Социология в Японии
Часть серии о |
Социология |
---|
![]() |
Социология – это методологическое и научное исследование человеческого общества. Он изучает социальные взаимодействия между человеком и обществом, а также социальные закономерности между обществами, группами, нациями, институтами и т. д. [1] Социологи исследуют взаимосвязь между социальными структурами и человеческой жизнью. Они также направлены на решение соответствующих социальных проблем, выявленных в результате исследований. [2]
Социология в Японии или Сякай-Исикирон ( «исследования общественного сознания» ) [3] возникла во время революции Мэйдзи (1868 г.) и получила развитие с открытием первой кафедры социологии в Токийском университете в 1893 г. [4] Он был интегрирован в образовательную систему Японии в результате модернизации и находился под сильным влиянием западной социологии. [5]
Источник
[ редактировать ]
Общее признание социологии в Японии можно отнести к революции Мэйдзи 1868 года. В то время революция повлияла на ход модернизации Японии и привела к изменениям как в социальной, так и в политической структуре нации. [6]
Социология Герберта Спенсера впервые была представлена в Японии с приездом Эрнеста Феноллоса , приглашенного профессора философии и политической экономии в Токийском университете . Это и последующее создание первой кафедры социологии под руководством Тоямы Сёити являются вехами в становлении японской социологии. [6] Такэбе Тонго был первым заведующим кафедрой социологии в Токийском университете, который тогда назывался Токийским императорским университетом. Его работа «Общие принципы социологии» (1905–1908) была первой систематической работой по социологии в Японии и оказала большое влияние на будущее развитие исследования. [6]
Разработка
[ редактировать ]Развитие социологии в Японии можно в целом разделить на четыре этапа, основанные на различных социальных, культурных структурах и национальной политике на разных этапах времени. [7]
Этап 1: До Второй мировой войны (1878–1945 гг.)
[ редактировать ]Японская социология на начальном этапе ориентировалась преимущественно на философские ориентации и находилась во многом под влиянием социологических теорий Европы. [7]
Социологию впервые преподавал в Токийском университете в 1878 году Феноллоса, который в то время был приглашенным профессором философии и политической экономии. Три года спустя его сопровождал Масакадзу Тояма, который впоследствии стал первым официальным профессором социологии в Японии и был удостоен звания «Основатель японской социологии». И Феноллоса, и Масакадзу были пропагандистами социологической теории Герберта Спенсера, которая сделала работы Спенсера чрезвычайно важными для японской социологии в первые годы. [7]
Другие западные социологические теории были представлены Японии в конце 1900-х и начале 1910-х годов , в том числе теории Рюкичи Эндо, Эмиля Дюркгейма и Франклина Гиддингса . Японский институт социологии был основан в 1913 году Тонго Такэбе и заменен Японским социологическим обществом в 1924 году. До Второй мировой войны социологические исследования в Японии находились под сильным влиянием западных теорий и, в частности, немецкой школы. [7]
Этап 2: После Второй мировой войны (1946–1960-е гг.)
[ редактировать ]Второй этап развития японской социологии символизировался переходом акцентов от философских установок к эмпирическим. Американская школа социологических исследований оказала большое влияние на развитие японской социологии на этом этапе. [7]
Социальная и политическая реформа произошла после оккупации Японии США в конце Второй мировой войны. Традиционная японская система ценностей рухнула, и возникла новая идея демократизации. Социология попала в поле зрения общественности с пересмотром ценностей. В 1950-е годы в рамках реформы системы образования социология формально стала обязательным предметом общего образования в высших учебных заведениях Японии. По мере увеличения количества факультетов социологии и достижения прогресса требовалось все большее число социологов. Американские социологические теории начали привлекать внимание в этот быстро развивающийся период японской социологии. [7]
Оккупация США способствовала распространению американских социологических теорий в Японии. В тот момент американские социологи делали особый упор на эмпирические исследования, что в конечном итоге привело к такому же переходу к эмпирическим методам исследования в японской социологии. Двумя ведущими японскими социологами того времени были Тадаси Фукутаке и Кунио Одака. Хотя они проводили исследования в разных областях: Фукутаке изучал сельскую социологию , а Одака изучал индустриальную социологию , они оба были ведущими эмпирическими социологами, проводившими большое количество исследований, основанных на исследованиях. [7]
Этап 3: Диверсификация (1960–1990-е годы).
[ редактировать ]Третий этап развития японской социологии начался в 1960-е годы . Этот этап развития характеризуется различной направленностью исследований. Среди японских социологов была популярна как эмпирическая, так и философско-теоретическая направленность. [7]
Изменения в социальных структурах были свидетелями старших социологов на послевоенном этапе. Однако эти ведущие социологи в основном принадлежали к довоенному академическому кругу. Молодые японские социологи в этот период, как правило, больше сосредотачиваются на теоретическом микросоциологическом анализе, чем на макроанализе. Многомерные парадигмы начали привлекать внимание японской социологии, в том числе парадигмы Альфреда Шютца, Энтони Гидденса, Юргена Хабермаса и Пьера Бурдье. [7]
Таким образом, многие талантливые молодые социологи обратились от марксизма к структурализму или структуралистской социальной теории... поочередно принимали довольно субъективные методологии и теории, такие как феноменологическая социология, символический интеракционизм и этнометодология...
- Сёдзи Кокичи, Предварительный анализ истории социальных наук в современной Японии (1996). [8]
Американское влияние и эмпирический подход продолжали развиваться в японской социологии, что впоследствии способствовало появлению множества новых и разнообразных тем исследования. На этом этапе появились ведущие ученые, в том числе Эйити Исомура ( городская социология) , Киёми Мориока ( социология религии и семьи) , Акира Такахаси (социальные движения), Дзёдзи Ватануки ( политическая социология ) и Тамито Ёсида ( социальная коммуникация) . Позже диверсификация была ускорена другими социальными факторами, такими как индустриализация в 1970-х годах и экологические и феминистские движения в 1980-х годах . [7]
С этого момента социология в Японии продолжала развиваться удивительными темпами. К 1980-м годам число социологов, преподающих в колледжах, достигло около 1000, а число членов Японского социологического общества увеличилось до 3034 в 1999 году. [7]
Этап 4: Глобализация (1990-е годы – настоящее время)
[ редактировать ]Четвертый этап развития японской социологии начался с 1990-х годов . С тех пор и по настоящее время наблюдается движение в сторону теоретической и эмпирической ориентации с увеличением международных и зарубежных исследований, а также сотрудничества с мировыми сообществами. [7]
Исследование, проведенное в 1998 году Японским обществом социологов, изучило предпочитаемую область исследований его членов. В топ-10 предпочтительных полей вошли:
- 15,6% выбрали общесоциологические теории
- 15,2% выбрали социологию семьи
- 15,1% выбрали связь и информацию
- 14,7% выбрали общественную мысль и историю социологии.
- 14,3% выбрали социальное обеспечение , социальное обеспечение и медицинскую социологию.
- 13,6% выбрали культуру , религию и мораль
- 13,1% выбрали социальную психологию и социальные установки.
- 12,2% выбрали сельскую социологию и обществоведение
- 11,3% выбрали межнациональные и зарубежные исследования.
Такое же исследование было проведено десятью годами ранее, в 1988 году. Разница в полученных результатах показала, что проблемы промышленности, труда и образования потеряли популярность, тогда как в 1990-е годы внимание привлекли коммуникации, информация, психология и зарубежные исследования. За такой переход популярных областей обучения ответственна общая тенденция глобализации страны. [7]
В то время как языковой барьер и отсутствие координации с зарубежными исследовательскими институтами привели к тому, что Общество японских социологов лишилось репутации в других частях мира, глобализация создала для японских социологов все больше возможностей для обучения за границей и приветствовала иностранные корпорации и координацию. На этом этапе развития социология в Японии стала более интернационализированной. [7]
Социальные проблемы в Японии
[ редактировать ]В совершенно гармоничном обществе социологи исследуют закономерности и правила социальных взаимодействий и отношений. Однако таких исследований недостаточно в современном обществе, поскольку существуют социальные проблемы. Результаты исследований обязательно используются для дальнейшего содействия исследованию существующих и возникающих социальных проблем. [9]
В 1985 году была создана Японская ассоциация по изучению социальных проблем, которая привлекла к этой теме все большее внимание. Ниже представлены и объяснены некоторые основные социальные проблемы. [9]
Преступность несовершеннолетних
[ редактировать ]В последнее время в Японии все больше беспокойства вызывают сообщения о криминальных новостях, особенно о преступности среди несовершеннолетних . В 1997 году в средствах массовой информации широко сообщалось об инциденте, связанном с повешением отрубленной головы на воротах средней школы, что привлекло внимание общественности. Было установлено, что его совершил 15-летний мальчик, и это преступление потрясло японское общество. Издевательства над молодежью привлекли внимание социологов, а преступность среди несовершеннолетних стала социальной проблемой. [10]
Дискриминация
[ редактировать ]Кастовая система оказала значительное влияние на историю Японии. В течение 260 лет правления Токугава кастовая система ранжировала японское население в соответствии с его родом занятий: воины были высшими, за ними следовали крестьяне, ремесленники и торговцы. Изгои, люди с профессией ниже купечества, считались неуважаемыми в обществе. В 1868 году революция Мэйдзи установила правило равенства как социальную дисциплину, и с тех пор были созданы законы. Однако, хотя влияние кастовой системы уменьшилось, дискриминация сохраняется и стала социальной проблемой. [10]
Самоубийство
[ редактировать ]в среднем примерно в два раза больше смертей в автомобильных авариях в результате Согласно статистическим данным исследований, полученным в 1975–1988 годах, в Японии самоубийств, причем пиковое число достигло 23 832 смертей в 1987 году. [9] Однако в то время самоубийство не признавалось столь значимым, как смерть в автокатастрофе. Поскольку социальная проблема самоубийства привлекала все большее внимание, социологи подчеркивали, что самоубийство нельзя рассматривать отдельно и в отрыве от закона, морали и других социальных факторов. [9] На такие проблемы, как депопуляция, во многом влияет проблема самоубийств.
Старение населения
[ редактировать ]
Ожидается, что население Японии сократится на одну треть в течение следующих пятидесяти лет, при этом около 40% оставшегося населения будут старше 64 лет, что является тенденцией старения Японии . [11] Финансовое бремя и обязанности по уходу возрастают для будущих работающих поколений. В то же время японские университеты столкнулись с кризисом, поскольку молодое население сокращается. Ожидалось, что число 18-летних людей сократится с 2 050 000 в 1992 году до 1 200 000 в 2007 году и продолжит снижаться. В 2000 году шестьдесят процентов колледжей уже не могли набрать достаточное количество студентов. Старение населения создало различные социальные проблемы. [10] [ нужно обновить ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- В., Х. (1946). «Перспективы Японии: социальные и политические события после капитуляции». Мир сегодня. том. 2, нет. 11: 512–523.
- Кунио, Одака (1950). «Японская социология: прошлое и настоящее». Социальные силы. том. 28, нет. 4: 400–409.
- Ямагиши Т., Бринтон М. (1980). «Социология в Японии и «Сякай-Исикирон»». Американский социолог. 15 (4): 192–207.
- Мориока, Кеннет К. и Джесси Ф. Штайнер (1959). «Американская социология в Японии». Американский журнал социологии. том. 64, нет. 6: 606–609.
- КЛАРК, ГРЕГОРИ; и др. (2014). «Япония и Корея: социальная однородность и мобильность». Сын тоже восходит: фамилии и история социальной мобильности, Princeton University Press: стр. 182–198.
- Ито, К. (1993). Преподавание социологии Японии. Преподавание социологии, 21 (4), 371–376.
- Макино, Т. (1952). Образовательная социология в Японии. Журнал педагогической социологии, 26 (1), 37-42. дои: 10.2307/2263706
- Томода, Ю. (1966). Последние тенденции в социологии образования в Японии. Социология образования, 39 (4), 397–406. дои: 10.2307/2111922
- Нонояма, Х. (2000). Семья и семейная социология в Японии. Американский социолог, 31 (3), 27–41.
- Хогецу, М. (2000). Социальный мир социологии в Японии. Американский социолог, 31 (3), 5–14.
- Коэн, М. (2015). Загадка недостающих переходов исторической социологии: пример Японии раннего Нового времени. Американский социологический обзор, 80 (3), 603–625. Накао, К. (1998). Социологическая работа в Японии. Ежегодный обзор социологии, 24 , 499–516.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нэгл, Джон (3 ноября 2016 г.). Знакомство с социологией . Пьеро, 1967-. Лондон. ISBN 9781785780745 . OCLC 962412650 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Роберт., Ван Крикен (2013). Социология . Хабибис, Дафна, Смит, Филип. (5-е изд.). Пирсон Австралия Pty Ltd. ISBN 9781442562363 . OCLC 1021807539 .
- ^ Ямагиси, Тосио (1980). «Социология в Японии и «Сякай-Исикирон» » . Американский социолог . 15 (4): 192–207. JSTOR 27702427 – через JSTOR.
- ^ Р., Доре (1962). «Социология в Японии». Британский журнал социологии . 13 (2): 116–123. дои : 10.2307/587888 . JSTOR 587888 .
- ^ Макото, Хогецу (2000). «Социальный мир социологии в Японии». Американский социолог . 31 (3): 5–14. дои : 10.1007/s12108-000-1030-z . S2CID 144862309 .
- ^ Jump up to: а б с Баба, Акио (1 мая 1962 г.). «История социологии в Японии». Социологическое обозрение . 10 :7–13. дои : 10.1111/j.1467-954X.1962.tb03067.x . S2CID 143463936 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Сасаки, Масамичи С.; Голдстоун, Джек; Циммерманн, Эккарт; Сандерсон, Стивен К. (2014). Сасаки, Масамичи С.; Голдстоун, Джек; Циммерманн, Эккарт; Сандерсон, Стивен К. (ред.). Краткая энциклопедия сравнительной социологии . Лейден, Нидерланды. ISBN 9789004206243 . OCLC 869881238 .
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Кокичи, Сёдзи (1975). «Положение социологии в истории социальных наук в современной Японии». Предварительный анализ истории социальных наук в современной Японии . Издательство Университета Хосэй.
- ^ Jump up to: а б с д Ямамото, Цутому (октябрь 1992 г.). «Современные социальные проблемы в Японии: исследование проблем самоубийств и депопуляции». Международный журнал японской социологии . 1 (1): 19–33. дои : 10.1111/j.1475-6781.1992.tb00004.x .
- ^ Jump up to: а б с Аюкава, Джун (2000). «Социология социальных проблем в Японии». Американский социолог . 31 (3): 15–26. дои : 10.1007/s12108-000-1031-y . S2CID 144795667 .
- ^ Рейнольдс, Изабель (17 мая 2017 г.). «Сокращение населения Японии» . Блумберг . Проверено 5 октября 2018 г.
- «Симпозиум «Генеалогия и проблемы социальных исследований в японской городской социологии» Японская городская социология и социальные исследования» . Анналы Японской ассоциации городской социологии (на японском языке) ( 12): 1–8. doi : 10.5637. /jpasurban1983.1994.1 ISSN 2023 1341-4585 Архивировано июля оригинала 3 октября 2022 г. Проверено 1 г. из
- Мунехито, Накагава (2022). «Койке Кадзуо в социологии, Социология в Кадзуо Койке» . Журнал Японского общества трудовых отношений . 23 (1): 30–39. doi : 10.24592/jshrm.23.1_30 .