Латный доспех
Пластинчатые доспехи — это исторический тип индивидуального доспеха, изготовленный из бронзовых , железных или стальных пластин, кульминацией которого является культовый доспех, полностью закрывающий владельца. Полные пластинчатые стальные доспехи, разработанные в Европе в эпоху позднего средневековья , особенно в контексте Столетней войны , из пластинчатого пальто (популярного в конце 13 и начале 14 веков), которое носили поверх кольчуг в 14 веке, столетии. знаменит переходными доспехами , в которых пластины постепенно заменяли кольчуги.
В Европе полные латные доспехи достигли своего расцвета в 15 и 16 веках. Таким образом, полный доспех, также называемый доспехом , является характерной чертой самого конца Средневековья и периода Возрождения . Его популярная ассоциация со « средневековым рыцарем » связана со специальными рыцарскими доспехами, разработанными в 16 веке.
Полные комплекты готических пластинчатых доспехов и миланских пластинчатых доспехов носили на полях сражений Бургундских войн , Войн Роз , Польско-Тевтонских войн , Восьмидесятилетней войны , Французских религиозных войн , Итальянских войн , Венгерско-Османских войн , Османско-Габсбургские войны , Польско-Османские войны , значительная часть Столетней войны и даже Тридцатилетней войны . Наиболее тяжелобронированными войсками того периода была тяжелая кавалерия , такая как жандармы и ранние кирасиры , но пехотные войска швейцарских наемников и ландскнехтов также стали носить более легкие комплекты боевой брони «три четверти» , оставляя голени незащищенными. . [ 1 ]
Использование пластинчатых доспехов начало сокращаться в начале 17 века, но они оставались распространенными как среди знати (например, император Фердинанд II , Людовик XIII , Филипп IV Испанский , Морис Оранский и Густав Адольф ), так и среди кирасиров на протяжении всего периода Европейские религиозные войны . После середины 17 века пластинчатые доспехи в основном сводились к простому нагруднику или кирасе , которые носили кирасиры , за исключением польских гусар , которые все еще использовали значительное количество пластин. Это произошло благодаря разработке мушкета , способного пробивать броню на значительном расстоянии. Для пехоты нагрудник приобрел новое значение с появлением шрапнели в конце наполеоновских войн . Использование стальных пластин, вшитых в бронежилеты , относится ко времени Второй мировой войны они были заменены более современными материалами, такими как армированный волокном пластик , а с середины 20-го века .
Кольчужные доспехи — это слой защитной одежды, который чаще всего носили с 9 по 13 века, хотя его продолжали носить под пластинчатыми доспехами до 15 века. [ 2 ] Кольчуга делалась из сотен небольших взаимосвязанных железных или стальных колец, скрепленных заклепками . Он был создан таким образом, чтобы повторять контуры тела владельца, обеспечивая максимальный комфорт. Кольчужная броня предназначалась главным образом для защиты от колющего и режущего оружия, а не от дубинок . [ 3 ] Типичными предметами одежды, сделанными из кольчуги того времени, были плащи с капюшоном, перчатки, брюки и обувь. С 10 по 13 века кольчужные доспехи были настолько популярны в Европе, что их назвали эпохой кольчуги.
Ранняя история
[ редактировать ]Частичный пластинчатый доспех из бронзы, защищавший грудь и нижние конечности, использовался древними греками еще в позднем бронзовом веке . Броня Дендры защищала все туловище с обеих сторон и включала защиту плеч и шеи. Менее строгие и тяжелые доспехи получили более широкое распространение в виде мышечной кирасы в эпоху классической античности, прежде чем их вытеснили другие типы доспехов. Парфянская и сасанидская тяжелая кавалерия, известная как Клибанарии, использовала кирасы, сделанные из чешуи или кольчуги, и небольших перекрывающихся пластин в стиле маники для защиты рук и ног. Латные доспехи в форме сегментированной Лорики использовались Римской империей между I веком до нашей эры и IV веком нашей эры.
Одиночные пластины металлической брони снова использовались с конца 13 века для защиты суставов и голеней, и их носили поверх кольчужной кольчуги . Постепенно количество пластинчатых компонентов средневековых доспехов увеличивалось, защищая дополнительные участки тела, а также защищая коня кавалериста. Оружейники развили навыки соединения пластин или отдельных пластин для частей тела, которые должны были быть гибкими, а также подгонки доспехов под конкретного владельца, как портной. Стоимость полного комплекта высококачественной брони, в отличие от более дешевой боевой брони (эквивалента готовой одежды ), была огромной и неизбежно ограничивалась богатыми людьми, которые серьезно увлекались военной службой или рыцарскими турнирами . Остальная часть армии носила разнородную смесь частей, при этом кольчуга по-прежнему играла важную роль.
Япония
[ редактировать ]В период Кофуна (250–538 гг.) [ 4 ] железные пластинчатые кирасы ( танко ) и шлемы. изготавливались [ 5 ] Пластинчатые доспехи использовались в Японии в период Нара (646–793 гг.); как пластинчатые, так и ламеллярные доспехи в курганах были обнаружены ханива (древние глиняные фигурки), изображающие воинов в полных доспехах. , а также были найдены [ 5 ]
В Японии война периода Сэнгоку (1467–1615) требовала производства большого количества доспехов для постоянно растущих армий пехотинцев ( асигару ). Простое качество боеприпасов [ 6 ] нагрудные доспехи ( до ) и шлемы ( кабуто ) производились серийно.
В 1543 году португальцы привезли в Японию огнестрельное оружие с фитильными замками ( танегасима ). [ 7 ] Когда японские мастера-мечники начали массовое производство огнестрельного оружия с фитильными замками и огнестрельное оружие стало использоваться на войне, использование пластинчатых доспехов ( о-ёрой и до-мару ), ранее использовавшихся в качестве самурайских доспехов, постепенно сократилось. Японские производители доспехов начали создавать новые типы доспехов из более крупных железных пластин и покрытой пластинами кожи. [ 8 ] Этот новый доспех называется тосэй гусоку (гусоку), что означает «современные доспехи». [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Тип гусоку , который покрывал переднюю и заднюю часть тела одной железной пластиной с приподнятым центром и V-образным низом наподобие пластинчатого доспеха, специально назывался нанбан доу гусоку (« гусоку западного стиля » ) и использовался какой-то самурай. [ 8 ] Японские производители доспехов разработали пуленепробиваемые пластинчатые доспехи под названием тамэси гусоку («испытанные пулями»), которые позволяли солдатам продолжать носить доспехи, несмотря на интенсивное использование огнестрельного оружия в конце 16 века. [ 13 ] [ 14 ]
В 17 веке военные действия в Японии подошли к концу, но самураи продолжали использовать пластинчатые доспехи до конца самурайской эпохи в 1860-х годах, причем известное последнее использование самурайских доспехов произошло в 1877 году, во время восстания Сацума . [ 15 ]
Позднее Средневековье
[ редактировать ]Примерно к 1420 году в Европе были разработаны полные комплекты пластинчатых доспехов. Полный комплект пластинчатых доспехов состоял бы из шлема , горжета (или бевора ), наплечников , наплечников с наплечниками, закрывающими подмышки, как это было во французских доспехах. [ 16 ] [ 17 ] или бесагью (также известные как рондели ), которые в основном использовались в готических доспехах, реребрасах , коутерах , вамбрасах , рукавицах , кирасе (нагруднике и спине) с фаулдом , тассетами и калеттой , кольчужной юбке, панцирях , полинах , поножах , и сабатоны . Самые полные комплекты, известные как гарнитуры, чаще изготавливаемые для рыцарских турниров, чем для войны, включали в себя обменные предметы , альтернативные предметы, подходящие для разных целей, так что костюм можно было настроить для самых разных целей, например, для пеших или конных боев. . К позднему средневековью даже пехота могла позволить себе носить несколько пластинчатых доспехов. Производство доспехов было прибыльной и широко распространенной отраслью в средние века и эпоху Возрождения. [ 18 ]
Полный комплект пластинчатой брони, изготовленный из хорошо закаленной стали, будет весить около 15–25 кг (33–55 фунтов). [ 19 ] Владелец оставался очень подвижным и мог свободно прыгать, бегать и иным образом передвигаться, поскольку вес доспехов равномерно распределялся по всему телу. Доспехи были шарнирными и полностью закрывали все тело человека от шеи до пят. В XV и XVI веках солдаты в латных доспехах составляли ядро каждой армии. Крупные отряды латников, насчитывающие тысячи, а то и более десяти тысяч человек (примерно от 60% до 70% французских армий были вооруженными людьми, и этот процент был высок и в других странах), сражались в пешем порядке, носить полный доспех рядом с лучниками и арбалетчиками. [ нужна ссылка ] Это часто наблюдалось в армиях Западной Европы, особенно во время Столетней войны , Войн Роз или Итальянских войн . [ нужна ссылка ]
Европейскими лидерами в технике изготовления доспехов были северные итальянцы , особенно из Милана , и южные немцы , у которых были несколько разные стили. Но стили распространялись по Европе, часто благодаря движениям оружейников; эпохи Возрождения Гринвичские доспехи были изготовлены королевской мастерской недалеко от Лондона, которая импортировала итальянских, фламандских и (в основном) немецких мастеров, хотя вскоре они разработали свой собственный уникальный стиль. Османская Турция также широко использовала пластинчатые доспехи, но включала в свои доспехи большое количество кольчуги, которые широко использовались ударными войсками, такими как Янычарский корпус.
Влияние на разработку оружия
[ редактировать ]Латные доспехи давали владельцу очень хорошую защиту от порезов мечом , а также от ударов копьями и обеспечивали достойную защиту от тупого оружия .
Эволюция пластинчатой брони также послужила толчком к развитию конструкции наступательного оружия. Хотя эта броня была эффективна против порезов и ударов, ее слабые места можно было использовать с помощью колющего оружия. такие как эстоки , секиры и алебарды . Эффект стрел и болтов до сих пор остается предметом споров в отношении пластинчатых доспехов. Эволюция пластинчатых доспехов 14-го века также спровоцировала разработку различных древкового оружия . Они были разработаны для нанесения сильного удара и концентрации энергии на небольшой площади и нанесения повреждений через пластину. Булавы , боевые молоты и минты (секиры) использовались для нанесения тупых травм через броню. Сильные удары по голове могут привести к сотрясению мозга , даже если броня не пробита.
Рифленая пластина имела не только декоративное значение, но и предохраняла пластину от изгиба при ударе или тупом ударе. Это компенсирует склонность флейт ловить колющие удары. В техниках боя в доспехах, которым обучают в немецкой школе фехтования , атакующий концентрируется на этих «слабых местах», в результате чего стиль боя сильно отличается от боя на мечах без доспехов. Из-за этой слабости большинство воинов носили кольчугу (хаубержон или хауберк) под пластинчатым доспехом (или латным пальто ). Позже полные кольчужные рубашки были заменены кольчужными нашивками, называемыми ластовицами , которые пришивались к гамбезону или армейту. Дополнительной защитой пластинчатых доспехов было использование небольших круглых пластин, называемых бесагьюс , которые закрывали область подмышек, а также добавление коутеров и полинов с «крыльями» для защиты внутренней части сустава.
Ренессанс
[ редактировать ]Немецкие так называемые доспехи Максимилиана начала 16 века представляют собой стиль, в котором используются тяжелые рифления и декоративная гравировка, в отличие от более простой отделки белых доспехов 15 века . Формы включают влияние итальянских стилей. В эту эпоху также использовались закрытые шлемы, в отличие от саллетов и барбутов в стиле 15-го века . [ нужна ссылка ] В начале 16 века конструкция шлема и шейного щитка была изменена для производства так называемых нюрнбергских доспехов, многие из которых представляли собой шедевры мастерства и дизайна. [ 20 ]
По мере того, как огнестрельное оружие становилось все лучше и более распространенным на поле боя, полезность полных доспехов постепенно снижалась, и полные костюмы стали ограничиваться рыцарскими доспехами , которые продолжали развиваться. В этот период значительно увеличилось украшение изысканных доспехов с использованием различных техник, что еще больше увеличило стоимость. Производились искусно украшенные пластинчатые доспехи для членов королевской семьи и очень богатых людей. Богато украшенные доспехи часто называют парадными доспехами , но это несколько вводящий в заблуждение термин, поскольку такие доспехи вполне можно носить на действительной военной службе. Стальные пластинчатые доспехи французского Генриха II , изготовленные в 1555 году, покрыты тщательным тиснением, подвергнутым воронению, серебрению и золочению. [ 21 ]
Такая работа требовала от оружейников либо сотрудничества с художниками, либо наличия собственных художественных навыков; Другая альтернатива заключалась в том, чтобы взять рисунки из орнаментальных и других принтов, как это часто делалось. Дэниел Хопфер по образованию был гравёром доспехов и разработал гравюру как форму гравюры . Другие художники, такие как Ганс Гольбейн Младший, создавали образцы доспехов. Миланский рельефных оружейник Филиппо Негроли из ведущей династии оружейников был самым известным мастером фигуративных украшений на доспехах.
-
Доспех итальянского кондотьера Роберто Сансеверино д'Арагона.
-
Картина Карла V, императора Священной Римской империи работы Хуана Пантойи де ла Круса (ок. 1605 г.) по оригиналу Тициана , изображающая тщательно продуманный доспех эпохи Возрождения.
-
Парадный доспех 1562 года, принадлежавший Эрику XIV Шведскому . Авторы: Элизеус Либертс и Этьен Делон .
Пехота
[ редактировать ]Уменьшенные пластинчатые доспехи, обычно состоящие из нагрудника , бургонета , мориона или кабассета и рукавиц , однако, также стали популярными среди наемников 16-го века , и есть много упоминаний о том, что так называемые боевые доспехи заказывали для пехотинцев за небольшую часть Стоимость полного латного доспеха. Эти доспехи массового производства часто были тяжелее и изготавливались из металла более низкого качества, чем хорошие командирские доспехи. [ 22 ]
рыцарский турнир
[ редактировать ]Специализированные рыцарские доспехи, произведенные в конце 15-16 веков, были тяжелее и могли весить до 50 кг (110 фунтов), поскольку они не предназначались для свободного боя и не должны были допускать свободного движения, единственным ограничивающим фактором было максимальный вес, который мог нести боевой конь того периода.
Средневековые рыцарские турниры берут свое начало в военной тактике тяжелой кавалерии в эпоху Высокого Средневековья . С 15 века рыцарские турниры стали спортом ( торопливостью ), имеющим менее прямое отношение к войне, например, с использованием отдельных специализированных доспехов и снаряжения.
В 1490-х годах император Максимилиан I вложил много усилий в совершенствование этого вида спорта, за что получил прозвище «Последний рыцарь». Реннен и Стехен были двумя спортивными формами рыцарского турнира, разработанными в 15 веке и практиковавшимися на протяжении всего 16 века. Доспехи, используемые для этих двух стилей рыцарского турнира, были известны как Rennzeug и Stechzeug соответственно. Stechzeug , в частности, превратился в чрезвычайно тяжелую броню, которая полностью сковывала движения всадника, в своих последних формах напоминающую кабину в форме брони, интегрированную в конскую броню, а не функциональный доспех. Такие формы спортивного снаряжения во время заключительной фазы рыцарского турнира в Германии 16-го века породили современные заблуждения о тяжести или неуклюжести «средневековых доспехов», которые особенно популяризировались в романе Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» . [ 23 ] [ 24 ]
Чрезвычайно тяжелые шлемы Stechzeug объясняются тем, что целью было отсоединить гребень шлема противника, что приводило к частому полному попаданию копья в шлем.
Напротив, Реннен был разновидностью рыцарского поединка с более легким контактом. Здесь целью было поразить щит противника. Специализированный Rennzeug был разработан по заказу Максимилиана, который желал вернуться к более гибкой форме рыцарского турнира по сравнению с тяжелобронированным «полным контактом» Stechen . В Реннзойге щит был прикреплен к броне с помощью пружинного механизма и отделялся при контакте.
-
Штехцойг ; Обратите внимание, что части, защищающие нижнюю часть тела и ноги, были частью конского доспеха (не показано).
-
Гоночные штучки
-
Доспехи, разработанные для Кольбентурнира , датированные 1480-ми годами. Кольбентюрнье в отличие от был поздней формой турнира , поединка, в котором две команды использовали деревянные клюшки ( Кольбен ), чтобы ударять по гребням шлемов противников.
Ранний современный период
[ редактировать ]Пластинчатые доспехи широко использовались большинством армий до конца 17 века как для пеших, так и для конных войск, таких как кирасиры , лондонские омары , драгуны , полуулан и польские гусары . Пехотные доспехи 16 века савойского к 1600 году превратились в трехчетвертные доспехи типа.
Производство полных латных доспехов было дорогим, и поэтому они оставались доступны только высшим слоям общества; богато украшенные доспехи оставались в моде среди дворян и генералов XVIII века еще долгое время после того, как они перестали быть полезными в военном отношении на поле боя из-за появления недорогих мушкетов .
Развитие мощного огнестрельного оружия сделало устаревшими все, кроме самых лучших и тяжелых доспехов. Растущая мощь и доступность огнестрельного оружия, а также характер крупной пехоты, поддерживаемой государством, привели к отказу от большей части пластинчатой брони в пользу более дешевых и мобильных войск. Защита ног была первой частью, которую заменили высокие кожаные ботинки. К началу XVIII века в полном вооружении на поле боя оставались только фельдмаршалы , полководцы и члены королевской семьи, скорее в знак ранга, чем из практических соображений. ) монархов было модно изображать в доспехах В первой половине XVIII века (период позднего барокко , но даже эта традиция устарела. Так, на портрете Фридриха Великого 1739 года он все еще изображен в доспехах, а на более поздней картине, изображающей его в качестве полководца во время Семилетней войны (ок. 1760 г.), он изображен без доспехов.
-
Савойские боеприпасы, ок. 1600
-
Кристиан Младший из Брауншвейга в кирасирских доспехах (1620 г.)
-
Портрет Карла III Испанского в доспехах (1761 г.).
-
Французский кирасирский доспех (1854 г.).
Современный бронежилет
[ редактировать ]Бронежилеты ненадолго появились во время Гражданской войны в США с переменным успехом. Во время Первой мировой войны обе стороны экспериментировали с шрапнельной броней, а некоторые солдаты использовали свои собственные баллистические доспехи, такие как американский Brewster Body Shield , хотя ни один из них не получил широкого распространения. Тяжелые кавалерийские доспехи ( кирасы ), использовавшиеся Германской , Британской и Французской империями во время наполеоновских войн , активно использовались до первых месяцев Первой мировой войны , когда французские кирасиры вышли навстречу облачённому в доспехи противнику под Париж . Кираса представляет собой заключительный этап традиции пластинчатых доспехов, восходящей к позднему средневековью . импровизированные стальные доспехи для защиты от шрапнели и ранние формы баллистических жилетов Между тем, с середины 19 века до наших дней начали разрабатываться .
Пластинчатые доспехи также широко использовались в Австралии бандой Келли, группой из четырех бушрейнджеров во главе с Эдвардом «Недом» Келли , который сконструировал четыре комплекта импровизированных доспехов из отвалов плугов и чья преступная деятельность завершилась жестокой перестрелкой с полицией на город Гленрован в 1880 году. Броня была достаточно эффективна против пуль и делала Келли почти непобедимым для полицейских, которые сравнили его со злым духом или Буньипом , а один констебль сообщил, что «[я] выстрелил в него в упор и попал прямо в него». в теле. Но стрелять в Неда Келли бесполезно; он не может быть ранен», однако участки паха и конечностей остались открытыми; во время печально известного «Дела Гленроуэна» член банды Джо Бирн был убит пулей в пах, Келли был схвачен после пятнадцатиминутного последнего боя с полицией (получив в общей сложности 28 пулевых ранений по всему телу), а оставшиеся Предполагается, что вскоре после этого двое участников покончили жизнь самоубийством. Хотя восстановленные костюмы почти сразу же оказались несовместимыми, с тех пор они были реорганизованы и отреставрированы и сегодня остаются мощным символом австралийской глубинки.
В 1916 году генерал французской армии Адриан разработал брюшной щит, который был легким по весу (около одного килограмма) и удобным в ношении. [ 25 ] Ряд британских офицеров признали, что многих жертв можно было бы избежать, если бы была доступна эффективная броня. [ 26 ]
Первое использование термина « бронежилет » относится к броне, первоначально разработанной компанией Wilkinson Sword во время Второй мировой войны для защиты Королевских ВВС личного состава (RAF) от летящих обломков и шрапнели . Красная Армия также использовала бронежилеты из баллистической стали, обычно нагрудники, для саперов и штурмовой пехоты. [ 27 ]
После Второй мировой войны стальные пластины вскоре были заменены жилетами из синтетического волокна, в 1950-х годах, изготовленными из карбида бора , карбида кремния или оксида алюминия . Их выдавали экипажам низколетящих самолетов, таких как UH-1 и UC-123 , во время войны во Вьетнаме . [ 28 ] [ 29 ] Синтетическое волокно кевлар было представлено в 1971 году, и большинство баллистических жилетов с 1970-х годов основаны на кевларе, опционально с добавлением травматических пластин для снижения риска тупой травмы. Такие пластины могут быть изготовлены из керамики, металла (стали или титана) или синтетических материалов.
-
Немецкий бронежилет ( Sappenpanzer ; 1918 г.)
-
Американская кираса времен Первой мировой войны после огневых испытаний
См. также
[ редактировать ]- Баллистический жилет
- Компоненты средневековых доспехов
- Зеркальная броня
- Пластинчатая кольчуга
- Проверка брони
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пример доспехов, которые носили пикинеры Германии около 1600 года, выставлен в Lennart Viebahn Arms & Armor.
- ^ Картрайт, Марк. «Доспехи английского средневекового рыцаря» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 27 апреля 2023 г.
- ^ Ведель, Уолдо Р. (1975). «Кольчуга в равнинной археологии» . Равнинный антрополог . 20 (69): 187–196. дои : 10.1080/2052546.1975.11908716 . ISSN 0032-0447 . JSTOR 25667265 .
- ^ Джреф. (2012, 5 декабря). Кофунский период. Справочник по Японии. https://jref.com/articles/kofun- period.208/
- ^ Перейти обратно: а б Восточные доспехи , Х. Рассел Робинсон, Courier Dover Publications, 2002, стр. 167 .
- ^ Коллекция самурайских доспехов Художественного музея Ватанабэ , Том I, Кабуто и Менгу , Тревор Абсолон, стр. 130 .
- ^ Танегасима: Прибытие Европы в Японию , Олоф Г. Лидин, Северный институт азиатских исследований, NIAS Press, 2002 .
- ^ Перейти обратно: а б японских доспехов и костюмов Музей
- ^ Самурай: Оружие и дух японского воина , Клайв Синклер, Globe Pequot, 2004, стр. 32 .
- ^ Энциклопедия декоративного искусства The Grove, Том 1, Гордон Кэмпбелл, Oxford University Press, США, 2006, стр. 36 .
- ^ Словарь Хатчинсона по древним и средневековым войнам , Мэтью Беннетт, Тейлор и Фрэнсис, 1998, стр. 145 .
- ^ Самурай: Оружие и дух японского воина, Клайв Синклер, Globe Pequot, 2004, стр. 49 .
- ^ Абсолон, Тревор (28 февраля 2018 г.). Коллекция самурайских доспехов Художественного музея Ватанабэ, том I ~ Кабуто и Менгу . Тревор Абсолон. ISBN 9780986761508 – через Google Книги.
- ^ Коллекция самурайских доспехов Художественного музея Ватанабэ , Том I, Кабуто и Менгу, Тревор Абсолон, стр. 78 .
- ^ Самурай: Оружие и дух японского воина , Клайв Синклер, Globe Pequot, 2004, стр. 58 .
- ^ Дэвид Николль, Французские армии Столетней войны , Osprey Publishing, серия Men-at-Arms # 337, 2000.
- ↑ Дэвид Николль, Форново 1495: кровавое отступление Франции с боями, Osprey Publishing, серия «Кампания № 43», 1996.
- ^ Керл, Майкл. «Оборонная промышленность: взгляд на бронетехнику четырнадцатого, пятнадцатого и шестнадцатого веков». Средневековая война , том. 2, нет. 1, 2012, стр. 38–42. JSTOR 48578631 . По состоянию на 17 июня 2021 г.
- ^ Джеймс, Лоуренс (2003). Раса воинов: история британцев в войне . Пресса Святого Мартина. п. 119. ИСБН 0-312-30737-3 .
- ^ «Средневековье: Доспехи» . MiddleAges.Net . Проверено 8 мая 2011 г.
- ^ «Хронология истории Хайльбрунна: украшение европейских доспехов» . Метрополитен-музей . Проверено 26 ноября 2011 г.
- ^ Мудрый, Теренс (1983). Войны роз . Издательство Оспри . ISBN 0-85045-520-0 .
- ^ Эллис, Джон (1978). Кавалерия: история конной войны . Патнэм .
- ^ Вуснам-Сэвидж, Роберт С.; Энтони Холл (2002). Книга бронежилетов Брасси . Потомак Букс, Инкорпорейтед. ISBN 1-57488-465-4 .
- ^ Дин, Башфорд (28 февраля 2018 г.). «Шлемы и бронежилеты в современной войне» . Издательство Йельского университета – через Google Книги.
- ^ «Кабинет истории медицины» . история.amedd.army.mil . Архивировано из оригинала 4 июля 2003 г. Проверено 20 июля 2012 г.
- ^ Пайк, Джон. «История бронежилетов» . www.globalsecurity.org .
- ^ Бэррон, Эдвард Р.; Парк, Элис Ф; Алези, Энтони Л. (январь 1969 г.). «Безопасность для летного экипажа» . Лаборатории Натика армии США . Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2012 года . Проверено 12 ноября 2008 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ — Кого ты называешь Курицей? . ВьетнамГир.com. 3 июля 2006 г. Проверено 12 ноября 2008 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Р. Э. Окшотт , Европейское оружие и доспехи: от Возрождения до промышленной революции (1980).
- Ортис, А.; Карретеро, К.; и др. (1991). Великолепие испанской монархии: гобелены и доспехи эпохи Возрождения из Patrimonio Nacional . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. (см. индекс)
- Брайан Р. Прайс , Методы воспроизведения средневековых доспехов . Боулдер, Колорадо: Paladin Press, 2000.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с латными доспехами, на Викискладе?