Тоёхара Чиканобу
Тоёхара Чиканобу | |
---|---|
Рожденный | 1838 |
Умер | 1912 (73–74 года) |
Известный |
|
Тоёхара Тиканобу ( 豊原周延 , 1838–1912) , более известный современникам как Ёсю Чиканобу ( 楊洲周延 ) , японский художник и гравёр, широко известный как плодовитый художник по дереву в эпоху Мэйдзи.

Имена
[ редактировать ]произведение «Ёсю Chikanobu ) Это « ( » . сакухинмей ) в его некрологе . было его Чиканобу Чиканобу » подписал свое Yōshū художественное ( имя [1]
Многие из его ранних работ были подписаны «Мастерская Ёсю Чиканобу» ( 楊洲齋周延 , Ёсю-сай Чиканобу ) ; небольшое количество его ранних творений было просто подписано «Ёсю» ( 楊洲 ) . По крайней мере, один триптих из 12 Мэйдзи (1879 г.) существует с подписью «Ёсю Наоёси» ( 楊洲直義 ) .
На портрете императора Мэйдзи, хранящемся в Британском музее, есть надпись: «Нарисованный Ёсю Чиканобу по специальному заказу» ( 應需楊洲周延筆 , мотомэ ни Одзите Ёсю Чиканобу хитсу ) . [2]
Не появилось ни одной работы, подписанной «Тойохара Чиканобу» или «Хашимото Чиканобу». [3]
Военная карьера
[ редактировать ]Чиканобу был вассалом клана Сакакибара из домена Такада в провинции Этиго . После распада сёгуната Токугава он присоединился к Сёгитаю и участвовал в битве при Уэно . [1]
Он присоединился к сторонникам Токугавы в Хакодатэ, Хоккайдо , где сражался в битве при Хакодатэ в Горёкаку звездном форте . Он служил под руководством Эномото Такеаки и Отори Кейсуке ; и он прославился своей храбростью. [1]
После капитуляции Сёгитая он вместе с другими был передан властям владения Такада. [1]
Художественная карьера
[ редактировать ]В 1875 году ( Мэйдзи 8 лет ) он решил попробовать зарабатывать на жизнь художником. Он отправился в Токио. Он нашел работу художника в Кайсин Симбун . [4] Кроме того, он создавал произведения искусства нисики-э . [1] В молодости он изучал Кано школу живописи ; но его интерес был привлечен к укиё-э . Он учился у ученика Кейсая Эйсена , а затем поступил в школу Итиясая Куниеси ; в этот период он называл себя Ёсицуру. После смерти Куниёси он учился у Кунисады. Он также называл себя Ёсю. [1]
Как и многие художники укиё-э , Чиканобу обращал свое внимание на самые разнообразные темы. Его работы варьировались от японской мифологии до изображений полей сражений его жизни и женской моды. Как и ряд других художников этого периода, он также изображал актеров кабуки в образах и хорошо известен своими впечатлениями от миэ ( мизансцены ) постановок кабуки. Чиканобу был известен как мастер бидзинга . [1] изображения красивых женщин, а также для иллюстрации изменений в женской моде, включая как традиционную, так и западную одежду. Его работы иллюстрировали изменения в прическах и макияже с течением времени. Например, на изображениях Чиканобу в «Зеркале веков » (1897) прически эпохи Тэнмэй , 1781-1789 гг. [5] отличаются от произведений эпохи Кэйо , 1865–1867 гг. [6] Его работы отражают переход от эпохи самураев к современности Мэйдзи, художественный хаос периода Мэйдзи, иллюстрирующий концепцию «фурумекашии/имамекашии». [7]

Чиканобу – известный художник периода Мэйдзи . [8] но его сюжеты иногда были взяты из более ранних исторических эпох. Например, одна гравюра иллюстрирует инцидент во время землетрясения в Ансей-Эдо в 1855 году . [9] Ранний период Мэйдзи был отмечен столкновениями между спорящими силами самураев, придерживавшихся разных взглядов на прекращение добровольной изоляции Японии и на изменение отношений между императорским двором и сёгунатом Токугава. [10] Он создал ряд впечатлений и сцен восстания Сацума и Сайго Такамори . [11] Некоторые из этих гравюр иллюстрируют период внутренних волнений и другие темы, представляющие актуальный интерес, в том числе такие гравюры, как изображение Инцидента в Имо 1882 года , также известного как Инцидент Джинго ( 壬午事変 , джинго дзихэн ) справа.
Наибольшее количество военных гравюр Чиканобу ( 戦争絵 , сенсо-э ) появилось в формате триптиха. Эти работы документировали Первую китайско-японскую войну 1894–1895 годов. Например, «Победа при Асане». [12] был опубликован вместе с одновременным отчетом о битве 29 июля 1894 года.
Среди тех, кто находился под влиянием Тиканобу, были Нобукадзу ( Ёсай Нобукадзу , Ёсай Нобукадзу ) и Гёкуэй ( Ёдо Гёкуэй , Ёдо Гёкуэй ) . [1]
Жанры
[ редактировать ]Батальные сцены
[ редактировать ]Примеры батальных сцен ( картина войны , сэнсо-э ) включают:
- Война Босин 1868–1869 ( Война Босин , Босин сэнсо )
- Сацумское восстание 1877 года ( Сейнанская война , Сейнан сэнсо )
Примеры сцен из этой войны включают:
- Сцена из битвы при Кагосиме
- Сборище героинь Кагосимы
- Битва при Нобеоке
- Джинго-инцидент 1882 г. ( в Корее, Джихен Джинго )
Примеры сцен из этой войны включают:
- Морско-сухопутное сражение Корейского восстания
- Японская миссия к корейцам
- Боевая сцена из Корейского инцидента
- Китайско-японская война 1894–1895 ( Китайско-японская война , Ниссин сэнсо )
Примеры сцен из этой войны включают:
- Батальная сцена времен Первой китайско-японской войны.
- Батальная сцена времен Первой китайско-японской войны.
- Батальная сцена времен Первой китайско-японской войны.
- Русско-японская война 1904–1905 ( Русско-японская война , Ничиро сэнсо )
Примеры сцен из этой войны включают:
- Батальная сцена Русско-Японской войны.
Воинские принты
[ редактировать ]Примеры гравюр ( воинов включают Муша-э ) :
- Серия Гэмпэй Сейсуики, Миура Дайсуке Ёсиаки (1093-1181)
- Серия Адзума Нишики Чуя Курабэ, Кусуноки Масацура атакует они
- Сэцу Гекка (1-я серия), Такаяся-химэ, дочь Тайра-но Масакадо
- Сакакибара Ясумаса и Тоётоми Хидэеси на горе Комаки
- Томоэ Гозен с Учида Иеёси и Хатакеяма-но Сигэтада
Фотографии красоты
[ редактировать ]Примеры «картинок красоты» ( 美人画 , Биджин-га ) включают:
- Серия Адзума, кешо
- Серия Шин Биджин, № 12
- Сэцу Гекка (вторая серия), суймен но цуки
- Серия Генто Шашин Курабэ, Арасияма
- Серия Дзидай Кагами, Кенму нэнго (эпоха)
- Адзума Фудзоку нэндзю гёдзи, 6-й месяц
- Альбом Кёдо риссики № 42 Чикако
Исторические фотографии
[ редактировать ]Примеры исторических сцен ( 史教画 , Решики-га ) включают:Новейшая (эпоха Мэйдзи) история
- Сцена японской диеты
- Сцена в Доме пэров
- Сцена заседания Тайного совета
Древняя история
- Серия Нихон Рекиси Кёкун - Уроки истории Японии - Сираги Сабуро и Токиаки
- Серия Нихон Рекиси Кёкун – Уроки истории Японии – Тадзима но ками Норимаса
- Сёгун слушает судебный процесс в Фукиаге (замка Эдо)
Знаменитые места
[ редактировать ]Примеры живописных мест ( Мейсё-э , Мейсё-э ) включают:
- Серия Никко Мешо, водопады Ханья и Хото
- Морской храм Камейдо
![]() | ![]() | ![]() |
Портреты
[ редактировать ]Примеры портретов ( портреты , Сёдзо-га ) включают:
- Император Мэйдзи
Картины Просвещения
[ редактировать ]Примеры «картин просветления» ( Bunmei kaika-e , Bunmei kaika-e ) включают в себя:
Театральные сцены
[ редактировать ]«сцен кабуки/ портретов включают : » актеров Примеры
- Сцены кабуки
- Сцены кабуки
- Куронуши пытается срубить вишневое дерево [13]
- Сцены кабуки
- Сцена Кабуки, изображающая самурая Санады с пушкой.
- Сцены кабуки
Другие:
- картина «Зеркало статуи всех царей мира», изображающая царей мира того времени.
Мемориальные гравюры
[ редактировать ]Примеры «Мемориальных гравюр» ( 死絵 , Shini-e ) включают:
- Иваи Ханширо VIII, 1829–1882 гг.
- Иваи Ханширо VIII
Женские развлечения
[ редактировать ]Примеры «Этикета и манер для женщин» ( 女禮式 , дзёрэйшики ) включают:
- Серия Адзума Кай:Наблюдение за опаданием цветущей сакуры (ханами)
- Серия Kaika kyōiku mari uta: обучение песням с кото и геккинами
- Серия Shin bijin: Практика кандзи
- Серия Nijūshi kō mitate e awase: Weaving Toei
- Сэцу гекка, серия II: создание бонсэки
- Адзума фудзоку фуку цукусисерия: покупка ткани для кимоно в магазине тканей.
- Серия Фугаку-сю: Женщины копают моллюсков на пляже.
- Типичные развлечения эпохи Мэйдзи
- Японская цветочная икебана
Фотографии императора Мэйдзи
[ редактировать ]Примеры расслабления императора Мэйдзи:
- Император Мэйдзи на выставке цветов
- Император Мэйдзи в парке Асукаяма
- Император Мэйдзи наслаждается прохладным вечером
Контрастные картинки
[ редактировать ]Примеры «Контрастных принтов» ( Mitate-e , Mitate-e ) включают:
- Митатэ дзюни ши из серии «Знак Быка»
- Генто шасин курабэ, серия Канджинчо
- Серия «Имаё токё хаккей» Вечерний звонок в Асакусе
- Нидзюси Ко Митатэ Э Авасе из сериала «Олень-дояр»
Прославление гейши
[ редактировать ]Примеры этого жанра включают:
![]() | ![]() | ![]() |
Форматы
[ редактировать ]Как и большинство его современников, он работал в основном в Обан татэ-э. [14] формат. Существует довольно много серий одиночных панелей, а также множество других отпечатков этого формата, не входящих ни в одну серию.
Он продюсировал несколько сериалов в жанре «Обан ёко-э». [15] формате, которые затем обычно складывали крест-накрест, чтобы получился альбом.
Хотя он, пожалуй, наиболее известен своими триптихами, отдельными темами и сериями, известны также две серии диптихов. Существует, как минимум, три полиптиха. [16] отпечатки известны. [17]
Его подпись также можно найти на рисунках и иллюстрациях в ряде эхонов (絵本), которые в основном носили исторический характер. Кроме того, до сих пор существуют фанатские гравюры учива-э (団扇絵), а также несколько листов сугороку (すごろく) с его подписью и как минимум три гравюры в какэмоно-э. [18] формате были выпущены в его последние годы.
Избранные работы
[ редактировать ]В статистическом обзоре, составленном на основе работ Хашимото Тойохары и о нем, OCLC / WorldCat включает около 300+ работ в 300+ публикациях на 2 языках и более 700 библиотечных фондах. [19]
- Птицы, преследующие Асонгхайские новости. Первое издание (1878 г.).
- Новояз Хайся Птицы Чай Асонга, 2-е издание (1878 г.) .
- История пяти человек, победивших горького демона. Первое издание (1879 г.).
- Первый том второго тома (1880 г.)
- История белых ирисов Том 3 (1880) .
- Таносукэ Савамура Акебоно Зоши Первое издание (1880 г.) .
- Новые высказывания острова на реке Ланчжэньцзян, том 3 (1880 г.) .
- Новые рассказы с острова на реке Ланчжэньцзян, том 3 (1880 г.) .
- Новые высказывания острова на реке Ланчжэньцзян, том 1, часть 3 (1880 г.) .
- Новый отчет об острове на реке Ланчжэньцзян. Первый том (1880 г.).
- Новые высказывания острова на реке Ланчжэньцзян, том 2 (1880 г.) .
- Бандохико Санва первый класс. Первое издание (1880 г.).
- Новая история мести Юкиёси Каваками, том 2 (1881) .
- Новая история мести Юкиёси Каваками, первый том (1881).
- Санада Сандайки: Книга с картинками. Первый том (1882 г.).
- Акира Футаба Со. Часть 8 (1888).
- Акира Футаба Со. Часть 5 (1888).
- Тиёда-но Оку Янчжоу Чжоуяня (1895 г.)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час См. «Ёсю Чиканобу [некролог]», Мияко Симбун , № 8847 (2 октября 1912 г.). п. 195:
«Ёсю Тиканобу, который представлял в Нишики-э Великую внутреннюю часть замка Тиёда и был известен как мастер бидзин-га , пять лет назад удалился в Симо-Осаки у подножья Готен-ямы и вел элегантную жизнь вдали от дома. от мира, но с июня прошлого года страдал от рака желудка и наконец умер в ночь на 28 сентября в возрасте семидесяти пяти лет.
Его настоящее имя — Хасимото Наоёси. Он был вассалом клана Сакакибара из владения Такада в провинции Этиго . После распада сёгуната Токугава он присоединился к Сёгитаю и участвовал в битве при Уэно . После поражения при Уэно он бежал в Хакодатэ, Хоккайдо , где сражался в битве при Хакодатэ в Горёкаку звездном форте под руководством Эномото Такеаки и Отори Кейсуке , прославившись своей храбростью. Но после капитуляции Сёгитая он был передан властям владения Такада. На восьмом году правления Мэйдзи, с намерением зарабатывать на жизнь тем, что ему нравилось, отправился в столицу и жил в городке Юшима-Тэндзин. Он стал художником Кайсин Симбун и параллельно создал множество произведений нисики-э. Что касается его художественного образования: когда он был моложе, он изучал Кано школу живописи , но позже переключился на укиё-э и учился у ученика Кейсай Эйсена ; а затем присоединился к школе Утагавы Куниёси , назвав себя Ёсицуру. После смерти Куниёси он учился у Кунисады. Позже он изучал нигао-э с Тоёхара Куничика , а себя называл Исшунсай Чиканобу. Он также называл себя Ёсю.
Среди его учеников были Нобукадзу ( 楊斎延一 , Ёсай Нобукадзу ) и Гёкуэй ( 楊堂玉英 , Ёдо Гёкуэй ) как художник изображений на веерах ( учива-э ), и некоторые другие. Гёкуэй продюсировал Кадзиту Ханко . Поскольку только Нобукадзу теперь здоров, некому стать преемником бидзин-ги Чиканобу, и, таким образом , Эдо-э после смерти Куничики погиб вместе с Чиканобу. Это крайне прискорбно». — перевод Кёко Ирие Селден (2 октября 1936, Токио — 20 января 2013, Итака), старший преподаватель кафедры азиатских исследований Корнелльского университета, в отставке. - ^ Британский музей, [1] гравюра на дереве. Портрет императора Мэйдзи
- ^ Библиотека Конгресса
- ^ Кайсин Симбун (Кайсин Синбун)
- ^ «Тэнмэй, 1781-1789 :: Ксилографические гравюры Чиканобу и Ёситоси» . Ccdl.libraries.claremont.edu . Проверено 8 октября 2012 г.
- ^ «Кейо, 1865–1867 :: Ксилографические гравюры Чиканобу и Ёситоси» . Ccdl.libraries.claremont.edu . Проверено 8 октября 2012 г.
- ^ Майнер, Одагири и Моррелл в Принстонском справочнике по классической японской литературе, стр. 9, 27.
- ^ Гобрич, Мариус. «От Эдо до Мэйдзи: художник укиё-э Ёсю Чиканобу проследил трансформацию японской культуры», Japan Times. 6 марта 2009 г.; отрывок: « Мы думаем, что характеристики художника начинают проявляться примерно в конце 1880-х годов… До этого в своих ранних работах он склонен подражать своему учителю Тоёхаре Куничика » .
- ^ Гобрич, «От Эдо до Мэйдзи», Japan Times. 6 марта 2009 г.; отрывок: « На одной фотографии изображены люди, спасающиеся из разрушающегося дома во время землетрясения в Ансей Эдо в 1855 году, в результате которого, как сообщается, погибло более 6000 человек и разрушилась большая часть города. Что придает этому изображению особенно вневременное ощущение, так это тот факт, что благородная дама из Домой — в соответствии с правилами этикета и светского приличия — потрудилась сначала залезть в свой паланкин, прежде чем ее вынесут из разрушающегося дома » .
- ^ «Ёсю Чиканобу [некролог]», Мияко Симбун , № 8847 (2 октября 1912 г.). п. 195; Гобрич, «От Эдо до Мэйдзи», Japan Times. 6 марта 2009 г.; отрывок: « [Тиканобу] изначально был самураем-вассалом сёгуната Токугава, который участвовал в войне Босин (1868–1869 гг.), Положившей конец феодальной системе страны » .
- ^ Британский музей, Мэйдзи сёси нэнкай кидзи, 1877 г .; гравюра на дереве, триптих. Сайго Такамори и его последователи в восстании Сацума
- ^ «Победа при Асане, Корея; Китайско-японская война :: Гравюры Чиканобу и Ёситоси» . Ccdl.libraries.claremont.edu. 26 февраля 2001 г. Проверено 8 октября 2012 г.
- ^ Кавайе, Рональд и др. (2004). Путеводитель по японской сцене: от традиционного к новейшему, стр. 138–139. , с. 138, в Google Книгах.
- ^ Формат Обан татэ-э (大判竪絵) имеет размеры ~ 35 x 24,5 см или около 14 x 9,75 дюймов и ориентирован вертикально. Дополнительную информацию о форматах гравюр на дереве см. в разделе «Печать гравюр на дереве в Японии».
- ^ Формат Обан ёко-э (大判竪絵) составляет ~24,5 x ~35 см или около 9,75 x 14 дюймов и расположен горизонтально. Дополнительную информацию о форматах гравюр на дереве см. в разделе «Печать гравюр на дереве в Японии».
- ^ в данном случае имеется в виду более трех панелей.
- ^ одна из них представляет собой пятипанельную гравюру из серии «Императорские женские покои во дворце Тиёда» под названием « Конрей» (こんれい) «Церемония бракосочетания», а также четырехпанельный тетраптих, изображающий Гору Золотого Дракона в парке Асакуса. Другой - очень известная гравюра из девяти панелей под названием Мэйдзи Сандзю-Ичи-Нен Ши-Гацу Тока: Тэнто Сандзю-Нэн Шукугакай Ёкё Гёрецу но Зу (明治31年4月10日: 奠都30年祝賀會餘興行列の)図), Шествие в память тридцатой годовщины переноса столицы .
- ^ Формат какэмоно-э (掛物絵) составляет ~71,8 x ~24,4 см или около 28,3 x 9,6 дюйма и состоит из двух вертикально расположенных отпечатков обанатэ-э, соединенных на более короткой стороне. Дополнительную информацию о форматах гравюр на дереве см. в разделе «Печать гравюр на дереве в Японии».
- ^ «Новые истории из моря Берд Чейз Асонг. Первое издание» Worldcat.org Проверено 8 октября 2012 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кавайе, Рональд; Пол Гриффит; Акихико Сенда и Мансай Номура. (2004). Путеводитель по японской сцене: от традиционного к новейшему. Токио: Коданся. ISBN 978-4-7700-2987-4 ; ОСЛК 148109695
- Коутс, Брюс; Кёко Курита; Джошуа С. Мостоу и Аллен Хокли. (2006). Чиканобу: современность и ностальгия в японских гравюрах . Лейден: Хотей. ISBN 978-90-04-15490-2 ; ISBN 978-90-74822-88-6 ; ОСЛК 255142506
- Тилль, Барри. (2010). «Ксилографические гравюры Японии эпохи Мэйдзи (1868-1912): взгляд на историю через искусство». Гонконг: Искусство Азии. Том. XL, № 4, стр. 76–98. ISSN 0004-4083 ; ОСЛК 1514382
Внешние ссылки
[ редактировать ]