Немецкий эсминец Z13 Эрих Кёлльнер
![]() Ее родственный корабль Z5 Пол Якоби ок. 1938 год
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Эрих Кёлльнер |
Тезка | Эрих Кёлльнер |
Заказал | 10 ноября 1934 г. |
Строитель | Германия , Как |
Номер двора | G539 |
Заложен | 12 октября 1935 г. |
Запущен | 18 марта 1937 г. |
Завершенный | 28 августа 1939 г. |
Судьба | Затоплен , 13 апреля 1940 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | типа 1934А Эсминец |
Смещение |
|
Длина | |
Луч | 11,30 м (37 футов 1 дюйм) |
Черновик | 4,23 м (13 футов 11 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала, 2 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 36 узлов (67 км/ч; 41 миль в час) |
Диапазон | 1530 миль (2830 км; 1760 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) |
Дополнить | 325 |
Вооружение |
|
Z13 Erich Koellner — типа 1934А, эсминец построенный для нацистской Германии в Кригсмарине конце 1930-х годов. В начале Великой Отечественной войны корабль еще работал . В начале 1940 года он совершил два успешных по постановке мин вылета у побережья Англии, в результате которых погибло шесть торговых судов. На ранних этапах кампании Норвежской Эрих Кёлльнер участвовал в обоих морских сражениях при Нарвике в середине апреля 1940 года и был серьезно поврежден британскими кораблями во время Второй битвы при Нарвике. Вскоре после этого корабль был затоплен командой.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Эрих Кёлльнер имел общую длину 119 метров (390 футов 5 дюймов) и длину по ватерлинии 114 метров (374 фута 0 дюймов) . Корабль имел ширину 11,30 метра (37 футов 1 дюйм) и максимальную осадку 4,23 метра (13 футов 11 дюймов). Его водоизмещение составляло 2171 метрическую тонну (2137 длинных тонн) при стандартной загрузке и 3190 метрических тонн (3140 длинных тонн) при глубокой загрузке . с редуктором Вагнера Паровые турбины были спроектированы так, чтобы производить 70 000 лошадиных сил (51 000 кВт ; 69 000 л.с. ), которые могли развивать корабль со скоростью 36 узлов (67 км / ч ; 41 миль в час ). Пар к турбинам подавался шестью котлами Бенсона высокого давления. [ 1 ] с пароперегревателями . Эрих Кёлльнер перевозил максимум 752 метрические тонны (740 длинных тонн) мазута , что должно было обеспечить дальность полета 4400 морских миль (8100 км; 5100 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час), но Корабль оказался тяжелым в эксплуатации, и 30% топлива пришлось оставить в качестве нижнего балласта на корабле. [ 2 ] Эффективная дальность полета оказалась всего 1530 миль (2830 км; 1760 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час). [ 3 ] Экипаж корабля состоял из 10 офицеров и 315 матросов. [ 1 ]
Эрих Кёлльнер нес пять 12,7-см орудий SK C/34 в одиночных установках с орудийными щитками , по два наложенных друг на друга , в носовой и кормовой части. Пятое орудие располагалось на крыше задней рубки. Ее зенитное вооружение состояло из четырех 3,7-см орудий SK C/30 в двух спаренных установках рядом с задней трубой и шести 2-см орудий C/30 в одиночных установках. Корабль нес восемь надводных торпедных аппаратов диаметром 53,3 см (21,0 дюйма) в двух механических установках. Для каждой установки предусматривалась пара торпед перезарядки. [ 1 ] [ 4 ] Четыре метателя глубинных бомб устанавливались по бортам задней рубки и дополнялись шестью стойками для отдельных глубинных бомб по бортам кормы. Глубинных бомб было достаточно для двух или четырех схем по 16 зарядов в каждой. [ 5 ] На задней палубе могли быть установлены минные рельсы, максимальная вместимость которых составляла 60 мин . [ 1 ] «GHG» ( Gruppenhorchgerät ) Пассивные гидрофоны были установлены для обнаружения подводных лодок . [ 6 ]
Карьера
[ редактировать ]Корабль был заказан 10 ноября 1934 года и заложен в Германии , Киль , 12 октября 1935 года под номером верфи G539. Спущен на воду 18 марта 1937 года и завершен 28 августа 1939 года. [ 7 ] Эрих Кёлльнер все еще находился на ходовых испытаниях, когда началась Вторая мировая война, и вступил в строй только в начале января 1940 года, когда его направили в 8-ю дивизию эсминцев (8. Zerstörerdivision). [ 8 ] Во главе с командующим (фрегаттенкапитаном) Эрихом Беем , Эрихом Кёлльнером и ее сестрами Бруно Хайнеманном и Вольфгангом Ценкером заложили минное поле у Кромера в ночь с 11 на 12 января , в результате чего потоплены три корабля общим водоизмещением 11 153 брутто-регистровой тонны (GRT). [ 9 ] Те же три корабля установили 157 мин возле Хейсборо-Сэндс у Кромера в ночь с 9 на 10 февраля. Это минное поле потопило три корабля водоизмещением 11 885 брт. [ 10 ] Во время операции «Викингер» — попытки захватить британские рыболовные траулеры, работавшие у Доггер-банки 22 февраля, два немецких эсминца подорвались на недавно заложенных британских минах в предположительно свободном от мин канале и затонули. [ 11 ] Кёлльнер потерял одного человека за бортом при попытке спасти моряков с двух затонувших кораблей. [ 8 ] и удалось спасти 24 человека. [ 12 ]

Под командованием Альфреда Шульце-Хинрикса корабль был выделен в Группу 1 для норвежской части операции Weserübung . Задачей группы была переброска 139-го горнострелкового полка ( 139. Gebirgsjäger Regiment ) и штаба 3-й горнострелковой дивизии ( 3. Gebirgs-Division ) для захвата Нарвика . Корабли начали погрузку войск 6 апреля и отплыли на следующий день. [ 13 ] Эрих Кёлльнер по пути пострадал от шторма и потерял двух человек, унесенных за борт. [ Примечание 1 ] Когда ранним утром 9 апреля эсминцы прибыли в Уфот-фьорд , к западу от Нарвика, трем кораблям 4-й флотилии под командованием командующего Эриха-бея было приказано высадить десант в Херьянгс-фьорде (северном ответвлении Офот-фьорд) с целью захватить норвежской армии арсенал в Эльвегордсмоне . Войска не встретили большого сопротивления, но их разгрузка шла медленно, поскольку в наличии был только один деревянный пирс . Позже в тот же день Кёлльнер двинулась в гавань Нарвика, но не смогла дозаправиться, прежде чем ей было приказано вернуться в Херьянгсфьорд задолго до рассвета вместе со своими сестрами Вольфгангом Ценкером и Эрихом Гизе . [ 14 ]
Незадолго до рассвета 10 апреля пять эсминцев 2-й британской флотилии эсминцев застали врасплох немецкие корабли в гавани Нарвика. Они торпедировали два эсминца и серьезно повредили остальные три, а сами получили лишь незначительные повреждения. Начав отход, они столкнулись с тремя эсминцами 4-й немецкой флотилии, которые были подняты по тревоге, когда британцы начали атаку. Немцы открыли огонь первыми, но артиллерийская стрельба с обеих сторон оказалась неэффективной из-за тумана и дымовой завесы, поставленной британцами при отступлении по Уфот-фьорду. Немецким кораблям пришлось отвернуться, чтобы избежать залпа из трех торпед, выпущенного одним из эсминцев в Нарвике. У Гизе и Кёлльнера было очень мало топлива, а у всех троих заканчивались боеприпасы, поэтому командующий Бей решил не продолжать преследование британских кораблей, поскольку они были атакованы двумя последними эсминцами Группы 1. [ 15 ]
Командиру Бею было приказано во второй половине дня 10 апреля вернуться в Германию со всеми мореходными кораблями в тот же вечер, но Кёлльнеру требовалось больше времени для дозаправки и ремонта. Они были завершены на следующий день, и в тот же вечер кораблю было приказано патрулировать устье Уфот-фьорда для пикетирования . Незадолго до полуночи он сел на мель и начал набирать воду через поврежденную обшивку корпуса. Она вернулась в Нарвик утром 12 апреля. Кёлльнер не мог быть отремонтирован с использованием ресурсов, доступных немцам, поэтому ему было приказано отправиться в Торстад , внутри пролива Рамнес в устье Уфот-фьорда, чтобы действовать в качестве плавучей батареи в случае нападения британцев. Вода в Торстаде была слишком мелкой для использования торпед, поэтому их выгрузили и передали ее сестрам Бернду фон Арниму и Теодору Риделю . Им также была передана большая часть топлива, а на берег были высажены 90 ненужных человек. [ 16 ]
Той ночью он получил известие, что на следующий день ожидается атака британских крупных кораблей в сопровождении большого количества эсминцев и при поддержке авианосной авиации. Линкор HMS Warspit и девять эсминцев должным образом появились 13 апреля, хотя и раньше, чем ожидал командующий Бей, и застали немцев врасплох. Кёлльнер не смог добраться до Торстада, и лейтенант-коммандер (Fregattenkapitän) Альфред Шульце-Хинрихс , капитан корабля, решил вместо этого встать на якорь возле Дьюпвика на южной стороне фьорда. Когда британские корабли приблизились, Кёлльнер был замечен «Супермарин Морж» амфибией-амфибией из Уорспита , и ведущие британские эсминцы были полностью готовы, когда они обошли мыс, за которым Кёлльнер прятался . Дальность была настолько близкой, 2500–2500 метров (8200–8200 футов), что три британских корабля смогли использовать свое легкое автоматическое оружие, чтобы заставить замолчать орудия немецкого корабля, и они подожгли его, а также взорвали его носовую часть огнем. торпеда. 15 дюймов (380 мм) полубронебойные снаряды Варспайта . прошли сквозь корабль, не взорвавшись, но каждый раз заметно опрокидывали его [ 17 ] Тридцать один член экипажа был убит и 34 ранены. [ 12 ] но ни один из британских кораблей даже не пострадал. [ 17 ] Вскоре после этого Эрих Кёлльнер был затоплен в результате взрыва глубинной бомбы в ее вспомогательных машинных отделениях. [ 18 ] После боя 155 членов экипажа корабля, включая Шульце-Хинрикса, были взяты в плен норвежскими войсками. Захваченные члены экипажа сначала были заключены в крепость Вардёхус в Финнмарке , а затем переведены в лагерь для военнопленных Скорпа в Тромсе , пока не были освобождены после окончания Норвежской кампании. [ 19 ] Затонувший корабль был поднят и сдан на слом в 1963 году. [ 20 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Гренер, с. 199
- ^ Уитли, с. 18
- ^ Куп и Шмолке, с. 26
- ^ Уитли, с. 68
- ^ Уитли, с. 215
- ^ Уитли, стр. 71–72.
- ^ Уитли, с. 205
- ^ Jump up to: а б с Куп и Шмолке, с. 92
- ^ Уитли, с. 92
- ^ Эрвье, с. 114
- ^ Ровер, стр. 15.
- ^ Jump up to: а б с Хильдебранд, Рёр и Штейнмец, с. 69
- ^ Уитли, с. 96
- ^ Хаарр, стр. 323, 332, 335
- ^ Хаарр, стр. 339–43
- ^ Хаарр, стр. 354–56
- ^ Jump up to: а б Волосы, с. 361–62
- ^ Уитли, с. 102
- ^ Стин, стр. 250–51.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец, с. 68
Ссылки
[ редактировать ]- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли 1815–1945 гг . Том. 1: Крупные надводные корабли. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-790-9 .
- Хаарр, Гейрр Х. (2009). Немецкое вторжение в Норвегию, апрель 1940 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-310-9 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт; Штайнмец, Ханс Отто (1993). Немецкие военные корабли . Том 3. Ратинген : Mundus Verlag. АСИН B003VHSRKE .
- Куп, Герхард; Шмолке, Клаус-Петер (2003). Немецкие эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-307-1 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Стин, Э.А. (1958). Морская война Норвегии 1940–45: Бои и операции военно-морского флота на севере Норвегии в 1940 году (на норвежском языке). Том. 4. Гильдендал Норск Форлаг .
- Уитли, MJ (1991). Немецкие эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-302-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]68 ° 24' с.ш. 16 ° 48' в.д. / 68 400 ° с.ш. 16 800 ° в.д.