Китайская пищевая терапия
Часть серии на |
Китайская народная религия |
---|
![]() |
Альтернативная медицина | |
---|---|
Претензии | Заявления о здоровье, касающиеся китайской диеты |
Связанные поля | Традиционная китайская медицина |
пищевая ( упрощенная : 食疗 ; традиционная : 食療 ; пининин : шитьяно ; китайская терапия китайская Китайская организм, [ 1 ] и сосредоточен на таких понятиях, как сезонное питание и умеренное. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Его основные заповеди представляют собой смесь даосского вуксеса и восьми принципов теории, которые являются понятиями, взятыми из современного представления традиционной китайской медицины .
Продовольственная терапия уже давно является общим подходом к здоровью среди китайцев как в Китае , так и за рубежом , и была популяризирована для западных читателей в 1990 -х годах с публикацией книг, таких как дао здорового питания ( недостатки 1995a ) и мудрость китайской кухни ( Молодой 1999 ). [ 5 ]
Происхождение
[ редактировать ]Ряд древних китайских кулинарных книг и трактатов о еде (теперь потерянных) проявляют ранний интерес Китая к еде, но не известно, что сосредоточено на ее медицинской центре. [ 6 ] Литература по «питательной жизни» ( 养生 ; 養生 ; yǎngshēng ) интегрированные советы о пище в рамках более широких советов о том, как достичь бессмертия . Такие книги, однако, являются лишь предшественниками «диетической терапии», потому что они систематически не описывали эффект отдельных продуктов питания. [ 7 ] В том, что на «Ферментации и пищевой науке» Джозефа Нидхэма в науки и цивилизации Huang рассматривает рецепты для пятидесяти двух заболеваний (ок. 200 до н Китае HT . «Традиция, первая, потому что она рекомендует пищевые продукты в качестве средств для различных заболеваний, последних, потому что в ней обсуждается влияние пищи на здоровье. [ 8 ] Литература Materia Medica , примером которой является Shennong Bencao Jing (1 -й век н.э.), также обсуждалась продукты питания, но не специализируясь на них. [ 9 ]

Самый ранний существующий китайский диетический текст - это глава рецептов Sun Simiao , стоимостью тысячи золота ( 千金方 ; Qiānjīn Fāng ), которая была завершена в 650 -х годах во время династии Тан . [ 11 ] Работа Солнца содержит самое раннее известное использование термина «пищевая (или диетическая) терапия» ( Shiliao ). [ 1 ] Сунь заявил, что хочет представить текущие знания о еде, чтобы люди сначала обращались к еде, а не к наркотикам, когда они страдают от болезни. [ 12 ] Его глава содержит 154 записи, разделенные на четыре секции - на фруктах, овощах, зерновых и мясе - в которых Солнце объясняет свойства отдельных продуктов питания с концепциями, заимствованными из внутреннего канона желтого императора : Ци , внутренних видов и жизненно важной сущности ( 精 ; jīng ), а также соответствия между пятью фазами , «пять ароматов» (кислый, горький, сладкий, острый и соленый) и пять зерен. [ 13 ] Он также установил большое количество «диетических запретов» ( 食禁 ; Shíjìn ), некоторые из которых основаны на календарных понятиях (без водяных каштанов в течение 7 -го месяца), другие на предполагаемых взаимодействиях между продуктами (без прозрачного вина с мясом лошади) или между разными ароматы. [ 14 ]
Sun Simiao's Disclem Meng Shen ( Meng Sian ; Meng Sian ; 621–713) составил первую работу, полностью посвященную терапевтической ценности пищи: Materia Dietetica ( Medica ; Shíliáo Běncǎo . ; ' Materialia Materiatia Maricaia ') [ 15 ] Эта работа не выжила, но ее цитировали в более поздних текстах-как японский текст 10-го века Ишинпо -и его фрагмент был найден среди рукописей Данхуанга . [ 16 ] Выжившие выдержки показывают, что Мэн придавал меньшее значение для диетических запретов, чем солнце, и что он предоставил информацию о том, как готовить продукты питания, а не просто описывать их свойства. [ 17 ] Работы Sun Simiao и Meng Shen создали жанр Materia Dietetica и сформировали его развитие в следующие века. [ 18 ]
Более поздняя история
[ редактировать ]Обильная литература, разработанная в Китае вокруг лекарственного использования пищи. Работа в середине девятого века, в настоящее время потерянная, называемая откровенными взглядами на диетолого-врача ( упрощенный китайский : 食医心鉴 ; традиционный китайский : 食醫心鑑 ) обсуждал, как пища может относиться к различным расстройствам, в то время как несколько работ из песни Династия (960–1279) объяснила, как кормить пожилых людей, чтобы продлить свою жизнь. [ 19 ]
В начале 14 -го века Ху Сихуи , который служил великим диетологом ( упрощенным китайцем : 饮膳太医 ; традиционный китайский : 飲膳太醫 ; пининин : yǐnshàn tàiyī ) на дворе династии Монголь Юань (1260–1368), составлен Трактат под названием Yinshan Zhengyao , или правильные и важные вещи для еды и напитков императора ( китайский : 饮膳正要 ; пинин : Yǐnshàn Zhèngyào ), который до сих пор признается в Китае классикой как Materia Medica , так и Materia Dietetica . [ 20 ] Под влиянием кулинарных и медицинских традиций турко-исламского мира и интеграции монгольских пищевых вещей, таких как баранина в свои рецепты, трактат HU интерпретировал последствия пищи в соответствии со схемой соответствий между пятью фазами , которые недавно были систематизированы северным китайским медицинским Писатели династии Цзинь (1115–1234) и эпох юаней. [ 21 ] До этого периода пищевые материалы еще не были полностью назначены в пять ароматов, систематически коррелируя с конкретными внутренними органами и терапевтическими эффектами. [ 22 ]
Китайское понимание терапевтических эффектов пищи оказало влияние в Восточной Азии. Китайские диетические работы, цитируемые в японских работах, в 10 -м веке формировали корейскую литературу о еде в период Чонеона (1392–1897). [ 23 ] В конце 17 -го и начала 18 -го веков Императорский суд династии Цин (1644–1912) приказал несколько работ по китайской пищевой терапии, переведенной в Маньчжу . [ 24 ]
Основные принципы
[ редактировать ]Хотя заповеди китайской пищевой терапии не являются ни систематическими, ни идентичными во все времена и места, некоторые основные концепции могут быть изолированы. [ 25 ] Одним из центрального принципа является то, что «лекарство и пищу имеют общее происхождение», и поэтому пищевые материалы могут быть использованы для предотвращения или лечения медицинских расстройств. [ 26 ] Как и лекарственные препараты, пищевые продукты классифицируются как «отопление» ( горячее ; тепло ; rè ) или «охлаждение» ( прохладно ; прохладно ; liáng ). [ 27 ] В популярном понимании, «нагревание» [ 28 ] Пища, как правило, «высококалорийная, подвергается высокой температуре при приготовлении пищи, пряной или горькой или« горячим »в цвете (красный, оранжевый)», и включает красное мясо, внутренности, запеченные и жареные товары и алкоголь. [ 29 ] Их следует избегать летом, и их можно использовать для лечения «холодных» заболеваний, таких как чрезмерная бледность, водянистые фекалии, усталость, озноб и низкую температуру тела, вызванную рядом возможных причин, включая анемию . Зеленые овощи-самая типичная «охлаждающая» или «холодная» пища, которая является «низкокалорийной, водянистой, успокаивающей или кислой по вкусу, или« прохладной »в цвете (беловатый, зеленый)». Они рекомендуются для «горячих» состояний: сыпь, сухость или покраснение кожи, изжоги и другие «симптомы, сходные с симптомами ожога», а также боль в горле, опухшие десны и запор. [ 25 ]
В более систематическом понимании каждое лекарство или продукт питания имеет один из пяти вкусов: кислый, сладкий, горький, острый (или «Щаркий») и соленый. [ 30 ] Помимо описания вкуса пищи, каждый из этих «ароматов» якобы оказывает специфическое влияние на конкретные визгуры . Например, кислый вкус имеет «эффекты сужения и смягчения» и «может смягчить печень и контрольную диарею и пота», тогда как «горькая» пища может «очистить сердце« огонь », уменьшить чрезмерные жидкости, вызвать диарею и усилить сердце Сердце «Инь». [ 31 ]
Научные оценки
[ редактировать ]Исторически, в английской литературе было проведено мало исследований о практике китайской пищевой терапии. [ 31 ] Качественный и концептуальный диагноз дефицита инь в китайской медицине указывает на признаки и симптомы, которые характеризуют и классифицируют как гипертонию в западной медицинской системе, [ 3 ] [ 31 ] [ 32 ] Существуют примеры западных диет, основанных на смешанных питательных продуктах, и, как показали, оказывают воздействие на здоровье в результате обширных клинических исследований , таких как диета DASH или средиземноморская диета , которые отражают азиатские основополагающие диеты, которые имеют тенденцию включать листовую зелень, бобовые, овощи, соевые продукты, соевые продукты, соевые продукты, соевые продукты, соевые продукты, соевые продукты, соевые продукты. цельные зерна, травы и специи, рыба или моллюсков и умеренные порции яиц, птицы, нечастые порции красного мяса и сладостей. [ 33 ] [ 31 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]
Другие примеры
[ редактировать ]- Qiu Li Gao - это грушевый сироп или паста, используемая для лечения заболеваний легких. [ 37 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Bencao Gangmu , Materialia Medica, составленная Ли Шижином во время династии Мин .
- Чан Мин , серия рекомендаций по диетическим и образу жизни, адаптированные к западным привычкам питания
- Макробиотическая диета
- Даосская диета
- Яншенг , метод "питательной жизни"
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Engelhardt 2001 , p. 173.
- ^ Whang J (январь 1981). «Китайская традиционная пищевая терапия». J Am Diet Assoc . 78 (1): 55–7. doi : 10.1016/s0002-8223 (21) 04739-8 . PMID 7217561 . S2CID 37479374 .
- ^ Jump up to: а беременный Шен, Кужэн; Саманта Мей-че-Панг; Энид Вай-Юнг Квонг; Zhiqing Cheng (апрель 2010 г.). «Влияние китайской пищевой терапии на сообщество, живущие китайскими пациентами с гипертонической болезнью с дефицитом инжи». Журнал клинического сестринского дела . 19 (7–8): 1008–1020. doi : 10.1111/j.1365-2702.2009.02937.x . HDL : 10397/25717 . PMID 20492045 .
- ^ Темели, Барбара (2002). План велнеса из пяти элементов: китайская система для идеального здоровья . Нью -Йорк: Стерлинг Паб. Co. ISBN 978-0-8069-5867-5 Полем OCLC 49970502 .
- ^ Barnes 2013 , p. 339–41, который также цитирует Fraws 1995b , Zhao & Ellis 1998 и Simonds 1999 .
- ^ Энгельхардт 2001 , с. 174–175.
- ^ Энгельхардт 2001 , с. 175–176.
- ^ Huang 2000 , с. 120–21.
- ^ Huang 2000 , p. 134.
- ^ Цанг 1996 , с. 54
- ^ Энгельхардт 2001 , с. 176
- ^ Энгельхардт 2001 , с. 177.
- ^ Engelhardt 2001 , с. 178–181.
- ^ Engelhardt 2001 , с. 181–183.
- ^ Энгельхардт 2001 , с. 184.
- ^ Энгельхардт 2001 , с. 185 (не существующий, происхождение фрагментов); Huang 2000 , p. 136 («Первая компиляция Bencao , посвященная диетической терапии»).
- ^ Engelhardt 2001 , с. 184–187.
- ^ Энгельхардт 2001 , с. 187.
- ^ Huang 2000 , p. 137.
- ^ Buell & Anderson 2010 , с. 3 (дата и перевод) и 141 (более поздний прием).
- ^ Buell & Anderson 2010 , с. 113–46.
- ^ Lo 2005 , p. 164 («Только когда поздние средневековые травяные и диетические районы у нас есть хорошие доказательства того, что отдельные продукты питания и лекарства были всесторонне назначены медицинскими свойствами»); Buell & Anderson 2010 , с. 139
- ^ RO 2016 , с. 133 и 137–38.
- ^ Hanson 2003 , p. 114–15.
- ^ Jump up to: а беременный Anderson 2013 , с. 259–260.
- ^ Huang 2000 , p. 571.
- ^ Андерсон 2013 , с. 259
- ^ «Сохраняйте прохладу, избегая« жареных »продуктов» . Новая бумага . 8 июля 2019 года.
- ^ Андерсон 2013 , с. 259–260 .
- ^ Buell & Anderson 2010 , с. 139
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Zou, P (2016). «Традиционная китайская медицина, пищевая терапия и контроль гипертонии: повествовательный обзор китайской литературы». Американский журнал китайской медицины . 44 (8): 1579–1594. doi : 10.1142/s0192415x16500889 . PMID 27852126 .
- ^ Аль-Шура, Аника Ниамби (2014). Продвинутая клиническая терапия в сердечно -сосудистой китайской медицине . Elsevier Science. ISBN 9780128006405 .
- ^ Корлисс, Джули (2023-07-01). «Традиционные китайские диеты: шаблон для полезных привычек питания» . Гарвардский здоровье . Получено 2024-05-25 .
- ^ Функциональные продукты востока . CRC Press. 2010. ISBN 9781420071931 .
- ^ "Дань или Средиземноморье: какая диета лучше для вас?" Полем Гарвардские здравоохранения публикации, Гарвардский университет. 2017 . Получено 6 августа 2017 года .
- ^ Халава, Абдельхади (2021-07-30). «Анализ воздействия на здоровье перехода традиционной китайской пищи на появление нетрадиционного поведения в пищу» . Журнал этнических продуктов . 8 (1): 14. doi : 10.1186/s42779-021-00087-3 . ISSN 2352-6181 .
- ^ Чжу, Чун-Хан (1989). Клиническое руководство по приготовленным китайским лекарствам . Paradigm Publications . С. 90–91. ISBN 978-0-912111-43-8 .
Работы цитируются
[ редактировать ]- Андерсон, Юджин Н. (2013), «Народная пищевая терапия в современном Китае», в TJ Hinrichs; Линда Л. Барнс (ред.), Китайская медицина и исцеление: иллюстрированная история , Кембридж, Массачусетс: издательство из прессы Гарвардского университета, стр. 259–260, ISBN 978-0-674-04737-2 .
- Барнс, Линда Л. (2013), «Мир китайской медицины и исцеления: часть вторая», в TJ Hinrichs; Линда Л. Барнс (ред.), Китайская медицина и исцеление: иллюстрированная история , Кембридж, Массачусетс: издательство Belknap of Harvard University Press, стр. 334–378, ISBN 978-0-674-04737-2 .
- Буэлл, Пол Д.; Андерсон, Юджин Н. (2010), суп для QAN , второе пересмотренное и расширенное издание , Лейден и Бостон: Брилл, ISBN 978-90-04-18020-8
- Engelhardt, Ute (2001), «Диета в Tang China и первые существующие работы Materia Dietetica », в Элизабет Хсу (ред.), Инновации в китайской медицине , Кембридж: издательство Кембриджского университета, стр. 173–191, ISBN 0-521-80068-4 .
- Flaws, Bob (1995a), Дао здорового питания: диетическая мудрость в соответствии с традиционной китайской медициной , Боулдер, Колорадо: Blue Poppy Press .
- Flaws, Bob (1995b), «Книга Jook: китайские лекарственные краски» - здоровая альтернатива типичному западному завтраку , Боулдер, Колорадо: Blue Poppy Press .
- Hanson, Marta (2003), « Золотое зеркало в имперском суде императора Цяньлонга, 1739-1742», ранняя наука и медицина , 8 (2): 108–47, doi : 10.1163/157338203x00035 , JSTOR 4130134 , PMID 15043047
- Huang, HT (2000), Наука и цивилизация в Китае , том VI, часть 5, Ферментации и пищевые науки , Кембридж, англ.: Издательство Кембриджского университета
- LO, Vivienne (2005), «Удовольствие, запрет и боль: пища и лекарство в традиционном Китае», в Roel Sterckx (ред . ) Macmillan, pp. 163–85, doi : 10.1057/9781403979278_9 , ISBN 978-1-349-52746-5
- Ro, Sang-Ho (2016), «Кулинарные книги и женщины-писатели в поздней части Кореи», Seoul Journal of Corean Studies , 29 (1): 133–57, doi : 10.1353/seo.2016.0000 , S2CID 147809513 -через Muse (подписка. необходимый)
- Саймондс, Нина (1999), ложка имбиря: непреодолимые рецепты здоровья от азиатских кухонь , Нью-Йорк: Knopf .
- Tsang, Ka Bo (1996), «Китайские свиноводческие сказки», археология , 49 (2): 52–57, JSTOR 41770593
- Янг, Грейс (1999), Мудрость китайской кухни: классические семейные рецепты празднования и исцеления , Нью -Йорк: Саймон и Шустер .
- Чжао, Чжуо; Эллис, Джордж (1998), Цитатная кухня Китая: 300 Рецепты для динамичного здоровья и долголетия , Рочестер, Вермонт: пресса исцеляющих искусств .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Cai, Jinfeng (1988), Еще еду к здоровью: диотерапия в традиционной китайской медицине , Peking: Foreign Language Press .
- Фаркухар, Джудит (1994), «Еда китайская медицина», культурная антропология , 9 (4): 471–97, doi : 10.1525/can.1994.9.4.02a00020 , JStor 656385
- Недостатки, Боб; Wolfe, Honora L. (1983), Prince Wen Hui's Cook: Китайская диетическая терапия , Бруклин, Массачусетс: Paradigm Publications .
- Kastner, Joerg (2008), Китайская пищевая терапия: диетология в традиционной китайской медицине , Медицинские издатели Thieme , ISBN 978-3131309624 .
- Лю, Джилин; и др., ред. (1995), Китайская диетическая терапия , Эдинбург: Черчилль Ливингстон .
- Лу, Генри С. (1986), Китайская система лекарств от пищи, профилактика и лекарств , Нью -Йорк: Sterling Publ. Co., ISBN 9789679782530 .
- Лу, Гвэй-Джен; Нидхэм, Джозеф (1951), «Вклад в историю китайской диетологии», ИГИЛ , 42 (1): 13–20, doi : 10.1086/349229 , JSTOR 226660 , PMID 14831972 , S2CID 10054102
- Topley, Marjorie (1970), «Традиционные идеи Китая и лечение болезней: два примера из Гонконга», Man , New Series, 5 (3): 421–37, doi : 10.2307/2798950 , JSTOR 2798950