Железный Человек
Тони Старк Железный Человек | |
---|---|
![]() | |
Publication information | |
Publisher | Marvel Comics |
First appearance | Tales of Suspense #39 (December 1962) |
Created by | |
In-story information | |
Full name | Anthony Edward Stark |
Place of origin | Long Island, New York |
Team affiliations | |
Partnerships | |
Abilities |
|
Железный Человек — супергерой, появляющийся в американских комиксах, изданных Marvel Comics . Созданный совместно писателем и редактором Стэном Ли , разработанный сценаристом Ларри Либером и оформленный художниками Доном Хеком и Джеком Кирби , персонаж впервые появился в Tales of Suspense #39 в 1962 году ( обложка датирована декабрем 1962 года) и получил собственное название с Железный Человек №1 в 1968 году. Вскоре после своего создания Железный Человек стал одним из основателей команды супергероев Мстители , вместе с Тором , Человеком-муравьем , Осой и Халком . Истории Железного человека, индивидуально и вместе с Мстителями, постоянно публикуются с момента создания персонажа.
Железный Человек — супергерой Энтони Эдварда « Тони » Старка , бизнесмена и инженера, который управляет компанией по производству оружия Stark Industries . Когда Старк был схвачен в зоне боевых действий и получил тяжелую рану сердца, он создал броню Железного человека и сбежал от похитителей. Доспехи Железного человека наделяют его сверхчеловеческой силой, полетом, проецированием энергии и другими способностями. Персонаж был создан в ответ на войну во Вьетнаме как попытка Ли создать симпатичного провоенного персонажа. С момента своего создания «Железный человек» использовался для исследования политических тем, а действие ранних историй о «Железном человеке» разворачивается во времена холодной войны . Роль персонажа как производителя оружия оказалась неоднозначной, и Marvel отошла от геополитики к 1970-м годам . Вместо этого в историях начали исследоваться такие темы, как гражданские беспорядки, технологический прогресс, корпоративный шпионаж, алкоголизм и государственная власть.
Major Iron Man stories include "Demon in a Bottle" (1979), "Armor Wars" (1987–1988), "Extremis" (2005), and "Iron Man 2020" (2020). He is also a leading character in the company-wide stories Civil War (2006–2007), Dark Reign (2008–2009), and Civil War II (2016). Additional superhero characters have emerged from Iron Man's supporting cast, including James Rhodes as War Machine and Riri Williams as Ironheart, as well as reformed villains, Natasha Romanova as Black Widow and Clint Barton as Hawkeye. Iron Man's list of enemies includes his archenemy, the Mandarin, many supervillains of communist origin, and many of Stark's business rivals.
Robert Downey Jr. portrayed Tony Stark in Iron Man (2008), the first film of the Marvel Cinematic Universe, and continued to portray the character until his final appearance in Avengers: Endgame (2019). Downey's portrayal popularized the character, elevating Iron Man into one of Marvel's most recognizable superheroes. Other adaptations of the character appear in animated direct-to-video films, television series, and video games.
Publication history
Creation

Following the success of the Fantastic Four in 1961 and the subsequent revival of American comic books featuring superheroes, Marvel Comics created new superhero characters. Stan Lee developed the initial concept for Iron Man.[1] He wanted to design a character who should be unpalatable to his generally anti-war readers but to make them like the character anyway.[2] Iron Man was created in the years after a permanent arms industry developed in the United States, and this was incorporated into the character's backstory.[3] The character was introduced as an active player in the Vietnam War. Lee described the national mood toward Vietnam during Iron Man's creation as "a time when most of us genuinely felt that the conflict in that tortured land really was a simple matter of good versus evil".[4]
Larry Lieber developed Iron Man's origin and wrote the first Iron Man story, while Jack Kirby and Don Heck were responsible for the initial design.[1][5] Lee modeled Iron Man after businessman Howard Hughes, invoking his physical appearance, his image as a businessman, and his reputation as an arrogant playboy.[6] Kirby and Heck then incorporated elements of the actor Errol Flynn's physical appearance in the design.[7] When first designing the character, Lee wanted to create a modernized Arthurian knight.[8] Kirby initially drew the Iron Man armor as a "round and clunky gray heap", and Heck modified the design to incorporate gadgets such as jets, drills, and suction cups.[9][10] The Iron Man character was created at a time when comic book characters were first depicted struggling with real-life problems, and his heart injury was an early example of a superhero with a physical disability.[11]
Early years
Iron Man's earliest stories were published in the monster-themed anthology series Tales of Suspense. Marvel premiered several superheroes this way in the 1960s as superhero comics became more popular than traditional science-fiction and horror comics.[9][12] Iron Man's first appearance, "Iron Man is Born!", appeared in Tales of Suspense #39, released in December 1962 with a March 1963 cover date.[12] Though the Iron Man armor was gray in its first appearance, Marvel changed it to gold because of issues with printing.[5] Lee initially delegated the writing duties to other creators at Marvel, but he felt their work was substandard; as with his other characters, Lee reclaimed control of Iron Man so he could write the stories himself.[13]
Once Marvel's distributor allowed the company more monthly releases, The Avengers (1963) was developed as a new comic book series.[14] Iron Man was one of the five characters who formed the titular superhero team.[15] By 1965, the difficulty of maintaining continuity between The Avengers and the members' solo titles prompted Lee to temporarily write the original cast out of The Avengers, including Iron Man.[16]
Heck continued as the primary Iron Man artist until 1965, as Kirby had obligations to other Marvel properties.[9][10] As part of a shuffling to match artists with the characters they were most suited for, Steve Ditko briefly became the artist for Iron Man.[17] He was responsible for only three issues in late 1963, but in this time he redesigned Iron Man's suit from fully gold to the red and gold color scheme that became the character's primary image.[18] Iron Man's recurring nemesis, the Mandarin, first appeared shortly after in Tales of Suspense #50 (1964).[19] By this time, the science-fiction and horror stories were phased out from Tales of Suspense, and the series ran only Iron Man and Captain America stories.[12] Gene Colan became the artist for Iron Man in January 1966, bringing with him an expressionist style.[18]
For the first five years of publication, Iron Man represented the United States in Cold War allegories.[4][20] Growing opposition to the American involvement in Vietnam prompted a shift in Iron Man's characterization, which was part of a larger push by Marvel in the late 1960s to be more apolitical.[4][21] Over the years, the letters to the editor column in several issues saw extensive political debate.[22] Lee shifted the stories' focus to espionage and domestic crime, incorporating Marvel's fictional intelligence agency S.H.I.E.L.D. He also incorporated the villains of other Marvel heroes, avoiding Iron Man's primarily communist rogues' gallery and rewriting some of Iron Man's communist villains to have personal motivations independent of their communist allegiances.[23]
Iron Man was one of several characters whom Marvel gave a full-length dedicated series in 1968.[24] Marvel combined the final issues of Tales of Suspense and the Sub-Mariner's Tales to Astonish into a one-shot special, Iron Man and Sub-Mariner.[25] Iron Man then began its run under writer Archie Goodwin.[26] Goodwin reintroduced political themes slowly over the following years, with a focus on domestic issues like racial conflict and environmentalism rather than geopolitics.[27] George Tuska started drawing the character in Iron Man #5 (1968) and intermittently served as artist for much of the 1970s.[28][29] In total, he drew over one hundred issues for the character.[30]
1970s
I don't feel Tony Stark is a dinosaur, a creature unable to change before the weight of time crushes him aside. Yeah, it is hard in 1977 to praise a millionaire industrialist, playboy and former munitions-manufacturer—but it isn't impossible to change that image. Which is what I plan to do.
Bill Mantlo, Iron Man #100[31]
When Goodwin became Marvel's editor-in-chief, he assigned Gerry Conway as the writer for Iron Man.[32] Conway was the first of several writers in a four-year effort to reform Iron Man, beginning in 1971, with stories that directly addressed the character's history as a weapons manufacturer.[33] These stories were especially prominent during a run by Mike Friedrich, in which corporate reform of Stark Industries was a recurring subplot.[34]
Iron Man was one of several Marvel characters who declined in popularity during the 1970s, and the series went a period of time without a dedicated writer until Bill Mantlo took over in 1977.[35] The following year, David Michelinie and Bob Layton took charge of the series, beginning with issue #116.[36][37] While inking the series, Layton used issues of GQ, Playboy, and electronics catalogues as visual references,[38] which he and Michelinie used to stay informed on developments in real world technology so the Iron Man armor would always be a more advanced version of what existed.[37] Layton was inspired by the vast collection of specialized outfits used by Batman when designing Iron Man's various armors.[39][40]
In Iron Man #117 and #118 (1978), Michelinie and Layton replaced many elements that developed over the series' run: they removed Iron Man's romantic interest Whitney Frost and Stark's robotic Life Model Decoy doubles, and they had Stark move to a different home.[41] They introduced Iron Man's new romantic interest, Bethany Cabe, as a feminist character who worked as his bodyguard.[42] Their goal was to push the character toward a more grounded, realistic portrayal.[43] The largest change they made was to make Iron Man an alcoholic, an unprecedented move for a major comic book hero, which led to the "Demon in a Bottle" story arc that ran from issues #120 to #128 (1979).[44] At the same time, they introduced the character Justin Hammer, who provided financial backing for several Iron Man villains.[45]
1980s and 1990s
Michelinie and Layton remained on the series until Iron Man #153 (1981).[46] Through the 1980s, writers for Iron Man focused on the character's role as a businessman, reflecting the economic changes associated with Reaganomics, and many of his challenges involved threats to his company.[47] Denny O'Neil was put in charge of Iron Man beginning with issue #158 (1982). His run explored Stark's psychology, having him relapse into alcoholism and suffer at the hands of business rival Obadiah Stane.[39] O'Neil wrote Stark out of the role entirely beginning with issue #170 (1983), having him temporarily retire as Iron Man and replacing him with his ally James Rhodes.[48] Stark was relegated as a side character until he returned to heroism in Iron Man #200 (1985).[49]
The 1987 "Armor Wars" story arc followed Iron Man as he reclaimed his technology, which Justin Hammer distributed to several villains.[50] This story blended the character's superhero and businessman aspects more directly when Stark sought legal recourse against his rivals.[47] Michelinie and Layton returned to the series with issue #215 (1988) through issue #232 (1989).[46] Again, they experimented with variations on the Iron Man armor.[39]
In 1990, Michelinie and Layton handed the series over to John Byrne, one of the most highly-regarded comic book writers at the time. He wrote three story arcs across twenty issues: "Armor Wars II" (which had already been announced by Michelinie and Layton), "The Dragon Seed Saga", and "War Games".[51] Byrne revisited Iron Man's opposition to communism but portrayed it as less of a threat,[52] and he rewrote Iron Man's origin to remove references to communism and the Vietnam War. He lost interest in the series by 1992 as his collaborators John Romita Jr. and Howard Mackie had moved on to other projects.[51] Iron Man's supporting character War Machine was spun off into his own comic book series in 1994.[53]
The Iron Man series rejected broader ideological themes by the 1990s, and individualist values replaced Stark's allegiance to American democracy for its own sake. He remained anti-communist, reiterating his support for democracy and refusing to do business in China following the Tiannamen Square Massacre in 1989.[54] The absence of Cold War politics was not immediately replaced by another theme, and post-Cold War Iron Man stories often explored different ideas regarding technology for a short time before moving on.[55] When terrorism became more prominent in the public mind, writers shifted Iron Man's symbolism from anti-communism to anti-terrorism.[56]
As part of a company-wide reorganization in 1996, Marvel's major characters, including Iron Man, were given to former Marvel writers Jim Lee and Rob Liefeld in a profit-sharing agreement. Lee and Liefeld were given charge of the "Heroes Reborn" branding that renumbered Marvel's long-running periodicals at issue #1.[57] This new Iron Man series, labeled volume two, was set in an alternate universe created during the "Onslaught" event. It ran for thirteen issues, written by Lee and Scott Lobdell and drawn by Whilce Portacio.[58][59] The following year, Marvel introduced the "Heroes Return" event to bring the characters back from the alternate universe, which again reset characters such as Iron Man to issue #1.[60][61] Kurt Busiek beamce the writer for volume three while Sean Chen was the artist.[58][62]
2000s
When the Ultimate Marvel imprint was created with reimagined versions of Marvel's characters, an alternate Iron Man appeared in 2002 with the Ultimates, the imprint's adaptation of the Avengers.[63] Marvel released a five issue limited series, Ultimate Iron Man, featuring this character in 2005.[64]
Iron Man represented an attempt to define what a superhero was in the 21st century, following the September 11 attacks, implicitly likening the fear of terrorism to the fear of unregulated super-powered beings.[65] In 2004, Iron Man was a major character in the Avengers Disassembled event and subsequently became a founding member of the New Avengers.[66] Iron Man volume four began in 2005,[58] with Warren Ellis as the writer and Adi Granov as the artist. Its first story arc, "Extremis", saw Iron Man upgrade his body directly through the Extremis virus, giving him direct control over a biological armor.[64] The volume's first 14 issues carried the Iron Man title, while issues #15–32 (2007–2008) were titled Iron Man: Director of S.H.I.E.L.D.[58]
Iron Man led the pro-registration faction during the 2006 Civil War crossover event by Mark Millar and Steve McNiven.[67] In an allegory for the Patriot Act and government surveillance, Iron Man's pro-registration faction represented conservative support for government surveillance in the name of security and stood against Captain America's anti-registration faction that represented individualism and liberal opposition to government surveillance.[68] Iron Man believed in pragmatically choosing the lesser of two evils, whereas Captain America held an idealist approach, and both held these positions at great personal cost.[69] While Marvel was neutral between the characters, readers overwhelmingly saw Iron Man as the villain, being the stronger force that the underdog had to overcome.[70][71]
Iron Man appeared with the Mighty Avengers in 2007,[72] and his characterization in this era leaned into his identity as a futurist.[73] Marvel restarted Iron Man's comic book run with Invincible Iron Man in 2008, written by Matt Fraction and drawn by Salvador Larroca.[74] This series launched around the same time as the film Iron Man premiered,[75] and the Marvel Cinematic Universe developed while this run was in publication.[74]
2010s and 2020s
The Iron Man series reverted to the original numbering in 2011, when the overall 500th issue was published as Iron Man #500.[58] A concurrent series, Iron Man Legacy by Fred Van Lente, launched in 2010 leading up to the release of the film Iron Man 2.[75] Iron Man was then one of several characters whose series was relaunched at issue #1 with the Marvel Now! branding following the 2012 Avengers vs. X-Men event,[76] written by Kieron Gillen.[77] The 2014 "AXIS" event led into the Superior Iron Man series by Tom Taylor, featuring Iron Man with a new reversed personality.[78]

A new Invincible Iron Man run written by Brian Michael Bendis and drawn by David Marquez began in 2015.[79] A simultaneous Iron Man series, International Iron Man, ran for seven issues in 2016 under Marvel's All-New, All-Different Marvel branding, also by Bendis. This series was meant to ensure Iron Man's status as a major character as All-New, All Different developed.[80] A second Civil War event in 2016 portrayed Iron Man as an advocate of free will against Captain Marvel's determinism.[81]
As part of a broader trend by Marvel Comics to substitute its main characters with a diverse cast of original characters in the 2010s, Iron Man was temporarily replaced by Ironheart, a teenaged African-American girl who reverse engineered the Iron Man armor, in 2016.[82] At the same time, the series Infamous Iron Man began publication with Dr. Doom as Iron Man.[83]
The series Tony Stark: Iron Man premiered in 2018 with the Fresh Start branding, written by Dan Slott and drawn by Valerio Schiti.[84] In 2020, Iron Man was relaunched in a new series, written by Christopher Cantwell and illustrated by CAFU, following the "Iron Man 2020" event. This series moved away from the developments and deviations made to Stark's character introduced over the previous years—including the more extravagant science fiction and soap opera plots—creating a clean slate for new story arcs in a traditional superhero setting.[85] The character was relaunched again in 2022 with Invincible Iron Man, written by Gerry Duggan and illustrated by Juan Frigeri.[86] A new volume is set to launch in October 2024, written by Spencer Ackerman and illustrated by Julius Ohta.[87]
Characterization
Fictional character biography

Anthony Edward "Tony" Stark was born in Long Island, New York. As a child, he inherited his family's business, Stark Industries, when his parents were killed in a car crash.[88] Developing equipment for the U.S. military, he travels to a war zone to conduct a weapons test when he triggers a booby trap. His heart is critically injured by shrapnel, and he is captured by the communist Wong-Chu, who demands Stark build him a weapon. Stark instead builds a suit of armor that sustains his heart, becoming Iron Man.[18][9] The war zone Stark visited was changed retroactively multiple times by different writers to correspond with the character's age, which is explained by a "sliding scale of continuity" in which the timing of significant events in the world of Marvel may change. This conflict was the Vietnam War for the first decades of Iron Man's publication history.[89] This was changed to an unnamed Southeast Asian country in the 1990s,[90] and a conflict in the fictional country Siancong was ultimately created to justify the inconsistency.[91]
Iron Man returns to the United States and becomes a superhero, convincing the public Iron Man is Stark's bodyguard.[88] When he is called to stop the Hulk and learns Loki is behind the Hulk's attack, he joins forces with the Hulk, Thor, Ant-Man, and the Wasp to defeat Loki, and they agree to form a superhero team, the Avengers.[15] He also helps found the intelligence agency S.H.I.E.L.D., providing the organization with equipment.[88] Iron Man then undergoes surgery to replace the damaged portions of his heart, eliminating the need for his prosthetic chest plate.[92] As he came to regret his involvement in weapons manufacturing, Stark Industries is changed to Stark International, an electronics company that emphasizes environmentalism and ending world hunger.[93][88] S.H.I.E.L.D. attempts to take over the business and revert it back to weapons manufacturing. At the same time, Iron Man is framed for murder. These stresses cause him to begin drinking, and he develops alcoholism.[94] Though he gets sober, he relapses due to a plot orchestrated by his business rival Obadiah Stane.[88] Iron Man briefly loses his company to Stane, passes the Iron Man mantle to his ally James Rhodes,[48] and becomes homeless.[92] After Stark recovers, Stane adopts an armored suit and becomes the Iron Monger before being defeated. Iron Man then founds a space technology company, Stark Enterprises. When Iron Man learns Justin Hammer had acquired the Iron Man armor's technology, he seeks out all the other armors. The resulting fights leave Iron Man a fugitive, leading him to fake his death and then describe himself as a new Iron Man.[88]
When Iron Man is shot in the spine and paralyzed, he develops a new prosthesis that grants him mobility. This prosthesis is hacked and controlled remotely, causing neurological damage that appears for a time to kill him.[95] Rhodes temporarily becomes Stark's chosen successor as Iron Man. After returning, Immortus places Stark under his control and turns him evil. The Avengers bring an alternate Tony Stark from another reality to help defeat him. Iron Man is killed and the alternate Tony Stark becomes the new Iron Man, but Franklin Richards merges both versions into a single being when he rewrites reality. Stark's company is bought out at this point, so he starts a consulting firm, Stark Solutions. His secret identity is revealed to the public shortly afterward. He is then appointed Secretary of Defense until the Scarlet Witch alters his mind, causing him to behave drunkenly at the United Nations and leave in disgrace.[88] When Mallen becomes a threat through the Extremis project, Iron Man has Maya Hansen inject him with the Extremis virus, giving him a biological armor he can control with his mind.[96]
Iron Man serves as the Superhero Registration Act's enforcer upon its enactment, creating a schism between superheroes, with Iron Man leading proponents of registration against a group of resistors led by Captain America.[67] After the conflict, Iron Man becomes head of S.H.I.E.L.D.[97] The government dismantles S.H.I.E.L.D. after it fails to prevent an alien invasion, but Iron Man refuses to turn over the list of registered heroes to its corrupt successor agency H.A.M.M.E.R.[98] This agency is dismantled as well, and Iron Man organizes the Avengers to replace these agencies.[88] He founds a clean energy company, Stark Resilient, and fakes his death so his enemies will not threaten it. He joins the Guardians of the Galaxy for a time, and upon returning to Earth, he discovers he had actually been adopted by the Starks so their biological son could be hidden from an alien threat.[99]
Во время битвы с Красным Черепом заклинание, наложенное Виктором фон Думом и Алой Ведьмой, временно инвертирует личности нескольких героев. Новый морально испорченный Железный Человек защищает себя от контрзаклинания и захватывает Сан-Франциско, чтобы усилить жителей Экстремисом. [ 100 ] Когда обнаруживается человек, способный видеть будущее, сообщество супергероев терпит очередной раскол , и Железный Человек возглавляет команду героев, выступающих против предопределённой системы правосудия, основанной на его способностях. [ 81 ] Битва заканчивается тем, что Железный Человек оказывается в коме. Преобразованный Виктор фон Дум становится Железным Человеком, а искусственный интеллект разума Старка управляет новым супергероем в броне, Железным Сердцем. Старк возобновляет свою работу в качестве Железного Человека после того, как технологии в его теле позволяют ему исцелиться. [ 99 ] Затем он вступает в союз с Эммой Фрост и женится на ней, чтобы устроить ловушку для их общего врага Фейлонга. [ 101 ]
Личность и мотивация
Мы действительно думали о том, как нам нужно дать ему слабость. Было не круто, когда у него заканчиваются силы и он ищет розетку каждые несколько страниц, или у него случается сердечный приступ каждый раз, когда Ультимо сражается с ним. Итак, мы обсудили это и подумали, что заразим его болезнью корпоративного человека [алкоголизм]. Что-то, что всегда будет преследовать его.
Железный Человек — бизнесмен и предприниматель, который стремится внедрять инновации и совершенствовать свои технологии. [ 6 ] [ 103 ] как на благо общества, так и на свое собственное. [ 104 ] [ 105 ] Железный Человек — один из многих героев Marvel с интеллектом гениального уровня. [ 106 ] но его внимание к социальному применению наряду с точными науками отличает его от других героев. [ 106 ] Персонаж — футурист, и он работает над поиском решений проблем, которые еще не возникли. Это упреждающее решение проблем было движущей силой в его организации Мстителей, а затем и в его поддержке Закона о регистрации супергероев во время событий Гражданской войны . [ 107 ]
Интеллект и инженерные навыки Старка позволили ему создать броню Железного человека, и он считает, что это оправдывает его власть над броней и над тем, кто ее использует. [ 108 ] Хотя Железный Человек иногда разрабатывает снаряжение для других супергероев, он избирательно относится к тому, кто может использовать броню, доверяя лишь нескольким близким союзникам. [ 109 ] В рассказе 2008 года «Пять кошмаров» Железный Человек рассказывает о своих пяти самых больших страхах: рецидив алкоголизма, воспроизводство технологии Железного человека, другие люди, становящиеся Железным Человеком, технология, ставшая одноразовой, и то, что кто-то другой будет распространять эту технологию. Помимо опасности, которую представляют такие сценарии, все они представляют собой страх потерять власть над собой или своей технологией. [ 110 ]
Железный Человек считает, что с машинами легче взаимодействовать, чем с людьми, и считает, что машинами легче управлять и ремонтировать. [ 88 ] Это приводит его к саморазрушительному поведению, придавая своим отношениям в роли Тони Старка более низкий приоритет и не неся ответственности за свои творения в качестве Железного Человека. [ 111 ] Его изоляция приходит к нему с двух сторон: как его статус знаменитости, так и роль Железного человека затрудняют личные отношения. [ 112 ] Из-за плохих решений и невезения он не может поддерживать романтические отношения, несмотря на свое богатство и таланты. [ 113 ] Писатель Деннис О'Нил описал броню Железного человека как «психологический костыль, мешающий ему справиться с собственными внутренними демонами». [ 39 ] Он идентифицирует себя с броней Железного человека как с продолжением себя, полагая, что образ, который она представляет, является его собственным образом, и считает себя ответственным каждый раз, когда кто-то использует эту технологию. [ 114 ]
Железный Человек ведет себя по-разному как супергерой и как гражданский человек, совершая смелые и самоотверженные поступки, как Железный Человек, но морально неоднозначное поведение, как Старк. [ 115 ] Персонаж представляет собой традиционное понимание американской мужественности как бизнесмена и плейбоя, особенно в том виде, в котором она наблюдалась во времена холодной войны. [ 116 ] [ 117 ] Эта характеристика также проявляется в отрицательных чертах, которые были заметны в ранних историях о Железном Человеке, включая воинственность, небрежность и женоненавистничество. [ 118 ] У Старка есть несколько недостатков характера, возникающих из-за его импульсивности и высокомерия, его пороков, включая чрезмерное употребление алкоголя, вечеринки и распутство. [ 119 ] [ 115 ] [ 120 ]
Сердечная травма Железного Человека была заметна в его ранней характеристике, заставляя его изолироваться, чтобы не раскрыть свою травму или свою тайную личность . [ 10 ] Эта слабость была угрозой его автономии и мужественности. [ 121 ] Поскольку реальные медицинские технологии сделали травмы сердца менее смертельными, писатели представили неврологические повреждения. [ 122 ] и алкоголизм, как и другие медицинские слабости. [ 123 ] [ 124 ] Несмотря на это, Железный Человек считает себя удачливым и считает, что живет «хорошей жизнью», объясняя это своими деньгами, дружбой, инженерными навыками и восстанавливающимся здоровьем. [ 125 ]
Вера Железного Человека в прогресс иногда проявляется в противостоянии прессе и политикам, чьи попытки привлечь его к ответственности мешают его усилиям как супергероя. [ 126 ] Он находится в противоречии между своей поддержкой верховенства закона и своими моральными убеждениями в том, что он считает необходимым делать то, что, по его мнению, должно быть сделано для всеобщего блага. Когда он участвует в несанкционированных нападениях на тех, кто использовал его технологию в истории «Armor Wars», он описывает это как «трудное решение; возможно, самое трудное в моей жизни». [ 127 ] Морально неоднозначный характер персонажа может сделать его более доступным для читателей по сравнению с другими супергероями, которые по своей сути более добродетельны. [ 128 ] [ 129 ]
Темы и мотивы
Политика и экономика
Железный Человек был более откровенно политическим, чем другие Серебряного века . персонажи Marvel [ 130 ] Ли написал персонажа, чтобы представлять либеральный капитализм , борющийся против коммунизма и других антидемократических сил. [ 131 ] [ 132 ] [ 133 ] Хотя антикоммунистические настроения присутствовали во всех комиксах Marvel, наиболее заметно они проявились в рассказах о Железном человеке. [ 134 ] После того, как в конце 1960-х годов Marvel отошла от решения иностранных конфликтов, Железный Человек изображался как либерал , который скептически относился к правительству США, но при этом выступал против радикализма ; в то время ассоциировался с контркультурой 1960-х годов . [ 135 ] Marvel изобразил Железного Человека более сомневающимся в себе, задающимся вопросом, оправдано ли применение силы против коммунизма. [ 136 ] [ 137 ] К 1975 году Железный Человек выступил против войны во Вьетнаме. [ 135 ] что дало персонажу новую мотивацию компенсировать пропаганду насилия в прошлом. [ 138 ] Использование Железным Человеком своих огромных ресурсов в качестве защитника было переформулировано как предостерегающая история, в которой эти ресурсы могут быть использованы для причинения вреда. Его мотивация предоставлять оружие правительству была задним числом изменена, поэтому Старк вмешался только потому, что верил, что это быстрее положит конец войне. [ 139 ] Со временем писатели изобразили Железного Человека филантропом . [ 140 ]
Двойная роль Железного Человека и Тони Старка позволяет изучить точку зрения как индивидуального изобретателя, так и бюрократии правительств и корпораций соответственно. [ 141 ] Его бизнес Stark Industries изображается как сила добра, которая продвигает научные знания посредством капиталистических инноваций. [ 105 ] Сам персонаж Железного Человека, а также технологии, которые использует Железный Человек, являются собственностью Stark Industries. [ 142 ] Отражая его характеристику как бизнесмена, истории о Железном человеке часто затрагивают темы экономической конкуренции , где он сталкивается с персонажами, которые пытаются разработать лучшие версии брони Железного человека. [ 143 ] Многие из проблем Железного Человека связаны с коррумпированными конкурентами в бизнесе и корпоративным шпионажем . [ 52 ]
Технология
Технологии и их влияние на общество — общие темы в историях о Железном человеке. [ 29 ] [ 144 ] и различные писатели изображали его как технологическое чудо с самого начала его появления. [ 145 ] Использование технологий персонажем как в качестве производителя оружия, так и в качестве Железного Человека исследует проблемы, возникающие в результате прогресса и развития. [ 146 ] включая неправильное использование технологий и последствия кибернетики . [ 147 ] Положение Железного Человека в костюме позволяет обсуждать вопросы автоматизации и человеческого контроля над технологиями. [ 148 ] и это отражает дискуссию о том, как новые технологии внедряются в общественное и военное использование, включая использование экзоскелетов и боевых костюмов. [ 149 ] Эти технологические темы исследуются через современную призму в сюжетной арке «Экстремис», которая включает в себя идею улучшения человека с помощью биотехнологий . [ 150 ] [ 151 ]
Изображения технологий в историях о Железном человеке часто подтверждают их использование для изменения мира природы. [ 152 ] Это контрастирует с историями Marvel Серебряного века, где радиация и другие технологические достижения изображались как опасные. [ 105 ] [ 153 ] Инженерный талант Железного Человека является ключом к его героизму, в отличие от других героев, которые используют инженерное дело в дополнение к сверхчеловеческим способностям. [ 154 ] Это делает более вероятным, что что-то вроде Железного Человека может существовать в реальном мире, поскольку только технологический прогресс отделяет Железного Человека от реальности. [ 155 ] [ 156 ] Способность Железного Человека летать особенно важна в символике технологии, поскольку она связывает традиционные героические образы с технологическим компонентом, передавая эту силу человеку, который сам создал ее трансцендентным образом . [ 157 ]
Броня

Железный Человек не обладает никакими сверхчеловеческими способностями. Вместо этого он черпает свою силу из силовой брони собственной конструкции. [ 158 ] Броня оснащена различным оружием, в том числе «отталкивающими лучами» в каждой ладони, излучающими лучи частиц , а также более сильным «однолучевым лучом» на его груди. [ 98 ] По состоянию на 2010 год Marvel описала броню Железного человека как способную поднимать 100 тонн и летать со скоростью 8 Маха . [ 98 ]
Первоначально Marvel изображала броню с питанием от транзисторов . [ 18 ] их заменили интегральные схемы . но по мере развития реальных технологий [ 159 ] Новые разработки еще больше миниатюризировали технологию, в конечном итоге включив в нее нанотехнологии . [ 160 ] Изменения в конструкции доспехов часто отражают реальные мировые достижения в области технологий и тенденции научной фантастики. [ 161 ] Меняющийся характер доспехов позволяет художникам без каких-либо разногласий часто вносить изменения во внешний вид персонажа. [ 144 ] Железный Человек также создал специализированные модели для конкретных целей. [ 162 ] включая космическую броню, стелс-броню и глубоководную броню, [ 163 ] а также броню Халкбастера для сражения с Халком. [ 162 ]
До операции Железного Человека основной функцией брони было создание магнитного поля, которое защищало его сердце от шрапнели в его теле. Его усилия сохранить это в тайне и легли в основу сюжета истории. [ 164 ] С момента своего первого появления Старк управлял броней, связывая ее с волнами своего мозга. [ 165 ] и он должен калибровать его для любых союзников, которые его используют. [ 166 ] Часто показано, что броня имеет какой-то метод уменьшения размера, чтобы сделать ее портативной, когда она не используется. [ 167 ]
Истории Железного человека противопоставляют силу доспехов и уязвимость человека внутри них. [ 168 ] [ 164 ] Броня защищает Железного Человека снаружи от атак, но также защищает его изнутри, когда его сердце продолжает биться. [ 165 ] Облегающий дизайн многих доспехов Железного человека подчеркивает это с помощью человеческой фигуры в образе роботизированного персонажа. [ 131 ]
Во время сюжетной арки «Экстремис» Железный Человек принял биотехнологическую броню, встроенную в его ДНК и хранящуюся в его костях. Это позволило ему вызвать броню изнутри своего тела и управлять ею силой мысли, что фактически дало ему сверхчеловеческие способности. Это уменьшило задержку ввода между его мозгом и броней, позволило ему мысленно взаимодействовать с любой технологией в мире и позволило ему сосредоточиться на выполнении нескольких несвязанных задач одновременно. [ 169 ] [ 170 ] [ 171 ] Технология Extremis также превратила разум Железного Человека в цифровое устройство хранения данных для создания резервной копии его воспоминаний. Это также представляло собой слабость, поскольку заклятый враг Железного Человека Мандарин мог получить доступ к данным и манипулировать ими. [ 100 ] заразили ее компьютерным вирусом Железный Человек отказался от брони Экстремиса после того, как Скруллы , который использовал ее для отключения защиты Земли во время вторжения. [ 172 ]
Второстепенные персонажи
Союзники
Пеппер Поттс — сотрудник Stark Industries, которого Старк повысил до своего исполнительного помощника. [ 173 ] Первоначально персонаж изображался как простой любовник и девушка, попавшая в беду . [ 113 ] Она пришла сама управлять бизнесом, поскольку Старка мало интересовали его обязанности. [ 173 ] Когда Старк стал Железным Человеком и взял на себя ответственность за его компанию, она научила его управлять бизнесом. [ 88 ] Когда Пеппер была ранена взрывом и получила травму сердца, подобную той, что была у Железного Человека, он установил в нее технологию дугового реактора. [ 174 ] В конце концов она стала генеральным директором Stark Industries. [ 175 ] Железный Человек тайно работал над доспехами, которые будут питаться от ее дугового реактора, и она обнаружила его в лаборатории Stark Industries, когда контролировала компанию. Взяв броню, она стала супергероем Спасателем. [ 176 ]
Джеймс Роудс был сотрудником Старка. [ 56 ] Впервые он появился в 1979 году и был разработан как второстепенный персонаж в 1981 году. [ 177 ] Он ненадолго стал Железным Человеком, пока Старк страдал от алкоголизма. [ 48 ] Позже, когда Старк был при смерти, он отдал Роудсу свою корпорацию и броню Военной машины. [ 178 ] Старк позволил Роудсу сохранить броню, и Роудс стал супергероем Военной Машины. [ 179 ] Зависимость Родса от Железного Человека из-за его доспехов часто ограничивает его роль второстепенного персонажа Старка, даже в одиночных историях о Боевых машинах. [ 180 ]
Хэппи Хоган был нанят шофером Старка после того, как спас ему жизнь, и позже Хэппи пришел к выводу, что Старк был Железным Человеком. [ 181 ] У Железного Человека есть и другие союзники благодаря его связям с Мстителями, включая близкие личные отношения с Капитаном Америкой, Человеком-муравьем и Осой. [ 182 ] Как Тони Старк, он является благодетелем Мстителей, предоставляя их штаб-квартиру в Особняке Мстителей . [ 183 ] Дворецкий Старка, Эдвин Джарвис , работает как на Железного Человека, так и на Мстителей. [ 184 ] В период отсутствия Пеппер Старк нанял новую секретаршу, миссис Арбогаст . [ 185 ] Железного человека также поддерживают его товарищи по искусственному интеллекту Джокаста. [ 184 ] и ПЯТНИЦА [ 100 ] Его сотрудничество с SHIELD означает, что он работает с его агентами и руководством, включая Ника Фьюри и Марию Хилл . [ 175 ] В качестве помощников он взял на себя других героев, в том числе Человека-паука и Червового валета . [ 88 ]
другие персонажи вселенной Marvel , в том числе Джеймс Роудс. Помимо Старка, мантию Железного человека взяли на себя и [ 48 ] и Виктор фон Дум . [ 99 ] Сама броня Железного человека ожила в сюжетной линии «Маска в Железном человеке», став жестокой, прежде чем пожертвовать собой ради спасения жизни Старка. [ 186 ] [ 187 ]
Романтические интересы
У Железного Человека было много романтических интересов, большинство из которых длились недолго. [ 88 ] В оригинальном сериале «Саспенс » Ли создал любовный треугольник , в котором Старк и Хэппи оба были романтически заинтересованы в Пеппер. [ 188 ] [ 10 ] В конце концов Хэппи женился на Пеппер. [ 181 ] Затем в сериале была представлена Рокси Гилберт , сестра злодея Файербранда , как романтический объект начала 1970-х годов. Она была контрастом как для Железного Человека, так и для Файербранда, представляя ненасильственный активизм. [ 189 ]
Женщины, связанные с Железным Человеком, стали более независимыми, поскольку феминизм второй волны побудил сценаристов Marvel создавать более сильных женских персонажей. [ 190 ] Уитни Фрост была романтическим интересом Железного Человека позже, в 1970-х годах, пока она не отвернулась от него как злодейка Мадам Маск . [ 41 ] [ 191 ] Бетани Кейб стала любовным увлечением Старка в 1978 году в рамках пересмотра актерского состава второго плана «Железного человека», и она поддерживала его в период его алкоголизма. [ 94 ] Мишелини решила убрать Пеппер как любовный интерес в пользу Кейба, потому что он чувствовал, что Железному Человеку больше будет интересна сильная женщина. [ 185 ] Она покинула Железного Человека после того, как он спас ее мужа, которого считали мертвым. [ 88 ]
Старк был соблазнен Индрисом Мумджи , которого нанял Обадия Стейн, чтобы помочь разрушить Старка, впервые появившись в выпуске № 163 (1982). [ 192 ] Позже он стал партнером Румико Фудзикавы , дочери бизнесмена, который возглавил Stark Enterprises. [ 88 ] Старк также начал отношения со своей давней союзницей Джанет ван Дайн, Осой. [ 99 ] с которой он ненадолго встречался в прошлом, прежде чем она узнала, что он Железный Человек. [ 88 ] В сентябре 2023 года в сюжетной линии Железный Человек женился на Людей Икс члене Эмме Фрост в рамках плана по победе над злодеем Фейлонгом. [ 101 ]
Злодеи
Самые ранние злодеи Железного человека часто были связаны с советским правительством или иным образом связаны с коммунизмом. [ 193 ] В первые три года после создания «Железного человека» треть его злодеев были коммунистами. [ 194 ] Некоторые из этих врагов были советскими аналогами Железного Человека, такими как Титановый Человек. [ 130 ] и Багровое Динамо , [ 195 ] в то время как другие занимали руководящие должности в коммунистических государствах, такие как Красный Варвар и реальный советский лидер Никита Хрущев . [ 193 ] Хрущев, как и большинство коммунистов в сериале, был изображен в карикатурном стиле как скотина, стремящаяся только к власти. [ 196 ] Множество злодеев-коммунистов, таких как Багровое Динамо, реформировались и стали героями, лояльными Соединенным Штатам, чтобы представить Железного Человека и либеральный капитализм более привлекательными и морально превосходящими. [ 197 ] Два выдающихся героя Marvel, советская шпионка Черная Вдова и американский уличный преступник Соколиный глаз , были представлены как злодеи Железного человека, прежде чем снова стать героями. [ 198 ] [ 199 ]
Marvel представила Мандарина как китайского злодея, включив в него расистские темы и стереотипы в отношении Китая. [ 200 ] [ 201 ] Хоть он и аллегория самодержавия, [ 202 ] Мандарин не был создан как еще один коммунистический злодей. [ 203 ] Вместо этого любая работа, которую он ведет с китайским правительством, осуществляется исключительно в его собственных интересах. [ 204 ] Позже Мандарин был задним числом признан человеком, стоящим за похищением, в результате которого был создан Железный Человек. [ 90 ] Мандарин контрастирует с Железным Человеком, поскольку он ассоциируется с магией и мистикой, а не с наукой и технологиями. [ 205 ] [ 204 ] и потому что он родился в знатной семье, в отличие от Железного Человека, который сам добился успеха в соответствии с американскими идеалами. [ 202 ]
Начиная с 1970-х годов, Железный Человек столкнулся со злодеями, олицетворяющими социальные конфликты и беспорядки, такими как анархист Файербранд и коррумпированный бизнесмен Гвардеец . [ 206 ] Он также столкнулся со злодеями, выражающими обеспокоенность по поводу технологий, такими как Ultimo . [ 207 ] Бизнес-занятия Старка привлекли к себе нескольких суперзлодеев, которые противостоят Stark Industries, а не только Железному Человеку. [ 179 ] Эти злодеи стали известны в 1980-х годах. [ 208 ] и они были усилены негативной реакцией на потребительство, возникшей в 1990-х годах. [ 52 ] Некоторые из этих злодеев желают конкурировать с корпорацией и украсть коммерческие тайны, например Spymaster , Whiplash и Beetle . Другие выступают против корпорации по идеологическим соображениям, например, Atom-Smasher . [ 179 ]
Главный конкурент Тони Старка в бизнесе — Обадия Стейн. Представление Старка о бизнесе как альтруистическом стремлении контрастирует с применением Стейна как эгоистичное стремление. [ 133 ] Джастин Хамер был представлен как еще один бизнесмен, являющийся противоположностью Тони Старка. В отличие от Старка, Хаммер избегает внимания общественности и предоставляет снаряжение другим злодеям, вместо того, чтобы использовать его самому. [ 209 ] Среди других главных злодеев — Шоквейв , Контроллер , Громовержец и Человек на ходулях . [ 208 ] Акцент на терроризме привел к появлению таких злодеев, как Зик Стейн , сын Обадии Стейна, который совершал теракты с использованием террористов-смертников . [ 210 ]
Альтернативные версии
Другие версии Железного Человека существуют в других вселенных как часть мультивселенной Marvel . В Ultimate Universe альтернативная версия Железного Человека существует как член Ultimates , аналога Мстителей во вселенной. [ 211 ] Железный Человек 2020 — это супергеройский образ двоюродного брата Тони Арно Старка, которого когда-то удалили, из альтернативного будущего, в котором супергерои исчезли в 1980-х годах. Став Железным Человеком, Арно отправился в прошлое, в основную вселенную Marvel. [ 212 ]
Прием и наследие
Появления Железного человека в 1960-х годах вызвали неоднозначную реакцию читателей, многие из которых критиковали персонажа за его связь с вооруженными силами США и противоречивую войну во Вьетнаме. [ 4 ] [ 22 ] В ответ Marvel переписала персонажа в 1970-х годах, чтобы смягчить его имидж и заставить его напрямую задуматься о своей виновности в вреде, причиненном войной. [ 33 ] [ 136 ] По словам Ли, Железный Человек был самым популярным героем при чтении писем фанатов от читательниц, что он объяснял как харизмой персонажа, так и его трагическим характером. [ 213 ]
Многие истории с участием этого персонажа получили признание критиков. «Демон в бутылке» в « Железном человеке » № 120–129 (1979) отмечен как окончательная история Железного человека, раскрывающая глубину его характера через его алкоголизм. « Doomquest » в № 149–150 (1981) является популярным фаворитом из-за своего более светлого тона и создания соперничества между Железным Человеком и Доктором Думом. «Armor Wars» в № 225–232 (1987–1988) приписывают развитие личности Железного человека как человека, готового быть более агрессивным за счет своих союзов и общественного доверия. «Экстремис» в Iron Man Vol. 4 № 1–6 (2005–2006) признан вехой новой современной эры комиксов о Железном человеке. [ 214 ] [ 215 ] [ 216 ] [ 217 ] Среди других знаменитых историй - «Освобождение» в «Железном человеке № 182» (1984), «Сага о железном торговце» в «Железном человеке № 190–200» (1984–1985) и «Самые разыскиваемые в мире» в « Непобедимом железном человеке» № 8–19 ( 2009). [ 214 ] [ 215 ] [ 217 ] Характеристика Железного человека в «Гражданской войне » (2006–2007) была воспринята негативно: большинство читателей считали его злодеем. [ 218 ]
Железный Человек стал широко популярен после успеха фильма 2008 года «Железный человек» , который сделал его одним из самых узнаваемых персонажей Marvel. [ 1 ] и этому фильму приписывают новое определение жанра фильмов о супергероях . [ 219 ] [ 220 ] С тех пор многие издатели включили Железного человека в первую десятку списков лучших супергероев и лучших персонажей Marvel. [ 221 ] [ 222 ] Изображение футуристических технологий Железным Человеком повлияло на общественное мнение о том, как эти технологии могут развиваться. Интенсивное использование интерфейсов дополненной реальности Железным Человеком на проекционном дисплее его шлема и в других местах повысило осведомленность общественности об этой технологии. [ 223 ] , Италия, была установлена статуя, изображающая персонажа в доспехах Железного человека В 2019 году в Форте дей Марми , чтобы увековечить память о действиях персонажа в «Мстителях: Финал» (2019) и как напоминание о том, что «будущее человечества зависит от наших решений.. .что мы все должны быть героями!». [ 224 ]
В других СМИ

экранизация под названием « Железный человек» В 2008 году вышла с Робертом Дауни-младшим в роли Тони Старка и режиссером Джоном Фавро . Железный человек получил положительные отзывы кинокритиков. [ 225 ] собрав 318 миллионов долларов внутри страны и 585 миллионов долларов во всем мире, он стал первым в многолетней кинематографической вселенной Marvel . [ 226 ] Кастинг Дауни получил высокую оценку, как и его изображение персонажа; Собственное выздоровление Дауни от злоупотребления психоактивными веществами рассматривалось как создание личной связи с персонажем. [ 227 ] Дауни повторяет свою роль в фильмах «Железный человек 2» (2010), «Мстители» Marvel (2012), «Железный человек 3» (2013), «Мстители: Эра Альтрона» (2015), «Первый мститель: Противостояние» (2016), «Человек-паук: Возвращение домой» ( 2017), «Мстители: Война бесконечности» (2018) и «Мстители: Финал» (2019). [ 228 ] Второстепенные персонажи Железного Человека появятся в собственных играх кинематографической вселенной Marvel, Ironheart и Armor Wars . [ 229 ]
Первое анимационное появление Железного человека произошло в отрывке из сериала 1966 года «Супергерои Marvel» , в котором рисунки из комиксов были адаптированы в анимацию, и с тех пор было показано в мультсериалах «Железный человек» (1994–1996) и «Железный человек: Приключения в броне» (2009) . –2012). Он также много появлялся в других анимационных программах Marvel, особенно в тех, в которых участвуют Мстители, а также было выпущено несколько выпусков «Железного человека» прямо на видео . [ 230 ]
Железный Человек участвовал в нескольких видеоиграх, включая «Железный человек» (2008) и «Железный человек 2» (2010), которые были выпущены как адаптации его фильмов из кинематографической вселенной Marvel. Он также участвовал в VR для PlayStation игре Iron Man VR (2020). «Железный человек» В 2022 году было объявлено о выпуске приключенческой игры , разработанной Motive Studio . Он также появлялся во многих других видеоиграх Marvel, например, с участием Мстителей. [ 231 ]
Примечания
- ^ Перейти обратно: а б с Даровский 2015 , с. 1.
- ^ Housel & Housel 2010 , с. 245.
- ^ Кули и Роджерс 2015 , с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б с д Миллс 2013 , с. 123.
- ^ Перейти обратно: а б Гилберт 2008 , с. 91.
- ^ Перейти обратно: а б Занко 2015 , с. 167.
- ^ Housel & Housel 2010 , стр. 245–246.
- ^ Данн 2010 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хау 2012 , с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б с д Паттон 2015 , с. 7.
- ^ Миллс 2013 , с. 106.
- ^ Перейти обратно: а б с Паттон, 2015 г. , стр. 5–6.
- ^ Хоу 2012 , с. 45.
- ^ Гилберт 2008 , с. 94.
- ^ Перейти обратно: а б Фриденталь, 2021 г. , стр. 30–31.
- ^ Хоу 2012 , с. 56.
- ^ Хоу 2012 , с. 50.
- ^ Перейти обратно: а б с д Паттон 2015 , с. 8.
- ^ Гилберт 2008 , с. 99.
- ^ Аланиз 2015 , с. 52.
- ^ Райт 2001 , стр. 222–223.
- ^ Перейти обратно: а б Хенебри 2015 , с. 110.
- ^ Хенебри 2015 , стр. 99–101.
- ^ Хоу 2012 , с. 89.
- ^ Гилберт 2008 , с. 130.
- ^ Хенебри 2015 , с. 101.
- ^ Хенебри 2015 , стр. 102–105.
- ^ Касселл 2011 , с. 24.
- ^ Перейти обратно: а б Вохлидка 2015 , с. 121.
- ^ Касселл 2011 , с. 28.
- ^ Хенебри 2015 , с. 116.
- ^ Хоу 2012 , с. 188.
- ^ Перейти обратно: а б Хенебри 2015 , с. 111.
- ^ Хенебри 2015 , с. 112.
- ^ Сакс 2015 , с. 138.
- ^ Сакс 2015 , с. 139.
- ^ Перейти обратно: а б Ридаут 1992 , с. 6.
- ^ Хоу 2012 , с. 223.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ридаут 1992 , с. 7.
- ^ Джонсон 2007 , стр. 51–52.
- ^ Перейти обратно: а б Сакс 2015 , с. 140.
- ^ Гилберт 2008 , с. 187.
- ^ Джонсон 2007 , стр. 44–45.
- ^ Сакс 2015 , стр. 140–142.
- ^ Гилберт 2008 , с. 189.
- ^ Перейти обратно: а б Джонсон 2007 , с. 44.
- ^ Перейти обратно: а б Занко 2015 , стр. 165–166.
- ^ Перейти обратно: а б с д Чамблисс 2015 , с. 152.
- ^ Костелло 2009 , с. 145.
- ^ Донован и Ричардсон 2010 , стр. 189–190.
- ^ Перейти обратно: а б Даровский 2015b , стр. 171–173.
- ^ Перейти обратно: а б с Даровский 2015б , стр. 175.
- ^ Гилберт 2008 , с. 269.
- ^ Даровский 2015b , стр. 176–177.
- ^ Маллиган 2015 , с. 218.
- ^ Перейти обратно: а б Чамблисс 2015 , с. 148.
- ^ Хоу 2012 , с. 373.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Зер 2011 , с. 181.
- ^ Гилберт 2008 , с. 280.
- ^ Хоу 2012 , с. 394.
- ^ Гилберт 2008 , с. 285.
- ^ Гилберт 2008 , с. 289.
- ^ Гилберт 2008 , с. 311.
- ^ Перейти обратно: а б Гилберт 2008 , с. 325.
- ^ Даровский 2015a , стр. 189.
- ^ Гилберт 2008 , стр. 323–324.
- ^ Перейти обратно: а б Фриденталь, 2021 г. , стр. 82–83.
- ^ Фриденталь, 2021 , с. 83.
- ^ Уайт 2010 , стр. 69–70.
- ^ Даровский 2015a , стр. 181.
- ^ Фриденталь, 2021 , с. 85.
- ^ Гилберт 2008 , с. 335.
- ^ Спанакос 2010 , с. 129.
- ^ Перейти обратно: а б Шедин, Джесси (24 октября 2012 г.). « Обзор Непобедимого Железного Человека № 527» . ИГН . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Филлипс, Дэн (15 апреля 2010 г.). « Обзор Наследия Железного Человека №1» . ИГН . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ Оверпек 2017 , стр. 178–179.
- ^ Труитт, Брайан (6 ноября 2012 г.). «Кирон Гиллен исследует высшую личность «Железного человека» » . США сегодня . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ Шедин, Джесси (12 ноября 2014 г.). « Обзор превосходного Железного Человека №1» . ИГН . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ Шедин, Джесси (6 октября 2015 г.). « Рецензия на Непобедимый Железный Человек №1» . ИГН . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ Шедин, Джесси (16 марта 2016 г.). « Международный обзор Железного Человека №1» . ИГН . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фриденталь, 2021 , стр. 91–93.
- ^ Фриденталь, 2021 , с. 90.
- ^ Шедин, Джесси (19 октября 2016 г.). « Обзор печально известного Железного человека №1» . ИГН . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ Шедин, Джесси (21 июня 2018 г.). «Новый комикс о Железном Человеке забавный, но поверхностный ( Тони Старк: Обзор Железного Человека №1)» . ИГН . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ Поло, Сусана (21 сентября 2020 г.). «Тони Старк удалил Твиттер, потому что его упоминания были ужасными» . Полигон . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ Шедин, Джесси (21 сентября 2022 г.). «Новый сериал Marvel о Железном человеке дает Тони Старку образ «рождения заново»» . ИГН . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ Марстон, Джордж (18 июля 2024 г.). « Железный человек собирается на войну»: новый «Железный человек №1» от Marvel включает в себя причудливую новую «наполненную яростью» броню Тони Старка и главного возвращающегося врага» . Игровой радар+ . Проверено 21 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Хоскин 2008 , Железный человек.
- ^ Фриденталь, 2021 , стр. 73–74.
- ^ Перейти обратно: а б Даровский 2015б , стр. 176.
- ^ Фриденталь, 2021 , стр. 74–75.
- ^ Перейти обратно: а б Маллиган 2015 , с. 209.
- ^ Хенебри 2015 , стр. 95–96.
- ^ Перейти обратно: а б Сакс 2015 , с. 141.
- ^ Маллиган 2015 , стр. 210–211.
- ^ Хоган 2009 , стр. 209–210.
- ^ Фриденталь, 2021 , с. 86.
- ^ Перейти обратно: а б с Хоскин 2010 , Обновление Железного Человека.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фентиман 2019 , с. 195.
- ^ Перейти обратно: а б с О'Салливан, 2016 г. , Обновление «Железный человек».
- ^ Перейти обратно: а б Поло, Сусана (27 сентября 2023 г.). «Железный Человек достиг своей окончательной формы: трофейный муж горячей дамы» . Полигон . Проверено 22 февраля 2024 г.
- ^ Сакс 2015 , стр. 140–141.
- ^ Фаллер 2010 , стр. 257.
- ^ Занко 2015 , стр. 164–167.
- ^ Перейти обратно: а б с Кули и Роджерс 2015 , с. 80.
- ^ Перейти обратно: а б Спанакос 2010 , с. 133.
- ^ Спанакос 2010 , стр. 129, 133–134.
- ^ Терджесен 2010 , стр. 101–103.
- ^ Маллой 2010 , с. 117.
- ^ Михалек 2015 , стр. 196.
- ^ Робишо 2010 , с. 53.
- ^ Фаллер 2010 , стр. 261–262.
- ^ Перейти обратно: а б Кирк 2020 , с. 50.
- ^ Хоган 2009 , с. 205.
- ^ Перейти обратно: а б Нильсон 2010 , стр. 201–202.
- ^ Михалек 2015 , стр. 193.
- ^ Аланиз 2015 , с. 58.
- ^ Михалек 2015 , стр. 201.
- ^ Белый 2010 , с. 172.
- ^ Кертис 2010 , стр. 236–237.
- ^ Гентер 2007 , с. 968
- ^ Маллиган 2015 , стр. 205–206.
- ^ Сакс 2015 , с. 137.
- ^ Ноябрь 2010а , стр. 80–81.
- ^ Паттерсон и Паттерсон 2010 , стр. 218–220.
- ^ Кули и Роджерс, 2015 , стр. 81–82.
- ^ Донован и Ричардсон 2010 , с. 193.
- ^ Паттерсон и Паттерсон 2010 , с. 217.
- ^ Кертис 2010 , с. 242.
- ^ Перейти обратно: а б Райт 2001 , с. 222.
- ^ Перейти обратно: а б Паттон 2015 , с. 15.
- ^ В этом 2015 г. , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б Данн 2010 , с. 20.
- ^ Паттон 2015 , с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Райт 2001 , стр. 241–243.
- ^ Перейти обратно: а б Кули и Роджерс 2015 , с. 88.
- ^ Кертис 2010 , с. 238.
- ^ Робишо 2010 , с. 54.
- ^ Данн 2010 , стр. 20–22.
- ^ Хенебри 2015 , с. 103.
- ^ Гентер 2007 , стр. 967–968.
- ^ Маллой 2010 , с. 115.
- ^ Занко 2015 , с. 168.
- ^ Перейти обратно: а б Хоган 2009 , с. 201.
- ^ Паттон 2015 , с. 14.
- ^ Кертис 2010 , стр. 236–238, 240.
- ^ Кертис 2010 , стр. 240–241.
- ^ Маллиган 2015 , стр. 206–207.
- ^ Ридер 2010 , стр. 42–45.
- ^ Михалек 2015 , стр. 194–195.
- ^ Хоган 2009 , с. 210.
- ^ Аланиз 2015 , стр. 58–59.
- ^ Занко 2015 , с. 164.
- ^ Данн 2010 , стр. 7–8.
- ^ Ридер 2010 , с. 39.
- ^ Зер 2011 , с. 154.
- ^ Фаллер 2010 , стр. 258–260.
- ^ Вохлидка 2015 , с. 132.
- ^ Ридаут 1992 , с. 5.
- ^ Данн 2010 , стр. 14–15.
- ^ Маллиган 2015 , с. 205.
- ^ Перейти обратно: а б Зер 2011 , с. 6.
- ^ Ридаут 1992 , стр. 6–7.
- ^ Перейти обратно: а б Маллиган 2015 , с. 208.
- ^ Перейти обратно: а б Хоган 2009 , с. 203.
- ^ Зер 2011 , с. 78.
- ^ Занко 2015 , стр. 164–165.
- ^ Зер 2011 , с. 166.
- ^ Маллиган 2015 , стр. 213–214.
- ^ Зер 2011 , с. 37–38.
- ^ Данн 2010 , с. 18.
- ^ Маллиган 2015 , с. 216.
- ^ Перейти обратно: а б Хоскин 2008 , Пеппер Хоган.
- ^ Михалек 2015 , стр. 197.
- ^ Перейти обратно: а б Михалек 2015 , стр. 198.
- ^ Хоскин 2010 , Спасение.
- ^ Чамблисс 2015 , с. 150.
- ^ Чамблисс 2015 , с. 153.
- ^ Перейти обратно: а б с Чамблисс 2015 , с. 154.
- ^ Чамблисс 2015 , с. 158.
- ^ Перейти обратно: а б Хоскин 2008 , Хэппи Хоган.
- ^ Паттерсон и Паттерсон 2010 , с. 220.
- ^ Касселл 2012 , стр. 15–16.
- ^ Перейти обратно: а б Хаусел и Хаусел 2010 , с. 246.
- ^ Перейти обратно: а б Кирк 2020 , с. 51.
- ^ Ноябрь 2010б , стр. 147–149.
- ^ Паттерсон и Паттерсон 2010 , с. 228.
- ^ Минетт и Шауэр 2017 , с. 58.
- ^ Хенебри 2015 , стр. 113–114.
- ^ Housel & Housel 2010 , стр. 251–253.
- ^ Housel & Housel 2010 , с. 252.
- ^ Кирк 2020 , стр. 56–57.
- ^ Перейти обратно: а б Паттон, 2015 г. , стр. 10–11.
- ^ Аланиз 2015 , с. 59.
- ^ Райт 2001 , с. 241.
- ^ Аланиз 2015 , стр. 61–63.
- ^ Аланиз 2015 , с. 65.
- ^ Хоу, 2012 , стр. 56, 106.
- ^ Housel & Housel 2010 , с. 250.
- ^ Ядониси 2015 , с. 39.
- ^ Хенебри 2015 , с. 98.
- ^ Перейти обратно: а б Ядонис 2015 , с. 46.
- ^ Ядониси 2015 , с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б Даровский 2015б , стр. 178.
- ^ Ядониси 2015 , с. 44
- ^ Хенебри 2015 , стр. 111–113.
- ^ Вохлидка 2015 , с. 119.
- ^ Перейти обратно: а б Занко 2015 , с. 166.
- ^ Джонсон 2007 , стр. 50–51.
- ^ Занко 2015 , с. 169.
- ^ О'Салливан 2015 , «Абсолютная вселенная» (Реальность-1610).
- ^ Хоскин 2010 , Железный человек (2020 г. н.э.).
- ^ Данн 2010 , с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Шедин, Джесси (2 мая 2013 г.). «25 лучших историй о Железном человеке» . ИГН . Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гарза, Джо (28 июня 2022 г.). «15 лучших комиксов о Железном человеке, которые вам нужно прочитать» . СлэшФильм . Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ Хант, Джеймс (28 апреля 2008 г.). «Альтернативная обложка: лучшие и худшие истории о Железном человеке» . Логово Компьютерщика . Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лайдон, Пирс (19 января 2022 г.). «Лучшие истории о Железном человеке всех времен» . Игровой радар+ . Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ Даровский 2015a , стр. 181–185.
- ^ Крамп, Энди (2 мая 2018 г.). «Почему «Железный человек» стал самым важным фильмом последнего десятилетия» . Неделя . Архивировано из оригинала 5 сентября 2023 года . Проверено 5 сентября 2023 г.
- ^ Робинсон, Джоанна (29 ноября 2017 г.). «Marvel оглядывается на Железного человека — фильм, с которого все началось» . Ярмарка тщеславия . Архивировано из оригинала 4 октября 2023 года . Проверено 5 сентября 2023 г.
- ^ Масиас, Гил; Хьюз, Уильям; Умный, Джек; Джексон, Мэтью; Гаджар, Салони; Карр, Мэри Кейт; Барсанти, Сэм (8 июля 2022 г.). «100 лучших персонажей Marvel в рейтинге: 20–1» . АВ-клуб . Архивировано из оригинала 3 августа 2022 года . Проверено 21 ноября 2022 г.
- ^ Картелли, Лэнс (15 февраля 2018 г.). «50 самых важных супергероев в рейтинге» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 21 ноября 2022 года . Проверено 21 ноября 2022 г.
- ^ Педерсен и Симко, 2012 .
- ^ Вайс, Джош (5 сентября 2019 г.). «Италия возводит статую Железного человека в честь благородной смерти Тони Старка в «Мстителях: Финал » . Сифы . Архивировано из оригинала 21 ноября 2022 года . Проверено 21 ноября 2022 г.
- ^ Ямато, Джен (1 мая 2008 г.). « Железный человек — лучший фильм 2008 года по рецензиям!» . Гнилые помидоры . Архивировано из оригинала 9 ноября 2014 года . Проверено 21 июня 2008 г.
- ^ « Железный человек » . Касса Моджо . Архивировано из оригинала 12 мая 2013 года . Проверено 14 мая 2013 г.
- ^ Сакс 2015 , с. 145.
- ^ Миллер, Росс (25 апреля 2019 г.). «Все, что вам нужно помнить о OG Avengers перед финалом » . Полигон . Проверено 22 февраля 2024 г.
- ^ Радулович, Петрана; Поло, Сусана; Валлийский, Оли; Гослин, Остин (23 сентября 2020 г.). «Все выпуски фильмов и телепередач Marvel, начиная с 2024 года и далее» . Полигон . Проверено 22 февраля 2024 г.
- ^ Голдман, Эрик (29 апреля 2013 г.). «Телевизионная история Железного человека» . ИГН . Архивировано из оригинала 19 июня 2013 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ Хорошо, Оуэн С. (20 сентября 2022 г.). «EA создает видеоигру по «Железному человеку»» . Полигон . Архивировано из оригинала 3 сентября 2023 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
Ссылки
- Касселл, Р. Дьюи (2011). «Художник на все времена: краткий обзор жизни и карьеры Джорджа Туски». Альтер Эго . № 99. Издательство TwoMorrows . стр. 3–35.
- Касселл, Дьюи (2012). «Если бы только эти стены могли говорить… Особняк Мстителей». Назад выпуск! . № 56. Издательство TwoMorrows . стр. 15–17.
- Костелло, Мэтью Дж. (2009). Тайный кризис идентичности: комиксы и разоблачение Америки времен холодной войны . Издательство Блумсбери США. ISBN 978-1-4411-0859-3 .
- Даровски, Джозеф Дж., изд. (2015). Эпоха Железного человека: очерки о бронированном мстителе в эпоху перемен . МакФарланд и компания . ISBN 978-1-4766-2074-9 .
- Аланис, Хосе. «Хрущев говорит Кеннеди?». В Даровском (2015) .
- Чамблисс, Джулиан К. «Военная машина». В Даровском (2015) .
- Кули, Уилл; Роджерс, Марк К. «Кошмар Айка». В Даровском (2015) .
- Даровски, Джон (2015a). «Я был бы плохим парнем». В Даровском (2015) .
- Даровски, Джозеф Дж. (2015b). «Холодный воин в конце холодной войны». В Даровском (2015) .
- Хенебри, Чарльз. «Забей его в ракушку». В Даровском (2015) .
- Ядониси, Ричард А. «Фу Маньчжурия встречает Маклу». В Даровском (2015) .
- Михалек, Джейсон. «Феминизация железа». В Даровском (2015) .
- Маллиган, Рикк. «Железный Икар». В Даровском (2015) .
- Паттон, Брайан. «'Железный американец'». В Даровском (2015) .
- Сакс, Джейсон. «Демон в бутылке и глиняных ногах». В Даровском (2015) .
- Это, Крейг. «Тони Старк: ветеран Вьетнама-инвалид?». В Даровском (2015) .
- Вохлидка, Джон М. «Обратный отсчет до 100». В Даровском (2015) .
- Занко, Жан-Филипп. «От Armor Wars до Железного человека 2.0». В Даровском (2015) .
- Фентиман, Дэвид (2019). Энциклопедия Marvel (новое изд.). ДК . ISBN 978-1-4654-7890-0 .
- Фриденталь, Эндрю Дж. (2021). Мир комиксов Marvel . Рутледж . ISBN 978-1-000-43111-7 .
- Гентер, Роберт (2007). « С великой силой приходит великая ответственность: культура холодной войны и рождение комиксов Marvel». Журнал популярной культуры . 40 (6). Уайли-Блэквелл : 953–978. дои : 10.1111/j.1540-5931.2007.00480.x . ISSN 0022-3840 .
- Гилберт, Лаура, изд. (2008). Хроники Marvel: История из года в год . ДК . ISBN 978-0-7566-4123-8 .
- Хоган, Джон (2009). «Комикс как символическая среда: случай Железного человека» . ETC: Обзор общей семантики . 66 (2): 199–214. ISSN 0014-164X . JSTOR 42578930 .
- Хоскин, Майкл (2008). Совершенно новое руководство по железу . Комиксы Марвел .
- Хоскин, Майкл (2010). Железный Человек Железное Руководство Марк 3 . Комиксы Марвел .
- Хау, Шон (2012). Комиксы Marvel: Нерассказанная история . ХарперКоллинз . ISBN 978-0-06-221811-7 .
- Джонсон, Дэн (2007). «Металлические люди Marvel: Боб Лейтон и Дэвид Мишелини из Железного человека». Назад выпуск! . № 25. Издательство TwoMorrows . стр. 44–57.
- Кирк, Джон К. (2020). «Множественная любовь Брюса Уэйна и Тони Старка». Назад выпуск! . № 123. Издательство TwoMorrows . стр. 49–59.
- О'Салливан, Майк, изд. (2015). Секретные войны: Официальный путеводитель по Мультивселенной Marvel . Комиксы Марвел .
- О'Салливан, Майк, изд. (2016). Совершенно новая, совершенно другая вселенная Marvel . Комиксы Марвел .
- Миллс, Энтони (2013). Американская теология, комиксы о супергероях и кино: чудо Стэна Ли и революция жанра . Рутледж . ISBN 978-1-135-01437-7 .
- Педерсен, Изабель; Симко, Люк (2012). «Феномен Железного человека, культура участия и будущие технологии дополненной реальности» . CHI '12 Расширенные тезисы по человеческому фактору в вычислительных системах . Ассоциация вычислительной техники . стр. 291–300. дои : 10.1145/2212776.2212807 . ISBN 978-1-4503-1016-1 . S2CID 14161327 . Архивировано из оригинала 5 сентября 2023 года . Проверено 5 сентября 2023 г.
- Ридаут, Сефн (1992). "Введение". Множество доспехов Железного человека . Комиксы Марвел . стр. 4–9. ISBN 0-87135-926-Х .
- Уайт, Марк Д., изд. (2010). Железный человек и философия: лицом к лицу с суровой реальностью . Уайли . ISBN 978-0-470-48218-6 .
- Кертис, Дэвид Валло. «Железный человек и проблема прогресса». В белом (2010) .
- Донован, Сара К.; Ричардсон, Николас П. «Использует ли Тони Старк моральный компас?». В белом (2010) .
- Данн, Джордж А. «Буквальное создание супергероя». В белом (2010) .
- Фаллер, Стивен. «Невероятный вызов Железного человека». В белом (2010) .
- Хаусел, Ребекка; Хаусел, Гэри. «Возвращение справедливости в Железном человеке». В белом (2010) .
- Маллой, Дэниел П. «™ и © Stark Industries: Железный человек и права собственности». В белом (2010) .
- Нильсон, Карстон Фог. «Неполноценные герои и отважные злодеи: Платон, Аристотель и Железный человек о единстве добродетелей». В белом (2010) .
- Нови, Рон (2010a). «Судьба на дне бутылки: Алкоголь и Тони Старк». В белом (2010) .
- Нови, Рон (2010b). «Железный человек в китайской комнате: думает ли живая броня?». В белом (2010) .
- Паттерсон, Стефани; Паттерсон, Бретт. «У меня хорошая жизнь»: Железный человек и школа добродетели Мстителей». В белом (2010) .
- Ридер, Трэвис Н. «Технологическая подрывная деятельность технологий». В белом (2010) .
- Робишо, Кристофер . «Сможет ли Железный Человек искупить ошибки Тони Старка». В белом (2010) .
- Спанакос, Тони. «Тони Старк, король-философ будущего?». В белом (2010) .
- Терджесен, Эндрю. «Тони Старк и «Евангелие богатства»». В белом (2010) .
- Райт, Брэдфорд В. (2001). Нация комиксов: трансформация молодежной культуры в Америке . Издательство Университета Джонса Хопкинса . ISBN 978-0-8018-6514-5 .
- Йоки, Мэтт (2017). Сделайте наше чудо: конвергенция СМИ и вселенная комиксов . Издательство Техасского университета . ISBN 978-1-4773-1250-6 .
- Минетт, Марк; Шауэр, Брэдли. «Реформирование системы правосудия». В Йокее (2017) .
- Оверпек, Дерон. «Разрыв бренда». В Йокее (2017) .
- Зер, Э. Пол (2011). Изобретение Железного человека: возможность создания человека-машины . Издательство Университета Джонса Хопкинса . ISBN 978-1-4214-0488-2 .
Внешние ссылки

- Железный человек в вики вселенной Marvel
- Железный Человек (Тони Старк) в базе данных комиксов (архив из оригинала )
- Тони Старк в базе данных Marvel , Marvel Comics вики
- Железный Человек
- Персонажи Мстителей (комиксов)
- Персонажи, созданные Доном Хеком
- Персонажи, созданные Джеком Кирби
- Персонажи, созданные Ларри Либером
- Персонажи, созданные Стэном Ли
- Холодная война в популярной культуре
- Персонажи комиксов, представленные в 1963 году.
- Киборги-супергерои
- Вымышленные злоупотребляющие алкоголем
- Вымышленные аэрокосмические инженеры
- Вымышленные торговцы оружием
- Вымышленные миллиардеры
- Вымышленные руководители бизнеса
- Вымышленные персонажи из Нью-Йорка
- Вымышленные инженеры-электронщики
- Вымышленные изобретатели
- Вымышленные военные стратеги
- Вымышленные инженеры
- Вымышленные робототехники
- Вымышленные светские львицы
- Вымышленные технопаты
- Персонажи Железного Человека
- Комиксы Marvel адаптированы к фильмам
- Комиксы Marvel адаптированы для видеоигр
- Американские супергерои комиксов Marvel
- Бизнесмены из комиксов Marvel
- Киборги из комиксов Marvel
- Персонажи фильмов комиксов Marvel
- Супергерои мужского пола из комиксов Marvel
- Ученые комиксов Marvel
- Агенты ЩИТА
- Супергерои, которых усыновили
- Фантастика о телеприсутствии
- Вымышленные хакеры
- Вымышленная механика