Служба ООН по разминированию
![]() | |
![]() | |
Аббревиатура | ЮНМАС |
---|---|
Формирование | октябрь 1997 г |
Юридический статус | Активный |
Штаб-квартира | Штаб-квартира Организации Объединенных Наций Нью-Йорк , США |
Голова | Директор ЮНМАС ![]() |
Головная организация | Департамент операций по поддержанию мира Организации Объединенных Наций |
Веб-сайт | www.unmas.org/en |
![]() |

Служба Организации Объединенных Наций по разминированию ( ЮНМАС ) – это служба, расположенная в составе Департамента операций по поддержанию мира Организации Объединенных Наций , которая специализируется на координации и осуществлении деятельности по ограничению угрозы, создаваемой минами , взрывоопасными пережитками войны и самодельными взрывными устройствами .
Служба действует в соответствии с законодательными мандатами Организации Объединенных Наций как Генеральной Ассамблеи , так и Совета Безопасности , а также по запросу затронутых государств-членов, Генерального секретаря Организации Объединенных Наций или назначенного ими должностного лица.
В 2015 году Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Пан Ги Мун назначил актера Дэниела Крейга первым глобальным защитником Организации Объединенных Наций по ликвидации мин и взрывоопасных предметов. [1]
В последний раз они публиковали свой годовой отчет в 2021 году, в котором подчеркивалось, как программы ЮНМАС добились прогресса в удалении и уничтожении десятков тысяч единиц взрывоопасных боеприпасов, повысили безопасность миллионов людей, укрепили национальный потенциал многих правительств и снизили угрозу и последствия атак с использованием взрывоопасных боеприпасов, совершенных против миротворческих операций Организации Объединенных Наций . [2]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Организация Объединенных Наций участвовала в противоминной деятельности с момента создания Программы разминирования для Афганистана в 1989 году. Кроме того, в начале 1990-х годов организация проводила различные мероприятия по разминированию в Камбодже, Анголе, Боснии и Мозамбике в рамках своих операций по поддержанию мира. [3]
В 1992 году организации Handicap International , Human Rights Watch , Medico International , Консультативная группа по минам , «Врачи за права человека » и Вьетнамский фонд ветеранов Америки учредили Международную кампанию за запрет наземных мин . Благодаря этому первоначальному толчку к 1993 году было сформировано множество национальных кампаний и сотни организаций присоединились к МКЗНМ. [4]
После успеха МКЗНМ в 1994 году государства-члены Организации Объединенных Наций приняли меры. Директор ЮНИСЕФ Джим Грант , генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали призвали к полному запрету наземных мин, а правительство Нидерландов согласилось уничтожить их запасы и поддержать полный запрет. [5]
В 1995 году правительство Бельгии приняло закон о запрете наземных мин. Папа Иоанн Павел II призвал положить конец производству и использованию наземных мин. В том же году Международный комитет Красного Креста запустил глобальную петицию, призывая к борьбе с наземными минами. [6]
В условиях нарастающего давления в 1997 году 14 правительств заявили о своей поддержке полного запрета наземных мин. Канада приняла Оттавский договор, чтобы придать импульс этому делу. Опираясь на опыт Оттавы, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций разработала резолюцию в поддержку переговоров по договору о запрещении наземных мин, поддержанную 155 государствами-членами. [7]
В 1997 году Международная кампания по запрещению наземных мин получила поддержку более 1000 организаций в 60 странах. Более того, в общей сложности 122 страны подписали Оттавский договор о запрете наземных мин. Джоди Уильямс , координатор-основатель МКЗНМ, получил Нобелевскую премию мира «за работу по запрещению и обезвреживанию противопехотных мин». [8]
Служба ООН по разминированию
[ редактировать ]ЮНМАС не была официально сформирована до 1997 года, когда были объединены Группа по разминированию Департамента операций по поддержанию мира и Группа по разминированию и политике Департамента по гуманитарным вопросам. Он был создан в качестве «координационного центра ООН» по противоминной деятельности и работает для поддержки видения «мира, свободного от угрозы наземных мин и неразорвавшихся боеприпасов». [3] [9]
В 1998 году Генеральная Ассамблея приветствовала создание резолюции 53/26 ЮНМАС, назначив Службу следующим образом: «координатор противоминной деятельности в системе Организации Объединенных Наций, а также его постоянное сотрудничество и координация всей связанной с минами деятельности учреждений, фондов и программ Организации Объединенных Наций». [10]
В 1999 году первая полевая программа ЮНМАС была создана в Косово . Аварии на минах увеличивались в результате возвращения косовцев, работающих на полях. 70% минных жертв среди репатриантов были моложе 24 лет. [11]
В 2015 году Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш назначил актера Дэниела Крейга первым глобальным защитником Организации Объединенных Наций по ликвидации мин и взрывоопасных предметов. [12]
В 2019 году Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш запустил пятилетнюю кампанию «Безопасная территория» (2019–2023 годы) с целью повышения осведомленности и ресурсов для жертв и выживших в вооруженном конфликте посредством развития спорта. и Целей устойчивого развития . Safe Ground создает футбольные поля на территориях, свободных от мин. «Спорт развивает сообщество, объединяет людей, и Safe Ground стремится очистить спортивную инфраструктуру, стадионы, спортивные комплексы или места, где можно заниматься спортом, чтобы девочки и мальчики, мужчины и женщины, с инвалидностью или без нее, могли играть. ." [13]
ЮНМАС запустила свой «Стратегический план на 2019–2023 годы», определив свою миссию с Целями устойчивого развития в 2019 году: Стратегический план ЮНМАС на 2019–2023 годы. [14]
По состоянию на 2022 год ЮНМАС участвует в 21 программе на международном уровне. Это: Абьей , Афганистан , Буркина-Фасо , Центральноафриканская Республика , Колумбия , Кипр , Демократическая Республика Конго , Эфиопия , Ирак , Ливан , Ливия , Мали , Нигер , Нигерия , Государство Палестина , Сомали , Южный Судан , Судан , Сирия. , Западная Сахара и Йемен . [15]
Пять столпов противоминной деятельности
[ редактировать ]Работа ЮНМАС разделена на 5 основных направлений противоминной деятельности: [16]
- Распродажа
- Обучение минному риску
- Помощь жертвам
- Пропаганда
- Уничтожение запасов
Распродажа
[ редактировать ]
В широком смысле разминирование включает в себя обследование, картографирование и разметку минных полей, а также фактическое разминирование земли. Этот спектр деятельности также иногда называют разминированием .
Гуманитарное разминирование направлено на расчистку территории, чтобы гражданские лица могли вернуться в свои дома и заниматься своей повседневной жизнью без угрозы наземных мин и неразорвавшихся пережитков войны (ВПВ), к которым относятся неразорвавшиеся боеприпасы и оставленные взрывоопасные боеприпасы. Это означает, что все мины и ВПВ, затрагивающие места проживания простых людей, должны быть разминированы, и должна быть гарантирована их безопасность в разминированных районах. Мины разминированы, а территория тщательно проверена, чтобы можно было без сомнений сказать, что земля теперь безопасна, и люди могут использовать ее, не беспокоясь об оружии. Целью гуманитарного разминирования является восстановление мира и безопасности на уровне общин.
Методы разминирования:
- Геодезия
- Прежде чем начать фактическое разминирование, необходимо провести геодезические исследования или официальный сбор информации, связанной с минами. Обследования воздействия оценивают социально-экономические последствия минного загрязнения и помогают определить приоритеты в расчистке конкретных территорий. В исследованиях воздействия используются все доступные источники информации, включая записи о минных полях (там, где они существуют), данные о минных жертвах и интервью с бывшими комбатантами и местным населением. Затем в ходе технических обследований определяются минные поля и предоставляются подробные карты для операций по разминированию.
- Карты
- Карты, полученные в результате обследований воздействия и технических исследований, хранятся в системе управления информацией, включая различные программные базы данных, и предоставляют исходные данные для организаций по разминированию и оперативному планированию.
- Маркировка минных полей
- Маркировка минных полей осуществляется при выявлении заминированного района, однако операции по разминированию не могут быть проведены немедленно. Маркировка минных полей, призванная удержать людей от входа в заминированные районы, должна осуществляться в сочетании с информированием о минной опасности, чтобы местное население понимало значение и важность знаков.
- Ручное оформление
- Разминирование вручную осуществляется обученными саперами, использующими металлодетекторы и длинные тонкие штыри для обнаружения мин, которые затем уничтожаются контролируемым взрывом.
- Собаки-миноискатели
- Минно-розыскные собаки, которые по запаху обнаруживают наличие взрывчатых веществ в грунте. Собаки используются в сочетании с ручными саперами.
- Механический зазор
- Для механического разминирования мин в земле используются цепы, катки, фрезы для растительности и экскаваторы, часто прикрепленные к бронированным бульдозерам. Эти машины можно использовать только на определенных участках, и их эксплуатация дорога. В большинстве ситуаций они также не на 100% надежны, и работу необходимо проверять другими методиками.
Обучение минному риску (MRE)
[ редактировать ]
Просвещение о рисках, или RE, относится к образовательной деятельности, направленной на снижение риска травм от мин и неразорвавшихся боеприпасов путем повышения осведомленности и содействия изменению поведения посредством кампаний по информированию общественности, образования и обучения, а также связи с сообществами.
RE гарантирует, что сообщества знают о рисках, связанных с минами, неразорвавшимися боеприпасами и/или брошенными боеприпасами, и поощряются к поведению, позволяющему снизить риск для людей, имущества и окружающей среды. Цель состоит в том, чтобы снизить риск до уровня, при котором люди смогут жить безопасно, и воссоздать среду, в которой экономическое и социальное развитие может происходить без ограничений, налагаемых загрязнением наземными минами.
РЭ, наряду с разминированием (которое включает в себя технические обследования, картографирование, обезвреживание неразорвавшихся боеприпасов и мин, обозначение небезопасных зон и документирование расчищенных территорий), способствует снижению минной опасности или ограничению риска получения физических травм от мин и мин. неразорвавшиеся боеприпасы, которые уже загрязняют землю. Пропагандистская деятельность и уничтожение запасов наземных мин сосредоточены на предотвращении использования мин в будущем.
«Образование и подготовка» в области MRE охватывают все образовательные и учебные мероприятия, которые снижают риск травм от мин, неразорвавшихся боеприпасов и/или оставленных боеприпасов путем повышения осведомленности об угрозе для отдельных лиц и сообществ и содействия изменению поведения. Образование и обучение – это двусторонний процесс, который включает в себя передачу и приобретение знаний, изменение взглядов и практики посредством преподавания и обучения.
Образовательная и обучающая деятельность может проводиться в формальной и неформальной среде: обучение учителя ребенку в школах, обмен информацией дома от родителей к детям или от детей к родителям, обучение от ребенка к ребенку, общение между сверстниками и детьми. обучение сверстников на работе и в условиях отдыха, обучение по вопросам минной безопасности для сотрудников гуманитарных организаций и включение информации о минной безопасности в практику охраны труда и техники безопасности. [17]
Помощь жертвам
[ редактировать ]Основываясь на опыте, накопленном в этой области с момента вступления в силу Договора о запрещении противопехотных мин, участники переговоров по Конвенции по кассетным боеприпасам согласовали конкретную статью о помощи жертвам (статья 5), которая содержит ряд обязательств для государств-участников с уважения к жертвам кассетных боеприпасов в районах, находящихся под его юрисдикцией и контролем. Конвенция по кассетным боеприпасам также дает следующее определение жертв кассетных боеприпасов: «(...) все лица, которые были убиты или получили физические или психологические травмы, экономические потери, социальную маргинализацию или существенное нарушение реализации своих прав, вызванное использования кассетных боеприпасов. К ним относятся лица, непосредственно пострадавшие от кассетных боеприпасов, а также их пострадавшие семьи и общины».
Сотни тысяч выживших мин и взрывоопасных пережитков войны существуют в 78 странах. Согласно отчету Landmine Monitor за 2008 год, только в Афганистане насчитывается до 60 000 выживших и более 45 000 в Камбодже. В 2011 году Landmine Monitor выявил 4286 новых ранений по всему миру, вызванных минами, взрывоопасными пережитками войны и самодельными взрывными устройствами, взорванными на жертвах . [18] Хотя фактическая цифра неизвестна, она вполне может быть намного больше, поскольку о многих инцидентах, связанных с минами и взрывоопасными снарядами, никогда не сообщается и, следовательно, не регистрируется.
В системе ООН Служба ООН по разминированию тесно сотрудничает со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и другими структурами ООН, в частности ЮНИСЕФ , которые также поддерживают деятельность по оказанию помощи жертвам. Все они тесно сотрудничают с партнерскими организациями за пределами системы Организации Объединенных Наций, такими как Международный комитет Красного Креста , Корпус выживших , Всемирный фонд реабилитации , Handicap International Belgium и Американский фонд ветеранов Вьетнама .
Пропаганда
[ редактировать ]ЮНМАС координирует общую пропагандистскую деятельность ООН в поддержку договоров и других международно-правовых инструментов, касающихся наземных мин и взрывоопасных пережитков войны, включая кассетные боеприпасы, а также в поддержку прав людей, пострадавших от этих устройств.
Методы:
- Распространение общественной информации
- «Общественная информация» в контексте противоминной деятельности описывает ситуации, связанные с наземными минами и неразорвавшимися боеприпасами, а также информирует и обновляет широкий круг заинтересованных сторон. Такая информация может быть сосредоточена на местных сообщениях о снижении риска, затрагивать более широкие национальные вопросы, такие как соблюдение законодательства, или повышать общественную поддержку программ противоминной деятельности.
- Однако «распространение» общественной информации относится прежде всего к деятельности по информированию общественности, которая помогает снизить риск травм от мин и неразорвавшихся боеприпасов путем повышения осведомленности о риске среди отдельных лиц и сообществ, а также путем содействия изменению поведения. Это прежде всего односторонняя форма общения, передаваемая через средства массовой информации. Инициативы по распространению общественной информации могут представлять собой отдельные проекты MRE, которые реализуются до начала других мероприятий по разминированию.
- Связь с сообществом
- Связь с общественностью относится к системам и процессам, используемым для обмена информацией между национальными властями, организациями, занимающимися разминированием, и сообществами о наличии мин, неразорвавшихся боеприпасов и оставленных боеприпасов. Это позволяет общинам быть информированными о запланированных мероприятиях по разминированию, характере и продолжительности задач, а также о точном местоположении отмеченных или расчищенных территорий. Кроме того, это позволяет общинам информировать местные власти и организации, занимающиеся разминированием, о местонахождении, масштабах и воздействии загрязненных территорий. Эта информация может существенно помочь в планировании сопутствующих мероприятий, таких как технические обследования, операции по маркировке и очистке, а также услуги по оказанию помощи пострадавшим. Связь с сообществом гарантирует, что проекты по разминированию учитывают потребности и приоритеты сообщества. Связь с общественностью должна осуществляться всеми организациями, проводящими операции по разминированию.
Услуги по связям с общественностью могут начаться задолго до начала работ по разминированию и способствовать развитию местного потенциала для оценки рисков, управления информацией и разработки стратегий снижения рисков.
Уничтожение запасов
[ редактировать ]Запасы противопехотных мин (ППМ) намного превышают количество фактически заложенных в земле. В соответствии со статьей 4 договора о запрещении противопехотных мин государства-участники должны уничтожить свои накопленные мины в течение четырех лет после присоединения к конвенции. Шестьдесят пять стран уже уничтожили свои запасы противопехотных мин, уничтожив в общей сложности более 37 миллионов мин. Еще 51 страна официально заявила, что не имеет запасов противопехотных мин, а еще три страны планируют уничтожить свои запасы к концу года.
У государств есть много вариантов уничтожения своих запасов. Запасы обычно уничтожаются военными, но можно использовать и промышленные решения. Используемые методы различаются в зависимости от состава мин и условий, в которых они находятся. Полный цикл уничтожения включает в себя такие аспекты, как транспортировка и хранение, операции по переработке, техническое обслуживание оборудования, обучение персонала и учет, а также фактическое физическое уничтожение.
Межведомственная координационная группа по разминированию
[ редактировать ]Межведомственная координационная группа по разминированию (МКГ-МА) представляет собой коалицию 12 отделений, специализированных учреждений, фондов и программ Организации Объединенных Наций, которые работают над разделением труда внутри Организации Объединенных Наций в области противоминной деятельности. Для достижения этой цели они создали « Противоминную деятельность и эффективную координацию: межведомственную политику Организации Объединенных Наций» для эффективного решения противоминной деятельности Организации Объединенных Наций. [19]
Члены
- Департамент операций по поддержанию мира/Служба Организации Объединенных Наций по разминированию (ДОПМ/ЮНМАС) (Председатель)
- Управление по вопросам разоружения (ОПР)
- Программа развития ООН (ПРООН)
- Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ)
- Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ)
- Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН)
- ) Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ
- Структура ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин (ООН-женщины)
- Управление Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов (ЮНОПС)
- Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО)
- Всемирная продовольственная программа (ВПП)
- Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)
наблюдатели
- Институт ООН по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР)
- Всемирный банк
Вехи
[ редактировать ]14 июня 2011 года Организация Объединенных Наций объявила Непал страной, свободной от мин. [20]
14 мая 2015 года Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назначил Дэниела Крейга глобальным защитником ООН по ликвидации мин и взрывоопасных предметов. [21]
В 2017 году исполнилось 20 лет ЮНМАС.
В 2022 году ЮНМАС представила очную и онлайн-выставку «Безопасная территория. Безопасные шаги. Safe Home» , одна из многих цифровых выставок, доступных на их веб-сайте. [22]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Дэниел Крейг, глобальный сторонник ликвидации мин» .
- ^ «Годовой отчет ЮНМАС за 2021 год» .
- ^ Jump up to: а б «Справочник ЮНМАС по программированию противоминной деятельности» (PDF) . РельефВеб . Январь 2012 года . Проверено 3 декабря 2018 г.
- ^ «Безопасная земля. Безопасные шаги. Безопасный дом» .
- ^ «Безопасная земля. Безопасные шаги. Безопасный дом» .
- ^ «Google Диск: вход» .
- ^ «Google Диск: вход» .
- ^ «Google Диск: вход» .
- ^ «Стратегия Организации Объединенных Наций по разминированию на 2013–2018 годы» (PDF) . ООН по разминированию . Объединенные Нации. 2013 . Проверено 3 декабря 2018 г.
- ^ Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций сессии 53 Резолюция 26 . Помощь в противоминной деятельности A/RES/53/26 17 ноября 1998 г.
- ^ «Вместе для противоминной деятельности: многосторонняя история успеха» .
- ^ «Дэниел Крейг, глобальный сторонник ликвидации мин» .
- ^ «Вместе для противоминной деятельности: многосторонняя история успеха» .
- ^ «Стратегический план ЮНМАС на 2019-2023 годы» .
- ^ «Годовой отчет ЮНМАС за 2021 год» .
- ^ «5 столпов противоминной деятельности» . Служба ООН по разминированию . Объединенные Нации . Проверено 3 декабря 2018 г.
- ^ «Проект по безопасности от наземных мин и ВПВ» . mineaction.org . Архивировано из оригинала 26 сентября 2010 года . Проверено 21 октября 2020 г.
- ^ Отчет Landmine Monitor за 2012 год.
- ^ «Межведомственная координационная группа ООН по противоминной деятельности (МКГ-МА)» . ООН по разминированию . Объединенные Нации . Проверено 3 декабря 2018 г.
- ^ «Непал объявлен свободным от мин через пять лет после гражданской войны» . Новости Би-би-си . 14 июня 2011 г.
- ^ «Новый глобальный защитник Дэниел Крейг надеется поддержать «невероятную работу» ООН по противоминной деятельности» . Центр новостей ООН . 14 мая 2017 г.
- ^ «Цифровые выставки» .
- «Служба ООН по разминированию (ЮНМАС)» . Монитор наземных мин .
- «Что такое противоминная деятельность?» . Электронная сеть минной информации . Архивировано из оригинала 9 февраля 2009 года . Проверено 9 февраля 2009 г.
- «Непал объявлен свободным от мин через пять лет после гражданской войны» . Новости Би-би-си . 14 июня 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]