Каванабэ Кёсай
Каванабэ Кёсай | |
---|---|
Кёсай Каванабэ | |
Рожденный | Сюзабуро 18 мая 1831 г. Кога Исимачи, провинция Симуса (ныне город Кога, префектура Ибараки), Япония. |
Умер | 26 апреля 1889 г. Храм Дзуйриндзи, Токио , Япония. | (57 лет)
Место отдыха | Район Тайто , Токио |
Национальность | японский |
Известный | Живопись, графика, портреты |
Движение | Укиё-э , японский дзэн , нихонга |
Семья | Каванабэ Кёсуи (дочь) |
Каванабэ Кёсай [1] ( 河鍋 暁斎 , 18 мая 1831 — 26 апреля 1889) — японский художник и карикатурист . По словам искусствоведа Тимоти Кларка, «индивидуалист и независимый, возможно, последний виртуоз традиционной японской живописи». [2]
Биография
[ редактировать ]Прожив период от Эдо до периода Мэйдзи , Кёсай стал свидетелем того, как Япония превратилась из феодальной страны в современное государство. Он родился в Коге и был сыном самурая . Его первое эстетическое потрясение произошло в возрасте девяти лет, когда он подобрал человеческую голову, отделенную от трупа, в реке Канда . [3] Проработав некоторое время мальчиком у укиё-э художника Утагавы Куниёси , он получил формальное художественное образование в школе Кано под руководством Маэмура Това (前村洞和, ? – 1841), который дал ему прозвище «Демон рисования». ", но Кёсай вскоре отказался от формальных традиций ради большей свободы популярной школы. Во время политического брожения, которое привело к революции 1867 года и последовало за ней , Кёсай приобрел репутацию карикатуриста . Его очень длинная картина на макимоно (горизонтальный тип японской ручной прокрутки) «Битва пукателей» может рассматриваться как карикатура на это брожение. Он был трижды арестован и заключен в тюрьму властями сёгуната . Вскоре после прихода Императора к власти был проведен великий конгресс художников и литераторов, на котором присутствовал Кёсай. Он снова выразил свое мнение о новом движении в карикатуре, которая имела большой народный успех, но и привела его в руки полиции, на этот раз противоположной партии. [4]
Кёсай многие считают величайшим преемником Хокусая (учеником которого он, однако, не был), а также первым политическим карикатуристом Японии. Его работа отражала его жизнь в ее диком и недисциплинированном характере и иногда отражала его любовь к выпивке. Хотя он и не обладал достоинством, силой или сдержанностью Хокусая, он компенсировал это фантастическим энтузиазмом, который всегда придавал интерес его технически превосходному рисунку. [4]
В 1874 году он создал первый журнал манги : Eshinbun Nipponchi , совместно с Канагаки Робуном . [5] Журнал находился под сильным влиянием Japan Punch , основанного в 1862 году Чарльзом Виргманом , британским карикатуристом. Эшинбун Ниппончи имел очень простой стиль рисунков, не стал популярным среди многих и закончился всего после трех выпусков.
Помимо своих карикатур, Кёсай написал большое количество картин и зарисовок, часто выбирая сюжеты из фольклора своей страны, драмы Но , природы и религии, например «Искушение Шака Ниораи» или «Богиня Кваннон на драконе» (на какэдзику рамка). [6] Прекрасная коллекция этих работ хранится в Британском музее ; хорошие примеры есть также в Национальной художественной библиотеке Южного Кенсингтона и Музее Гиме в Париже . [4] Мемориальный музей Каванабэ Кёсай [7] была основана в 1977 году и расположена в Вараби , префектура Сайтама , Япония.
Эрвин Бельц записал в своем дневнике, что Кёсай умер из-за рака желудка. [8]
кратер . на Меркурии В его честь назван
Библиография
[ редактировать ]Самый важный труд об искусстве и жизни Кёсая был написан им самим: « Кёсай Гадан» (暁斎画談), или «Трактат Кёсая о живописи», наполовину автобиография, наполовину руководство по живописи. Важным современным произведением, касающимся художника, является «Каванабэ Кёсай-Оден» (河鍋暁斎翁伝), или «Биография старика Каванабэ Кёсай», написанная Иидзимой Кёсином (飯島虚心). Работа была закончена в 1899 году, но опубликована только в 1984 году.
Многие жители Запада приезжали в гости к Кёсаю, и их воспоминания о художнике ценны. Двумя важными, оба редкими, являются:
- Эмиль Этьен Гиме , «Японские прогулки» , Париж, 1880 г.
- Иосия Кондер , Картины и этюды Каванабэ Кёсай , Токио, 1911 год. Кондер серьезно изучал японское искусство; после некоторых первоначальных отказов он был принят в ученики Кёсая и сопровождал его в течение десяти лет до смерти мастера.
Самый обновленный и легко доступный справочник о жизни и творчестве Кёсая на английском языке:
- Тимоти Кларк, Демон живописи: искусство Каванабэ Кёсая , Лондон: опубликовано для попечителей Британского музея издательством British Museum Press, 1993.
Галерея
[ редактировать ]-
Бакэ-Баке Гакко (化々學校), или «Школа привидений». В августе 1872 года правительство Мэйдзи решило ввести систему обязательного образования. На этой карикатуре и демоны (вверху), и каппа (в центре) изучают словарный запас, касающийся их повседневной жизни. Первых обучает Сёки, победитель демонов, одетый в униформу в западном стиле. Некоторые гоблины пытаются проникнуть в школу (внизу), но их уносит Бог Ветра.
-
Ренджиси (連獅子), или «Танец пары львов», Кёсай. Рэндзиси — знаменитый танец театра Кабуки .
-
Идзанаги и Идзанами рождают Японию, ок. 1870 г.
-
Японские прогулки, 1880 г.
-
«Цветы и птицы» , 1881 г., экспонировалась на Второй Национальной промышленной выставке.
-
Резвящиеся звери, Некомата и барсук-тануки
-
Красавица перед зеркалом короля Энмы
-
Полнолуние с вороной на сливовой ветке, 1930 год.
-
Никогда раньше не видел: правдивое изображение живого дикого тигра
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Он взял художественное имя Кёсай в 1857 году, а в 1871 году изменил первый иероглиф этого имени с 狂 (дикий, сумасшедший) на 暁 (рассвет, просветление) после одного из нескольких его освобождений из тюрьмы. 暁 имеет два чтения : «кё» и «гё», причем последнее более известно (во многих словарях есть только это чтение), поэтому имя художника также ошибочно латинизируется как Каванабэ Гёсай.
- ^ Кларк, стр.16
- ^ Дж. Кондер, Картины и этюды Каванабэ Кёсай, 1911, Мемориальный музей Каванабэ Кёсай, страница 2: «Однажды, в возрасте девяти лет, он исследовал берега реки Канда, которая разлилась после проливного дождя. ..."
- ^ Перейти обратно: а б с свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Кёсай, Шо-Фу ». Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 960. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Арн, Джексон (14 декабря 2018 г.). «Японский «демон живописи», придумавший мангу в 1874 году» . CNN . Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ Дж.Кондер, страница 113, пояснения к этому изображению, страницы с 51 по 54.
- ^ «Мемориальный музей Каванабэ Кёсай, официальная домашняя страница на английском языке» . Архивировано из оригинала 20 апреля 2009 г. Проверено 20 апреля 2009 г.
- ^ Эрвин Бельц - Жизнь немецкого врача в пробуждающейся Японии, изд. Току Бельц, 1930 г.