Jump to content

Перхта

(Перенаправлено с Берхты )
Перухти в Хрдли [ cs ] , Королевство Богемия , 1910 г.

Перхта или Берхта Берта» ), также широко известная как Перхт и другие варианты, когда-то была известна как богиня в альпийском язычестве в Верхнегерманских, а также австрийских и словенских регионах Альп . Ее имя может означать «светлая» ( древневерхненемецкое : beraht, bereht , от протогерманского * berhtaz ) и, вероятно, связано с именем Берхтентаг , что означает «праздник Крещения ». Ойген Могк альтернативную этимологию, приписывая происхождение имени Перхта древневерхненемецкому предлагает глаголу pergan , означающему «скрытый» или «покрытый». [ 1 ] Точное происхождение и время возникновения неизвестны.

Перхта часто идентифицируется как происходящая от той же германской богини, что и Хольда и другие женские персонажи германского фольклора (см. Фрия-Фригг ). По словам Якоба Гримма и Лотте Мотц , Перхта — южный двоюродный брат Хольды или его эквивалент, поскольку они оба разделяют роль «хранителей зверей» и появляются во время Двенадцати дней Рождества , когда наблюдают за прядением . [ 2 ] [ 3 ]

Гримм говорит, что Перхта или Берхта были известны «именно в тех регионах Верхней Германии, где заканчивается Хольда: в Швабии, в Эльзасе, в Швейцарии, в Баварии и Австрии». [ 4 ]

По словам Эрики Тимм , Перхта возникла в результате слияния германских и догерманских, вероятно , кельтских традиций альпийских регионов после периода миграции в раннем средневековье . [ 5 ]

Имена Перхты

[ редактировать ]

У Перхты было много разных имен в зависимости от эпохи и региона: Гримм перечислял имена Перахта и Берхте в качестве основных имен (в своем заголовке), за ними следовали Берхта на древневерхненемецком языке, а также Берта и фрау Перхта . В Бадене , Швабии , Швейцарии и словенских регионах ее часто называли фрау Фасте (женщина времен Эмбера ) или Пехта или «Кватерница» на словенском языке . В других местах она была известна как Постерли, Кватемберка и Фронфастенвайбер . [ 6 ]

Мать франков императора Карла Великого, возможно, имела родственное, хотя и непреднамеренное влияние, как и королева вестготов Брунгильда , в средневековом фольклоре Берта или Бертрада, как говорили, были с длинными и широкими ногами и фактически были выше ее. мужа звали именно Пиппин Короткий и, возможно, это было причиной того, что Карл Великий унаследовал от нее свой необычный рост.

В южной Австрии , в Каринтии у словенцев мужская форма Перхты была известна как Квантемберман по-немецки или Кватерник по-словенски (человек четырех дней Эмбера ). Гримм думала, что ее коллега-мужчина или эквивалент — Берхтольд . [ 7 ]

Региональные варианты названия включают Беригль , Берхтльмуада , Перхта-Баба , Злобна Пехта , Бехтрабаба , Сампа , Стампа , Лутцль , Замперин , Пудельфрау , Зампермуатта и Раувейб .

Описание

[ редактировать ]

В некоторых описаниях Перхта имеет две формы ; она может выглядеть либо красивой и белой, как снег, как ее имя, либо старой и изможденной.

Во многих старых описаниях у Перхты была одна большая ступня, которую иногда называли гусиной или лебединой. Гримм думал, что странная ступня символизирует ее высшее существо, способное принимать форму животного. Он заметил, что Берта со странной ногой существует во многих языках (средненемецкое «Berhte mit dem fuoze», французское «Berthe au grand pied», латинское «Berhta cum magno pede», итальянское «Berta dai gran piè», титул средневековой эпическая поэма региона Италии): «По-видимому, это нога девичьей лебеди , которую она, как знак своей высшей природы, не может отбросить... и в то же время нога прядильщицы». растопыренная нога, которая работала педалью ». [ 8 ]

В Тироле она предстает маленькой старушкой с очень морщинистым лицом, яркими живыми глазами и длинным крючковатым носом; волосы ее растрепаны, одежда изорвана и изодрана. [ 9 ]

Традиционные повествования

[ редактировать ]

Первоначально Перхта была сторонницей культурных табу, таких как запрет на прядение по праздникам. [ 10 ] В фольклоре Баварии и Австрии сказано, что Перхта бродила по сельской местности в середине зимы и входила в дома в течение двенадцати дней между Рождеством и Крещением (особенно в Двенадцатую ночь ). Она узнает, хорошо ли вели себя дети и молодые слуги дома и усердно ли работали весь год. Если бы они это сделали, они могли бы найти небольшую серебряную монету на следующий день в туфле или ведре. Если бы они этого не сделали, она бы разрезала им животы, вынула желудок и кишки и набила дыру соломой и галькой. пряли всю положенную им порцию льна или шерсти. Особенно ее беспокоило то, что девушки в течение года [ 9 ] Она также вспарывала животы людям и набивала их соломой, если они ели что-нибудь в ночь ее праздника, кроме традиционной еды из рыбы и каши. [ 4 ] [ 9 ]

Культ Перхты, последователи которого оставляли еду и питье фрау Перхт и ее последователям в надежде получить богатство и изобилие, был осужден в Баварии в Thesaurus pauperum (1468 г.). [ нужна ссылка ] и Томас Эбендорфер фон Хазельбах в De decem praeceptis (1439).

Более поздние канонические и церковные документы характеризовали Перхту как синоним других ведущих женских духов: Хольды , Дианы , Иродиады , Ричеллы и Абундии . [ 11 ]

[ редактировать ]
Маска Перхтена

Гримм думал, что Хольда - ее эквивалент, в то время как Weiße Frauen может происходить непосредственно от Берхты в ее белой форме.

Слово Perchten является множественным числом от Perchta , и это стало названием ее окружения, а также названием масок животных, которые носили на парадах и фестивалях в горных районах Австрии. В 16 веке Перхтен принял две формы: некоторые из них были красивыми и яркими, известными как Шенперхтен («красивый Перхтен»). Они приходят во время Двенадцати ночей и фестивалей, чтобы «принести людям удачу и богатство». Другая форма - это Schiachperchten («уродливые Perchten»), у которых есть клыки, бивни и конские хвосты, которые используются для изгнания демонов и призраков. Мужчины, одетые как уродливые Перхтены в 16 веке, ходили от дома к дому, изгоняя злых духов. [ 12 ] [ 13 ]

Иногда дьявола считают самым schiach («уродливым») Percht , а фрау Перхту — самым schiach («красивым») Percht .

Перхта также является королевой Хаймхена . [ 14 ]

Интерпретации

[ редактировать ]

По словам Якоба Гримма говорили (1882), о Перхте на древневерхнем немецком языке в 10 веке как о фрау Берхта , и ее считали богиней в белых одеждах, которая курировала прядение и ткачество, как в мифах о Хольде . Он считал, что она была женским эквивалентом Берхтольда и иногда была лидером Дикой Охоты . Однако Джон Б. Смит не согласен и предполагает, что Перхта представляет собой олицетворение праздника Богоявления (Дня Перхты) и, следовательно, не является дохристианским. [ 15 ]

Перхта также была изображена в очень известном словенском фильме «Кекец» как « тета Пехта» , старуха, живущая в горах, которая предположительно крадет детей и умеет использовать лекарственные растения.

Современные праздники

[ редактировать ]

В современной культуре Перхта изображается как «награждающая щедрых и наказывающая плохих, особенно лживых детей». [ 15 ]

Сегодня в Австрии, особенно в Зальцбурге , где, как говорят, она бродит по замку Хоэнзальцбург . глубокой ночью [ 16 ] Перхтены до сих пор являются традиционной частью праздников и фестивалей (например, Карнавал Fastnacht ). Деревянные маски животных, изготовленные для фестивалей, сегодня называются Перхтен . [ 13 ]

В Понгау австрийском регионе большие шествия Schönperchten («красивый Perchten») и Schiachperchten каждую зиму проводятся («уродливый Perchten»). Говорят, что красивые маски способствуют неожиданной финансовой удаче, а уродливые маски носят, чтобы отогнать злых духов. [ 17 ]

Другие региональные вариации включают Tresterer в австрийском регионе Пинцгау , танцоров на ходулях в городе Ункен , Schnabelpercht или Schnabelperchten («Перхт со стволом») в регионе Унтериннталь и Glöcklerlaufen («бег в колокола») в Зальцкаммергуте . Ряд крупных горнолыжных курортов превратили эту традицию в туристическую достопримечательность, собирающую каждую зиму большие толпы людей.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Могк по словам Натко.
  2. ^ Гримм 1882 .
  3. ^ Мотц по данным Hilton 1984.
  4. ^ Jump up to: а б Гримм 1882 , с. 272.
  5. ^ Тимм по словам Натко.
  6. ^ Гинзбург.
  7. ^ Гримм 1882 , с. 279.
  8. ^ Гримм 1882 , стр. 280–281.
  9. ^ Jump up to: а б с Фрейзер 1920: 240.
  10. ^ Смит, Джон Б. (2004). «Перчта, разрезающая животы, и ее родственники: взгляд на некоторые традиционные угрожающие фигуры, угрозы и наказания». Фольклор . 115 (2): 167–186. дои : 10.1080/0015587042000231264 . JSTOR   30035166 . S2CID   216643443 .
  11. ^ Гримм 1882 , стр. 283–288.
  12. ^ Фрейзер 1920: 242-243
  13. ^ Jump up to: а б Вагнер 2007.
  14. ^ Людвиг Бехштейн: Немецкая книга легенд . Меерсбуш, Лейпциг, 1930, с. 377.
  15. ^ Jump up to: а б Хопкин, Дэвид (2000). «Фольклор и историк» . Историк фольклора . Том. 17. Саймон Броннер. Университет штата Пенсильвания – через Google Книги .
  16. ^ Герберт, Вивиан (1908). «Перхтенские танцовщицы Зальцбурга» . Журнал «Широкий мир» . Том. 21 – через Google Книги .
  17. ^ Галлон, Стефани (18 декабря 2014 г.). «Рождественские Демоны II — Крампус и Перхта» . Международная Готическая Ассоциация . Архивировано из оригинала 6 мая 2016 года.

Библиография

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  • Фрейзер, сэр Джеймс Джордж. 1920. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. IX. Часть 6. «Козел отпущения», стр. 240–243. Macmillan & Co. (Facsimili Elibron Classics, 2005) ISBN   1-4021-8348-8 . ( Онлайн ). Файл получен 18 мая 2007 г.
  • Могк, Юджин . 1907. Германская мифология .
  • Мюллер, Феликс и Ульрих. 1999. «Перхт и Крампус, Крамперл и Шиах-Перхтен». Вундерлих, Вернер (ред.): Средневековые мифы 2. Демоны-монстры-мифические существа. Санкт-Галлен, стр. 449–460. ( Онлайн, на немецком языке ) Файл получен 18 мая 2007 г.
  • Тим, Эрика. 2003. Г-жа Холле, г-жа Перхт и связанные с ними фигуры: 160 лет после того, как Гримм, взгляд с германистической точки зрения.
  • Вагнер, Александр. 2007. Перхтенские трассы: языческое наследие Зальцбурга. ( Онлайн ) Файл получен 18 мая 2007 г.
  • Вашниций, Виктор. 1913. Перхт, Хольда и связанные с ними деятели: вклад в религиозную историю Германии . Известия Академии наук в Вене, Философско-исторический класс.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 293352fecbd7084a107d829b022683fd__1721729940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/29/fd/293352fecbd7084a107d829b022683fd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Perchta - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)