Джосер
Джосер | |
---|---|
Нетжерихет, Тосортрос, Сесортос | |
фараон | |
Царствование | 19 лет правления [1] 28 лет правления ок. 2686–2648 гг. до н. э., [2] 2687–2668 гг. до н.э., [3] 2668–2649 гг. до н.э., [4] 2667–2648 гг. до н.э., [5] [6] или 2630–2611 до н.э. [7] |
Предшественник | Хасехемви (скорее всего) или Небка |
Преемник | Сехемхет (скорее всего) или Санахте |
Супруга | Хетефернебти |
Дети | Инеткавес , может быть, Сехемхет ? |
Отец | Хасехемви |
Мать | Ниметхап |
Умер | в. 2649 г. до н.э. или ок. 2611 г. до н. э. |
Похороны | Ступенчатая пирамида в Саккаре |
Династия | 3-я династия |
Джосер (также читается как Джесер и Джосер ) был древнеегипетским фараоном во 3-й династии времена Старого царства и был основателем той эпохи. Он также известен под своими эллинизированными именами Тосорф (от Манефона ) и Сесорф (от Евсевия ). Он был сыном короля Хасехемви и королевы Нимаатхап , но неясно, был ли он также прямым наследником их престола. В большинстве списков царей Рамессида предшественником него упоминается царь по имени Небка , но существуют трудности с соединением этого имени с современными именами Гора , поэтому некоторые египтологи подвергают сомнению полученную последовательность тронов. Джосер известен своей ступенчатой пирамидой , которая является самым ранним колоссальным каменным зданием в Древнем Египте. [8]
Личность
[ редактировать ]Раскрашенная известняковая статуя Джосера, находящаяся сейчас в Египетском музее в Каире , является старейшей известной египетской статуей в натуральную величину. [9] Сегодня на месте в Саккаре , где он был найден, вместо оригинала стоит его гипсовая копия. Статуя была обнаружена во время раскопок Службы древностей в 1924–1925 годах.
В современных надписях он назван по имени Гора Неджерихет , что означает «божественный тела». Более поздние источники, включающие упоминание о его конструкции в Новом царстве , помогают подтвердить, что Неджерихет и Джосер — один и тот же человек.
В то время как Манефон называет Нехерофа , а в Туринском списке царей Небка упоминается как первый правитель Третьей династии, многие египтологи теперь полагают, что Джосер был первым царем этой династии , указывая на то, что порядок, в котором некоторые предшественники Хуфу упоминаются в папирусе Весткара, предполагает Небку следует ставить между Джосером и Хуни , а не перед Джосером. Что еще более важно, английский египтолог Тоби Уилкинсон продемонстрировал, что погребальные печати, найденные у входа в Абидосе гробницу Хасехемви в , содержат имя только Джосера, а не Небки. Это подтверждает мнение о том, что именно Джосер похоронил и, следовательно, стал прямым преемником Хасехемви, а не Небку. [10]
Семья
[ редактировать ]Джосер связан с Хасехемви , последним царем Второй династии Египта , через его жену, царицу Нимаэтап (Нимаат-хап) через печати, найденные в гробнице Хасехемви и в Бейт-Халлафе . На печати в Абидосе Нимаат-хап названа «матерью царских детей, Нимаат-хап». На мастабе К1 в Бейт-Халлафе тот же человек упоминается как «мать двойного короля». Датировка других печатей на стоянке Бейт-Халлаф относит их ко времени правления Джосера. Эти данные свидетельствуют о том, что Хасехемви является либо прямым отцом Джосера, либо что Нимаат-хап родил его от предыдущего мужа. [11] Немецкий египтолог Гюнтер Дрейер обнаружил печати Джосера на могиле Хасехемви, что также позволяет предположить, что Джосер был прямым преемником Хасехемви и что он завершил строительство гробницы. [12]
Ее культ, кажется, все еще действовал во время позднего правления Снеферу .
Хетефернебти идентифицирована как одна из цариц Джосера «на серии пограничных стел из ограды Ступенчатой пирамиды (сейчас находится в различных музеях) и на фрагменте рельефа из здания в Гермополе», который в настоящее время находится в Египетском музее Турина. [13]
Инеткавес была их единственной дочерью, известной по имени. Во время правления Джосера была засвидетельствована и третья королевская женщина, но ее имя уничтожено. Отношения между Джосером и его преемником Сехемхетом неизвестны, а дата его смерти неизвестна.
Царствование
[ редактировать ]Третья династия
[ редактировать ]Земли Верхнего и Нижнего Египта были объединены в единое царство где-то около 2686 г. до н. э. Период после объединения корон был периодом процветания, отмеченным началом Третьей династии и царства Старого Египетского . Точная личность основателя династии является предметом споров из-за фрагментарного характера записей того периода. Джосер — один из основных кандидатов на пост основателя Третьей династии. Другими кандидатами являются Небка и Санахт . Ситуация еще больше усложняется тем, что Небка и Санахт имеют в виду одного и того же человека. [14]
Египтолог Тоби Уилкинсон считает, что масса археологических свидетельств свидетельствует в пользу Джосера (Неджерихета) как преемника Хасехемви и, следовательно, основателя Третьей династии. Печать из гробницы Хасехемви в Абидосе в сочетании с печатью из мастабы К1 в Бейт-Халлафе, датированной правлением Джосера, связывает двух фараонов вместе как отца и сына соответственно. На печати в Абидосе «Нимаат-хап» названа матерью детей Хасехемви, а на другой печати в Бейт-Халлафе та же самая личность названа «матерью двойного короля». Дополнительные археологические свидетельства, связывающие периоды правления двух фараонов, найдены в Шунет-э-Зебиб и позволяют предположить, что Джосер руководил захоронением своего предшественника. Ритуальные каменные сосуды, найденные на местах гробниц - гробницы Хасехемви в Абидосе и гробницы Джосера в Саккаре - двух фараонов, по-видимому, также происходят из одной и той же коллекции, поскольку образцы из обоих мест содержат идентичные изображения бога Мина. Эти археологические свидетельства дополняются, по крайней мере, одним историческим источником — списком царей Саккары, в котором Джосер назван непосредственным преемником Беби — неверное толкование Хасехемви. [15]
Продолжительность правления
[ редактировать ]Манефон утверждает, что Джосер правил Египтом двадцать девять лет, тогда как в Туринском списке царей говорится, что это было всего девятнадцать лет. Некоторые ученые утверждают, что из-за его многочисленных крупных строительных проектов, особенно в Саккаре, Джосер, должно быть, правил почти три десятилетия. Согласно анализу и реконструкции Королевских Анналов, проведенному Уилкинсоном, цифра Манефона кажется более точной. Уилкинсон реконструирует «Анналы» как дающие Джосеру « 28 полных или неполных лет », отмечая, что подсчеты скота, записанные в каменном регистре V Палермо и Каирском фрагменте 1 , регистре V, для начала и окончания правления Джосера, скорее всего, указывают на его царствование. 1–5 и 19–28 годы. К сожалению, почти все записи сегодня неразборчивы. получения двойных Сохраняется год коронации, за которым следуют события года колонн и натягивания шнуров для крепости Кау-Нетджерв («холмы богов») . [16]
Период правления
[ редактировать ]В разных источниках приводятся разные даты правления Джосера. Профессор истории Древнего Ближнего Востока Марк ван де Мироп датирует правление Джосера где-то между 2686 и 2648 годами до нашей эры. [2] Авторы Джоан Флетчер и Майкл Райс датируют его правление периодом с 2667 по 2648 год до нашей эры, что дает период правления в 18 неполных или полных лет. [5] [6] Райс далее утверждает, что Небха был братом и предшественником Джосера. Писатель Фарид Атия описывает период правления, аналогичный Флетчеру и Райс, но смещенный на один год - с 2668 по 2649 год до нашей эры. [4] Эту датировку поддерживают авторы Розали и Чарльз Бейкер в книге « Древний Египет: Люди пирамид» . [17] Египтолог Абир эль-Шахави совместно с Египетским музеем в Каире относит правление Джосера к периоду с 2687 по 2668 год до нашей эры, что составляет аналогичные 18 неполных или полных лет. [3] Автор Маргарет Бансон называет Джосера вторым правителем Третьей династии и относит его правление к периоду с 2630 по 2611 год до нашей эры, то есть к 19-летнему частичному или полному правлению. [7] В ее хронологии Джосеру предшествует Небка как «основатель Третьей династии», правивший в период с 2649 по 2630 год до нашей эры. [18] Она, как и Райс, делает Небку братом Джосера. [19]
Военные экспедиции
[ редактировать ]Джосер отправил на Синайский полуостров несколько военных экспедиций , в ходе которых было покорено местное население. Он также отправлял туда экспедиции для добычи ценных минералов, таких как бирюза и медь . Это известно из надписей, найденных там в пустыне, иногда изображающих знамя Сета рядом с символами Гора , что было более распространено при Хасехемви. Синай также имел стратегическое значение как буфер между долиной Нила и Азией.
Строительные проекты
[ редактировать ]Самым известным его памятником была ступенчатая пирамида , которая повлекла за собой строительство нескольких гробниц- мастаб одна над другой. [20] Эти формы в конечном итоге привели к созданию стандартной гробницы-пирамиды в более позднем Старом Королевстве . Манефон, много веков спустя, ссылается на архитектурные достижения этого правления, упоминая, что «Тосортрос» научился строить из тесаного камня, а также его помнят как врача Эскулапа и за внесение некоторых реформ в систему письменности. Современные ученые полагают, что Манефон первоначально приписывал (или намеревался приписать) эти подвиги Имутесу , который позже был обожествлен как Эскулап греками и римлянами и который соответствует Имхотепу , знаменитому министру Джосера, который спроектировал строительство Ступенчатой пирамиды.
Некоторые фрагментарные рельефы, найденные в Гелиополе и Гебелейне, упоминают имя Джосера и позволяют предположить, что он заказал строительные проекты в этих городах. Кроме того, он, возможно, установил южную границу своего королевства у Первого порога . Надпись, известная как Стела Голода и относящаяся к правлению Джосера, но, вероятно, созданная во времена династии Птолемеев , повествует о том, как Джосер перестроил храм Хнума на острове Элефантина у Первого водопада, положив тем самым конец семилетнему голоду. в Египте. Некоторые считают эту древнюю надпись легендой того времени, когда она была написана. Тем не менее, это показывает, что спустя более двух тысячелетий после его правления египтяне все еще помнили Джосера.
Хотя Джосер, похоже, начал строительство незавершенной гробницы в Абидосе (Верхний Египет), в конечном итоге Джосер был похоронен в своей знаменитой пирамиде в Саккаре в Нижнем Египте. Поскольку Хасехемви, фараон 2-й династии, был последним фараоном, похороненным в Абидосе, некоторые египтологи делают вывод, что перенос столицы в более северную столицу завершился во времена Джосера.
Джосер и Имхотеп
[ редактировать ]Одним из самых известных современников царя Джосера был его визирь ( тьяти ), «начальник царской верфи » и «надзиратель всех каменных работ», Имхотеп . Имхотеп курировал проекты каменного строительства, такие как гробницы короля Джосера и короля Сехемхета. Не исключено, что Имхотеп упоминается в также знаменитом папирусе Весткара , в рассказе под названием « Хуфу и маги». Но поскольку папирус вначале сильно поврежден, имя Имхотепа сегодня утеряно. Папирус из древнеегипетского храма Тебтунис , датируемый II веком нашей эры, хранит длинную историю в демотическом письме о Джосере и Имхотепе. Во времена Джосера Имхотеп имел такое значение и славу, что удостоился чести быть упомянутым на статуях царя Джосера в его некрополе в Саккаре.
Средневековая арабская традиция
[ редактировать ]Египетский историк ан-Нувайри (1279–1333) описал Джосера как «царя, который был мудрым правителем Египта» и утверждал, что копты устроили в его честь праздник, названный «фестивалем виноградной лозы». [21] Ан-Нувайри также посетил южную гробницу пирамидального комплекса Джосера в Саккаре , идентифицировав ее как гробницу «Зосары» и описав свод, украшенный лазуритом , а также большой двор с большой гранитной дверью, на которой начертано 30 строк. из иероглифов . [21]
Египтолог Окаша Эль-Дейли отметил, что « Демотические романы о древнеегипетских правителях, таких как Джосер, Инарос и Нектанебо, также стали популярными в средневековых арабских источниках, которые изображают их героями, а их имена и деяния хорошо известны писателям». [22]
Могила
[ редактировать ]Джосер был похоронен в своей знаменитой ступенчатой пирамиде в Саккаре. Первоначально эта пирамида была построена как почти квадратная мастаба , но затем еще пять мастаб были буквально нагромождены друг на друга, каждая меньше предыдущей, пока памятник не стал первой ступенчатой пирамидой Египта. Руководителем строительства здания был верховный жрец Имхотеп .
Пирамида
[ редактировать ]Ступенчатая пирамида сделана из известняка . Он огромен и содержит только один узкий коридор, ведущий к самой середине памятника и заканчивающийся грубой комнатой, где был скрыт вход в шахту гробницы. Эту внутреннюю постройку позже засыпали щебнем, поскольку она уже не пригодилась. Когда-то пирамида имела высоту 62 метра и размеры основания ок. 125×109 метров. Он был плотно покрыт мелко отполированным белым известняком. [23]
Подземная структура
[ редактировать ]Под ступенчатой пирамидой был вырыт большой лабиринт из длинных коридоров и камер. Погребальная камера находится посреди подземного комплекса; шахта глубиной 28 метров, ведущая прямо с поверхности вниз к погребальной камере. Вход в шахту был заделан каменной пробкой весом 3,5 тонны. Подземный погребальный лабиринт содержит четыре галереи журналов, каждая из которых направлена прямо в одну сторону света. В восточной галерее находились три известняковых рельефа, изображающие царя Джосера во время празднования Хеб-Сед (праздника омоложения). Стены вокруг и между этими рельефами были украшены голубоватыми фаянсовыми изразцами. Считалось, что они имитируют тростниковые циновки, что является намеком на мифологические воды подземного мира. Остальные галереи остались незавершенными.
На восточной стороне пирамиды, совсем рядом с синими покоями, одиннадцать гробниц ведут прямо вниз на 30–32 метра, а затем отклоняются под прямым углом на запад. Валы I – V использовались для захоронений членов королевской семьи; валы VI–XI использовались как символические гробницы для погребального инвентаря царских предков I–II династий. В этих галереях найдено более 40 000 сосудов, чаш и ваз из различных видов камня. царские имена, такие как короли Ден , Семерхет , Нинетджер и Сехемиб На горшках были вырезаны . Сейчас считается, что Джосер однажды восстановил первоначальные гробницы предков, а затем запечатал погребальный инвентарь в галереях, пытаясь его спасти.
Статуя Джосера в Сердабе
[ редактировать ]Статуя Джосера вмурована в сердаб. Основная цель статуи заключалась в том, чтобы позволить королю проявить себя и увидеть ритуалы, совершаемые в сердабе и за его пределами. Эта расписная статуя оштукатурена и сделана из известняка. Каждая характеристика статуи что-то представляет: полосатый трехчастный парик, который он носит, уподобляет его живому миру как мертвого короля. Полосатая ткань, закрывающая парик, использовалась для покрытия всех его волос. Это был ритуал, который начали использовать короли четвертой династии. Тело закутано под длинное одеяние, руки расположены особым образом. Его правая рука горизонтально расположена на груди, а левая покоится на бедре. Расположение его рук напоминает сиденье Хасехема. [24] [25] Одно из старейших изображений Девяти луков и первое полностью развитое изображение девяти луков находится на сидящей статуе фараона Джосера. Его ноги опираются на часть девяти луков, которые, возможно, относились к нубийцам во время его правления из-за того, что они использовали луки и стрелы. [26]
Погребальный комплекс
[ редактировать ]Погребальный комплекс — первый архитектурный проект, полностью построенный из камня. В этом комплексе было четырнадцать входов, но функционировал только один. Он состоит из Большого Южного двора и Северного двора Хебседа со ступенчатой пирамидой Джосера в центре. Комплекс окружен каменной стеной высотой 10,5 метров, называемой огороженной стеной. есть вход с крытой колоннадой Наряду с главными дворами в южном дворе и палата Сердаб , в которой находится сидящая статуя царя Джосера. [27]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ По неизвестным причинам первый знак был намеренно удален.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Список туринских королей
- ^ Перейти обратно: а б Миеруп 2010 , с. 55.
- ^ Перейти обратно: а б Эль-Шахави и Аль-Масри 2005 , с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б Выпуск 2006 г. , стр. 30 и 103.
- ^ Перейти обратно: а б Флетчер 2015 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Райс 1999 , с. 50.
- ^ Перейти обратно: а б Бансон 2014 , с. 103.
- ^ Хоукс, Жакетта (1974). Атлас древней археологии . Книжная компания МакГроу-Хилл . п. 149 . ISBN 0-07-027293-Х .
- ^ Берретт 1996 , с. 265.
- ^ Уилкинсон 2001 , стр. 83 и 95.
- ^ Уилкинсон 2001 , с. 79.
- ^ Бард 2015 , с. 140.
- ^ Додсон и Хилтон 2004 , с. 48.
- ^ Бейкер и Бейкер 2001 , с. 15.
- ^ Уилкинсон 2001 , стр. 79 и 81.
- ^ Уилкинсон 2000 , стр. 79 и 258.
- ^ Бейкер и Бейкер 2001 , с. 17.
- ^ Бансон 2014 , стр. 105 и 264.
- ^ Бансон 2014 , с. 264.
- ^ Класс 2006 г. , с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б Окаша Эль-Дейли (2005). Египтология: недостающее тысячелетие . Лондон: UCL Press. п. 93.
- ^ Окаша Эль-Дейли (2005). Египтология: недостающее тысячелетие . Лондон: UCL Press. п. 125.
- ^ Адес 2007 , с. 48.
- ^ Робинс 2014 , с. 44.
- ^ Бейкер и Бейкер 2001 , стр. 17–19.
- ^ Пу 2012 , с. 43; Бесток 2017 , с. 149.
- ^ Робинс 2014 , стр. 40–44.
Библиография
[ редактировать ]- Адес, Гарри (2007). История Египта путешественника . Книги Интерлинк. ISBN 978-1-566-56654-4 .
- Атия, Фарид (2006). Древний Египет . Американский университет в Каире Press. стр. 104–11. ISBN 977-17-3634-5 .
- Бейкер, Розали; Бейкер, Чарльз (2001). Древние египтяне: люди пирамид . США: Издательство Оксфордского университета. стр. 15–19 . ISBN 0-195-12221-6 .
- Бард, Кэтрин (2015). Введение в археологию Древнего Египта (2-е изд.). Джон Уайли и сыновья. стр. 140–145 . ISBN 978-1-118-89611-2 .
- Берретт, ЛаМар К. (1 апреля 1996 г.). Открывая мир Библии . Кедровый Форт. ISBN 978-0-910523-52-3 .
- Бесток, Лорел (2017). Насилие и власть в Древнем Египте: образ и идеология до Нового царства . Абингдон, Великобритания: Рутледж. ISBN 9780367878542 .
- Брок, Лайла Пинч (2003). Египтология на заре XXI века: Материалы Восьмого международного конгресса египтологов, Том 2 . Американский университет в Каире Press. стр. 215–220. ISBN 9-774-24714-0 .
- Бансон, Маргарет (2014). Энциклопедия Древнего Египта . Издательство информационной базы. п. 103. ИСБН 978-1-438-10997-8 .
- Дитер, Арнольд (2005). Храмы Древнего Египта . ИБТаурис. стр. 40–47. ISBN 1-850-43945-1 .
- Додсон, Эйден; Хилтон, Дайан (2004). Полные королевские семьи Древнего Египта . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-05128-3 .
- Эдвардс, Йорверт Эйддон Стивен; Гэдд, Сирил Джон ; Хаммонд, Николас Джеффри Лампьер (1971). Кембриджская древняя история (Третье изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 145–169 . ISBN 0-521-07791-5 .
- Эль-Шахави, Абир; Аль-Масри, Матхаф (2005). Египетский музей в Каире . Издательство Американского университета Каира. п. 39. ИСБН 9-771-72183-6 .
- Флетчер, Джоан (2015). История Египта . Хачетт Великобритания. ISBN 978-1-444-78515-9 .
- Кляйнер, Фред; Мамия, Кристин (2009). Искусство Гарднера сквозь века: глобальная история . Cengage Обучение. стр. 57–59. ISBN 978-0-495-41058-4 .
- Кляйнер, Фред (2015). Искусство Гарднера сквозь века: глобальная история . Cengage Обучение. стр. 59–61. ISBN 978-1-305-54484-0 .
- Миеруп, Марк ван дер (2010). История Древнего Египта . Джон Уайли и сыновья. стр. 56–57. ISBN 978-1-405-16070-4 .
- Пу, Му-чжоу (1 февраля 2012 г.). Враги цивилизации: отношение к иностранцам в Древней Месопотамии, Египте и Китае . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-8370-1 .
- Райс, Майкл (1999). Кто есть кто в Древнем Египте . Психология Пресс. стр. 50–51. ISBN 0-415-15448-0 .
- Робинс, Гей (2014). Искусство Древнего Египта . Издательство Британского музея. п. 44.
- Ромер, Джон (2007). Великая пирамида: новый взгляд на Древний Египет . Издательство Кембриджского университета. п. 251. ИСБН 978-0-521-87166-2 .
- Уилкинсон, Тоби (2001). Раннединастический Египет . Лондон: Рутледж. ISBN 0415260116 .
- Уилкинсон, Тоби (2000). Королевские анналы Древнего Египта: Палермский камень и связанные с ним фрагменты . Лондон: Кеган Пол Интернэшнл. ISBN 0710306679 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Розанна Пирелли, «Статуя Джосера» в книге Франческо Тирадритти (редактор): Сокровища Египетского музея . Американский университет в Каире Press, Каир, 1999, с. 47.
- Йорверт Эйддон Стивен Эдвардс : Пирамиды Египта . Вест-Дрейтон, 1947 год; Преподобный Хармондсворт, 1961; Ред. Хармондсворт, 1985 г. (немецкое издание: Египетские пирамиды, 1967 г.)