: «Мне это кажется плоским и абстрактным, с той точки зрения, что, на мой взгляд, это сбивает с толку. В то время как оригинал имеет в нем есть трехмерность, в нем есть спонтанность, в нем есть волнение и способ вовлечь зрителя, которого нет в этом фильме». [ 28 ] Гиббонс пародировал вывод Лихтенштейна о работе Новика. [ 28 ] [ 90 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Как "Whaam!" Лихтенштейна Стал монументальным символом поп-арта - Sotheby's на YouTube
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Хронология» . Фонд Лихтенштейна. Архивировано из оригинала 6 июня 2013 года . Проверено 9 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Маккарти, Дэвид и Гораций Клиффорд Вестерманн (2004). Х.К. Вестерманн на войне: искусство и мужественность в Америке времен холодной войны . Университет Делавэра Пресс. п. 71. ИСБН 978-0-87413-871-9 .
- ^ Буше, Эрнст А. (16 октября 2013 г.) [2003]. «Рой Лихтенштейн». Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета]. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T050915 .
- ^ Лобель, Майкл (2002). Дубликатор изображений: Рой Лихтенштейн и возникновение поп-арта . Издательство Йельского университета. стр. 32–33. ISBN 978-0-300-08762-8 .
- ^ Вольф, Джастин. «Минимализм» . Фонд «Арт-Стори». Архивировано из оригинала 27 апреля 2019 года . Проверено 17 августа 2013 г.
- ^ Вольф, Джастин. «Жесткая живопись» . Фонд «Арт-Стори». Архивировано из оригинала 3 октября 2013 года . Проверено 17 августа 2013 г.
- ^ Аллоуэй, Лоуренс (1995). «Системная живопись» . В Бэткоке, Грегори (ред.). Минимальное искусство: критическая антология . Издательство Калифорнийского университета. стр. 37–39. ISBN 978-0-520-20147-7 . Архивировано из оригинала 19 октября 2021 года . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Чилверс, Ян и Джон Глэйвс-Смит (2009). Словарь современного искусства . Издательство Оксфордского университета . п. 503. ИСБН 978-0-19-923965-8 .
- ^ «Художественные термины: Флюксус» . [Музей современного искусства. Архивировано из оригинала 8 мая 2015 года . Проверено 17 августа 2013 г.
- ^ Вольф, Джастин. «Поп-арт» . Фонд «Арт-Стори». Архивировано из оригинала 6 июля 2013 года . Проверено 17 августа 2013 г.
- ^ «Апроприация/Поп-Арт» . Музей современного искусства. Архивировано из оригинала 11 апреля 2021 года . Проверено 6 сентября 2013 г.
- ^ Ставицкий, Гейл; Рой Лихтенштейн; Твиг Джонсон (2005). Рой Лихтенштейн: Встречи с американскими индейцами . Художественный музей Монклера. п. 7. ISBN 978-0-8135-3738-2 . Архивировано из оригинала 14 декабря 2016 года . Проверено 15 июля 2016 г.
- ^ Роуз, Бернис (1987). Рисунки Роя Лихтенштейна . Музей современного искусства. п. 17. ISBN 978-0-87070-416-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Ланчнер, Кэролайн (2009). Рой Лихтенштейн . Музей современного искусства. стр. 11–14. ISBN 978-0-87070-770-4 . Архивировано из оригинала 26 ноября 2013 года . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тистлтуэйт, Марк. «Мистер Беллами» . Музей современного искусства Форт-Уэрта. Архивировано из оригинала 17 мая 2013 года . Проверено 15 июля 2013 г.
- ^ Браун, Марк (18 февраля 2013 г.). «Рой Лихтенштейн перерос термин «поп-арт», — говорит вдова перед выставкой Тейт» . Хранитель . Архивировано из оригинала 23 апреля 2017 года . Проверено 15 июня 2013 г.
- ^ Кларк, Ник (18 февраля 2013 г.). «Ух ты! Художник Рой Лихтенштейн не был фанатом комиксов и мультфильмов » . Независимый . Архивировано из оригинала 2 июля 2017 года . Проверено 15 июня 2013 г.
- ^ Шнекенбургер, Хоннеф и Фрике Рурберг (2000). Инго, Уолтер Ф. (ред.). Искусство 20 века . Сумки. п. 321. ИСБН 978-3-8228-5907-0 . Архивировано из оригинала 19 октября 2021 года . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Смарт, Аластер (23 февраля 2013 г.). «Лихтенштейн, в галерее Тейт Модерн, обзор» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 28 мая 2017 года . Проверено 15 июня 2013 г.
- ^ Пизано, Доминик (2003). Пизано, Доминик А. (ред.). Самолет в американской культуре . Издательство Мичиганского университета. п. 275. ИСБН 978-0-472-06833-3 .
- ^ Нэрмор, Джеймс (1991). Нэрмор, Джеймс и Патрик М. Брантлингер (ред.). Модерн и массовая культура . Издательство Университета Индианы. п. 208. ИСБН 978-0-253-20627-5 . Архивировано из оригинала 19 октября 2021 года . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лихтенштейн, Рой. «Ух!» . Коллекция Тейт . Архивировано из оригинала 10 сентября 2008 года . Проверено 26 июня 2013 г.
- ^ «1960-е: Ух!» . Фонд Лихтенштейна. Архивировано из оригинала 24 декабря 2015 года . Проверено 23 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Уолдман 1993 , с. 104.
- ^ Бэкон, Джеймс (13 мая 2013 г.). «Комиксы и искусство – Джеймс беседует с Райаном Хьюзом об Image Duplicator» . Запретная планета . Архивировано из оригинала 4 июля 2013 года . Проверено 19 июля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Эскиз персонажа: комикс, вдохновивший Роя Лихтенштейна» . Издательство Йельского университета. Архивировано из оригинала 24 июня 2013 года . Проверено 23 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Граветт, Пол (17 марта 2013 г.). «Княжество Лихтенштейн: из «ВААМ!» на «ЧТО?» " . ПолГраветт.com. Архивировано из оригинала 27 августа 2018 года . Проверено 30 июня 2013 г.
- ^ «Комикс Расса Хита о том, как Лихтенштейн его обокрал» . 7 ноября 2014 г. Архивировано из оригинала 18 сентября 2020 г. . Проверено 28 сентября 2020 г.
- ^ Камминг, Лаура (29 февраля 2004 г.). «Ух ты! Но нет Омф!» . Хранитель . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 5 августа 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Вход в каталог» . Галерея Тейт. Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 19 июля 2013 г.
- ^ Армстронг, Мэтью (осень 1990 г.). «Высокое и низкое: современное искусство и популярная культура: в поисках высокого и низкого». Мома . 2 (6): 4–8, 16–17. JSTOR 4381129 .
- ^ «Пилот реактивного самолета» . Фонд Лихтенштейна. Архивировано из оригинала 10 ноября 2014 года . Проверено 24 июня 2013 г.
- ^ Аллоуэй 1983 , с. 56.
- ^ «Christie's предложит шедевр поп-арта: «Женщина в шляпе с цветами» Роя Лихтенштейна» . АртДейли . Архивировано из оригинала 19 октября 2021 года . Проверено 7 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Джадд 2009 , стр. 2–4.
- ^ Маркиз, Алиса Гольдфарб (2010). «Искусство занимает центральное место». Поп! Революция . Публикации МИД. п. 37. ИСБН 978-0-87846-744-0 .
- ^ Томкинс, Кэлвин (1988). Рой Лихтенштейн: Фреска синим мазком . Гарри Н. Абрамс, Inc. с. 25. ISBN 978-0-8109-2356-0 .
- ^ «Результат поиска: КРАК!» . Фонд Лихтенштейна. Архивировано из оригинала 12 марта 2016 года . Проверено 26 июня 2013 г.
- ^ Лобель 2009 , стр. 118–120.
- ^ Лобель, Майкл (2002). Дубликатор изображений: Рой Лихтенштейн и возникновение поп-арта . Издательство Йельского университета. стр. 26–27. ISBN 978-0-300-08762-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Рой Лихтенштейн: рисунок для «Whaam!» 1963 год» . Галерея Тейт. Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 18 июля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Элли, Рональд (1981). Каталог коллекции современного искусства, кроме произведений британских художников, галереи Тейт . Лондон: Галерея Тейт и Сотби Парк-Бернет. п. 436. ИСБН 978-0-85667-102-9 . как указано в «Рой Лихтенштейн: рисунок для «Whaam!» 1963 год» . Тейт.орг. Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 11 августа 2013 г.
- ^ «Tate Modern открывает первое крупное обновление своей коллекции при поддержке UBS» (пресс-релиз). Галерея Тейт. 22 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 2 октября 2013 г. . Проверено 19 июля 2013 г.
- ^ « Рой Лихтенштейн: ретроспектива» дебютирует в Чикагском институте искусств (ФОТО)» . Хаффингтон Пост . 22 мая 2012 года. Архивировано из оригинала 8 июня 2012 года . Проверено 8 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Уолдман 1993 , с. 105.
- ^ «Отчет: г-н Рой Лихтенштейн» . MrPorter.com. 12 февраля 2013 года. Архивировано из оригинала 29 июня 2013 года . Проверено 23 июня 2013 г.
- ^ Аллоуэй 1983 , с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б Стрикленд, Кэрол и Джон Босуэлл (2007). Аннотированная Мона Лиза: ускоренный курс истории искусства от доисторического до постмодернистского периода . Издательство Эндрюса МакМила. п. 174. ИСБН 978-0-7407-6872-9 . Архивировано из оригинала 19 октября 2021 года . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Черчвелл, Сара (22 февраля 2013 г.). «Рой Лихтенштейн: от ереси к визионеру» . Хранитель . Архивировано из оригинала 13 ноября 2016 года . Проверено 26 июля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Иллюстрированный компаньон» . Галерея Тейт. Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 19 июля 2013 г. опубликовано в Уилсон, Саймон (1991). Галерея Тейт: Иллюстрированный спутник (переработанная редакция). Галерея Тейт. п. 242. ИСБН 978-0-295-97039-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Монро, Роберт (29 сентября 1997 г.). «Пионер поп-арта Рой Лихтенштейн умер в возрасте 73 лет» . Ассошиэйтед Пресс . Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 15 июня 2013 г.
- ^ Данн, Натан (13 мая 2013 г.). «ВАУ!, Лихтенштейн: ретроспектива в галерее Тейт Модерн II» . Тейт и др. (27). Архивировано из оригинала 25 июня 2013 года . Проверено 19 июля 2013 г.
- ^ Арчер, Майкл (2002). «Реальное и его объекты» . Искусство с 1960 года (второе изд.). Темза и Гудзон. п. 25 . ISBN 978-0-500-20351-4 .
- ^ Копланс 1972 , с. 39: «... Whaam I (1963), напротив, представляет собой диптих с четко связанным изобразительным повествованием...»
- ^ Копланс 1972 , с. 164.
- ^ Лобель 2009 , стр. 123–124.
- ^ Граветт, Пол (31 мая 2002 г.). «Роберт Канигер: человек, который поставил сержанта Рока в затруднительное положение» . Хранитель . Архивировано из оригинала 14 марта 2016 года . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Приего, Эрнесто (4 апреля 2011 г.). «Ух ты! Становлюсь пылающей звездой» . The Comics Grid, Стипендия журнала комиксов . Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Буш, Эрнст А. (2011). Мартер, Джоан (ред.). Энциклопедия американского искусства Grove . Издательство Оксфордского университета. п. 158. ИСБН 978-0-19-533579-8 . Архивировано из оригинала 19 октября 2021 года . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Бенгалия, Ребекка (11 июля 2006 г.). «Очерк: Тинтин в Америке» . ПБС. Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 19 июня 2013 г.
- ^ О'Доэрти, Брайан (27 октября 1963 г.). «Лихтенштейн: сомнительный, но определенный триумф банального». Нью-Йорк Таймс . п. 21, раздел 2.
- ^ Перейти обратно: а б с Бейли, Мартин (13 февраля 2013 г.). «Кто выступал против Лихтенштейна в размере 4665 фунтов стерлингов?» . Художественная газета . Архивировано из оригинала 24 февраля 2015 года . Проверено 19 февраля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сук, Алистер (17 июля 2013 г.). «Лихтенштейн — великий современный художник или кот-подражатель?» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 19 июля 2013 года . Проверено 19 июля 2013 г.
- ^ «Впечатляющее произведение поп-арта». Таймс . № 56829. 3 января 1967 г. с. 6, полковник Е.
- ^ Перейти обратно: а б Холден, Дункан (18 февраля 2013 г.). «Работа недели: Ух ты!» Роя Лихтенштейна . Галерея Тейт. Архивировано из оригинала 22 июля 2013 года . Проверено 19 июля 2013 г.
- ^ Пьер, Хосе (1977). Иллюстрированная история поп-арта . Эйр Метуэн. п. 91 . ISBN 978-0-413-38370-9 .
- ^ Робертс, Кейт (февраль 1968 г.). «Текущие и предстоящие выставки: Лондон». Журнал Берлингтон . 110 (779): 107–108. JSTOR 875536 .
- ^ Перейти обратно: а б Штайнер, Венди (1987). Картины романтики: форма против контекста в живописи и литературе . Издательство Чикагского университета. стр. 161–164 . ISBN 978-0-226-77229-5 .
- ^ Брэндон, Лаура (2007). Искусство и война . ИБ Таурис. п. 84. ИСБН 978-1-84511-236-3 . Архивировано из оригинала 14 декабря 2016 года . Проверено 15 июля 2016 г.
- ^ Арнасон, Х.Х. (1986). «Поп-арт, ассамбляж и новый реализм Европы». История современного искусства (третье изд.). Прентис Холл, Инк./Гарри Н. Абрамс, Инк. с. 458. ИСБН 978-0-13-390360-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Арнасон, Х.Х.; Дэниел Уилер; Марла Ф. Пратер (1998). «Поп-арт и новый реализм Европы» . История современного искусства: живопись, скульптура, архитектура, фотография (четвертое изд.). Гарри Н. Абрамс, Inc., стр. 538–540 . ISBN 978-0-8109-3439-9 .
- ^ Коллинз, Брэдфорд Р. (лето 2003 г.). «Современный роман: картины Лихтенштейна из комиксов». Американское искусство . 17 (2): 60–85. дои : 10.1086/444691 . JSTOR 3109436 . S2CID 191600665 .
- ^ Уолдман 1993 , с. 95.
- ^ Райс-Оксли, Марк (19 марта 2004 г.). «Однохитовое чудо поп-арта обретает новый взгляд» . Христианский научный монитор . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 9 августа 2013 г.
- ^ Джонс, Джонатан (9 мая 2012 г.). «Ух! Приготовьтесь к лучшему часу комиксов Роя Лихтенштейна» . Хранитель . Архивировано из оригинала 21 февраля 2017 года . Проверено 9 августа 2013 г.
- ^ Эванс, Майк (2008). Определяющие моменты в искусстве . [Касселл иллюстрировал. п. 515. ИСБН 978-1-84403-640-0 . Архивировано из оригинала 19 октября 2021 года . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Кронин, Брайан (2012). Почему Бэтмен носит с собой средство от акул?: и другие удивительные мелочи из комиксов! . Книги о пингвинах. ISBN 978-1-101-58544-3 .
- ^ Коллетт-Уайт, Майк (18 февраля 2013 г.). «Шоу Лихтенштейна в Великобритании выходит за рамки классических мультфильмов» . Чикаго Трибьюн . Архивировано из оригинала 30 июля 2013 года . Проверено 8 июня 2013 г.
- ^ Эдгар, Эндрю и Питер Седжвик (1999). Седжвик, Питер и Эндрю Эдгар (ред.). Ключевые понятия теории культуры . Рутледж. п. 190. ИСБН 978-0-203-98184-9 .
- ^ Болл, Дебора (2011). Дом Версаче: нерассказанная история гения, убийства и выживания . Издательская группа Корона. ISBN 978-0-307-40652-1 .
Он перевел одну из самых известных картин Роя Лихтенштейна, написав гигантскими буквами «ВАУ!» на желтом вечернем платье из клевора. Он украсил шелковое платье с воротником-бретелькой знаменитыми изображениями Мэрилин Монро работы Энди Уорхола...
- ^ Тичаут, Терри (6 августа 2003 г.). «Энди Уорхол: 15 минут и счет» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 13 марта 2016 года . Проверено 9 августа 2013 г.
- ^ Брукер, Уилл (2001). Бэтмен без маски: анализ культурной иконы . Академик Блумсбери. п. 182. ИСБН 978-0-8264-1343-7 .
- ^ Хоанг, Ли-мэй (21 сентября 2012 г.). «Пионер поп-арта Лихтенштейн в ретроспективе Тейт Модерн» . Чикаго Трибьюн . Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 года . Проверено 8 июня 2013 г.
- ^ Сирл, Адриан (18 февраля 2013 г.). «Рой Лихтенштейн: слишком крут для школы?» . Хранитель . Архивировано из оригинала 23 апреля 2017 года . Проверено 15 июня 2013 г.
- ^ «Поп-арт» . Музей современного искусства. Архивировано из оригинала 11 апреля 2021 года . Проверено 9 августа 2013 г.
- ^ Боррелли, Кристофер (11 мая 2012 г.). «Соединяя точки на ретроспективе Роя Лихтенштейна в Институте искусств: является ли присвоение самой искренней формой лести?» . Чикаго Трибьюн . Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 1 августа 2013 г.
- ^ Стивен, Рэйчел (13 мая 2013 г.). «Image Duplicator: комический долг поп-арта» . Креативный обзор . Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 18 июня 2013 г.
- ^ Чайлдс, Брайан (2 февраля 2011 г.). «Деконструкция Лихтенштейна: раскрыты и указаны исходные комиксы» . Комикс Альянс. Архивировано из оригинала 12 января 2013 года . Проверено 23 июня 2013 г.
- ^ Джонстон, Рич (12 апреля 2013 г.). «Дэйв Гиббонс бросает вызов Рою Лихтенштейну для HERO Initiative и Comica» . Чертовски круто . Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 27 сентября 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Аллоуэй, Лоуренс (1983). Рой Лихтенштейн . Абвиль Пресс. ISBN 978-0-89659-331-2 .
- Бадер, Грэм, изд. Рой Лихтенштейн: Октябрьские файлы . С Прессой. ISBN 978-0-262-01258-4 .
- Джадд, Дональд. «Обзоры 1962–64». В Бадере (2009) .
- Лобель, Майкл. «Предвиденная технология: монокулярность Лихтенштейна». В Бадере (2009) .
- Копланс, Джон, изд. (1972). Рой Лихтенштейн . Издательство Прагер. ISBN 978-0-7139-0761-2 .
- Уолдман, Дайан (1993). «Военные комиксы, 1962–64». Рой Лихтенштейн . Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Музей современного искусства (Лос-Анджелес, Калифорния), Монреальский музей изящных искусств. Музей Соломона Р. Гуггенхайма. ISBN 978-0-89207-108-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт Фонда Лихтенштейна. Архивировано 24 декабря 2015 г. в Wayback Machine.
- Тейт отображает подпись