Хуфу
Хуфу | |
---|---|
Хеопс, Суфис, Хнуб, [ 1 ] Диваны [ 2 ] | |
![]() Статуя Хуфу в Каирском музее | |
фараон | |
Царствование | в. 2589 – ок. 2566 г. до н. э. [ 3 ] [ 4 ] 28–29 лет [ 5 ] |
Предшественник | Снофру |
Преемник | Дедефре |
Супруга | Заслуги I , Хенутсен [ 3 ] |
Дети | Каваб , Джедефхор , Хетеферес II , Меритит II , Мересанх II , Бауфра , Джедефре , Минкхаф I , Хафре , Хуфукхаф I , Бабаеф, Хорбаеф , Нефертиабет , Хамерернебти I [ 9 ] |
Отец | Фараон Сноферу |
Мать | Королева Хетеферес I |
Умер | в. 2566 г. до н. э. |
Похороны | Великая пирамида Гизы |
Памятники | Великая пирамида Гизы, корабль Хуфу |
Династия | 4-я династия |
Хуфу или Хеопс — древнеегипетский монарх , второй фараон Четвертой династии , живший в первой половине периода Старого царства ( 26 век до н. э. ). Хуфу сменил на посту короля своего отца Снеферу . Общепринято считать, что именно он заказал Великую пирамиду в Гизе , одно из семи чудес древнего мира , но многие другие аспекты его правления плохо документированы. [ 10 ] [ 11 ]
Единственный полностью сохранившийся портрет царя — небольшая фигурка из слоновой кости , найденная в руинах храма позднего периода в Абидосе в 1903 году. Все остальные рельефы и статуи были найдены во фрагментах, а многие постройки Хуфу утеряны. Все, что известно о Хуфу, взято из надписей в его некрополе в Гизе и более поздних документов. [ нужна ссылка ] Например, Хуфу — главный герой, отмеченный в папирусе Весткара 13- й династии . [ 10 ] [ 11 ]
Большинство документов, в которых упоминается царь Хуфу, были написаны древнеегипетскими и греческими историками около 300 г. до н.э. [ нужна ссылка ] Некролог Хуфу представлен там противоречиво: в то время как царь наслаждался длительным сохранением культурного наследия в период Старого и Нового царств , древние историки Манефон , Диодор и Геродот передают очень негативное описание характера Хуфу. . В результате сохраняется неясное и критическое представление о личности Хуфу. [ 10 ] [ 11 ]
Имя Хуфу
[ редактировать ]Имя Хуфу было посвящено богу Хнуму , что могло указывать на рост популярности и религиозного значения Хнума. Фактически, несколько королевских и религиозных титулов, введенных в это время, могут указывать на то, что египетские фараоны стремились подчеркнуть свое божественное происхождение и статус, посвящая свои картуши (официальные царские имена) определенным божествам. Хуфу, возможно, считал себя божественным творцом, и эта роль уже была отведена Хнуму, богу творения и роста. Как следствие, король связал имя Хнума со своим собственным. Полное имя Хуфу (Хнум-хуфу) означает «Хнум, защити меня». [ 12 ] [ 13 ] Хотя современное египтологическое произношение передает его имя как Хуфу , во время его правления его имя, вероятно, произносилось как Kha(w)yafwi(y) , а в эллинизированную эпоху - Khewaf(w) . [ 14 ]
Фараон официально использовал две версии своего имени при рождении: Хнум-Хуф и Хуфу . Первая (полная) версия ясно демонстрирует религиозную преданность Хуфу Хнуму, а вторая (более короткая) версия — нет. Неизвестно, почему король использовал сокращенную версию имени, поскольку она скрывает имя Хнума и связь имени короля с этим богом. Однако вполне возможно, что короткое имя вообще не предназначалось для связи с каким-либо богом. [ 10 ] [ 11 ]
Хуфу более известен под своим эллинизированным именем Χέοψ , Хеопс или Хеопс ( / ˈk iː ɒ p s / / , KEE -ops , Диодором и Геродотом ) и менее известен под другим эллинизированным именем, Σοῦφις , Суфис ( . ˈ s uː f) с / , СОО -фис , по Математике ). [ 10 ] [ 11 ] Редкий вариант имени Хуфу, использованный , — Σόφε , Софе ( / ˈsɒf Иосифом Флавием . , i / - SOF ee ) [ 2 ] (Здесь приведены произношения на английском языке; произношение на древнегреческом языке было другим.) Арабские историки, написавшие мистические истории о Хуфу и пирамидах Гизы, называли его Сауридом ( араб . سوريد ) или Салхуком (سلهوق). [ 15 ]
Семья
[ редактировать ]Происхождение Хуфу
[ редактировать ]
Царская семья Хуфу была довольно большой. Неизвестно, был ли Хуфу на самом деле биологическим сыном Снефру . Египтологи полагают, что Снефру был отцом Хуфу, но только потому, что более поздние историки передали, что трон унаследует старший сын или избранный потомок. [ 9 ] В 1925 году к востоку от пирамиды Хуфу была найдена гробница царицы Хетеферес I , G 7000x . В нем было много драгоценного погребального инвентаря, и в нескольких надписях ей присвоен титул Мут-несут (что означает «мать короля») вместе с именем короля Снеферу. Поэтому поначалу казалось очевидным, что Хетеферес была женой Снеферу и что они были родителями Хуфу. Однако в последнее время некоторые усомнились в этой теории, поскольку неизвестно, чтобы Хетеферес носила титул Хемет-несут (что означает «жена короля»), титул, необходимый для подтверждения королевского статуса королевы. [ 9 ] [ 16 ]
Вместо титула супруги Хетеферес носила только титул Сат-нетджер-хетеф (дословно: «дочь его божественного тела»; символически: «телесная дочь царя»), титул, упомянутый впервые. [ 16 ] В результате исследователи теперь полагают, что Хуфу, возможно, не был биологическим сыном Снеферу, но что Снеферу узаконил ранг и семейное положение Хуфу посредством брака. Прославляя свою мать как дочь живого бога, Хуфу закрепил новое звание. В пользу этой теории может свидетельствовать то обстоятельство, что мать Хуфу была похоронена рядом с сыном, а не в некрополе мужа, как следовало ожидать. [ 9 ] [ 16 ] [ 17 ]
Генеалогическое древо
[ редактировать ]В следующем списке представлены члены семьи, которых с уверенностью можно отнести к Хуфу.
Родители: [ 9 ] [ 16 ] [ 17 ]
- Снеферу : Скорее всего, его отец, а может быть, просто отчим. Знаменитый фараон и строитель трех пирамид.
- Хетеферес I : Скорее всего, его мать. Жена короля Снофру, известная своим драгоценным погребальным инвентарем, найденным в Гизе.


- Заслуги I : первая жена Хуфу.
- Хенутсен : Вторая жена Хуфу. Она упоминается на знаменитой Инвентарной стеле .
Братья и сестры: [ 9 ] [ 16 ] [ 17 ]
- Хетеферес : жена Анххафа
- Анххаф : Старший брат. Его племянник позже стал фараоном Хафрой.
- Нефермаат : сводный брат; похоронен в Мейдуме и владелец знаменитой «гусиной мастабы».
- Рахотеп : Старший брат или сводный брат. Владелец двойной статуи в натуральную величину, изображающей его и его жену , выставленную в Египетском музее Каира Нофрет .
Сыновья Хуфу: [ 9 ] [ 16 ] [ 17 ]
- Каваб : Скорее всего, старший сын и наследный принц , он умер до окончания правления Хуфу и, таким образом, не последовал за Хуфу на троне.
- Джедефра : Также известен как Радджедеф и Ратуаз. Стал первым наследником престола.
- Хафра : Скорее всего, второй преемник престола.
- Джедефхор : Также известен как Хорджедеф. Упоминается в Папирусе Весткара.
- Бауфра : Возможно, сын Хуфу, но это не подтверждено ни археологическими, ни современными данными. Известно только из двух гораздо более поздних документов.
- Бабаеф I : также известный как Хнум-баеф I.
- Хуфукхаф I : также известный как Каефхуфу I.
- Minkhaf I
- Хорбаеф
Дочери: [ 9 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
- Нефертиабет : известна своими красивыми каменными стелами.
- Хетеферес II : жена принца Каваба, позже вышедшая замуж за фараона Джедефра.
- Мересанх II
- Заслуги II : замужем за Аххотепом.
- Хамерернебти I : жена царя Хафры и мать Менкауры.
- Дуэнхор : сын Каваба и, возможно, старший внук.
- Каемсехем : второй сын Каваба.
- Минджедеф : также известный как Джедефмин.
- Джати : сын Хорбаефа.
- Юнмин I : сын Хафра
Племянники и племянницы: [ 9 ] [ 16 ] [ 17 ]
- Хемиуну : директор здания великой пирамиды Хуфу.
- Неферткау III : дочь Мересанха II.
- Джеди : сын Рахотепа и Нофрет.
- Оно: Сын Рахотепа и Нофрет.
- Неферкау: сын Рахотепа и Нофрет
- Меререт: дочь Рахотепа и Нофрет.
- Неджемиб: дочь Рахотепа и Нофрета.
- Сеттет: дочь Рахотепа и Нофрет.
Царствование
[ редактировать ]
Продолжительность правления
[ редактировать ]До сих пор неясно, как долго именно Хуфу правил Египтом. Даты последних лет жизни Хуфу позволяют предположить, что он приближался к своему 30-летнему юбилею , но, возможно, просто пропустил его. [ 19 ]
Один из них был найден в оазисе Дахла в Ливийской пустыне . Имя сереха Хуфу высечено в наскальной надписи, сообщающей о « путешествии Мефата в год после 13-го (двухгодичного) подсчета скота при Хор-Меджеду», 27 год правления. [ 20 ]
Несколько фрагментов папируса, известных как « Дневник Мерера» , были найдены в гавани Хуфу в Вади аль-Джарфе . Они записывают транспортировку блоков известняка из Туры к Великой пирамиде в Гизе в «год после 13-го пересчета скота при Хор-Меджедве». [ 21 ] [ 22 ]
Самая известная дата правления Хуфу связана с его похоронами. Четыре экземпляра граффити в западной части двух высеченных в скалах ям вдоль южной стороны Великой пирамиды свидетельствуют о дате 28-го или 29-го года правления Хуфу: 14-я перепись, 1-й месяц сезона Шему (наш весенне-ранний год правления Хуфу). лето). [ 19 ]
Королевский канон Турина XIX династии предусматривает 23 года правления Хуфу. [ 10 ] [ 23 ] Античный историк Геродот дает 50 лет правления, а античный историк Манефон даже приписывает ему 63 года правления. Эти цифры сейчас считаются преувеличением или неправильным толкованием устаревших источников. [ 10 ]
Политическая деятельность
[ редактировать ]Есть лишь несколько намеков на политическую деятельность Хуфу внутри и за пределами Египта. В Египте Хуфу задокументирован в нескольких строительных надписях и статуях . Имя Хуфу появляется в надписях в Элькабе и Элефантине , а также в местных карьерах в Хатнубе и Вади-Хаммамате . В Саккаре были найдены две терракотовые фигуры богини Бастет , на которых в основании имя Гора высечено Хуфу. Они были помещены в Саккару во времена Среднего царства , но их создание можно датировать временем правления Хуфу. [ 24 ]
Вади Магаре
[ редактировать ]
В Вади-Магаре на Синае наскальная надпись изображает Хуфу с двойной короной. Хуфу отправил несколько экспедиций в попытке найти бирюзовые и медные рудники. Как и другие цари, такие как Сехемхет , Снеферу и Сахуре , которые также изображены там на впечатляющих рельефах, он искал те два драгоценных материала. [ 25 ] Хуфу также поддерживал контакты с Библосом . Он отправил в Библ несколько экспедиций, пытаясь обменять медные инструменты и оружие на ценную древесину ливанского кедра . Этот вид древесины был необходим для строительства больших и устойчивых погребальных лодок, и действительно, лодки, обнаруженные в Великой пирамиде, были сделаны из него. [ 26 ]
Вади аль-Джарф
[ редактировать ]Новые доказательства политической деятельности во время правления Хуфу недавно были обнаружены на месте древнего порта Вади аль-Джарф на побережье Красного моря на востоке Египта. Первые следы такой гавани были раскопаны в 1823 году Джоном Гарднером Уилкинсоном и Джеймсом Бертоном , но это место было быстро заброшено, а затем со временем забыто. В 1954 году французские учёные Франсуа Биссе и Рене Шабо-Мориссо провели повторные раскопки в гавани, но их работа была прервана Суэцким кризисом в 1956 году. В июне 2011 года археологическая группа под руководством французских египтологов Пьера Талле и Грегори Маруара организованный Французским институтом восточной археологии ( IFAO ), возобновил работу на объекте. Среди прочего, в 2013 году была найдена коллекция из сотен фрагментов папируса возрастом 4500 лет. [ 21 ] [ 22 ] Папирус в настоящее время выставлен в Египетском музее в Каире . Египетский археолог Захи Хавасс назвал этот древний папирус «величайшим открытием Египта в 21 веке». [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]
Десять из этих папирусов очень хорошо сохранились. Большинство этих документов датируются 27-м годом правления Хуфу и описывают, как центральная администрация отправляла продовольствие и припасы морякам и работникам пристани. Датировка этих важных документов подтверждается типичными для периода Древнего царства фразами, а также тем, что письма адресованы самому царю с использованием его имени Гора. Это было типично, когда рассматриваемый король был еще жив; когда правитель умер, к нему обращались по имени в картуше или имени при рождении. Особый интерес представляет один документ: дневник Мерера , чиновника, участвовавшего в строительстве Великой пирамиды. Используя дневник, исследователи смогли реконструировать три месяца его жизни, предоставив новое представление о повседневной жизни людей Четвертой династии. Эти папирусы являются самыми ранними примерами отпечатанных папирусов, когда-либо найденных в Египте. Другая надпись, найденная на известняковых стенах гавани, упоминает главу королевских писцов, контролирующих обмен товарами: Idu . [ 21 ] [ 22 ]
Имя Хуфу в картуше также начертано на некоторых тяжелых известняковых блоках на этом месте. Гавань имела стратегическое и экономическое значение для Хуфу, поскольку корабли доставляли драгоценные материалы, такие как бирюза, медь и руда, с южной оконечности Синайского полуострова. На фрагментах папирусов можно увидеть несколько списков хранения с указанием доставленных товаров. В папирусах также упоминается некая гавань на противоположном берегу Вади-эль-Джарфа, на западном берегу Синайского полуострова, где древняя крепость Телль-Рас-Будран в 1960 году Грегори Мамфордом была раскопана . Папирусы и крепость впервые в истории раскрывают явный маршрут плавания через Красное море. Это старейший археологически обнаруженный парусный маршрут Древнего Египта. По мнению Таллета, гавань также могла быть одной из легендарных морских гаваней Древнего Египта, откуда экспедиции в печально известную золотую страну Пунт . отправлялись [ 21 ] [ 22 ]
Памятники и статуи
[ редактировать ]
Статуи
[ редактировать ]
Единственное трехмерное изображение Хуфу, почти полностью сохранившееся со временем, — это небольшая и хорошо отреставрированная статуэтка из слоновой кости, известная как Статуэтка Хуфу . На нем изображен царь Нижнего Египта с Красной Короной . [ 32 ] Царь восседает на троне с короткой спинкой, слева от его колен сохранилось имя Гора Меджеду , а справа фрагмент нижней части картуша имени Хнум-Хуфа виден . Хуфу держит цеп в левой руке, а его правая рука лежит вместе, а предплечье лежит на правой верхней ноге. Артефакт был найден в 1903 году Флиндерсом Петри в Ком-эль-Султане недалеко от Абидоса. Фигурку нашли без головы; по словам Петри, это произошло в результате несчастного случая во время раскопок. Когда Петри осознал важность находки, он прекратил все остальные работы и предложил награду любому рабочему, который сможет найти голову. Три недели спустя голова была найдена после интенсивного просеивания завалов комнаты на более глубоком уровне. [ 33 ]
Сегодня маленькая статуя отреставрирована и выставлена в Египетском музее Каира в зале 32 под инвентарным номером JE 36143 . [ 34 ] Большинство египтологов считают, что статуэтка современна, но некоторые ученые, такие как Захи Хавасс , считают, что это было художественное воспроизведение 26-й династии . Он утверждает [ где? ] что ни одно здание, явно относящееся к Четвертой династии, никогда не было раскопано в Ком-эль-Султане или Абидосе. Более того, он указывает, что лицо Хуфу необычайно приземистое и пухлое и не выражает никаких эмоций. Хавасс сравнил стилистику лица со статуями современных царей, таких как Снеферу, Хаэфра и Менкаура. Лица этих трех королей ровной красоты, стройные и с добрым выражением — явный результат идеалистических побуждений; они не основаны на реальности. Внешний вид Хуфу на статуе из слоновой кости выглядит так, будто художник не особо заботился о профессионализме или трудолюбии. [ 32 ] [ 34 ]
Он считает, что сам Хуфу никогда бы не позволил выставить напоказ такую сравнительно неряшливую работу. И, наконец, Хавасс также утверждает, что тип трона, на котором сидит фигурка, не соответствует художественному стилю какого-либо артефакта Старого Королевства. У тронов Старого Королевства спинка доходила до шеи короля. Но окончательным доказательством, которое убеждает Хавасса в том, что статуя является репродукцией гораздо более позднего времени, является цеп Неэнеха в левой руке Хуфу. Изображения царя с таким цепом в качестве церемониального знака появляются не ранее Среднего царства . Таким образом, Захи Хавасс заключает, что статуэтка, возможно, была сделана как амулет или талисман для продажи набожным гражданам. [ 32 ] [ 34 ]
Дейтрих Вильдунг исследовал представление нубийских черт в египетской иконографии начиная с додинастической эпохи и утверждал, что Хуфу имел эти специфические нубийские черты, и это было представлено в его статуях. [ 35 ]

Раскопки в Саккаре в 2001 и 2003 годах обнаружили пару терракотовых статуй, изображающих богиню-льва (возможно, Бастет или Сехмет ). На ее ногах сохранились две фигуры детских царей. В то время как правую фигурку можно идентифицировать как царя Хуфу по его имени Гора, левая изображает царя Пепи I из 6-й династии , названного по имени при рождении. Фигурки Пепи были добавлены к группам статуй в более позднее время, поскольку располагались отдельно и на расстоянии от божества. [ 36 ]
Это не соответствует типичной группе статуй Старого Королевства — обычно все группы статуй строились как единое художественное целое. Две группы статуй похожи друг на друга по размеру и масштабу, но отличаются тем, что одна богиня-лев держит скипетр. Экскаваторы отмечают, что статуи были восстановлены во времена Среднего царства, после того как были разбиты на части. Однако, похоже, причина реставрации заключалась скорее в интересе к богине, чем в королевском культе вокруг фигур царей: их имена покрывались гипсом . [ 37 ]
Палермский камень сообщает о своем фрагменте C-2 о создании двух огромных стоящих статуй короля; Говорят, что один был сделан из меди, другой — из чистого золота. [ 10 ] [ 32 ]
Более того, на нескольких алебастровых и травертиновых фрагментах сидящих статуй, которые были найдены Джорджем Рейснером во время его раскопок в Гизе, когда-то был написан полный царский титул Хуфу. Сегодня сохранились полностью или частично сохранившиеся картуши с именем Хуфу или Хнум-Хуфа . На одном из фрагментов, небольшой сидящей статуи, изображены ноги и ступни сидящего короля от костяшек пальцев вниз. Справа от них видно имя ...фу в картуше, и его легко реконструировать как картушное имя Хуфу . [ 32 ] [ 38 ]
Еще два объекта выставлены в Музее Ремера и Пелизеуса в Хильдесхайме . Они также сделаны из алебастра . На одном из них изображена голова кошачьей богини (вероятнее всего, Бастет или Сехмет). Положение ее правой руки позволяет предположить, что бюст когда-то принадлежал к группе статуй, похожей на известную триаду Микерина. [ 39 ]
Несколько голов статуй могли принадлежать Хуфу. Один из них — так называемая «Бруклинская голова» Бруклинского музея в Нью-Йорке . Его размер 54,3 см, он сделан из розового гранита . Из-за пухлых щек эту голову приписывают Хуфу, а также царю Хуни . [ 40 ] Похожий предмет выставлен в Государственной коллекции египетского искусства в Мюнхене . Голова сделана из известняка и сравнительно небольшая – всего 5,7 см. [ 41 ]

Рельефы
[ редактировать ]Хуфу изображен на нескольких фрагментах рельефа, найденных в его некрополе и других местах. Все рельефы выполнены из тонко отполированного известняка. Некоторые из них берут начало в разрушенном храме-пирамиде и разрушенной дамбе, где когда-то они полностью покрывали стены. Другие были найдены повторно использованными в некрополе пирамид царя Аменемхета I в Лиште , а также в Танисе и Бубастисе . [ 10 ] [ 32 ] На одном из фрагментов рельефа изображен картуш Хуфу с фразой: «Строительство святилищ богов». На другом изображен ряд жирных волов, украшенных цветами — их готовили в жертву во время процессии жертвоприношений. Путеводная надпись называет их «окрестности Тефефа служат Хуфу», «прекрасные быки Хуфу» и «рычащие по Хуфу». [ 42 ] Третий показывает самое раннее известное изображение королевской войны: сцена называется «Подготовка лучников», поскольку она показывает лучников, натягивающих луки. И четвертый пример показывает короля с двойной короной, пронзающего бегемота. [ 43 ] [ 44 ]
В Вади-Магаре на Синае наскальная надпись содержит имена, титулы и сообщения Хуфу: « Хор-Меджеду, Хнум-Хуф, Бикудж-Небу , великий бог и истребитель троглодитов , вся защита и жизнь с ним». Отработка рельефа аналогична таковой у царя Снофру. В одной из сцен король Хуфу носит двойную корону; изображение бога Тота рядом видно . В другой сцене, расположенной неподалеку, Хуфу носит корону Атеф , поражая врага. бог Вепвавет . В этой сцене присутствует [ 25 ] [ 45 ]
Ни на одном из многочисленных фрагментов рельефа царь Хуфу не изображает приношения богу. Это примечательно, поскольку на рельефах Снеферу и всех царей, начиная с Менкауры, изображен царь, приносящий жертву божеству. Возможно, отсутствие этого специального изображения повлияло на более поздних древнегреческих историков в их предположениях о том, что Хуфу действительно мог закрыть все храмы и запретить любые жертвоприношения. [ 32 ] [ 46 ]
Пирамидальный комплекс
[ редактировать ]



Комплекс пирамид Хуфу был возведен в северо-восточной части плато Гизы. Возможно, нехватка места для строительства, отсутствие местных карьеров известняка и разрыхленная земля в Дахшуре вынудили Хуфу двинуться на север, подальше от пирамиды своего предшественника Снеферу. Хуфу выбрал верхнюю часть естественного плато, чтобы его будущая пирамида была широко видна. Хуфу решил назвать свою пирамиду Ахет-Хуфу (что означает «горизонт Хуфу»). [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]
Великая пирамида имеет размеры основания ок. 750 х 750 футов (≙ 230,4 х 230,4 м ), а сегодня высота 455,2 фута (138,7 м). Когда-то его высота составляла 481 фут (147 м), но пирамидион и известняковый корпус полностью утрачены из-за ограбления камня. Отсутствие кожуха позволяет полностью рассмотреть внутреннее ядро пирамиды. Он был возведен небольшими ступеньками из более или менее грубо отесанных блоков темного известняка. Корпус был сделан из почти белого известняка. Внешняя поверхность облицовочных камней была тщательно отполирована, поэтому в новом состоянии пирамида сияла ярким естественным известково-белым цветом. Пирамидион мог быть покрыт электрумом , но археологических доказательств этому нет. Стены и потолки внутренних коридоров и камер сделаны из полированного гранита, одного из самых твердых камней, известных во времена Хуфу. Используемый раствор представлял собой смесь гипса , песка, измельченного известняка и воды. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ]
Оригинальный вход в пирамиду находится на северной стороне. Внутри пирамиды три камеры: наверху — погребальная камера царя ( царская камера ), посередине — камера статуи (ошибочно называемая камерой царицы ), а под фундаментом — недостроенная подземная камера ( подземная камера ). ). Хотя погребальную камеру идентифицируют по большому саркофагу из гранита, использование «камеры царицы» до сих пор оспаривается — возможно, это был сердаб статуи Ка Хуфу. Подземная камера остается загадочной, поскольку осталась незавершенной. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ]
Узкий коридор, ведущий на юг в западном конце камеры, и незавершенная шахта в восточной середине могут указывать на то, что подземная камера была самой старой из трех комнат и что первоначальный план здания содержал простой комплекс камер с несколькими комнатами и коридорами. Но по неизвестным причинам работы были остановлены и внутри пирамиды были построены еще две камеры. Примечательна так называемая Большая галерея, ведущая в царскую камеру: она имеет арочный потолок, ее размеры составляют 28,7 футов (8,7 м) в высоту и 151,3 фута (46,1 м) в длину. Галерея выполняет важную статическую функцию; он переносит вес каменной массы над царской камерой на окружающее ядро пирамиды. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ]
Пирамида Хуфу была окружена стеной, каждый сегмент которой находился на расстоянии 33 футов (10 м) от пирамиды. На восточной стороне, прямо перед пирамидой, был построен погребальный храм Хуфу. Его фундамент был сделан из черного базальта , большая часть которого сохранилась до сих пор. Колонны и порталы были выполнены из красного гранита, а камни потолка — из белого известняка. Сегодня ничего не осталось, кроме фундамента. От заупокойного храма 0,43 мили к храму в долине когда-то соединялась дамба длиной . Долинный храм, возможно, был построен из тех же камней, что и погребальный храм, но поскольку не сохранился даже фундамент, первоначальная форма и размер долинного храма остаются неизвестными. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]
На восточной стороне пирамиды находится Восточное кладбище некрополя Хуфу, где хранятся мастабы принцев и принцесс. Три небольшие пирамиды-спутники, принадлежавшие царицам Хетеферес ( G1-a ), Меритит I ( G1-b ) и, возможно, Хенутсен ( G1-c ), были воздвигнуты в юго-восточном углу пирамиды Хуфу. Рядом с пирамидами цариц G1-b и G1-c в 2005 году была найдена культовая пирамида Хуфу. На южной стороне Великой пирамиды лежат еще несколько мастаб и ямы с погребальными лодками Хуфу. На западной стороне находится Западное кладбище , где были похоронены высшие чиновники и священники. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]
Возможная часть погребального комплекса Хуфу — знаменитый Большой Сфинкс Гизы . Это большая статуя из известняка размером 241 х 66,6 фута (73,5 х 20,3 м) в форме лежащего льва с головой человека, украшенная королевским головным убором Немеса . Сфинкс был высечен прямо на плато Гизы и первоначально окрашен в красный, охристый, зеленый и черный цвета. До сих пор горячо спорят о том, кто именно отдал приказ о его строительстве: наиболее вероятными кандидатами являются Хуфу, его старший сын Джедефра и младший сын Хаэфра. Одна из трудностей правильной атрибуции заключается в отсутствии хорошо сохранившегося портрета Хуфу. Лица Джедефра и Хаэфры похожи на лица Сфинкса, но не совпадают полностью. Другая загадка – первоначальная культово -символическая функция Сфинкса. Намного позже египтяне называли его Херу-им-Ахет ( Hârmachís ; «Гор на горизонте»), а — Абу-эль-Хал («отец террора») арабы . Возможно, Сфинкс как аллегорическое и мистифицированное изображение царя, просто охранявшего священное кладбище Гизы. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]
Хуфу в более поздних египетских традициях
[ редактировать ]
Старое Королевство
[ редактировать ]Хуфу обладал обширным погребальным культом во времена Старого царства . в конце VI династии Археологически засвидетельствовано, что в некрополе служили по крайней мере 67 погребальных священников и 6 независимых высокопоставленных чиновников. Десять из них уже служили во времена конца 4-й династии (семеро из них были членами королевской семьи), 28 служили во время 5-й династии и 29 во время 6-й династии. Это примечательно: у знаменитого (отчима) Хуфу Снеферу за тот же период времени было «всего» 18 погребальных жрецов, даже у Джедефры было только 8, а у Хаэфры - 28. Такие погребальные культы были очень важны для экономики государства, потому что для специальные домены должны были быть созданы для жертвоприношений. Ко времени правления Хуфу засвидетельствовано огромное количество доменных имен. Однако к концу VI династии количество владений быстро сократилось. С началом 7-й династии имя домена больше не передавалось. [ 10 ] [ 11 ] [ 51 ]
Среднее царство
[ редактировать ]В Вади-Хаммамате наскальная надпись датируется 12-й династией . В нем перечислены пять имен картушей: Хуфу, Джедефра, Хафра, Бауфра и Джедефор . Поскольку все королевские имена написаны внутри картушей, часто считалось, что Бауфра и Джедефор когда-то правили недолго, но современные источники называют их простыми принцами. Список посещаемости Хуфу в этом списке может указывать на то, что ему и его последователям поклонялись как святым покровителям. Этой теории способствуют такие находки, как алебастровые сосуды с именем Хуфу, найденные в Коптосе , месте паломничества путешественников Вади Хаммамат. [ 9 ] [ 16 ] [ 17 ]
Литературным шедевром 13-й династии, рассказывающим о Хуфу, является знаменитый Папирус Весткар , в котором король Хуфу становится свидетелем волшебного чуда и получает пророчество от волшебника по имени Деди . В рассказе Хуфу характеризуется трудно поддающимся оценке образом. С одной стороны, он изображен безжалостным, когда решил обезглавить осужденного заключенного , чтобы проверить предполагаемые магические силы Деди. С другой стороны, Хуфу изображается любознательным, рассудительным и щедрым: он принимает возмущение Деди и его последующее альтернативное предложение для пленника, подвергает сомнению обстоятельства и содержание пророчества Деди и в конце концов щедро награждает мага. Противоречивое изображение Хуфу по сей день является предметом больших споров между египтологами и историками. Особенно ранее египтологи и историки, такие как Адольф Эрман , Курт Генрих Зете и Вольфганг Хельк, оценивали характер Хуфу как бессердечный и кощунственный . Они опирались на древнегреческие традиции Геродот и Диодор Сицилийский, которые описали преувеличенно отрицательный образ Хуфу, игнорируя парадоксальные (поскольку положительные) традиции, которым всегда учили сами египтяне. [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ]

Но другие египтологи, такие как Дитрих Вильдунг , рассматривают приказ Хуфу как акт милосердия : узнику вернули бы жизнь, если бы Деди действительно выполнил свой магический трюк. Вильдунг считает, что отказ Деди был намеком на уважение египтян к человеческой жизни. Древние египтяне придерживались мнения, что человеческую жизнь нельзя использовать для темной магии или подобных злых дел. Верена Леппер и Мириам Лихтхайм подозревают, что трудно поддающееся оценке изображение Хуфу было именно тем, что планировал автор. Он хотел создать загадочного персонажа. [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ]
Новое Королевство
[ редактировать ]Во времена Нового царства некрополь Хуфу и местные погребальные культы были реорганизованы, и Гиза снова стала важным экономическим и культовым центром. Во времена восемнадцатой династии король Аменхотеп II воздвиг рядом с Большим Сфинксом мемориальный храм и стелу королевской славы. Его сын и последователь трона Тутмос IV освободил Сфинкса из песка и поместил памятную стелу, известную как « Стела снов между его передними лапами ». Надписи на двух стелах схожи по своему повествовательному содержанию, но ни одна из них не дает конкретной информации об истинном строителе Великого Сфинкса. [ 10 ] [ 11 ] [ 51 ]

В конце Восемнадцатой династии был построен храм богини Исиды на спутнике пирамиды G1-c (царицы Хенутсен) в некрополе Хуфу . Во времена Двадцать первой династии храм был расширен, а во время Двадцать шестой династии расширения продолжались. С этого периода там работали несколько «жрецов Исиды» ( Хем-неджер-Исет ), которые были также «жрецами Хуфу» ( Хем-нетджер-Хуфу ). золотое кольцо-печать с именем священника Неферибре . Из той же династии в Гизе было найдено [ 10 ] [ 11 ] [ 51 ]
Поздний период
[ редактировать ]В Поздний период горожанам продавалось огромное количество скарабеев с именем Хуфу, возможно, в качестве талисманов. Сохранилось более 30 скарабеев. В храме Исиды выставлено генеалогическое древо жрецов Исиды, в котором перечислены имена жрецов с 670 по 488 год до нашей эры. К этому же периоду относится знаменитая Инвентарная стела , на которой упоминаются Хуфу и его жена Хенутсен . Однако современные египтологи задаются вопросом, почитали ли в то время Хуфу как царского предка; они считают более вероятным, что Хуфу уже рассматривался как просто символическая фигура, лежащая в основе истории храма Исиды. [ 10 ] [ 11 ] [ 51 ] [ 56 ]
Хуфу в древнегреческих традициях
[ редактировать ]
Манефон
[ редактировать ]Более поздний египетский историк Манефон назвал Хуфу «Суфисом» и приписал ему 63 года правления. Он также упоминает, что Хуфу построил Великую пирамиду, а затем утверждает, что его современник Геродот говорит, что пирамиду построил царь «Хеопс». Манефон считал Хеопса и Суфиса двумя разными царями. Манефон также говорит, что Хуфу подвергся презрению к богам и что он написал об этом священную книгу и что он (Манефон) получил эту книгу во время своего путешествия по Египту. История о предполагаемой «Священной книге» подвергается сомнению современными египтологами, поскольку было бы весьма необычно, чтобы фараон писал книги и что такой драгоценный документ можно было так легко продать. [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ]
Геродот
[ редактировать ]Вместо этого греческий историк Геродот изображает Хуфу как еретика и жестокого тирана . В своем литературном труде «Истории» , книга II, глава 124–126, он пишет: «Пока Рампсинит был царем, как мне рассказывали, в Египте не было ничего, кроме упорядоченного правления, и земля сильно процветала. Но после него Хеопс стал царь над ними и довел их до всякого рода страданий: он закрыл все храмы, после этого запретил жрецам приносить там жертвы, а затем заставил всех египтян работать на себя; Поэтому некоторым было приказано доставлять камни из каменоломен в Аравийских горах к Нилу, а других он заставил принимать камни после того, как их переправили через реку в лодках, и тащить их к так называемым Ливийским горам. И они работали по 100 000 человек одновременно, в течение каждых трех месяцев непрерывного притеснения проходило десять лет, пока была проложена дорога, по которой они протаскивали камни, которую они построили, и это работа не намного меньше. как это мне кажется, чем пирамида, ибо длина ее 5. стадий , ширина 10 саженей и высота, где она самая высокая, 8 саженей, сделана она из полированного камня и с высеченными на ней фигурами. На это, говорили они, было потрачено 10 лет, а также на подземные помещения на холме, на котором стоят пирамиды, которые он приказал сделать в качестве погребальных палат для себя на острове, проведя туда канал из Нила .
На изготовление самой пирамиды ушло 20 лет; а пирамида квадратная, каждая сторона имеет длину 800 футов, и высота у нее такая же. Он построен из камня, отшлифованного и соединенного между собой самым совершенным образом, причем ни один из камней не имеет длины менее 30 футов. Эта пирамида была построена по принципу ступеней, которые некоторые называют «рядами», а другие «основаниями». Когда они впервые сделали ее таким образом, они подняли оставшиеся камни с помощью приспособлений, сделанных из коротких кусков дерева , приподняв их сначала с земли. к первой ступени ступенек, и когда камень дошел до этой ступени, его поместили на другую машину, стоящую на первой ступени, и таким образом оттуда он был перенесен на вторую ступень на другой машине; ибо сколько бы ни было рядов ступеней, столько же было и машин, или, возможно, они перенесли одну и ту же машину, сделанную так, чтобы ее можно было легко переносить на каждую ступень последовательно, чтобы они могли поднимать камни ; ибо пусть это будет сказано обоими способами, в зависимости от того, как сообщается. Однако, возможно, сначала были закончены самые высокие части его, а потом приступили к завершению того, что было после них, и наконец закончили части его у земли и самых нижних хребтов.
На пирамиде египетским письмом указано, сколько было потрачено на редиску , лук и лук-порей для рабочих, и, если я правильно помню, что сказал переводчик сумма в 1600 талантов серебра , читая мне эту надпись, было потрачено . Хеопс дошел до такой степени злобы, что, нуждаясь в деньгах, отправил собственную дочь в публичный дом и приказал ей получить от приходящих определенную сумму денег (сколько мне не сказали). Но она не только получила сумму, назначенную ее отцом, но и в частном порядке разработала для себя план оставить после себя памятник : она просила каждого мужчину, который приходил к ней, дать ей один камень для ее строительного проекта. И из этих камней, как они мне сказали, была построена пирамида, которая стоит перед великой пирамидой в середине трех, причем каждая сторона имеет длину 150 футов». [ 51 ] [ 58 ] [ 59 ]
То же самое касается и истории о царе Хефрене. Он изображен как прямой последователь Хуфу, а также злой человек, правивший 56 лет. В главе 127–128 Геродот пишет: «После смерти Хеопса его брат Хефрен на царском престоле унаследовал . говорят, что для египтян не было ничего, кроме зла, и храмы все это время держались закрытыми и не открывались». [ 51 ] [ 58 ] [ 59 ]
Геродот завершает историю злых царей в главе 128 словами: «Этих царей египтяне (из-за своей ненависти к ним) не очень желают произносить свои имена. Более того, они даже называют пирамиды именем Филитиса . пастырь , который в то время пас стада в тех краях». [ 51 ] [ 58 ] [ 59 ]
Диодор Сицилийский
[ редактировать ]Древний историк Диодор утверждает, что Хуфу в более поздние времена настолько ненавидел свой народ, что погребальные жрецы тайно перенесли царский саркофаг вместе с трупом Хуфу в другую, скрытую могилу. Этим повествованием он усиливает и подтверждает мнение греческих ученых о том, что пирамида Хуфу (а также две другие) должна была стать результатом рабства. Однако в то же время Диодор дистанцируется от Геродота и утверждает, что Геродот «рассказывает только сказки и занимательную фантастику». Диодор утверждает, что египтяне при его жизни не могли с уверенностью сказать ему, кто на самом деле построил пирамиды. Он также заявляет, что не очень доверял переводчикам и что истинным строителем мог быть кто-то другой: пирамида Хуфу была (по его словам) построена царем по имени Хармаис , пирамида Хефрена, как считалось, была построена царем Амасисом II. а пирамида Менкаура предположительно была работой царя Инароса I. [ 23 ]
Диодор утверждает, что пирамида Хуфу была красиво покрыта белым, но вершина, как говорят, была закрыта. Таким образом, у пирамиды уже не было пирамидиона. Он также считает, что пирамида была построена с пандусами, которые убрали при отделке известнякового корпуса. По оценкам Диодора, общее количество рабочих составляло 300 000 человек, а строительные работы длились 20 лет. [ 23 ]
Хуфу в арабских традициях
[ редактировать ]В 642 году нашей эры арабы завоевали Египет. Прибыв к пирамидам Гизы, они искали объяснения, кто мог построить эти памятники. К этому времени ни один житель Египта не мог сказать и никто уже не мог перевести египетские иероглифы. Как следствие, арабские историки записали свои собственные теории и истории. [ 60 ]
Самый известный рассказ о Хуфу и его пирамиде можно найти в книге «Хитат» (полностью: аль-Маваиш ва-'л-и'тибар фи зикр аль-дитат ва-'л-'атар ), написанной в 1430 году Мухаммадом аль-Макризи ( 1364–1442). В этой книге собрано несколько теорий и мифов о Хуфу, особенно о Великой пирамиде. Хотя сам король Хуфу упоминается редко, многие арабские писатели были убеждены, что Великая пирамида (и другие тоже) была построена богом Гермесом ( называли его Идрисом ). арабы [ 60 ]
называли Хуфу Сауридом , Салхуком и/или Сарджаком Аль-Макризи отмечает, что библейские амаликитяне . Далее он пишет, что Хуфу построил пирамиды после неоднократных кошмаров, в которых земля переворачивалась, звезды падали, а люди кричали от ужаса. Другой кошмар показал, как звезды падают с небес и похищают людей, а затем помещают их под две большие горы. Затем царь Хуфу получил предупреждение от своих пророков о разрушительном потопе, который придет и уничтожит Египет. Чтобы защитить свои сокровища и книги мудрости, Хуфу построил три пирамиды в Гизе. [ 60 ]
Современные египтологические оценки
[ редактировать ]Со временем египтологи изучили возможные мотивы и причины того, как с течением времени изменилась репутация Хуфу. Более тщательное изучение и сравнение современных документов, более поздних документов и греческих и коптских чтений показывают, что репутация Хуфу менялась медленно и что положительные взгляды на царя все еще преобладали в греческую и птолемеевскую эпоху. [ 61 ] Алан Б. Ллойд , например, указывает на документы и надписи VI династии, в которых упоминается важный город под названием Менат-Хуфу , что означает «медсестра Хуфу». Этот город еще пользовался большим уважением в период Среднего царства. Ллойд убежден, что такое трогательное имя не было бы выбрано в честь короля с плохой (или, по крайней мере, сомнительной) репутацией. Более того, он указывает на подавляющее число мест, где практиковались погребальные культы Хуфу, даже за пределами Гизы. Эти погребальные культы все еще практиковались даже в сайтийский и персидский периоды. [ 61 ]
Знаменитые «Тексты Плача» первого промежуточного периода раскрывают некоторые интересные взгляды на монументальные гробницы прошлого; в то время их считали доказательством тщеславия. Однако они не дают никаких намеков на отрицательную репутацию самих царей и, таким образом, не судят Хуфу негативно. [ 61 ]
Современные египтологи оценивают рассказы Геродота и Диодора как своего рода клевету обоих авторов , основанную на современной философии . Они призывают к осторожности в отношении доверия к древним традициям. Они утверждают, что классические авторы жили примерно через 2000 лет после Хуфу, и их источники, доступные при их жизни, наверняка устарели. [ 51 ] [ 58 ] Кроме того, некоторые египтологи отмечают, что философия древних египтян изменилась со времен Древнего царства. Огромные гробницы, такие как пирамиды Гизы, должно быть, ужасали греков и даже более поздних священников Нового царства , потому что они помнили фараона-еретика Эхнатона и его страдающие манией величия строительные проекты. [ 58 ] [ 59 ]
Эта негативная картина предположительно была проецирована на Хуфу и его пирамиду. Возможно, этому способствовал тот факт, что при жизни Хуфу разрешение на создание огромных статуй из драгоценных камней и их показ на публике было ограничено королем. [ 11 ] [ 51 ] В свою эпоху греческие авторы, погребальные и храмовые священники могли объяснить впечатляющие памятники и статуи Хуфу только результатом мании величия. Эти негативные оценки были применены к Хуфу. [ 58 ] [ 59 ]
Более того, некоторые египтологи отмечают, что римские историки, такие как Плиний Старший и Фронтин (оба около 70 г. н. э.), в равной степени не стесняются высмеивать пирамиды Гизы: Фронтин называет их «праздными пирамидами, содержащими необходимые сооружения, подобно некоторым из наших заброшенных пирамид». акведуки в Риме », а Плиний описывает их как «праздное и глупое хвастовство царским богатством». Египтологи ясно видят в этой критике политически и социально мотивированные намерения, и кажется парадоксальным, что использование этих памятников было забыто, но имена их строителей остались увековеченными. [ 62 ]
Еще один намек на плохую репутацию Хуфу среди греков и римлян может быть скрыт в коптском прочтении имени Хуфу. Египетские иероглифы, составляющие имя «Хуфу», читаются по-коптски как «Шефет», что на их языке на самом деле означает «невезение» или «грех». Коптское чтение происходит от более позднего произношения Хуфу как «Шуфу», что, в свою очередь, привело к греческому чтению «Суфис». Возможно, плохой смысл коптского прочтения «Хуфу» был неосознанно скопирован греческими и римскими авторами. [ 61 ]
С другой стороны, некоторые египтологи полагают, что древние историки получали материал для своих рассказов не только от жрецов, но и от горожан, живших близко ко времени строительства некрополя. [ 63 ] Среди «простого народа» также могли передаваться негативные или критические взгляды на пирамиды, и погребальный культ жрецов, несомненно, был частью традиции. Кроме того, давняя литературная традиция не доказывает популярности. Даже если имя Хуфу так долго сохранялось в литературных традициях, в разных культурных кругах наверняка формировались разные взгляды на характер и исторические деяния Хуфу. [ 58 ] [ 63 ] Повествованиям Диодора, например, доверяют больше, чем рассказам Геродота, поскольку Диодор собирал эти рассказы с гораздо большим скепсисом. Тот факт, что Диодор приписывает пирамиду Гизы греческим королям, может быть объяснен легендами его жизни и тем, что пирамиды явно повторно использовались в поздние периоды греческими и римскими королями и дворянами. [ 23 ]
Современные египтологи и историки также призывают к осторожности в отношении достоверности арабских историй. Они отмечают, что средневековые арабы руководствовались строгой исламской верой в существование только одного бога, и поэтому упоминать других богов было запрещено. Как следствие, они превратили египетских царей и богов в библейских пророков и царей. Например, египетский бог Тот, которого называли Гермесом греки , был назван в честь пророка Хеноха . Короля Хуфу, как уже упоминалось, звали «Саурид», «Салхук» и/или «Сарджак», и в других историях его часто заменяли пророком по имени Шаддад бин Ад . Более того, ученые указывают на несколько противоречий, которые можно найти в книге Аль-Макризи. Например, в первой главе «Хитата» говорится, что копты отрицали любое вторжение амаликитян в Египет, и пирамиды были воздвигнуты как гробница Шаддада бин Ад. Но несколькими главами позже Аль-Макризи утверждает, что копты называют Саурида строителем пирамид. [ 60 ]
Хуфу в популярной культуре
[ редактировать ]Из-за своей известности Хуфу является предметом нескольких современных упоминаний, подобно королям и королевам, таким как Эхнатон , Нефертити и Тутанхамон . Его историческая фигура появляется в кино , романах и документальных фильмах . В 1827 году Джейн К. Лаудон написала роман «Мумия!». Сказка 22 века . История описывает граждан 22-го века, которые стали высокоразвитыми в технологическом отношении, но совершенно аморальными. Спасти их может только мумия Хуфу. [ 64 ] В 1939 году Нагиб Махфуз написал роман « Мудрость Хуфу» , основанный на рассказах Папируса Весткара. [ 65 ]
В 1997 году французский писатель Ги Раше опубликовал серию романов Le roman des Pyrames , включающую пять томов, из которых первые два ( Le Temple Soleil и Rêve de Pierre ) используют в качестве темы Хуфу и его гробницу. [ 66 ] В 2004 году спиритуалист Пейдж Брайант опубликовал роман « Второе пришествие звездных богов» , в котором рассказывается о предполагаемом небесном происхождении Хуфу. [ 67 ] Роман «Легенда о вампире Хуфу» , опубликованный Раймоном Майоттом в 2010 году, повествует о короле Хуфу, пробуждающемся в своей пирамиде вампиром . [ 68 ]
Фильмы, посвященные Хуфу или посвященные Великой пирамиде, включают в себя « Говарда Хокса » Землю фараонов 1955 года, вымышленный рассказ о строительстве Великой пирамиды Хуфу, [ 69 ] и » Роланда Эммериха 1994 «Звездные врата года, в которых рядом с пирамидами обнаружено инопланетное устройство.
Хуфу и его пирамида являются предметом псевдонаучных теорий, утверждающих, что пирамида Хуфу была построена с помощью инопланетян и что Хуфу просто захватил и повторно использовал памятник. [ 70 ] игнорирование археологических свидетельств или даже их фальсификация. [ 71 ]
: околоземный астероид Имя Хуфу носит 3362 Хуфу . [ 72 ] [ 73 ]
Хуфу и его пирамида упоминаются в нескольких компьютерных играх, таких как Tomb Raider – The Last Revelation , в которой игрок должен войти в пирамиду Хуфу и встретиться с богом Сетом в качестве финального босса. [ 74 ] Другой пример — Duck Tales 2 для Game Boy ; игрок здесь должен провести дядю Скруджа через пирамиду Хуфу, наполненную ловушками. [ 75 ] В классической ролевой игре Titan Quest плато Гиза — это большой пустынный регион в Египте, где можно найти гробницу Хуфу и Великого Сфинкса. Он также упоминается в Assassin's Creed Origins , где игрок может найти его могилу. [ 76 ]
См. также
[ редактировать ]- Технология строительства египетских пирамид
- Генеалогическое древо Четвертой династии Египта
- Корабль Хуфу
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Алан Б. Ллойд: Геродот, книга II. , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Флавий Иосиф, Фолькер Зигерт: О своеобразии иудаизма (Contra Apionem) , Том 1, Флавий Иосиф. Из: Труды Institutum Judaicum Delitzschianum, Вестфалия Institutum Iudaicum Delitzschianum, Мюнстер) . Ванденхук и Рупрехт, Геттинген, 2008 г., ISBN 3-525-54206-2 , стр. 85.
- ^ Jump up to: а б Клейтон, Питер А. Хроники фараонов . стр42. Темза и Гудзон, Лондон, 2006 г. ISBN 978-0-500-28628-9
- ^ Малек, Яромир, «Старое царство» в Оксфордской истории Древнего Египта , изд. Ян Шоу, издательство Оксфордского университета, 2000 г., ISBN 978-0-19-280458-7 стр.88
- ^ «30-летний юбилей Хуфу: недавно обнаруженные части головоломки» . Архивировано из оригинала 21 мая 2024 года . Проверено 21 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с фон Бекерат: Справочник египетских королевских имен , Deutscher Kunstverlag (1984), ISBN 3422008322
- ^ Jump up to: а б Карл Рихард Лепсиус : Denkmaler Abtheilung II Band III Доступно онлайн, см. стр. 2, с. 39. Архивировано 27 октября 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Райнер Ханниг: Язык фараонов. Большой портативный египетско-немецкий словарь . (= Культурная история древнего мира. Том 64) 4-е издание, фон Заберн, Майнц, 2006, с. 111, ISBN 3-8053-1771-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Эйдан Додсон и Дайан Хилтон: Полное собрание королевских семей Древнего Египта. Темза и Гудзон, 2004 г., ISBN 0-500-05128-3 стр. 52–53
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Томас Шнайдер: Лексикон фараонов . Альбатрос, Дюссельдорф 2002, ISBN 3-491-96053-3 , страницы 100–104.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Эйдан Додсон: Монархи Нила . Американский университет в Каире Press, 2000, ISBN 977-424-600-4 , страницы 29–34.
- ^ «Би-би-си – История – Хуфу» . Архивировано из оригинала 5 ноября 2020 года . Проверено 10 марта 2018 г.
- ^ Розали Ф. Бейкер, Чарльз Ф. Бейкер: Древние египтяне: люди пирамид (= серия Oxford Profiles ). Издательство Оксфордского университета, 2001, ISBN 0195122216 , стр. 33.
- ^ Гундакер, Роман (2015) «Хронология Третьей и Четвертой династий согласно «Эгиптиаке» Манефона» в книге « На пути к новой истории древнего египетского царства » , стр. 114–115, дает последнюю гласную, но не согласен с Лоприено в некоторых деталях последующее развитие слова: где Лоприено считает, что полугласные, предшествующие тонике /a/, в конечном итоге сократились до голосовых остановок, Гундакер утверждает, что /j/ ассимилировался с предыдущим /w/, который сохранился.
- ^ Джеральд Мэсси: Естественный генезис, или вторая часть Книги истоков: содержащая попытку восстановить и воссоздать утерянные истоки мифов и тайн, типов и символов, религии и языка, с Египтом в качестве рупора и Африкой. как место рождения , т. 1. Блэк Классик Пресс, 1998, ISBN 1574780107 , стр. 224–228.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Силке Рот: царственные матери Древнего Египта с ранних времен до конца 12-й династии (= Египет и Ветхий Завет 46). Харрасовиц, Висбаден, 2001 г., ISBN 3-447-04368-7 , стр. 354–358, 388.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Портер, Берта и Мосс, Розалинда: Топографическая библиография древнеегипетских иероглифических текстов, статуй, рельефов и картин , Том III: Мемфис, Часть I От Абу Раваша до Абусира . 2-е издание
- ^ Граецкий: Древние египетские царицы: Иероглифический словарь . Публикации Golden House, Лондон, 2005 г., ISBN 978-0-9547218-9-3
- ^ Jump up to: а б «30-летний юбилей Хуфу: недавно обнаруженные части головоломки» . Архивировано из оригинала 21 мая 2024 года . Проверено 21 мая 2024 г.
- ^ Р. Купер и Ф. Форстер: «Мефатные» экспедиции Хуфу в Ливийскую пустыню . В: Египетская археология , вып. 23, осень 2003 г., страницы 25–28 Фотография надписи Дахла. Архивировано 12 ноября 2020 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д Пьер Талле, Грегори Маруар: Вади аль-Джарф — ранняя гавань фараонов на побережье Красного моря . В: Египетская археология , вып. 40, Каир, 2012 г., с. 40-43.
- ^ Jump up to: а б с д Росселла Лоренци (12 апреля 2013 г.). «Самый древний порт, найдены иероглифические папирусы» . Новости Дискавери . Архивировано из оригинала 22 марта 2016 года . Проверено 21 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Михаэль Хаазе: Место вечности: комплекс пирамид Хеопса со структурной, архитектурной и культурно-исторической точки зрения . фон Заберн, Майнц, 2004 г., ISBN 3805331053 , с. 12-13.
- ^ Сакуджи Ёсимура: Раскопки Сакуджи Ёсимуры в Египте в течение 40 лет: Экспедиция Университета Васэда 1966–2006 гг. - Проект в честь 125-летия Университета Васэда . Университет Васэда, Токио, 2006 г., стр. 134–137, 223.
- ^ Jump up to: а б Джеймс Генри Брестед: Древние записи Египта: с первой по семнадцатую династии . Университет Иллинойса, Нью-Йорк, 2001 г., ISBN 0-252-06990-0 , страницы 83–84.
- ^ Тоби А.Х. Уилкинсон: Ранний династический Египет: стратегии, общество и безопасность . Рутледж, Лондон, 2001 г., ISBN 0-415-26011-6 , страницы 160–161.
- ^ «4500-летние гавани и тексты на папирусах, обнаруженные в Египте» . Новости Эн-Би-Си . Архивировано из оригинала 24 октября 2021 года . Проверено 30 июля 2019 г.
- ^ «История строителей пирамид, раскрытая в 4500-летних папирусах» . CatchNews.com . Архивировано из оригинала 17 ноября 2020 года . Проверено 30 июля 2019 г.
- ^ «Папирус возрастом 4500 лет содержит ответ на вопрос, как была построена Великая пирамида» . Интересный инжиниринг.com . 25 сентября 2017 г. Архивировано из оригинала 17 ноября 2020 г. . Проверено 30 июля 2019 г.
- ^ «Обнаружено: 4500-летний папирус, подробно описывающий строительство Великой пирамиды – Таинственной Земли» . Архивировано из оригинала 16 ноября 2020 года . Проверено 30 июля 2019 г.
- ^ «Обнаружено: 4500-летний папирус, подробно описывающий строительство Великой пирамиды» . Древний Кодекс . 5 августа 2016 г. Архивировано из оригинала 2 января 2022 г. Проверено 30 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Захи Хавасс: Статуэтка Хуфу: это скульптура Древнего царства? В: Поль Позенер-Кригер (Hrsg.): Mixtures Gamal Eddin Mokhtar (= Учебная библиотека , том 97, глава 1) Французский институт восточной археологии в Каире, Каир, 1985, ISBN 2-7247-0020-1 , страницы 379–394.
- ^ WM Флиндерс Петри : Абидос II ., Фонд исследования Египта, Лондон, 1903 г., стр. 3 и таблица XIII, объект. XIV.
- ^ Jump up to: а б с Абир Эль-Шахави, Фарид С. Атия: Египетский музей в Каире: прогулка по переулкам Древнего Египта . Американский университет в Каире Пресс, Нью-Йорк/Каир, 2005 г., ISBN 977-17-2183-6 , стр. 49 и далее.
- ^ Вильдунг, Д. Онеггер, М. (ред.). Об автономии искусств древнего Судана, нубийская археология в XXI веке . Издательство Питерс. стр. 105–112.
- ^ Сакудзи Ёсимура, Нозому Каваи, Хироюки Касиваги: Священный склон холма на северо-западе Саккары. Предварительный отчет о раскопках 2001–2003 гг. В: Объявления Каирского отделения Немецкого археологического института (MDAIK). Том 61, 2005 г., страницы 392–394; см. онлайн-версию с фотографиями. Архивировано 21 мая 2024 г. в Wayback Machine .
- ^ Сакудзи Ёсимура, Нозому Каваи, Хироюки Касиваги: Священный склон холма на северо-западе Саккары. Предварительный отчет о раскопках 2001–2003 гг. В: Объявления Каирского отделения Немецкого археологического института (MDAIK). Том 61, 2005 г., страницы 392–394; см. онлайн-версию с фотографиями. Архивировано 21 мая 2024 г. в Wayback Machine .
- ^ Дагмар Стокфиш: Расследование культа смерти египетского царя в Старом царстве. Убранство царских погребально-культовых сооружений (= Древние , т. 25.). Ковач, Гамбург, 1994 г., ISBN 3-8300-0857-0 .
- ^ Матиас Зайдель: Группы королевских статуй , том 1: Памятники от Старого царства до конца 18-й династии (= Египтологические вклады в Хильдесхайм , том 42.). Герстенберг, Хильдесхайм, 1996 г., ISBN 3-8067-8136-2 , страницы 9–14.
- ^ Ричард А. Фаццини, Роберт С. Бьянки, Джеймс Ф. Романо, Дональд Б. Спэнел: Древнеегипетское искусство в Бруклинском музее . Бруклинский музей, Бруклин (Нью-Йорк) 1989 г., ISBN 0-87273-118-9 .
- ^ Сильвия Шоске, Дитрих Вильдунг (ред.): Государственная коллекция египетского искусства, Мюнхен . (= Иллюстрированные книги Заберна по археологии . т. 31 = Древний мир . т. 26, 1995). фон Заберн, Майнц, 1995 г., ISBN 3-8053-1837-5 , стр. 43.
- ^ Метрополитен-музей, Королевский музей Онтарио: Египетское искусство в эпоху пирамид . Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США), 1999 г., ISBN 0870999079 , стр.223.
- ^ Джон Ромер: Великая пирамида: возвращение к Древнему Египту . Издательство Кембриджского университета, Кембридж, 2007 г., ISBN 0-521-87166-2 , страницы 414–416.
- ^ Уильям Джеймс Хэмблин: Война на Древнем Ближнем Востоке до 1600 г. до н.э.: Святые воины на заре истории . Рутледж, Лондон/Нью-Йорк, 2006 г., ISBN 0-415-25589-9 , стр. 332.
- ^ Кэтрин А. Бард , Стивен Блейк Шуберт, ред., Энциклопедия археологии Древнего Египта . Рутледж, Лондон, 1999 г., ISBN 0-415-18589-0 , страница 1071.
- ^ Жан Леклан: Шестой Международный конгресс египтологов: Труды , том. 2. Международная ассоциация египтологов, 1993, стр. 186–188.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Михаэль Хаазе: Место для вечности. Комплекс пирамид Хеопса в структурном, архитектурном и культурно-историческом аспектах . фон Заберн, Майнц, 2004 г., ISBN 3-8053-3105-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Райнер Штадельманн: Египетские пирамиды: от кирпичного здания к чуду света. 2-е исправленное и расширенное издание. Заберн, Майнц, 1991 г., ISBN 3-8053-1142-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Захи Хавасс: Программы королевских погребальных комплексов четвертой династии. В: Дэвид О'Коннор, Дэвид П. Сильверман : Древнеегипетское царствование. БРИЛЛ, Лейден, 1994 г., ISBN 90-04-10041-5 .
- ^ Jump up to: а б с д Петер Янош: Пирамиды: миф и археология . Бек, Франкфурт, 2004 г., ISBN 3-406-50831-6 , страницы 70–72.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Дитрих Вильдунг: Роль египетских царей в сознании их потомков , Том 1: Посмертные источники о царях первых четырех династий (= Мюнхенские египтологические исследования , Том 17). Хесслинг, Берлин, 1969, стр. 105–205.
- ^ Jump up to: а б Адольф Эрман: Сказки Папируса Весткара I. Введение и комментарии . В кн.: Сообщения из восточных сборников . Буклет V, Государственные музеи Берлина, Берлин, 1890 г.
- ^ Jump up to: а б Верена М. Леппер: Расследование pWestcar. Филологический и литературный (ре)анализ . В: «Египтологические трактаты» , том 70. Харрасовиц, Висбаден, 2008 г., ISBN 3-447-05651-7 .
- ^ Jump up to: а б Мириам Лихтхайм: Древнеегипетская литература: книга для чтения. Старое и Среднее Царство , Группа 1. Калифорнийский университет Press, 2000 (2. Auflage), ISBN 0-520-02899-6
- ^ Jump up to: а б Фридрих Ланге: Рассказы Геродота , Том 1. стр. 188–190.
- ^ Гуннар Спервеслаге: Хеопс как спаситель в поздний период . В: Сокар , вып. 19, 2009 г., страницы 15–21.
- ^ Дитрих Вильдунг: Роль египетских царей в сознании их потомков. Том 1: Посмертные источники о царях первых четырех династий (= Мюнхенские египтологические исследования. Том 17). Хесслинг, Берлин, 1969, страницы 152–192.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Зигфрид Моренц: Традиции вокруг Хеопса . В: Журнал египетского языка и древности , том. 97, Берлин 1971, ISSN 0044-216X , стр. 111–118.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вольфганг Хельк: История Древнего Египта (= Справочник по востоковедению , т. 1.; Глава 1: Ближний и Средний Восток , т. 1.). БРИЛЛ, Лейден, 1968 г., ISBN 90-04-06497-4 , страницы 23–25 и 54–62.
- ^ Jump up to: а б с д Стефан Эггерс: Пирамиденкапитель в «Хитате» Аль-Макризи . Совет директоров, 2003 г., ISBN 3833011289 , с. 13-20.
- ^ Jump up to: а б с д Алан Б. Ллойд: Геродот, Книга II: Комментарий 1–98 (том 43 книги « Предварительные исследования восточных религий в Римской империи »). БРИЛЛ, Лейден, 1993 г., ISBN 9004077375 , страницы 62–63.
- ^ Уильям Джиллиан Уодделл: Манефон (= Классическая библиотека Леба . Bd. 350). Издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс, 1997, ISBN 0-674-99385-3 , страницы 46 и 47.
- ^ Jump up to: а б Эрхарт Грефе: Хорошая репутация короля «Снофру». В: Исследования по египтологии, представленные Мириам Лихтхайм , том. 1. страницы 257–263.
- ^ Джейн С. Лаудон: Мумия! Сказка 22 века . Генри Колберн, Лондон, 1827 г.
- ^ Наджиб Махфуц (автор), Раймонд Т. Сток (переводчик): Мудрость Хуфу , 2003.
- ^ Гай Рэше: Роман о пирамидах . Эд. дю Роше, Париж, 1997.
- ^ «Второе пришествие звездных богов» . GoodReads.com . Архивировано из оригинала 21 мая 2024 года . Проверено 11 мая 2020 г.
- ^ Раймонд Майотта: Легенда о вампире Хуфу . CreateSpace, Массачусетс, 2010 г., ISBN 1-4515-1934-6 .
- ^ Филип К. ДиМэр: Фильмы в американской истории. п. 891
- ^ ср. Эрих фон Дэникен : Воспоминания о будущем . стр. 118.
- ^ Инго Кугенбух: Почему ложка гнется и Мадонна плачет . страницы 139-142.
- ^ 3362 Хуфу в интернет-базе данных Лаборатории реактивного движения (JPL) (английский).
- ^ Лутц Д. Шмадель: Словарь названий малых планет . Springer, Берлин/Гейдельберг, 2003 г. (5-е издание), ISBN 3-540-00238-3 , стр. 280.
- ^ Информация о пирамиде Хуфу в Tomb Raider IV. Архивировано 21 мая 2024 года в Wayback Machine (на английском языке).
- ^ Информация о пирамиде Хуфу в Duck Tales 2. Архивировано 21 мая 2024 года в Wayback Machine (на английском языке).
- ^ «Гробница Хуфу» . ИГН . 11 ноября 2017 г. Архивировано из оригинала 21 мая 2024 г. Проверено 21 мая 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Травертиновый фрагмент небольшой сидящей статуи Хуфу, выставленный в Бостонском музее изящных искусств» .
- «Захи Хавасс: Хуфу – строитель Великой пирамиды» .
- «Сведения о Хуфу и его пирамиде» .
- «Ранняя гавань фараонов на побережье Красного моря» .
- «Гавань Хуфу на побережье Красного моря в Вади-эль-Джарфе» .
- «Обнаружение папирусов Хеопса в древнем порту Вади-эль-Джарф» .