Аджарцы
Ачарлеби , Ачарлеби | |
---|---|
![]() Распространение аджарского диалекта | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Грузия (в основном Аджария ), Турция | |
Языки | |
Аджарский диалект грузинского языка , турецкий язык (меньшинство) [ 1 ] | |
Религия | |
Суннитский ислам Грузинская Православная Церковь [ 2 ] | |
Родственные этнические группы | |
Гуриане , лазы , имерхевцы и другие грузины |
Часть серии о |
грузины грузины |
---|
![]() |
Нация |
Грузия |
Древний картвельский народ |
Подгруппы |
Культура |
Языки |
Религия |
Символы |
История Грузии |
Аджарцы ( грузинский : Ачарлеби , латинизированный : ачарлеби ) [ а ] , также известные как грузины-мусульмане , [ б ] [ 4 ] — этнографическая группа грузин , коренных жителей Аджарии на юго-западе Грузии . Аджарские поселения встречаются также в грузинских провинциях Гурия , Квемо Картли и Кахетия , а также в ряде районов соседней Турции .
Аджарцы приняли ислам во время османского владычества Аджарии. По Карсскому договору 1921 года Аджарии была предоставлена автономия, чтобы защитить свою мусульманскую веру. Несмотря на обращение в ислам, аджарцы сохранили грузинский язык (со своим диалектом ) и традиции . [ 5 ] Тем не менее, их самоидентификация неоднозначна, поскольку их исламское происхождение противоречит православной вере их грузинских сверстников. [ 4 ] По переписи 1926 года аджарцы были выделены в отдельную этническую группу. В переписи 1939 года они были включены в одну категорию с грузинами. [ 6 ] С момента обретения Грузией независимости большинство аджарцев считают себя грузинами. [ 7 ] [ 2 ] но некоторые грузины считают аджарцев-мусульман второсортными « тюркизированными » грузинами. [ 8 ] [ 9 ] [ 6 ] [ 10 ] [ 11 ]
История
[ редактировать ]
Аджарцы, как и другие субэтнические группы грузин, исторически исповедовали христианство. [ 12 ] Хотя османская система проса давала своим подданным обширное самоуправление и религиозную свободу , многие аджарцы решили принять ислам в течение 200 лет османского присутствия в 16 и 17 веках. [ 13 ] [ 14 ] Дворянство обратилось первым. [ 15 ] К концу восемнадцатого века аджарцы были полностью исламизированы. [ 15 ]
1853–1856 годов Во время Крымской войны и Русско-турецкой войны 1877–1878 годов многие аджарцы воевали на стороне турок. [ 15 ] Османы были вынуждены уступить Аджарию расширяющейся Российской империи в 1878 году по Берлинскому договору . [ 16 ] Российские власти первоначально поощряли эмиграцию, и многие аджарцы переехали в Османскую империю . [ 17 ] Однако российские власти тогда попытались завоевать лояльность аджарцев, строя мечети и медресе. [ 17 ] В результате многие мухаджиры вернулись в Аджарию. [ 17 ]
Аджария стала частью независимой Грузинской Демократической Республики в 1918 году. Однако в апреле 1918 года Османская империя вторглась в Грузию и захватила Батуми. 4 июня 1918 года был подписан Батумский договор , по которому Грузия была вынуждена уступить Аджарию Османской империи. [ 18 ] Однако из-за поражения Османской империи в Первой мировой войне и Мудросского договора османы вскоре покинули эту территорию. [ 19 ] и Аджария попала под временную оккупацию Великобритании. [ 20 ] В это время под руководством видного аджарского деятеля Мемеда Абашидзе 31 августа 1919 года состоялся Съезд представителей грузин-мусульман. Он принял резолюцию в поддержку воссоединения с Грузией и избрал Меджлис грузинских мусульман, который представлял грузин-мусульман в отношении британской администрации. [ 21 ]
британская администрация уступила Аджарию Демократической Республике Грузия . 20 июля 1920 года [ 22 ] [ 23 ] Ему была предоставлена автономия в соответствии с конституцией Грузии, принятой в феврале 1921 года, когда Красная Армия вторглась в Грузию . [ 24 ] Ачара присоединилась к территории Советской Грузии по Карскому договору 1921 года между Османской империей и СССР . Договор требовал, чтобы Ачара имела «административную автономию и право развивать свою собственную культуру, свою религию и свой собственный аграрный режим». [ 25 ] [ 26 ] Однако советская атеистическая идеология ослабила религиозную практику в регионе, тем самым уменьшив легитимность аджарской автономии в рамках советской системы. В 1920-е годы ачары восстали против советской антиисламской деятельности и коллективизационных реформ . [ 25 ] Вооруженное восстание началось в горных районах Аджарии в апреле 1929 года. В ответ были переброшены советские войска, которые быстро подавили восстание. [ 27 ]
Грузинское население Аджарии было широко известно как грузины-мусульмане, пока советская перепись 1926 года не включила их в число аджарцев отдельно от остальной части грузин, насчитывая 71 426 человек. [ 28 ] В последующих переписях (1939–1989) они были указаны вместе с другими грузинами, поскольку ни одна официальная советская перепись не задавала вопросов о религии.
произошло возрождение аджарской религиозной идентичности Во время распада СССР . [ 3 ] Исламская религиозная практика стала культурной нормой, медресе вновь открылись, а призыв к молитве . из мечетей раздался [ 3 ] Местный лидер Аслан Абашидзе использовал продолжающееся исламское возрождение для достижения своих политических целей. [ 3 ] После обретения Грузией независимости первый президент Грузии Звиад Гамсахурдиа назначил Абашидзе председателем парламента Аджарии в 1991 году. [ 29 ] Воспользовавшись беспорядками, вызванными Гражданской войной в Грузии , войной в Абхазии и Южной Осетии , он в одностороннем порядке пришел к власти без официального соглашения и начал удерживать налоговые поступления и захватывать значительные богатства Аджарии . [ 3 ] [ 30 ] Главный муфтий Ачары Гаджи Махмуд Камашидзе поддержал Абашидзе в его борьбе за власть. [ 31 ] Однако после того, как Абашидзе достиг своих целей, он перестал использовать мусульманское движение в своих политических целях. [ 3 ] [ 32 ] Аджарский кризис 2004 года привел к тому, что Аслан Абашидзе ушел со своего поста после того, как тысячи аджарцев протестовали против его правления в Батуми в мае 2004 года, когда президент Грузии Михаил Саакашвили символически заявил: «Абашидзе бежал, Аджария свободна». [ 33 ]
Аджарцы, как осетины и абхазы , пользуются особым режимом подачи заявления на российское гражданство с ускоренной процедурой подачи заявления, что воспринимается как российское вмешательство со стороны Грузии. [ 34 ]
Религия
[ редактировать ]В шестнадцатом веке большинство населения Аджарии были христианами. К концу восемнадцатого века все аджарцы были мусульманами. [ 15 ] После того, как Аджария отошла к Российской империи в 1878 году по Берлинскому договору , аджарцам, которые были мусульманами, было разрешено выехать в Турцию. [ 16 ] Хотя российские власти поддерживали миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви , они также пытались завоевать лояльность аджарцев, строя мечети и медресе и поддерживая местное мусульманское духовенство. [ 17 ] В результате многие аджарские эмигранты, называемые Мухацирами , вернулись в Аджарию. [ 17 ]
Распад Советского Союза и независимость Грузии сначала привели к исламскому возрождению . [ 3 ] Однако позже христианство в Аджарии пережило сильный рост, особенно среди молодежи, которая рассматривала обращение в христианство как возвращение к религии предков до османского завоевания. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] Однако ряд аджарцев, особенно в районе Хуло , остаются мусульманами-суннитами . [ 35 ] По словам Гии Нодиа , по состоянию на 2006 год многие аджарцы являются мусульманами, но считают себя этническими грузинами. [ 2 ] По данным переписи 2014 года, мусульмане составляют 94,6% населения в муниципалитете Хуло , 74,4% в муниципалитете Шуахеви , 62,1% в муниципалитете Кеда и 56,3% в муниципалитете Хелвачаури . В муниципалитетах Батуми и Кобулети мусульмане составляют меньшинство: 25,4% и 28,8%. [ 41 ]
Язык
[ редактировать ]Аджарцы говорят на аджарском , диалекте грузинского языка родственном тому, на котором говорят в соседней северной провинции Гурия , но с рядом из турецкого языка заимствований . Аджарский язык также имеет много общих черт с занскими языками ( мегрельским и лазским ), которые являются сестрами грузинского и входят в картвельскую языковую группу. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Чвенебури , этнические грузины в Турции, многие из которых имеют аджарское происхождение.
- Лазы , картвельскоязычная этническая подгруппа грузин.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Балчи, Байрам; Мотика, Рауль (2007). «Ислам в постсоветской Грузии1» . Центральноазиатское исследование . 26 (3): 335–353. дои : 10.1080/02634930701702399 . ISSN 0263-4937 .
Действительно, турецкий язык не исчез из отдаленных сельских и горных районов Аджарии, где старейшины до сих пор свободно говорят на нем.
- ^ Перейти обратно: а б с Нодия, Гия ; Шольтбах, Альваро Пинто (2006). Политический ландшафт Грузии: Политические партии: достижения, вызовы и перспективы (PDF) . Издательство Эбурон Б.В. с. 10. ISBN 978-90-5972-113-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Джордж 2009 , с. 121.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж 2009 , с. 23.
- ^ Хазанов, Анатолий Михайлович (1995). «Люди, которым некуда идти: тяжелое положение турок-месхетинцев» . После СССР: этничность, национализм и политика в Содружестве Независимых Государств . Университет Висконсина Пресс. п. 195. ИСБН 978-0-299-14894-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Тофт, Моника Даффи (2003). География этнического насилия: идентичность, интересы и неделимость территории (PDF) . Издательство Принстонского университета. п. 108. ИСБН 978-0-691-12383-7 .
- ^ Джордж 2009 , с. 183.
- ^ «Аджарии | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 25 октября 2023 г.
- ^ де Ваал, Томас (2019). Кавказ: Введение (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета . п. 149. ИСБН 978-0-19-068311-5 .
- ^ «На пути к инклюзивности: понимание пути к единству в Грузии» . Гражданская Грузия . 11 октября 2023 г. Проверено 26 января 2024 г.
Среди этнических грузин националистические нарративы, восходящие к советскому периоду, подчеркивают опасения, что группы меньшинств могут предъявить претензии на территорию Грузии. Эти опасения были обоснованы и укоренены травматическим опытом 1990-х годов. Более фундаменталистский подход изображает меньшинства как гостей или граждан второго сорта на территории Грузии, которые должны быть подчинены «истинной» грузинской национальной идентичности (Картвелоба). На этом фоне некоторые меньшинства воспринимают усилия по интеграции как угрозу ассимиляции их законной этнической идентичности.
- ^ Звиададзе, Софи (январь 2018 г.). «Невыносимая легкость быть мусульманином и грузином: религиозная трансформация и вопросы идентичности среди грузин-мусульман Аджарии» . Регион: Региональные исследования России, Восточной Европы и Центральной Азии . 7 (1): 36.
- ^ «Культура Аджарии» . Проверено 27 июля 2024 г.
- ^ Джордж 2009 , стр. 99–100.
- ^ Беннигсен, Александр; Уимбуш, С. Эндерс (1986). Мусульмане Советской империи: Путеводитель . Издательство Университета Индианы. п. 207. ИСБН 978-0-253-33958-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Саникидзе 2018 , с. 249.
- ^ Перейти обратно: а б Хох и Копечек 2011 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Саникидзе 2018 , с. 250.
- ^ Варшаломидзе, Арчил (2019). «Юго-Западная Грузия (Аджария) в геостратегических интересах Османской империи в первой четверти XX века» . Вестник востоковедения .
- ^ Сапаров, Арсен (март 2012 г.). «Почему автономия? Создание Нагорно-Карабахской автономной области 1918-1925 годы» . Европа-Азиатские исследования . 64 (2): 284. дои : 10.1080/09668136.2011.642583 . JSTOR 41478346 . S2CID 154783461 .
- ^ Роуз, Джон Д. (апрель 1980 г.). «Батум как Домино, 1919–1920: Оборона Индии в Закавказье» . Обзор международной истории . 2 (2): 266. дои : 10.1080/07075332.1980.9640214 . JSTOR 40105753 .
- ^ «Мемед Абашидзе (Бег)» . Национальная парламентская библиотека Грузии . Проверено 27 июля 2024 г.
- ^ Ли, Эрик (2017). Эксперимент: забытая революция в Грузии 1918-1921 (1-е изд.). Лондон : Книги ZED. п. 135. ИСБН 978-1-78699-092-1 . Проверено 5 сентября 2022 г.
- ^ Роуз, Джон Д. (апрель 1980 г.). «Батум как Домино, 1919–1920: Оборона Индии в Закавказье» . Обзор международной истории . 2 (2): 286. дои : 10.1080/07075332.1980.9640214 . JSTOR 40105753 .
- ^ «Конституция Грузии (1921 г.), статья 107» . Матиане. 4 сентября 2012 года . Проверено 5 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж 2009 , с. 105.
- ^ Джордж 2009 , с. 100.
- ^ Питер Малкольм Холт, Энн К.С. Ламбтон, Бернард Льюис (1977), Кембриджская история ислама, стр. 639. Издательство Кембриджского университета , ISBN 0-521-29136-4
- ^ Лоример, Фрэнк (1946). «Население Советского Союза: история и перспективы» (PDF) .
- ^ «Аджария празднует отъезд Абашидзе» . 6 мая 2004 г.
- ^ Джордж 2009 , с. 123.
- ^ Джордж 2009 , с. 175.
- ^ Джордж 2009 , стр. 122–123.
- ^ «Абашидзе бежит из Грузии» . 6 мая 2004 г.
- ^ Герман, Трейси С.; Блох, Бенджамин (2006). «Южноосетинский конфликт: столкновение интересов Грузии и России» . Внешняя политика . Весна (1): 51–64. дои : 10.3917/pe.061.0051 . ISSN 0032-342X .
- ^ Перейти обратно: а б Саникидзе 2018 , с. 255.
- ^ Кёксал, Пинар; Айдынгюн, Айшегюль; Гюрсой, Хазар Эге (2019). «Религиозное возрождение и деприватизация в постсоветской Грузии: Рекультурация православия и декультурация ислама» . Политика и религия . 12 (2): 317–345. дои : 10.1017/S1755048318000585 . ISSN 1755-0483 . S2CID 150339133 .
- ^ Кахраман, Альтер (2021). «Азербайджанцы и аджарцы-мусульмане в Грузии: колебание между толерантностью и отчуждением» . Национальные документы . 49 (2): 308–325. дои : 10.1017/nps.2020.7 . ISSN 0090-5992 . S2CID 225548999 .
- ^ Беженцы, Верховный комиссар ООН. «Refworld | Всемирный каталог меньшинств и коренных народов - Грузия: аджарцы» . Рефмир . Проверено 25 октября 2023 г.
- ^ «Аджарии» . Группа по правам меньшинств . 19 июня 2015 года . Проверено 25 октября 2023 г.
- ^ Джордж Саникидзе и Эдвард В. Уокер (2004), Ислам и исламские обычаи в Грузии. Программа Беркли по советским и постсоветским исследованиям. Калифорнийский университет , Институт славянских, восточноевропейских и евразийских исследований Беркли.
- ^ «Религиозный состав Грузии 2014» . pop-stat.mashke.org . Проверено 29 марта 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Джордж, Джули А. (2009). Политика этнического сепаратизма в России и Грузии . Пэлгрейв Макмиллан. дои : 10.1057/9780230102323 . ISBN 978-0-230-61359-1 .
- Хох, Томаш; Копечек, Винсент (2011). «Трансформация идентичности населения Аджарии» . Ежегодник языка и политики ALPPI и политика идентичности . В (5): 57–72. ISSN 1803-1757 .
- Саникидзе, Георгий (1 апреля 2018 г.). «Мусульманские общины Грузии: старые проблемы и новые вызовы» . Журнал исследований исламофобии . 4 (2): 247–265. дои : 10.13169/islastudyj.4.2.0247 . ISSN 2325-8381 .